Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

С ёлки сыплются листья лавровые... К итогам визита в Ташкент министра иностранных дел РФ



С ёлки сыплются листья лавровые… К итогам визита в Ташкент министра иностранных дел РФ
2012-12-30 13:45 Ядгор Норбутаев

Декабрьский визит главы российского МИДа в Ташкент по праву можно считать одним из наиболее значимых событий в отношениях между двумя странами за всё последнее время. Благодаря определённому стечению обстоятельств в самом конце уже покидающего нас 2012 года сложились редчайшие в международной практике условия, когда два государства имеют возможность общаться друг с другом практически без обиняков, напрямую, не скрывая собственных намерений за обычным дипломатическим флёром.

…Игроки выложили карты на стол рубашками вниз, имея при этом нетронутым лежащий поодаль прикуп.

Ваш ход!

Ислам Каримов и Сергей Лавров – оба, надо заметить, великие мастера политической интриги, но им на это раз и особенно-то хитрить не потребовалось, позиции сторон были предельно открытыми.

Что будем делать дальше? Как жить? Вот в чём вопросы.

Поводом для встречи послужил предстоящий саммит ОДКБ, но уже без Ташкента, который заявил о твёрдом намерении «приостановить своё участие» в данной организации, о чём заблаговременно и сообщил в прошлом июле.

И потому первый вопрос Лаврова к своему визави напрашивался сам собой:

- А не передумали ли Вы, Ислам Абдуганиевич? Может быть, не стоит Узбекистану так опрометчиво покидать наш дружный коллектив? Не пожалеть бы потом…

«Пока ещё не поздно нам сделать остановку, кондуктор, нажми на тормоза»?

Но позиция у Ислама Каримова на этот раз – алмазная! Чёткая, не допускающая никаких отступов и компромиссов.

Ведь, что такое эта ОДКБ, как определённая военная сила на центральноазиатском направлении?

Не что иное, на самом деле, как недореформированная российская армия плюс один казахский батальон в качестве «довеска»! Плюс ещё какие-то мифические подразделения от киргизской и таджикской сторон.

В то же время Москва с Ташкентом уже давно связаны обоюдным договором о взаимной военной помощи, так к чему же Каримову ещё и эти дополнительные помощнички?

Да, ОДКБ, как определённый инструмент воздействия, может кроме прочего быть использован во «внутренних разборках» на просторах СНГ, но Ислам Абдуганиевич отнюдь не заинтересован в подобном. Не страшат его ни Киргизия с Таджикистаном, ни Казахстан с Туркменией, а уж с собственными инсургентами он надеется и сам справиться.

До самой последней поры Узбекистан формально «числился» в ОДКБ, можно сказать был его «условным» членом, но поступал он таким образом исключительно ради того, чтобы тем самым ….. потрафить Владимиру Путину. Выразить свою признательность за былую (2005 год, Андижан) поддержку. Но времена идут, обстоятельства меняются и потому…

И потому президент Узбекистана наверняка ответил Сергею Лаврову также крылатой цитатой:

«Колхоз – дело добровольное»? Так вот - не вернёмся мы больше в ваш ОДКБ, баста. Так и передайте «председателю».

Ну что ж? Ничего не попишешь, выбор сделан. Главное же заключается в том, что где-то там, в глубине сознания сам Сергей Лавров хорошо осознаёт всю каримовскую правоту.

Российскому министру остаётся только довести до сведения своего собеседника содержание принятого решения. Точнее того решения, которое на днях будет непременно принято…

…ОДКБ – это вам, Ислам Абдуганиевич, не кабаре какое-то, чтобы каждый мог входить и выходить из него, когда вздумается! Потому-то общим решением «товарищей по оружию» будет приостановлено не «участие» Узбекистана в данной организации, как бы вы того хотели, а именно его «членство». Если же впоследствии ваша республика и пожелает возвратиться назад, то она должна будет априори согласиться со всеми решениями, принятыми в её отсутствии. Вот так!

Что и требовалось доказать. На этом Каримов и Лавров, причём наверняка к обоюдному удовольствию, покончили с неприятной формальностью их общения, и перешли к обсуждению других вопросов, животрепещущих и данной теме сопутствующих.

В российской интерпретации статуса ОДКБ (имеется в виду его центральноазиатская составляющая), у данной организации имеются три основных задачи.

Во-первых, сплотить вокруг Москвы бывшие союзные республики на почве гарантирования им определённой военной помощи.

Во-вторых, быть для них же соответствующей «дубиной», способной утверждать и поддерживать внутренний порядок, предупреждать возникновение «оранжевых революций».

В-третьих, быть той силой, которая в перспективе сумеет защитить Центральную Азию от угроз со стороны Афганистана.

Но как может ОДКБ существовать без Узбекистана? Без него, тридцатимиллионного, данная Организация просматривается каким-то недомерком, а не полноценным военным союзом. Пускай бы он, хоть ради блезиру, просто делал вид, что состоит в ОДКБ, так ведь нет. А сколько раз Ташкенту прощали всяческие капризы и выкрутасы, хотя в упор было заметно, что артачится Каримов не по делу, а чисто из вредности? Но теперь нарыв лопнул, кризис разрешился, и наконец, появилась долгожданная определённость.

И потому множественные назревшие вопросы больше не терпят отлагательства.

Как в перспективе собираемся защищаться от афганских талибов? На каких подступах, на дальних или на ближних, собираемся встречать проклятого ворога? Если на ближних для России, то тогда следует уже сегодня начать капитальное обустройство границы с Казахстаном. Причём не просто административной границы, а такой, на рубеже которой можно будет длительное время сдерживать поползновения неприятеля. То есть отгородиться и размежеваться.

Хватит ли у Москвы средств на решение столь грандиозной задачи?

И получается, что если афганцы в будущем попробуют вторгнуться в пределы СНГ, то встречать их огнём придётся-таки в горах Памира, на берегах Амударьи и в песках Каракумов.

Протяжённость общей границы с Афганистаном у Таджикистана составляет – около 1300 километров; у Узбекистана – 137 километров; у Туркменистана – около 900 километров.

Вот вам и стратегия с географией! Если ОДКБ возьмёт под свой контроль одну лишь только таджикско-афганскую границу, то может ли она при этом быть уверенной, что и остальные участки того кордона будут «на замке»?

Этот и подобные вопросы приобретают всё большую актуальность по мере того, как приближается день, когда силы НАТО окончательно покинут Афганистан. Конечно, талибам ещё понадобится пара-тройка лет на то, чтобы прийти в себя и очухаться. А потом?

Теперь, когда выход Узбекистана из ОДКБ окончательно оформился, и больше нет причин для мелких ссор на этом почве, Москве и Ташкенту есть что конкретно обсудить. Без эмоций и пусть хотя бы начертить абрис будущей общей (!) военной политики.

Вот потому по поводу встречи Ислама Каримова и Сергея Лаврова в прессе разгорелась такая оживлённая дискуссия и были выражены абсолютно полярные взгляды на данную проблему от различных экспертов и обозревателей. Исключением как всегда явились СМИ самого Узбекистана. Тамошние печатные органы представили дело таким образом, что Сергей Лавров прилетал в Ташкент лишь ради того, чтобы выразить местным коллегам свою поддержку в водно-энергетических вопросах и совместно порадоваться растущему товарообороту между двумя странами. Но главное – это высказать президенту Каримову свою благодарность за радушный и тёплый приём.

Непосредственно в день вылета Сергея Лаврова в Ташкент (18.12.2012г.) в «Независимой газете» (автор – В.Панфилова) появился материал, в котором были представлены взгляды отдельных известных политологов относительно целей предстоящего визита российского министра.

У данной статьи весьма агрессивный заголовок: «Лавров надавит на болевые точки Каримова». Ах-ах, как это интересно!

Вопрос – чем именно собирался «давить» Сергей Викторович, а конкретно – какой рукой? Той, что у него в гипсе?

И, простите, кому же на здоровую-то голову может прийти такая идея – «давить на болевые точки» в собственном «мягком подбрюшье»? Не иначе, как отъявленному политическому мазохисту!

В обсуждении данного вопроса приняли участие два известных эксперта.

Один из них, координатор региональных программ Института востоковедения РАН, Александр Князев разъяснил читателям важность для России Узбекистана как союзника, хотя бы потому, что он, Узбекистан, велик по численности населения. В этой республике проживает, можно так сказать, половина всей Центральной Азии.

При этом Ислам Каримов на протяжении уже многих лет ведёт вполне независимую политику, а потому отдаёт предпочтение двусторонним союзам с отдельными государствами, в том числе и с РФ.

Позвольте, а как же СНГ и ШОС? Не проще ли было бы предположить, что Ислам Каримов, подобной ветреной женщине, всегда выбирает для себя друзей и союзников из чисто конъюнктурных соображений. При этом он особо не обременяет себя принципами высокой морали, «вступая» в очередные дружественные отношения. Пусть будет один друг, пусть их будет сразу несколько, целый «хор», лишь бы выгодно.

Точно так и при расставании. «Была без радости любовь, разлука будет без печали».

Александр Алексеевич также высказал предположение, что в качестве будущей «интересной схемы сотрудничества» Сергей Лавров должен был подсластить пилюлю, а именно предложить Исламу Каримову «новые инвестиционные проекты».

«Миссия Лаврова – найти формулу не радикального решения вопроса отношений Узбекистана и ОДКБ, а схему оставляющую Ташкенту пространство для манёвра и исправления ситуации» - вот с этим вполне можно согласиться, если конечно не посчитать, что Ислам Каримов в ближайшем будущем вообще не собирается «исправлять ситуацию». По крайней мере, до поры реального возникновения жареного петушка в районе его наиболее уязвимого места.

Другой эксперт, «узбекский политолог» Владимир Парамонов в своих комментариях осудил любую «военную интеграцию как самоцель», а также посетовал на то, что у России в настоящее время недостаёт «адекватного интеллектуального сопровождения процесса (экономической – Я.Н.) интеграции». Надо понимать – в отличие от того же Узбекистана, где таковое присутствует в полной мере и касается всей общественной жизни. Да, тяжко приходится России без политологов-вожатых, зато богата интеллектуалами земля Узбекская! Собственных Невтонов и Парамоновых способна она рождать!

Продолжая тему, Владимир Владимирович смело утверждает, что военная интеграция глубоко вторична для стран СНГ, гораздо важнее для них интеграция экономическая. Об этом обязательно следовало бы помнить Сергею Лаврову, едучи в Ташкент.

России же, как «локомотиву» на постсоветском пространстве, по всему следует увлечь своих ближайших соседей новыми масштабными проектами совместного освоения просторов Сибири и Дальнего Востока! Уж не «поворот ли сибирских рек» имеется в виду?

От себя же хотелось добавить, что Узбекистану сегодня вовсе не до освоения таёжных северных пространств. Его экономику можно охарактеризовать следующим образом: сырьевая база республики и в частности методы управления ею, больше не позволяют извлекать достаточной прибыли в виде валютных ресурсов, достаточной для удовлетворения бюджетных потребностей. Урожаи хлопка сокращаются год от года, из недр земли добывается всё меньше и меньше полезных ископаемых, пользующихся спросом за рубежом, а численность населения неуклонно увеличивается. Конкурентоспособная, соответствующая современным требованиям промышленность пребывает в зачаточном состоянии.

Происходящее в республике сегодня, полностью соответствует тому, что на сайте «Узметроном» недавно было названо почти позабытыми словами: «всеобщая разруха».

Так что не до жиру, Владимир Владимирович, быть бы живу…

На данное выступление «НГ» срочно откликнулся «Биржевой лидер», в лице автора Елены Клименко. Заметка озаглавлена: «Визит Лаврова: какие больные точки Россия нашла в Узбекистане»

Нет таких точек, оказывается! Ни «болевых», ни «больных»! Всё хорошо, а Лавров и Каримов поладили между собой без взаимного ощупывания в поисках этих «точек». Узбекские друзья теперь, ни за какие коврижки не согласятся на размещение в своих пределах американских военных баз, но при этом с радостью прикупят у России оружие и военную технику по сходной цене. Развод Ташкента с ОДКБ состоялся по-интеллигентному, культурным и добрым.

Можно было бы привести ещё с десяток мнений различных экспертов по данной теме, однако обратимся лишь к самому из них экзотическому, представленного Михаилом Паком из агентства REGNUM. «О чём договорился Сергей Лавров в Ташкенте накануне сессии ОДКБ?»

Консолидированный ответ на этот вопрос представили: представитель Казахстанской Ассоциации пограничного сотрудничества Марат Шибутов; руководить журнала «Правила игры» Андрей Хан; директор казахстанского «Агентства геоинформационных систем и дистанционного зондирования Земли» Валерий Светлаков.

Внимание! Всем читателям, страдающим хроническими сердечными заболеваниями, рекомендуется пред дальнейшим прочтением иметь пред собой таблетки валидола.

Аналитики из Казахстана убеждены, что со своим визитом в Ташкент Сергей Лавров на этот раз, как говорится, «проскочил мимо кассы». Ничего России в Узбекистане больше не светит! Номер Москвы теперь во всём регионе – восемнадцатый!

Вы заинтригованы? Тогда следуем дальше.

Всё Центральная Азия теперь становится предметом великих геополитических экзерсисов со стороны американских неоконов. В их хитромудрой затее роль ведущего игрока отводится Узбекистану, Казахстан же будет на втором месте и вроде как на подхвате.

Республиканская партия США, оказывается, уже решила, что после вывода сил НАТО из Афганистана, Узбекистан, имеющий самую многочисленную армию в регионе и неисчислимые людские ресурсы, самолично и первым объявляет заречным толибам полномасштабную войну!! Казахстану же отводится роль «подносчика патронов», он должен будет поддерживать узбекских братьев материальными ресурсами.

Такая война, так рассчитывают подлые янки, будет продолжаться неопределённо долгое время, а США в свою очередь не дадут потухнуть этому костру. Затем, когда все участники битвы окончательно ослабнут, придут американцы-миротворцы и всё заберут голыми руками…

Вот уж действительно – «с клёнов падают листья ясеневые…»

Полагаю, что подобная хрень не стоит никаких, даже самых мало-мальских комментариев.

Попробуем же сами разобраться во всём, не прибегая к услугам «казахских аналитиков».

Не вызывает сомнения тот факт, что большая часть беседы Ислама Каримова с Сергеем Лавровым была посвящена перспективам дальнейшего развития событий на афганском направлении и связанными с этим угрозами.

Россия при этом предполагает и в дальнейшем снабжать армию Узбекистана оружием по низким ценам, даже несмотря на наличие огромной задолженности. И это абсолютно правильный шаг, так же и прежние решения о поставках оружия соседям Узбекистана. Или может быть Москва желает воевать с талибами сам-на-сам?

Тогда приходится раскошеливаться, хотя, надо полагать, среднеазиатские воины получат не новейшие образцы оружия, а скопившиеся на складах неликвиды. И то – хлеб! Дарёному коню в зубы не смотрят!

А не поздновато ли спохватились московские политики? «Афганская проблема» встанет в полный рост уже в ближайшие два-три года, а что уже сделано для её будущего решения? Россия пока даже официально не высказалась по данному поводу. И эта одна из наиболее характерных черт режима Владимира Путин – откладывать решения по кардинальным вопросам в долгий ящик. Ждать – авось всё само собой устаканится. Только боюсь, что на этот раз «само собой» не выйдет.

Si vis pacem, para bellum! Если хочешь мира, готовься к войне!

Сегодня ни один серьёзный военный аналитик в мире, не готов гарантировать, что после вывода натовских войск из Афгана там воцарятся мир и спокойствие. Скорее всего, всё произойдёт совсем наоборот.

Кто, чьи войска могут встать щитом на пути вздыбленных религиозным фанатизмом пассионарных пуштунов? Нет ответа. Может быть, Россия захочет просто отсидеться, прикрытая центральноазиатским щитом, так это, доложу я вам, вряд ли. Готово ли правительство Путина вторично отправить своих солдат «за речку»? Послушаются ли воины своих командиров и не пошлют ли тех куда подальше? Оно им надо, отдавать свои молодые жизни за какой-то Афган?

И опять нет ответов.

А пока Каримов и Лавров договорились между собой, что каждый, то есть ОДКБ и Узбекистан, сами будут оборонять собственные рубежи. Это моё, а это твоё.

Каким образом, и какими средствами предполагает Москва организовать эффективную защиту таджикской границы - наверняка ещё неизвестно никому. Верится, конечно, с трудом, что это будет осуществлено достаточно эффективно, но время всё покажет.

Зато Ислам Абдуганиевич уверен в своих силах, а потому спокоен как Зевс после обеда. На его участке границы, протяжённостью в каких-то 137 километров, сосредоточенно столько военной силы, что прищемить нос сунувшимся по неосведомлённости талибам можно запросто.

По крайне мере именно так наверняка всё выглядит в армейских отчётах.

Системы залпового огня, возможность срочного минирования фарватера реки, тяжёлые артиллерийские батареи на берегах, готовые по всему «речные» (по аналогии с «морскими») пехотинцы на бронекатерах, ударные вертолёты…

Чего ещё вам нужно? Пусть только попробуют сунуться!

Вроде бы и неплохо, но вся беда заключается в полной неадекватности самого Ислама Каримова. Разве он, как главнокомандующий, за два десятка лет правления хотя бы раз лично проинспектировал подчинённые ему войска? Нет! И потому вынужден ориентироваться при принятии решений лишь на отлакированные доклады своих генералов. А в них? Всё хорошо и зашибись, кто не понимает.

Убеждён, что за многие прошедшие годы не было ни единого случая, где бы армейские чины ставили в известность своего президента о наличии неразрешимых их средствами проблем. Скажешь плохое – лишишься погонов.

Ислам Каримов на сегодняшний день полностью лишён источников получения альтернативной информации. Разве он способен искать её в Интернете? Или изучать труды военных историков и стратегов? Значит, мыслит узбекский президент изжившими себя категориями – «когда они, афганцы полезут через реку, то мы всех при форсировании и перестреляем»!

Только не будет больше прежней войны и не поплывут талибы через Амударью на автомобильных шинах с кинжалами в зубах. Им ли, имеющим за плечами огромнейший и бесценный опыт множественных партизанских войн, не придумать нового оригинального решения по ведению боевых действий? Притом против слабых и изнеженных за долгие годы бездействия узбекских солдат?

Взгляните на карту в тех местах, где проходит западная часть границы Туркмении и Афганистана. На протяжении нескольких сотен километров вы не встретите ни одной пограничной заставы на туркменской стороне. Про военные гарнизоны в тех краях вдоль Амударьи тоже говорить не приходится.

От афганской границы до туркменского города Атамурад (бывший Керки) всего каких-нибудь шестьдесят километров. Имеются хорошие автодороги, а на пути не встретишь ни одного туркменского воина. Гуляй, талиб – не хочу! Против же того города, сразу два моста через Амударью без серьёзной охраны, всего-навсего несколько стрелков ВОХРы.

А за рекой чуть-чуть пройди и узбекский Талимарджан. Да, эти места (насосные, водохранилище, ГРЭС) охраняются узбекской национальной гвардией. Но гвардейцев всегда можно обойти, они к своему месту привязаны.

И сразу открываются пути на все три стороны. Налево пойдёшь – в Бухару попадёшь, прямо – так в Карши, а направо – в славный город Самарканд.

Как вы думаете – почему Гурбангулы Бердымухаммедов уделяет столь малое внимание вопросам охраны своей государственной границы с Афганистаном? Да только потому, что уверен он – коли ворвутся толибы на его территорию, так сразу же на Узбекистан и повернут, тут и к гадалке не ходи.

Взять бы Исламу Абдуганиевичу какую-нибудь серьёзную книгу по военной истории, да прочитать в ней про то, как в 1940 году французы прятались за линией Мажино и что из этого вышло…

Прошу не считать автора этих строк самоуверенным алармистом. Хотя бы потому, что порой случаются в жизни ситуации, когда, как говорится, «лучше перебдеть, чем недобдеть». И не стоит верить в то, что когда с афганской стороны на узбекскую землю полезут полчища моджахедов, то тут же попадут они под губительный огонь артиллерии и удары авиации, а всё дело довершат лихие узбекские танки.

Скорее всего толибы, если такое всё-таки случится, изберут тактику «сыновей Хо Ши Мина», так хорошо зарекомендовавшую себя в прошлую американо-вьетнамскую войну.

Ночные рейды небольших отрядов в удаленные селения с установлением в них фактически второй «ночной» власти. Затем отдельные деревни объединяются в «партизанские края» и так далее…

Впрочем, к чему это я? Вряд ли кто прислушается сегодня к гласу вопиющего к пустыне.

Более предпочтительным для политиков «солнечной республики» наверняка должен показаться способ решения всех проблем предложенный «независимым экспертом» Фахриддином Низамовым. («ЦентрАзия», «Что означает второй выход Узбекистана из ОДКБ?»)

Звучит это приблизительно так: «Узбекистану нужно срочно налаживать дружбу с Китаем. При возникновении угрозы со стороны Афганистана китайцы окажут давление на Пакистан, тот в свою очередь окажет давление на Афганистан и моджахеды тотчас присмиреют…»

Да уж, действительно - «С клёнов падают листья ясеневые. Ох, ни фига себе!»

Ядгор Норбутаев

Международное информационное агентство «Фергана»



Кыргызстан: Обещанного три года ждут. Или не ждут
2012-12-30 18:57 Екатерина Иващенко

Кыргызстанские чиновники умеют давать обещания: повысить зарплаты и пенсии, построить дороги, школы и детские сады, провести свет, свернуть базу - и «честно покинуть свой пост» в случае своей неудовлетворительной работы. Можно только догадываться, в какое райское место превратился бы Кыргызстан, исполни политики все, что наговорили: ни митингов, ни переворотов и пыток, с независимым электроснабжением и самой честной судебной системой в мире…

Специально для того, чтобы отслеживать, как политики выполняют свои обещания, в сентябре 2011 года был запущен проект Politmer.kg. «Фергана» с помощью этого сайта проанализировала, какие «золотые горы» обещают чиновники, что из обещанного исполняют, и ознакомилась с самыми нелепыми инициативами кыргызстанских политиков.

Всего за полтора года работы сайта было зафиксировано 309 обещаний на русском языке и 317 - на киргизском. Похоже, не было и дня, чтобы политики чего-нибудь не пообещали.

Обещания президента

Хотя по количеству обещаний президент Алмазбек Атамбаев расположился на почетном третьем месте, начнем с него как с главы государства. Зафиксировано 37 обещаний («Фергана» анализирует обещания, данные на русском языке - ред.), из которых президент выполнил лишь восемь.

В процессе выполнения находится 11 обещаний президента, потому что они – долгосрочные. Например, президент пообещал, что аэропорт «Манас» станет полностью гражданским, что в стране построят несколько ГЭС, что к 2017 году доведет до конца судебную реформу, до конца его президентского строка достроят железную дорогу Китай-Кыргызстан-Узбекистан, не будет пыток в пенитенциарной и правоохранительной системах страны, а также графы «национальность» в паспортах. Еще три «долгосрочных обещания» касаются лично Атамбаева: он пообещал, что уйдет вовремя, что в стране больше не будет переворотов и что если он где-то в чем-то будет замешан, то готов сразу отвечать (давая это обещание, президент даже подчеркнул, что ему «никакая неприкосновенность не нужна»).

А вот и выполненные обещания: открытие памятника Геннадию Павлюку, открытие рейса Бишкек-Стамбул-Улан-Батор, выделение из государственных средств 150 тысяч долларов на закупку дыхательных аппаратов для детей.

Президент также пообещал, что к годовщине июньских событий 2010 года будут обнародованы первые данные расследования причин - и обещание считается выполненным. «На основе анализа исследований и оценок июньских событий 2010 года в южной столице, Ошской и Джалал-Абадской областях, специалисты сделали вывод, что межэтнический конфликт был спровоцирован лицами из окружения экс-президента Кыргызстана Курманбека Бакиева, лидерами сепаратистов, а также представителями криминала, наркобизнеса и внешних сил», - такие данные приведены в отчете рабочей группы Государственного комитета национальной безопасности, МВД, Аппарата президента и секретариата Совета обороны об обстоятельствах и хронологии июньских событий 2010 года. Обещание Атамбаева, что виновные в июньских событиях будут найдены до конца 2012 года, уже можно считать невыполненным.

Кроме того, президент не выполнил обещание выплатить пострадавшим во время землетрясения в Кадамжайском районе семьям по 50 тысяч сомов безвозмездно и выдать по 200 тысяч сомов в качестве долгосрочной ссуды для ремонта или строительства жилья.

Интересная ситуация с обещанием президента о том, что он готов на 200 миллионов сомов сократить свои расходы. Пресс-служба президента информацию об исполнении обещания не предоставляла, поэтому оно перешло в раздел «не выполнено». После этого отдел информационной политики Аппарата президента сам связался с редакцией сайта и сообщил, что сокращение расходов Управления делами президента, с учетом ликвидации Департамента по обслуживанию Дома Правительства, в 2012 году составило 212,4 миллионов сомов. Обещание исполнили.

Видимо, помня свою оппозиционную деятельность, Атамбаев также пообещал, что официальная власть будет содействовать оппозиционерам в ряде моментов: чтобы оппозиция всегда имела доступ к прессе, всегда присутствовала в парламенте и могла делать открытые заявления. Однако пока оппозиция в лице представителей фракции «Ата-Журт» сидит в СИЗО, ждет суда.

Мечтать о президентстве Атамбаев начал давно, о чем свидетельствует данное им еще в 2009 году обещание на встрече с избирателями Нарынской области. «Если даст Бог, стану президентом, сам приду к Назарбаеву и попрошу обратно нашу Каркыра», - сказал тогда Атамбаев (по соглашению с Казахстаном Кыргызстан отдал соседу 620 га живописной местности в долине реки Каркыра, - ред.). Сказал - и не сделал, хотя возможность такая у Атамбаева была.

Сразу после инаугурации на торжественном мероприятии для журналистов и НПО Атамбаев попросил «дать ему несколько месяцев доверия, не мочить сразу» и пообещал «бороться за свободу слова в Кыргызстане. «Для меня первой задачей будет обеспечить свободу журналистам - никто не должен «душить» наших журналистов. Они должны работать свободно, без каких-либо препятствий», - сказал он. Обещание сразу перешло в разряд не выполненных: в Кыргызстане был заблокирован доступ к сайту информационного агентства «Фергана».

Мэрские обещания

Лидером по даче обещаний стал действующий мэр столицы Иса Омуркулов, который дал 66 обещаний, а выполнил лишь двенадцать. В отличие от первого лица государства, должность у него пониже, соответственно, и обещания помельче. Если бы реализовал все из обещанного, то бишкекчане жили бы в красивом ухоженном городе с отремонтированными улицами, детскими площадками, новыми школами, детсадами и даже мостом, с собственным мусороперерабатывающим заводом и питомником для бродячих животных. Из последних обещаний мэра (связанных с провальным зимним сезоном) особо будут ждать бишкекчане строительства крупной высоковольтной подстанции в 110 кВ в западной части города. Ожидают так же бесплатное жилье учителя и медики, родившие двойню и тройню.

Уже выполненные обещания оказались несколько скромнее: реконструированные 25 км дорог, обеспечение светом нескольких улиц, подготовленная Программа социально-экономического развития Бишкека, жилье ветерану ВОВ, 86-летнему пенсионеру Михаилу Юркину, который несколько лет жил в гараже, предоставление бесплатного угля уязвимым семьям.

Обещал в 2012 году, но не сделал мэр следующее: продолжение строительства Южной магистрали, ремонт 30 улиц, поручение Антимонопольному комитету вести мониторинг цен, чтобы не допустить необоснованного повышения цен на основные продукты питания на рынках города.

Что обещали премьеры

Второе место занял экс-премьер Омурбек Бабанов, давший 47 обещаний и выполнивший 17. По справедливости отметим, что выполнение еще 17 стало невозможным из-за отставки правительства.

Бабанов обещал отменить веерные отключения, не повышать тарифы на электроэнергию.

Будучи премьером, Бабанов обещал оплатить из собственных средств поездку на Иссык-Куль во время летних каникул всем детям из ошской школы-интерната для слепых и слабовидящих. Обещание было выполнено, но за счет республиканского бюджета, поэтому Бабанову не зачтено. Также обещал, но не выполнил, что «во всех исправительных учреждениях будет полностью заблокирована сотовая связь и исключен денежный оборот», что подарит 10 комплектов компьютерной техники одной из школ Баткенской области и правительство перейдет на электронный документооборот.

В списке невыполненных из-за отставки обещаний: постройка альтернативной автомобильной дороги вдоль железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, постройка железной дороги между югом и севером страны; бывший премьер сулил, что в стране будет покончено с организованной преступностью, а все члены ОПГ будут сидеть в тюрьме, введен в эксплуатацию Бургандинский массив, где будет 3500 га новых орошаемых земель, переселены молодые семьи из всей Баткенской области.

Из выполненного: итоги тендера на установку видеонаблюдения и фиксации скорости, открытие киргизско-казахского инвестиционного фонда, открытие предприятия по персонификации паспортов, повышение пенсий, отказ от кортежа ГУБДД во время передвижения.

Новый премьер Жанторо Сатыбалдиев всего за четыре месяца со дня вступления в должность успел дать 28 обещаний, выполнить – лишь два.

Сатыбалдиев обещал решить проблему питьевой воды в селе Куршаб Узгенского района, закрыть все палаточные школы, открыть в каждом райцентре страны по кабинету, в котором через Интернет в режиме реального времени будет осуществляться прием посетителей, обещал, что к концу строительства ЛЭП Датка—Кемин (до 2014 г. - ред.) должно завершиться возведение второго гидроагрегата Камбаратинской ГЭС-2, что не будет национализации «Кумтора», а также сократится количество политических должностей. Сатыбалдиев пообещал провести реформу правоохранительных и судебных органов. Ну что ж, будем ждать исполнения.

Из выполненного: выделение пострадавшим на юге предпринимателям по 50 тысяч сомов и повышение пенсий - правда, всего на 200 сомов ($4). Зато теперь, по мнению чиновников, повышенная пенсия покрывает прожиточный минимум на 105 процентов. Про «чиновничий» и реальный прожиточный минимумы «Фергана» уже писала.

Сатыбалдиев пообещал (но не выполнил) за три месяца решить проблемы затопления в селе Тендике Нарынской области, которые местные жители поднимают уже 20 лет.

На следующий день после занятия поста премьер сказал, что «знает, на что идет, и если работа правительства будет неудовлетворительной», пообещал «взять на себя ответственность и покинуть свой пост». Так как обязанности свои премьер еще не сложил, можно предполагать, что провальный зимний сезон нельзя считать неудовлетворительной работой.

Еще Сатыбалдиев обещал, что на своих постах останутся те министры, которые покажут положительную работу в течение трех месяцев. Хочется спросить у премьера: можно ли считать удовлетворительной, к примеру, работу министра энергетики?

Первая тройка депутатов

Что касается других обещаний, то хочется выделить самое «долгосрочное» и важное для страны обещание министра энергетики Автандила Калмамбетова о том, что строительство Камбаратинской ГЭС-1 будет завершено в 2021 году.

Депутаты больше выделялись оригинальностью идей. Лидером тройки, что вполне естественно, стал лидер «Ата-Журта» Камчыбек Ташиев, который дал восемь обещаний, но ни одного не выполнил. Зато что обещал! Посадить за решетку тогда еще премьер-министра Омурбека Бабанова, прогнать его правительство и избрать новое. Кроме того, еще перед выборами в случае прохождения «Ата-Журта» в Жогорку Кенеш (парламент), партия пообещала вернуть электроламповый завод в городе Майлуу-Суу в собственность государства. Пока завод так и находится в частных руках.

Некоторые свои обещания Ташиев сам же и нарушал. Например, 23 апреля заявил, что не будет больше проводить какие-либо митинги оппозиции. Или в интервью одному из интернет-порталов сказал: «Я не намерен, и не собираюсь, и не допущу, чтобы кто-либо провел еще раз революцию в нашей стране или переворот. Это мое твердое намерение, которое я высказывал и дальше буду на этом держаться». Обещание было нарушено 3 октября 2012 года, и депутату сейчас вменяются статьи «насильственный захват власти» и «публичные призывы к захвату власти».

Возможно, этого бы не произошло, не нарушь Ташиев своего обещания еще 2006-го года, когда он тоже был депутатом парламента. Обещание гласило: «Я хочу официально заявить, что больше никогда не буду выставлять свою кандидатуру на депутатство...».

В уходящем году выделился арнамысовец Турсунбай Бакир уулу, который пока только пообещал запретить публиковать объявления международных брачных агентств. В качестве аргумента сказал следующее: «Мы все знаем, что большинство таких невест потом сами же и страдают. Их либо продают в рабство, либо они живут в семейном насилии. И мы опять не можем их защитить, пока они находятся на территории других стран».

Тройку депутатов с оригинальными обещаниями замыкает социал-демократка Ирина Карамушкина. «Я считаю, что чиновник, который по вечерам покупает проститутку, не может достойно служить своему народу. А мы не можем их даже с работы уволить. Поэтому я буду вносить на обсуждение Жогорку Кенеша законопроект о наказании за подобные действия», - пообещала депутат, но пока не выполнила.

Встречаем гостей на лошадях

Фиксировал «Политмер» и нелепые инициативы политиков. В рейтинге лидирует Алмазбек Атамбаев, который в далеком 2007 году подал идею создать «Народный счет погашения внешнего долга Киргизской Республики» в Национальном банке. На втором месте Омурбек Бабанов, который предложил ввести обязательный учёт не только доходов, но и расходов граждан. Далее идет Акылбек Жапаров, предложивший ввести налог на роскошь. Напомним, что именно Жапаров отличился в уходящем году, заявив, что в стране легко прожить на прожиточный минимум, который составляет всего 100 долларов США.

Далее вновь идет Турсунбай Бакир уулу, предложивший запретить сотрудницам парламента носить короткие юбки. Ата-журтовец Ахматбек Кельдибеков предложил российской компании при строительстве ГЭС на каскаде реки Нарын платить налоги.

Ирина Карамушкина захотела наделить мэра полномочиями, при которых он может назначать самостоятельно директоров школ по согласованию с Министерством образования и науки. Чыныбай Турсунбеков - чтобы депутатам выдавали деньги на покупку сувениров в командировках. Равшан Джеенбеков высказал идею, чтобы государство финансировало политические партии, которые входят в парламент. Курманбек Дыйканбаев предлагал ввести административное взыскание за неправильное изображение тундука на флаге. Гуласал Садырбаева - лишить русскоязычных депутатов Жогорку Кенеша права законотворчества. Жылдыз Жолжошева - запретить выезд за границу девушкам и парням младше 23-25 лет. Исхак Пирматов высказал идею публиковать имена находящихся в Кыргызстане иностранцев, болеющих ВИЧ/СПИДом. Теперь уже экс-глава МВД Зарылбек Рысалиев считал необходимым ввести сухой закон в своем ведомстве.

Озаботились чиновники и тем, как надо встречать иностранных гостей. Депутат Каныбек Иманалиев, например, высказал идею встречать высокопоставленных зарубежных чиновников… на конях. Его поддержала Камила Талиева, вице-премьер-министр, которая предложила встречать высокопоставленных гостей, сделав живую изгородь из сорока джигитов на лошадях.

Некоторые оригинальные инициативы касались пополнения бюджета страны. Например, Данияр Тербишалиев выдвинул инициативу разрешить тонировку авто за 100 долларов в год. Калыкбек Султанов вообще захотел сделать дороги платными. Также за пополнение казны ратовал премьер Жанторо Сатыбалдиев, который предложил ввести налог на тои и проводить марафоны для пополнения казны.

«Выводы пусть делают сами»

Как рассказала «Фергане» редактор сайта «Политмер» Лира Минкина, их проект рассчитан на перспективу. Сложно ждать от него результатов здесь и сейчас. «Наша задача – менять отношение людей к обещаниям и заявлениям политиков, - сказала Л.Минкина. - Это дело даже не одного года. Надеемся, что в стране наступит такое время, когда политики будут ответственнее относиться к своим заявлениям, а люди начнут требовать от своих избранников исполнения обещаний. Мы хотим, чтобы перед тем, как идти голосовать, люди прочитывали программу политика, анализировали информацию об итогах его работы, смотрели, что он обещал - и что сумел выполнить. У нас же зачастую делают выбор в пользу того или иного по нескольким критериям: если продали свой голос, если нравится внешне или говорит красиво, или если родственник, земляк и обязательно поможет «по блату».

Мало кто голосует, проанализировав программы и обещания. И мы на сайте создаем своеобразную базу, где собраны все заявления, обещания политиков и их нелепые инициативы. Мы используем контент информагентств, интернет-сайтов, газет - естественно, со ссылками. Проверку обещаний мы также проводим сами, звоня чиновникам и получая от них официальную информацию. Мы даем читателям пищу для размышления и анализа - но не ставим своей задачей пропаганду. Выводы читатели должны делать сами».

Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное