← Июнь 2014 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
||||||
12
|
15
|
|||||
21
|
22
|
|||||
24
|
25
|
29
|
||||
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
Кыргызстан: Активисты узбекской общины, живущие за рубежом, напомнили о <<проблеме июня-2010>>
Кыргызстан: Активисты узбекской общины, живущие за рубежом, напомнили о «проблеме июня-2010» 2014-06-12 00:52 ИА Фергана.Ру В редакцию «Ферганы» поступило заявление группы общественных деятелей и активистов, называющих себя «представителями узбекского сообщества Кыргызстана, вынужденно живущими в эмиграции». Среди подписавших заявление - вице-президент Узбекского национально-культурного центра Кыргызстана Кадыржан Батыров, владелец телекомпании «Ош ТВ» Халилжан Худайбердиев и другие. Авторы открытого письма, адресованного СМИ и общественности и приуроченного к очередной годовщине трагических «ошских событий» 2010 года, еще раз обращают внимание на риторику подозрительности, по-прежнему звучащую из уст власти в отношении этнических узбеков; на то, что обвинения в узбекском сепаратизме голословны и беспочвенны; на то, что провокационные действия со стороны некоторых националистически настроенных чиновников и правоохранительных органов не способствуют наступлению мира и стабильности, а наоборот приводят к обострению межэтнических отношений и радикализации значительной части населения, эскалации обстановки во всем регионе. Мы приводим текст заявления полностью в авторской редакции. Заявление представителей узбекского сообщества Кыргызстана, вынужденно находящихся за пределами страны, в связи четвертой годовщиной июньских событий 2010 года Сегодня, все мы с болью в сердце вспоминаем четвертую годовщину трагических июньских событий 2010 года. 10-15 июня 2010 года при преступном попустительстве, а местами непосредственном участии представителей правоохранительных органов, военных и отдельных членов Временного Правительства Кыргызстана, разъяренные толпы лиц кыргызской национальности, напали на узбекские махалли и села на юге Кыргызстана. В этих событиях погибли около 500, ранено более 2000 человек. Более трехсот тысяч этнических узбеков, в основном женщин и детей, спасались бегством в соседнем Узбекистане. В общей сложности пострадали более 3-х тысяч семьей, сожжены более 1500 жилых домов и сотни объектов, принадлежащих в основном этническим узбекам. Несколько десятков тысяч узбеков Кыргызстана, под угрозой незаконного ареста, пыток и несправедливого осуждения, произошедших после июньских событий, были вынуждены покинуть родину. Репрессии, дискриминация и откровенная сегрегация, направленные против узбеков в Кыргызстане продолжаются, и по сей день. Расследование июньских событий несколькими комиссиями внутри страны велось однобоко, с надуманным обвинительным уклоном в сторону лидеров узбекской общественности. А не понравившийся отчет Международной комиссии, приглашенной же и одобренной мандатом Правительства Кыргызстана, признан Парламентом страны незаконным, необъективным и разжигающим межнациональную рознь. Председателя комиссии, представителя Финляндии Кимммо Кильюнена, Парламент Кыргызстана объявил персоной нон грата. Сегодня, с сожалением и тревогой отмечаем продолжающееся отсутствие политической заинтересованности со стороны государства Кыргызстан, в выявлении истинных причин и действий по устранению последствий насилия на этнической почве, а также полным отсутствием заметного прогресса по обеспечению безопасности и защиты прав узбеков Кыргызстана. Обеспокоенность вызывает, и текст заявления Президента Кыргызстана А.Атамбаева по случаю 4-й годовщины июньских событий, где он в ряду виновных в июньских событиях реваншистов и националистов, упоминает и сепаратистов, намекая на лидеров узбекской общественности, обвиненных в надуманном сепаратизме. Мы еще раз ответственно заявляем: обвинения в узбекском сепаратизме голословны и беспочвенны, так как идеи сепаратизма никогда не поднимались и не пользовались популярностью среди узбеков Кыргызстана. А мирные призывы и требования узбеков на митингах в канун трагических событий 2010 года касались только законных прав и свобод граждан, закрепленных в международных документах, Конституции и законах Кыргызстана. К сожалению, в тексте заявления Президента мы не увидели, упоминания о каких-либо конкретных действиях по восстановлению и обеспечению прав узбекского меньшинства, о выполнении рекомендаций Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации (февраль 2013 года), Комитета ООН по правам человека (март 2014 года), которые основываясь на международных нормах и мировом опыте при подобных конфликтах, дали свои конкретные рекомендации, которые Кыргызстан, как член ООН обязан выполнять. В Заключительных выводах Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации (февраль 2013 года) даны конкретные сроки – по некоторым один год, по другим в срок до октября 2016 года - дать ясные ответы по вопросам ликвидации предвзятого отношения к узбекам со стороны властей и правоохранительных органов, дискриминации в области образования и создания условий для адекватного представительства узбеков во властных структурах и правоохранительных органах страны. Но, сожалению никаких реальных действий по исполнению рекомендаций со стороны государства Кыргызстан - нет. Ситуация не меняется. Власти заняты только представлением звучных и обещающих проектов, под выделение международных кредитов и грантов, якобы в целях реализации рекомендаций ООН. На самом деле, коррумпированные кыргызские чиновники преследуют только свои корыстные цели – хищение и присвоение выделенных средств. Правоохранительные органы Кыргызстана заняты лишь розыском, экстрадицией и привлечением к ответственности за июньские события лиц узбекской национальности. Прокуратура и следственные органы Кыргызстана и в мыслях не допускают розыск и привлечение к ответственности лиц кыргызской национальности насиловавших, сжигавших живьём и убивавших узбеков, среди которых большинство были женщины и дети. В апреле 2014 года, генеральный прокурор Кыргызстана А.Салянова, в Парламенте страны заявила, что раскрыто лишь 5,1% из возбужденных 5647 уголовных дел по июньским событиям. Причину не раскрытия остальных дел прокурор назвала в массовом побеге из страны большинства преступников, многие из которых получили убежище за границей. Тем самым прокурор в стенах Парламента отчитывается и подтверждает, что разыскивает только обвиненных узбеков, получивших убежище в демократических странах. А где же мародеры, насильники и убийцы, убивавшие узбеков? Или в этих, оставшихся 95% преступлениях тоже обвиняют самих же узбеков? Ведь, ни один кыргыз, за исключением пары неугодных бомжей, не был обвинен и объявлен в розыск по июньским событиям, а никто из них и не скрывается. Напротив, теперь, этих мерзких насильников и убийц представляют национальными героями, защитниками целостности Кыргызстана. Нас, чрезмерно волнует факт того, что эти преступники, зачастую с оставшимся у них после июньских событий оружием, продолжают безнаказанно гулять на свободе, хвастаясь своим «героизмом». Деятельность правоохранительных органов юга Кыргызстана до сих пор, направлена только на запугивание, шантаж и вымогательство денег у узбекского населения. Аресты, шантаж и вымогательства, хоть и не в столь массовом порядке как в прошлых годах, но все же продолжаются. Тех узбеков, у которых хватает средств заплатить выкуп, избивают и отпускают, а тех, кто не платит, пытают и избивают до смерти. Этнического узбека, гражданина России, Шамшидина Ниязалиева, обвинили в участии в массовых беспорядках, убийстве, разбое, незаконном хранении оружия, уничтожении имущества и другим особо тяжким преступлениям. В январе 2012 года Ниязалиев, по запросу Кыргызстана, был задержан в Казахстане и 5 июня того же года экстрадирован в Кыргызстан. В октябре 2012 года Сузакский районный суд признал его виновным в убийствах, участии в массовых беспорядках и приговорил к пожизненному лишению свободы. Посредники, сообщили семье Ниязалиева, что если есть деньги можно выпустить Шамшидина. После того, как его родственники собрали и заплатили выкуп в сумме более 100.000 долларов США, Коллегия по уголовным делам Джалал-Абадского областного суда оправдала Ниязалиева. Он был освобожден в зале суда. Другого узбека, Гафуржана Абдурахманова, бывшего подполковника милиции, лидера узбекской общины Сузакского района, которого в 2010 году приговорили к пожизненному заключению по делу «Санпа», и который не был в состоянии откупиться, в июне 2012 года убили в СИЗО и представили это как самоубийство. После этого случая, среди народа Сузака ходят слухи о том, что кыргызские правоохранительные органы говорят, никто из лидеров узбекской общины, находящихся в тюрьме, живым на свободу не выйдет. Обвиненный в участии в этническом конфликте в июне 2010 года Сайдулло Саримсаков был задержан в конце июня 2010 года и более года находился в подвале ИВС Сузакского района Джалал-Абадской области. Его обвинили в соучастии в убийстве сотрудника милиции, которое было совершено 13 июня 2010 года. За время его нахождения в ужасных условиях СИЗО, вместе с другими заключенными больными туберкулезом, его тоже заразили этой болезнью. Впоследствии, после выплаты откупа, суд оправдал Сайдулло по нескольким статьям, по которым он обвинялся. У его родителей появилась надежда, что теперь их сын сможет получить необходимый больничный уход, но его болезнь уже находилась в запущенной форме, и последующая госпитализация в тубдиспансер не спасла его. Пятого апреля 2012 года 22-х летний Сайдулло Саримсаков скончался от туберкулезного менингита. Перед смертью он успел рассказать об издевательствах, которым он подвергался в заключении. Мать Сайдулло, Карима Саримсакова утверждает, что её больного сына регулярно избивали милиционеры, издевались, унижали его по национальному признаку, требовали деньги и не оказывали медпомощь и требует, чтобы виновные понесли наказание. Всем известны дела: Азимжана Аскарова, Усманжана Холмирзаева, Дильмурата Хайдарова, Махаммада Бизурукова и других. Этот список пострадавших узбеков от рук кыргызских правоохранителей можно продолжать еще долго. Безнаказанность правоохранительных органов юга Кыргызстана за пытки, избиения и жестокое обращение к заключенным узбекам, порождает вседозволенность. Правоохранителям применявшим пытки к заключенным узбекам, даже при доказанных фактах применения пыток удается избежать наказания и зачастую продолжить работу в органах. Генеральная прокуратура Кыргызстана в лице А. Саляновой, заведомо зная о таких правонарушениях, закрывает глаза, и покрывает этих преступников. Подтверждением продолжающегося антиузбекского уклона кыргызского правосудия, также является решение Верховного Суда Кыргызстана от 13 мая 2014 года об оставлении в силе заочных решений нижестоящих судов об осуждении двух руководителей СМИ ОшТВ Худайбердиева Х., МезонТВ Мирзаходжаева Ж. (на 20лет и 14лет соответственно) по надуманным обвинениям. Такие необоснованные, необдуманные или спланированные провокационные действия со стороны националистически настроенных кыргызских чиновников и правоохранительных органов, не способствуют наступлению мира и стабильности, а наоборот приводят к обострению межэтнических отношений и радикализации значительной части населения, эскалации обстановки во всем регионе. В настоящее время, Кыргызстан позиционирует себя перед мировым сообществом как «Островок демократии» в Центральной Азии. Но демократия в Кыргызстане существует только для этнических кыргызов, другие национальности в Кыргызстане не имеют элементарных человеческих прав. Тем временем, внешний долг Кыргызстана превысил 3 млрд долларов США, возвращать никто не собирается и даже не представляется как, т.к. все расхищено, а не использовано по целевым назначениям. Правительство страны, все время ходит с протянутой рукой, выпрашивая кредиты и гранты. Международное сообщество, каждый раз с надеждой на исправление ситуации продолжают давать кредиты. На фоне всего этого, при усилившейся коррупции, обнищавшим и озлобленным населением, постоянными митингами и с вопиющими нарушениями прав человека, Кыргызстан, при нынешней власти, больше похож на гниющее болото, чем на «Островок демократии». Мы вновь призываем правительство Кыргызстана, одуматься и прислушаться к заключениям и рекомендациям Международной комиссии по июньским событиям, Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации, Комитета ООН по правам человека, Государственного департамента США, и рекомендациям правозащитных организаций. Это стало бы реальным шагом на пути решения вопросов мира и согласия, защиты прав человека и обеспечения безопасности в Кыргызстане. Кыргызстан – многонациональная страна. Ее конституция, которую нынешние политики клялись соблюдать, гарантирует соблюдение прав всех граждан, независимо от этнической принадлежности. Невыполнение требований основного закона и рекомендаций Международного сообщества ставит под серьезное сомнение приверженность правительства Кыргызстана защите прав и свобод своих граждан, независимо от их этнической принадлежности и социального статуса. На фоне всего этого мы обращаемся к мировому сообществу, международным организациям ООН и ОБСЕ, призванным контролировать соблюдение международных норм по правам человека, жестче призывать правительство Кыргызстана к исполнению взятых на себя обязательств в рамках различных международных актов. В частности, требовать исполнение рекомендаций Международной комиссии по июньским событиям, Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации и Комитета ООН по правам человека. К.Батыров, вице-президент Узбекского национально-культурного центра Кыргызстана, Стокгольм, Швеция Х.Худайбердиев, основатель и владелец телекомпании «Ош ТВ», Вашингтон, США Х.Каримов, писатель, общественный деятель, Варшава, Польша Р.Эгамбердиев, молодежный активист, Стокгольм, Швеция З.Турдиева, активист, Чикаго, США Б.Ахмедов, активист, Англия А.Алимжанов, молодежный активист, Германия Международное информационное агентство «Фергана» Казахстан: Правозащитники и общественные деятели призвали президента наложить вето на поправки к уголовному законодательству 2014-06-12 11:57 ИА Фергана.Ру Представители гражданского общества Казахстана с просьбой наложить вето на новые Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях республики. По мнению авторов обращения, новые законы серьезно ущемят конституционные права граждан на свободу объединений, свободу вероисповедания, свободу слова и творчества, личную свободу, неприкосновенность достоинства человека. «Все усилия гражданского общества привести нормы новых кодексов в соответствие с конституционными гарантиями оказались тщетными. Сейчас наша последняя надежда – на президента, который один может наложить на эти кодексы вето», - говорит президент Общественного фонда «Фонд развития парламентаризма в Казахстане» Зауреш Батталова. Приводим текст данного обращения полностью. Президенту Республики Казахстан Назарбаеву Н.А. ОБРАЩЕНИЕ гражданского сообщества страны с просьбой наложить вето на принятые Парламентом РК Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан Уважаемый Нурсултан Абишевич! На открытии третьей сессии Парламента Республики Казахстан пятого созыва 2 сентября 2013 года Вы поставили задачу модернизировать систему уголовного судопроизводства, вывести казахстанское право «на качественный уровень, позволяющий безукоризненно обеспечивать защиту прав и свобод граждан». Однако принятые Парламентом Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях, вопреки Вашим указаниям, значительно ограничивают и ущемляют права человека, что противоречит Конституции Республики Казахстан и ратифицированным международным договорам. Так, вопреки ст. 23 Конституции РК «Граждане Республики Казахстан имеют право на свободу объединений»: в новом Уголовном кодексе РК прямо нарушается право граждан на свободу объединения. В него добавляется новая дискриминационная формулировка - понятие «лидер общественного объединения», как специальный субъект преступления. Это может привести к преследованию любых членов общественных объединений, особенно их активистов, на основании произвольных предположений об их лидерстве. Статья Уголовного кодекса РК «Незаконное вмешательство членов общественных объединений в деятельность государственных органов» в связи с отсутствием ясного и недвусмысленного толкования понятий, содержащихся в этой статье (воспрепятствование законной деятельности, присвоение функций), предоставит возможность для недобросовестных чиновников трактовать любое справедливое требование общественности в лице членов общественных объединений как незаконное вмешательство в их деятельность и сведет на нет общественный контроль в стране. Использование в Уголовном кодексе РК данных понятий и статей, направленных против общественных объединений, не соответствует признанным принципам международного права: принципу юридической определенности и предсказуемости и принципу недискриминации, шельмует общественные объединения как «особо опасный» вид юридических лиц, противоречит Конституции РК и будет способствовать подавлению любой критики в адрес государства. Статья КоАП РК «Нарушение законодательства об общественных объединениях» предусматривает возможность приостанавливать и даже прекращать деятельность общественного объединения за любое незначительное нарушение технического характера, и более того, позволяет наказывать общественные организации за любую законную деятельность, не определенную в уставе организации. Особенно это положение законодательства вызывает озабоченность в отношении религиозных объединений. Вопреки ст. 22 «Каждый имеет право на свободу совести» и ст. 39 Конституции РК «Ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные … статьей 22…» .: законодательство Казахстана безальтернативно ставит право человека открыто исповедовать религию в зависимость от наличия нескольких десятков, сотен и даже тысяч его единоверцев, а Уголовный кодекс ужесточает ответственность за нарушение этого недемократического положения. Вопреки ст. 20 Конституции РК «Свобода слова и творчества гарантируется»: в Уголовном кодексе расширены основания и сохранена санкция в виде трех лет лишения свободы за клевету, сохранена особая защита личных неимущественных прав государственных служащих высокого ранга. Более того, введена новая статья «Распространение заведомо ложной информации», предусматривающая наказание до десяти лет лишения свободы и не исключающая привлечение к ответственности за распространение мнений, взглядов, убеждений и предположений. Договорные обязательства по Международному пакту о гражданских и политических правах, а также рекомендации РК по Универсальному периодическому обзору в этой части не выполнены. В Кодексе об административных правонарушениях РК сохранены все чрезмерные санкции в виде приостановления и закрытия СМИ за нарушения технического порядка, что прямо противоречит как ст. 20, так и ст. 39 Конституции РК. Вопреки ст. 16 Конституции РК «Каждый имеет право на личную свободу»: согласно нормам нового Уголовно-процессуального кодекса РК, задержанные подозреваемые не смогут в срочном порядке беспрепятственно быть заслушанными судом по поводу законности их задержания, как того требуют международные стандарты. В ряде случаев положение осужденных к лишению свободы, значительно ухудшено по сравнению с действующим уголовно-процессуальным кодексом законодательством. В принятом Парламентом УПК РК остаются противоречия между правом задержанных подозреваемых на немедленное и самостоятельное оповещение близких и положением, уполномочивающим следователя самому уведомить близких задержанного; при этом допускается отсрочка оповещения до 12 часов. Надзорный орган в лице прокуратуры уведомляется о факте задержания по-прежнему не сразу, а в течение 12 часов с момента составления протокола задержания. Задержанный не вправе уведомить о своем задержании защитника в момент задержания. Право на защитника у задержанного подозреваемого наступает с момента ознакомления его с постановлением о признании в качестве подозреваемого, т.е. не ранее чем через 3 часа после фактического задержания. Вопреки ст. 17 Конституции РК «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию»: Сообщения участников уголовного процесса о пытках, согласно новому УПК РК, расцениваются не как заявления о преступлении, а как жалобы «на действия и решения лиц, осуществляющих досудебное расследование». Нет независимого механизма расследования. Это лишь небольшая часть выявленных представителями гражданского общества недостатков принятых кодексов. На всех стадиях работы над их проектами представители гражданского общества пытались привести нормы этих документов в соответствие с Конституцией Казахстана и принципами международного права в области прав человека, передовой зарубежной практикой и международными тенденциями в области обеспечения и защиты прав человека. Однако предложения и аргументация общественности большей частью были проигнорированы. В связи с изложенным, мы просим Вас как гаранта незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина: 1. Наложить вето на принятые Парламентом страны Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан; 2. При определении разработчиков новых проектов кодексов исключить из их числа правоохранительные органы, как руководствующиеся узковедомственными интересами и стремлением максимально освободить себя от общественного контроля за их деятельностью; 3. Определить, что новые проекты кодексов должны пройти национальную общественную экспертизу для того, чтобы исключить из них нормы, продиктованные корпоративными и сиюминутными интересами, а также авторитетную международную экспертизу, например, Венецианской комиссии, на предмет соответствия ратифицированным Казахстаном международным договорам, в соответствии со ст. 4 Конституции страны. Подписи: 1. Международный Фонд защиты свободы слова «Әділ Сөз» 2. Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности 3. Общественный фонд «Хартия за права человека» 4. Общественный фонд «Международная Правовая Инициатива» 5. Общественный фонд «Фонд развития парламентаризма в Казахстане» 6. Общественный Фонд «Аман-Саулык» 7. Центр исследования правовой политики 8. Ассоциация религиозных объединений Казахстана 9. ОЮЛ «Союз кризисных центров Казахстана» 10. Общественное Объединение «Эхо» 11. Международный центр некоммерческого права 12. Общественный фонд «Правовой медиа-центр» 13. Общественный Фонд «Улагатты Жануя» 14. Фонд «Тілші», Аскар Актлеуов 15. Фонд «Журналисты в беде», Рамазан Есергепов, председатель правления 17. Фонд «Журналисты в беде», Розлана Таукина, главный редактор газеты «Слово народа» 18. Движение пенсионеров «Поколение», Ирина Савостина, председатель Международное информационное агентство «Фергана» Узбекистан: Зона отдыха на Чарвакском водохранилище - под бдительным оком милиции 2014-06-12 12:32 ИА Фергана.Ру 7-8 июня правоохранительные органы Узбекистана провели рейд на Чарвакском водохранилище – излюбленном месте отдыха жителей Ташкента, в результате которого была временно приостановлена деятельность частной фирмы, специализирующейся на прокате прогулочных катеров минимального водоизмещения и водных скутеров. Основные претензии властей к предпринимателям – несоблюдение правил техники безопасности при работе на воде, сокрытие доходов, отсутствие полного инкассирования выручки, прием наличной иностранной валюты в качестве платежей за аренду водных судов. Кроме того, фирма, имеющая лицензию на прокат скутеров и прогулочных катеров, за определенную плату, взимаемую также неофициально, позволяла оказывать аналогичные услуги (прокат гидроциклов) частным лицам, фактически работавшим на пляже водохранилища нелегально - без регистрации, не уплачивая налоги и, не отвечая за возможные последствия несчастных случаев по вине арендаторов.
По данным «Ферганы», «зачистка» пляжа на Чарвакском водохранилище была вызвана многочисленными жалобами отдыхающих, ежедневно сталкивающихся с лихачеством лиц, взявших в аренду гидроциклы и позволяющих себе пренебрегать правом других на безопасный и комфортный отдых. В минувшем году хорошо выпившие лихачи, гонявшие на скутере в зоне купания граждан, совершили наезд на девушку, которая в результате полученных травм скончалась. Параллельно сотрудники правоохранительных органов Ташкентской области проводят «зачистку» водителей частного автотранспорта, специализирующихся на оказании транспортных услуг без соответствующего на то разрешения. В результате системных мероприятий выявлены лица, осуществляющие «частный извоз» без водительских прав, на технически неисправных автомобилях и без разрешения на занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью. «В выходные дорога на Чарвак после Газалкента была заблокирована нарядами милиции и налоговиков, ловили таксистов-частников, кто возит людей в Чимган или на Чарвак отдыхать. Таксисты жалуются, что работы в сельской местности нет, так еще и такой заработок хотят отнять», - рассказывает местный житель К. Можно сетовать, что сотрудники дорожной милиции Узбекистана безжалостны к людям, не имеющим иной работы, но справедливо сказать и то, что именно эти водители чаще других пренебрегают правилами дорожного движения и создают аварийные ситуации на дорогах. Эта категория арендаторов и владельцев частного автотранспорта склонна игнорировать своевременный технический осмотр транспортного средства, предпочитая поставить штамп о его прохождении за взятку. Когда информация о рейде на Чарвакском водохранилище, повлекшем временное изъятие прогулочных катеров и гидроциклов, получила распространение, параллельно пошел слух о закрытии базы отдыха «Пирамиды», расположенной здесь же, на берегу Чарвакского водохранилища. Однако этот слух не получил документального подтверждения. База отдыха «Пирамиды» на момент подготовки этого материала работала в штатном режиме. Соб. инф. Международное информационное агентство «Фергана» «Кыргызстан тащат в Таможенный союз, как сломанный поезд» 2014-06-12 14:37 Михаил Калишевский Глобальные перемены в международных отношениях, вызванные нетривиальными действиями России в отношении Украины, обрушились на Кыргызстан очень некстати. Как раз на рубеже 2013-2014 годов и без того нестабильная внутриполитическая обстановка резко обострилась из-за ситуации с «Кумтором», развала правящей коалиции, отставки премьера Сатыбалдиева и заметной активизации оппозиции. Противники президента Алмазбека Атамбаева предприняли энергичную попытку консолидации своих рядов под эгидой появившегося в феврале этого года «Нового Оппозиционного Движения» (НОД) во главе с депутатом Равшаном Джеенбековым. Некоторые обозреватели даже заговорили о начале в стране очередного «революционного цикла», в результате которого оппозиционные силы, вдохновленные примером киевского Майдана, в конечном итоге сметут нынешнюю власть. Дополнительным поводом для проведения аналогий с украинскими событиями стало то обстоятельство, что политическая полемика между властью и оппозицией разворачивается во многом вокруг проблемы участия Кыргызстана в евразийских интеграционных проектах. Причем полемика эта с каждым днем становится все острее и охватывает все более широкие слои кыргызстанского общества, где растет обеспокоенность стремлением администрации Атамбаева в ускоренном порядке протолкнуть Кыргызстан в состав Таможенного и Евразийского союзов. И, естественно, возможными последствиями такой спешки, особенно в свете украинских событий. На этом фоне эксперты отмечают резкий пророссийский крен во внешней политике Кыргызстана, выразившийся не только в настойчивых призывах поскорее пустить страну в «евразийский рай», но и в оперативной коррекции позиции Бишкека по украинскому кризису. Коррекция без потери лица Поначалу Бишкек, подобно официальным кругам других центральноазиатских стран, фактически хранил молчание относительно событий на Украине. Однако 12 марта, сразу после того, как Янукович, наконец-то, «вышел из подполья» в Ростове-на-Дону, МИД Кыргызстана выступил с весьма резким заявлением, в котором, во-первых, обвинил бежавшего президента в массовых жертвах на Майдане, а во-вторых - заявил о «юридической ничтожности» его легитимности. Кроме того, МИД заявил, что «Кыргызская Республика осуждает любые действия, направленные на дестабилизацию обстановки в Украине. Поэтому считаем неуместным и неадекватным заявление Виктора Януковича, сделанное им 11 марта». Как отмечает политолог Алишер Мамасалиев, «заявление официального Бишкека по ситуации на Украине в публичном пространстве Кыргызстана представители гражданского общества встретили с воодушевлением». А вот Москве, конечно же, такая позиция не понравилась, особенно на фоне вполне лояльного полумолчания-полуодобрения кремлевской политики остальными центральноазиатскими партнерами. Официального реприманда Бишкеку Кремль, правда, не сделал, но с этой задачей вполне успешно справился один из киргизских политиков, лидер партии «Конгресс народов Кыргызстана», выпускник Высшей школы КГБ СССР и полковник госбезопасности Шамшибек Медетбеков, назвавший заявление МИД «тенденциозным и провокационным» и не совпадающим «с позицией наших союзников по ОДКБ и ШОС», а оценку «действующего президента Украины» - «некорректной и уничижительной». При этом Медетбеков, которого с явным удовольствием цитировали официозные российские СМИ, весьма многозначительно подчеркнул, что такое заявление МИД сделал в тот момент, когда «майданутые» противники президента Атамбаева объединились в новую оппозицию и нацелились на свержение действующей власти Кыргызстана». Не хотелось бы преувеличивать влияние Медетбекова, да и не в нем, скорее всего, дело. Важно лишь то, что уже в ходе присоединения Крыма произошла существенная коррекция позиции Бишкека. В заявлении от 20 марта МИД Кыргызстана оценил крымский референдум как «волеизъявление абсолютного большинства населения Автономной Республики» и «объективную реальность, какие бы полярные оценки не давались этому референдуму». При этом, правда, была сделана попытка избежать потери лица и сбалансировать явный поклон в сторону Москвы частичным повторением прежних упреков Януковичу: «Кыргызская Республика, как и прежде, придерживается того мнения, что именно непродуманные действия и коррумпированность бывших властей Украины привели к сегодняшнему кризису и гибели десятков невинных людей». Следует также учесть, что нынешняя кыргызстанская власть тоже имеет революционное происхождение, а потому ей неудобно называть новую власть на Украине, скажем, «фашистской хунтой». Кроме того, как отмечает уже упоминавшийся Алишер Мамасалиев, явно раздражившее Кремль заявление от 12 марта было сигналом «нашей несистемной оппозиции, дабы исключить любой прецедент политической реинкарнации свергнутых президентов (Акаев, Бакиев)». Догоняя «Евразийский экспресс» Как бы там ни было, но инцидент с заявлением МИДа от 12 марта, которое, по выражению Медетбекова, ставило «под удар позитивную динамику развития кыргызско-российских отношений», был с лихвой компенсирован последующей демонстрацией Бишкеком прямо-таки неудержимого стремления поскорее вскочить в уже якобы стоящий под парами «Евразийский экспресс». Материальными доказательствами такого стремления, видимо, должно было стать превращение киргизского газового оператора «Кыргызгаз» в «Газпром-Кыргызстан», за что «Газпром» выплатил символический доллар, и начало переговоров по приобретению «Роснефтью» половины аэропорта «Манас», откуда, что тоже символично, уже к июлю этого года должны полностью уйти американцы. Кроме того, компании «Русгидро» предоставлено приоритетное право на реализацию важного энергетического проекта «Камбар-Ата», решен и вопрос о продаже России торпедного завода «Дастан». Кыргызстан же отблагодарят инвестициями в гидроэнергетический сектор в объеме около $2,5 млрд и перевооружением армии на сумму в $1,1 млрд. После майских визитов в Москву премьер-министра Джоомата Оторбаева и президента Атамбаева движение Кыргызстана в сторону Таможенного союза, а в перспективе и Евразийского, получило ощутимое ускорение. Было объявлено о завершении разработки дорожной карты по вступлению в Таможенный союз, в конце мая она была обнародована и поступила на обсуждение в Жогорку Кенеш (парламент Кыргызстана). С будущими партнерами по ТС осталось согласовать примерно 5-6 позиций. Среди них, в частности, судьба двух крупнейших оптовых рынков («Дордой» в Бишкеке и «Карасу» в Ошской области), через которые из Кыргызстана реэкспортируется множество товаров из дальнего зарубежья, прежде всего, из Китая, что позволяет держаться на плаву многим тысячам жителей Киргизии. При вхождении в ТС Кыргызстан рассчитывает добиться для себя целого ряда преференций, начиная с согласия партнеров на создание свободных экономических зон, то есть на сохранение беспошлинными тех же оптовых рынков, и кончая введением льготного режима пребывания киргизских трудовых мигрантов в странах ТС. The Financial Times писала по этому поводу: «В случае вступления в объединение во главе с Кремлем Кыргызстану придется ввести пошлины на товары из Китая, которые сейчас ввозятся беспошлинно. Киргизы покупают их и перепродают России дороже. Однако президент Атамбаев надеется, что его страна сможет присоединиться к Таможенному союзу на своих условиях и Россия даст ей гарантии безопасности и экономической выгоды». Однако, как отмечали эксперты, представители ТС «отнюдь не спешили соглашаться с претензиями Бишкека, указывая на то, что данные требования выходят за рамки таможенных договоренностей». Да и сейчас, например, Казахстан проявляет мало энтузиазма относительно исключений для Кыргызстана. Назарбаев всегда предостерегал от поспешности в расширении евразийского интеграционного проекта. Что-то похожее доносилось время от времени и из Москвы. Но сейчас об этом там стараются не упоминать. Более того, по мнению ряда специалистов, толерантность Кремля в отношении «исключительных» требований Бишкека значительно повысилась – еще одно доказательство того, что для Кремля в проекте Евразийского союза экономика не является главным стимулом. Что бы ни говорил Путин об исключительно экономической природе будущего ЕАЭС, здесь гораздо важнее геополитическая и военно-стратегическая перспективы. О чем, кстати, не так уж мало российских политологов, публицистов и просто политиков говорят совершенно откровенно. Это, в общем-то, отлично понимают и в Кыргызстане. Так, например, бишкекский эксперт Шерадил Бактыгулов уверен, что интеграция со странами ТС значит намного больше, чем облегчение режима торговли: «Вопрос вступления Кыргызстана в Таможенный союз выходит за рамки торгового союза. Таможенный союз должен стать основой создания в январе 2015 года Евразийского экономического союза. Поэтому членство Кыргызстана означает больше, нежели просто торговля с Белоруссией, Казахстаном и Россией. Очевидно, что дискуссии и действия вокруг Таможенного союза не ограничиваются только экономическими целями и задачами». А потому чем больше постсоветских стран туда удастся интегрировать, тем лучше для Кремля. А лично для Путина – еще и престижнее, как внутри страны, так и для того, чтобы «утереть нос» Западу в нынешних неуютных обстоятельствах. Отсюда и быстрое дозревание Кыргызстана до критериев полноценного члена евразийских интеграционных объединений (в Бишкеке обещают дозреть уже к 2015 году). Вместо убеждения – шельмование Администрация Атамбаева и правительство развернули в стране крупномасштабную пропагандистскую кампанию за вступление в Таможенный Союз и ЕАЭС. При этом, правда, основной упор делается на некие общие благоприятные перспективы, которые страна получит от членства в этих объединениях, а также на отсутствие какой-либо продуктивной альтернативы. Без излишней детализации особенно в тех вопросах, которые касаются негативных последствий от участия Кыргызстана в евразийской интеграции. Одновременно общественности как внутри страны, так и за рубежом, стараются внушить, что в Кыргызстане за участие в евразийском проекте выступают едва ли не все поголовно. Вместе с тем даже поддерживающие интеграционную линию эксперты и СМИ отмечают, что, несмотря на проводимую властями пропагандистскую кампанию, не удалось в полной мере донести до населения плюсы и минусы предстоящего вхождения в Таможенный союз. Практически отсутствует коммуникация с противниками ТС: вместо убеждения власти либо игнорируют противников, либо обвиняют их в работе на Запад. Однако до поголовного одобрения членства Кыргызстана в ТС и ЕАЭС очень далеко. Еще в декабре 2013 года с участием экспертов из центральноазиатского института свободного рынка, активистов ряда политических партий и движений было создано движение «Кыргызстан против Таможенного союза», деятельность которого со временем стала привлекать к себе все больше внимания. Оппоненты ТС и ЕАЭС сразу же предъявили властям основные претензии в плане самих методов продвижения Кыргызстана к членству в этих интеграционных объединениях: попытки засекретить сам процесс; неоправданная поспешность, нежелание детально обсудить с экспертами и обществом в целом все плюсы и минусы присоединения к евразийской интеграции; отказ от демократических процедур при принятии судьбоносных для страны решений; шельмование, а то и полицейское преследование оппонентов. Так, в частности, противников вступления в ТС возмутило, что итоги майских переговоров о вступлении Кыргызстана в Таможенный союз не получили должной огласки. К примеру, представительница движения «Кыргызстан против Таможенного союза» Аида Алымбаева тогда резко осудила тот факт, что дорожная карта о вступлении в союз получила гриф «только для служебного пользования». А представитель партии «Реформа» Мирсулжан Намазалиев подчеркнул, что правительство уж слишком спешит с вступлением в Таможенный союз: «Судя по всему, к Большому соседу устремился не только министр экономики, но и глава государства, и глава правительства. Складывается впечатление, будто наши лидеры не сумели что-то противопоставить прямому приказу… Ожидается, что многие вопросы получат огласку. Поэтому они стараются максимально тайно принять документ, чтобы избежать народного недовольства». В заявление движения «Кыргызстан против Таможенного Союза» от 7 мая говорилось: «Покажите нам на цифрах, что Кыргызстан приобретает от вхождения в ТС? Рекламируйте, продвигайте! Но вместо этого, на любой аргумент «против» выливается ушат грязи на оппонента, шельмование в прессе, обвинения в национализме, американизме и так далее… Приходится констатировать грустный факт. И президент страны, и правительство, и парламент находятся словно в оцепенении в вопросе Таможенного Союза. Совковый менталитет безответственности, да еще и подкрепленный «комплексом младшего брата», позволяет им вверить решение экономических (а значит и политических) вопросов в руки «старшего брата». Вот войдем в ТС и заживем! Дешевый керосин будем иметь - Россия поможет! Ничего, что реэкспорт прекратится из Китая, он и так на убыль шел! Потом и ответственность можно не нести - можно будет все валить на Путина, на «проклятый Запад», - только не отвечать самим. Вступая в ТС, наши нынешние правители расписываются в своей полной политико-экономической несостоятельности. Они только опять недооценивают народ, который не будет молча наблюдать за повальным повышением цен, закрытием крупнейших рынков и тому подобным. Не доводите народ до бунта, так как третьей революции наша страна может уже не выдержать». Сразу же после оформления в феврале этого года «Новое оппозиционное движение» активно подключилось к кампании против вступления в ТС, опять же указывая на поспешность при принятии решений. Равшан Джеенбеков, возглавивший НОД и парламентскую группу «Демократы», заявил тогда, что «нельзя вступать в Таможенный Союз, не сделав полный расчет». НОД потребовала вынести на референдум вопрос о вступлении в ТС. «Мы должны со всеми иметь взаимовыгодные отношения. Однако Кыргызстан все передает даже не России, а Кремлю. Мы не согласны с такой позицией», - заявил Джеенбеков. Противники вступления в ТС и ЕАЭС появились и в парламентских фракциях партий «Ата-Журт», «Республика» и «Ата-Мекен». При этом особое недовольство вызывал опять же келейно-бюрократический порядок принятия решений. Так, на днях лидер фракции «Ата-Журт» Жылдызкан Джолдошова заявила: «Если Белоруссия, Казахстан и Россия уже приняли «дорожную карту» по вхождению Кыргызстана в ТС, то в парламент ее принесут только для того, чтобы принять формально? Я не понимаю этого. Если вопрос уже решен, зачем нести материалы парламенту? Я думаю, ответственность за вступление в Таможенный союз, если оно окажется невыгодным для Кыргызстана, будут нести те люди, которые приняли решение без парламента». Подчеркнув, что Кыргызстан после вхождения в Таможенный союз станет «бедным родственником» для других членов этого альянса, депутат Джолдошова заметила: «Наша страна все равно во многом будет проигрывать. Мы не вырастили сильных кадров. Экономику определяют кадры, и если мы станем членом ТС, а позже и ЕАЭС, то наши граждане также будут подметать улицы, работать грузчиками и выращивать хлопок. Определенные люди могут работать на высокооплачиваемой работе, но таковые составляют малую часть населения. Конечно, это обидно, но мы сами виноваты в том, что не смогли поднять государство и вырастить у себя сильные кадры». Политические угрозы экономической интеграции Не буду подробно останавливаться как на приводимых в нынешних дискуссиях чисто экономических аргументах «за» вступление Кыргызстана в ТС и ЕАЭС, так и на аргументах «против». Это тема для отдельной статьи. Следует лишь отметить, что в своих, скажем так, дискуссиях с противниками интеграции власти далеко не всегда прибегают только к экономическим аргументам. Так, в частности, политолог Табылды Акеров утверждает, что «правительство пыталось ухудшить положение дел на рынках «Дордой» и «Кара-Суу», чтобы вынудить бизнесменов согласиться со вступлением в Таможенный союз». В результате у работающих на рынках предпринимателей, которые изначально выступали против ТС и «могли устраивать акции протеста, митинги, не давая покоя власти», не осталось «другого выхода, кроме того, чтобы согласиться с решением о вступлении в союз». Так поступил, например, президент ассоциации «Дордой» Аскар Салымбеков, до этого к членству в ТС относившийся, мягко говоря, скептически. Кроме того, даже ряд провластных СМИ слегка пожурил власти за «перегибание палки» во время майских манифестаций противников вхождения в ТС – дескать, милиция предоставила оппозиции «замечательный повод, чтобы заявить о «возрождении тоталитаризма», «гонении на свободу слова» и так далее», что в итоге может «способствовать радикализации протестной группы». Наблюдатели также отметили, что во время первых парламентских слушаний по вступлению Кыргызстана в ТС, начавшихся 20 мая, правительство и аппарат президента смогли собрать в парламенте такой состав экспертов, представителей различных ассоциаций и союзов, который обеспечил доминирование на мероприятии «сторонников интеграции». Наконец, необходимо сказать об угрозах суверенитету и независимости Кыргызстана, которые, по мнению оппозиции, возникают в связи с грядущим вступлением страны в ТС и ЕАЭС. Особенно в свете украинских событий. В этой связи в одном из обращений движения «Кыргызстан против Таможенного союза» говорится: «Агрессия России по отношению к Украине должна заставить страны постсоветского пространства задуматься о своей независимости. Вступление Кыргызстана в Таможенный союз воспринимаем как поспешное и необдуманное решение». Выступая 5 мая в Бишкеке на манифестации против участия Кыргызстана в инициированных Кремлем объединениях, организатор акции Гульзада Медралиева заявила: «Мы специально собрались в день Конституции, поскольку в Основном документе прописано, что необходимо сохранить независимость нашей страны. Это считается нашей главной ценностью. Нас заставляют вступить в Таможенный союз. Однако те страны, которые вступили в него, сообщают, что они теряют экономическую и политическую независимость». ТС и ЕАЭС – спасение для Атамбаева? По мнению оппозиции, наряду с национальной независимостью членство в ТС и ЕАЭС подвергает угрозе демократическое устройство Кыргызстана, хотя бы в силу того, что эти интеграционные объединения на данный момент состоят сплошь из авторитарных режимов, в то время как Кыргызстан – «единственное в Центральной Азии демократическое государство». В частности, Равшан Джеенбеков неоднократно заявлял, что «ни под каким предлогом нельзя вступать в организацию, созданную авторитарными режимами, и потворствовать России». Угрозы, которые евразийская интеграция несет суверенитету Кыргызстана и кыргызстанской демократии, оппозиция, провозгласившая своей главной целью восстановление парламентской республики, тесно увязывает со своей главной претензией к нынешней власти: «Мы вернулись в бакиевское время. На месте одного дракона появился другой, и его зовут Алмазбек Атамбаев. Мы считаем, что он не повторил только две ошибки Бакиева: президент пока не убивает политиков, и его семья еще не вмешивается в дела государства. В остальном правление Атамбаева не имеет никакого отличия от бакиевского режима. Наша цель — остановить авторитаризм Атамбаева, его старания установить диктатуру в Кыргызстане. Мы хотим укрепить и развивать парламентаризм», - заявлял Равшан Джеенбеков. Интересно, что схожими характеристиками правление Атамбаева не так давно описывали некоторые российские эксперты, в частности, Александр Князев: «Кадровая политика Атамбаева в плане регионально-клановых предпочтений еще более сужена, нежели попытки Акаева что-то как-то сбалансировать или стремление Бакиева опираться хотя бы на южан… Принцип один - личная преданность. Критерий, кстати, в котором так легко ошибиться». Правда, тогда упомянутые российские эксперты, указывая на тесные связи Атамбаева с Турцией, общую ориентированность его окружения на Запад, предрекали, что он будет пытаться укрепить свою личную власть, «обманув Россию» и, грубо говоря, «сдав» Кыргызстан США. Сейчас ряд киргизских экспертов и киргизские оппозиционеры считают, что президент, напротив, будет решать эту задачу с помощью Кремля. Вот, например, мнение Табылды Акерова: «Из-за некомпетентности Атамбаева и политической элиты Кыргызстан тащат в Таможенный союз, как сломанный поезд. По-моему, во вступлении в Таможенный союз в первую очередь заинтересованы Атамбаев и его аппарат. После вступления в Таможенный союз у них появится предлог, касающийся новых политических реалий, чтобы внести изменения в Конституцию. Потому что небольшое изменение в Конституции гарантирует Атамбаеву второй президентский срок. А аппарат пытается для этого превратить Жогорку Кенеш в «карманный» парламент… Если в будущем Жогорку Кенеш превратится в «карманный» парламент, то появится возможность для внесения изменений в Конституцию. После вступления в Таможенный союз увеличится количество пророссийских политиков. Кыргызстан превратится в страну-марионетку». Бактыбек Бешимов из Центра международных исследований MIT тоже достаточно категоричен: «Мрачными экономическими перспективами Атамбаев ускорил смещение Кыргызстана к России, чтобы обеспечить свое собственное политическое будущее. Из-за своих действий он движется по тонкой грани между суверенными интересами Кыргызстана и неоимперской политикой Кремля». Непривычно сильный пророссийский крен, отчетливо наметившийся во внешней политике Кыргызстана в последнее время, безусловно, будет активно использоваться оппозицией против Атамбаева и его окружения. Однако при этом не следует видеть в нынешней оппозиции, в частности, в НОД исключительно демократов-идеалистов. В этой организации немало хорошо известных политических персонажей, аффилированных, как это, увы, характерно для Кыргызстана, с вполне определенными регионально-клановыми структурами. В их числе есть и фигуранты, проявившие себя как не самые умеренные националисты. Например, Камчыбек Ташиев, Азимбек Бекназаров и другие. Как и в ряде других постсоветских стран, украинские события вызвали у определенной части титульного населения Кыргызстана некие размышления насчет роли живущей в стране русскоязычной общины (около шести процентов населения). Вот что, пожалуй, является самым гадостным последствием путинской защиты «зарубежных соотечественников». Все это очень опасно, особенно в такой нестабильной стране, как Кыргызстан. Да еще в том случае, если правы эксперты, утверждающие, что там начался очередной революционный цикл. Но это опять отдельная тема… Издержки однобокости В Кыргызстане все чаще говорят об однобокости внешней политики страны и даже об отказе от традиционной центральноазиатской многовекторности. Обращается внимание и на тот факт, что республика отказывается от ранее инициированных ею важных энергетических и инфраструктурных проектов с другими странами, такими как, например, строительство нефтеперерабатывающего завода совместно с Азербайджаном мощностью два миллиона тонн в год, который должен был быть запущен в 2013 году. Также значительно затормозилась работа по строительству железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Другой вопрос, что строительство этой дороги вызывало у многих в Кыргызстане опасения насчет возможности поглощения страны Китаем. Но в любом случае однобокая внешняя политика несет в себе риски не только попадания в экономическую зависимость и потерю суверенитета, но и дальнейшего технологического и культурного отставания от передовых стран. Михаил Калишевский Международное информационное агентство «Фергана» |
В избранное | ||