Дорогие
читатели, приветствую Вас. Сегодняшний урок будет состоять из двух частей.
Первая — чистая философия, так сказать, ведические факты. Вторая
будет касаться этики, то есть, той практической деятельности, которая
должна привести нас к метафизической нашей цели, описанной в предыдущем
уроке.
А потому, если Вы теоретик — я понимаю, что среди наших читателей
есть и такие, и их, скорее всего, большинство — то можете вторую
часть не читать. Если же Ваша задача — не просто что-то узнать,
но и применить узнанное на практике, тогда прочитайте вторую часть внимательно,
и да поможет Вам Бог, как бы Вы Его ни называли.
Ваша Кишори-Мурти-даси
Урок 13
Сладость и могущество
харе-кришна-маха-мантры
Существует много различных
имен Бога.
Почему же нужно повторять именно “Харе-Кришна”,
а не другие Имена?
А если человек будет повторять другие имена,
какого результата он достигнет?
Повторение
любых имен Бога очень благоприятно, ибо оно очищает и возвышает человека.
Однако, благо от повторения разных Имен может быть разным.
Великий
святой, Бхактивинода Тхакур, объясняет, что существует три типа имен Бога:
Гауна-нама — "второстепенные имена".
Эти имена Господа связаны с Его материальной энергией, создающей
материальные вселенные. Это такие имена как Сришти-карта - "Творец
вселенной", Джагат-пати - "Управитель вселенной", "Творец", Поддерживающий
и Разрушитель", Брахман, Параматма, Ишвара - "Господин", Джаганнатха
- "Господин вселенной". Такие имена описывают Бога с точки зрения
обусловленных в материи душ, говорят о том, как Он взаимодействует
с ними. Такие имена Бога обычно повторяют люди, которые хотят получить
от Бога какие-то материальные блага, и люди, стремящиеся освободиться
из материального мира. Однако преданные Бога не повторяют такие
Имена. Повторение второстепенных имен Бога дает благочестие, материальное
возвышение и спасение.пояснение
Мукхья-нама — "главные имена".
Это Святые имена Господа, описывающие Его надмирные игры. Повторение
этих Имен, связанных с играми Кришны, дает человеку кришна-прему
(высшее проявление любви к Богу) и возвышает его до Голоки-Вриндаваны
— высшей обители в духовном мире. Это такие имена как Говинда,
Гопал, Рама, Шри Нанда-нандана, Радха-натха, Хари, Яшомати-прана-дхана,
Мадана-мохана, Шьямасундара, Мадхава, Гопинатха, Враджагопал.
Мадхурья-нама — “сладостные Имена”.
В своей книге «Кришна-самхита» Бхактивинода
Тхакур пишет:
«…Маха-мантра
состоит из самых сладостных имен Бога. Все виды взаимоотношений
находятся в Харе Кришна маха-мантре. Эти имена не затенены ни величием
(айшварья) Господа, ни стремлением к освобождению (мукти). Эта маха-мантра
раскрывается только тем душам, которые связаны с Господом узами
любви. Имена “Харе”, “Кришна” и “Рама”
очень дороги тем, кто стоит на пути мадхурья-расы (высочайший вид
взаимоотношений с Кришной, который в высшей степени наполнен сладостью
чувств). Постоянно повторяя эти Имена и медитируя на них, человек
совершает наилучшее служение Верховному Господу».
Итак, повторение харе-кришна-маха-мантры
(маха — «великая песнь», манас — «ум»,
трайа — «очищение») является самым могущественным методом
пробуждения дремлющей в нас любви к Богу.
Здесь
заканчивается первая часть — фактическая.
Переходим к этике. — КМд.
В Брихан-нарадия-пуране (3.8.126) подчеркивается:
«В
этот век Кали (нынешний период существования вселенной, эпоха ссор,
раздоров и лицемерия) нет иного пути, нет иного пути,
нет иного пути для достижения самоосознания, кроме повторения Святого
имени, повторения Святого имени, повторения Святого имени Господа
Хари».
В Калисантарана-Упанишад
говорится:
«Шестнадцать
Cвятых имен в маха-мантре — харе кришна харе кришна кришна
кришна харе харе, харе рама харе рама рама рама харе харе —
разрушают неблагоприятное влияние века Кали. Таково заключение всех
Вед».
В Агни-Пуране утверждается:
«Харе
кришна харе кришна кришна кришна харе харе: Кто бы ни повторял эту
маха-мантру, пусть даже небрежно, достигнет высшей цели жизни. В
этом нет никаких сомнений».
Повторение
Святых имен способно очень быстро очистить сердце человека, если он будет
повторять Их, избегая десяти оскорблений.
Список этих оскорблений
таков:
Поносить преданных, посвятивших свою жизнь распространению
Cвятого имени.
Считать имена таких полубогов, как Господь Шива
и Господь Брахма, обладающими тем же могуществом, что и имя Господа
Вишну, или независимыми от Него.
Не повиноваться указаниям духовного учителя
и считать его обычным человеком.
Поносить Ведическую литературу или литературу,
согласующуюся с ведическими представлениями.
Считать мощь повторения "Харе-Кришна"
плодом воображения.
Давать собственные толкования Святому имени
Господа.
Совершать греховные действия в расчете на очистительную
силу Святого имени Господа.
Считать повторение "Харе-Кришна" одной
из форм благоприятной обрядовой деятельности, рекомендуемой в Ведах
в разделе «Карма-канда».
Объяснять славу Святого имени неверующему.
Не иметь полной веры в повторение Святого имени
Господа и сохранять материальные привязанности, даже получив и поняв
множество наставлений на эту тему.
Невнимательность при повторении
маха-мантры является корнем, из которого вырастают все вышеперечисленные
оскорбления. Каждый, кто повторяет харе-кришна-маха-мантру, избегая этих
десяти оскорблений, непременно разовьет чистую любовь к Богу и в конце
жизни вернется в Его обитель.
Что заставляет человека совершать
эти десять оскорблений?
Причиной невнимательности
и оскорблений Святого имени является сосредоточенность на самом себе,
в основе которой лежит гордость. Только тот, кто осознал верховное положение
Кришны и свое незначительное подчиненное положение, способен избавиться
от гордости. Гордость — это попытка возвеличить себя до положения
Бога. Именно гордыня в сердцах людей является причиной всех конфликтов
и войн, происходящих в материальном мире и приводящих к неизбежным страданиям.
Как говорится в Ведах, "гордость приходит перед падением", а
падение всегда сопровождается скорбью и страданиями.
Поэтому Кришна, приходя
в Своем самом милостивом воплощении Шри Чайтаньи, учит («Шикшаштака»,
3):
«Святые
имена Господа следует повторять в смиренном состоянии ума, считая
себя ниже соломы, валяющейся на улице. Нужно стать терпеливее дерева,
полностью освободиться от чувства ложного престижа и всегда быть
готовым оказать почтение другим. Только в таком состоянии можно
повторять Святое имя Господа постоянно».
Смиренное состояние ума
проявляется в стремлении слушать духовного учителя и изменять свою жизнь,
терпя все трудности на этом пути. Понимая, что даже травинка не шелохнется
без милости Бога, такой искренний человек не стремится к ложному престижу
и с радостью оказывает почтение другим. Занимая такую позицию в жизни,
человек, вставший на духовный путь, будет быстро очищаться и прогрессировать.
Что это за воплощение Кришны —
Шри Чайтанья, и почему Его называют Самым милостивым?