БТС
Харе Кришна, дорогие преданные! Примите,
пожалуйста, мои поклоны. Слава Шриле
Прабхупаде! Слава Вайшнава-санге!
Вопрос: Махараджа, вы сказали, что
святые люди не должны секретничать, но,
согласно Чайтанья-чаритамрите, Господь
Чайтанья иногда общался с преданными в
тайне. Как увязать эти, на вид
противоречивые, вещи друг с другом?
Ответ: Да, Господь Чайтанья
действительно иногда проводил со Своими
вечными спутниками <<закрытые>> киртаны.
Закрытость эта была вызвана, во-первых,
заботой о тех, кто был не в состоянии
выдержать напора любви, бьющей из
Господа Чайтаньи, а во-вторых, глубокой
интимностью этих встреч, очень личных и
потому требовавших соблюдения верного
этикета. Важно научиться видеть разницу
между конфиденциальностью и скрытностью.
Некоторые виды деятельности должны
совершаться без свидетелей, они не
предназначены для всеобщего обозрения.
Это не секреты, просто они
конфиденциальны, поскольку основаны на
близких отношениях внутри определенной
группы людей, связанных особыми
отношениями. Скрытность же подразумевает
принятие некоей материалистичной
двойственности. Махатма Ганди объясняет,
что скрытность -- это на самом деле акт
насилия, поскольку скрытность
предполагает, что мы не готовы полностью
доверять друг другу и делиться друг с
другом. Время от времени обстоятельства
складываются так, что мы не можем
полностью открывать свои мысли и деяния.
Это несчастье. Скрывать что-то можно
только тогда, когда это абсолютно
необходимо, и с искренним сожалением.
Есть такой принцип в науке об
управлении: скрытность уничтожает
доверие, а недостаток доверия разрушает
совместную деятельность. Недоверие,
кроме того, разъедает любовь. Поскольку
скрытность порождает домыслы, общество,
в котором скрытность преобладает,
естественно будет полно неуверенности и
тревоги. В таком обществе люди будут
реагировать неадекватно или
бездействовать, когда необходимо что-то
предпринимать. Скрытность также
разрушает способность людей передавать
знание. Она порождает эмоциональную
дистанцию, осознаваемую или
неосознанную, а это нездоровое положение
вещей. В культуре низкого доверия может
случиться все, что угодно. Все делается
напоказ, и под конец мы уже не можем
сказать с уверенностью, что же
происходит на самом деле. Это затрудняет
многие виды духовной деятельности. Разве
не лучше культивировать открытое общение
и открытый отклик? Каково главное
условие, создающее здоровую семью? Семья
является здоровой, когда родители и дети
общаются открыто, с любовью и нежностью
друг к другу. Однако если сын
скрытничает, как смогут родители помочь
ему в должной мере? Если у сына
возникают проблемы, если он обеспокоен,
родители и другие родственники пытаются
разобраться в ситуации, чтобы поддержать
его. С другой стороны, если он счастлив
и уравновешен, они хотят разделить его
радость и поздравить его. Такова
здоровая семья.
Мы можем не открывать свой ум только
тогда, когда абсолютно все в нашей жизни
идет хорошо. На самом деле, когда мы в
беде, у нас даже больше причин делиться
с окружающими, потому что именно в такие
моменты мы больше всего нуждаемся в
помощи. Если мы не открываемся, это наше
послание окружающим, что мы не можем
доверять друг другу. Однако мы должны
создать сообщество, подобное духовному
миру. Такое предложение может прозвучать
идеалистически, но это возможно.
Создание духовной атмосферы поможет нам
усилить наше сознание Кришны. Мы должны
продолжать двигаться к поставленной
цели, иначе мы никогда ее не достигнем.
Мы часто думаем, что скрытничать
нормально, потому что в материальном
мире так живут все. Даже будучи
преданными, мы зачастую подпадаем под
влияние материальной энергии, и
поддерживаем нездоровый status quo,
позволяя господствовать дурному
положению вещей. Если мы пойдем за
толпой, мы просто застрянем, остановимся
в развитии, займемся показухой и будем
строить искусственные отношения. Даже
если мы в чем-то неправы, мы должны
выражать свои внутренние мысли.
Искренняя и открытая позиция должна
рассматриваться как настоящий подарок
нашим равным или нашей общине, и,
следовательно, должна приниматься с
любовью и заботой. Предлагая или
принимая честный обмен такого рода, мы
должны делать это тактично, честно и со
смирением. Например, если мы знаем, что
наш знакомый преданный выкуривает
сигарету после туласи-пуджи, то наша
обязанность -- изыскать возможность
обратиться к нему и смиренно предложить
свою помощь. Иначе это может стать
<<нашей маленькой тайной>> или чьей-то еще
тайной, если мы станем обсуждать это с
другими, не обсудив с тем преданным,
которого это непосредственно касается.
С любовью,
Ваша слуга
Кишори-Мурти-даси