В погоне за Великими Байками
Интервью с главным редактором газеты "Книжное обозрение" Александром Гавриловым
Яна Соколова
- Александр, как редактор крупнейшего в России специализированного книжного СМИ вы находитесь в самой гуще книжной жизни, через ваши руки так или иначе проходит большинство изданных книг. Что вас особенно впечатлило за последнее время? Много ли вы читаете?
- Иногда мне кажется, что больше, чем стоило бы. Впечатлило за последнее время… Давайте так: я буду говорить отдельно о текстах и отдельно о тенденциях. Дело в том, что тексты, которые произвели на меня сильное впечатление, позитивное или негативное, напрямую зависимы от текущих литературных тенденций.
- И каковы текущие тенденции?
- Самая заметная - это окончание всей той линии поздних 80-х - ранних 90-х, которая связана с очень сложной и вычурной литературой. Теперь даже в тех случаях, когда сложные авторы пытаются написать внятные вещи - скажем, Левкинский "Голем" - получается интересная, но чудовищно старомодная работа.
- Вы прочитали "Голем" без удовольствия?
- Да не то чтобы. Но у меня было ощущение, что я читаю хорошую книжку пять лет назад. То есть не как если бы книжка была написана пять лет назад, а если бы я сам был таким же, как тогда. Пять лет назад мог читать этот роман и понимать, как он хорош, - а теперь нет. При том, что тематика "Голема" абсолютно современна: взаимодействие человека и государства, омертвение личности и так далее. Но языковой строй книги, который и определяется мышлением… так уже не мыслят, всё это давно закончилось.
Тут важно сделать вот какое замечание. Когда в России говорят о литературе, то, как правило, говорят о высокой литературе, файн-фикшн, никоим образом не причисляя к литературе ни нон-фикш, ни жанровую прозу - причем только об узкой части файн-фикшн, которая связана с неомодернистским проектом.
- Я не против файн-фикшн. Среди моих знакомых есть люди, уверенные в том, что если два десятка великих русских писателей вывести в чистое поле и расстрелять, всем станет легче жить. Я не думаю, что это способ решения проблемы. Но в то же время меня катастрофически не устраивает ситуация, когда разговор о литературе - это разговор только о файн-фикшн. Для меня Гандлевский стоит в одном ряду не только с Левкиным, Дашевским, Азольским, но и с Марининой, Прохановым, Денежкиной. Очень показательна та буча,
которая возникла в этом году вокруг премий "Национальный бестселлер" и "Букер", когда встал вопрос о том, возможно ли награждать писателей не ранга Марка Харитонова, а ранга Людмилы Улицкой. Тогда либеральные критики демонстративно обиделись, заявив, что "Улицкая - это ж беллетристика!" Практически весь последний год прошел за спорами о границах литературы и не литературы, иными словами - о границах файн-фикшн и беллетристики. Так вот: этих границ не существует! Нет того поля, которое держало бы эти границы.
Недавно мы разговаривали с человеком, занимающимся литературой и много наблюдающим за литературой - с Линор Горалик - и Линор спросила: "Саша, а почему Акунин не пишет нормальные, качественные романы?" И я не нашел сразу, что ответить, - а потом подумал, что Акунин не пишет нормальных романов потому, что их потенциальные читатели не смогут себе финансово их позволить.
Интернет-магазин
Озон - мощная спpавочно-инфоpмационная
система, посвященная литературе, кино,
музыке и программному обеспечению.
Оплата заказов почтовым
переводом, наложенным платежом, через
Сбербанк, по кредитной карте, наличными
курьеру, через платежные системы PayCash, "Рапида", "КиберПлат".
Доставка заказов почтой
по всему миру, экспресс-почтой (TNT),
курьерская доставка (Москва и область, Санкт-Петербург и область, Калиниград, Киев, Украина, Израиль, Франция).