Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Базовый курс Ведической философии Урок 3


Информационный Канал Subscribe.Ru


Базовый Курс Ведической Философии

Жаль, что мы не обсудили ведическое знание в нашем дискуссионном листе. Это мой промах, простите. Однако продолжим… J Веды «поставляются в комплекте» со способом их познания. Не имея нужного инструмента познания, невозможно понять Веды. Так же, как без микроскопа невозможно увидеть жизнь микробов, а без телескопа рассмотреть отдаленные планеты. Познание Вед требует определенного умонастроения и определенного метода.

 Ваша Кишори-Мурти.

Урок 3
К
ак постичь Веды?

Как получить Ведическое знание?

Существует два пути или две позиции человека, приступающего к изучению Вед:

1.     Восходящий (индуктивный) путь получения знания (ароха-пантха)

2.     Нисходящий (дедуктивный) путь получения знания (авароха-пантха)

Индуктивный метод получения знания состоит в том, что человек не обращается к авторитетам, а пытается осознать истину путем собственных усилий или рассуждений, т.е. целиком полагается на свои собственные чувства и ум. При этом он делает общий вывод, основываясь на нескольких частных случаях. Например, если вы хотите проверить, смертен человек или нет, можно провести определенные исследования, то есть попытаться определить в каждом конкретном случае, смертен ли данный человек, и так около 8 миллиардов раз. Но, даже проведя такое исследование, можно продолжать думать, что где-то есть человек, который никогда не умрет, просто вы пока еще его не встретили. При таком — индуктивном — подходе всегда остается некоторая неопределенность, что делает знание, полученное таким путем, относительным. Индуктивным путем познания Вед идут обычно индологи, санскритологи и т.д. Эти почтенные мудрецы тратят многие годы своей жизни на изучение Вед, но не достигают цели Вед — запредельного, непреходящего счастья.

Используя дедуктивный метод познания, человек принимает знания из авторитетного источника. При этом делается частный вывод, основанный на общем правиле. Например, в Ведах сказано, что человек смертен. Поэтому вы не экспериментируете, а просто принимаете как факт, что каждый человек смертен. Такой вывод всегда будет абсолютно точен и верен. Воспользовавшись этим методом можно получить точное знание.

Как вода течет сверху вниз, так и Абсолютное знание течет вниз из Абсолютного источника. Как мы, склонившись, подставляем ладони под текущую сверху воду водопада, так и под текущее сверху знание нужно склоняясь подставить свое сердце.

Таким образом, чтобы получить запредельное Ведическое знание, человек должен поставить себя в позицию ожидания милости свыше, или принять дедуктивный путь авароха-пантха. Именно так воспринимается духовный звук (шабда). Но если человек полагается на свои несовершенные чувства и ум (пратьякша и анумана), он никогда не сможет получить знание Вед, ибо это позиция гордого человека. Выбор пути, разумеется, остается прерогативой индивида. Однако…

Не заняв смиренного положения невозможно получить даже простое, обыденное знание, что же говорить о знании Абсолютной Истины?

Но что буквально, на практике, означает принять авароха-пантху?

Это означает принять руководство духовного учителя. Сам Господь говорит в Бхагавадгите (4.34): «Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину».

Таким образом, авароха-пантха – это путь, встав на который мы надеемся на милость Господа и мы получаем ее через милость духовного учителя.

В Шветашватара-упанишад (6.38) говорится: «Только тем великим душам, которые имеют непоколебимую веру одновременно и в Господа, и в духовного учителя, все заключения Вед открываются сами собой».

Каким образом будет происходить процесс усвоения Ведического знания, если я приму истинного духовного учителя?

Если человек принимает истинный метод усвоения Ведического знания — авароха-пантху, его обучение будет проходить через пять ступеней:

1.     Познание через собственные чувства (пратьякша). Наблюдая и слушая духовного учителя, следуя его примеру, ученик очищается. Духовного учителя называют ачарьей – «тем, кто своим примером учит, как следует постигать Ведическое знание». Такой пример доступен восприятию любого человека.

2.     Познание через чувства другого человека (парокша). Подражая поведению духовного учителя, ученик переходит от пратьякши ко второму уровню познания, называемому парокшей. Парокша – это непрямое познание, при котором ученик созерцает истину глазами другого, более совершенного в духовном отношении человека, духовного учителя.

3.     Непосредственное, прямое познание (апарокша). Под руководством духовного учителя, ученик слушает и повторяет авторитетные свидетельства (Священные писания), избегая неточных толкований. Так к нему постепенно приходит философское понимание и вИдение, основанное на этом понимании. Апарокша – прямое познание путём усвоения знания, услышанного из достоверного источника, которое иногда определяется как «осознание» или «реализация». На этой ступени человек пользуется ануманой (логикой и рассудком). Однако это не та анумана, что представляет собой измышления, подверженные четырём недостаткам живого существа. Это философские рассуждения ученика, который строго следует примеру и наставлениям духовного учителя.

4.     Откровение (адхокшаджа). Апарокша приводит ученика на четвёртый уровень постижения Ведического знания, называемый адхокшаджа. Это слово состоит из двух: адхах, что значит «вниз» и акша-джа, что значит «порождённый чувствами». Смысл этого понятия в том, что адхокшаджа заменяет собой (буквально «сталкивает вниз») всё знание, порождённое чувствами и умом. Уровень адхокшаджи замечателен тем, что здесь знание воспринимается таким, как оно изначально представлено в Ведах. Иначе говоря, на этом уровне получаемое человеком Ведическое знание минует несовершенную «прослойку» чувств и ума. Только с этого уровня человек способен выйти на пятый уровень, в духовное вИдение, ибо здесь его разум  более не покрывает пелена неверного восприятия.

5.     Духовное видение (апракрита). На пятом и последнем уровне ведического познания человек начинает созерцать истинную духовную реальность и божественные деяния Абсолютной личности, которые никак не связаны с механическими функциями материальной природы. Апракрита – это уровень духовной деятельности. Слово апракрита буквально значит «нематериальный», то есть находящийся за пределами материальной природы.

Так человеку, вставшему на верный путь постижения знания (авароха-пантха), шаг за шагом открывается сокровеннейшая тайна его истинной духовной сущности.

В Бхагавадгите (9.2) об этом знании говорится следующее:«Это знание – царь всего знания, сокровеннейшая из тайн. Это – чистейшее знание, и, поскольку оно дает человеку живой опыт постижения своего «Я», оно является совершенной религией. Знание это вечно, и постижение его радостно».

Итак, чтобы получить знание, способное сделать нас действительно счастливыми, нужно принять истинного духовного учителя. Таков путь к подлинному счастью.

Как же распознать, истинный ли духовный учитель перед нами или просто обманщик? Какими качествами должен обладать истинный духовный учитель?


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное