Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Эзотерическая энциклопедия" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Сентябрь 2004 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
5
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
11
|
12
|
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Статистика
0 за неделю
Образы человека: религия и эзотерика, наука и философия. Глава 6
Информационный Канал Subscribe.Ru |
РЕЛИГИЯ И ЭЗОТЕРИКА
Автор рассылки, доктор философских наук, профессор Вячеслав Иванович Кудашов, попытался сделать эту пугающую множественность образов человека легко обозримой и доступной любому читателю.
В предлагаемой рассылке будут представлены важнейшие фрагменты его трилогии
«Образы человека», готовящейся к публикации.
В первой части трилогии «Образы человека: религия и эзотерика» дается
один из первых в отечественной и мировой литературе комплексный обзор религиозных,
мистических и эзотерических представлений о структуре человеческого существа.
Наряду с традиционной для западной культуры идеей разделенности человеческой
телесности и духовности показано понимание глубинного единства энергетической
природы человека в дальневосточной и древнеамериканской традициях. Во второй
книге «Образы человека: наука и философия» человек рассматривается как
космопланетарный феномен, обладающий интегральной природой. Систематический
обзор научных и философских образов человека выявляет его «биопсихосоциальное
единство» с хаотичностью и упорядоченностью Вселенной. В последней книге
«Образы человека: возможности преображения» рассматриваются различные подходы
к преобразованию человека в новый, более совершенный тип разумного существа.
Популярное изложение накопленных мировой культурой сведений о скрытой
сущности человека будет интересно не только специалистам гуманитарного
профиля, но и самому широкому кругу читателей, стремящихся к самопознанию
и самосовершенствованию. Все желающие могут сделать персональный заказ
книги, задать свои вопросы, что-то предложить непосредственно автору.
Глава 6. Даосское учение о человеке
Не Божьей
мысли бытиё,
Не Дух я
славлю в восхищении
А воспеваю
жизнь в её
Материальном
воплощении.
Г.Губерман
Китайский народ — один из наиболее древних из существующих
сейчас на Земле. Он обладает уникальным набором качеств, выработанных на
протяжении многих тысячелетий развития.
Причем, качества эти формировались
под большим влиянием оригинальных эзотерических методик совершенствования
тела, жизненной энергии, ума и
сознания. В китайских преданиях и
легендах рассказывается о 9
«первопредках», появлявшихся у истоков китайской цивилизации друг за другом и
принесших народу знания, ремесла, письменность, музыку и т.д. Одним из них был
первопредок Хуанди. Хуанди принес
высшую духовную Истину и целостную систему
совершенствования человека. Эта система включала в себя теоретический аспект,
где описывался процесс Творения Мира
Дао и раскрывалась цель человеческой жизни — развитие своего сознания, заканчивающееся достижением Божественного
Совершенства и слиянием с Дао. Практически эта цель достигалась в том числе с помощью многостадийной системы психофизической подготовки.
Большое значение также придавалось развитию «правильного чувства и правильного действия».
Эта изначальная информация, данная Хуанди, явилась истоком концепций
множества школ. Различия между ними происходили от того, на
какую конечную цель было направлено совершенствование
тела, «жизненной энергии» или сознания. В зависимости от
цели использовались и различные физические или
психофизические методики, а также в разной степени
стимулировалось развитие этики и интеллекта. Но, как
обычно случается, широкое распространение получила наиболее
простая, «внешняя» часть целостной системы Хуанди.
Она со временем преобразовалась в техники боевых искусств, с
одной стороны, а с другой — в шаманизм, магию и мифотворчество. «Внутреннюю» же
— эзотерическую — часть учения Хуанди использовали очень немногочисленные школы даосской йоги, ставившие своей целью
развитие сознания вплоть до достижения Божественного Совершенства. Даосская традиция считает именно
Хуанди основателем даосизма.
С течением веков эзотерические школы древнего даосизма становились все более и более закрытыми, а их количество уменьшалось. Однако нить традиции не была прервана. Напротив, «внешние» школы стали естественными компонентами
жизни китайцев. В тех из них, где
доминировала магия, ярко проявлялось поклонение душам предков. В школах же более высокого уровня, начиная с
эпохи Шань-Инь (XYIII — XII вв. до н.э.), утвердилось поклонение «Небу», но в
значении не места или направления, а «Первоосновы и
Первопричины всего сущего». В середине эпохи Чжоу (т.е. в YII — YI вв. до н.э.)
появился трактат «Дао-дэ-цзин», автором которого считают
Лао-Цзы. Лао-Цзы почитается у даосов как воплощение императора Хуанди. Нить древнего Учения, протянувшаяся через тысячелетия, с появлением «Дао-дэ-цзин» получила новый импульс. В частности, в «Дао-дэ-цзин» дается развернутое
определение Дао как «глубочайшего» и
«тончайшего Единого», которое
бесконечно и существует вечно. Это — «Праотец всего» и «глубинная Основа всех вещей».
Последовавший за появлением «Дао-дэ-цзин» период с YI по III вв. до н.э.
называют эпохой «соперничества ста школ», поскольку почти одновременно
оформляются такие направления, как даосизм, конфуцианство, моизм, школы законников,
софистов, последователей учения об ян и инь и др.
Все эти школы использовали фрагменты Учения, дошедшие до того времени в
древнейших памятниках литературы, таких как «И-цзин» («Книга перемен»),
«Нэй-цзин» и др., авторами которых, согласно,
традиции, считаются Хуанди и другие
«первопредки». Эти книги наряду с
«Дао-дэ-цзин», в частности, легли в основу
развивающегося и оформляющегося даосизма.
Согласно даосским представлениям, между тончайшей мерностью (Небом) и
самой плотной мерностью (физическим планом, Землей)
находится многомерное пространство, заполненное энергиями, различающимися по уровню их грубости — тонкости. Среди этих энергий — души
людей. Задача каждой из них — пройти путь, Дао от «Земли» к «Небу». Таким
образом, многомерный мир есть место, где Богом созданы условия для эволюции живой энергии и где эта энергия подвергается постоянным метаморфозам, изменяя, в частности,
степень своей грубости — тонкости от инь к ян. Единицы такой энергии
должны проходить путь своей личной эволюции в сторону
все большего утончения и разумности — к достижению Совершенства.
Необходимо более
подробно остановиться на определении сути соотношения инь — ян. В китайской философии существуют понятия Великого Ян и Великой Инь. Это — Творец и Его Творение. Можно
говорить также о малых ян и инь, но это — не статичные пары противоположностей
(типа желтка и белка в яйце), а
проявление закона превращения энергии. Соотношение
инь — ян символизирует собой процесс превращения энергии в сторону
тонкости (от инь — к ян) или в сторону грубости (от ян — к инь); либо инь и ян
— это набор энергий различной грубости — тонкости.
В последнем значении эти термины применены в «Дао-дэ-цзин»: «Все существа носят в себе инь и ян,
наполнены ци (энергией) и образуют
гармонию». К сожалению, с течением веков изначальное значение этих терминов почти позабылось и
существует масса трактатов (особенно
это касается натурфилософских и медицинских), где термины инь и ян используются как статичные определения
качеств различных предметов, органов человеческого тела и даже энергий и
биоэнергетических каналов.
Эволюционный процесс начинается в неорганических природных формах (в камнях). Нулевую или начальную стадию состояния
символизирует «земной первопредок» древних китайцев, имеющий образ
мешкообразной живой массы. Затем энергия сознания проходит
эволюцию в телах растений и животных. Ее символизирует
«предок», представляющий собой двуполо-бесполое
зооантропоморфное существо. При первом воплощении в человеческое тело первопредок несет в себе основную сущность информации и
навыков, полученных в предыдущих растительных и животных жизнях.
Дальнейший процесс эволюции протекает с увеличением
свободы воли, т.е. широты выбора. Увеличивается спектр
возможностей личности, но одновременно растет угроза нарушения ею гармонии
Мира, ибо такой человек уже выделился из естественных биоритмов
природы, но еще не дошел до единения с Творцом.
Свободная личность имеет в этот период целый набор вероятностей
от, бездны падения до максимумов возвышения. Это — тот «путь
страданий», который должно пройти сознание, обучаясь в
школе жизни. Но, чтобы свобода не привела к хаосу,
необходимо уравновесить природный закон и человеческую натуру, или, иными
словами, необходимость (сохраняющую творение от погружения в хаос) и свободу
(порождающую все новое). А для этого нужно придерживаться
порядка, когда, в частности, каждый ценен на своем месте. Люди также должны соблюдать порядок и направлять
свое движение по «срединному пути», не уклоняясь в крайности. Помощь в этом
процессе в Поднебесной оказывают два
человеческих типа, истоком своим имеющие Дао и дэ: совершенномудрый (шэнь-жень) и благородный (цзюнь-цзы).
Благородный мог изменить свою судьбу с помощью
преобразования своей натуры, совершенствуясь в добродетели
духовной просветленности и в добре-искусности. «Речи и
действия — высший метод управления цзюнь-цзы», - записано в «И-цзин». А
даосский совершенномудрый находится уже в состоянии
естественного слияния с Дао и его метод — недеяние и молчание. Принципы,
которым он следует, это: естественность (процесс, текущий в соответствии с волей Дао),
постоянство (постоянная направленность на
Дао), деяние-недеяние (устранение субъективной воли, противоречащей Дао), страсть-бесстрастие (страстная устремленность к высшей цели
на фоне бесстрастного отношения к
«суетному»), отказ от соперничества,
безмолвие и т.д. Совершенномудрый
является единым с Дао и становится проводником Его гармонизирующих вибраций.
Своим воздействием он очищает и утончает энергии сознаний людей и животных. Совершенномудрый дает Поднебесной свои
вибрации, мысли, образец поведения,
стремясь уменьшить проявления хаоса.
Качества даосского совершенномудрого максимально раскрыты в
«Дао-дэ-цзин».
«Внутренней», эзотерической частью даосизма является учение о способах
достижения бессмертия. Конечно, речь идет не о бессмертии физического тела, а о
«кристаллизации» энергии сознания: надо
утончить энергию сознания до состояния
чистейшего Ян и из этой Божественной энергии создать «нерушимое Алмазное
Тело». Однако, можно не суметь достичь этого
высочайшего уровня, а «выкристаллизовать» новое тело из энергий более
низких планов, тогда «качество» такого бессмертного будет сильно отличаться от «эталонного». В некоторых
даосских трактатах рассматривается
пять видов бессмертных: демоны-бессмертные,
люди-бессмертные, земные-бессмертные, святые-бессмертные, небесные-бессмертные.
Эти типы бессмертных представляют как
бы шкалу достигнутого утончения «кристаллизованного» сознания. Демоны —
это единицы сознания, «кристаллизованного»
в грубейшей пространственной мерности,
а небесными бессмертными становятся те люди, сознание которых слилось с
Творцом.
«Учиться бессмертию — непременно значит учиться небесному бессмертию», — пишет Чжан Бодуань, представитель направления
«внутренней» даосской алхимии. «Внутренняя» алхимия — это, по сути, даосская
йога. Исходя из концепции подобия микро- и макрокосмоса (т.е.
многомерного человеческого организма и многомерной
вселенной), в ней считалось возможным создание небесной (т.е. божественной) «внутренней
пилюли бессмертия» в самом организме с помощью утончения его энергий.
Вульгаризация идей и методов «внутренней» алхимии привела к возникновению направления «внешней» алхимии, где практиковалось «выплавление пилюли» из минералов или создание ее из трав,
корней и др. Есть упоминания и об использовании
галлюциногенных препаратов. Такая пилюля, приготовленная «лабораторным» способом, часто приводила к тяжелой болезни или смерти. В период расцвета
«внешней» алхимии от приема таких
пилюль умерло несколько императоров.
Направление
«внутренней» алхимии представляли разные школы. Существовали школы начального этапа, где осваивались правила гигиены и психогигиены, проводился
интеллектуальный анализ пороков с
целью освобождения от них, а также анализ и «взращивание» добродетелей.
В других школах применялись также
динамические и статические упражнения по
оздоровлению тела, очищению и нормализации его биоэнергетических структур, использовались различные ритуалы. С
помощью этих методов развивались способности останавливать поток мыслей
и добиваться ментальной тишины, а также к
контролю ума и правильной концентрации сознания.
Серьезной работе с внутренними энергиями организма предшествовал этап работы с внешними энергиями. Ученик учился ощущать
степень тонкости — грубости энергий природы и
настраиваться на наиболее тонкие вибрации. Эта настройка
производилась в процессе созерцания чистых красок утренней зари, наблюдения за формами облаков, пронизанных солнечным светом, или же темных грозовых туч (для сравнения). Особенно часто практиковалось «вдыхание» в себя тончайшего света восходящего солнца, сидя на склоне горы, обращенном к
востоку.
Динамические и статические медитации проводились в том числе и на местах с «тонкой и сильной ци», то есть, на
«местах силы». Применялась и работа с
деревьями. Ученик становился спиной к молодому и «сильному» дереву,
устанавливал ментальную тишину и проводил дыхательные упражнения, позволяющие настроить энергию своего сознания на тонкую
энергетику дерева. Особой
популярностью пользовались одинокие сосны, растущие на холме или восточном склоне горы. Для развития искусства
создания образов использовалась
визуализация даосских небесных бессмертных
— так называемых «подателей бессмертия». Эта практика приводила не только к развитию способности создания сложных образных представлений.
Сонастройка с образом такого бессмертного давала возможность воспринять спектр его эмоциональных и
энергетических состояний.
Максимально вживаясь в образ, ученик сам начинал ощущать его энергетику и
использовал ее как эталон для своей
собственной работы.
После освоения
этих методик следовали собственно техники «выплавления внутренней пилюли». Они
различались в разных школах. Так,
существовали методы даосской сексуальной практики, предполагавшие, что организм человека — мужчины или женщины — нуждается для обретения бессмертия в
дополнительных энергиях, получаемых
благодаря половому акту. Основой практики служили методики «внутренней»
алхимии, описанные в «трактатах по искусству
внутренних покоев». Во время сексуального
взаимодействия партнеры настраивались на тончайший спектр эмоций
нежности и на этом фоне проводилась
совместная биоэнергетическая работа с дань-тянами (энергетическими многомерными емкостями организма) и
энергопроводящими каналами. В дальнейшем объединение утонченных энергий
сознания давало возможность погружать сознание в высшие пространственные
измерения.
Отношения между
партнерами, движимыми желанием совместной
духовной эволюции, строятся на основе абсолютного доверия, взаимного уважения друг к другу. Эти отношения —
бескорыстный акт отдавания своей любви другому, без каких-либо условий. Сексуальные взаимодействия используются для
проведения совместной
биоэнергетической работы, в частности, в рамках основного этапа для совершенствования каналов и биоэнергетических проводящих структур организма, а
в дальнейшем для совместного входа в
различные медитативные состояния. Эффективность такой работы достигается за
счет объединения энергопотенциалов партнеров.
В ряде школ
начальные этапы работы для женщин отличаются
от таковых для мужчин. Например, первый шаг для женщин — «работа по прекращению месячных». В этом — глубокий религиозный смысл даосизма. Совершенство не имеет пола. Пол присущ телу. Истинный же человек — это сознание, а не тело.
Тело — его временное местопребывание.
Именно в качестве сознания надо
устремляться к Богу. Для этого нужно освободиться от тех ограничений и помех, которые накладывает пол
человека. Поэтому, стать совершенным —
значит, в частности, стереть в себе различия между мужчиной и женщиной,
приобрести лучшие мужские и женские
качества.
В апокрифическом Евангелии от Фомы Иисус говорит: «Смотрите, я поведу ее (Марию Магдалину), чтобы сделать мужчиной, ибо любая женщина, которая сделала себя мужчиной, войдет в Царство Отца». Одно из требований в даосизме (независимо от пола практикующего) — овладеть ян-интеллектом, «мужским» умом (в лучшем смысле этих слов). Для этого необходимо «избавиться» от инь-интеллекта, т.е. присущего «средней» женщине неширокого и направленного на «материальные» заботы ума.
Продолжение в следующем выпуске.
Если у Вас возникли вопросы и пожелания, Вы можете написать автору.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: philosophy.manimage |
Отписаться |
В избранное | ||