Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интеллектрон: разум в симбиозе с умными программами



asКлуб любителей аллегорийsa
Дадим имена символическим картинам - сияющим звездам в электрическом тумане Сети.
Клуб любителей аллегорий


Интеллектрон: самоопределение
(майевтические машины 1)

Уважаемые любители интеллектуальных программ!

Мысль - это нечто эфемерное и мимолетное: раз - и промелькнула в уме. Не зря же говорят "быстрее мысли", когда хотят подчеркнуть экстра-супер-быстроту процесса. Но иногда мысль кажется такой неповоротливой. Приходится её раскачивать как застрявшую в яме машину, чтобы вытолкнуть на гладкую дорогу. Вот в таких случаях вам могут помочь майевтические машины.

Принцип работы таких машин прост, и наверняка хорошо вам знаком. Вы вступаете в диалог с собой: задаете вопросы и сами же отвечаете на них. Правильно поставленные вопросы, как заметил еще Сократ, могут привести человека к неожиданным для него выводам и даже открытию глубоких истин.

Эту процедуру автодопроса вряд ли можно отнести к приятному времяпрепровождению. Обычно мы прибегаем к ней в критических ситуациях, под давлением обстоятельств, когда приходится резко умнеть, чтобы выпутаться из ещё больших неприятностей. Вот как описывал это состояние А.С. Грин: "Надо было что-то придумать. Огненный клубок прыгал в голове Геника, развертываясь и сжимаясь в ослепительно блестящую точку, которая плыла перед его глазами по аллее и зеленым кустам".

Так и собеседники Сократа ежились от его вопросов: подводя их к истине, он одновременно наживал себе врагов и, как известно, в итоге плохо кончил - его обвинили в отрицании старых богов и приговорили к смерти в мае 399 года. Но сократические беседы остались в истории мировой культуры, а изобретенный им метод майевтики (греч. maieutike, повивальное искусство) вот уже 17 веков помогает извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов.

Вообще говоря, каждый философ, предлагая свой метод понимания мира, выстраивает систему вопросов, отвечая на которые мы можем упорядочить свое мировоззрение. И таких систем тьма тьмущая, причем многие создавались людьми гениально одаренными и обладают мощнейшей эвристической силой. Одна диалектика Гегеля чего стоит! А ведь есть кроме философов еще и великолепные педагоги и методологи. В их трудах, посвященных развитию мышления, заданы схемы, позволяющие эффективно решать задачи и синтезировать новые идеи. Пойа, Лакатос, Цвикки, де Боно, Розеншток-Хюсси, Макаренко, Мельников, Тейлор, Эмерсон, Карнеги, Альтшуллер, Сыроежин, Чавчанидзе... - сотни имен! 

Так что систем вопросов, развивающих мысль, накоплено множество для самых разных проблемных ситуаций. Но ничто не мешает вам придумать свою собственную систему - самую для вас эффективную, учитывающую уникальные особенности вашего мышления и специфику тех проблем, которые вам предстоит решать.

В докомпьютерные времена такие вопросы записывались на карточки - и в процессе размышлений человек тасовал карты, отвечая на очередной вопрос и переходя к следующему. Но теперь эту процедуру гораздо удобнее выполнять в электронном виде - механизм гипертекста подходит для этого как нельзя более. На рабочих страничках вопросов, например в Word'е размещаются гиперссылки с вариантами переходов на другие странички, что позволяет реализовать сложные (циклические, ветвящиеся) схемы развития мысли.

Для задачи этого выпуска подойдет майевтическая машина с гегелевской триадой (тезис-антитезис-синтез), реализованной для троекратного обобщения (кто знаком с терминологией, это трехзвенная узловая линия меры). Файл с машиной "Гегель" выложен в архиве (5Кб) http://feod.msk.ru/evrika/Mera-3.zip, а здесь представлен результат работы с нею для темы "Сетевые ники".

Алгоритм работы машины "Гегель" состоит в трехкратном прохождении цикла гегелевской триады "тезис-антитезис-синтез" на пути от явления к управлению им - и далее к норме, задающей цель управления. Тем самым феномен получает определения от трех сфер психики: чувства, мысли и воли. Всего же с учетом антиподов мы получаем 7 точек зрения.

Для экономии места содержание пунктов спрятано за заголовками. Вы увидите здесь текст каждого из пунктов, если наведете курсор мыши на соответствующий заголовок в колонке слева.
 

1. Имя - это судьба.

Как корабль назовешь - так он и поплывет (Капитан Врунгель).

Человек приспосабливается к обстоятельствам, маскируя свое Я социальными ролями. Так и с Интернетом - там действует не сам человек, а его превращенная личность - аватар. Сетевой ник является именем этого аватара - поначалу случайным, но как только аватар наберет самостоятельную силу, это имя становится ключом к его характеру и судьбе.
 

2. Имя - это игра случая.

Хоть горшком назови - только в печку не ставь (Народная мудрость).

Я человека отстаивает свой суверенитет - и все социальные роли представляет просто инструментами, которыми оно легко управляет и которые не имеют никакой обратной силы - случайны да и только... Так что имя аватара - просто случайный ярлычок для маски... (Однако не забудем, что маски прирастают к лицу не только в сказках...)
 

3. Имя - источник постоянства в зыби обстоятельств.

Человек всегда гордится тем, что начертал где-то свое имя, хотя бы на коре дерева, и всегда приходит в удивление, когда больше не находит его (Дюма-сын).

Все действия Я в Сети именуются ником, происходят как бы не от лица Я, а от лица аватара. Так создается привычка связывать свое сетевое поведение со сторонней сущностью. Чем больше это поведение отклоняется от повседневного, тем большую силу набирает аватар. У сетевых наркоманов - их еще называют в психиатрии интернет-аддиктами - аватар становится сильнее породившего его Я.
 

4. Сбросить оковы имени - значит открыться переменам.

Посейте поступок — и вы пожнете привычку, посейте привычку — и вы пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу. (Теккерей)

Смена ника позволяет ослабить доминанту аватара и дает возможность примерить на Я другие стереотипы сетевого поведения - а значит, открыть для себя новые формы отношений, иные виртуальные миры Интернета.
 

5. И в переменах мы сохраняем верность себе, своему тайному имени.

Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота. (Библия).

Обновление ников, смена сетевых масок идет в плюс, если при этом утверждаются и раскрываются глубинные качества Я. В этом смысле игру с никами можно понять как поиск подлинного имени аватара в качестве олицетворения миссии Я в Сети. Примечательно, что игра в карнавал масок заканчивается, когда человек называет аватара своим подлинным именем, доставшимся ему от родителей.

 

6. Любое, даже самое священное имя со временем обратится в прах вместе со своим носителем.

В конце концов у всех одна судьба. Смерть ждет и властелина, и раба. (Хаджиб)

Любой аватар конечен во времени - и исчезнет, будучи смещен своим преемником или даже вместе с Я. Можно закрывать на это глаза, предпочитая утешительный миф, что аватар вечен. Но зрелая стоическая позиция в том, чтобы осознать его переходящую суть - и взять максимум возможностей за отпущенный ему срок.
 

7. Великие имена живут вечно - соединяясь с именами новых поколений.

 Что тело! Истлеет — останется прах. Лишь доброе имя пребудет в веках! (Хосров)

Возможности Сети, связанные с аватаром, используются по-разному: для развлечений и отдыха или же для выражения задатков своего Я в творчестве, в создании, как говорят, "нетленки". Здесь каждый выбирает по настроению. Но есть еще одна - опасная - возможность: растрачивать свое драгоценное время в угоду махинаторам, попасть в рабство психическим вирусам ложного Я. И здесь нужно держаться стойко, отстаивая достоинство Вашего настоящего имени. 

 
1. Явление как созидание
Алгоритм работы машины "Гегель" состоит в трехкратном прохождении цикла гегелевской триады "тезис-антитезис-синтез" на пути от явления к управлению им - и далее к норме, задающей цель управления. Тем самым феномен получает определения от трех сфер психики: чувства, мысли и воли. Всего же с учетом антиподов мы получаем 7 точек зрения.

Для экономии места содержание пунктов спрятано за заголовками. Вы увидите здесь текст каждого из пунктов, если наведете курсор мыши на соответствующий заголовок в колонке слева.

2. Явление как разрушение
3. Управление
 
4. Освобождение
 
5. Норма
 
6. Хаос
 
7. Мера
 
 

DHTML, в котором представлены результаты работы с майевтической машиной, к сожалению работает надежно только с Outlook Express, а в других почтовых клиентах возможны искажения. Если же Вы подписаны на почтовый веб-сервис, то там DHTML обычно выключен.

Для таких случаев - краткое резюме:

Выбор сетевого имени (ника) - это акт самоопределения. Сначала ему не придают особого значения и берут случайное имя, затем играют в карнавал масок анонимного общения, но зрелые формы ника выражают имя миссии, которую человек принимает на себя в Сети, либо имя его личности, данной ему родителями.

Вот и всё пока... Вопросы и замечания mailto:yes314@mail.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов 


В избранное