← Сентябрь 2012 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
9
|
||||||
10
|
||||||
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
Турция: В столкновениях между курдами и турками погибли более 30 человек
Турция: В столкновениях между курдами и турками погибли более 30 человек 2012-09-03 14:48 ИА Фергана.Ру Десять турецких военнослужащих погибли, еще семеро ранены в результате нападения курдских боевиков на полицейский и военный комплексы в городе Бейтюшшебап юго-восточной провинции Ширнак, сообщает Би-би-си. Как передает РИА Новости, нападение было совершено вечером 2 сентября около 22.00 местного времени (23.00 мск) с четырех направлений с применением гранатометов и автоматического оружия. Бой продолжался несколько часов. К утру понедельника было убито более 20 боевиков. По мнению турецких аналитиков, столкновения вызваны углублением конфликта в Сирии, где северо-восточный район оказался в руках местных курдов, что подталкивает к активизации действий и турецких курдов. Рабочая партия Курдистана (РПК) с 1984 года борется за создание независимого курдского государства на юго-востоке Турции (так называемый Северный Курдистан), за это время жертвами противостояния стали более сорока тысяч человек. Анкара обвиняет членов РПК в организации терактов на территории Турции. Международное информационное агентство «Фергана» Крах Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии 2012-09-03 15:06 Дмитрий Верхотуров Казахстан отличается от всех бывших республик СССР своей активной внешней политикой и многочисленными международными инициативами. Все их нелегко даже перечислить, а из числа наиболее известных можно назвать председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году с проведением саммита и принятием Астанинской декларации, председательство и реформу Организации исламской конференции (ОИК), преобразованной в Организацию исламского сотрудничества (ОИС), а также создание ряда новых организаций, таких как Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Совета тюркоязычных государств и других. Эта международная активность Казахстана тем более примечательна, что республика, в отличие от России, унаследовавшей всю систему МИД СССР, Украины и Белоруссии, которые были членами ООН и имели собственные министерства иностранных дел, в 1992 году не имела ни своего МИДа, ни своих дипломатов, и становление казахстанской дипломатии проходило с большими трудностями. В Казахстане принято говорить об этих инициативах только в самом высокопарном духе. Однако далеко не все из международных инициатив оказались достаточно эффективными. Некоторые из них так и остались организациями «высшего уровня», в отношении которых крайне тяжело найти их конкретный вклад в разрешение многочисленных азиатских проблем. К числу таких организаций относится Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Трудности появления на свет 5 октября 1992 года на 47-й сессии Генеральной ассамблеи ООН президент Казахстана Нурсултан Назарбаев провозгласил идею создания новой международной организации - Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). В азиатском регионе до этого момента не было организации, подобной другим региональным организациями вроде ОБСЕ, которые бы занимались вопросом обеспечения общей безопасности и развития отношений. Только реальное оформление СВМДА произошло на встрече министров иностранных дел в Алматы 14 сентября 1999 года, на которой была принята «Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА». Ни в одном из опубликованных документов не дается объяснения этому странному факту, что между инициативой Назарбаева и принятием первого документа организации прошло столь много времени - почти семь лет. Можно сослаться, конечно, на то, что создание международных организаций есть дело неспешное, но все же это не объясняет всех причин столь долгой задержки.Основная причина, видимо, состояла в том, что Казахстан, который только-только обрел независимость и совсем недавно установил дипломатические отношения со странами, на словах поддержавшими инициативу, тогда обладал слишком малым политическим весом, чтобы реально руководить процессом укрепления азиатской безопасности наравне с такими крупными и признанными странами, как Россия, Индия или Китай. Для этого Казахстану сначала пришлось «подрасти» в политическом отношении. Другой момент, который скупо признается, состоял в том, что между 16 государствами, поддержавшими инициативу Назарбаева, были многочисленные конфликты. Конфликтных пар хватало: Израиль - Палестина, Индия - Пакистан, Индия - Китай. В то же время Палестина получила автономию только в 1994 году, а Афганистан был охвачен войной, и там было два правительства: Исламского государства Афганистан во главе с Бурхануддином Раббани и талибское правительство Исламского Эмирата Афганистан. В 1996 году правительство Раббани потерпело поражение от талибов и к концу 1990-х годов контролировало только небольшую часть страны, в основном, провинцию Бадахшан. Отчего же СВМДА семь лет «лежало на боку», а в 1999 году вдруг прошла встреча с принятием первого документа? Скорее всего, решающим фактором стала победа талибов в Афганистане и угроза распространения радикального исламизма в Центральной Азии. Тогда это считалось более чем вероятным и заставляло объединяться перед этой угрозой. Потом американцы своей высадкой в Афганистане и дипломатическими усилиями по поддержке Переходного правительства Афганистана во главе с Хамидом Карзаем дали сильный импульс совещанию. «Декларация принципов» была выдержана в самом миролюбивом духе и провозглашала принципы сотрудничества, взаимного уважения, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела, разоружение и так далее. Однако и на этом соглашении есть пятна. В тот момент один из подписантов - Афганистан - не контролировал территорию своей страны, а другой подписант - Пакистан - оказывал активную военную поддержку «Талибану», вплоть до отправки кадровых дивизий, авиации, предоставлял базы для талибов, военное снабжение и транспорт, и самым активным образом вмешивался во внутренние дела Афганистана, разжигая там войну. Индия и Пакистан в это же время произвели свои ядерные испытания, получив ядерное оружие в обход Договора о нераспространении. И эти страны без проблем получили доступ в СВМДА, хотя по справедливости, должны были быть исключены из процесса мер доверия, пока они не прекратят подрывать региональную безопасность. В этом выразилась неразборчивость в средствах, стремление к высокопарным заявлениям, отсутствие реалистичной оценки ситуации в регионе. Именно тогда были заложены мины под СВМДА. Узаконенное двурушничество Сейчас всех этих коллизий первых этапов оформления СВМДА предпочитают не вспоминать, хотя именно из этого корня растут все последующие проблемы организации. Этой политической неразборчивостью в сочетании с отсутствием оценки ситуации в регионе (в Казахстане и сейчас нет хороших специалистов по различным регионам Азии) в организацию был заложен неустранимый порок: ряд государств использовали СВМДА в своих целях, а вовсе не в целях развития сотрудничества, доверия и безопасности в Азии. Это сказалось потом при передаче председательства Турции. Кроме того, в силу допущения такого подхода, Казахстан был вынужден занять соглашательскую позицию по отношению ко многим членам организации. Например, «Декларация принципов» провозглашает: «Государства-члены обязуются поддерживать усилия по глобальной ликвидации всех видов оружия массового уничтожения, и поэтому они обязуются усиливать сотрудничество по предотвращению распространения всех видов подобного оружия, включая ядерное оружие, которое представляет определенную угрозу международному миру и безопасности». Между тем, Пакистан и Индия обзавелись своим ядерным оружием, испытали его и поставили на вооружение, а сейчас совершенствуют средства доставки. Кроме того, известно, что Израиль имеет свой ядерный арсенал, но не признает себя ядерным государством. В опубликованных документах нет ни слова об этой проблеме, разрушающей международный режим нераспространения. Другой пример. «Декларация принципов» провозглашает: «Государства-члены не будут поддерживать на территории другого государства-члена любые сепаратистские движения и образования, и если такие существуют, не устанавливать политических, экономических и иных отношений с ними, не предоставлять территорий и коммуникаций государств-членов для использования вышеназванными движениями и образованиями, и не оказывать им никакой экономической, финансовой и иной помощи». Однако Турция поддерживает Республику Северный Кипр, которая так и не была признана ООН в качестве независимого государства, да и появилась в результате военного переворота и ввода турецких войск в 1974 году. И в этом в случае в опубликованных документах СВМДА нет никаких признаков, что эта проблема поднималась и обсуждалась. Да и теперь, во время гражданской войны в Сирии, Турция активно поддерживает повстанцев, предоставляя им базы на своей территории, проход через границу, направляя офицеров и советников (несколько турецких офицеров были убиты, а их документы захвачены сирийской армией), оказывая им другую поддержку. И это при том, что СВМДА декларирует невмешательство во внутренние дела, уважение к суверенитету и признание Устава ООН и международного права в качестве основы деятельности организации. Вообще, это явное и зримое противоречие реально сложившегося положения дел с принципами организации позволяет сказать, что эти принципы провозглашены только на словах и, по большему счету, ради высокопарного заявления. Никакого реального политического содержания за ними нет. Такое положение развязывает руки многим участникам СВМДА. С одной стороны, можно заниматься реальной политикой, а с другой стороны - произносить речи за мир, сотрудничество и доверие, то есть добиваться своих целей и поддерживать репутацию. По существу, это узаконенное двурушничество, а Казахстан со всем этим соглашается. Секретный почтальон Вообще, как понимаются меры доверия внутри этой организации? Если выводить определение мер доверия из реальной обстановки в Азии, то на первом месте должна быть организация переговорного процесса между конфликтующими сторонами на нейтральной территории, активная и консолидированная поддержка этого переговорного процесса государствами-членами СВМДА, а также обсуждение и разработка взаимно приемлемых путей и способов разрешения конфликтной ситуации. Очевидно же, что основой любого конфликта является взаимное недоверие, тогда как установление доверительных отношений должно вести к разрешению конфликтов, ну, или к снижению их остроты. Дело это трудное, особенно когда нужно примирить давних противников. Потому организация должна иметь арсенал средств: переговоры, совместные комиссии, обследования, инспекции, арбитраж, вплоть до известного давления на тех, кто занимает неконструктивную позицию. Но самое главное - организация должна стать мозговым центром по выработке взаимно приемлемых решений, для чего требуется большое количество высококлассных экспертов, которые разбирались бы в конкретных проблемах на уровне или даже лучше, чем правительства государств-членов. Ничего этого у Казахстана не было: ни политического авторитета, ни экспертов, способных потянуть такую работу. Даже такой значимый политический актив, как переговорная площадка для враждующих сторон, появился в середине 2000-х годов, и лишь после Саммита ОБСЕ в Астане можно говорить о Казахстане как о важном посреднике в международных делах. Потому казахстанская дипломатия пошла по пути наименьшего сопротивления. В каталоге мер доверия СВМДА, принятом в октябре 2004 года на встрече министров иностранных дел в Алматы, сказано прямо и недвусмысленно: «Меры доверия СВМДА применяются на основе постепенности и добровольности. Каталог мер доверия СВМДА и указанные в нем меры носят рекомендательный характер. Любое из государств-членов может выбрать определенные меры, обозначенные в этом Каталоге, для применения, где это оправдано и соответствует его целям».
Итак, никаких обязательств, никаких определенных правил. В основном предусматривается обмен информацией, о котором в каталоге есть строгое предупреждение: «Государство-член, получающее информацию в соответствии с положениями этого Каталога, не может обнародовать, публиковать или передавать ее третьей стороне без согласия государств-членов, предоставляющих эту информацию». По большому счету, это секретная дипломатия, поскольку любые договоренности, любые соглашения, любые совместные меры можно подвести под этот принцип и засекретить. Судя по доступной документации, этот принцип в самом широком ходу - публикуются только малосодержательные сообщения о встречах и некоторые столь же малосодержательные заявления. Потому, в данном случае, взаимодействие и меры доверия - это не более чем создание секретариата для секретных сношений между государствами-членами. Казахстан удовлетворился ролью почтальона между государствами-членами совещания. Впрочем, иногда, когда у государств-членов будет особо благодушное настроение, они могут принять на основе консенсуса какое-нибудь общее решение. Скорее всего, оно никого ни к чему не будет обязывать. Нет реального доверия Могут сказать, что это клевета на уважаемую международную организацию. Однако если принять вполне очевидную мысль, что развитие реального взаимодействия и мер доверия должно вести к сокращению конфликтов, то открывается возможность своего рода инспекции работы организации. Даже весьма поверхностный обзор показывает, что СВМДА по сути дела целиком и полностью устранилась от разрешения конфликтов, и, во всяком случае, никаких результатов от установления реального доверия между странами совершенно не просматривается. Например, длительный водно-энергетический спор между Таджикистаном и Узбекистаном по поводу строительства ГЭС, который уже много лет сотрясает отношения в Центральной Азии. Каждая сторона твердо стоит за свои интересы: Таджикистан - за ГЭС и гидроэнергию, Узбекистан - за нерегулируемый сток рек. За много лет этот конфликт не приблизился к разрешению, а даже существенно усугубился. Теперь Узбекистан уже в течение по крайней мере двух лет держит своего соседа в транспортной блокаде, задерживает грузы, пользуясь тем, что все железные дороги из Таджикистана проходят через территорию Узбекистана. В марте 2012 года Узбекистан прекратил поставку газа в Таджикистан. Также Узбекистан в 1999 году заминировал границу с Таджикистаном, и за прошедшие годы на минных полях погибло 100 человек и 93 получили тяжелые увечья. Минирование границы Узбекистаном осуждал Генсек ООН Пан Ги Мун в 2010 году. Иными словами, налицо длительный конфликт и полное отсутствие доверия между двумя странами, притом что оба государства состоят в СВМДА. Однако не удалось найти никаких свидетельств того, что эта организация сделала что-либо для установления доверия между Узбекистаном и Таджикистаном. Конфликт сохраняется и даже усугубляется. Не менее напряженные отношения между двумя другими членами СВМДА, Афганистаном и Пакистаном. Пакистанская армия обстреливает реактивными снарядами афганские провинции Кунар и Нуристан под предлогом того, что там базируются боевики, нападающие на пакистанских солдат. Например, 20 июля 2012 года уезд Дэнгем провинции Кунар подвергся массированному обстрелу - около 300 реактивных снарядов. Обстрелы продолжались и позднее. Афганское правительство безуспешно пыталось решить проблему, и в июле 2012 года министр иностранных дел Афганистана Залмай Расул признал, что она не может быть решена дипломатическими средствами. Высказываются мнения, что Пакистан таким образом выжимает местное население с приграничных территорий с целью их захвата. Помимо этого, в июле 2012 года правительство Пакистана заявило о том, что до конца 2012 года все афганские беженцы в стране (около 3 млн. человек), будут лишены статуса беженцев и депортированы на территорию Афганистана, поскольку они якобы несут угрозу общественному порядку. Пакистан не останавливает ни то, что многие беженцы живут уже более 20 лет, ни то, что Афганистан не сможет принять столько беженцев, ни подписанная им в Алматы «Декларация принципов», в которой были слова об уважении прав человека. Пакистан выбрасывает три миллиона человек на холод и голод, на произвол судьбы. И в этом случае нет никаких признаков, что СВМДА занималось этой проблемой и что были попытки укрепить доверие между двумя странами. Пакистан не получил за это вопиющее нарушение подписанных в Алматы принципов: обстрел мирных граждан и угрозу депортации беженцев - даже устного осуждения. О конфликтах трех государств-членов СВМДА: Израиля, Ирана и Палестины - можно написать очень много. Из совсем недавнего: напряженная психологическая война между Израилем и Ираном, в которой Израиль угрожает нанести удары по ядерным объектам в Иране. Между тем, в «Декларации принципов» говорилось: «Государства-члены будут воздерживаться в своих отношениях от прямого или косвенного применения силы или угрозы силой против суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государств, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций и с настоящей Декларацией». И снова нет никаких признаков того, что СВМДА занималось или, по крайней мере, пыталось заниматься этой проблемой, тем более, что разговор тут очень серьезный - угроза прямого военного столкновения между членами организации, возможно даже с применением оружия массового поражения. Израиль, в частности, также не получил за свои угрозы даже устного, даже самого осторожного осуждения со стороны СВМДА или его членов. Наконец, конфликт вспыхнул уже внутри СВМДА. Во время третьего саммита глав государств и правительств в июле 2010 года в Стамбуле, во время своего председательства Турция попыталась провести в резолюцию саммита осуждение Израиля за задержание «Флотилии свободы», которая шла в Сектор Газа. Однако Турция не смогла собрать консенсус и осуждение не прошло. Израиль понизил свое присутствие с вице-премьера до посла в Турции на этом саммите и сократил свое участие в совещании. Список можно продолжать и дальше, тем более, что конфликтов в Азии за время существования СВМДА хватало. Многие конфликты за последнее время получили заметную эскалацию, и вообще, ситуация в Азии стала более угрожающей, чем даже три-четыре года назад. Стали возможны вооруженные столкновения в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в Сирии вспыхнула ожесточенная гражданская война. В такой ситуации СВМДА должно было работать день и ночь, чтобы хоть как-то разрядить обстановку. Но сейчас мы лишь наблюдаем неспешную подготовку очередной встречи министров иностранных дел в Астане в сентябре 2012 года. Итак, мы можем сказать, что никакого реального доверия и взаимодействия между азиатскими государствами достигнуто не было. Эскалация старых и появление новых конфликтов это в полной мере доказывает. Причины неудачи Если подводить итоги двадцатилетия с момента провозглашения идеи, то надо сказать, что она потерпела полный, сокрушительный и довольно жалкий крах. Доверия и взаимодействия в Азии явно не прибавилось, а во многих местах даже заметно убавилось. Идея была хорошей, но исполнение сильно подкачало. Насколько можно судить, первоначальный замах идеи был на создание «азиатской ОБСЕ», то есть всеобъемлющей организации по вопросам безопасности и сотрудничества. Но не имея для этого достаточного политического авторитета, Казахстан реально вытянул только роль секретаря по секретной переписке между азиатскими странами. Разумеется, что ни о каких обязательствах, ограничениях, контроле и проверке и речи не было - совещание получилось исключительно рыхлым, где каждый мог делать все, что считал нужным, в меру своего понимания доверия, в меру своих интересов и хуцпы (исключительное нахальство, ближе к наглости - ред.). Первая причина неудачи налицо - Казахстан был слишком политически легковесным, чтобы создать «азиатскую ОБСЕ». Даже сейчас его политического веса недостаточно для проектов такого размаха. Вторая причина краха - это политическая неразборчивость, которая была проявлена уже на первых стадиях оформления организации. В организацию попали страны, которые на словах говорили одно, а на деле делали совсем другое. Наиболее яркий пример - это Пакистан. Первоначально эта неразборчивость, очевидно, была обусловлена крайне низким уровнем казахстанской дипломатии, отсутствием экспертов и незнанием многих тонкостей азиатской политики. Но сказав «А», Казахстан вынужден был говорить и все остальные буквы алфавита, политическая неразборчивость росла и крепла в тепличных условиях отсутствия взаимных обязательств и отсутствия контроля. СВМДА совершенно не замечало многочисленные противоречия деятельности членов с принципами совещания и никак не реагировало на них. Наконец, к третьему саммиту СВМДА в 2010 году, неразборчивость привела к столкновениям внутри организации, призванной укреплять доверие, когда Турция прямо попыталась использовать организацию в своих политических интересах. Надо все же строже придерживаться своих принципов. Отсутствие достаточного политического авторитета Казахстана, политическая неразборчивость, отсутствие взаимных обязательств и контроля, в конечном счете, привели к положению, что прав тот, кто наглей. Кто преследует свои интересы, невзирая на ранее подписанные соглашения, кто может отбросить их в любой момент, тот добивается своего. И не встречает никакого отпора, никакого осуждения, никакого противодействия. В таких условиях нет места доверию, оно исчезает, как весенний снег под солнцем. Хуже всего пришлось тем странам, которые видели в этой организации средство для развития многостороннего доверия, налаживания контактов, проведения переговоров. Израиль, к примеру, до турецкой выходки весьма ценил СВМДА как организацию для сотрудничества со странами Центральной Азии и для переговоров со своими противниками на нейтральной территории. Все это, по существу, профанация идеи установления взаимодействия и мер доверия, которая сама по себе весьма неплохая. Профанация - это на данный момент. Примеры из истории показывают, что политическая неразборчивость и склонность к фразе несла куда более тяжелые последствия. В дальнейшем не исключено, что СВМДА может сыграть позорную роль «азиатского Мюнхена». Дмитрий Верхотуров Статьи по теме: Душанбе: Полемика о будущем Афганистана продолжается, 07 14:07:00.07.2011 Роль ШОС и ОДКБ в решении афганской ситуации может быть весьма значительной, 12 10:29:00.10.2007 Назарбаев претендует на роль главного интегратора Евразии, 05 00:00:00.06.2002
Кыргызстан: В парламенте подписано соглашение о создании коалиции большинства 2012-09-03 16:00 ИА Фергана.Ру В парламенте Кыргызстана три фракции: СДПК, «Ар-Намыс» и «Ата Мекен» подписали соглашение о создании коалиции большинства, сообщает ИА 24.kg. Лидером коалиции избран глава фракции «Ар-Намыс» Феликс Кулов. Заместителем лидера коалиционного большинства Кыргызстана стала Дамира Ниязалиева (СДПК).
В коалицию вошли и некоторые депутаты из оппозиционных фракций партии «Республика» и «Ата-Журт». От имени этой группы депутатов коалиция заключила договор о стратегическом сотрудничестве с Канатбеком Исаевым и Хаджимуратом Коркмазовым. Теперь коалиция владеет более чем 80 мандатами из 120, сообщает Газета.Ру. Официально о создании коалиции будет заявлено 5 сентября на заседании парламента. Международное информационное агентство «Фергана» Президент Узбекистана посетит Казахстан с официальным визитом 2012-09-03 17:27 NBCA Президент Узбекистана Ислам Каримов 6-7 сентября посетит с официальным визитом Казахстан, сообщает информационное агентство Казинформ. По словам Борибая Жексембина, посла Казахстана в Ташкенте, предстоящий визит станет «логическим продолжением регулярных встреч лидеров двух государств… и позволит найти решения по актуальным региональным вопросам». Другие подробности предстоящей повестки дня не сообщаются. Эксперты NBCentralAsia считают, что в центре внимания на переговорах лидеров двух крупных стран Центральной Азии будет обсуждение внутренних угроз, которые сильно беспокоят Ташкент и Астану, а также экономических аспектов. «Есть глобальные задачи, которые сегодня нужно решать», - сказал NBCA директор студии «Аналитические ресурсы» из Алматы Павел Грудницкий. В числе основных проблем, требующих решения, политологи называют активизацию радикальных группировок, которые проявляют себя в последнее время в Казахстане и с чем уже давно борется Узбекистан; события в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, где в июле-августе в ходе вооруженных столкновений между митингующими и правительственными войсками не обошлось без жертв. Назарбаев и Каримов не обойдут вниманием и меняющуюся роль Центральной Азии в предстоящие два года в связи с запланированным выводом войск антитеррористической коалиции из Афганистана. Другие комментаторы сказали, что Ташкент и Астана больше заинтересованы в совместной реализации энергетических проектов. В конце 2012 года Ташкент намерен начать закачку 4 млрд собственного природного газа по трубопроводу Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай, по которому пока осуществляет лишь транзит туркменского газа. Последний раз на двустороннем уровне лидеры Узбекистана и Казахстана встречались в 2010 году в ходе официального визита Нурсултана Назарбаева в Ташкент. Новостная Cводка Центральной Азии (NBCA) Правозащитники FIDH уличили страны ШОС в нарушениях прав человека 2012-09-03 17:28 ИА Фергана.Ру Международная Федерация за права человека (FIDH) опубликовала 3 сентября доклад «Шанхайская организация сотрудничества: благодатная почва для нарушений прав человека», в котором отмечает опасные тенденции нарушений прав человека в рамках деятельности ШОС. 42-страничный отчет, подготовленный FIDH с участием ее партнерских организаций из стран-членов ШОС, акцентирует внимание на аспектах регионального сотрудничества в рамках Организации, противоречащих международному законодательству в области прав человека и международному беженскому праву. В частности, за более десяти лет существования ШОС правозащитники из стран-участниц Организации зафиксировали немало серьезных нарушений прав человека, обусловленных нормами регионального сотрудничества между этими странами и реализацией соглашений в соответствии с политической концепцией и характерным видением стратегии по безопасности ШОС, провозгласившей своей основной целью борьбу с «тремя силами зла»: терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. При этом все чаще документируются нарушения таких основных прав и свобод личности, как право на частную жизнь, свободу выражения, мирные собрания и ассоциации, на право убежища и защиту от пыток. У жертв этих нарушений практически нет доступа к эффективным средствам юридической защиты на национальном уровне. Поэтому в условиях царящей безнаказанности доступ к международным и региональным механизмам защиты приобретает особое значение, говорится в докладе FIDH. В качестве одного из примеров нарушений международных правовых норм и беженского права авторы работы приводят, в частности, принудительную высылку в июне 2011 года 29 беженцев из Узбекистана, обратившихся к Казахстану с просьбой о политическом убежище. Решение Казахстана нарушило основные обязательства принципа недопустимости возвращения лиц, ищущих убежища, туда, где они рискуют быть подвергнутыми пыткам. Этот принцип провозглашен как в Конвенции против пыток, так и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ратифицированных Казахстаном. В опубликованном сегодня отчете подробно документированы еще четыре случая нарушения прав человека в рамках регионального сотрудничества ШОС. Отчет включает в себя руководство по применению международных механизмов защиты прав человека в контексте нарушения прав человека в рамках антитеррористических действий, а также ряд рекомендаций для стран-участниц ШОС. Полный текст доклада «Шанхайская организация сотрудничества: благодатная почва для нарушений прав человека» доступен по этой ссылке. Международное информационное агентство «Фергана» У казахстанского режиссера Болата Атабаева украли в Германии деньги и документы 2012-09-03 17:33 ИА Фергана.Ру Болат Атабаев На вокзале, дождавшись своего скорого поезда ICE, занял свое место. Положив сумку с документами рядом, принялся читать новости Казахстана по компьютеру. Через минуты три-четыре я не обнаружил свою сумку. Напротив сидящая девочка с родителями сказала, что рядом она видела двоих парней. Но они быстро вышли из вагона. Я обратился в полицейский участок, составили акты кражи сумки. В посольство Казахстана вчера не смог дозвониться. Воскресенье. Вот такие дела. Теперь я без денег и документов», - написал режиссер. Газета «Республика» дозвонилась до Б.Атабаева, и он пояснил, что собирался вернуться в Казахстан 6 сентября, но поменял планы, когда узнал о «своих» показаниях, зачитанных на прошлой неделе в суде по «делу Козлова». «Я показания давал на казахском языке, а они перевели на русский язык не так». Как пояснил Б.Атабаев, в его показаниях нет ничего против Козлова, но трактовка забастовки нефтяников Жанаозена и оценка того, что произошло с нефтяниками, не соответствуют его словам. В комментариях к записи Атабаева уже звучат предположения, что кражу сумки организовал Комитет национальной безопасности Казахстана, который стремится воспрепятствовать приезду режиссера на суд. Болат Атабаев арестовывался по «делу Козлова», но после был освобожден от уголовной ответственности и из обвиняемых был переведен в свидетели. В конце августа Болату Атабаеву была вручена медаль Гете, учрежденная правлением Института имени Гете и признанная официальным орденом ФРГ. Казахстанский режиссер был награжден за вклад в развитие германо-казахстанских отношений и популяризацию немецкого языка. Международную известность Атабаеву принесла его творческая театральная деятельность в Немецком театре: режиссер и один из основателей Немецкого театра в Алма-Ате в своих театральных постановках всегда выступал в защиту демократических отношений, поднимал запрещенные темы, в том числе - вопрос геноцида поволжских немцев в Казахстане, разоблачал коррупцию. Международное информационное агентство «Фергана» «Национальное достояние» под угрозой: Кумтор ждет, что скажет новое киргизское правительство 2012-09-03 22:57 Александр Травников Вокруг месторождения золота Кумтор в Кыргызстане сегодня кипят страсти. После требования депутатов парламента проверить работу золотодобытчиков было создано целых четыре правительственных комиссии, которым поручено проверить все аспекты работы компании, его разрабатывающей – от соблюдения техники безопасности до вопросов финансовых и экологических. Итоги работы этих комиссий будут рассмотрены осенью. Между тем, это «национальное достояние», в освоение которого сама страна после обретения независимости не вложила ни копейки, может оказаться потеряно для нее навсегда. - Я сам из Иссык-Кульской области, я знаю, что говорю. Вы только представьте себе: за четырнадцать лет с Кумтора вывезли золота на 200 миллиардов долларов, а что получила с этого страна?! Это несправедливо! – возмущался один из моих бишкекских знакомых, не простой работяга, а представитель очень солидной силовой структуры с полковничьими погонами. В самом деле, вокруг Кумтора сложено множество мифов. Один из них – про фантастические прибыли канадских инвесторов, миф про 200 миллиардов... На самом деле, за время добычи из недр на месторождении было извлечено благородного металла примерно на 5 миллиардов «зеленых» (стоимость золота в этот период на мировых рынках достаточно резко колебалась – с 1998 года она выросла в семь раз, но если посчитать в среднем, то примерно такая цифра и выходит). Это - около 250 тонн металла. Из этих пяти миллиардов 1,8 миллиарда – выплаты Кыргызстану в различных формах, от дивидендов по акциям и налогов до благотворительной помощи. Инвестиции в разработку при этом составили около 1,2 миллиарда, не считая операционных расходов. Только в нынешнем году инвестиционная программа компании «Центерра голд инк» составляет 370 миллионов долларов, и сокращать ее пока никто не собирается. Много это или мало? Многие политики в Кыргызстане считают, что, как говорится, «маловато будет». Целый пласт мифов связан с влиянием разработки Кумтора на экологию региона. Год назад я был на собрании общественности в деревне Эмгекчил в Нарынской области. Поводом послужил рейд жителей деревни на другое месторождение, Солтон-Сары, новый участок которого только изучали китайские геологи. Сельчанам не лень было четыре часа ехать на машинах по горам, чтобы избить китайцев и пытавшихся защищать их милиционеров, а также сжечь жилой вагончик. На собрании, куда прибыли ответственные чиновники, чтобы увещевать погромщиков, досталось и Кумтору. - У нас теперь из-за этих золотодобытчиков река Нарын зимой не замерзает! – буквально выкрикивал в истерике старенький дедушка. Он искренне в это верил. Тут уже было бессмысленно объяснять, что на месторождении вообще с поздней осени до поздней весны не проводят никаких сбросов в реку - ни очищенных стоков, ни загрязненных. Дедушке, который всю жизнь работал скотоводом, позволительно, наверное, этого не знать. Куда более грустна ситуация, когда депутаты кыргызстанского парламента, имеющие возможность получить ответ на любой интересующий их вопрос, прибегают к искажениям и подтасовкам. А ведь именно это произошло в июне нынешнего года, когда Жогорку Кенеш рассматривал вопрос по Кумтору.
Депутат Садыр Жапаров вообще объявил тогда с парламентской трибуны, будто руководство компании-оператора «Кумтор Оперейтинг компани» …уже сбежало из страны, а потому рудник нужно немедленно национализировать и создавать предприятие «Кумторалтын». Потом, когда выяснилось, что это не так, что никто никуда не бежал, извиняться он, разумеется, и не подумал. Разбирать подробно все инвективы в адрес канадцев, прозвучавшие с парламентской трибуны, вряд ли имеет смысл. Все аргументы, которые можно было использовать против компании, поворачивали против нее, не особенно сообразуясь с фактами и здравым смыслом. «Кумтор Оперейтинг» освобожден от таможенных пошлин на импортируемые материалы, технику и оборудование. И, вы только подумайте, ввозил в страну даже парашюты! Ну да, ввозил. Не для того, чтобы руководство компании могло развлекаться прыжками с большой высоты. Требовался парашютный шелк для того, чтобы строить навесы и под ними, имея защиту от снега, спокойно делать мелкий ремонт горной техники прямо в карьере. И что - это не производственные затраты? А еще, как заявили депутаты, по вине золотодобытчиков «отравлено высокогорное озеро Петрова». В нем даже нашли мышьяк (которому там в принципе неоткуда взяться)! И не важно, что воду из этого озера пьет сам персонал предприятия.
По теме озера, кстати, прошелся и теперь уже бывший премьер-министр Кыргызстана Омурбек Бабанов, который в разгар парламентских дебатов приехал на месторождение и призвал сохранить в первозданной чистоте водоем, которому поклонялись еще «наши предки-тенгрианцы». Когда один из гостей напомнил там же Омурбеку Токтогуловичу, что озеро образовалось менее ста лет назад (характерно, что кыргызского названия у него нет вообще), премьер сделал вид, что не услышал. А про то, что экспертизы не показали присутствия в воде вредных примесей, ему слушать было и вовсе недосуг. Как говорится, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно, поскольку предприятие, если игры с национализацией зайдут слишком далеко, может просто погибнуть, причем в рекордно короткие сроки. При наихудшем раскладе для этого будет достаточно двух недель… Когда смотришь сверху на карьер, то огромные 200-тонные грузовики-катерпиллеры кажутся муравьями, густо облепившими уходящий вниз серпантин. Они ползут наверх днем и ночью, и каждый доверху нагружен либо породой… либо льдом. Потому что в прошлом году на карьер двинулся ледник Давыдова, который сползал со скоростью 50 миллиметров в час – то есть, как нетрудно подсчитать, больше метра в сутки! Если бы не работы, проводимые постоянно компанией-оператором, то ледник бы давно уже похоронил карьер. Лед создает значительную угрозу для предприятия. И этому, к сожалению, активно поспособствовали люди.
В феврале на Кумторе забастовала часть работников. Причина стачки оказалась весьма показательной. Началось с того, что профсоюз решил выяснить: нельзя ли сделать так, чтобы сотрудники «Кумтор оперейтинг компани» раньше выходили на пенсию. Пошли разбираться в Соцфонд (аналог российского пенсионного фонда) и, что называется, разбудили лихо, спавшее тихо. Вдруг выяснилось, что работники рудника все годы получали высокогорную надбавку, с которой в Соцфонд не платили ничего. Теперь их, естественно, обязали платить. Вот тогда рабочие возмутились: как же так?! Пусть наши пенсионные отчисления платит компания! Такого канадцы не видели нигде в мире… Дальше все пошло по принципу горного обвала. На руднике всю технику подключают на ночь к специальным электрическим обогревателям, иначе замерзнут двигатели. Во время десятидневной забастовки кто-то своими обязанностями пренебрег, и был потерян экскаватор. Это повлекло за собой потерю дороги, которую он расчищал… В итоге последствия десятидневного простоя компания ликвидировала полтора месяца. За то, что в нынешнем году добыча кумторского золота снизилась на треть, нужно сказать спасибо забастовщикам. И еще – правительству Бабанова, которое вмешиваться в трудовой конфликт демонстративно отказалось, несмотря на наличие юридических оснований («Мы не можем идти против воли народа!»). Точно так же, как оно не вмешивалось при всех попытках местных «авторитетов» из окрестных сел блокировать дорогу на Кумтор, чтобы выцыганить себе какие-то материальные блага. Собственно говоря, само правительство Киргизии действовало в той же логике. Когда в бюджете дыра (а она там не исчезает все последние годы), можно потребовать от канадцев выплатить вперед дивиденды, или «добровольно» профинансировать строительство социальных объектов на 21 миллион долларов и так далее. Но когда у золотодобытчиков возникают трудности, то это – их проблемы.
Единственным, кто в этой ситуации высказался в защиту интересов инвесторов, стал президент Алмазбек Атамбаев, давший понять, что национализации Кумтора он не допустит. «Вопрос о национализации уже привел к тому что, стоимость госпакета акций компании «Центерра голд» подешевела на одну треть, что привело к миллионным убыткам. Если мы не можем позаботиться о наших активах, то как инвесторы в будущем смогут верить нам, рассматривая вопросы о вливании своих инвестиций в Кыргызстан», - заявил тогда его пресс-секретарь Кадыр Токтогулов. И это – очень здравая позиция, поскольку в случае национализации к руководству производством с большой степенью вероятности придут некомпетентные люди. Опыт других национализированных в последние годы кыргызстанских предприятий говорит об этом слишком красноречиво. Между тем, достаточно, по оценке специалистов компании, остановить работы на руднике хотя бы еще на полмесяца – и ледник засыплет его. На восстановление потребуется 400-500 миллионов долларов и много месяцев, если не лет. Учитывая, что у Кыргызстана такой суммы нет, месторождение может быть погребено навсегда. Пока же компания приостановила выплавку золота на своей фабрике из-за образовавшегося дефицита руды. «Ага, - тут же обрадовались некоторые депутаты парламента. – Это они специально, чтобы наша экологическая экспертиза ничего не установила!» На самом же деле очистные на хвостохранилище продолжают работать, я это видел своими глазами. Не говоря уже о том, что о предполагаемой остановке «Кумтор Оперейтинг» объявила еще в марте, когда не было никаких депутатских комиссий… - Полноценная добыча руды начнется не раньше середины сентября, когда нам удастся полностью восстановить транспортную инфраструктуру карьера, - говорит Родни Ступарик, вице-президент «Кумтор Оперейтинг Компани» по производству. – Из-за этой остановки мы не сможем добыть запланированный объем руды. Соответственно, упадет и производство золота - вместо запланированных на 2012 год 18-ти добудем всего тонн 12. При этом мы постарались никого не сокращать, весь персонал занят на восстановлении нормальной жизнедеятельности карьера, по-прежнему ведутся геологоразведочные работы.
- Что будет с карьером после того как добыча золота будет закончена? – спрашиваю у Родни Ступарика. - Сейчас мы планируем, что рудник будет работать до 2021 года, но непрерывно ведущиеся изыскания могут и продлить срок его жизни. Если говорить о восстановлении природы, то раз в два года мы обновляем концептуальный план рекультивации этого места в соответствии с новыми появляющимися технологиями и все более ужесточающимися международными требованиями. Кроме того, ежегодно мы перечисляем сумму, рассчитанную независимыми экспертами, в специальный фонд по восстановлению. Мы планируем, после окончания работ в карьере и рекультивации земель, создать здесь природный заповедник и исследовательский центр. Значительная часть жилых помещений будет ликвидирована, но часть жилья мы оставим, чтобы здесь могли жить и работать ученые и экологи. Для всего этого и будут использованы средства, аккумулируемые в восстановительном фонде. Мы очень внимательно следим за тем, чтобы влияние работ на природу было минимальным. Любая человеческая деятельность влияет на природу, это глупо отрицать. Важно другое – свести негативное влияние к минимуму. Вот пример – у нас здесь полностью запрещена охота, и наша служба безопасности внимательно следит за соблюдением этого правила. Для нас, как для крупной международной компании, очень важно, чтобы наши инвесторы и партнеры были уверены - мы реально заботимся о сохранении природы и пытаемся свести к минимуму воздействие нашей деятельности на окружающую среду. Буквально рядом с рудником располагается Сарычат-Эрташский заповедник, и наша территория, в данном случае, выступает как своеобразный заслон на пути браконьеров. За годы работы рудника здесь стали размножаться снежные барсы, которых раньше буквально выбили, сейчас в районе рудника и на прилегающей к нам территории Сарычат-Эрташского заповедника постоянно живут восемь барсов.
Между тем, сейчас кыргызстанские политики имеют, по сути, одну легальную возможность предъявить канадским инвесторам какие-то претензии и настаивать на пересмотре соглашений. Это - попытаться доказать, что добытчики золота наносят слишком большой ущерб окружающей среде. Здесь для них есть проблема: ведь все производственные стоки, попадающие после очистки в реку, Кумтор сливает только после получения санкции от государственного экологического ведомства. А куда смотрела эта служба? Ее инспекторов, получается, всех нужно сажать в тюрьму? Сейчас в Киргизии формируется новое правительство. Прежний кабинет министров пошел на поводу у популистов и демагогов, часть которых преследовала явно собственные корыстные интересы. Вот представьте, насколько это лакомый кусок – заполучить, например, контроль над снабжением рудника топливом? Это будет едва ли не круче, чем бизнес с Центром транзитных перевозок (американской авиабазой).
Да и ушедшее в отставку правительство не далеко ушло от похожей мотивации. Чего стоит требование к «Центерре» обязательно перевести средства, отложенные на будущее восстановление окружающей среды после закрытия рудника, в кыргызстанский банк? Пока они лежат за рубежом у Ротшильда, за их сохранность можно быть спокойным. А сколько крупных банков уже обанкротилось в «революционной» Киргизии, после того, как их активы были «выведены» нечистоплотными менеджерами? Хочется все же верить, что новое правительство Кыргызстана не повторит ошибок старого, и не станет резать курицу, несущую всей стране золотые яйца. Все-таки 10% ВВП страны, которые сегодня обеспечивает Кумтор – отнюдь не шутка.
Александр Травников . Фото автора Международное информационное агентство «Фергана» |
В избранное | ||