Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Ваша Кишори-Мурти.
Урок № 7
РАЗНОВИДНОСТИ ДУХОВНЫХ УЧИТЕЛЕЙ
Сколько духовных учителей может быть у человека? Каковы их разновидности и что за функции они выполняют по отношению к ученику? Каков этикет общения с ними?
Прежде всего, необходимо отметить, что, поскольку Господь существовал еще до появления других учителей, Его называют Изначальным Духовным Учителем, и только Он обладает самым полным, совершенным знанием. От Него исходит послание заблудшим детям Его, воспользовавшись которым они могут вернуться в запредельный мир непреходящего блаженства. Все остальные учители (не учителя J) являются Его представителями. Их функция заключается в том, чтобы передавать трансцендентное знание без искажения, обусловленные души могли вернуться домой, к Богу. Поэтому их называют шикша-гуру, — духовные учители, передающие шикшу (духовное знание). Слово «гуру» означает «тяжелый». Санскрит — интересный язык. Обозначения в нем гораздо глубже и разнообразнее, чем в каком-либо из живых языков. Так вот, духовный учитель называется «тяжелым», потому что он полон духовного знания, настолько полон, настолько перегружен, что искренне желает отдавать его другим, как бы разделяя с ними свою ношу.
Хотя роль всех учителей – передавать духовное знание (поэтому все они шикша-гуру), тем не менее, поскольку разные учители исполняют разные функции в этом процессе, их называют по-разному:
1.
Ади-гуру
– основатель цепи ученической преемственности (сампрадаи).
Ади-гуру получает знание непосредственно от
Верховного Господа и передает его своим ученикам. Примерами ади-гуру
являются Брахма, Шива, Кумары и Лакшми.
2. Ачарья-основатель – духовный учитель, исправляющий противоречия, возникающие в учении, и задающий новое направление миссии (или практического приложения). Такой духовный учитель является особым преданным, которого направляет и уполномочивает Сам Всевышний. Примерами ачарий-основателей являются Шри Рамануджа, Шри Мадхава и, в недавнем прошлом, Бхактиведанта Свами Прабхупада. Ачарья-основатель – это шикша-гуру для всех, кто за ним следует. Поэтому нарушать его указания или искажать его учение ни в коем случае нельзя.
3. Вартма-прадаршака-гуру – духовный учитель, который указывает путь. Это тот, кто впервые указывает человеку правильный путь к Богу. Такой человек может и не обладать полной квалификацией настоящего гуру. Например, ваш сосед принес вам книжку под названием «Шри Ишопанишад». Вы прочитали ее и задумались над своей жизнью, что привело вас на путь самоосознания. В этом случае вашим вартма-прадаршака-гуру будет ваш сосед. Однако это может быть и проповедник соседнего храма, и автор духовной книги, и т.д.
4. Шикша-гуру – духовный учитель, дающий наставления на основании Священных писаний. Это самое широкое множество учителей (авторитетных, разумеется), охватывающее все остальные разновидности как подмножества.
5. Дикша-гуру – духовный учитель, дающий посвящение в цепи ученической преемственности. Дикша-гуру соединяет вас с парампарой, то есть, с вечной цепью учеников, по которой передается знание. Это тот духовный «слесарь», который подключает вас к «милостепроводу».
6. Санньяса-гуру – духовный учитель, дающий санньясу (посвящение в отрешённость).
Все эти разновидности учителей выполняют различные функции в процессе передачи духовного знания. Все они являются уполномоченными представителями Бога, через которых Он проявляет Свое бесконечное милосердие по отношению к обусловленным душам, освобождая их из цепей неведения. Поэтому всем этим духовным учителям необходимо оказывать почтение. Пренебрежение или оскорбление по их адресу являются серьезными препятствиями на духовном пути. По тому, как ученик относится к ним, можно судить о его отношении к Богу. Фактически, оскорбление, нанесенное духовному учителю, ставит крест на духовной жизни ученика.
Как же Господь помогает душе обрести духовное знание через посредство всех этих учителей?
1. В начале Всевышний лично наставляет основателя цепи ученической преемственности (ади-гуру), который передает это знание своему ученику, а тот, в свою очередь, своему и т.д. Так знание передается от учителя к ученику в неискаженном виде.
2. Если из-за пагубного влияния этой эпохи происходит какое-то искажение учения или его недопонимание, Господь направляет Своего особого преданного ачарью-основателя, который исправляет учение и объясняет как применять его в условиях современности. Когда-то эту функцию с исполнил Господь Иисус. Совсем недавно эту задачу выполнил Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, изложив сокровенное божественное знание на английском языке и распространив его по всему миру. В соответствии с предсказаниями, эти книги будут сводом законов для всего человечества еще на протяжении 10000 лет, давая искренним людям возможность достичь духовного совершенства.
3. Человек, запутавшийся в этом мире, встречается с вартма-прадаршака-гуру, через посредство которого Господь указывает ему путь к Себе и встреча с которым, становится причиной изменения его жизни.
4. Затем ищущий Бога человек вступает в общение с преданными Богу людьми, которые, играя роль шикша-гуру (духовных наставников), воспитывают и наставляют ученика, помогая ему развить преданность.
5. Из всех шикша-гуру (наставляющих учителей) тот, чьи наставления значительней всего воодушевляют ученика на духовное совершенствование, обычно становится его дикша-гуру (духовный учитель, дающий посвящение в цепи ученической преемственности). Такой учитель принимает на себя личную ответственность за спасение ученика, возвращение его в духовный мир. Если в течение одной жизни ученик ленится или не проявляет достаточной пытливости или ревности в изучении духовной науки и изменении себя самого и потому не успевает очиститься, то его духовный учитель приходит за ним в следующей жизни (следующих жизнях), связанный своим обетом вернуть эту душу назад, к Богу.
6. Дикша-гуру помогают другие — шикша-гуру — которые на протяжении всей жизни ученика дают ему наставления и заботятся о нем.
Поскольку больше всего в своей духовной жизни ученик соприкасается с дикша и шикша-гуру, будет полезным подробнее описать их
«…Дикша-гуру бывает один, и является «изначальным» или «настоящим» духовным учителем. Шикша-гуру может быть много, — они подкрепляют наставления дикша-гуру, и исполняют подчиненную роль. Шикша-гуру являются как бы двойниками дикша-гуру (представители и «части его тела»), тесно взаимодействующими с ним. Их функция – привести ученика к дикша-гуру. Дикша-гуру может и лично действовать в роли наставника, но это не обязательно.
Различия между дикша- и шикша-гуру определяются тем, какие обязанности они исполняют, однако, это, безусловно, не должно становиться причиной нездоровой мирской склонности унижать других. Поэтому ученик обязан слушаться наставников так же, как и своего дикша-гуру. Ученику надо научиться видеть, что в форме одного дикша-гуру и многих шикша-гуру перед ним воплотился Сам Верховный Господь, его гуру-таттва, то есть, спасающая энергия. В этом заключается их единство. В то же время, не отвергая их онтологического равенства, ему следует знать, что каждый из них исполняет свои функции…».
(Шиварама Свами в книге «Шикша-гуру»)
Как правильно выбирать духовного учителя?
«Выбор дикша-гуру – это серьезный шаг в жизни ученика. Чрезвычайно важно отнестись к этому выбору со всей серьезностью. «Скороспелое» влечение к гуру — слишком шаткая опора во взаимоотношениях с ним, в сравнении с пониманием духовного учителя, приобретенным в результате слушания и продолжительного общения. Поскольку всем обусловленным душам присуща тенденция совершать ошибки, следует делать свой выбор с большой осторожностью, основываясь на наставлениях Священных писаний. Начальную привязанность могут осквернять различные мирские представления, и потому она не может служить единственной опорой для принятия окончательного решения. Примерами таких второстепенных факторов, на которых может основываться искаженное влечение, являются дружелюбная манера общения, личное обаяние, харизма гуру, его таланты (например, красивое пение) или остроумные лекции. В выборе духовного учителя нужно, прежде всего, смотреть на то, насколько он сам следует своим гуру и ачарье-основателю. Привязанность, основанная на внешних качествах, не имеет под собой духовной основы и может надолго стать причиной трудностей для ученика».
(Шиварама Свами в книге «Шикша-гуру»)
Без сомнения, выбор духовного учителя — важнейший шаг в жизни человека. Это важнее, чем выбор невесты или жениха, потому что отношения с гуру вечны, а отношения между мужем и женой временны. Гуру нужно смиренно вопрошать, ему нужно служить, а чтобы делать все это искренне, нужно хорошо знать того, кто станет нашим гуру, доверять ему, а ведь в наше время доверие — большая редкость. Гуру нужно проверить и перепроверить много раз, нужно наблюдать за ним, прежде, чем предаться ему, потому что потом ОН будет проверять и перепроверять нас, прежде чем откроет нам сокровенную сущность знания.
И даже после таких многочисленных проверок и перепроверок бывает, что гуру теряет квалификацию. Материальная природа Господа очень сильна, оступиться очень легко. Веды говорят, что материальный мир подобен темному лесу, полному диких зверей и других опасностей. Поэтому даже гуру может пасть. И что тогда делать?
В каком случае ученик может отвергнуть духовного учителя?
Духовного учителя можно отвергнуть, если он падает из-за потворства своим чувствам, провозглашает себя Богом или оскорбляет предавшихся Богу людей. От гуру следует отказаться также, если он совершает дурные поступки, скрываясь под маской преданного.
Этот список является исчерпывающим.
Если ученик отказывается от дикша-гуру по любым другим причинам, он совершает серьезное оскорбление, которое приведет его к падению.
Прежде чем принять решение отвергнуть духовного учителя, ученик должен сначала подойти к старшим, к другим шикша-гуру и, в смиренном состоянии сознания поделившись своим сомнением, попросить совета.
Итак, самым главным, наипервейшим духовным учителем является Всевышний, Верховный Господь.
Кто же этот изначальный Верховный Господь, обладающий самым полным, совершенным знанием? Является ли Он личностью или же Он безличен?
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||