Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Образы человека: религия и эзотерика, наука и философия.


Информационный Канал Subscribe.Ru

 РЕЛИГИЯ И ЭЗОТЕРИКА

Многие сейчас увлеченно ищут нечто необыкновенное, выслеживая загадочных пришельцев или неопознанные летающие объекты. Но самое чудесное и сверхзагадочное скрывается в самом человеке, ведь наиболее непознанные существа в этом мире V это мы сами. Еще будучи 18-летним тинейджером, Федор Достоевский писал: +Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком+. Казалось бы, мировая культура за свою многотысячелетнюю историю накопила необозримое количество различных взглядов и представлений о природе, сущности и предназначении человека V в мифологии, религии, мистике, эзотерике, философии, науке, искусстве. Но в этой множественности образов человека и заключается трудность понимания нами самих себя.

Автор рассылки, доктор философских наук, профессор Вячеслав Иванович Кудашов, попытался сделать эту пугающую множественность образов человека легко обозримой и доступной любому читателю.

В предлагаемой рассылке будут представлены важнейшие фрагменты его трилогии +Образы человека+, готовящейся к публикации.
В первой части трилогии +Образы человека: религия и эзотерика+ дается один из первых в отечественной и мировой литературе комплексный обзор религиозных, мистических и эзотерических представлений о структуре человеческого существа. Наряду с традиционной для западной культуры идеей разделенности человеческой телесности и духовности показано понимание глубинного единства энергетической природы человека в дальневосточной и древнеамериканской традициях. Во второй книге +Образы человека: наука и философия+ человек рассматривается как космопланетарный феномен, обладающий интегральной природой. Систематический обзор научных и философских образов человека выявляет его +биопсихосоциальное единство+ с хаотичностью и упорядоченностью Вселенной. В последней книге +Образы человека: возможности преображения+ рассматриваются различные подходы к преобразованию человека в новый, более совершенный тип разумного существа.
Популярное изложение накопленных мировой культурой сведений о скрытой сущности человека будет интересно не только специалистам гуманитарного профиля, но и самому широкому кругу читателей, стремящихся к самопознанию и самосовершенствованию. Все желающие могут сделать персональный заказ книги, задать свои вопросы, что-то предложить непосредственно автору.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В искусстве, сотворяемом серьезно

И честно от начала до конца –

Что крупно, то всегда религиозно

И дышит соучастием Творца.

И.Губерман

 

Проблема в том, что каждый говорит о спасении в другом мире, об иной подлинной реальности, где это спасение состоится, но и спасение, и место его указывают по-разному. Для одних это Рай, для других Нирвана, для одних Христос, для других Аллах, для третьих планеты, определяющие нашу судьбу, одни ориентируются на церковь, другие на эзотерическое сообщество или общение с тайными силами. Все, абсолютно все, настаивают, что их учение истинно, а другие учения или прямо ложные или частичны относительно их подлинного знания.

Правда, православная церковь может сказать, что ее учение освящено авторитетом Христа и традицией. Но в Христа не все верят, а традиции, как  уже отмечалось, есть и более древние. Кроме того, традицию человек тоже или принимает или отвергает, а может иногда и сам создавать. Но есть еще один аргумент: прямые доказательства и свидетельства. Например, в брошюре «Святая плащаница Христова» приводились результаты скрупулезного исследования ткани, в которую предположительно было завернуто тело Христа после распятия. Известные ученые пришли к выводу: да, изученная ткань именно та, в которую был завернут Христос, а проступивший на ткани прекрасный облик лица и тела, а также следы ужасных ран от распятия, безусловно, принадлежат Христу. Но увы, несколько лет тому назад были проведены повторные компетентные исследования, которые показали, что эта ткань хотя и древняя, но не настолько: ее создали много веков спустя после смерти Христа.

И так происходит во всех других сходных случаях: или «факты» опровергаются прямыми исследованиями или им даются совершенно другие интерпретации, отрицающие эти факты, но не менее убедительные для публики. Да и как, спрашивается, можно проверить существование Христа или Нирваны, не имея соответствующего религиозного или эзотерического опыта? Ведь, если бы можно было поставить подобный «решающий эксперимент», то мы бы открыли последнюю Истину, превосходящую все вероучения и мироощущения вместе взятые.

Но тогда вроде бы получается полный тупик: просто так, на веру такие серьезные вещи, как идею спасения и указание на подлинную реальность, принимать не хочется, да и невозможно принять – это ведь не игра, – а критериев, позволяющих судить, что есть, а чего нет, где подлинное, а где мнимое, у человека нет. Кстати, последовательные люди до этого сами дошли. Описывая подлинную реальность, которая другим не дана и вообще кажется кошмаром умалишенного, такие люди так и говорят: да, то, что для нас подлинно, вам может показаться чистым бредом. Писатель-фантаст, когда он описывает фантастический мир, не питает иллюзий, что этот мир существует на самом деле (хотя он живет в этих мирах всю свою жизнь), а вот святые, эзотерики, духовидцы, религиозные оккультисты абсолютно уверены в подлинности тех миров, о которых они говорят.

Все эти вопросы не являются просто праздным любопытством, и дело не только в том, кому нам верить, когда мы, например, подвергаемся какому-либо воздействию. В условиях кризиса идеологии миллионы людей вынуждены искать свой духовный путь и поэтому жадно слушают различных проповедников и тех, кому уже открылась истина. И, естественно, что не хотелось бы заниматься пустым делом (тем, чего нет) много лет или выслушивать обвинения в пособничестве темным силам.

Первое наблюдение, доступное всем людям: в фантастические и странные миры человек может попасть, не только став святым, эзотериком, оккультистом или душевнобольным. Каждый может попасть в такой мир, читая научно-фантастическое произведение или переживая свой сон. Если в искусстве мы помним, что это всего лишь вымысел писателя (хотя, когда читаем, мы об этом должны как бы забыть), то в хорошем сновидении, что бы там с нами не происходило, какие бы фантастические события не имели место, мы все воспринимаем на полном серьезе, как то, что есть на самом деле. В нормальном сне нет никаких способов удостовериться, спим мы или нет.

Новейшие исследования показали, что к фантазиям, сновидениям, художественным переживаниям, облегчающим душу, ведут определенные ситуации в жизни, в которых человек не может проявить свою активность, осуществить важные для его жизни цели и устремления. В результате его биологическая и психическая активность затормаживается. Приостановка процессов, направленных на осуществление жизненно важных желаний, вызывает у человека скрытые, не осознаваемые им напряженные состояния. Во сне, фантазии, при восприятии произведений искусства, когда человек перестает действовать и огражден от наплыва очередных событий и впечатлений, эти скрытые напряженные состояния, подобно сжатой пружине, заставляют работать психику человека, изживать нереализованные события. Получается, что различные явления символической жизни человека – фантазии, художественные переживания, игра, общение и другие – это построение на основе прожитого опыта человека особых реальностей.

Такие реальности позволяют человеку, во-первых, прожить, но в иной форме, ситуации и события, которые он не может осуществить в обычной жизни, во-вторых, программировать в себе нужные состояния и переживания. Первый момент, вероятно, испытали на себе, часто не замечая того, многие люди. Действительно, музыка, как и хорошие стихи, помогают справиться с плохим настроением, изжить горе или радость. А ребенок, слушая сказку, не только входит в интересный, волнующий его идеальный мир, но и получает возможность пережить в нем, притом вполне реально, то, что он по самым разным причинам не может пережить в обычной жизни.

Итак, что же удалось понять? Во-первых, что миры, в которых мы путешествуем каждую ночь и всю жизнь (сновидений, фантазий, религиозные или эзотерические), являются проекциями нашей собственной души. Во-вторых, в одних случаях (сны наяву, галлюцинации) эти миры возникают в результате спонтанной и неподготовленной деятельности человека, а в других (религиозный или эзотерический опыт) – требуется большая многолетняя работа над собой, направленная на совершенствование личности. В-третьих, для человека все психические реальности являются настоящими, в том смысле, что они определяют наше восприятие и образ жизни.

Теперь было бы неплохо понять, чем эзотерик отличается от верующего, и чем они оба отличаются от душевнобольного. Для этого нужно учесть следующее. Что такое верующий? Это человек, верящий в Бога. Для верующего Бог – первая и последняя реальность. Как бы верующий ни понимал Бога, два свойства обязательны: Бог – это сверхличность, по образу и подобию которой определяется личность человека, его разумное поведение, и Бог – это коллективная соборная идея. Эзотерик же верит не в Бога, а в себя и в эзотерическую реальность. В этой реальности может найти себе место и Бог, но всего лишь как один из персонажей эзотерического мира. Например, человеку, впервые вошедшему в духовный мир, предстоит встреча с «великим стражем». Этим «великим стражем порога» является Христос, как великий прообраз человека.

В религиозном мироощущении источник и причина законов и вообще любого действия, даже абсолютно непонятного человеку, один – Бог. В эзотерическом мироощущении сама реальность является носителем каких-то законов, которым все в этой реальности (и даже Бог, если он в ней есть) подчиняются. Эзотерический мир устроен по аналогии с тем, как, например, устроена природа, это именно реальность, а не Бог, это некоторое устройство, а не личность. Эзотерическая реальность представляет собой своеобразную проекцию личности эзотерика, т.е. это идея индивидуальная, а не соборная.

Любой душевнобольной - и не святой, и не эзотерик. Это человек, настолько одержимый в своей мечте и желаниях и настолько слабый психически, что его «сон наяву» на тему этих желаний превратился в устойчивую галлюцинацию, постепенно вытеснившую из его сознания все остальные реальности. Мир, в котором он оказался – это непрерывный сон его души, в котором его заклинило, сон с одним сюжетом. Сумасшедший не признает других реальностей, даже теоретически. Напротив, и верующий, и эзотерик хотя и знают, каков «мир на самом деле», тем не менее, допускают, что другие люди могут думать иначе, заблуждаться и еще не обрели истину.

         Последний момент касается этической стороны дела. В чем все-таки спасение, а где прельщение и сатанинские козни? Думаю, главное здесь – рассмотреть последствия каждого пути, ну, а дальше – дело свободного выбора человека. Например, религиозный путь, действительно, опирается на традицию, но ведь и традиции стареют и не всякому традиция подходит. Нельзя ли, например, предположить, что тип православного человека – это средневековый тип. Для интеллигентного человека православная церковь выглядит часто в сравнении, например, с протестантизмом или дзен-буддизмом достаточно архаической и стесняющей свободу личности. Такой человек предпочитает непосредственный контакт с Богом, не опосредованный церковной иерархией. Не возвращает ли нас православная церковь к идеям соборности и формам традиционной жизни, давно изжившим себя?

Эзотерический путь, если он не корректируется ценностями нравственного и духовного совершенствования, чаще всего направляется только проблемами эзотерической личности, стремлением ее реализовать свои идеалы. Но идеалы идеалам рознь. У многих современных «учителей», осознают они это или нет, основной идеал – реализовать свое Я, свое стремление к успеху и власти. Тогда мы получаем колдунов, сатанистов, черную магию, белое братство и черт знает что еще. Поэтому так важно смотреть, какие за красивыми и возвышенными словами (о Боге, свете, добре и т. д.) стоят дела и ценности, и куда в конце концов они нас зовут.

С той самой поры, когда человек осознал себя и утвердил в собственном воображении природу, вид и характер своего существа, выделил и закрепил в мыслительном пространстве человеческий образ, его не оставляет желание измениться, найти в себе и развить способность к превращению во что-то иное. Наша монотонность разочаровывает и затягивает в себя, непреходящий круговорот жизни и смерти словно бы томится и ждет перехода в новое качество, питая извечные сны и фантазии человеческого рода. Мы ищем возможности трансформации повсюду; мы желаем убедиться, что стабильность и ограниченность нашего вида, структуры, формы не абсолютны. Добиваясь превращения вещей в окружающем нас мире, мы почти бессознательно возбуждаем в себе надежду на грядущую трансформацию собственного существа, чья неповоротливость и косность так сильно противоречит подвижности чувств, пластике мысли, полетам свободного духа.

Шаманское оборотничество, «внутренняя алхимия» даосов, христианские ожидания нисходящего Духа, йоговские эксперименты буддизма - все это отражения и проекции единой жажды качественно нового бытия. Даже не обращая специального внимания на фундаментальное противоречие своей природы, мы подсознательно ощущаем какую-то неправильность, дисгармоничность или незавершенность положения дел. По сути, вся история религии (представлящая собой наиболее емкий и ценный пласт культурного развития) является извечным поиском иного бытия - более яркого, более совершенного и свободного.


oкончание в следующем выпуске

 


Если у Вас возникли вопросы и пожелания, Вы можете написать автору.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: philosophy.manimage
Отписаться

В избранное