Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Образы человека: религия и эзотерика, наука и философия. Глава 6


Информационный Канал Subscribe.Ru

 РЕЛИГИЯ И ЭЗОТЕРИКА

Многие сейчас увлеченно ищут нечто необыкновенное, выслеживая загадочных пришельцев или неопознанные летающие объекты. Но самое чудесное и сверхзагадочное скрывается в самом человеке, ведь наиболее непознанные существа в этом мире – это мы сами. Еще будучи 18-летним тинейджером, Федор Достоевский писал: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Казалось бы, мировая культура за свою многотысячелетнюю историю накопила необозримое количество различных взглядов и представлений о природе, сущности и предназначении человека – в мифологии, религии, мистике, эзотерике, философии, науке, искусстве. Но в этой множественности образов человека и заключается трудность понимания нами самих себя.

Автор рассылки, доктор философских наук, профессор Вячеслав Иванович Кудашов, попытался сделать эту пугающую множественность образов человека легко обозримой и доступной любому читателю.

В предлагаемой рассылке будут представлены важнейшие фрагменты его трилогии «Образы человека», готовящейся к публикации.
В первой части трилогии «Образы человека: религия и эзотерика» дается один из первых в отечественной и мировой литературе комплексный обзор религиозных, мистических и эзотерических представлений о структуре человеческого существа. Наряду с традиционной для западной культуры идеей разделенности человеческой телесности и духовности показано понимание глубинного единства энергетической природы человека в дальневосточной и древнеамериканской традициях. Во второй книге «Образы человека: наука и философия» человек рассматривается как космопланетарный феномен, обладающий интегральной природой. Систематический обзор научных и философских образов человека выявляет его «биопсихосоциальное единство» с хаотичностью и упорядоченностью Вселенной. В последней книге «Образы человека: возможности преображения» рассматриваются различные подходы к преобразованию человека в новый, более совершенный тип разумного существа.
Популярное изложение накопленных мировой культурой сведений о скрытой сущности человека будет интересно не только специалистам гуманитарного профиля, но и самому широкому кругу читателей, стремящихся к самопознанию и самосовершенствованию. Все желающие могут сделать персональный заказ книги, задать свои вопросы, что-то предложить непосредственно автору.




Глава 6. Даосское учение о человеке.

(продолжение)

 

Другие эзотерические школы даосской алхимии концен­трировались на индивидуальной внутренней энергетической работе, отталкиваясь от того представления, что человеческий организм так же многомерен, как и весь мир, и в нем в потенции уже есть все необходимое для создания «бессмертно­го зародыша». Работа проводилась в два этапа. Вначале осваивались упражнения с биоэнергиями, ци-гун (буквально «работа с энергией»). После успешного освоения этих методик переходили к работе с сознанием. На первом этапе практикующий с помощью дыхания, движений и концентрации сознания должен был почувствовать, осознать присутствие в своем теле энергий, различающихся по степени грубости — тонкости. Он знакомился с различными каналами и полостями, где движутся и концентрируются энергии. Используя контроль дыхания, мантры, стати­ческие и динамические упражнения, ученик старался управлять этими энергиями с помощью воли. В связи с практикой этих техник было обязатель­ным вегетарианское питание. Часто применялись посты, когда отказывались также и от пряностей, овощей с резким запахом и даже от зерна, питаясь только фруктами. Использовалось и голодание.

В дальнейшем — после длительного этапа «переплавки» себя и утончения всей энергии организма до плана Дао, — начиналась «кристаллизация» этой энергии в «тело бессмертного зародыша». В этот период ученик удалялся в уединенное место. Обычно это были горы, которые известны благоприятным климатом и наличием мест с «тонкой и сильной ци». В «затворничестве» происходила «кристаллизация» сознания в плане Дао и выращивание из «тела бессмертного зародыша» нового бессмертного «Алмазного Тела», свободного от воздей­ствия земных законов и способного к эффективной работе во вселенной. «Алмазное тело», по даосскому учению, состоит из «чистейшей изначальной энергии Ян».

Чжан Бодуань в своем трактате «Главы о прозрении истины» писал, что для того, чтобы создать тело Ян, необходимо совершенствовать и «жизненность», и «природ­ную сущность». «Жизненность» — это эмоции и «природа телесного склада», те энергии, которые очищением должны быть доведены до состояния, необходимого для успешной работы с сознанием. «Природная сущность» — это сознание, которое в результате совершенствования должно стать «Изначальным Духом», единосущным с Дао. То есть совершенствоваться должен весь многомерный организм, начиная с физического тела.

Упражнения «внутренней» алхимии по созданию «бес­смертного зародыша» моделировались во время даосского богослужения. Религиозный обряд являлся тайным и происхо­дил при закрытых для непосвященных дверях храма. В состоянии медитации даосский «высокий достопочтенный», как по ступеням, проходил все этапы создания тела «бессмертного зародыша», проникая сознанием в самую тончайшую мерность — обитель Дао, сливаясь с Ним и становясь «единотелесным» с Дао. Затем его сознание охватывало все пространственные мерности — от плана Дао до физического плана включительно. В этом состоянии он становился как бы воплощением Закона Дао (универсальных закономерностей эволюции многомерной вселенной) и служил проводником гармонизирующих вибраций. Именно эту функцию — утверждение Закона Дао и уничтожение очагов беспорядка стремился выполнять в Поднебесной даосский совершенномудрый, распространяя тон­чайшие вибрации гармонии.

Некоторые тексты даосизма являются, пожалуй, почти единственными литературными источниками, где до конца подробно описываются этапы психоэнергетического развития на высших ступенях. Но из-за сложной шифровки эти знания оказываются совершенно недоступными людям несведущим. Дело в том, что алхимические тексты шифровались при помощи химических терминов. И если тексты понимались прямо, «внешне», то невежды пытались выполнять именно химические реакции, которые были в них описаны. Так например, брали киновар­ный песок, соединяли его со свинцом и серой, плавили, закаливали и извлекали из полученного продукта «желтый металл» — «золото». Из-за своей сложности этот процесс мог тянуться долгие годы. Наконец, полученная таким путем «пилюля» принималась внутрь. Часто результатом этого бывали болезни, а то и смерть. А ведь одна из целей алхимии бессмертие. Но о каком бессмертии речь?

Мастера-наставники даосов говорят, что «добиваться бессмертия физического тела, состо­ящего из плоти и крови, это — все равно, что полировать кирпич». Это — невозможно. Тело можно исцелить, можно продлить его жизнь, но сделать его бессмертным — нереально. Более того, хотя «без тела нельзя достигнуть Дао, но с телом никогда нельзя осуществить Истину». Зато можно «выкри­сталлизовать» из тончайших энергий иное, новое тело и — уже в этом теле — вечно существовать.

Именно на это направлена техника «выплавления внутренней пилюли». Термин «внутренняя пилюля» встречается в сборнике эпохи Тан (618—907 г.г.) «Проникновение в скрытые тайны», где сказано: «Энергию можно сохранять внутри, это — внутренняя пилюля. Лекарство же может укреплять тело, это — внешняя пилюля». Практикующий технику «внутренней пилюли» начинает с преобразования энергий своего многомерного организма и, как следствие этого, меняется целиком сам.

К XII веку в Китае сложились две школы алхимии — Северная и Южная. Южная начинала с работы с биоэнергиями и с приемов психической саморегуляции — ци-гун. После успешного прохождения этих этапов ученики переходили  к работе с энергией сознания. Северная же школа начинала сразу с сознания. Таким  образом,  ее методы  годились лишь для  очень малого числа людей — для тех, кто был в данный момент готов к этому психически и физически.

Известные мастера даосизма отмечают, что многие алхимические трактаты написаны некомпетентными людьми — теми, кто знал предмет только теоретически и не познал его практически. Именно в некомпетентности авторов — одна из причин малопонятности многих так называемых «небесных книг». Необычайно сложна терминология, применяемая в работах по даосской алхимии. Так, во-первых, один термин может обозначать различные процессы, состояния или био­энергетические органы. Во-вторых, один и тот же процесс или биоэнергетический орган может обозначаться различными терминами. В-третьих, один термин на различных этапах работы может обозначать разные процессы, состояния или биоэнергетические органы.

Для чего нужна такая шифровка? Не только для того, чтобы скрыть эти знания от «прожорливых мирян», как писали алхимики. Как в школах даосизма определяется степень развитости интеллекта? Ведь развитый ум — одно из важнейших условий для успешного продвиже­ния к Совершенству. Вот один из методов отбора учеников по уровню их интеллекта: чем более высок этап психоэнерге­тической работы, тем сложнее он шифруется, при этом разгадка под силу только тем, кто обладает развитым умом. Дело ученика — подойдя к данной ступени своего развития и, став готовым взойти на нее, разгадать полученные указания. Таким образом — в частности, через такой интеллектуальный отбор — структура духовной школы сохраняет форму пирами­ды.

Обучение ци-гун начинается с прохождения ступеней, аналогичных буддистскому самосовершенствованию. Это — освоение этики, правил гигиены и психогигиены, борьба со своими пороками и культивирование добродетелей. Необходимо также наличие верной устремлен­ности, которую в алхимии называют «магнитным камнем». Это — понимание своего пути и сильная устремленность к конечной Цели. Ступень «переплавки себя» — фундаментальный этап в даосизме. На этой ступени учатся правильной концентра­ции и контролю ума — умению добиваться «ментальной паузы» (останавливать «внутренний диалог»), продолжают этическую работу, применяют физические упражнения. Для этого используют контроль дыхания, асаны, мантры. Если «переплавка себя» (в том числе этическая «переплавка») была выполнена «не чисто», то это называлось «строить дом из необожженных кирпичей». Такой «дом» мог в любой момент рухнуть, «погребя под собой» обитателя.

Даосские мастера считают грубой ошибкой усилия, направленные на собирание энергии извне через «вдыхание» ее с воздухом ради аккумулирования в себе. Истинным считается метод, состоящий в прекращении выпускания из себя потока «воспроизводящей силы», «поворачивании вспять» этого потока и использовании этой энергии для алхимических целей. Это — стремление к психоэнергетической самодо­статочности. Ибо все необходимое для Божественного Совер­шенства есть в пределах многомерного организма человека. «Воспроизводящая» и «жизненная» силы — два вида энергии, соотносящиеся приблизительно как потенциальная и кинетическая энергии. Как только «сдвигают» «воспроизводя­щую силу», делая ее подвижной (например, запуская ее по «микрокосмической орбите»), она становится «жизненной силой».

Вращение энергии по «микрокосмической орбите» занимает центральное место на начальных этапах ци-гун. Это — упражнение, позволяющее перемешать энергию нижнего дань-тяна по замкнутой системе каналов — позвоночниковым и переднему. Нижний дань-тян существует на основе уже известных нам трех нижних чакр (муладхары, свадхистаны, манипуры), представляя собой основной «блок питания» организма, а также включая в себя особые каналы (меридианы), сходящиеся от этих чакр в районе пупка. В пределах позвоночника есть три канала, по которым может перемещаться энергия при вращении ее по «микрокос­мической орбите».

Так, от муладхары до сахасрары проходит широкий канал, называемый ду-май. В буддизме он называет­ся сушумной. Одна из его функций состоит в распределении по чакрам накапливаемой в муладхаре энергии, называемой кундалини. Этот энергетический потенциал формируется в основном за счет энергии свадхистаны, если она не растрачивается на неумеренную сексуальную активность или на другие нужды организма. В пределах ду-май, в его задней части, обособляется значительно более узкий канал (диаметром около 2 см) — ваджрини, по которому к другим чакрам проходит эта сексуальная энергия. Третий из позвоночниковых каналов — читрини — начинается от задней части сахасрары, проходит по затылочной области близко от поверхности головы, опускается по задней части шеи и далее по самой задней части позвоночника, совпадая с остистыми отростками позвонков. Читрини — исключительно важная структура, служащая эталоном тончайшего состояния.

Система дань-тянов (и, соответственно, чакр) связывается также передним каналом жэнь-май. Он начинается от верхнего конца канала ду-май, огибает сахасрару с боков двумя ветками, которые соединяются в области лба, затем, снова разделившись на несколько канальцев, опускается по лицу и объединяется в районе вишудхи. Еще одна ветвь опускается сквозь середину головы, через нёбо выходит к подбородку и на шее присоединяется к другим ответвлениям. Затем канал широкой лентой опускается по передней стороне тела, давая  ответвления  ко  всем  чакрам,  проходит  сквозь лобковую кость и направляется к копчику. Верхним дань-тяном называется система головных чакр (сахасрара и аджна). Средним же дань-тяном называется чакра анахата.

Чтобы избежать такого утомительного описания, можно было бы просто указать на рисунках все упомянутые места на человеческом теле. Однако один из принципов преподавания в школе даосов таков: «Вредно точно указывать места на теле». Это избавляет учеников от простого механического следования указаниям наставника. Ученики «вынуждены» прислушивать­ся к собственным ощущениям и определять точную локализа­цию тех или иных структур многомерного организма. Следст­вие этого — работа с реальными, а не с воображаемыми структурами.

 


Продолжение следует

Если у Вас возникли вопросы и пожелания, Вы можете написать автору.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: philosophy.manimage
Отписаться

В избранное