Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Корейская компания займется выработкой электроэнергии из ташкентского мусора



Корейская компания займется выработкой электроэнергии из ташкентского мусора
2018-11-05 17:41 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Мусорный полигон под Ташкентом. Фото с сайта Gazeta.uz
Южнокорейская компания Sejin G&E займется производством электричества из свалочного газа на двух мусорных полигонах в Ташкентской области. Об этом говорится в постановлении правительства Узбекистана от 1 ноября.

В рамках проекта Sejin G&E установит на полигонах бытовых отходов «Ахангаран» и «Майдонтол» 12 современных генераторов и вспомогательное оборудование, которое поможет вырабатывать энергию из свалочного газа. Общая мощность установок составит не менее 16 МВт (10 установок по 1560 кВт и 2 установки по 500 кВт).

Корейская компания пообещала привлечь в ближайшие два года прямые инвестиции на сумму $55 млн. Sejin G&E создаст в Ташкентской области предприятие со 100-процентным иностранным капиталом. «Узбекэнерго» поручено обеспечить подключение вырабатываемой энергии к электрическим сетям и заключить договор на ее покупку.

Госпрограмма по реализации Стратегии действий по приоритетным направлениям развития Узбекистана на 2017-2021 годы предусматривает прекращение монополии в сфере производства энергии и поощрение использования возобновляемых источников энергии. Ранее Узбекистан заключил соглашение с канадской компанией SkyPower Global о строительстве сети солнечных электростанций по всей стране на сумму $1,3 млрд. Первая станция стоимостью $130 млн будет построена в Самаркандской области в 2019-2020 годах. Также было подписано соглашение с немецкой Siemens Gamesa о строительстве ветряной электростанции в Навоийской области. Стоимость проекта составит $100 млн, его реализация намечена 2019-2020 годы.



Уроженца Киргизии вызвали в футбольную сборную России
2018-11-05 18:31 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Ильзат Ахметов. Фото с сайта Rus4all.ru
Полузащитник московского футбольного клуба ЦСКА, уроженец Киргизии Ильзат Ахметов попал в расширенный список тренера сборной России Станислава Черчесова на ближайшие матчи национальной команды страны. Состав сборной опубликован на официальном сайте Российского футбольного союза (РФС).

Ахметов попал в список из 26 футболистов, которые будут готовиться к матчам национальной команды России против Германии (15 ноября) и Швеции (20 ноября).

«Когда узнал эту новость, не поверил, был в шоке. Долго отходил, не понимал, что происходит. Все меня поздравляют, я счастлив, для меня это огромная честь. Отдам все силы выступлениям за нашу страну», — заявил Ахметов.

Отметим, что футболист пока не заигран ни за одну из национальных команд. На молодежном уровне Ахметов выступал за российскую сборную. Матч против сборной Германии для России будет товарищеским, и Ахметов, выйдя на поле, еще сможет изменить свой выбор в пользу Киргизии. Если же он сыграет в официальном матче против Швеции (Лига наций), то по правилам FIFA уже никогда не сменит спортивное гражданство.

В 2016 году тренер сборной Киргизии Александр Крестинин заявил, что Ахметов интересует национальную команду. В октябре текущего года Крестинин рассказал, что пытался связаться с Ахметовым, но ни футболист, ни его отец на телефонные звонки не ответили.

«Позицию они свою озвучили. У меня к ним никаких претензий и обид нет. Каждый выбирает свой путь. Если он сыграет за нас, то уже там будет легионером. Он строит карьеру через Россию. Это его право, и мы должны его уважать. Это нормально», — сказал тренер.

Ильзат Ахметов родился в 1997 году в Бишкеке. Начал заниматься футболом в клубе «Алга». В 2009 году переехал в Россию и приступил к тренировкам в тольяттинской футбольной академии имени Коноплева. В 2014 году подписал контракт с казанским «Рубином», где провел 34 матча во всех турнирах. В 2018 году перешел в ЦСКА. В составе армейцев Ахметов сыграл 16 матчей, в том числе победную для ЦСКА встречу в Лиге чемпионов против мадридского «Реала», и успел выиграть Суперкубок России. За сборные России различных возрастов футболист провел шесть встреч и забил один мяч.

Национальная команда Киргизии весной этого года впервые в истории завоевала право участия в Кубке Азии, который состоится в 2019 году в ОАЭ. Главной причиной успеха кыргызстанцев следует считать расширение числа участников турнира с 16 до 24 команд.

Кубок Азии пройдет в ОАЭ с 5 января по 1 февраля 2019 года. Соседями сборной Киргизии по группе C будут Китай, Южная Корея и Филиппины. В Кубке Азии примут участие национальные команды Узбекистана и Туркмении, которые попали в группу F, также в этой группе находятся Япония и Оман.



Начальника Бекабадского районо уволили за принуждение учителей к подписке на газеты
2018-11-05 19:08 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Фото с сайта Spzh.news
Начальник отдела народного образования Бекабадского района Ташкентской области Хасан Соибназаров был освобожден от должности за принуждение учителей к подписке на периодические издания. Об этом сообщает пресс-служба министерства народного образования Узбекистана.

Так в министерстве отреагировали на сообщения в СМИ о том, что в Бекабаде учителей школ принуждают подписываться на газеты и журналы на 2019 год. «В результате принятых мер предотвращена принудительная подписка учителей школ Бекабада на периодические издания. Хасан Соибназаров освобожден от занимаемой должности. Его поручение по подписке на газеты и журналы отменено», — говорится в сообщении.

Помимо этого министерство привлекло к дисциплинарному взысканию начальника Ташкентского областного управления народного образования Шукура Бурхонова. От всех остальных областных управлений потребовали не допускать подобные случаи.

В ведомстве напомнили, что, согласно постановлению правительства от 2002 года, сельские школы получают до десяти изданий за счет средств местных бюджетов. Бекабадскому районо для этих целей были выделены средства на подписку на газеты «Тошкент хакикати», «Халк сузи», «Бекобод овози» и «Маърифат».

В последний день октября на сайте обсуждения нормативно-правовых актов был выложен проект закона «О статусе учителя», в котором отдельно прописан запрет на удержание из заработной платы учителей на подписку на периодические издания. Аналогичный запрет был включен в постановление президента «О мерах по воспитанию молодежи и поднятию системы образования на качественно новый уровень» от 14 августа.

Принуждение к подписке носит в Узбекистане широко распространенный и многолетний характер и касается не только учителей, но и школьников, студентов, пенсионеров, работников организаций, учреждений и предприятий. Их часто заставляют подписываться на десятки убыточных изданий. При этом районо в начале учебного года собирают с учителей и родителей расписки о незаконности сбора денег на какие бы ни было нужды школы, включая подписку, а спустя некоторое время сами просят ускорить сбор наличности.

Отметим, что в октябре Министерство народного образования Узбекистана добилось возвращения более 500 учителей с принудительных работ по сбору хлопка в Ташкентской, Джизакской и Сурхандарьинской областях. МНО запустило услугу виртуального инспектора для приема жалоб учителей «Устоз овози» («Голос учителя»), куда учителя могут обратиться в случае нарушения их прав. Пожаловаться предлагается на сайте Ustozovozi.uzedu.uz или в Telegram (https://t.me/Ustoz_Ovozi_bot).



Не выпускать джинна из бутылки. Когда колониальное прошлое Казахстана станет историей
2018-11-06 07:35 ferghana@ferghana.ru (Александр Троицкий)

Книги "Казахстан в Российской империи"

В московской библиотеке имени Ф.М.Достоевского 1 ноября состоялась презентация книги историка и политолога Султана Акимбекова «Казахстан в Российской империи». И хотя в презентации участвовал Российский совет по международным делам, читатель не увидит эту книгу на прилавках российских городов – как говорят, из-за бюрократических нюансов в экономических отношениях России и Казахстана.

«Казахстан в Российской империи» – очередная книга Акимбекова в серии работ по истории Центральной Азии. Труд посвящен присоединению Казахстана к Российской империи и становлению республики в качестве самостоятельного государства. Тема эта вызывает сейчас множество споров и противоречий среди казахских и российских историков. Акимбеков, по его собственному утверждению, постарался изложить свое видение этого периода в истории отношений России и Казахстана максимально непредвзято. «Фергана» решила уточнить взгляд автора на некоторые наиболее острые темы из числа затронутых в книге.

– Был ли Казахстан колонией во времена Российской империи?

– Раньше, в конце XIX – начале XX веков, этот вопрос никого не волновал. Термин «колония» использовался спокойно, существовал даже такой журнал – «Вопросы колонизации». Сейчас у этого понятия негативный оттенок. В целом до 1917 года все в Российской империи соглашались, что Средняя Азия – колония классического формата. По Казахстану же вопрос стоит отдельно. Если вспомнить те части страны, которые вошли в состав Российской империи в XVI-XVII веке, например, Поволжье, то мало кто в России считал их присоединение колонизацией. По крайней мере, так было до начала обширной европейской колонизации в Азии. Казахстан находился в ситуации, когда, с одной стороны, он был ближе к Поволжью, а с другой – к Средней Азии. Поэтому на этот счет было много дискуссий.

Если подходить с формальной точки зрения, то с Казахстаном происходило то же самое, что и с Алжиром, например. В Казахстане также осуществлялось изъятие земель в пользу европейских поселенцев. Это похоже на то, что делали нынешние американцы на территории Северной Америки или британцы в Австралии. То есть имел место достаточно жесткий подход к коренным жителям. Можно также вспомнить немецкую Юго-Западную Африку, где земля изымалась, чтобы основывать на ней поселенческие колонии. В Казахстане в XIX веке земля была объявлена государственной собственностью, и тут происходили ее масштабные изъятия. Собственно, это и была колониальная политика.


Султан Акимбеков подписывает экземпляры

– Могли ли казахские жузы не принять протекторат Российской империи?

– Этот вопрос в Российской империи в середине XVIII века вызывал определенное беспокойство. Русские опасались, что казахи попадут под власть джунгар – и тогда на границах России появилось бы огромное Джунгарское ханство. Однако у казахов с джунгарами были очень сложные отношения, так что этот вариант был в целом неприемлем. Хотя надо сказать, что часть казахских племен определенное время признавали власть джунгар. Аналогичные опасения у России были по поводу маньчжурской империи Цин в Китае, которая к 1757 году ликвидировала Джунгарское ханство. Здесь ситуация была еще сложнее. У России была граница с Цинами на Дальнем Востоке, и ей не нужны были китайцы еще и на границах с казахами. Но казахи в XVIII веке все время маневрировали между Россией и Китаем. Так, Аблай-хан – ярчайший дипломат того времени – поддерживал отношения со всеми, но при этом сохранял самостоятельность.

– Как повлияла на Казахстан реформа Сперанского и отмена ханской власти?

– В ходе реформ Сперанского Российская империя впервые создала внутри степи административную систему управления, в которую была напрямую вовлечена чингизидская аристократия. Если раньше ханы и чингизидская аристократия фактически являлись посредниками между Россией и казахским обществом, то после реформ аристократы превратились в бюрократическую номенклатуру. Позже они были исключены из процесса вовсе. В XIX веке чингизидская аристократия уходит за ненадобностью, так как Казахстан делится на области, которые возглавляют российские генерал-губернаторы.

– Каким образом функционировал в Казахстане институт рабства?

– Рабство в степи имело место исторически, однако не было широко распространено из-за особенностей кочевого скотоводства. Не распространено было среди кочевников и долговое рабство, характерное для оседлых восточных обществ. Рабы обычно встречались среди пленников – калмыков, например, которых захватывали во время набегов. Но они, как правило, входили в сословие туленгутов – военных слуг чингизидской аристократии. Бывало, что рабов брали из числа русских подданных на границе. По мере развития контактов с Российской империей институт рабства стал довольно активно развиваться на границе с Казахской степью. Так, 9 января 1757 года в России был издан указ о приобретении рабов на границе. Покупали обычно тех же пленников: калмыков, каракалпаков, джунгар. По мере роста междоусобиц в степи покупали также детей и женщин, в частности, для домашних работ. Во время казачьих набегов захватывали рабов и среди казахов. Но, к примеру, детское рабство было ограничено по возрасту. То есть по достижении совершеннолетия малолетний раб должен был быть освобожден. Такая практика была распространена на границе. Очень часто бывшие рабы переходили в православие, им было некуда возвращаться. С 1822 года в империи рабство на границе стали запрещать.

– Развивался ли ислам в Казахстане в его бытность российской колонией?

– Ислам в Казахстане в его нормативной версии начал активно развиваться именно с приходом сюда Российской империи. Например, при Екатерине II и позже в казахские степи активно отправляли мулл из казанских татар. Считалось, что как законопослушные российские подданные они смогут привить казахам большую религиозность, что повысит управляемость ими. Казахи в это время были малорелигиозны и как кочевники не особенно знакомы с нормативным исламом. Поэтому муллы в период Российской империи в основном были пришлыми: значительная часть – из Поволжья, другие – из Средней Азии. С влиянием последних российские власти боролись, потому что с религиозными деятелями в Средней Азии отношения у них в целом были сложные.


Казахские батыры – герои войны с джунгарами. Иллюстрация с сайта Nur.kz

– Каково сегодня в Казахстане отношение к казачеству?

– Казаки входят в ассамблею народов Казахстана, имеют право носить форму. Бывший глава МЧС Казахстана, заместитель председателя парламента Владимир Божко является руководителем Ассоциации русских, славянских и казачьих организаций Казахстана.

– Есть ли казахи, вступившие в казачество?

– Может быть, и есть. Есть даже священники-казахи, что уж говорить о казачестве... В Казахстане это мало кого волнует: в любом случае число таких людей слишком незначительно.

– Как вам кажется, формирование казахского национализма – это реакция на подавление идентичности?

– Как в случае с любым национализмом, это часть процесса формирования собственной идентичности. Процесс этот может выражаться в разных формах, в том числе – иногда – и в радикальной. В ситуации с Казахстаном идентичность строится в том числе и на отношениях с Россией. Так как в истории было очень много разных моментов, то и реакция на них у разных людей разная.

– Пыталась ли Российская империя подавлять эту идентичность?

– Было несколько моментов. Очень короткий промежуток времени казахов пытались переводить в православие, как это происходило с частью калмыков, однако поняли, что это невозможно. Затем вплоть до 1917 года в Российской империи не особенно интересовались идентичностью казахов – скажем так, больше интересовались землей в Казахской степи. И если вопрос идентичности на западе империи – в Польше, Финляндии, на Украине – был весьма острым, то на азиатских окраинах большого интереса к этому не проявляли. Ситуация меняется в советскую эпоху: это во многом связано с распространением всеобщего образования, которое в советском Казахстане в основном осуществлялось на русском языке.

– Что, на ваш взгляд, стало причиной восстания в 1916 году?

– Восстание произошло, поскольку ситуация с землей в Казахстане стала невыносимой. Пространство сужалось, земля изымалась во все возрастающих объемах. Так что это была реакция от отчаяния и неверного представления о ситуации. Людям тогда показалось, что война идет очень долго, было много беженцев. С ними приходили слухи о поражениях русской армии, о том, что против России воюет мусульманская Турция. И когда отчаявшимся людям заявили, что всех мужчин забирают на тыловые работы, (а по указу призыву подлежали все мужчины от 19 до 43 лет), накопившиеся противоречия привели к взрыву.

– Как приняли в Казахстане революцию 1917 года?

– Люди были травмированы весьма жестким подавлением восстания 1916 года. В 1917 году казахи были в основном политически аморфны. Не следует также забывать, что они находились между двумя противоборствующими группами русского населения – казачеством и крестьянами-переселенцами. Таким образом, в революции казахское население приняло минимальное участие. Сначала поддержали Учредительное собрание, потом, когда стало ясно, что «белые» не хотят слышать о федерации в России, перешли на сторону «красных». Тем более, что последние провозгласили в январе 1920 года Казахскую автономию. В принципе, «большевики» сыграли важную роль в создании Казахстана. Они сформировали политическое поле государственности, пусть оно и было весьма формальным – но тем не менее... Хотя сегодня слышно много критики насчет Казахстана в составе СССР. Это связано с действительно тяжелыми моментами казахской истории – например, голодом в процессе коллективизации. И однако, основы государственности были заложены именно при большевиках.

– Какое влияние оказал этот период на современные отношения двух стран?

– И в России, и в Казахстане очень трепетно относятся к истории, поскольку есть понимание того, что можно «выпустить джинна из бутылки». Мы еще явно не подошли к моменту, когда историю можно передать историкам, как это сделали, к примеру, британцы и индийцы. Для нас для всех это еще очень актуальный вопрос. Власти стараются не актуализировать сложные события. Например, в 2016 году исполнилось сто лет со дня восстания в Казахстане, однако нигде эту тему не поднимали.

– Можно ли считать отказ Казахстана от кириллицы попыткой отдалиться от российской культуры и образования?

– Вопрос латиницы – в первую очередь вопрос общей модернизации. В том числе это касается модернизации казахского языка. Кириллический алфавит не слишком удобен для него. Там много лишних букв, что весьма затрудняет, в частности, процесс обучения языку. Для нас сегодня это весьма актуально. К тому же в Казахстане пользовались латиницей ранее, когда в первые годы существования СССР большевики-идеалисты готовились к мировой революции, а латиница должна была стать алфавитом для всех тех, кто ранее пользовался арабским шрифтом.

– Продвигаются ли идеи «русского мира» в сегодняшнем Казахстане?

– В 2014 году были зафиксированы факты дискуссий по этому поводу, в основном в интернете. Но у нас сильная государственная власть, так что это не стало массовым явлением. Были случаи осуждения тех, кто воевал на Донбассе. Были иски в отношении казахских радикалов. Однако все же внутри страны дискуссии ограничились интернет-пространством.

– Можно ли проводить параллели между Украиной и Казахстаном, если говорить об отношениях с Россией?

– Параллелей здесь особых нет. У Украины сложные отношения с Россией, потому что между ними стоит острый кризис идентичности. То, что мы видим сегодня, это стремление одних выделить свою идентичность и желание других не допустить этого. Между родственными народами такие процессы всегда проходят трудно. У Казахстана в этом вопросе проблем нет, у нас несколько другая культура, язык и так далее. В любом случае, все решается на двухсторонних встречах.

– Стоит ли опасаться, что Россия предъявит претензии на северную часть Казахстана?

– Нет. У нас очень хорошие отношения с Россией. Безусловно, есть люди в России, которые хотели бы такого развития событий. Можно вспомнить и Солженицына, и Лимонова. Все это часть процесса. Но для нас главное, что у нас нет проблем на межгосударственном уровне.

– Какова роль Евразийского экономического союза с точки зрения истории?

– ЕАЭС – это стремление использовать эффект от создания объединенного рынка. И этим он отличается от идеи сохранения производственных цепочек бывшего СССР, которая была популярна в 1990-е годы. Рынок диктует баланс спроса и предложения, и в этом смысле ЕАЭС – это серьезный шаг. Конечно, не все так просто, есть проблема с доступом товаров на рынки стран-участников. Для Казахстана это актуально, потому что у нас многолетний отрицательный баланс в торговле с Россией. И часто торговля напоминает дорогу с односторонним движением. Но для нас, как страны, расположенной в центре Евразии, более важно преодолеть особенности изолированного географического положения. И в этом смысле отношения с Россией имеют большое значение.

Александр Троицкий



В избранное