Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистан: В Российском центре науки и культуры прошла встреча с победителями Пушкинского конкурса и открылась выставка керамики (ФОТО)


Узбекистан: В Российском центре науки и культуры прошла встреча с победителями Пушкинского конкурса и открылась выставка керамики (ФОТО)
2009-09-10 15:27 ИА Фергана.Ру

9 сентября в Российском центре науки и культуры в Ташкенте состоялась встреча с вернувшимися из Москвы лауреатами VIII Международного Пушкинского конкурса для учителей русского языка стран СНГ и Балтии. В тот же день в Центре открылась выставка керамики «Дастархан». Оба мероприятия были организованы посольством России в Узбекистане, Представительством Россотрудничества и Республиканским русским культурным центром.

В очередном Пушкинском конкурсе, объявленном в январе 2009 года, приняли участие 18 преподавателей русского языка учебных заведений Узбекистана. Лауреатами стали четыре педагога-русиста: Ление Бариева (Ангрен, школа №14), Тамара Бекчанова (село Чаткупыр, Ургенчского района, школа №9), Людмила Ермолаева (Ургенч, школа №28), Зоре Сейдаметова (Наманган, школа №49).


Тамара Бекчанова

Организаторами конкурса по традиции являются правительство Москвы и «Российская газета» при поддержке Министерства иностранных дел России. Конкурс был учрежден в 2000 году, с целью поддержки и поощрения самых энергичных и талантливых педагогов-русистов.

Напомним, что участники ежегодного конкурса направляют свои эссе на заданную тему в Москву. Лауреатами становятся пятьдесят лучших авторов из стран СНГ и Балтии, которых потом приглашают в Москву на торжественную церемонию вручения дипломов. В этом году победители конкурса были в Москве с 4 по 8 сентября и смогли принять участие в праздновании Дня города – для лауреатов была организована большая культурная программа. Поездка в Москву победителей из Узбекистана была организована посольством России и представительством Россотрудничества.


Лауреаты Пушкинского конкурса

На выставке керамики «Дастархан», приуроченной к 2200-летию Ташкента, представлены работы скульпторов-керамистов, лауреатов международных и республиканских конкурсов, членов Ассоциации художников, искусствоведов и народных мастеров Узбекистана «Ижод» Натальи Доманцевич-Бабаевой и Елены Киселевой.


Наталья Доманцевич-Бабаева

Наталья Доманцевич-Бабаева окончила Республиканское художественное училище им.Бенькова. В дальнейшем руководила студией керамики, работала в Молодежном театре Узбекистана. Неизменно участвовала в различных выставках. Ее работы имеются в частных коллекциях Узбекистана, России, Швейцарии, Голландии и США.


Елена Киселева

Елена Киселева – магистр, выпускница Национального института художеств и дизайна имени К.Бехзода, лауреат многих выставок, член республиканского объединения ремесленников «Хунарманд». Работы молодой керамистки, выполненные в период с 1998 года по 2009 год, находятся в частных коллекциях Узбекистана, России, Казахстана, Италии, Германии, США и других стран.


Работы Елены Киселевой

Выставка продлится до 18 сентября.

Павел Кравец

Русская учительница отметила 50-летие работы в таджикской школе
2009-09-10 17:33 Тилав Расул-заде

С раннего утра первого августа в доме учительницы школы №1 города Кайраккум Валентины Михайловны Кравцовой не смолкал телефон. Звонили из разных уголков Таджикистана и России. Ученики, родные, друзья, коллеги бывшие и сегодняшние поздравляли ее с 50-летием начала педагогической деятельности. Ведь именно первого августа 1959 года после окончания физико-математического факультета Ленинабадского педагогического института имени С.М.Кирова (ныне Худжандский государственный Университет имени академика Бободжона Гафурова) Валентина Михайловна впервые переступила школьный порог в качестве учителя.

Мама для всех

В средней школе поселка Пролетарск Пролетарского (ныне Джаббаррасуловского) района Валентина Михайловна преподавала физику и электротехнику. Через три года она была переведена в среднюю школу имени Крупской, а в 1963 году стала преподавать в средней школе №1 города Кайраккум, где работает и по сей день.

За время работы В.М.Кравцовой в этой школе пять ее учеников стали победителями республиканских и международных олимпиад по физике и математике. В течение одиннадцати лет Валентина Михайловна работала заместителем директора школы, а затем еще двенадцать лет возглавляла ее. Она не раз участвовала в городских, областных, республиканских и всесоюзных педагогических чтениях. И везде, где бы она ни оказывалась, старалась помогать другим, щедро делясь жизненным и педагогическим опытом. Поэтому не ошибусь, если скажу, что Валентину Михайловну любят все, кто с ней знаком.

Среди поздравлявших юбиляршу была и нынешний директор средней школы №1 Дилбар Рустамова.


Дилбар Рустамова и Валентина Кравцова

- Валентина Михайловна не просто наша коллега, она как мама для всех учителей и технического коллектива нашей школы, - подчеркивает Дилбар Рустамова. - Ведь она не только отличный наставник, опытный педагог, но человек с уникальной, щедрой душой. Когда возникает какая-нибудь проблема, я первым делом обращаюсь за советом именно к ней.

О семье, таджиках, родине

Валентина Михайловна родилась в январе 1935 года в таджикском городе Исфара. Ее отец был родом из Саратова, работал мелиоратором. В начале 1930-х годов его направили в Исфаринский район Северного Таджикистана.

- Когда мне было три года, мы переселились в город Канибадам. Здесь отец устроился в управление водного хозяйства, а мама была домохозяйкой, - вспоминает свое детство Валентина Михайловна. - Я еще не училась в школе, когда началась Великая Отечественная война. Отца сразу же забрали на фронт, через год ушел и мой брат - 19-летний Михаил. Оба погибли. Мы с мамой остались одни. Многое пришлось нам пережить как во время войны, так и после ее завершения.

Окончив школу, по некоторым обстоятельствам я была вынуждена работать копировщицей и чертежницей в конструкторском бюро канибадамского механического завода. Потом поступила в вуз, пришла в школу, вышла замуж, родила дочь.

Супруг – инженер-электрик Михаил Яковлевич Сиченко – работает в Кайраккуме на гидроэлектростанции имени «Дружбы народов». Дочь Ирина окончила Санкт-Петербургский институт авиаприборостроения, работает в городе Северодвинск Архангельской области. Ее сын Александр тоже родился в Кайраккуме, в этом году окончил один из вузов Санкт-Петербурга.

- Каждое лето они приезжают в Таджикистан, к нам в гости, - продолжает рассказ Валентина Михайловна. - Ирина очень любит свою родину и всегда желает ей процветания. В начале 1990-х годов она даже решила навсегда переехать в Таджикистан. Но началась война, и все предприятия приостановили свою деятельность. Боясь остаться без работы, Ира вновь вернулась в Россию.

Минувшим летом Ирина с Александром приезжали в Таджикистан навестить нас. Прогуливаясь по аллеям Кайраккума, мы часто встречали молодых красивых таджичек - моих учениц, общались с ними. Как-то среди них оказалась моя соседка, которая мне очень нравится. «Саша, - говорю внуку, - смотри, какая красивая и хорошая невеста. Покори ее сердце». «Да, она красивая и видно, что добропорядочная девушка. Жаль, что времени у меня мало, мы не успеем поближе познакомиться», - улыбнулся внук.

Он и его мама хорошо говорят на таджикском языке. Кто знает, может, однажды они решат вернуться на родину…

Сама я за 74 года лишь несколько раз была в России. Никогда не думала о возвращении на свою историческую родину. Моя родина - Таджикистан. Таджики для меня – родные люди. Именно этот народ в самые тяжелые дни - во время Великой отечественной войны и гражданской 1990-х годов, - делился с нами куском своей лепешки. Соседи, несмотря на то, что сами жили впроголодь, постоянно заботились о нас с дочерью и внуком, - вспоминает наша героиня.

О школе, детях, воспитании

- В Таджикистане остались суперпатриоты и истинные интернационалисты, - присоединяется к беседе учительница математики, 64-летняя Нила Закиевна Ткаченко. - Я тоже родилась в Таджикистане и не хочу покидать родину, хотя в России наша профессия сейчас востребована. Более того, в Таджикистане у учителей очень скромная зарплата. Но ведь мы родились и воспитывались в духе патриотизма и интернационализма. Например, мой отец мусульманин, а мама – христианка, и разница в вероисповедании не помешала им создать семью. Здесь нас никогда не делили по национальному, религиозному или расовому признаку. Сколько таджиков, узбеков, корейцев, русских, татар, немцев воспитала Валентина Михайловна за 50 лет педагогической деятельности! По нашим подсчетам - более десяти тысяч человек. Я иду по стопам моей дорогой наставницы. И пока она работает в школе, я тоже буду работать. Ведь без школы, без детей, без дружного коллектива мы не представляем свою жизнь.

- Мои ученики часто пишут мне, звонят, либо приходят в школу, - говорит Валентина Михайловна. – Я старалась заронить в их сердца семена дружбы, гуманизма, толерантности. Но процесс глобализации, рыночные отношения, информационные технологии оказывают, в какой-то степени, отрицательное влияние на детей и деформируют их мировоззрение. Раньше дети не думали о заработках, поиске куска хлеба насущного, читали много книг. А сейчас по телевизору смотрят фильмы об ужасах, насилии, разжигающие ксенофобию и ненависть. На рынках страны свободно продаются аморальные видеофильмы. Все эти обстоятельства сводят наш труд к нулю. В России на таких фильмах выросли целые поколения так называемых «новых русских», неофашистов-скинхедов, которые испытывают ненависть к представителям неславянских наций. А я ненавижу их.

О труде, хобби, мечте

Сегодня Валентина Михайловна уже не директор школы, работает простым учителем. Руководящие должности, по ее мнению, должны занимать молодые. Она по-прежнему полна энергии и решимости преподавать, «пока в ногах есть силы, а руки работают», пока востребована и может принести пользу людям. Правда, Валентина Михайловна уже не ведет, как раньше, уроки физики и биологии, а занимается трудовым обучением детей.

Возможно, кого-то удивит, что выпускница физмата преподает в школе биологию и труд. Но таковы сегодняшние реалии Таджикистана: в школах страны – острый дефицит педагогов, республике не хватает десять тысяч учителей. Выпускники вузов и квалифицированные преподаватели не хотят идти в школу из-за низкой зарплаты и отсутствия финансовых, моральных и социальных стимулов. А школьную программу не отменишь. Вот и приходится оставшимся в школах педагогам по возможности замещать своих коллег, пусть и не по специальности.

- Я учу детей работать на фрезерном станке. Мы с ребятами вручную изготавливаем стульчики, вешалки, разную бытовую и кухонную утварь, - рассказывает Валентина Михайловна. - Дети приобретают в школе навыки плотницкого ремесла. Когда родители видят результаты труда своих детей, они радуются и начинают больше внимания уделять их воспитанию. Да я и сама получаю большое удовольствие от работ своих воспитанников. Иногда веду уроки труда у девушек, учу их вязанию. Ведь это очень нужное ремесло. Вяжем салфетки, носки, перчатки, шапочки, носки.

А еще Валентина Михайловна – искусный цветовод. В школьном фрезерном цехе она выращивает более сотни цветов, а на балконе ее квартиры и приусадебном участке можно распознать около 200 видов цветов и растений.


«В своем кабинете как в раю»

- Валентина Михайловна любит все живое: людей, животных, растения, - рассказывает о своей коллеге Нила Закиевна. - Она очень душевный человек, любит красоту, гармонию. Поэтому она сама такая красивая и гармоничная.

- В своем кабинете я чувствую себя как в раю. Думаю, без детей и своих цветов я не смогу прожить и дня. Впрочем, ученики и администрация школы тоже не дадут мне уйти (смеется). Ведь мы очень привыкли друг к другу, - признается Валентина Михайловна.

Она очень хочет увидеть Таджикистан процветающим государством.

- Мечтаю, чтобы на этой благородной земле никогда больше не было войны, - говорит В.М.Кравцова. - Мое горячее желание – чтобы мои родные и друзья либо навсегда вернулись на родину, либо приезжали почаще и не забывали о ней ни на минуту.

Тилав Расул-заде, Кайраккум


В избранное