Существуют различные
способы познания мира. Человек исследует его сам, задает вопросы родителям,
учится в школе и других учебных заведениях, читает книги и газеты, смотрит
телевизор, думает и размышляет над окружающим, испытывает озарения и т.п. Можно
перечислить сотни путей приобретения знания. Но все эти пути можно свести к
трем:
1.Пратьякша-прамана – Это способ
получения знания через контакт с объектами внешнего мира посредством органов
чувств.
2.Анумана-прамана – Этовыдвижение гипотез на основании знаний,
полученных в результате непосредственного восприятия («Может быть, это было
так, но вполне возможно, что было иначе»).
3.Шабда-прамана – Получение
знания посредством слушания из авторитетного источника.
В какой же мере применимы
эти методы в познании Абсолютной Истины (истины, которая не меняется под
влиянием места, времени и обстоятельств)?
Первый и второй способы
получения знания позволяют получить только ограниченное знание, поскольку
человек обладает следующими четырьмя недостатками:
1.Несовершенство
чувств
2.Склонность
впадать в иллюзию
3.Склонность
совершать ошибки
4.Склонность
к обману
Поясню примером. Один
ребенок (мой знакомый, ныне уже взрослый человек, знаток ведической философии)
поехал в пионерский лагерь. Там он пошел вместе со своим отрядом в лес.
Отбившись от группы, мальчик вдруг увидел на тропинке палку, которую принял за
змею. (Несовершенство зрения.) Испугавшись и восхитившись (склонность впадать в
иллюзию), он стал громко звать всех: «Сюда, скорее, здесь змея!» (Склонность
совершать ошибки.) Когда же все прибежали и стали смеяться над ним, что он
принял палку за змею, он, чтобы скрыть свое несовершенство, сказал: «Дураки вы, она уползла. Вы просто не видели!» (Склонность к
обману.) Знакомо, не правда ли? J
Итак, пратьякша-прамана не годится для получения
Абсолютного знания, поскольку наши чувства несовершенны.
Анумана-прамана
также не подходит для этого, поскольку ум выдвигает гипотезы на основании
знания, полученного через восприятие мира несовершенными чувствами, да и логика
ума содержит изъяны — человек имеет склонности впадать в иллюзию, совершать
ошибки и обманывать. Методы пратьякша и анумана человек может использовать в обычной бытовой
жизни, на них стоит вся современная наука и зиждется западная цивилизация, но
счастья от них не прибавляется, не так ли? Они позволяют выживать, но не
позволяют жить в полную силу, быть счастливым.
Чтобы получить знание,
выходящее за пределы ограниченных чувств и ума, необходимо обратиться к шабда-прамане, то есть, услышать его от истинного
авторитета. Например, если вы хотите узнать, кто ваш отец, вы должны обратиться
к матери, и она точно назовет его. В противном случае, вы можете потратить всю
жизнь, разыскивая его своими силами, но так и не найдете.
Таким образом, единственный способ познать объекты,
находящиеся за пределами нашего восприятия – метод шабда-прамана
– «слушание из авторитетного источника». Поэтому получить
знание Абсолютной Истины можно только воспользовавшись этим
методом. Отнеситесь к этому со всей серьезностью, прошу вас.
Но кто же является этим
высшим авторитетом, источником Абсолютного знания?
Несомненно, высшим
авторитетом может быть только тот, кто является совершенным, кто свободен от
несовершенств, описанных выше. Люди называют такой высший авторитет Богом.
Свободный от несовершенств, Он может передавать несовершенным живым существам
Абсолютное знание.
Получив такое знание,
полную информацию об Абсолютной Истине, мы сможем увидеть мир в истинном свете
и правильно оценивать события, происходящие с нами. Так наши действия станут
безупречными, и мы достигнем истинного счастья, к которому так стремимся.
Знание,
исходящее от Самого Бога, называют апаурушея
– «сверхчеловеческое».
Каковы признаки знания,
относящегося к категории апаурушея?
Знание, изошедшее от
Бога, должно обладать следующими характеристиками:
·Вечность, неизменность и совершенство.
Обычное человеческое знание постоянно меняется, поскольку людям присущи
недостатки, присущие их ограниченной природе. Но Господь всесовершенен, поэтому
и знание, данное Им, вечно и совершенно. Следовательно, оно должно быть
одинаково приложимо для разных народов, культур, традиций и актуально во все
времена. Другими словами оно не «устаревает».
·Полнота и непротиворечивость. Это знание
должно обладать законченностью и полнотой, т.е. оно должно быть практично и с
духовной и с материальной точек зрения и описывать постепенный путь духовного
очищения и возвышения человека и при этом учить людей удовлетворять
повседневные материальные потребности.
·Содержит доказательства своего Божественного
происхождения. Поскольку нет авторитета выше Бога, знание, изошедшее от
Него, должно содержать в себе доказательства своего Божественного
происхождения.
·Это знание должно передаваться по цепи
учителей, начинающейся от Самого Бога. Это
необходимое условия для того, чтобы сохранить знание в неизменном виде.
·Подтверждается на практике. Применяя на
практике это знание, человек может убедиться, что все, что он узнал, является
истиной.
Всеми этими характеристиками
обладает Ведическое знание или просто Веды, которые сравнивают с «очками»,
помогающими «близорукому» живому существу увидеть истинную реальность.
Где в Ведической литературе подтверждается то, что Веды поведаны Самим Богом?
Господь утверждает в Бхагавад-гите
(15.15):
«Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня
исходят память, знание и забвение. Цель всех Вед – постичь Меня. Я – истинный
составитель «Веданты» и знаток всех Вед».
Действительно ли эти слова произнесены Богом?
Там же в Бхагавад-гите
(10.8) Господь раскрывает свою Божественную природу:
«Я – источник всех
духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Мудрецы, постигшие эту
истину, служат и поклоняются Мне с любовью и преданностью».
Итак, Господь, являющийся источником всех духовных и материальных
миров, сообщает нам, что Он составил Веды, чтобы дать нам возможность постичь
Его и Его творение и обрести высшее совершенство жизни.