Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Закон полувоенного времени. В Афганистане впервые за 40 лет разработали уголовный кодекс



Закон полувоенного времени. В Афганистане впервые за 40 лет разработали уголовный кодекс
2018-03-05 17:18 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Афганские полицейские. Фото с сайта Publicintelligence.net

В Афганистане принят новый уголовный кодекс. Миссия ООН в стране приветствовала вступление в силу нового документа, заявив, что «это важнейший шаг в системе афганского правосудия». Министерство юстиции Афганистана подчеркнуло, что новый уголовный кодекс учитывает все права граждан, особенно права женщин, и впервые заменяет старый и недоработанный уголовный кодекс, в котором многие преступления и нарушения оставались без наказания.

Напомним, что прошлый УК Афганистана был принят в 1976 году, и после прошедших войн и смены режимов оказался неработающим.

Новые статьи и наказания

Глава комиссии по составлению нового УК Мухаммад Ашраф Расули рассказал «Фергане», что комиссия работала над Кодексом больше четырех с половиной лет, в нее входили известные афганские правоведы, юристы, бывшие судьи и прокуроры, представители общественных организаций, в том числе женских, - в общей сложности около 50 человек. Ашраф Расули рассказал, что в новый УК впервые внесены наказания за некоторые коррупционные преступления, за разжигание гражданской войны, межнациональной ненависти и розни, применение пыток и другие преступления против человечности. «Старый кодекс не предусматривал наказания за эти преступления», - говорит г-н Расули.

Глава комиссии по составлению нового уголовного кодекса Афганистана Мухаммад Ашраф Расули. Фото «Ферганы».
По его словам, в новом УК появились статьи за несоблюдение законов во время выборов президента, парламента и городских советов. Есть теперь статья и за преступления против окружающей среды.

Однако главное, считает глава комиссии, - то, что была скорректирована уголовная ответственность за изнасилование. По старому кодексу наказывались и насильник, и жертва. «В новом кодексе предусмотрена мера наказания только в отношении насильника, а жертва находится под полной защитой закона. Кроме того, мы внесли уголовную ответственность за гомосексуализм. Гомосексуальная связь уголовно наказуема, в целях искоренения этой проблемы в обществе», - поясняет Расули.

За изнасилование совершеннолетнего мужчины теперь грозит наказание до 30 лет лишения свободы.

Срок прописан и в отношении мужчин, которые держат при себе юношей для сексуальных действий или даже в качестве «танцовщиц» (практика «бача бази», которая принята сегодня во многих северных провинциях страны).

В новом УК смертная казнь через расстрел или повешение оставлена в качестве меры наказания за изнасилование ребенка, за массовое убийство, террористический акт, за преступления, представляющие серьезную угрозу национальной безопасности. Однако в некоторых статьях УК смертную казнь заменили на длительные сроки заключения.

Миссия ООН в Кабуле отметила, что в новом УК недостаточно прописана защита женщин от насилия, и заявила, что намерена вести переговоры с органами афганского правосудия и с правительством ИРА по доработке нового уголовного кодекса в части внесения поправок по дополнительной защите афганских женщин.

Мухаммад Ашраф Расули с позицией Миссии ООН не согласен: «Может быть, сотрудники представительства читали УК невнимательно или же отнеслись к нему несерьезно. В новом кодексе усилены положения, где речь идет о насилии над женщинами. Например, если женщину принудительно отдают замуж в другую семью в целях примирения враждующих кланов, то это в новом кодексе наказывается заключением сроком до 15 лет. Раньше в Афганистане для примирения двух племен, или двух семей, нужно было породниться, и делалось это путем передачи женщины другой стороне. Что не наказывалось. Сейчас судить можно всех участников принудительной выдачи женщины замуж. Или когда вдову заставляют выйти замуж за брата мужа или другого члена семьи мужа – теперь это тоже уголовно наказуемо».


Тюрьма в Афганистане. Фото с сайта Icrc.org

Муллы как простые граждане

Однако в комиссии хорошо понимают, что само по себе принятие закона значит немного, если не будет обеспечено его исполнение, причем единое для всех.

Например, раньше бывали случаи, когда влиятельный человек совершал изнасилование, а затем уклонялся от наказания, пользуясь своими связями или солидарностью мулл (если преступник был религиозным деятелем). Муллы часто не подчинялись закону. В новом кодексе предусмотрено, что они несут ответственность за содеянное на равных с другими членами общества.

По информации, полученной из афганской комиссии по правам человека провинции Джаузджан, только в течение ноября 2017 года комиссия засвидетельствовала в Джаузджане, Фарьябе и Самангане 19 случаев изнасилования малолетних детей, в том числе двухлетней девочки. Эти преступления совершались местными религиозными авторитетами, которым под разными предлогами удалось уйти от ответственности.

Теперь, утверждает господин Расули, «мы начнем объяснять муллам новый уголовный кодекс. Наша главная цель - донести до каждого гражданина положения нового документа, заставить уважать новый закон. Мы в этом надеемся на помощь СМИ».

За клевету ответишь

УК расширен в части, касающейся СМИ. Так, в отношении журналиста может быть возбуждено уголовное дело по статье о разжигании в его материале ненависти или какой-либо розни. Есть теперь статья о распространении в социальных сетях (например, в Фейсбуке или Твиттере) клеветы в отношении простых физических лиц или представителей власти.

Сколько теперь дают за насвай, мак и коноплю

А вот несколько аспектов, касающихся «повседневной жизни». Курение сигарет или насвая теперь, в соответствии с новым УК, наказывается, если курят в общественных местах (на работе, в автобусе, на остановке и т.д.). Если нарушитель - работник госучреждения, то он на первый раз получает административное предупреждение, при повторном нарушении - денежный штраф, далее последует увольнение с работы. Причем теперь количество наркотического вещества не имеет значения (раньше была обозначена граница максимально разрешенного веса: 50 г). Госслужащих, которые систематически курят марихуану, закон теперь позволяет принудительно определять в специальные клиники для лечения от зависимости.

Примерно то же действует и в отношении употребления алкоголя.

Если с наркотиками задержан иностранный гражданин, то для него предусмотрено такое же наказание, как и для гражданина Афганистана. При этом в новом УК наказания в отношении наркозависимых смягчены, взят курс на избавление людей от зависимости.

Землевладельцу, промышляющему выращиванием мака, предстоит считаться со следующим: если площадь посева не больше 1 гектара, то на него налагается штраф, а мак будет уничтожен. Если же площадь больше гектара или если деяние совершено повторно, то фермеру грозит лишение свободы сроком от года до 5 лет. Что касается наркоторговцев, то тут наказание зависит от количества наркотиков: чем большее количество изъято у наркоторговца во время задержания, тем больше наказание, от штрафа до 20 лет лишения свободы.

Безопаснее с точки зрения УК сеять коноплю. За нее, в отличие от мака, наказания легче. Но, если площадь посева велика, то в первый раз на землевладельца налагается штраф, во второй раз - тюремный срок от 2 до 5 лет.

Преступления против личности

В новый УК внесены статьи за оскорбление религиозных чувств. За препятствование лицам другой веры в исполнении религиозных обрядов полагается тюремный срок. Интересно то, что за смену религии мусульманину не предусмотрено наказания – гражданин Афганистана по закону волен выбирать веру.

Но в ИРА, где более 95% населения – мусульмане, традиции таковы, что человек, отказавшийся от ислама в пользу другой религии, вынужден для собственной безопасности либо покинуть страну, либо хранить это в тайне.

За самосуд полагается наказание - в частности, в отношении религиозных деятелей или старейшин, самосуд осуществивших.

По словам Мухаммад Ашрафа Расули, в новом УК предпринята попытка сориентировать общество на мирное поведение, на уважение к человеку и его свободам, тогда как в старом кодексе многие статьи формировались, исходя из норм Шариата, и противоречили нормам современного общества.

Известный афганский юрист Вадир Сафи в интервью «Фергане» высказал полную поддержку работе комиссии: «Я прочитал новый УК от начала до конца. Я в нем не вижу недостатков. В том числе в части защиты прав женщин. Мне показались особенно убедительными статьи, предусматривающие наказание за изнасилования независимо от пола и возраста жертв, в том числе за изнасилование малолетних».

По словам Вадира Сафи, теперь необходимо назначить таких прокуроров, работников полиции и всех правохранительных ведомств, которые будут уважать этот новый кодекс.

Саид Акбар Ага, бывший командир движения «Талибан», ныне проживающий в Кабуле, по поводу нового УК сказал, что наслышан о новых статьях, считает их нужными для жителей страны и высказал надежду, что исполнители этого нового закона будут людьми образованными, профессиональными, уважающими интересы народа.

При этом собеседники «Ферганы» отмечают, что положительной стороной нового УК является то, что в подготовке документа не принимали участие иностранцы, а писали кодекс именно афганцы, которые хорошо знакомы с реалиями общества. Это подтверждает и глава комиссии по составлению УК Мухаммад Ашраф Расули. По его словам, никакие зарубежные страны и организации непосредственной помощи не оказывали. Однако члены комиссии внимательно изучили уголовные кодексы других стран, исповедующих ислам.

Соб.инф.



Узбекистан предъявил 29 претензий к отчету ООН о религиозных свободах в стране
2018-03-05 17:28 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Узбекистан обвинил специального докладчика ООН по вопросу о свободе религии Ахмеда Шахида в том, что сделанный им итоговый доклад не сходится с его высказываниями во время визита в Узбекистан в октябре 2017 года. Узбекская сторона подготовила список из 29 замечаний к работе спецдокладчика, он размещен на сайте Управления верховного комиссара ООН по правам человека.


Ахмед Шахид. Фото «Uz.24»

Доклад Шахида о ситуации с религией в Узбекистане был представлен 2 марта на заседании Совета по правам человека в Женеве. В документе отмечен энергичный процесс реформ властей Узбекистана в этой сфере, но указано на существующие ограничения свобод верующих и чрезмерный контроль религиозных меньшинств. В своем ответе, подготовленном к заседанию, Узбекистан заявил, что в докладе приводятся неполные данные, используются материалы «ангажированных» неправительственных организаций, а также даются критические оценки, выходящие за рамки полномочий Шахида.

Среди своих возражений Узбекистан указал на то, что эксперт ООН некорректно упоминает 216 статью («Незаконная организация общественных объединений или религиозных организаций») уголовного кодекса страны. Узбекистан подчеркнул, что эта статья не запрещает ношение религиозной одежды гражданам, не являющимся религиозными деятелями, как утверждается в докладе. При этом узбекская сторона никак прокомментировала упоминание в том же месте доклада 184 статьи административного кодекса, предписывающей штраф или арест за появление в культовых одеяниях в публичном месте.

Также представители Узбекистана высказали несогласие с термином «неофициальный ислам», который Шахид применяет, описывая гонения на независимых имамов и верующих в стране в 1990-е годы. По мнению узбекской стороны, этот термин подразумевает наличие и «официального» ислама, а это исключено, так как, согласно конституции страны, никакая идеология не может быть признана государственной.

В одном из замечаний приводится высказывание спецдокладчика о том, что «госслужащие и граждане Узбекистана не имеют ясного и точного понимания светскости». Узбекистан назвал эту фразу грубой и неэтичной, однако «Фергана» не смогла найти приведенную цитату в тексте доклада.

Также Узбекистан не согласился с упоминанием в докладе притеснений в адрес мусульман, принявших христианство. Властям не поступали обращения о таких притеснениях, говорится в комментарии.

Не понравился Узбекистану и вывод Шахида о контролирующей роли махаллей (органов самоуправления) в жизни узбекистанцев. В ответе на этот вывод, говорится, что спецдколадчик «не вникнул в суть» этого уникального узбекского института. Узбекская сторона подчеркнула, что махаллинские комитеты не имеют контролирующих функций, а являются органом самоуправления граждан.


Мечеть в Ташкенте. Фото Андрея Кудряшова, «Фергана»

В своем докладе эксперт ООН среди прочего указал на дискриминацию в отношении женщин: им в ряде случаев не позволено носить платок, а также для них не предусмотрены места в мечетях. На это Узбекистан ответил, что запрет платка не зарегистрирован в официальных документах, а мест для женщин в мечетях нет, так как в стране проповедуется ханафитский мазхаб (одно из направлений в исламе), который не рекомендует женщинам посещать общественные молитвы. К слову, 1 марта 2018 года Духовное управление мусульман Узбекистана объявило об открытии в ташкентской мечети Ходжа Ахрар Вали молитвенной комнаты для женщин.

Спецдокладчик ООН по вопросу о свободе религии изучал в Узбекистане ситуацию со свободой вероисповедания со 2 по 12 октября 2017 года. Его визит состоялся спустя 13 лет после первого запроса на посещение этой страны, сделанного в 2004 году. Из всех докладчиков структур ООН по правам человека Узбекистан посещал в 2002 году лишь спецдокладчик по пыткам.

Шахид провел в Узбекистане встречи с представителями властей, некоммерческими объединениями, посетил несколько регионов, в том числе побывал в колонии «Жаслык», где содержатся заключенные, осужденные за религиозный экстремизм. Выступая с предварительными итогами, Шахид подчеркивал, что в Узбекистане религиозная сфера жестко регламентируется и понимание свободы религии в стране ограничено. Он также положительно оценил реформы, запущенные властями. Освещая визит представителя ООН, официальные узбекские СМИ в основном уделили внимание комплиментарным оценкам Шахида.



В Казахстане открылась телефонная линия для жертв сексуальных домогательств
2018-03-05 18:00 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Фото с сайта Informburo.kz
В Казахстане с 5 марта заработала телефонная линия «150» для людей, ставших жертвами сексуальных домогательств на рабочем месте, сообщает Total.kz.

В течение трех месяцев специалисты горячей линии «Союза кризисных центров» будут собирать информацию о домогательствах и оказывать им правовую помощь для обращения в суд. Собранная ими информация должна стать основой пакета предложений по изменению законодательства в части защиты сексуальных свобод.

Линия открыта в рамках общественной кампании KORGAU123, получившей название по единственной статье Уголовного кодекса Казахстана, которая действует с 16 июля 1997 года и призвана предотвратить сексуальное насилие (статья 123 «Понуждение к половому сношению, мужеложеству, лесбиянству или иным действиям сексуального характера»). В реальности на сегодняшний день жертве, находящейся в зависимом положении от начальника, коллеги, преподавателя или бизнес-партнера, крайне сложно добиться наказания по этой статье. Она должна самостоятельно собрать доказательства и обратиться в суд.

На прошедшей в понедельник, 5 марта, в Алма-Ате пресс-конференции с участием юристов и представителя «Союза кризисных центров» отмечалось, что 123 статья практически не работает, и с 1998 года по ней вынесено всего 25 приговоров, при этом лишение свободы не применялось ни разу.

Представители KORGAU123 выступают за ужесточение ответственности за домогательства и создание атмосферы нетерпимости к ним с помощью обучения, информирования и разработку внутренних политик и процедур.

В работе над этой платформой объединились несколько крупных общественных организаций, медиа, бизнес-компании и волонтеры, отмечает Newreporter.org. Членами платформы помимо «Союза кризисных центров Казахстана» стали в том числе агентство «Корпоративная Социальная Ответственность Центральная Азия», Казахстанская феминистская инициатива «Feminita», галерея «ArtMeken», ряд региональных телеканалов и сайтов.

В Казахстане большинство дел об изнасилованиях не доходят до суда. В 2017 году резонанс получило дело гардеробщицы из сельской школы Анны Белоусовой, которая решением Комитета ООН по ликвидации дискриминации женщин (КЛДЖ) была признана жертвой сексуальных притеснений. Она дошла до ООН с жалобами на нового директора школы, который «прямым текстом требовал от нее интима» и, чтобы склонить гардеробщицу к сексу, унижал ее и заставлял работать уборщицей и мыть забор в тридцатиградусный мороз.

14 февраля Верховный суд Казахстана отменил решение Сарыаркинского суда Астаны и постановление апелляционной коллегии, отказавших в иске школьной гардеробщицы к Минфину республики о выплате ей компенсации за приставания директора. Дело отправлено на новое рассмотрение.



Правительство Узбекистана затратит на производство хлопка $741 млн
2018-03-05 18:00 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Фото Reuters
В Узбекистане гарантированный объем распределения кредитных ресурсов под закупаемый государством хлопок-сырец урожая 2018 года составит 6.050.373 млн сумов ($741 млн). Об этом говорится в постановлении правительства республики от 28 февраля.

В документе подробно прописана разбивка предоставления средств по месяцам и регионам. Больше всего ресурсов будет выделено фермерам Кашкадарьинской, Бухарской и Сурхандарьинской областей. Меньше других субсидии получат Навоийская, Джизакская области и Республика Каракалпакстан.

Самая затратная статья расходов – приобретение сельхозпредприятиями горюче-смазочных материалов (ГСМ): 1.622.252 млн сумов ($198 млн). Субсидии на покупку минеральных удобрений составляют 1.581.389 млн сумов ($193 млн), на оплату труда рабочих – 838.434 млн сумов ($102 млн).

Помимо этого, правительство утвердило гарантированные цены на закуп хлопка-сырца. Самой дорогой является продукция длинноволокнистого сорта типа 1а первого класса, за нее государство выплатит 5.717.240 сумов за тонну ($700). Самый дешевый – средневолокнистый пятый сорт хлопка шестого типа третьего класса – 847.110 сумов за тонну ($103).

Подобные расчеты сделаны и по распределению кредитных ресурсов под закупаемые государством зерновые колосовые урожая текущего года. Здесь общий гарантированный объем денежных средств составит 1.241.568 млн сумов ($152 млн). Наибольший размер субсидий предназначен для хозяйств Кашкадарьинской, Ташкентской, Самаркандской и Ферганской областей, наименьший – для Каракалпакстана, Навоийской и Хорезмской областей.

По сумме затрат «лидируют» расходы на приобретение минеральных удобрений – 446.619 млн сумов ($54 млн). Далее следуют затраты на покупку ГСМ – 268.271 млн сумов ($32 млн) и на покупку семян – 184.354 ($22 млн).

По наиболее выгодным ценам государство выкупит у фермеров твердую пшеницу первого класса – 1.230.570 сумов за тонну ($150), дешевле других зерновых культур оцениваются овес четвертого класса и пивоваренный ячмень второго класса – по 588.350 сумов ($72).

Также, согласно правительственному постановлению, с 1 марта 2018 года установлены новые цены на дизельное топливо и дизельное топливо ЭКО. Первый вид горючего подорожал на 12,1%, до 4600 сумов за один литр ($0,56), второй – на 11,9%, до 4700 сумов за литр ($0,57). Причем, производители хлопка-сырца и зерновых колосовых смогут закупать ГСМ только на условиях стопроцентной предоплаты.

Ранее сообщалось, что узбекским предприятиям сельского хозяйства, производящим хлопок-сырец и зерновые колосовые, предоставлен ряд существенных льгот. В частности, фермерским хозяйствам, имеющим задолженности по состоянию на 1 марта 2018 года, в том числе перед бюджетом, отсрочили выплату финансовых обязательств на три года, а штрафы и пени списали.

По данным Госкомстата, в 2017 году в Узбекистане было произведено свыше 8,1 млн тонн зерновых, собрано более 2,9 млн тонн хлопка-сырца.

О том, как в Узбекистане производят хлопок и какие проблемы испытывает при этом население страны, можно узнать из материалов специальной рубрики «Ферганы».



Тряпичная сегрегация. Родители девочек в хиджабах напомнили Назарбаеву о патриотизме
2018-03-05 18:44 ferghana@ferghana.ru (Рысжан Тулегенов)

Фото с сайта Today.kz

В понедельник 5 марта некоторые мусульмане Актобе, чьи дочери учатся в школах, обратились с открытым письмом к президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Адресатами письма также значатся премьер-министр Бакытжан Сагинтаев, спикеры верхней и нижней палат парламента Касымжомарт Токаев и Нурлан Нигматулин, а также «все заинтересованные ведомства и министерства».

Запрещать и штрафовать

Причина обращения к официальным лицам – болезненная ситуация, связанная с конфликтом между традиционной мусульманской одеждой, в которой ходят некоторые дети, и светским характером общеобразовательных школ. С некоторых пор администрации школ постоянно ведут «разъяснительные беседы» с родителями девочек, носящими хиджабы.

Беседы эти проходят обычно весьма эмоционально и нередко заканчиваются в судах. Позиция образовательных учреждений в этом вопросе предельно ясна: все школьники должны соблюдать единую форму. Правда, стоит уточнить, что строгого стандарта для всех школ нет, и каждая школа может выбирать свой вариант одежды.

Один из таких вариантов предусматривает для мальчиков белую рубашку, брюки, пиджак и жилет темного оттенка. Школьная форма для девочек включает в себя пиджак, жилет, юбку, брюки, классическую блузу, а в зимний период – трикотажный жилет, сарафан и водолазку. Однако, вне зависимости от стандарта конкретного учебного заведения, в школах категорически запрещаются любые элементы религиозной одежды. Стоит уточнить, что речь тут идет не только о мусульманской одежде, но об элементах, указывающих на принадлежность к любой религии и конфессии.

Тем не менее, религиозные родители просят сделать исключение и все-таки допустить девочек, носящих платки, к занятиям в школах. Однако, вынося свои решения, суды всегда принимают сторону школьных администраций. Ношение платков запрещают, а родителей привлекают к административной ответственности.

Актобе в этом плане не стал исключением. По данным управления образования Актюбинской области, только с начала года в регионе были оштрафованы не менее 17 родителей. Их дочери носят хиджаб и таким образом нарушают единую обязательную форму. Как следствие, таких детей не допускают до занятий. При этом, с точки зрения администрации школ, подобные пропуски являются беспричинными. Из-за этой «беспричинной причины» по всей области не посещают школу около сотни детей.

Насколько законны запретительные меры, взрослые пытались выяснить не только в суде, но и у народных избранников – депутатов нижней палаты парламента РК. Люди обращались к парламентариям напрямую, во время их рабочих встреч с населением, однако понимания не достигли: депутаты занимают ту же позицию, что и школы.

Угрожают лишить родительских прав

Надеясь все-таки добиться своего, актюбинские мусульмане написали письмо президенту страны, рассчитывая, что Нурсултан Назарбаев лично поставит точку в этом непростом вопросе.

В письме авторы называют себя патриотами, желают, чтобы республика развивалась и процветала, в ней царили мир и спокойствие. Кроме того, они обещают «прикладывать все усилия и возможности, работать на благо укрепления нашей страны и выступать против сил, дестабилизирующих государственные устои, и этим соответственно оказывать Вам помощь в Вашем нелегком труде». (Здесь и далее сохранены стиль и пунктуация оригинала. – Прим. «Ферганы».)

Далее верующие сетуют, что «на протяжении нескольких месяцев, повсеместно на всех уровнях, всеми ветвями власти идет тотальное преследование верующих – граждан Республики Казахстан. Директора школ, учителя, присвоив себе полномочия и функции судебных и исполнительных органов, не впускают в школы детей, у которых есть законное право согласно Конституции РК на получение образования. Педагоги в нашей стране стали полицейскими, стоящими цепью у дверей школы».

Если верить письму, «созданные по этому поводу комиссии в случае неподчинения применяют разного рода меры и методы воздействия – запугивают родителей, оказывают на них психологическое давление, угрожают им всякого рода проблемами на работе, штрафами и прочее, вплоть до лишения родительских прав. К этому добавляются всякого рода провокации и действия, направленные на побуждение родителей к неадекватным и противоправным действиям. А правоохранительные органы закрыли на все глаза и бездействуют. Их постоянно уведомляют, вызывают по факту нарушений, но они никак не реагируют и не принимают никаких мер».

Авторы обращения полагают, что все это похоже на репрессивные меры по отношению к верующим. По их мнению, это не что иное, как дискриминация детей и их родителей по религиозному признаку, которая, надо заметить, запрещена статьей 14 конституции Казахстана. Кроме того, родители считают, что сложившаяся ситуация ограничивает право их детей на бесплатное среднее образование, также гарантированное пунктом 1 статьи 30 конституции РК. При этом они утверждают, что ни один закон и ни один нормативно-правовой акт не дает никому права не впускать учащихся в школу или запрещать им обучение.

Авторы письма жалуются, что противоправные, на их взгляд, действия администраций учебных заведений повлекли за собой судебные разбирательства. Разбирательства эти отрицательно сказались на моральном и материальном состоянии их семей, не говоря уже о негативном общественном резонансе.

«Все наши обращения о защите прав и свобод в органы власти и судебные инстанции никакого результата не дали. Мало того – суды проявили себя так, что в сердцах людей это, кроме возмущения и тревоги, ничего не вызывает», – пишут они. Верующие сетуют, что все иски суды рассматривали с позиции школьных администраций, не принимая во внимание доводов другой стороны.

«Разве белый платок наносит кому-то из окружающих моральный, психологический или <...> материальный вред, чтобы можно было преследовать по этим основаниям?» – задаются вопросом авторы письма. При этом они согласны, что бороться с религиозным экстремизмом необходимо на всех уровнях. Но борьба, на их взгляд, должна вестись адекватными методами.

В письме также говорится о том, что вина людей, которые «по причине своего невежества и заблуждений пошли по пути запрещенного всеми религиями мира экстремизма и терроризма», перекладывается на хрупкие плечи девочек.

В обращении приводятся высказывания самого Назарбаева, касающиеся дискриминации и борьбы с экстремизмом. В разное время президент Казахстана обращал внимание на то, что борьба с экстремизмом не должна превращаться в охоту на ведьм и «перерастать в борьбу с религией». Он также говорил и о том, что необходимо усиливать «законодательные меры наказания и социального неприятия религиозной и этнической дискриминации, а также преступлений на этой почве».

И сегрегация, и преследование

Так или иначе, отношение местных властей к вопросу ношения хиджаба в школах авторы называют ни много ни мало «сегрегацией». И уточняют свои слова, говоря о преследовании верующих мусульман по религиозному признаку.

«И это происходит в стране, где проживает больше 70% этнических мусульман, – негодуют авторы обращения. – Более тысячи лет наши предки – отцы и прадеды – исповедуют религию ислам, корни казахского народа неразрывно связаны с этой религией, с ее духовным и культурным наследием. А значит это основа, стержень казахской государственности, и поэтому наш президент Н.Назарбаев сказал: «Ислам – это религия казахского народа». Верующие – это такие же граждане Республики Казахстан, как и все, у них такие же права согласно нашей Конституции».

Своим обращением авторы призывают всех казахстанцев, а также представителей всех ветвей власти обратить внимание на те статьи конституции и других законов Республики Казахстан, в которых закреплены права и свободы граждан, родителей и их детей, а также верующих. Речь идет в первую очередь о Конституции РК (ст. 1, 4, 12, 14, 17, 19, 22, 30, 34, 39, 40, 74, 76, 78), законе РК «Об образовании» (ст. 3, 5, 8, 11, 28, 47, 49), законе РК «О нормативных актах» (ст. 10, 12, 17), законе РК «О правах ребенка» (ст.35), законе РК «О браке (супружестве) и семье» (ст.62, 72), а также международных законах и конвенциях.

В конце своего письма авторы просят подойти к вопросу гуманно и найти взвешенное компромиссное решение, учитывая важнейший для верующих момент обязательных установлений в религии.

Только рукописную версию письма на данный момент подписали уже более пятисот жителей Актобе. Кроме этого, сбор подписей ведется и в Интернете.

Рысжан Тулегенов, Актобе



В Бишкеке арестован подозреваемый в хищениях средств для местной ТЭЦ
2018-03-05 19:03 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Бердибек Боркоев. Фото с сайта Ru.sputnik.kg
Первомайский районный суд Бишкека вынес решение об аресте на два месяца бывшего первого заместителя гендиректора «Электрических станций» Бердибека Боркоева, который подозревается в хищении средств, выделенных на подготовку Бишкекской ТЭЦ к осенне-зимнему периоду 2017—2018 годов. Боркоев будет содержаться в СИЗО Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) Киргизии, сообщает Tazabek.kg со ссылкой на ГКНБ.

Ранее ГКНБ выявил факты хищений и незаконного вывода денежных средств в особо крупных размерах отдельными руководителями ОАО «Электрические станции». В преступной схеме участвовали подставные фирмы, с которыми были заключены фиктивные подрядные договора.

В частности, отдельные руководители «Электрических станций» при проведении конкурса на ремонт котлоагрегатов ТЭЦ Бишкека заключали договора с подрядными организациями и переводили на их счета крупные денежные суммы, несмотря на то, что данные организации не соответствовали квалификационным требованиям. Добавим, что в итоге ремонтные работы проводились собственными силами ТЭЦ Бишкека.

Боркоеву вменяется причастность к преступлениям по четырем статьям УК Кыргызстана: ст. 171 (Присвоение или растрата вверенного имущества в особо крупном размере с использованием служебного положения), ст.189 (Нарушение порядка проведения публичных торгов, аукционов или тендеров), ст. 221 (Злоупотребление полномочиями служащими коммерческих или иных организаций совершенное лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, где более 30 процентов акций (доли) принадлежит государству) и ст. 350 (Подделка, изготовление, сбыт или использование поддельных документов с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение).

Нынешней зимой во время самых сильных морозов в многоквартирных домах Бишкека резко упала температура. Это было вызвано аварией на столичной ТЭЦ. Ситуация приобрела настолько критический характер, что в нее вынужден был вмешаться премьер Сапар Исаков. По его распоряжению в столице были открыты пункты обогрева, где всем нуждающимся выдавали горячее питание и пледы. В других пунктах обогрева, расположенных в школах и социальных общежитиях, можно было переночевать. В итоге Исаков обратился к жителям города и попросил у них прощения за сложившуюся ситуацию с теплоснабжением.



В Таджикистане завели дело о пытках и доведении до самоубийства бывшего члена ПИВТ
2018-03-05 19:06 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Генеральная прокуратура Таджикистана возбудила уголовное дело по факту пыток, доведших до самоубийства бывшего члена запрещенной Партии исламского возрождения (ПИВТ) Комила Ходжаназарова. По делу проходят четыре офицера уголовного розыска УВД по Согдийской области республики, они задержаны и обвиняются по четырем статьям Уголовного кодекса Таджикистана: пытки, доведение до самоубийства, превышение служебных полномочий и взяточничество, передает «Ахбор» со ссылкой на источники, близкие к правоохранительным органам региона.

Официальные лица в УВД по Согдийской области не комментируют подробности расследования, но на условиях анонимности сообщили, что двое из задержанных по делу о самоубийстве Ходжаназарова являются оперуполномоченными отдела уголовного розыска регионального УВД.

Житель Аштского района Комил Ходжаназаров, 1986 года рождения, стал членом ПИВТ в 2014 году, а в 2015 году, когда Верховный суд Таджикистана запретил ее деятельность, вышел из рядов партии. В августе 2017 года сотрудники правоохранительных органов арестовали 16 бывших членов ПИВТ, в числе которых был и Ходжаназаров. Его силой заставляли дать показания против других задержанных. 26 августа Ходжаназарова освободили, взяв за это с него 6 тысяч сомони () предупредив, что 29 августа он снова будет вызван на допрос. Но 28 августа Комил дважды попытался покончить с собой — сначала выпив уксус (раствор оказался слабым), затем перерезав себе вены на руках кухонным ножом. В результате кровопотери мужчина скончался.

В распоряжение портала «Ахбор» попала видеозапись, сделанная Ходжаназаровым в августе 2017 года, незадолго до самоубийства. В ней он обвиняет сотрудников правоохранительных органов в жестоких пытках, показывает травмы, нанесенные ему во время допросов, и говорит о причинах, по которым он решился лишить себя жизни. ПО его словам, следователи били его и требовали, чтобы он оговорил других бывших однопартийцев — якобы они агитировали его вновь стать членом ПИВТ. «А ведь меня никто никуда не агитировал, зачем мне наговаривать на людей», — сказал в своем предсмертном послании Ходжаназаров.

Затем следователи заставляли его изменить показания — признаться, что он был членом ПИВТ в 2016-2017 годах, когда ее деятельность в Таджикистане уже была запрещена. «Их было 5 или 6 человек, все меня били, оскорбляли, материли всех моих родных, угрожали изнасилованием. Я все терпел и не возражал», — говорил мужчина.

После того, как видеообращение Ходжаназарова попало в руки правоохранителей, провели эксгумацию тела, и по ее результатам возбудили уголовное дело по факту пыток. Однако в течение полугода после гибели Ходжаназарова никаких официальных сообщений о его самоубийстве и расследовании этого дела нигде не было опубликовано.

Напомним, до сентября 2015 года в течение 16 лет ПИВТ была единственной официально действующей партией религиозного толка на постсоветском пространстве. В августе 2015 года министерство юстиции Таджикистана потребовало от ПИВТ прекратить деятельность. А в сентябре руководство ПИВТ власти республики обвинили в причастности к военному мятежу бывшего замминистра обороны страны Абдухалима Назарзода. Партия была объявлена Верховным судом террористической организацией, ее руководство арестовано. В июне 2016 года 14 членов политсовета ПИВТ были приговорены к различным срокам заключения, двое из них — к пожизненному.



«Насаф» обыграл сильнейшую команду Катара и догнал соперников по группе Лиги чемпионов
2018-03-05 19:15 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Серебряный призер чемпионата Узбекистана по футболу, каршинский «Насаф» продолжает выступление в Лиге чемпионов Азиатской футбольной конфедерации (АФК). В третьем туре каршинцы оказались сильнее чемпиона Катара клуба «Аль-Садд», одержав победу со счетом 1:0, и сравнялись по очкам с соперниками по группе C, сообщает официальный сайт АФК.


Фрагмент матча. Фото пресс-службы АФК

Первый тайм проходил с подавляющим преимуществом хозяев поля. Опасно бил Бобир Абдухоликов, угрожали воротам Игорь Голбан и Азиз Ганиев, однако на высоте оказывался голкипер гостей. Катарцы отвечали редкими контратаками, но вратарь Санджар Кувватов серьезно в игру так и не вступил. В раздевалку команды отправились при нулях на табло. Во второй половине встречи футболисты «Насафа» продолжили доминировать, и через пятнадцать минут после начала второго тайма защитник гостей толкнул Абдухоликова в своей штрафной. Арбитр указал на одиннадцатиметровую отметку. Ганиев развел мяч и голкипера по разным углам. Каршинцы не стали играть на удержание, и продолжили атаковать. Катарские футболисты пытались сравнять счет: на последней добавленной минуте форвард гостей имел прекрасную возможность отличиться, но не воспользовался своим шансом.

В параллельном матче группы иранский «Персеполис» обыграл клуб из ОАЭ «Аль-Васл» со счетом 2:0. На данный момент у трех соперников по группе С шесть очков: у «Насафа», «Персеполиса» и «Аль-Садд». Не завоевал ни одного балла пока только «Аль-Васл».

Следующий матч «Насаф» проведет 13 марта в Катаре против «Аль-Садд».

Еще один представитель Узбекистана «Локомотив» проведет матч третьего тура Лиги чемпионов АФК против катарского клуба «Аль-Духайль». Встреча состоится 6 марта в Дохе.



В избранное