← Июль 2018 → | ||||||
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
Главу пакистанских талибов убили спустя полмесяца после избрания
Главу пакистанских талибов убили спустя полмесяца после избрания 2018-07-04 17:42 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Американский БПЛА. Фото с сайта Af.mil Омар Рахман погиб всего полмесяца спустя после уничтожения предыдущего главы ТТП – муллы Фазлуллы. Фазлулла был убит ударом БПЛА армии США 13 июня в уезде Марауйра (Marawayra), расположенном вдоль так называемой линии Дюранда, спорного участка афгано-пакистанской границы. Его гибель подтвердили сами боевики ТТП. Уже 18 июня появилась информация, что пакистанские талибы, а именно – шура (совет старших командиров группировки), - избрали своими новыми лидерами Омара Рахмана и Нура Вали Мехсуда (Noor Wali Mehsud). Правда, позже сообщалось, что единоличным лидером террористической организации стал Нур Вали. Боевики ТТП пока не подтвердили гибель Омара Рахмана. Смерть предыдущего своего лидера они подтвердили довольно оперативно – всего три дня спустя. Если Омар Рахман действительно убит, то его карьера на посту главы ТТП оказалась самой скоротечной. Мулла Фазлулла руководил группировкой с ноября 2013 года. Он успел «прославиться» рядом кровавых террористических атак. Среди них - убийство 148 человек, включая 132 ученика, во время нападения на школу в пакистанском городе Пешавар 16 декабря 2014 года и обезглавливание 17 пакистанских солдат в июне 2012 года. В 2015 году американские власти включили Фазлуллу в список самых разыскиваемых террористов. Как писала «Фергана», уничтожение Фазлуллы стало, вероятно, результатом сотрудничества афганских и пакистанских спецслужб. Группировка ТТП была основана Бейтуллой Мехсудом в 2007 году. В августе 2009 года первый лидер организации был убит. Следующий лидер – Хакимулла Мехсуд – управлял пакистанскими талибами до ноября 2013 года, когда был уничтожен с американского БПЛА. После него лидером стал Фазлулла. Международное информационное агентство «Фергана» Хирург предложил экзаменовать узбекских врачей по американской системе 2018-07-04 17:54 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Джолдас Кулджанов. Фото с сайта Kun.uz «Систему медицинского образования в Узбекистане необходимо приблизить к стандартам развитых стран. В США отбор студентов в медицинских вузах очень строгий. Практическая стажировка в клиниках построена таким образом, что студент не может выйти из нее средним врачом. До конца обучения доходят только те, кто соответствует самым высоким требованиям. На мой взгляд, в Узбекистане тормозящим фактором является то, что медицинские учебные заведения сами принимают экзамены у своих студентов. В США экзаменация врачей, сертификация анонимны и централизованы. Этим занимаются не вузы, а Национальный центр медицинских экзаменаторов. Считаю целесообразным создание похожей структуры в Узбекистане», - сказал Кулджанов. Также хирург отметил, что современный врач должен обладать очень глубокими знаниями, постоянно совершенствоваться, а это невозможно без владения иностранными языками. Большинство передовой медицинской литературы публикуется на английском, знание языка позволяет посещать конференции в разных странах, активно взаимодействовать в составе международных медицинских ассоциаций. Такое партнерство помогает идти в ногу со временем. Кулджанов объяснил, что в обучении и переподготовке медиков существует два пути – отправлять студентов и врачей на стажировки за границу или приглашать ведущих экспертов из зарубежных стран. В привлечении экспертов Кулджанов видит больше смысла и готов приложить все усилия в этом направлении. Кроме того, Кулджанов выразил неудовольствие от работы врачей «Скорой помощи», предложил взять пример с США и заменить их на парамедиков, на обучение которых уходит два года и минимум средств, так как они не проходят многолетнюю стажировку и подготовку врача. Их задача заключается в том, чтобы как можно скорее доставить пациента к докторам. Следует отметить, что в декабре прошлого года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев заявил о нехватке в стране «тысяч врачей». Со слов президента, из-за нехватки кадров новые медицинские учреждения не способны качественно обслуживать население. Джолдас Кулжанов родился в Каракалпакии. Медицинское образование получил в Самарканде. Работал в Ташкенте. Живет и работает в США с 1990 года. В 1998 году получил гражданство. На протяжении пяти последних лет признается лучшим доктором, по мнению St. Louis Magazine. Возглавляет департамент в клинике Сент-Луисского университета. Международное информационное агентство «Фергана» И лает, и кусает. Обед из Поднебесной: настоящему гурману можно всё (строго 18+) 2018-07-04 18:04 ferghana@ferghana.ru (Алексей Винокуров) На фестивале собачьего мяса в Китае. Фото с сайта Stackward.com В китайском городе Юйлинь 30 июня завершилась гуманитарная катастрофа местного значения, а именно – закрылся фестиваль собачьего мяса. Фестиваль этот впервые прошел там в 2009 году, следовательно, нынешний был десятым, юбилейным. Если учесть, что каждый год на юйлиньском фестивале съедается от 10 до 15 тысяч собак, то всего за десять лет съели примерно 150 тысяч хвостатых друзей человека. Цифра не такая уж большая, если иметь в виду, что во всем Китае, по некоторым сведениям, ежегодно съедается от 10 до 20 миллионов собак. Однако страшна тут не столько цифра (хотя и она, конечно, тоже), сколько демонстративность всего процесса. Добрые люди со всего Китая съезжаются, чтобы в компании друзей под одобрительные возгласы откушать самых разных блюд из собачьего мяса. Вот уж поистине ад для зоозащитника, ад тем более адский, что ничего с этим сделать нельзя. Справедливости ради заметим, что еще в XX веке кулинарная любовь китайцев к собакам мало кого интересовала. Если, конечно, не считать иностранных пламенных борцов за звериное счастье вроде Брижит Бардо. Внутри же Китая на страдания собак (и, кстати, кошек тоже) особенного внимания никто не обращал. Для этого были свои причины. Во-первых, после того, как Мао Цзэдун объявил домашних животных буржуазным пережитком, собак в Китае осталось совсем немного, так что и есть особенно было некого. Во-вторых, собственно в Китае никому не было дела до страданий несчастных барбосов. Дело в том, что животные в Поднебесной зовутся дун-у – движущиеся предметы. Предмет, как известно, субстанция неодушевленная, так что чего ей сочувствовать? И по сей день многие современные китайцы заявляют, что животные не чувствуют боли, когда их убивают, а значит, и никакого особенного греха на вивисекторах нет. Однако в девяностые годы прошлого века благосостояние китайцев стало неуклонно расти. Вместе с ним стало расти количество домашних животных, в первую очередь – собак. Как-то сам собой возродился и кулинарный интерес к ним. Если в годы Великого скачка и Культурной революции собак ели потому, что есть часто было нечего, то теперь их стали потреблять с перебором – в виде особенных блюд, целебных и вкусных. Настоящий собачий расцвет пришелся на двухтысячные. С одной стороны, домашняя собака стала символом состоятельности, с другой – на порядок выросло потребление собачьего мяса. Однако, как верно гласит пословица, нынче не то, что надысь. Китайских собак начали отстаивать не только иностранцы, но и появившиеся к тому моменту китайские зоозащитники. Наибольший успех в этой области был достигнут в 2008 году. Тогда на время пекинской Олимпиады власти запретили подавать в ресторанах блюда из собачатины. Под запрет, кстати, попали и блюда из кошек, виверр и другого экзотического мяса. Однако Олимпиада завершилась – и все вернулось на круги своя. И более того – как раз после Олимпиады зародился злосчастный фестиваль собачьего мяса в Юйлине. Да и между фестивалями собак продолжали есть, как ни в чем не бывало.
Справедливости ради надо сказать, что поедание собак – далеко не самая экзотическая традиция в Поднебесной. Но откуда берут начало кулинарные пристрастия современных китайцев? Откуда взялось экзотическое мясо Китайские исследователи в этом вопросе расходятся. Одни – назовем их патриотами – утверждают, что любовь к собачьему мясу и прочим экзотическим блюдам пришла в китайскую кухню от других народностей. Патриоты считают, что сами ханьцы (то есть титульная народность Поднебесной, составляющая сейчас 92 процента от всего населения Китая) испокон веку в еде были якобы весьма консервативны. Китайское меню, говорят эти исследователи, известно еще с древнейших времен, и никакой экзотической гадости там не упоминалось. Так, на стол императорам эпохи Чжоу (1045–221 гг. до н.э.) подавались говядина, свинина, курица. Версия, конечно, цивилизованная и солидная. В ее пользу говорит и дошедшая до нас с тех времен конфуцианская кухня. Некоторое представление о ней можно получить, посетив родной город Конфуция Цюйфу. Там сохранилась кухня VI века до н.э. – по преданию, именно такую ел сам великий мудрец, живший как раз в эпоху Чжоу. Кухня эта довольно простая, доминирует в ней естественный вкус, специй она практически лишена. Тем не менее, другие исследователи – назовем их либералами – указывают на то, что уже во времена Чжоу китайская кухня была весьма изощренной. До нас дошли наставления императорскому повару касательно того, как следует кормить властелина. Во время каждой трапезы на столе должно быть шесть хлебов, шесть животных и шесть так называемых «чистых вод». Так вот, согласно этим наставлениям к шести животным относились лошадь, бык, баран, курица, свинья и собака. Патриотов этот аргумент не убеждает. Они считают, что так питались только порочные правители, погрязшие в разврате и бесчинствах, – то есть те, которых само Небо лишило мандата на правление. В доказательство своей теории они приводят мнение некоторых лекарей того времени, полагавших мясо собаки ядовитым.
Тем не менее, никто из людей, мало-мальски знающих Китай, не будет отрицать, что и сегодня там можно попробовать самые экзотические, а иногда – просто ужасающие блюда. Понятно, что иной раз это приводит к весьма неприятным последствиям, вроде вспышек птичьего и свиного гриппа. Как-то в Гуанчжоу в местном ресторане мне принесли почти сырую, и притом окровавленную курицу. Это был местный деликатес. Глядя на нее, я сразу вспомнил, что китайский птичий грипп – родом именно из этих мест. Так же, как и атипичная пневмония, в которой винили виверр, для простоты называемых просто крысами. Так вот, глядя на окровавленную курицу, убитую, видимо, самым зверским образом, я все понял и про птичий грипп, и про атипичную пневмонию. Дело тут не в крысах. Дело в том, что крыс недожаривают. И это при том, что еда, без преувеличения – альфа и омега китайской жизни, основа основ. Главное, чего недостает китайцу на чужбине – это именно привычной еды. Западная еда кажется ему совершенно безвкусной. Похоже, именно этим ощущением руководствуются китайские повара, когда берутся готовить иностранную еду. Они прилагают все свои способности, чтобы лишить ее всякого вкуса. И надо сказать, им это неплохо удается. Еще в начале XXI века иностранным туристам в Китае подавали блюда, по вкусу и запаху напоминавшие хорошо подогретую туалетную бумагу. В то же самое время к своей, китайской еде жители Поднебесной относятся с необыкновенным трепетом. Когда китаец говорит о своей тяге к тому или иному блюду, он употребляет понятие «ин». Этим же иероглифом, кстати сказать, обозначается тяга курильщика опиума к наркотику. Иными словами, китаец вполне может заявить, что он буквально подсел на утку по-пекински. Больше того, удовольствие от еды сравнивают с наслаждением от секса. Обезумевший от страсти китаец может сказать своей чаровнице, что хочет ее сильнее, чем жареной лапши. В ту же кулинарную копилку можно отнести мнение китайцев о мужчине. Говорят, что мужчина подобен живому кальмару. Он должен все время двигаться и прилагать усилия, чтобы не протухнуть, как это происходит с недавно выловленным и лежащим в рыбной лавке кальмаром. Женщина же подобна сушеному кальмару: она всегда кстати и за нее всегда можно взять хорошую цену. Прочитав вышесказанное, легко догадаться, с какими словами обращается юный китайский ромео к своей джульетте, когда поет современную песню любви? Правильно, он советует ей есть побольше. Я не раз видел, как молодые китайцы в кафе массировали своим девушкам область желудка. Те обычно хихикали и отпихивались, видимо, считая это чрезвычайно нескромным, а то и непристойным. Чтобы выпить чаю, говорят китайцы, нужна компания из трех человек. Для вина хватит четырех. А развлечься – достаточно и двух. Речь, конечно, идет о любовных развлечениях.
Дикие подробности китайской кулинарии Однако от материй нежных и романтических вернемся все-таки на грешную землю. Конфуцию приписывают следующее наставление. «Если еда плохо приготовлена – не ешь ее. Если нет времени насладиться едой – не ешь ее. Если еда нарезана неправильно – не ешь ее. Если к еде не подали соевый соус – не ешь ее». Конечно, со времен Конфуция представление о правильно приготовленной еде несколько изменилось. И если конфуцианский благородный муж стремился к возвышенной простоте, то нынешний китайский обыватель больше склоняется к сложно приготовленным блюдам. Разумеется, если у него на них есть деньги. Наверняка все слышали о том, что в китайской традиции существует поедание мозгов прямо из головы живой обезьяны. Нечто похожее по своей жестокости имеет место и в случае поедания живого теленка. Теленка стреноживают, привязывают к столбу, поливают кипятком и отрезают «сварившиеся» кусочки мяса. Имеются в китайской традиции блюда не менее жестокие, хотя и более изощренные. Так, например, есть блюдо, где рыба одновременно оказывается и жареной, и живой. Повар надевает специальные перчатки, берет рыбу руками за голову, а тело ее опускает в кипящее масло. Когда рыбу подают на стол, тело ее обжарено, а голова еще раскрывает рот, пытаясь глотнуть воздуху.
Еще один способ китайские повара применяют к вьюнам – рыбам необычайно живучим. В большой чан кладется кусок тофу, затем туда заливается бульон, в бульон запускают живых рыб. Чан ставится на очень медленный огонь. Довольно скоро вьюнам становится некомфортно в нагревающейся воде, они ищут убежища и прячутся в тофу. Как легко догадаться, уже там они доходят до нужной кулинарной кондиции. В чем же смысл такого приготовления? Все дело в том, что в тофу вьюны так упревают, что их косточки становятся мягкими и рыбок можно есть целиком. Другой рецепт в большей степени относится к медицине. Всем известны алкогольные настойки на змеях – во всей Азии они считаются весьма полезными для здоровья. Однако целебные настойки могут быть не только на змеях или скорпионах, но и, например, на птенчиках. Выглядит это примерно так. Охотник находит в лесу гнездо с птенцами, после чего затаивается и ждет момента, когда мать улетит кормиться. Тут человек залезает в гнездо и ломает птенцам лапки. Птица, вернувшись, видит, что случилась беда и отправляется за лечебными травами, которые помогут птенцам восстановиться быстрее. Мать кормит птенцов лечебными травами, те понемногу выздоравливают. Дождавшись удобного момента, охотник в отсутствие матери снова лезет в гнездо и снова ломает птенцам ноги. Птица опять летит за целебными травами и опять кормит ими птенцов. Так повторяется несколько раз, пока птенцы не достигают нужного размера, а концентрация полезных веществ в их тельцах не становится максимальной. Тогда охотник забирает их и на них делают настойку, которая считается очень полезной для женского здоровья и помогает лечить ревматизм. Неизвестно, что поражает в этих рецептах больше – изобретательность или бессердечность. Конечно, жестокость в обхождении с животными можно было бы списать на китайскую теорию дун-у, движущихся предметов, которые якобы ничего не чувствуют. Но не менее жестоко китайцы поступают и с людьми, иной раз не щадя даже самих себя. Так, одна из легенд гласит, что император Шан Тан вынужден был бежать из дворца. С ним был и его верный повар И Инь. По дороге у них кончилась вся провизия, а император очень хотел есть. И тогда, по легенде, верный повар отрезал у себя ногу и приготовил из нее обед для императора. Легенда, правда, умалчивает, как истекающий кровью повар на одной ноге мог готовить обед, ну да это детали. Важнее сам жутковатый пример безумной преданности. Впрочем, известна история еще более вопиющая. Легендарный повар И Я жил в период Весен и Осеней (722 – 481 гг. до н. э). Князь, которому он служил, был настолько пресыщен разными экзотическими блюдами, что никак не мог придумать, чем бы таким еще ему полакомиться. И наконец он вспомнил, чего не ел никогда в жизни: человеческого младенца, приготовленного на пару. Недолго думая, князь озвучил свое желание повару. Однако кто по доброй воле отдаст своего младенца на съедение? А если отнимать, в народе может подняться возмущение – так и до восстания недалеко. Но князь хочет младенца, как можно противоречить властителю? И тогда И Я нашел выход из положения: он приготовил блюдо из своего собственного трехлетнего сына и преподнес его князю. Таким образом, И Я прославился, как беспредельно преданный слуга своего господина. История эта не выглядит такой уж дикой, если иметь в виду, что в старом Китае вплоть до XX века включительно родители были полновластными хозяевами своих детей: они могли продать их, выбросить из дома, искалечить, наконец, просто убить. Впрочем, в китайской кухне иной раз встречались и совершенно неожиданные проявления гуманности. Правда «гуманность» эта была тоже на китайский лад. Так, перед тем, как забить хряка, ему давали возможность спариться со свиноматкой и оставить потомство. Это считалось проявлением милосердия, хотя на практике, очевидно, это просто снижало избыток половых гормонов у животного и меняло запах и вкус мяса. Кстати сказать, китайца, в прежние времена уезжавшего на заработки за границу, сородичи сравнивали с таким хряком. Он тоже по возможности старался оставить потомство, потому что неизвестно было, удастся ли ему вернуться на родину. В провинции Юньнань до сих пор можно увидеть, как китайцы поедают местную лесную крысу чжуншу, по виду – смесь бобра и хомяка. При этом они приговаривают: «Все, что не двигается – растение, годится в пищу, все, что двигается – мясо, годится в пищу». Иностранцы смердят, китайцы благоухают Не стоит, однако, думать, что вся китайская кухня обязательно связана с каким-то живодерством. Во-первых, большинство современных китайцев все-таки не ест ни собак, ни кошек, ни крыс, а питается вполне обыденно. Во-вторых, китайские блюда по преимуществу – овощные. И даже в мясных блюдах овощи составляют примерно две трети от общего объема. Большое внимание уделяют китайцы также сезонной зелени. Иногда это приобретает трагикомический оттенок. Во время Большого скачка, когда люди миллионами гибли от голода, китайский писатель и академик Го Можо удивлялся: о каком голоде может идти речь, если вокруг полно сезонной зелени? Собирайте, варите, ешьте от пуза! Несмотря на то, что жители Поднебесной имеют давний опыт общения с иностранцами – а, может, именно поэтому, – даже современные китайцы с недоверием относятся к иностранным фруктам и овощам. Более того, не пользуются популярностью иностранные сорта привычных китайцам овощей вроде редиски и баклажанов. Китайцы традиционно любят редьку – и белую, и зеленую, и сладкую зеленую с красным нутром. Именно про последнюю говорил Мао Цзэдун, что она очень хороша для настоящего революционера. Вообще же редьку в Поднебесной выращивают, начиная с эпохи Хань (206 до н. э. – 220 н. э.). Пирожки из нее популярны в Китае вот уже на протяжении многих столетий. В древности их даже приносили в жертву богам и духам. Если возлюбленному хотят сказать: «ты один в моем сердце», говорят: «жарим редьку с одной стороны». Знаменитый художник и каллиграф Фу Баоши, прославившийся еще при Мао Цзэдуне, заявлял, что западные люди воняют так ужасно потому, что они едят мясо, которое порождает мочевую кислоту. Китайцы же, в отличие от них, благоухают – потому что едят овощи. Любят китайцы и каши – их подают на завтрак и в простой гостинице, и в роскошных ресторанах. Правда, китайские каши мало похожи на русские, они обычно имеют жидкую консистенцию. В больших ресторанах каши выставлены на отдельный подиум, подаются они не в тарелочках, а в солидных горшках. Некоторые виды каш могут быть весьма недешевыми. Например, какая-нибудь «каша восьми драгоценностей», куда входят морепродукты и целебные травы. Рис в Китае традиционно едят на юге, лапшу – на севере. Хотя сейчас это кулинарное разделение уже почти нивелировалось: и рис, и лапшу можно заказать в любом месте Поднебесной. Старинная китайская поговорка гласит: «Бесплатный рис бывает только в тюрьме». Однако современная практика опровергает эту мудрость. Во многих провинциальных забегаловках, если ты заказал какое-то блюдо, рис к нему могут подать бесплатно или за совсем символические деньги. Тем не менее, символом богатой жизни, конечно, в Китае всегда было мясо, рыба и морепродукты. Существует любопытная поговорка: «Лучше быть неграмотным и есть крабов, чем уметь читать и обходиться только овощами». У поговорки этой есть своя предыстория. При императоре Канси между Китаем и Тайванем возник конфликт, и китайский император прислал указ о временном запрете на выход в море. Указ этот вывесили на площадях, однако прочитать его могли только грамотные рыбаки. Неграмотные же указа не читали и, как ни в чем не бывало, выходили на промысел. Действия же свои они объясняли тем, что они неграмотные и указ прочесть не могут. Вот так и родилась поговорка. В соседней с Тайванем провинции Гуандун рыбу готовят особым образом. Ее высушивают, используя черную соль. В такой рыбке очень ценится аромат плесени и высокая плотность – так, что рыбу почти не разжуешь. Своей сверхплотной консистенцией славятся также гуандунские свиные колбаски – их тоже можно жевать часами. Но все рекорды в этом смысле побивает так называемое сяо лянь, «смеющееся лицо» из Шанхая: свиная морда сплющивается в плоский блин и особым образом коптится. Есть такую морду без многочасовой предварительной готовки – все равно что пытаться прожевать автомобильную покрышку.
Крабы в золоте Становится понятно, почему в старом Китае так ценились хорошие повара. В цинскую эпоху (1644–1911 гг.) из них даже составлялись летучие бригады, которые ездили по всей стране. Такие бригады обычно приглашались на крупные торжества, где ожидалось много народа. Дело это было, с одной стороны, прибыльное, с другой – достаточно опасное. Среди бригад существовала серьезная конкуренция. Прознав, что одну бригаду пригласили в то или иное село, другая бригада могла подстеречь соперников на въезде и избить до полусмерти. Если бригада показывала себя хорошо, ее ждало приличное вознаграждение. Если приготовленные блюда оказывались невкусными, поваров колотили всем селом. Поскольку еда с точки зрения самих китайцев является самой важной частью их культуры, неудивительно, что в китайскую кухню внесли посильный вклад разные великие люди, в том числе министры, писатели, поэты, военачальники, каллиграфы, и даже монахи и императоры. Так, знаменитый военачальник Чжугэ Лян первым стал тушить свинину с чесноком. Он же был большим любителем и популяризатором репы в Китае. Выдающийся каллиграф Ван Сичжи считал, что нет лучшего блюда, чем пельмени с утятиной. Кроме, он рекомендовал есть утиное мясо для выведения из организма ртути после даосских практик. В те времена ртуть была одним из ингредиентов знаменитой даосской пилюли, которую пытались использовать для достижения бессмертия. Ученый и литератор танской эпохи (618–907) Хань Юй, желая восстановить потенцию, ел кур, вскормленных на рисе с добавлением серы – это был его собственный рецепт. Поэт и губернатор Ханчжоу Су Дунпо стал создателем знаменитой свинины в горшочке, которая так и называется – «свинина по Су Дунпо». Люй Мэнчжэн, бывший первым министром двух императоров династии Северная Сун (960–1127 гг.), вел скромный образ жизни. Однако и он имел слабость: министру очень нравился суп из куриных язычков. Он ел этот суп каждый день на протяжении многих лет. Однажды он вышел в свой сад погулять и у забора неожиданно увидел огромную гору костей. Слуга сказал ему, что это кости тех кур, язычки которых он съел за все это время. Люй Мэнчжэн был так потрясен, что решил никогда больше не причинять вреда ни одной курице. А вот император династии Суй (581–618 гг.) Ян Ди оказался полной противоположностью доброму министру. Вместо тушеных медвежьих лап он предпочитал детские ручки и ножки. Он же придумал добавлять золото к крабам, тушеным в барде (винном соусе). Это было еще в VI веке нашей эры. Мода на блюда с золотом вернулась в китайскую кухню уже в наше время: сейчас в специальных ресторанах можно заказать сосиски с золотом, покрытое золотом мороженое и все в том же роде. Знаменитому мореплавателю Чжэн Хэ китайцы приписывают открытие Америки. Считалось, что на кораблях его флота не было цинги, потому что он проращивал сою и заставлял моряков есть ее ростки. Кроме того, согласно преданию, Чжэн Хэ был первым из китайцев, кто попробовал ласточкины гнезда, акульи плавники, кугуа (горький огурец) и дуриан. Император Канси полагал, что огурцы помогают при опухолях ног. Стоит прислушаться к его мнению, особенно если учитывать, что он правил ни много ни мало 61 год. Император Цяньлун любил цыплят, приготовленных в арбузе на пару. Он считал, что по праздникам должен быть маньчжурский стол, в остальные дни – ханьский. При династии Ляо (907–1125 гг.) любили есть сусликов. Но самое, пожалуй, экзотическое блюдо изобрел государственный деятель эпохи Сун (960–1279 гг.) Ван Аньши. Задумавшись о чем-то, он начинал жевать свои собственные пальцы и часто разъедал их до крови. Выдающийся живописец XX века Чжан Дацянь прославился тем, что исходил всю Поднебесную, пробуя знаменитые блюда. Говорят, что в день он мог съесть 150 крабов. Меню ресторана, который ему понравился, он брал в рамочку и вешал на стену, как подлинно художественное произведение. Соратник Мао Цзэдуна Чжоу Эньлай был настоящим китайцем и любил еду не меньше, чем революцию. Он часто говаривал: «Я даже еврея могу уговорить съесть жареного поросенка». Напоследок нужно сказать одну важную вещь. Если вы хотите наладить с китайцем хорошие отношения, сначала пригласите его в ресторан. До сих пор в Китае считается, что если хочешь подружиться с человеком – сначала раздели с ним трапезу. Именно так китаец может быстро и безошибочно понять, с кем он имеет дело. Согласитесь, способ куда более гуманный, чем привычная для России рекомендация съесть с человеком пуд соли. Алексей Винокуров Вернувшегося погостить в Узбекистан американского бизнесмена оштрафовали на $135 за связь с экстремистами 2018-07-04 18:10 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Закир Алиев. Фото с личной страницы в Facebook Закир Алиев признан виновным в совершении преступлений по части 1 статьи 159 («Посягательства на конституционный строй Республики Узбекистан») и по части 1 статьи 244−2 («Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях») уголовного кодекса Узбекистана. Американскому предпринимателю грозило до 15 лет лишения свободы. Однако при вынесении приговора суд учел тот факт, что Алиев с 2000 года в течение 18 лет не занимался преступной деятельностью. В итоге обвиняемый получил штраф в размере 600 минимальных зарплат (МРЗП). Причем по закону при расчете суммы взыскания применялся размер «минималки» на момент совершения преступлений, то есть на 2000 год. Тогда МРЗП в Узбекистане был 1750 сумов, поэтому штраф составил 1.050.000 сумов ($135). Закир Алиев, около 25 лет проживающий в США, приехал в гости к родственникам в Чиракчинский район Кашкадарьинской области. Вскоре его задержали сотрудники Службы государственной безопасности. Бизнесмена обвиняли в связях с запрещенной в странах Центральной Азии и России организацией «Исламское движение Узбекистана». Спустя несколько дней американский бизнесмен был отпущен на свободу под подписку о невыезде. Напомним, в середине 2017 года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев поручил пересмотреть «черные списки», в которые вносили мусульман, подозреваемых в экстремизме и не выпускавшихся за границу. Представители прокуратуры и СНБ (Службы национальной безопасности, предшественницы СГБ) после этого призывали узбекистанцев, находящихся в розыске, возвращаться, обещая не подвергать их уголовному преследованию, «если они не совершали преступлений». Узбекских врачей предложили сертифицировать по американскому образцу 2018-07-04 18:20 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Джолдас Кулджанов. Фото с сайта Kun.uz «Систему медицинского образования в Узбекистане необходимо приблизить к стандартам развитых стран. В США отбор студентов в медицинских вузах очень строгий. Практическая стажировка в клиниках построена таким образом, что студент не может выйти из нее средним врачом. До конца обучения доходят только те, кто соответствует самым высоким требованиям. На мой взгляд, в Узбекистане тормозящим фактором является то, что медицинские учебные заведения сами принимают экзамены у своих студентов. В США экзаменация врачей, сертификация анонимны и централизованы. Этим занимаются не вузы, а Национальный центр медицинских экзаменаторов. Считаю целесообразным создание похожей структуры в Узбекистане», - сказал Кулджанов в интервью «Народному слову». Он отметил, что современный врач должен обладать очень глубокими знаниями, постоянно совершенствоваться, а это невозможно без владения иностранными языками. Большая часть передовой медицинской литературы публикуется на английском, его знание позволяет посещать конференции в разных странах, активно взаимодействовать в составе международных медицинских ассоциаций и, таким образом, идти в ногу со временем. Кулджанов объяснил, что в обучении и переподготовке медиков существует два пути – отправлять студентов и врачей на стажировки за границу или приглашать ведущих экспертов из зарубежных стран. В привлечении экспертов Кулджанов видит больше смысла, и готов приложить все усилия в этом направлении. Кроме того, Кулджанов выразил недовольство работой врачей «Скорой помощи» и предложил заменить их парамедиками, на обучение которых уходит два года и минимум средств, так как они не проходят многолетнюю стажировку и подготовку врача. Задачу парамедиков Кулджанов видит в том, чтобы как можно скорее доставить пациента к докторам. Он отметил низкую эффективность работы приемных покоев больниц на постсоветском пространстве. «Приблизительная ситуация, характерная и для Узбекистана, такова: 12 врачей в сутки обслуживают 120–130 больных. Тогда как в клиниках США, двое врачей приемного покоя за 24 часа помогают 160–180 пациентам», - пояснил Кулджанов. Затронув тему медицинского страхования, он сообщил, что существует два вида страховой медицины – британская и американская система. Первая полностью социальная, поддерживается на субсидии государства. Вторая – страховая, частная. Ни та, ни другая неидеальны. Узбекистану, считает Кулджанов, нужно досконально изучить обе системы и построить в свою, исходя из местных реалий. Это позволит корректировать систему здравоохранения, усилить работу частного сектора. А значит, больше субсидий будет направляться в государственные клиники. Напомним, в конце прошлого года Минздрав Узбекистана решил сократить долю оказываемой населению бесплатной медицинской помощи. В ведомстве уверены, что эта мера поможет развитию системы медицинских учреждений – туда смогут принимать дополнительных специалистов, а зарплата сотрудников вырастет. Бесплатного медицинского обслуживания в Узбекистане практически уже нет, поскольку, как правило, при поступлении в больницу человек должен самостоятельно купить лекарства, перевязочные материалы, шприцы, оплачивать медицинские процедуры и так далее. Об этом можно прочитать, например, в материалах «Узбекистан: Бесплатная медицина приказала долго жить?» и «Платное медицинское обслуживание в Узбекистане - тяжелая ноша для бюджета жителей страны». Ситуацию в узбекской медицине характеризуют и многочисленные жалобы в виртуальную приемную Мирзиёева. В декабре прошлого года президент страны сообщил о нехватке более 11 тысяч врачей. Из-за дефицита специалистов власти республики направили на вакантные места в регионы выпускников медицинских вузов 2018 года уже в январе. Было принято решение увеличить число частных медицинских учреждений и привлечь специалистов из-за рубежа, включая уехавших за границу узбекистанцев. Одним из первых на это отреагировал Джолдас Кулджанов: с осени прошлого года он трижды побывал в республике, привозя с собой известных американских врачей. Они проводили благотворительные операции, давали консультации, лекции и мастер-классы в Ташкенте, Самарканде и Бухаре, участвовали в подписании меморандумов о сотрудничестве между Минздравом Узбекистана и ведущими американскими клиниками. Джолдас Кулджанов родился в Каракалпакии в августе 1948 года, окончил Самаркандский медицинский институт, работал в Ташкенте. С 1990 года живет в США, возглавляет департамент в клинике Сент-Луисского университета. С 2013 по 2017 годы St. Louis Magazine признавал его лучшим врачом. Предприниматели сообщили об ограничениях на ввоз продуктов в Таджикистан из Узбекистана 2018-07-04 18:49 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Грузовики на границе Узбекистана и Таджикистана. Фото с сайта News.tj По новым требованиям одному человеку разрешено провозить не больше 2 кг мясной продукции, 5 кг хлебобулочных изделий и 7 кг риса, общий вес не должен превышать 40 кг. Также сохранен запрет на импорт яиц из Узбекистана. Один из таджикистанских предпринимателей рассказал изданию, что когда он ехал из Турсунзаде в Сурхандарьинскую область, то в пункте пропуска Пахтаабад его предупредили, чтобы при возвращении общий груз не превышал 40 кг, причем каждого вида продукции можно провезти до 10 кг. По словам бизнесмена, эти нормы требуют соблюдать на всех пунктах пограничного пропуска между странами. По словам одного из жителей Таджикистана, часто приезжающего в Узбекистан, еще месяц назад продовольствие из Узбекистана завозилось в больших объемах, и его было много на местных рынках, однако сейчас ситуация поменялась. Напомним, в июне Таджикистан полностью запретил импорт куриных яиц. Власти объяснили запрет несоблюдением иностранными, в частности узбекистанскими, производителями, санитарных норм, однако эксперты говорят, что Таджикистан таким образом старается защитить местных производителей от конкуренции. После открытия границы с Узбекистаном в марте этого года цены на яйца упали почти вдвое из-за ввоза большого количества продукции из Узбекистана. В Узбекистане производство чая приобретет промышленный масштаб 2018-07-04 18:59 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Чайная плантация. Фото с сайта Pixabay.com В документе говорится о создании Научно-производственного центра по развитию производства чая, который будет заниматься организацией заготовки семян, выработкой технологий выращивания чая, внедрением современной обработки и упаковки продукции, разработкой систем поддержания качества, а также налаживанием международных контактов с мировыми производителями чая. Планируется одобрить целевые параметры создания плантаций чая на период с 2018 по 2025 год. Кроме того, Министерству сельского хозяйства республики совместно с хокимиятами (администрациями) регионов предлагается внести сетевые графики реализации проектов по созданию чайных плантаций, а до 15 сентября текущего года выделить в благоприятных для произрастания чая регионах земли для создания промышленных плантаций. Согласно целевым параметрам, в четырех областях (Навоийская, Джизакская, Сурхандарьинская и Ташкентская) создадут чайные плантации на площади 283 гектаров. С них планируется получить 327 тонн чайной продукции. Учредителями Центра стали «Узбекозиковкатхолдинг», ООО «Bay Tea Group», ООО «BMB Trade Group», а также фермерские хозяйства, занимающиеся производством чая. В феврале текущего года сообщалось, что в Узбекистане начнется строительство предприятия по производству чая из листьев тутовника (шелковицы), оно должно начать работу в декабре 2018 года. Стоимость проекта - $2 млн. Ранее, в феврале 2013 года, в Узбекистане вступил в силу документ, разрешающий индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица ввозить в Узбекистан чайное сырье. По официальным данным, объем узбекского рынка чая оценивался примерно в 45 тысяч тонн ежегодно. По уровню потребления чая Узбекистан в 2013 году занимал одно из лидирующих мест в мире – 2,65 килограмма на душу населения в год. Для сравнения: в Японии эта цифра составляла лишь 680 граммов, в США — 430 граммов. Основной поставщик чайного сырья в Узбекистан был Китай (около 58% рынка). Второе место по объемам поставляемого чая занимал Иран (25%), третье — Шри-Ланка (4%). Кроме того, узбекские дистрибьюторы закупали чай в Объединенных Арабских Эмиратах, Грузии, Туркмении и России. Выброшенные на обочину узбекистанские мигранты записали видеообращение с просьбой о помощи 2018-07-04 20:00 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Мигранты, застрявшие на дороге домой. Фото с сайта Kun.uz Узбекские мигранты, которые возвращались из России домой, двое суток находятся возле сломанного автобуса. По заявлению людей, они звонили в посольство Узбекистана в России, однако там заявили, что помочь ничем не смогут. «Мы хотим вернуться домой живыми и здоровыми. Мы слышим речи нашего президента, которые придают нам силы. Хочу вернуться домой и заняться дехканским делом», — говорит один из пострадавших в видеообращении. Как рассказывают попавшие в беду узбекистанцы, они стали жертвами обмана своих же соотечественников, занимающихся транспортировкой. По их словам, им обещали, что они вернутся в Узбекистан на легковых автомобилях, но этого так и не произошло. С них собрали деньги за проезд, а затем вынудили сесть в автобус, потом потребовали дополнительную сумму денег, избили, а потом отняли и заработанные деньги. Напомним, что в январе этого года на территории Казахстана сгорел автобус, перевозивший узбекских трудовых мигрантов в Россию. Выжить удалось лишь пятерым из 57 людей, находившихся в автобусе (в том числе двум водителям-казахстанцам). Все погибшие - граждане Узбекистана. 25 февраля текущего года на трассе в Актюбинской области перевернулся пассажирский автобус, в котором ехали граждане Узбекистана. В результате семь человек получили ранения и были доставлены в ЦРБ Хромтау. Всего в салоне находились 25 пассажиров. Именно нелегальные автобусы из-за дешевизны являются самым популярным транспортным средством у трудовых мигрантов. Шавкат Мирзиёев заявил, что случившееся свидетельствует об отсутствии условий для трудоустройства внутри страны. «Люди вынуждены искать работу в других странах из-за того, что мы не создали для них условий», — констатировал президент. Осужденного туркменского защитника прав белуджей перевели с туберкулезом в тюремную больницу 2018-07-05 06:31 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Мансур Мингелов. Фото с сайта Habartm.org По данным издания, это произошло вечером 26 июня. Состояние здоровья Мингелова, содержавшегося в колонии LB-K/11 в городе Сейди, 10 июня резко ухудшилось. Он жаловался на температуру, высокое давление и боли в сердце, однако врачи санчасти отказывались бесплатно помещать его в палату и лечить, ссылаясь на отсутствие медикаментов. Родственники Мингелова привезли требуемые лекарства, но у активиста держалась высокая температура — 40-41 градус, и тогда его этапировали в тюремную больницу, где выкачали около полулитра жидкости из плевральной полости. После этого состояние улучшилось до среднетяжелого, температура упала до 38 градусов, больной начал есть. По словам родственников, ему потребуется регулярное выкачивание жидкости из плевральной полости. Мансур Мингелов — этнический белудж из Марыйского велаята (области на юго-востоке Туркмении) — был известен отстаиванием прав этого меньшинства в Туркмении. В июне 2012 года его впервые арестовали после вслед за братом, сильно избили и поместили на принудительное лечение от наркозависимости, хотя он никогда не употреблял наркотики. 15 дней в диспансере его пытали, избивали, попытались подкинуть ему наркотики и обманом получить подпись на чистом листе бумаги, однако в том же месяце отпустили, не найдя состава преступления. В июне и августе активист занимался сбором информации о пытках и жестоком обращении с другими белуджами в Марыйском велаяте, зафиксировав 11 случаев, когда наркополицейские дробили задержанным кости с помощью стамесок, оттягивали плоскогубцами мошонку, применяли электрошокер, а также избивали задержанных ножками от стульев и пластиковыми бутылками. Эти данные на компакт-дисках он отправил в Генеральную прокуратуру, представительство ОБСЕ и посольство США в Ашхабаде. На выходе из здания посольства его арестовали и за пять дней сфабриковали на него уголовное дело. В 2012 году суд признал его виновным в контрабанде наркотиков, изготовлении порнографии, вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 22 года. 19 мая 2014 года Мингелов объявил бессрочную сухую голодовку, добиваясь пересмотра дела, однако 8 июня прекратил ее после того, как к нему в колонию пришли неизвестные люди, которые дали ему подписать какие-то бумаги. Освобождения он так и не добился, хотя ему и обещали пересмотреть дело, но привлек внимание международных правозащитных организаций и Госдепа США. В апреле 2014 года Amnesty International призвала международное сообщество оказать давление на власти Туркменистана, чтобы предотвратить незаконное возвращение Мингелова в тюрьму Овадан-Депе, где его регулярно подвергали избиениям. После голодовки он находился под наблюдением со стороны сотрудников колонии, которые перестали его избивать. Белуджи — ираноязычный народ, мусульмане-сунниты. В колонии они считаются «неблагонадежными», особенно после истории с Мингеловым, поэтому их особенно тщательно проверяют и прослушивают во время свиданий с родными. Эмир Кустурица рассказал о планах снять в Казахстане фильм по Айтматову 2018-07-05 06:50 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Эмир Кустурица. Фото с сайта Podrobnosti.ua Режиссер назвал Айтматова одним из своих любимых авторов, но не уточнил, какие произведения он собирается экранизировать. Кустурица, который находится в Астане на XIV международном кинофестивале «Евразия», посетовал, что современный кинематограф переживает кризис, вызванный перенасыщением рынка, и около 90% всех выходящих фильмов смотреть невозможно. «Я никогда не снимал блокбастеры, я всегда делал кино, которое нравится людям, это не мейнстримное кино, и это нужно учитывать, — заявил Кустурица в интервью телеканалу «Хабар 24. — Будучи независимым, я всегда стараюсь встретить больше людей, чтобы узнать больше разных мнений». В том же интервью он заявил, что ненавидит Голливуд, заметил, что кино никогда не было развлекательным продуктом, и посоветовал молодым режиссерам снимать «спиритуальные фильмы», где в центре будет «человек и его экзистенция». 1 июля Кустурица и французский актер Венсан Кассель вручили призы казахстанским деятелям кино на фестивале «Евразия». Кустурица отдал награду герою труда Казахстана и лауреату Государственной премии СССР Асанали Ашимову, а актриса Самал Еслямова, которая была объявлена лучшей актрисой на Каннском кинофестивале в мае, вошла в состав жюри короткого метра «Евразии», получила приз за вклад в развитие казахстанского кино из рук Касселя. Чингиз Айтматов, автор произведений «Прощай, Гульсары!», «Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря», «И дольше века длится день», «Плаха», родился 12 декабря 1928 года, а умер 10 июня 2008 года, так что в 2018 году исполняется не только 90 лет со дня рождения, но и 10 лет со дня его смерти. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев по случаю юбилея поручил издать книгу воспоминаний «Чингиз Айтматов и Узбекистан», снять о нем документальный фильм и художественный по мотивам его произведений, а также назвать его именем одну из центральных улиц Ташкента. В Киргизии к юбилею сняли фильм «Великий путь Айтматова» и готовятся установить памятник писателю. Международное информационное агентство «Фергана» Иран пригрозил запретить экспорт нефти через Персидский залив 2018-07-05 07:01 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Исмаил Коусари. Фото с сайта Cdn.yjc.ir «Если они хотят ограничить экспорт иранской нефти, мы не разрешим экспорт нефти остальному миру через Персидский залив», — сказал он. Коусари добавил, что Соединенные Штаты и их союзники только думают о собственных интересах, и подчеркнул, что через Ормузский пролив Персидского залива проходит 20% всей нефти в мире. «Любые враждебные действия со стороны Соединенных Штатов вызовут ее удорожание», — предупредил он. Представитель корпуса «Саралла», который является подразделением Сил правопорядка Исламской Республики Иран, созданных в результате слияния полиции, комитетов исламской революции и жандармерии, заявил, что США не имеют права вмешиваться в дела Иран и региона, и поддержал речь иранского президента, сообщившего 3 июля о существовании программы, которая вопреки Вашингтону даст Ирану возможность продавать нефть в необходимом объеме. Это была реакция на заявление директора отдела политического планирования Госдепартамента США Брайана Хука о том, что США намерены сократить до нуля доходы Ирана от продаж сырой нефти и попытаются убедить союзников, в том числе Китай, полностью прекратить закупки топлива к началу ноября. Новые санкции, как ожидается, затронут не только топливно-энергетический комплекс, но также торговлю и золотодобывающую промышленность Ирана. С 16 января 2016 года Иран освобожден от ряда санкций, связанных с темой ядерного оружия, однако новый президент США Дональд Трамп вышел из ядерной сделки. Кроме того, США ввели ряд адресных антииранских экономических санкций. Это вызвало в Иране финансовый кризис и обвал риала по отношению к доллару. Международное информационное агентство «Фергана» В Казахстане затраты государства на финансирование лояльных СМИ достигли рекордных $128 млн 2018-07-05 07:26 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Казахстанские газеты. Фото с сайта Eussian.eurasianet.org Это на 5,25% больше, чем в 2016 году, когда проведение государственной информационной политики обошлось бюджету в 41,8 млрд тенге. В 2015 году оно обходилось в 42,9 млрд тенге, в 2014 – в 39,1 млрд. За 10 лет эта статья выросла в 1,6 раза, при этом расходы самого бюджета увеличились в 3,9 раза. Доля этой статьи в бюджете последние три года снижается. В 2017 она составила 0,41%, что является самым низким показателем за 10 лет. Наибольшее соотношение расходов на СМИ к бюджету было зафиксировано в 2015 и в 2008, когда оно составило 0,63%.
По данным общественного фонда «Правовой медиацентр», защищающего права журналистов, основными получателями бюджетных средств являются государственные газеты и телеканалы. С 2015 года, когда это выяснилось, указанные данные стали непубличными, и информация о распределении госзаказа между СМИ стала недоступной. При этом данные по распределению госзаказа в СМИ в России открыто публикуются. Из госбюджета в 2017 году СМИ планировалось направить 70 млрд рублей (более $1 млрд). За последний год Казахстан на один балл улучшил свои результаты в рейтинге «Свобода в интернете» американской неправительственной организации Freedom House — с 63 баллов в 2017 году до 62-х в нынешнем. Он отнесен к числу стран с несвободным интернетом. Авторы доклада пишут о случаях, когда власти ограничивали доступ к социальным сетям и мессенджерам в связи со значимыми политическими событиями. Во Всемирном индексе свободы прессы за 2018 год, выпущенном международной неправительственной организацией «Репортеры без границ» (RSF), Казахстан, находившийся в 2017 году на 157 месте, опустился на 158-е. Всего в рейтинг вошли 180 стран. Международное информационное агентство «Фергана» |
В избранное | ||