Консультации по актуальным вопросам права Сроки и порядок хранения документов организациями
Сроки и порядок хранения документов организацией. Ответственность в случае непредоставления организацией документов для целей налогового контроля. Правоприменительная практика.
В настоящей статье проанализировано действующее законодательство РФ, касающееся сроков хранения документов организациями и ответственности за непредоставление затребованных документов налоговыми органами.
1.Понятие «документа»
Ст.2 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет юридическое понятие документа. Под документированной информацией закон понимает зафиксированную на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законом
случаях ее материальный носитель.
Ст. 9 Федерального закона №129-ФЗ от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете» определяет понятие «первичного учетного документа». Первичным учетным документом является оправдательный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, на основании которого ведется бухгалтерский учет. Таким образом, к первичным учетным документам можно отнести товарные и транспортные накладные, гарантийные
письма, счета и счета-фактуры и иные первичные документы. Напротив, договоры и деловая переписка не относятся к первичным учетным документам, так как они не подтверждают совершение хозяйственной операции, а подтверждают лишь намерение ее совершить.
2. Сроки хранения документов
Различные законодательные акты по-разному определяют сроки хранения документов организациями.
Так, в соответствии со ст.17 ФЗ «О бухгалтерском учете» организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. При этом ответственность за хранение этих документов несет руководитель организации. В связи с этим документы должны храниться
по месту нахождения исполнительного органа юридического лица. В случае смены места нахождения организации, например, при переезде в другой офис, документы должны, соответственно, перемещаться.
А согласно пп.8 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (исчисление) налогов.
На практике налогоплательщики находят выход из этой правовой коллизии в следовании максимальному, то есть пятилетнему сроку хранения документов.
3.Ответственность в случае непредоставления организацией документов для целей налогового контроля
Действующее законодательство РФ предусматривает административную ответственность в случае непредоставления организацией документов для целей налогового контроля.
Согласно ст.120 Налогового кодекса РФ (далее – «НК РФ») грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения[1]
влечет наложение штрафа в размере от 5 000 рублей до 15 000 рублей или штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 рублей.
Ст. 126 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных действующим законодательством, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный
документ.
Ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – «КоАП») предусматривает административную ответственность для организаций за это же нарушение в размере от 3 000 до 5 000 рублей. При этом необходимо учесть, что налоговый орган вправе избрать и применить лишь одну из этих двухмер ответственности, так как привлечение
налогоплательщика к двум видам ответственности за одно правонарушение противоречит принципу однократности юридической ответственности.
Кроме того, ст.15.11 КоАП предусматривает административную ответственность за грубое нарушение порядка и сроков хранения учетных документов, что влечет ответственность в виде штрафа для должностного лица (руководителя организации) в размере от 2 000 до 3 000 рублей.
Таким образом, налоговый орган вправе применить в отношении организации описанные выше меры административной ответственности в случае непредоставления такой организацией документов или сведений для целей налогового контроля, причем налоговое законодательство не предусматривает освобождение организации от ответственности за непредоставление документов по уважительным причинам
(пожар, кража документов и т.д.).
4.Практика применения мер ответственности за непредоставление документов и сведений для целей налогового контроля.
Налоговые органы очень часто применяют к налогоплательщикам описанные выше меры административной ответственности за непредоставление документов или сведений для целей налогового контроля, причем даже в случае невозможности их предоставления по уважительным причинам.
Суды дифференцируют свою позицию по спорам между налогоплательщиками иналоговыми органами исходя из причины непредоставления документов или сведений:
(1)В случае непредоставления документов или сведений по причине форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление и другие обстоятельства непреодолимой силы), суды, как правило, отказывают во взыскании штрафов, так как признают, что налогоплательщик не виновен в утрате документов по причине форс-мажорных обстоятельств[2]. По общему правилу гражданского законодательства лицо освобождается от ответственности, если докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
(2) (2) В случае непредоставления документов или сведений по причине, например, хищения документов, суды, как правило, соглашаются с позицией налоговых органов и взыскивают штрафы с налогоплательщиков[3]. Суды полагают, что хищение документов стало возможным по причине действий должностных лиц самого налогоплательщика, не обеспечившего сохранность бухгалтерских документов. Однако, в отдельных случаях суды соглашаются с отсутствием вины налогоплательщика в непредставлении документов, которые были у него похищены[4].
Н Налогоплательщик может доказать отсутствие вины лишь в том случае, если своевременно оформит соответствующие оправдательные документы (справки о пожаре, затоплении, заявление в органы внутренних дел о краже документов, на основании которого будет возбуждено уголовное дело и т.д.)
*****
Юристы компании «Лига Прав» успешно консультируют повопросам, описанным в настоящей статье, а также проконсультируют Вас по многим иным вопросам российского законодательства.
[1]Под грубым нарушением организацией правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения понимается отсутствие первичных учетных документов,
счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, иных активов.
[2]Пример – Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 03.03.2003 г. по делу № А26-4170/02-26.
[3]Пример – Постановление ФАС Центрального округа от 09.04.2001 г. по делу № А64-5374/00-12.
[4]Пример – Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.12.2000 г. по делу № Ф04/3302-886/А27-2000.