Конечно все мы понимаем, что это такое, но поскольку наш путь пойдет, именно
ориентируясь на совесть, то во-первых строках необходимо договориться о понятиях.
Что это за зверь такой.
Очевидно, что этимологически совесть - это совместная весть, соединенное знание.
Представьте себе собственную душу, как составленную из разных частей: больших
и маленьких, радостных и грустных, светленьких и не очень. Есть части, отвечающие
за здоровье тела, а есть части, отвечающие за здоровье духа. Есть части, отвечающие
за мир во всем мире и за взаимоотношения с этим миром.
Как в большой хорошей компании - есть завхоз, то есть замдиректора по хозяйственным
вопросом, есть специалисты по связям с общественностью, которые заняты не тем,
какая компания на самом деле, а тем, как она выглядит в глазах других. В общем,
пиарщики и имиджмейкеры. Работа у них такая.
В любой уважающей себя компании есть подразделение, отвечающее за питание, и
есть подразделение, заботящееся о здоровье: фитнесс, бассейн и т.д.
Есть очень большая и важная часть: производственная. То, что позволяет этой компании
существовать в мире. Как бы чудесно фирма не пиарилась и не заботилась о своих
сотрудниках, если у нее нет дела, которое её кормит, компания исчезнет.
Есть президент компании, который задает общее направление деятельности во благо
всего предприятия. Вырабатывает общие принципы, согласно которым функционирует
компания. Координирующий центр. Если у человека проблемы с этим центром, про
него говорят - без царя в голове.
То есть наша собственная душа - это совокупное представительство:
1. Внутреннего мира - представительство мнений каждой части, каждого органа,
каждой клеточки нашего физического тела, представительство каждого нашего желания,
каждой потребности.
2. Внешнего мира - представительство каждой единицы нашего окружающего Мира,
как в каждом государстве есть посольства других стран.
И вот наиважнейшая задача нашей жизни - со всеми частями договориться. Нелегкая,
прямо скажем, задача.
Но, "пока в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет".
Возьмем, например, магазин. С точки зрения директора и бухгалтера, чем больше
покупателей, тем лучше для предприятия - больше прибыли, больше возможности для
существования. А с точки зрения продавцов и уборщицы, чем меньше покупателей,
тем и лучше ? меньше пачкают, меньше пристают со своими глупыми просьбами. Вы
бывали в таких магазинах? Я бывала. А в советское время - почти все магазины
такие были.
Если на вас продавщица смотрит с явным неудовольствием, это с директором проблема.
Это его задача - найти способы убедить обслуживающий персонал, что им лично будет
лучше, если покупателей много.
Но, личная выгода - это только первое приближение. В действительности, предприятие
начнет стабильно работать, когда каждый член коллектива поверит, что для самого
директора важно душевное состояние последнего грузчика. А, если психология директора
такая: не будешь работать - выгоню, то, поверьте, грузчики найдут, как отомстить
и не быть пойманными.
С другой стороны, если сотрудники почувствуют свою значимость, они запросто могут
сесть на шею и начать пить директорскую кровь.
Сочетание искреннего уважения к потребностям каждой своей части и строгости к
их обязанностям - искусство руководителя. У вас нет своего магазина? У вас есть
своя душа и ваша задача услышать каждую её частицу, обеспечить её собственный
душевный комфорт и заставить работать на общее дело. Это труднее, чем руководить
предприятием - грузчика выгнать можно, а собственную печень?
И - чтобы все части в едином порыве. Ну, вы меня поняли.
"Если что-то мы забудем - вряд ли звезды примут нас".