Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Сегодня, мои дорогие удачливые души, мы
приступим к изучению Таттвы, или онтологических истин, составляющих основу
Ведической философии. Будет много нового, необычного для нашего ограниченного
сознания, будет санскрит, будет необычная логика. Пишите мне, если, паче
чаяния, возникнут проблемы. J Я здесь,
чтобы отвечать на ваши вопросы.
Напоминаю, что истин будет семь:
1) о верховном положении Бога, 2) об энергиях Бога, 3) о взаимоотношениях с
Богом, 4) о конституциональном положении души, 5) о душе в обусловленном
состоянии, 6) о душе в освобожденном состоянии и 7) о непостижимом
одновременном единстве и отличии Бога и Его энергий. Ведические таттвы, то
есть, истины — предмет непростой, поэтому запаситесь терпением и… духовным
наставником. И да поможет нам Бог!
Прошу Вас, если Вы чувствуете, что
материал подается слишком быстро или слишком сложно — пишите, не откладывая.
Никто нас не гонит, мы можем продвигаться так медленно, как только захотим. Я
готова сделать все необходимое, чтобы помочь вам в овладении этим предметом,
предметом «не для всех, а только для сумасшедших» ;-)
Не пренебрегайте рекомендациями по
практике. Чтобы понимать Ведические таттвы, надо соблюдать чистоту тела и
сознания, поэтому держите свое тело и жилище в чистоте и регулярно повторяйте
харе-кришна-маха-мантру. Предполагаю, что вы этого не делаете, потому что
считаете, что мозгов у вас и так достаточно. Но думать, что все познается собственными
усилиями по принципу «мы сами с усами» — это западная парадигма. Она не
позволит вам понять Веды, и потому ее нужно сменить на восточную, в основе
которой лежит смирение.
Ваша Кишори-Мурти.
Урок 9
Верховная Личность — высшее проявление
Абсолютной Истины
В первой части этого
курса, мы узнали о том, что Веды являются источником самого совершенного знания,
поскольку они изошли непосредственно от Бога.
Кто такой Бог? Является Он личностью или же
Он безличен?
Чтобы глубже понять
природу Бога, обратимся к следующему стиху из Шримад-Бхагаватам (1.2.11):
«Сведущие трансценденталисты, познавшие
Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой
или Бхагаваном».
Как видно из этого
стиха, Бог познается в трех аспектах:
1. Брахман
– это безличный аспект Абсолюта, воплощающий в себе аспект сат — аспект вечного бытия.
Это начальная ступень постижения Абсолюта. Уровень осознания Брахмана – это освобождение
от материального сознания. (Помните наши сита для Гуру? Это второе, еще довольно грубое
сито.) Этого уровня достигают люди, практикующие гьяна- или
джнана-йогу (йогу познания), суть практики которой состоит в
размышлении над природой Абсолютного путем отрицания временных объектов этого
материального мира. То есть осознание безличного Брахмана – это осознание того, чем не является Абсолютная Истина: Он не то и не это, Он не ходит и не
лежит и т.п. Его нельзя познать и нельзя почувствовать. Последнее утверждение
весьма распространено. Не видя способа познать Бога, человек говорит: «Ну,
значит Он непознаваем». Я не умею варить кашу и потому считаю, что зерно «неваримо».
J
2. Параматма
(Сверхдуша) – это локализованное
проявление Бога, который присутствует в каждом атоме творения и в сердце
каждого живого существа. Таким образом, в этом аспекте Абсолютная Истина
пронизывает Собой все творение, поддерживая его. Но Господь не вмешивается
лично в дела этого материального мира. Как Параматма Он наблюдает за желаниями
живых существ и дозволяет их удовлетворить при наличии соответствующей кармы
(результатов прежней деятельности). Если безличный Брахман по
определению непознаваем, то Сверхдушу уже могут созерцать в трансе достигшие
совершенства йоги-мистики, практикующие аштанга-йогу (восьмиступенчатую
мистическую йогу). Достигнув уровня реализации Параматмы, человек познает аспекты вечности (сат) и знания (чит)
Господа. Это вторая ступень постижения Абсолютной Истины.
3. Бхагаван
– полное проявление Абсолютной Истины, последний шаг постижения запредельного.
В этом аспекте Абсолютная Истина является источником всего сущего. Если Брахман
лишь просто существует где-то за пределами материального творения, Параматма
пассивно поддерживает все в этом мире, то Бхагаван, будучи причиной всех
причин и источником всего сущего, играет активную творческую роль. Такая
индивидуальная творческая активность личностна по своей природе и исполнена
блаженства (ананды). Поэтому только тот, кто постиг полное проявление Бога
как Бхагавана, может достичь состояния безграничного счастья, осознав все три
аспекта Абсолюта — вечность (сат), знание (чит) и блаженство (ананда).
Практика, позволяющая постичь это проявление Бога, называется бхакти-йогой
(йогой любовного преданного служения).
Итак,
высшее проявление Бога — это Бхагаван, в котором воплощены все три аспекта
Абсолюта – сат, чит и ананда (вечность, знание и блаженство). Реализация
Брахмана и Параматмы – является лишь частичным осознанием Бога. Познание
высшего аспекта Абсолюта включает в себя и более низший. Поэтому, постижение Параматмы
включает аспект Брахмана, а постижение Бхагавана, включает и Брахман и Параматму.
Поэтому преданное служение Верховной Личности Бога (Бхагавану) названо в Ведах
высшим совершенством, ибо позволяет познать все три аспекта Абсолютной Истины.
«Всякий, знающий Меня как
Верховную Божественную Личность, и не сомневающийся в этом, знает всё, и потому
полностью отдаёт себя преданному служению Мне, о сын Бхараты» (Бхагавад-гита
15.19).
Что происходит с человеком,
который достиг реализации Брахмана или Параматмы, - удовлетворен ли он
достигнутым и заканчивается ли на этом его духовное устремление?
Реализация безличного Брахмана
Человек, постигший Брахман,
обретает блаженство от осознания того, что природа нашего «Я» едина с природой Брахмана.
Это блаженство описывается словом «брахмананда» (брахма — Брахман, ананда
— блаженство). Обретя блаженство, с которым несравнимо ничто в этом мире, такая
личность не воспринимает окружающее как нечто существенное. Все стремления и
желания, понятия и убеждения вытесняются из сознания такого человека. Он
перестает что-либо говорить, что-либо делать, и даже мышление, помимо осознания
своей вечности, у такого человека останавливается. Он не видит никакой разницы
между собой и другими людьми. На уровне осознания Брахмана человек обретает
истинное знание об окружающем мире и естественное отречение, порожденное таким
знанием. Материальное больше не интересует его, ибо он осознал свою высшую, духовную
природу. Природа недвойственного Брахмана полностью проявляется в сознании
такого человека. Таких людей Веды называют брахманами, т.е. людьми, постигшими
Истину, и потому пребывающими в Ней и идентичными Ей.
Такой человек,
прекращающий свою деятельность (карму) в результате самосознания, черпает
радость в своем сознании. Тем не менее, в сердце такого человека постепенно проявляется
очень тонкое, духовное чувство незавершенности. Оно вызвано тем, что душа по
своей природе — деятельна и не может бездействовать. Движимый этим чувством,
брахман может пойти одним из следующих двух путей:
·
Заняться благотворительностью
и просвещением.
·
Искать
причины неудовлетворенности в себе.
Если человек принимает
первое, то действуя в материальном мире, пусть даже с такими благородными
целями как благотворительность и очищение общества, он неизбежно начинает
обуславливаться материальной энергией, что приводит его к постепенной
деградации. Сама по себе благотворительная деятельность совсем не плоха, но ее нельзя
считать средством избавления от неудовлетворенности.
Второе вводит
человека в состояние йогического транса, в котором постигается Высшая душа. В
этом трансе человек постигает источник Брахмана. Этот источник называется Параматмой,
от слова парама – «Высшая», и атма – «Душа». Так человек может
прийти к реализации более высокого аспекта Бога – Параматмы.
Реализация Параматмы
(Сверхдуши)
В отличии от Брахмана со Сверхдушой (Параматмой) могут
устанавливаться взаимоотношения. На этом уровне человек видит во всем
окружающем присутствие Сверхдуши. Отличие его осознания от предыдущего уровня в
том, что на этой стадии постигается Абсолютная форма. Брахман бесформен, но
Параматма имеет форму, и эта форма прекрасна. Постижение Параматмы является
кульминацией всего мистицизма, т.к. все совершенства этого мира берут свое
начало в Ней. Человек черпает безграничное блаженство в созерцании образа
Сверхдуши. В таком созерцании человек входит в единение со Сверхдушой, что
позволяет ему проявлять мистические способности (сиддхи), присущие Ей.
И хотя человек, постигший Сверхдушу в процессе йогической
практики, удовлетворен в себе, тем не менее, в глубине его сознания, как и в
первом случае, присутствует духовное чувство незавершенности. Это чувство
побуждает йога к следующим действиям:
·
Использование
обретенных мистических сил (сиддхи)
для удовлетворения собственных желаний.
·
Стремление
к дальнейшему совершенству.
Если человек принимает первое, то, поражая обычных людей
своими мистическими способностями, он привязывается к славе и чувству
превосходства над людьми. Это быстро оскверняет его разум, и он объявляет себя
богом. Так он деградирует вместе со своими последователями, поймавшимися на
приманку его фокусов. Как вы, наверное, уже поняли,
таких «богов» вокруг полным-полно. Именно их нечистая деятельность приводит к
тому, что некоторые люди совсем отказываются от идеи Бога и веры. Уж слишком
трудно различить, где настоящее, а где подделка, но инстинктивно многие
понимают, что подделки вокруг куда больше. Однако Веды дают инструмент такого
различения, и это открывает нам путь дальше, к истинному познанию Бога и
самореализации.
Если йог-мистик преодолевает соблазн наслаждаться
мистическими способностями, и стремится
постичь Истину, отказавшись от всех желаний, порожденных предыдущей
деятельностью, то к нему приходит понимание, сформулированное в Шримад
Бхагаватам (2.2.6): «Человек должен служить Сверхдуше,
пребывающей в его сердце. Она – Всемогущая Личность, Бог, вечный и безграничный,
поэтому Она является высшей целью жизни, и, поклоняясь Ей, можно устранить
причину обусловленности своего существования».
Реализация Бхагавана (Верховной Личности)
Так, постепенно, медитация йога на Сверхдушу
превращается в преданное служение. Благодаря преданному служению, йог видит в
сердце изначальную Личность, Бога — Бхагавана. Именно взаимоотношения с
Богом являются причиной проявления безграничного блаженства, которое в Ведах
описывается словом «ананда».
Итак, можно заключить, что пока душа не достигнет реализации
Бхагавана, она будет ощущать чувство незавершенности и продолжать поиск счастья
(ананды)
— либо в материальной деятельности, либо в духовной. Поэтому преданное
служение Богу есть высшее совершенство жизни, ибо, установив взаимоотношения с
Верховной Личностью, человек осуществляет все желания своей души.
Каково же значение слова Бхагаван? Кто Он? Каково Его имя?
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||