Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии


Праздник жертвоприношения Курбан-байрам будет отмечаться в странах региона с 19 по 22 декабря
2007-12-15 11:19 ИА Фергана.Ру
13 декабря 2007 года президент Узбекистана Ислам Каримов издал указ о праздновании мусульманского праздника Курбан Хайит 19 декабря 2007 года. Согласно указу, этот день объявлен выходным днем. Большинство узбекистанцев ожидали, что Курбан байрам будет отмечаться 20 декабря, так как первый день мусульманского поста Рамадан в Узбекистане пришелся на 13 сентября, а в соседний странах он начался 12 сентября. Граждане Кыргызстана будут праздновать этот день также 19 декабря 2007 г. И в Киргизии этот день также объявлен выходным. В Таджикистане, Казахстане и в России праздник жертвоприношения будут отмечать 20 декабря. А президент Туркменистана К.Бердымухамедов объявил празднование мусульманского праздника Курбан-байрама трехдневным, с 20-го по 22-е декабря. Специальным постановлением эти дни объявлены оплачиваемыми нерабочими днями. Праздник жертвоприношения - Ид аль-адха (Курбан-Байрам) Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом своего сына Исаака в жертву Богу. Однако на место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским представлениям, - второй сын Авраама (по-арабски - Ибрахима). Праздник жертвоприношения является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку, отмечается он в 10-ый день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зу-ль-хиджжа, в период совершения паломничества в Мекку. Конечно, не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где могут оказаться мусульмане. Хотя, как сказано в Коране, "И завершайте хадж и посещение ради Аллаха" (2:192-196)." Во время хаджа мусульмане совершают ряд ритуальных действий, ведущих начало от доисламских времен - совершают обход Каабы, пребывают в стоянии у подножия гор Мерв и Сафа, побивают камнями истукана - Иблиса, слушают проповеди мекканского имама, пьют воду из священного колодца Земзем и др., затем приступают к жертвоприношениям в знак готовности служить богу. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное, ибо говорится в Коране: "Тучных Мы сделали для вас из отмеченных для Аллаха; для вас в них благо. Поминайте же имя Аллаха над ними, стоящими в ряд. А когда их бока повергнуться, то ешьте их и кормите сдержанного и просящего стыдливо ..."(22:37). Мусульманин, совершив заклание, не должен скупиться на угощение, необходимо обязательно накормить бедных и голодных. В Коране говорится "...чтобы свидетельствовать о полезном им и поминать имя Аллаха в определенные дни над дарованными животными из скота: ешьте их и накормите несчастного бедняка!"(20:29). Ритуальное угощение (худойи, садака) устраивается также во избежание всевозможных несчастий и болезней. Иногда мусульмане приготовленных к закланию животных украшают всевозможными магическими амулетами, разукрашивают яркой краской, увешивают ожерельями и колокольчиками. Мусульмане верят, что дорога в рай идет через тонкий, как женский волос, острее лезвия меча и горячее пламени мост Сират над адской пропастью. У входа на мост Сират в Судный день будут находиться животные, принесенные в жертву в Ид аль-адха, на которых хозяева животных будут переправляться в рай, потому хозяин старается так пометить своего барана, чтобы быстрее его найти. Считается, что каждая капля крови, пролитая жертвой, рождает новую гурию в райском саду. Наиболее правоверные и благочестивые мусульмане добровольно постятся десять дней до наступления Праздника жертвоприношения. Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу). Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его пророка, затем разъясняется происхождения хаджа и значение обряда жертвоприношения. Опытный имам-хатыб часто облекает проповедь в форму рифмованной прозы. По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших, а также поклониться местным святым. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду. Над священной приготовленной к закланию жертвой священнослужитель мечети - мулла или муэдзин - читает специальную молитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима, а владелец животного или специально нанятый человек в это время перерезает ей горло. Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: "Бисмиллах, Аллах Акбар", т. е. "Во имя Аллаха, Аллах велик!" Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки, в рот часто кладут леденец (набод), который потом вынимают, так как он становится благословенным. Собранную кровь и печень барана завертывают в черную тряпку, чтоб скрыть от света, так как они имеют большое значение. Из глаз барана приготовляют амулет (назари-курбан). Жертве должно быть не менее года, она должна быть здорова и не иметь никаких недостатков. Считается, что овца или коза могут быть принесены в жертву только от одного человека, а корова, бык или верблюд - от семи человек. Обычно режут барана, козу, корову или быка - двухлеток, жертвенному верблюду, как правило, бывает не менее пяти лет. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших. Часто шкуры принесенных в жертву животных отдаются в мечеть. Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, во главе стола обычно бывает мулла или особо почетные приглашенные. В праздник жертвоприношения следует обязательно отведать разнообразные изысканные мясные блюда, которые готовятся в различных странах, в соответствии с местными вкусами, применяя различные специи и ароматизаторы; большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным. Источник – Religio.Ru

BarCamp Baltics 2008 – первая уникальная конференция в сфере блогов и новых СМИ
2007-12-15 12:13 ИА Фергана.Ру
Уникальная международная конференция BarCamp Baltics 2008, которая состоится в Риге с 8 по 10 февраля 2008 года, станет первым мероприятием столь значительного масштаба в сфере блогов и новых СМИ. Barcamp является уникальной международной «не-Конференцией» по новым медиа, блогам, подкастам, социальным сетям, гражданской журналистике, веб 2.0, openSource, и всем, что с этим связано. Не-Конференция состоит из открытых презентаций, мастерских и рабочих групп, созданных самими участниками. На конференции будут присутствовать 200-300 специалистов из разных направлений IT-сферы, главным образом из стран Балтии и СНГ. Участники – активные создатели и пользователи интернет-среды, владельцы собственных сайтов со стабильной аудиторией. Основная цель мероприятия – стимулировать развитие новых медиапроектов в странах Балтии. BarCamp – эффективный способ обмена опытом и создания общего видения развития новых медиа. Мероприятие подобного масштаба в Балтийском регионе будет проходить впервые. В дальнейшем оно планируется как ежегодное событие, которое даст возможность ее участникам представлять свои идеи и проекты другим профессионалам этого региона. Не-Конференция будет проходить в формате BarCamp, который сформировался в 2005 году в Кремниевой долине, там, где проходила первая конференция такого рода. Этот формат быстро завоевал популярность в сфере IT в Америке и Западной Европе. Barcamp называют «не-конференцией», чтобы подчеркнуть его неформальное и неофициальное настроение, которое создается в открытых дискуссиях во время мероприятия. Правила баркемпа подразумевают активное включение самих участников в его организацию и проведение: присутствовать на не-конференции может каждый, но если ты желаешь участвовать, то ты должен внести свой вклад: сделать презентацию, провести обсуждение, проанонсировать событие в своем блоге, снять и выложить видео с конференции, помочь с организацией. Во время конференции одновременно происходят 4-5 сессий (презентаций, рабочих групп, выступлений, докладов, дискуссий). В течение двух дней состоятся около 80 презентаций, которые будут проходить как на английском, так и на русском языке. Уникальная составляющая не-конференции - инкубатор новых проектов. Эта часть мероприятия предусмотрена для презентаций идей и проектов участников не-конференции для получения финансирования. Предусмотрены коммерческие и социальные гранды для финансовой поддержки для совершенно новых проектов и для развития уже существующих. Подробнее о конференции – на сайте Barcamp.

Узбекистан: Пропавший киргизский беженец обнаружен в тюрьме Андижана
2007-12-15 13:16 ИА Фергана.Ру
После двухнедельного поиска родные и близкие мандатного беженца ООН и киргизского правозащитника Саидкамола Ахмедова обнаружили его в андижанской тюрьме. Об этом корреспонденту ИА «Фергана.Ру» сообщил сын адвоката - Саиджамол Ахмедов. По его словам, до этого они несколько раз обращались к администрации Таштюрьмы и тюрьмы Андижана, но ответа не получали. «После обращения моей матери с письмом в МВД и Генпрокуратуру Узбекистана мы получили ответ, что мой отец находится в андижанской тюрьме. Мы с мамой поехали туда», - говорит Саиджамол Ахмедов. Но получить свидания с отцом жене и сыну правозащитника не разрешили. Сотрудница тюрьмы сообщила только, что с С.Ахмедовым обращаются хорошо и что он обеспечивается нормальным питанием. Кроме того, по сообщению сотрудников тюрьмы, в Андижане находятся ещё трое граждан Киргизии, которые ожидают экстрадиции по запросу киргизских властей. Кто они и откуда - пока неизвестно. Напомним, киргизский адвокат Саидкамол Ахмедов был арестован в Узбекистане по запросу властей Кыргызстана и с 5 сентября 2007 года находился в ташкентской тюрьме. До этого, по рассказам родственников, за свою адвокатскую деятельность он длительное время подвергался преследованиям киргизских властей. По словам председателя киргизской правозащитной организации «Справедливость» Валентины Гриценко, Саидкамол Ахмедов тесно сотрудничал с правозащитниками, был известен как высококвалифицированный специалист и автор многих публикаций на правовые темы. В июне 2007 года против него было возбуждено уголовное дело. В это же время Саидкамол Ахмедов получил мандат беженца ООН.


В избранное