← Февраль 2018 → | ||||||
18
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
Совершивший теракт в Стокгольме узбекистанец начал давать показания в суде
Совершивший теракт в Стокгольме узбекистанец начал давать показания в суде 2018-02-20 17:40 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Рахмат Акилов на рисунке из зала суда. Иллюстрация с сайта Thelocal.se Напомним, Акилов, арестованный в день совершения теракта, признал свою вину еще в ходе следствия. В суде он лишь подтвердил, что является сторонником ИГИЛ (запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб., ДАИШ) с момента ее появления, а ранее относил себя к «Аль-Каиде». Акилов в подробностях рассказал о подготовке теракта, упомянув, что конечной целью было привести в действие взрывное устройство, уничтожив как можно больше людей вместе с собой. Он сообщил, что с помощью автоматического переводчика Google выучил несколько фраз по-шведски, чтобы отобрать грузовик у водителя. В крайнем случае террорист собирался припугнуть шофера ножом, но, поскольку в машине никого не было, до этого не дошло. Фрагмент допроса Рахмата Акилова в суде, 20 февраля 2018 года, Expressen.se Отвечая на вопросы заместителя главного прокурора службы национальной безопасности Швеции Ханса Ирмана, Акилов заявил, что планировал совершить теракт в пятницу или выходные, поскольку в эти дни на центральной улице Стокгольма бывает много людей – не только шведов, но и представителей стран НАТО. До совершения преступления, а также сразу после наезда на людей узбекистанец общался с «наставниками», используя мессенджеры Telegram и Zello. По интернету он давал клятву верности вербовщикам ИГИЛ на арабском и русском языках. По признаниям подсудимого, он совершил теракт в Швеции, чтобы внести свой вклад в борьбу против стран, противостоящих ИГИЛ. Он предположил, что мог бы осуществить нечто подобное не только в Швеции, но также в США или России. Допрос Акилова в суде продолжается. Напомним, 7 апреля в центре Стокгольма водитель на угнанном грузовике врезался в толпу людей. Погибли пять человек, еще 15 получили травмы разной степени тяжести. Исполнителю теракта грозит пожизненное заключение. Подробности на эту тему можно прочитать в материалах «Теракт в Швеции: Подозреваемый Рахмат Акилов признал свою вину и заявил о поддержке ИГ», «Узбекистан: В квартале, где жил «стокгольмский террорист» Акилов, говорят, что он был далек от религиозного экстремизма», «Стокгольмский террорист» Р.Акилов был объявлен в международный розыск и имел статус беженца?», «Брат «стокгольмского террориста» Рахмата Акилова, живущий в Самарканде, ничего не знал о преступлении». Смещенный Кабулом губернатор Самангана согласился покинуть свой пост 2018-02-20 17:47 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Новый губернатор афганской провинции Саманган Абдул Латиф Ибрахими сегодня вступил в должность с помощью силовиков, присланных центральной властью в Кабуле, а его предшественник Абдул Карим Худам согласился оставить свой пост. Об этом 20 февраля сообщила администрация афганского президента в Кабуле. Как рассказали «Фергане» источники в администрации провинции Саманган, 19 февраля группа афганских силовиков прибыла в город Айбак (центр провинции) из Кабула и окружила здание администрации. Работникам администрации было приказано покинуть здание. Военнослужащие прибыли контролировать ситуацию, чтобы не допустить дестабилизации после отказа прежнего губернатора Абдула Карима Худама оставить пост. Позже к силовикам присоединились местные военнослужащие афганской национальной армии, которые полностью взяли под контроль здание администрации вплоть до утра 20 февраля. Утром 20 февраля из Кабула в Айбак прибыла делегация, в составе которой находился назначенный центральной властью новый губернатор провинции Саманган Абдул Латиф Ибрахими. Бывшего же губернатора, Абдула Карима Худама, предупредили не появляться в здании администрации. «Сегодня утром он добровольно заявил, что он готов уйти в отставку и уступить кресло новому губернатору», — сказал источник в администрации.
Сотрудник администрации Самангана Атаулла Мирдад утверждает, что Абдулу Кариму Худаму еще в конце минувшей недели местные старейшины предлагали не противиться любым решениям правительства и не создавать этим проблем для «своих туркмен», проживающих на севере (Худам — этнический туркмен. – Прим. «Ферганы»). Однако влиятельный политик афганского севера, де-юре бывший, а де-факто действующий губернатор Балха Атта Мухаммад Нур, пообещал коллеге, что окажет ему помощь в противостоянии с центральным правительством, если он откажется исполнять его решение об отставке, убедив его, что пост губернатора Самангана — это доля власти, причитающаяся туркменскому народу афганского севера. Напомним, в декабре 2017 года Нур также отказался выполнить приказ центрального правительства о своей отставке и продолжает управлять Балхом до сих пор. «Карим Худам поддался обещаниям Нура, которые оказались пустыми», — говорит Атаулла Мирдад. По его словам, 19 февраля Нур в Балхе организовал письмо в поддержку Худама якобы от старейшин этнических туркмен, однако на самом дело оно не было согласовано с туркменскими старейшинами. Ситуация вокруг отставки Худама вызвала политический скандал в Кабуле и не только в нем. После того как бывший губернатор Самангана заявлял о своем неподчинении указу афганского президента о его отставке, в поддержку Худама выступили ряд видных однопартийцев по партии «Исламское общество Афганистана» (ИОА) в Кабуле и Балхе. В их числе — глава МИД Салахуддин Раббани. В ответ на это группа депутатов из обеих палат афганского парламента потребовала от афганского президента и правительства привлечь к ответственности непослушных чиновников. Заместитель спикера верхней палаты Асиф Сиддики 19 февраля заявил, что если правительство в отношении самостоятельных «островов власти» не примет решительных мер, то эта страшная болезнь распространится по всей стране. «Наденьте это немедленно!» Что иранские женщины могут противопоставить нормам шариата 2018-02-20 18:13 ferghana@ferghana.ru (Александр Рыбин) Фото с сайта Mystealthyfreedom.net Необходимо сразу оговориться: речь в данном случае пойдет, главным образом, о хиджабах – головных платках для женщин, необходимых по нормам шариатского права, как его трактуют нынешние религиозные лидеры Ирана. Для девушек и женщин в Иране данный вопрос является серьезным критерием в их отношениях с действующим политическим режимом. То, как иранская женщина надевает хиджаб или просто косынку на голову, сопоставимо с тем, как европейка определяет глубину декольте. Приезжий иностранец, который долго «питался» медийными штампами по поводу Ирана, в Тегеране будет чрезвычайно удивлен свободному поведению местных женщин и девушек. Нет никаких проблем, если иностранец вдруг обратится к женщине с вопросом, как пройти туда-то. Это не менее нормально, чем в Москве, Лондоне или Нью-Йорке. Отдельные вагоны с надписями на английском и на фарси «для женщин исключительно» в тегеранском метро - не потому, что женщину расценивают как нечто «второсортное», а для безопасности самих женщин, чтобы они могли избежать домогательств (в разной форме) со стороны мужчин. По крайней мере, сегодня именно так объясняют существование надписей тегеранцы, в том числе работники метрополитена. Однако есть очень важный момент. При достаточно высокой эмансипированности иранских женщин в крупных городах (визуально, например, складывается впечатление, что женщин за рулем автомобилей гораздо больше, чем в Турции или государствах бывшей Югославии, где до сих пор сильны традиции 500-летнего турецкого господства), остается ряд ограничений, введенных исламской революцией 1979 года, которые вызывают настолько бурные дискуссии в обществе, что в итоге могут привести к новой революции. Обоснованная и необоснованная ностальгия Ситуацию в Иране до исламской революции 1979 года в настоящее время принято идеализировать. В том числе и в самом Иране. Чтобы лучше понять, что на самом деле представляла собой страна во времена последнего монарха Мохаммеда Резы Пехлеви, достаточно почитать замечательную книгу польского журналиста Рышарда Капущинского «Шахиншах», переведенную, в том числе, и на русский язык. Да, в Тегеране женщины одевались не менее свободно, чем в городах Европы и Советского Союза. Но – это касалось лишь высших слоев и студентов, а они представляли собой достаточно малую часть общества. Большая часть населения страны жила в чудовищной нищете и вынуждена была одеваться традиционно: на более современную одежду денег не хватало. Гораздо больше обоснованы ностальгические настроения иранцев по правлению премьер-министра Мохаммеда Моссадыка. Он оказался во главе правительства в результате по-настоящему конкурентных демократических выборов. Его недолгое правление, с 1951 по 1953 годы, оценивают, как прогрессивное. Партия Моссадыка Национальный фронт являлась социал-демократической. Придя к власти, он принялся за национализацию нефтяного сектора, где главную роль на тот момент играли британские и американские компании. В окружении шаха Пехлеви хватало английских советников. Моссадык выслал иностранных советников из страны, а в 1952 году даже разорвал дипломатические отношения с Великобританией. Кроме того, он занимался реформами в аграрном секторе, где продолжали функционировать нормы феодального общества.
В итоге Моссадык был свергнут в ходе заговора, организованного Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) США. Пехлеви стал укреплять свою власть в стране, появилась тайная служба САВАК, которая проводила репрессии в отношении недовольных монархом. САВАК являлся настолько секретным, что никаких официальных вывесок на его объектах не было. В его создании приняли участие советники из ЦРУ и израильского МОССАДа. Данные о количестве убитых и замученных САВАКовцами сильно разнятся. Нынешние эмигранты-монархисты называют цифру в 3700 человек, сторонники победившей в 1979 году исламской революции – в 200 тысяч убитых. В Тегеране сейчас работает музей, где можно увидеть, насколько роскошно жили сотрудники тайной службы и какие именно пытки применяли в отношении арестованных. Когда ислам разошелся с коммунистами Репрессии и неблагоприятная экономическая ситуация (ситуация ухудшилась в результате кризиса 1976-78 годов) стали главной движущей силой революции 1979 года. Замечу, что ядро революционеров составляли не только религиозные деятели, как теперь принято считать. В составе революционных отрядов было множество активистов различных подпольных левых организаций. Одной из крупнейших левацких организаций была Народная партия Ирана (больше известная под сокращенным названием «Туде»). Поэтому, если посмотреть на фотографии массовых антиправительственных демонстраций, предшествовавших свержению шаха Пехлеви, то можно увидеть не только женщин, облаченных в традиционную религиозную одежду, но и девушек без хиджабов, в обычных светских нарядах.
После 1979 года «Туде» получила возможность легальной деятельности. Но в 1982 году исламистская элита начала репрессии в отношении левых. Проводились чистки в госорганах от членов партии либо от симпатизирующих ей. Леваков отправляли в тюрьмы, вынуждали покидать страну. Иран стал превращаться в полноценный «оплот шариата», где вся полнота власти находится у консервативных религиозных деятелей. «Туде» продолжила свою деятельность подпольно, большинство её активистов в настоящее время проживают за границей. Тем не менее, партия поддержала антиправительственные протесты, прокатившиеся по Ирану в конце 2017-начале 2018. И, видимо, среди участников демонстраций были её активисты, подпольно работающие в стране. Напрямую партия об этом не заявляла, так как это означало бы подставить своих под удар государственных репрессий. Причем партия заняла очень прагматичную и популярную среди иранцев позицию: мы за протесты против правительства, но мы против какой бы то ни было внешней поддержки со стороны других стран, особенно США и Израиля. Напомню, что с заявлениями в поддержку протестующих выступил президент США Дональд Трамп
Мои волосы – моё право Одним из символов тех протестов стали девушки, снявшие хиджабы, показывая тем самым недовольство нормами шариата, действующими для женщин. Самый известный эпизод произошел 29 декабря. Тогда жительница Тегерана Вида Мовахед с непокрытой головой забралась на трансформаторную будку на проспекте Энгелаб и стала размахивать хиджабом на палке. Потом к ней присоединились и другие женщины. К началу февраля власти отчитались о задержании 29 женщин, повторивших поступок Мовахед. Примечательно, что в эти же дни полиция Ирана сделала заявление о смягчении мер взыскания в отношении женщин, нарушающих шариатские нормы одежды. «Те, кто не соблюдает исламские ценности и проявляет халатность в этом вопросе, больше не будут препровождаться в центры предварительного содержания. Таково решение главы правоохранительных органов Ирана. В отношении этой категории нарушителей больше не будут возбуждаться дела, чтобы впоследствии передавать их в суд. Для них будут организованы учебные классы, где нарушителям будут объяснять необходимость соблюдения исламской нравственности», - заявил глава полицейского управления Тегерана Хусейн Рахими. Проще говоря, женщин больше не будут арестовывать, а будут отправлять в спецклассы, где они должны будут прослушать курс, почему в Иране женщинам нужно одеваться так, как того требуют представители религиозных кругов. По информации властей Ирана, в 2017 году в стране уже был организованы 121 подобный класс. В них были доставлены за год 7900 женщин и девушек.
Соблюдение норм шариата на иранских улицах контролирует «полиция нравственности» (официальное наименование — «Гаште Иршад», Gasht-e Ershad). Патрули «Гаште Иршад», следящие за дресс-кодом женщин, также состоят из женщин, которых сопровождают сотрудники милицейского формирования «Басидж» либо обычной полиции. Сопровождение необходимо для пресечения возможных конфликтов. Правда, надо признать, что в последние годы в Иране отношении к нарушителям «исламской нравственности» становится все мягче и без протестов. Гораздо реже стали происходить доставления в центры предварительного содержания. Обычно патрули обходятся словесным внушением. За послабления исламского дресс-кода для женщин активно выступают даже иранские мужчины, живущие в крупных городах страны. Например, в социальных сетях время от времени проводятся акции, когда мужчины выкладывают свои фотографии в хиджабах — в знак протеста против обязательного для иранок ношения платка. Когда хиджаб становится декольте Недовольство обязательным ношением хиджаба превратилось в способ показать свою протестность, раскованность, красоту. Не нужно совсем снимать платок с головы, но можно спустить его на затылок, так что будет видна значительная часть волос. Можно надеть платок из совершенно прозрачной ткани – и тогда сквозь него будет видна прическа. Если проводить параллели с европейскими женщинами и девушками, то платок для иранок стал чем-то вроде декольте – возможностью продемонстрировать свою сексуальность. Чем меньше платок закрывает волосы, тем «глубже» условное декольте. Соответствующим образом реагируют и местные мужчины. Чем меньше хиджаб прикрывает волосы, тем больше мужского восторженного внимания получает девушка. Хотя, в целом, надо отдать должное иранцам – они весьма и весьма тактичны по отношению к женщинам. Местные мужчины пристают, например, к иностранкам не чаще, чем в России или Казахстане. В то же время у иранских соседей – турок и азербайджанцев – домогательства в отношении иностранок стали «притчей во языцех», и это отпугивает женщин от самостоятельных путешествий. Очевидно, что борьба женщин в Иране с шариатскими нормами одежды не закончится. Все больше образованных женщин, все больше иранок могут позволить себе выехать в сравнительно дешевые для них Ереван и Баку, где женщинам позволено наряжаться так, как им самим хочется, да и общение через интернет с иностранцами делает свое дело. Вероятно, если правящий режим не будет менять свое отношение к шариатским нормам, то борьба за права женщин станет одним из основных побудительных мотивов неизбежной революции в стране (или кровавой драмы, если революция не удастся). Можно констатировать еще и такой момент: иранки сегодня, наравне с курдянками, стали основными защитницами прав женщин на Ближнем Востоке. Правда, курдянки пока получили большую известность в мире из-за своей вовлеченности в вооруженные отряды в Ираке, Сирии и Турции. Может быть, иранкам удастся снискать такую же славу, благодаря более мирной активности. Александр Рыбин Сторонников ношения платков возмутили масленичные блины в школах Актобе 2018-02-20 18:29 ferghana@ferghana.ru (Фергана) В Актобе несколько женщин, чьих детей отказались пускать на занятия в платках, пожаловались в городской отдел образования на празднование масленицы в местных школах. Об этом 20 февраля сообщает Ratel.kz. Авторы жалоб требовали от властей «разобраться» с педагогами, которые позволяют учащимся широко отмечать языческие праздники. По их мнению, это дискриминация. «Раз разрешаете праздновать языческий праздник в школах, значит, разрешите и ношение платков», – написали возмущенные женщины. Проводы зимы проходили в учебных заведениях Актобе в минувшие выходные. Родители и учителя организовали для школьников спортивные старты, сжигание чучела, а всех желающих угощали блинами. Фото с праздника выкладывали в соцсети, где, как пишет издание, также появились гневные комментарии.
Руководство одного из учебных заведений попробовало оправдаться – замдиректора городской средней школы №26 Ирина Никлионова сообщила, что масленица стала поводом для проведения благотворительной ярмарки. «Все вырученные деньги – 98 тысяч тенге – от её проведения перечислили шести детям-сиротам, которые обучаются в нашей школе. Всё это было в свободное от уроков время, сожжение чучела происходило с соблюдением правил противопожарной безопасности», – добавила она. Между тем, на защиту педагогов встала руководитель областного управления образования Ляззат Уразбаева. Она заверила, что запрещать масленицу в школах не будут, иначе, по ее словам, придется также запретить Наурыз (праздник весеннего обновления). «И вообще, платки и масленица – разные вещи, и путать их не надо», – отметила чиновница. Споры о том, можно ли девочкам из верующих семей носить платки в школах, не утихают в Казахстане с начала нынешнего учебного года. Тогда 37 родителей – практикующих мусульман – подали в суд на министерство образования, утверждая, что их дочерям отказали в праве на образование. Все эти иски были проиграны. На сегодняшний день из-за религиозной атрибутики в школы Актюбинской области не допускают свыше ста учениц. С их родителями проводят профилактические беседы и предупреждают их о штрафах за прогулы. К настоящему моменту уже выписаны свыше десяти подобных штрафов. Согласно статье 3 «Закона об образовании» Казахстана, система образования в этой стране носит светский характер, а прямая пропаганда той или иной религии недопустима. Международное информационное агентство «Фергана» Киргизские силовики начали проверку поста об игнорировании русского языка 2018-02-20 18:39 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Женишбек Жумакадыр. Кадр видеозаписи с сайта YouTube Запись с картинкой, которая привлекла внимание силовиков, была размещена на странице заслуженного артиста Женишбека Жумакадыра, ее перепостили более 3600 человек, пишет «Азаттык» со ссылкой на официального представителя ГКНБ Рахата Сулайманова. Он, в свою очередь, не уточнил, с чем связано начало проверки. Спорную запись артист разместил у себя на странице 18 февраля, однако через день уже удалил ее. «В любом магазине Кыргызстана, в маршрутке, автобусе или на улице, если задают вопрос на русском, отвечайте только на киргизском языке. Если продавец не знает государственного языка, то следует отказаться от его услуг. Сохраним гордость», - говорилось в посте, размещенном Женишбеком Жумакадыром. Часть СМИ Киргизии написали, что именно артист запустил акцию «Отвечаем на киргизском языке». Однако другие издания отметили, что ранее эту запись опубликовал пользователь Улуттук Кызыкчылык с подписью «Пришло по What’s App». Сам Женишбек Жумакадыр сказал, что не он автор сообщения, и пояснил, что получил его через мессенджер What’s app от неизвестного лица.
Статус русского языка в Киргизии определен законом «О государственном языке». Русский язык признается официальным языком республики, киргизский – государственным. При этом указывается, что в органы государственной власти, местные администрации, другие организации жители республики обращаются на государственном или официальном языке. Русский язык в Киргизии стал менее востребованным после распада СССР, утверждают эксперты. Не смотря на то, что в республике проживает более 360,5 тысяч этнических русских, в регионах русский язык утратил свои позиции, также снизился уровень его владения. Заместитель директора представительства фонда «Евразийцы-Новая волна», эксперт Денис Бердаков отметил, что русский язык, тем не менее, сохраняется в многонациональных селах, также интерес к нему подпитывают миграционные процессы с Россией. Так, на данный момент в республике преподавателями русского языка и литературы готовятся стать около двух тысяч человек. А дипломы об окончании вуза в 2018 году получат 103 человека. При этом в школы Киргизии в 2017 году требовалось 119 учителей. В Душанбе опровергли появление новых трещин в плотине Сареза 2018-02-20 18:52 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Сарезское озеро. Фото с сайта Meros.org Ранее начальник управления по чрезвычайным ситуациям афганской провинции Бадахшан Абдулла Хумаюн Дехкан заявил о том, что «большая вода» пришла в приграничные районы Бадахшана из соседней страны из-за увеличения фильтрации в естественной плотине озера Сарез. «После землетрясения 12 мая 2017 года в Таджикистане, в породе появились новые щели, из которых вода в большом объеме стекает в вытекающую из Сареза и протекающую вдоль афгано-таджикской границы реку Бартанг. Увеличение воды в реках Бартанг и Пяндж вызывает наводнения и сели не только в приграничных районах Бадахшана, но и в провинциях Кундуз и Тахар. По нашим данным, сейчас только в нашей провинции в районах, граничащих с Таджикистаном, более 5000 домохозяйств в 64 селах находятся под угрозой наводнения», - в частности, сказал чиновник. В КЧС Таджикистана называет доводы афганской стороны по поводу влияния Сарезского озера на обстановку в Афганистане не соответствующими действительности. В структуре КЧС функционирует специализированное управление по наблюдению за обстановкой в районе Сарезского озера. Его специалисты ведут круглосуточные наблюдения непосредственно на Усойском завале, который в качестве естественной плотины перекрывает Сарезское озеро, и по периметру водоема. Кроме того, в режиме реального времени действует система раннего оповещения на случай возможного прорыва воды из озера. «Круглосуточные наблюдения показывают стабильное состояние Сарезского озера и Усойского завала... Что касается землетрясения, зафиксированного 12 мая 2017 года, то его эпицентр находился в 23 км восточнее от озера Сарез, и сила толчков на озере тогда составила 3 балла. Какой-либо фильтрации воды и повреждений или новых щелей на плотине не зафиксировано», - отмечают в КЧС. Сарезское озеро образовалось в 1911 году после землетрясения, в результате которого лавиной было перекрыто русло реки Бартанг. Длина образовавшегося Усойского завала составляет 5 км, ширина — 3,2 км, высота — 567 м. В случае его прорыва вода из Сареза теоретически может затопить территории Таджикистана, Афганистана, Узбекистана и Туркмении, на которых проживает несколько миллионов человек, и дойти до котловины высохшего Аральского моря. Каршинский «Насаф» в Лиге чемпионов обыграл второй по силе клуб ОАЭ 2018-02-20 19:05 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Эпизод матча «Насаф» - «Аль-Васл». Фото с официального сайта AFC Футболисты «Насафа» все 90 минут контролировали ход встречи. Гости уповали на редкие контр-атаки. В середине первого тайма травму получил капитан, один из лидеров «Аль-Васла» бразилец Кайо, и был заменен. Каршинцы несколько раз опасно угрожали воротам «Аль-Васл», хорошие моменты имел сербский форвард хозяев Драган Черан. После перерыва один из десяти угловых, заработанных «Насафом», завершился голом: на подачу другого сербского легионера, Славко Лукича, среагировал россиянин Игорь Голбан. После пропущенного мяча гости немного активизировались и постарались сравнять счет. Но еще один бразилец из «Аль-Васл» Роналдо Мендеш не реализовал свой шанс на последних минутах встречи, как и футболисты «Насафа» Лукич и Бобир Абдихоликов. «Насаф» заработал первые очки в этом розыгрыше Лиги чемпионов и занял третью строчку с тремя баллами в группе C. 20 февраля, в этой группе пройдет еще одна встреча - катарский «Аль-Садд» сыграет с иранским «Персеполисом». Ранее, в первом туре Лиги чемпионов АФК, «Насаф» крупно уступил чемпиону Ирана (3:0), а «Аль-Васл» проиграл «Аль-Садд» (0:1). Следующий матч в рамках Лиги чемпионов АФК «Насаф» проведет 5 марта. В Карши приедет «Аль-Садд». Международное информационное агентство «Фергана» Журналист Али Феруз получил статус беженца в Германии 2018-02-20 23:17 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Али Феруз в Германии. Фото с личной страницы журналиста в Facebook «Мне дали статус беженца и вид на жительство. На какой именно срок – узнаю, когда получу на руки все документы», – заявил журналист. По его словам, он поселился в немецком университетском городе Геттинген. В будущем он планирует начать работать. Ранее «Немецкая волна» сообщала, что Ферузу предлагают работу в Геттингенском университете. Он может заняться исследовательским проектом о беженцах из Сирии, так как знает арабский язык. Али Феруз смог покинуть Россию 15 февраля. В начале февраля Мосгорсуд разрешил журналисту, которого ранее собирались депортировать в Узбекистан, выехать в любую третью страну. Али Феруз полгода провел в московском Центре временного содержания иностранных граждан «Сахарово». Российские власти обвиняли его в миграционных нарушениях и пытались выдворить в Узбекистан, но Европейский суд по правам человека наложил запрет на исполнение этого решения. Феруз, в течение жизни не раз переезжавший из Узбекистана в Россию и обратно, опасается преследований со стороны узбекских властей. В «Новой газете» он публиковал критические материалы о нарушении прав человека в Узбекистане. Кроме того, он является открытым гомосексуалом, что считается в Узбекистане уголовным преступлением. Именно невозможность поехать в Узбекистан и восстановить там утраченный паспорт мешала ему легализовать свой статус в России. Активист ПИВТ Шарипов назвал свое возвращение в Таджикистан добровольным 2018-02-21 00:17 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Нумонджон Шарипов. Фото с сайта Payom.net «Я сейчас нахожусь в Душанбе и занимаюсь оформлением личных документов. Завтра собираюсь поехать в Исфару, а через неделю вернусь в Стамбул», – заявил активист ПИВТ. Он подчеркнул, что никаких уголовных дел против него не возбуждалось, сейчас он находится на свободе и занимается личными делами. По его словам, при паспортном контроле в аэропорту пограничники действительно забрали его паспорт и увели его с собой, но затем они сами посадили его на рейс до Душанбе. Шарипов, покинувший Таджикистан в 2015 году, был задержан в Турции по запросу таджикских властей в начале февраля текущего года. 20 февраля правозащитная организация Human Rights Vision Foundation объявила, что адвокат Шарипова не смог встретиться со своим клиентом в СИЗО. Адвокату сказали, что 16 февраля сотрудники консульства Таджикистана вывезли Шарипова из изолятора и отправили на родину. «Мы классифицируем данный случай как похищение человека таджикскими службами, осуществленное при содействии турецкой стороны», — говорится в сообщении правозащитников. Накануне схожий инцидент произошел с племянником покойного основателя ПИВТ Сайида Абдулло Нури, жителем Хатлонской области Таджикистана Нусратулло Саидовым. 19 февраля в СМИ появилась информация о том, что Саидов и несколько его земляков были задержаны в рамках уголовного дела о вывешивании над зданиями флагов «Исламского государства» (запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб., ДАИШ). Но через несколько часов СМИ Хатлонской области распространили видеообращение Саидова, в котором он заявил, что никто его не задерживал. Саидов подчеркнул, что некие люди действительно вывесили флаг ИГ над фермой, которой он руководит. «Хочу сказать, что власти уже задержали виновных», – заключил Саидов. ПИВТ действовала в Таджикистане с 1970-х годов. В годы гражданской войны, начавшейся после распада СССР, члены партии составили костяк движения «Объединенная таджикская оппозиция». В 1997 году лидер ПИВТ Сайид Абдулло Нури подписал мирное соглашение с президентом Эмомали Рахмоном, что положило конец войне. Террористической организацией ПИВТ объявили в 2015 году. После этого многие члены партии покинули страну. В 2016 году двух членов политсовета ПИВТ приговорили к пожизненным срокам, а еще 12 человек – к иным срокам лишения свободы. |
В избранное | ||