Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Книги оЗона: Рекомендации

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
АЛЕКСАНДР ПЕТРОВ: `МЫ ВСЕ ВЫШЛИ ИЗ `ШИНЕЛИ` НОРШТЕЙНА`

Евгений Коган

У нас не особенно ценят анимацию. Есть классики, которых уважают и время от времени чествуют. Но более молодым авторам пробиться к зрителю сложно.

Александр Петров снимает свои фильмы уже больше десяти лет. Три из четырех его картин номинировались на премию "Оскар" (в этом году - успешно), а уж сколько других призов он собрал по всему миру - не перечесть. Однако в России его анимацию видели единицы, в основном - фестивальная публика. Между тем Петров - один из интереснейших отечественных аниматоров, работающий в сложнейшей технике живописи на стекле. А его картины - "Корова" по Платонову, "Сон смешного человека" по Достоевскому, "Русалка" и последняя, снятая по знаменитой книге Хе! мингуэя "Старик и море", - завораживающее зрелище ожившей живописи, похожее на волшебные картинки из снов.

На последнем гатчинском фестивале "Литература и кино" Петров представил все свои картины - ретроспективу из первых трех работ и "Старик и море" в основном конкурсе. После показа аниматор согласился ответить на несколько вопросов вашего корреспондента.

Евгений Коган:
Анимационная техника живописи на стекле - не самая популярная у зрителя. Почему вы выбрали для себя именно ее?

    Александр Петров:
    Зритель, как мне кажется, человек всеядный. Не вина зрителя, что его кормят в основном целлулоидной анимацией, "картуном", хотя это, конечно, обидно. Потому что такая мультипликация вытесняет все остальное. Наверное, именно поэтому для того, чтобы смотреть фильмы, выполненные в другой манере, приходится напрягаться. Но я знаю по собственному опыту, что живопись не мешает смотреть фильмы. Наоборот, даже помогает. В живописи есть своя особенная энергетика, сама по себе уже являющаяся зрелищем. Другое дело, что зритель, может быть, не готов смотреть не развлекательное кино, которое снимаю я. Это - наша давняя проблема. И мы ничего не можем сделать - по сравнению с тем анимационным валом безликих картин, который идет с экра! нов, наши усилия малы. Я не говорю про отечественную анимацию, которой вообще мало. Но зритель привыкает к тому, что ему показывают, и уже не способен воспринимать ничего другого. Может, он и хотел бы, но интерес не воспитывается.

Евгений Коган:
Вы называете своими учителями двух классиков отечественной анимации - Хитрука и Норштейна. Однако они полярно различны, работают в абсолютно разной манере.

    Александр Петров:
    Я могу назвать еще многих людей, которые являются моими учителями. Некоторые из них даже не подозревают об этом. Мои непосредственные учителя - Иван Петрович Иванов-Вано, который был моим профессором во ВГИКе, и Федор Савельевич Хитрук, у которого я учился на Высших режиссерских курсах. Но поскольку у нас там были демократичные правила и можно было ходить на любые лекции других мастерских, я кочевал из одной мастерской в другую, слу! шал лекции и Норштейна, и Хржановского, и Назарова. Но личность и твор чество Норштейна лично для меня имеют огромное, первостепенное значение, и по моим фильмам это, наверное, заметно. Думаю, что Норштейн вообще имеет огромное влияние на все наше поколение мультипликаторов. Мы - из пост-норштейновской поры. Все вышли из "Шинели" Норштейна. Хотя я стараюсь бороться с этим влиянием, потому что очарование его и его фильмов настолько велико, что невольно начинаешь повторять за мастером. Но для меня было большим счастьем посещение его лекций. Мы иногда встречаемся, разговариваем, обсуждаем какие-то проекты, просто водку пьем. Но есть и другие люди. Я, например, могу назвать Фредерика Бака из Канады - это известнейший аниматор, уникальный, которого у нас, к сожалению, не знают.

Евгений Коган:
Последний свой фильм вы делали за границей. В России традиционно не нашлось денег?

    Александр Петров:
    Думаю, что и в России можно было попробовать найти деньги. Просто мне почему-то очень хотелось сделать ко-продукцию, мне было интересно познакомиться с зарубежной кинематографией. К тому же я увлекся не чисто русской историей. Я привез в Канаду сценарий "Старика и моря", разыскал продюсеров, показал им. А через год мне дали знать, что можно попробовать.

Евгений Коган:
Но молодые аниматоры буквально плачут из-за отсутствия денег и нехотя уезжают работать на Запад.

    Александр Петров:
    На свой последний фильм я не искал денег в России. Предыдущую картину - "Русалку" - на пятьдесят процентов финансировало государство, на др! угие пятьдесят процентов - частные лица. У меня просто были наработаны хорошие связи с продюсерами, которые нашли возможность добавить денег и помочь сделать фильм. А потом, уехав работать в Канаду, я на несколько лет выпал из российской жизни и по поводу нынешней финансовой ситуации ничего сказать не могу. Я слышал, что все плохо. Однако на фестивалях появляются отечественные фильмы - неплохие, интересные, свежие. Значит, какие-то деньги все-таки есть. Потому что фильмы не могут расти сами по себе, без удобрений. На самом деле аниматоры - люди непритязательные, денег им требуется немного. Нам не очень важно, будет ли наша зарплата соответствовать мировым стандартам или нет. Может быть, я идеализирую, но мне кажется, что главное для нас - иметь возможность снимать кино и изливать душу.

Евгений Коган:
А на анимационном кино сейчас можно заработать или нужно все-таки снимать какие-то заказные ролики?

    Александр Петров:
    Мои продюсеры попробовали доказать, что арт-кино может приносить деньги. Сам я не ставил перед собой такую задачу, но я видел работу собственных продюсеров и понял, что это действительно возможно. Конечно, вкладывать деньги в такое кино - огромный риск. Но мои продюсеры пошли на это. Причем они уверены, что вернут эти деньги. Судя по тому, как фильм пошел по экранам, можно рассчитывать на успех. Но тут есть небольшая тонкость - фильм "Старик и море" снят не для телевидения и не для обычных кинотеатров. Он снят в формате IMAX для специальных кинотеатров с экраном высотой как у шестиэтажного дома и соответствующей шириной. На западе есть такие кинотеатры, для них разрабатывается специальное оборудование. Года два назад такой кинотеа! тр начали строить в Москве, но что-то там у них не заладилось. Мой фильм - первый анимационный фильм, снятый в формате IMAX. Потому что в таких кинотеатрах показывают в основном видовые картины с подводными съемками про акул или со съемками с дельтаплана. Это очень красиво. А мы попытались снять анимационную картину, используя последние достижения кинопроекционной техники. Я не отошел от собственной техники живописи на стекле, только раскрасил поярче и исключил крупные планы. Но этот фильм является коммерческим проектом. Сейчас фильм прокатывается во многих таких кинотеатрах на западе. Зритель покупает билеты, а я получаю хорошую прессу. Мне очень приятно, что зритель идет не на чисто коммерческое кино. Хотя все, конечно, знают имя Хемингуэя, а японцы и американцы сейчас даже наладили выпуск книжки под это дело. Тем более, что премьера случайно совпала со столетием писателя. Надеюсь, что все будет удачно. Хотя это - не мое дело, а свое дело я сделал.

P.S. Несколько дней назад российский аниматор Александр Петров получил премию "Оскар" за лучший анимационный фильм "Старик и море" (производство - Production Pascal Blais (Канада), Imagica Corp., Dentsu Tec., NHK (Япония), студия "Панорама" Ярославль (Россия)). Принадлежность картины к какой-либо стране принято определять по именам продюсеров. Продюсеры фильма "Старик и море" - Бернар Лажуа (Канада) и Тацуо Шимамура (Япония). Это значит, что анимационный "Оскар", полученный картиной несколько дней назад, формально никакого отношения к России не имеет.

Интернет-магазин "оЗон" - мощная спpавочно-инфоpмационная система, посвященная литературе и кино. Возможность заказать множество популярных книг и фильмов. Оплата заказов почтовым переводом, наложенным платежом, через Сбербанк, по кредитной карте, при курьерской доставке (Санкт-Петербург и область, Москва и область) оплата наличными курьеру.

Добро пожаловать за покупками!

К сожалению, мы не можем гарантировать, что перечисленные в списке позиции будут постоянно доступны для заказа на "оЗоне".



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное