← Ноябрь 2006 → | ||||||
4
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
9
|
11
|
12
|
|||
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
20
|
22
|
24
|
25
|
26
|
||
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии
Бизнес семьи бывшего президента Киргизии продолжает привлекать внимание западных СМИФергана.Ру, 31.10.2006 20:17 msk «Бесчестный союз в войне с террором?» Так называется статья, опубликованная на сайте MSNBC.com. Согласно докладу Федерального бюро расследований (ФБР), попавшему в распоряжение NBC, семья экс-президента Киргизии Аскара Акаева курировала обширную международную преступную сеть, которая охватывала ряд компаний Соединенных Штатов Америки. В докладе ФБР говорится, что «исследование осуществления международного права в стадии реализации выявило целых 175 объектов, связанных с организацией Акаева». По данным ФБР, расследование деятельности экс-президента Киргизии привело их в США, где семья Акаева была связана с американским гражданином, «известным как создатель более чем 6000 американских компаний, предназначенных для организации криминальных группировок, торговли оружием и наркотиками, а также совершения киберпреступлений». По мнению NBC, подобная деятельность стала результатом антитеррористического альянса бывшего президента Кыргызстана Аскара Акаева с американским правительством. Роль этой маленькой центральноазиатской страны в войне с террором может вызвать теперь наиболее волнующие вопросы. Ведь именно Акаев, который был свергнут в ходе революции в марте прошлого года, позволил Пентагону открыть в Кыргызстане авиабазу для проведения операций в Афганистане. Заключив это соглашение, пишет NBC, американские войска направили более 100 миллионов долларов на субконтракты для акаевской семейной монополии на топливо. Этот непредвиденный доход в семейные фирмы Акаева равнялся приблизительно пяти процентам ежегодного валового национального продукта Кыргызстана. О докладе ФБР для служебного пользования, который был передан американской стороной представителям генеральной прокуратуры США, говорят уже не в первый раз. Еще год назад страницы доклада попали в распоряжение журналистов газеты New York Times. Об этом весьма подробно рассказывала московская газета «Время новостей» в своей статье «Запахло керосином». Год назад свои комментарии по поводу доклада ФБР давал известный американский юрист и эксперт по Центральной Азии Скотт Хортон. «Пентагон заключал контракты, зная, что они обогатят правящую семью», - заявлял тогда Хортон в интервью New York Times. «Десятки миллионов долларов платил наш Пентагон фирмам, которыми управлял президент Кыргызстана и его семья», - приводятся в сообщении NBС слова Хортона сегодня. Приводятся во вчерашней статье NBC и заявления известного экономиста Андерса Асланда, который знал президента Акаева лично, потому что он готовил ежегодные экономические обзоры Кыргызстана для Программы Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Он утверждает, что масштаб коррупции семьей Акаева был весьма широк, и что, по его прикидкам, семья Акаевых накопила от пятисот миллионов до миллиарда долларов США. В обеих статьях (прошлогодней New York Times и NBС) рассказывается о том, что две компании, принадлежащие президентским родственникам, получили 120 миллионов долларов от топливных контрактов с американскими подрядчиками. Это фирмы Aalam Services, которой, согласно отчетам ФБР, управлял зять президента Акаева [Адиль Тойгонбаев], и «Манас», принадлежавшая сыну Акаева [Айдару]. Первый подрядчик, которого нанял Пентагон, чтобы обеспечить себя топливом в Кыргызстане, говорит, что он уведомил военных чиновников относительно связи между президентской семьей и фирмами Aalam Services и «Манас». Позже, в 2002 году, Пентагон выбрал нового подрядчика – компанию Red Star Enterprises. Она получила в общей сложности более 240 миллионов долларов за следующие несколько лет. Представители Red Star Enterprises сообщили NBC, что компания выплатила двум вышеназванным «акаевским» фирмам 120 миллионов долларов. В электронном послании NBC чиновник компании Red Star Enterprises сообщил, что «этими фирмами воспользовались потому, что DESC [американское агентство по защите и управлению топливными контрактами] приказывало всем покупателям использовать именно их, так как они были единственными зарегистрированными фирмами, обеспечивающими такое обслуживание». Журналисты NBC пошли дальше и обратились за разъяснением по поводу того, «что бывший лидер киргизского руководства, возможно, незаконно присвоил капитал от американских платежей за товары или услуги» к представителю Пентагона Джою Карпентеру. Карпентер ответил, что любое «незаконное присвоение капитала - внутренний киргизский вопрос» и что об услугах [они] с Кыргызстаном договаривались в соответствии с американскими законами». Как сообщает сайт NBС, бывший президент Киргизии Аскар Акаев, проживающий под Москвой, отказался прокомментировать эту ситуацию или ответить на вопросы. Адвокат Акаева Галина Скрипкина так же отказалась дать какие-либо комментарии по данному проводу. Агентство ИА «Фергана.Ру» обратилось за комментариями к дочери бывшего лидера Киргизии – Бермет Акаевой. Вот что она нам сообщила. Фергана.Ру: - Бермет Аскаровна, на сайте МSNBC опубликована статья о том, что «cемья Акаевых курировала международную…» Бермет Акаева: - Не стоит цитировать, я читала эту статью… Фергана.Ру: - Ее перепечатали и киргизские СМИ, в частности, агентство АКИpress. Однако эта тема уже поднималась и обсуждалась в прошлом году. Как вы считаете, почему к ней вновь решили вернуться и именно в эти дни? Бермет Акаева: - Я посмотрела материал. Это перепечатка старых фантазий, в ней приведено много цитат из письма адвоката Либермана, который по поручению киргизской генпрокуратуры пытался найти в США что-то, что могло нам принадлежать. Но, как вы знаете, его поиски не увенчались успехом. В статье вообще четко сказано, что ФБР отказалось комментировать, ведется такое расследование или нет, и идет ссылка на документ неизвестного происхождения, существование которого у меня лично вызывает большие сомнения. Почему? Я посмотрела несколько статей этого автора и поняла, что он, в общем-то, работает над темами, которые достаточно критичны по отношению к нынешней американской администрации. В частности, он написал ряд статей о том, как Пентагон действует в Ираке, о друзьях вице-президента Чейни, которые являются лоббистами и так далее. У меня сложилось впечатление, что эта статья могла появиться в рамках нынешней предвыборной ситуации в Соединенных Штатах Америки, потому что я не вижу каких-то особых причин для того, чтобы поднимать старые истории и ни с того ни с сего публиковать их с небольшими переделками и новыми незначительными добавлениями. Это старая история, которую придумали наши так называемые «революционеры» в кавычках и которую они скармливали западным журналистам. А через адвоката Либермана пытались «скормить» ее, может, каким-то официальным лицам. Эти фантазии затем возвращались в виде статей, которые затем перепечатывались у нас в стране, на которые ссылались, но они не имеют под собой абсолютно никаких оснований. Тем не менее, [эти фантазии] гуляют по кругу. У нас [в Кыргызстане], наверное, пытаются этой статьей отвлекать от очередной ситуации, сложившейся в стране. Фергана.Ру: - А Вы, значит, не связываете появление этой статьи с ситуацией, сложившейся сегодня в Кыргызстане? Бермет Акаева: - Я не знаю, работают ли сейчас журналисты NBC у нас в стране. Это достаточно уважаемая новостная служба, и у меня нет оснований думать, что она работает синхронно с кем-то из Кыргызстана, хотя и не могу этого утверждать. Может быть, стимулом для написания этой статьи кто-то в Кыргызстане и послужил. Я не знаю, какие связи есть между нашими какими-то товарищами и журналистами NBC. Но я посмотрела статьи этого автора и увидела, что они все критичны по отношению к нынешней республиканской администрации. Критика по отношению к действиям в Ираке, Кыргызстане, еще где-то… Я сделала вывод, что эта статья, скорее всего, появилась в рамках предвыборной кампании в Америке, которая пройдет в ноябре, буквально через две недели. Фергана.Ру: - Ваш прогноз: чем закончится митинг 2 ноября в Бишкеке? Бермет Акаева: - Я, конечно, надеюсь, что все пройдет мирно, и что все стороны смогут прийти к какому-то компромиссу, потому что нашей стране не нужны новые потрясения. Достаточно трудностей мы испытываем на протяжении последних почти полутора лет, прошедших с марта 2005 года. Но в то же время, действительно, ситуация не может бесконечно продолжаться в том виде, какая она сейчас, потому что экономика находится в очень тяжелом положении, нет абсолютно никакого развития страны. Я очень надеюсь, что, может, такая хоть и конфликтная ситуация приведет к выработке какой-то, более ясной стратегии. В любом случае – хочется, чтобы все прошло в рамках закона и конституции, чтобы все прошло мирно и без крови. * * * Узбекская общественность Киргизии определилась с тем, какие политические силы страны ей поддерживатьУлугбек Абдусаломов. Фото ИА «Фергана.Ру», Абдумомун Мамараимов, 31.10.2006 14:39 msk
Киргизия живет в ожидании бессрочного митинга, начало
которого запланировано на 2 ноября 2006 года. Какова в этой связи позиция
лидеров миллионного узбекского населения страны, часть которого имеет свои
претензии к нынешней власти? Высказать свою точку зрения по этому вопросу
согласился один из лидеров узбекской общественности страны, член президиума
Узбекского национально-культурного центра Киргизии, вице-президент Узбекского
национально-культурного центра Джалалабадской области, известный публицист
Улугбек Абдусаломов.
Фергана.Ру: - Каково ваше отношение к бессрочному митингу оппозиционного движения «За реформы!», который запланирован на 2 ноября? У.Абдусаломов: - Все в стране видят и понимают, что необходимость митинга возникла потому, что политические требования, которые ставились перед президентом страны, не дали никаких результатов. В интересах нашего народа было объединение всех политических сил общества. Но, к сожалению, этого не произошло. По моим личным наблюдениям, требования оппозиции, которые она ставит перед президентом страны, есть не что иное, как предвыборные обещания самого президента К.Бакиева, данные им избирателям и лидерам ряда политических сил страны. Активисты движения «За реформы!» требуют выполнения этих обещаний. Многие понимают, что если президент все-таки выполнит их до 2 ноября, то необходимость проведения бессрочного митинга отпадет. Ведь президент может выполнить эти обещания и договориться с оппозицией относительно своего места в новой власти! Для этого политические деятели должны быть способны преодолеть свои личные амбиции. Фергана.Ру: - Будут ли участвовать в митинге представители узбекской общественности, если он все-таки состоится? У.Абдусаломов: - Я бы хотел ответить на этот вопрос немного шире. И сразу оговорюсь, что буду говорить исходя только из личных позиций. Во-первых, представители всех национальностей республики - полноправные граждане Киргизии и составляют единый народ страны. Разделять этот народ на разные национальности и распределять их права исходя из их национальной принадлежности – есть не что иное, как творчество полуграмотных и националистически настроенных «правоведов-политиков». Это результат вздора и интриг, которые плетут некие политиканы, стараясь жить за счет заискиваний то перед одной, то перед другой стороной, за счет разногласий между коренными жителями страны, и которые абсолютно далеки от культуры и менталитета тюркских народов. Интервью Александра Князева, опубликованное на вашем сайте, говорит о том, что и его можно причислить к категории таких людей. Надо сказать, что мы возмущены его некомпетентными суждениями относительно этнических узбеков Киргизии и их лидеров. Участие в тех или иных политических акциях не вызывается принадлежностью человека к той или иной национальности. Для этого надо быть просто полноценным гражданином и все. Кто может отрицать право любого человека требовать выполнения своих прав от государственных органов? Митинг 2 ноября является общереспубликанским. В нем могут участвовать все граждане страны, в том числе и этнические узбеки, которые хотят соблюдения своих прав. Сегодня в Киргизии проживают свыше одного миллиона этнических узбеков. Они не являются представителями какой-то диаспоры, они не являются людьми, приехавшими откуда-то. Они - полноценные коренные жители этой страны. Поэтому они защищают интересы Киргизии, они защищают свои интересы именно здесь, на основе законодательства этой страны. Они понимают, что нынешняя сложная ситуация в стране – вполне закономерное явление, и именно через эти процессы может быть восстановлена справедливость. По-моему, узбекская общественность давно определилась с тем, какие политические силы ей поддерживать, и думает сегодня только о политической стабильности в стране. Для узбеков Киргизии важно, в первую очередь, восстановление справедливости в стране. Потому что мир и прогресс – в справедливости. В эти дни решается судьба страны, поэтому, я думаю, что узбеки Киргизии не останутся в стороне от этого процесса. Представители узбекской общественности способны высказать свои мысли, а не чужие слова. Ведь такие лидеры, как Давран Сабиров, Кадыржан Батыров, Инамжан Абдурасулов и Анвар Артыков, всегда говорят о проблемах, страданиях народа… Фергана.Ру: - В чем, по-вашему, причина такого стремительного развития событий в стране в последнее время? У.Абдусаломов: - По этому вопросу разные политики выражают различные мнения. По-моему, первопричину всех разногласий между оппозицией и властью нужно искать в политике, которая проводилась в период правления экс-президента Акаева. Причины беспрепятственной деятельности преступных элементов по всей стране, противоречия действий президента с требованиями им же изданного указа, бесперспективность следствия по распространившимся заказным убийствам, слухи о ставках на самые высокие государственные должности... То, что правоохранительные органы защищают права не простого народа, а отдельных чиновников, «матрешкагейт» и «семейный бизнес», ситуация вокруг телеканала «Пирамида» и многое другое, - все это корнями уходит в систему управления, которую создал Акаев, в конституцию, которая узаконила эту систему управления. По моему мнению, пока мы не изменим систему управления в стране, разногласия и противоречия будут сохраняться, даже если мы выберем самого идеального руководителя. Мы можем менять имена людей, сидящих у власти, и членов оппозиции, но стабильности и мира так и не добьемся. Развитию политических событий способствуют невыполнение президентом страны своих предвыборных обещаний, разногласие между словом и делом и, как результат, - недовольство значительной части избирателей. То, что происходит сейчас, сильно напоминает политические события, которые мы видели в конце 2004-го и в начале 2005 года. Но теперь народ уже имеет опыт мартовских событий 2005 года. Активные участники тех событий, современные «вожди» и «вожденки», которые считают себя «революционерами», и ныне находятся в центре политических событий, происходящих в стране. Возможно, и из-за этого мы становимся свидетелями роста политической активности нашего народа, примером чему могут быть выступления и действия отдельных групп аксакалов и других жителей. Ведь действия стариков тоже есть политические акции. Фергана.Ру: - Одним из требований оппозиции является изменение формы правления в стране. Как вы думаете, какая форма правления более приемлема для Киргизии? У.Абдусаломов: - Отдельные проправительственные политики стараются убедить народ, что для нас наиболее приемлемой формой правления является президентское правление. Конечно, это выгодно тем, кто работает во властных структурах и заинтересованным лицам, которые крутятся около них. Но сама жизнь говорит о том, что эта форма правления не подходит для нашей страны. Примеров в жизни хватает. По моему мнению, наше общество может развиваться только при парламентской форме правления. Во-первых, это соответствует менталитету нашего народа. Во-вторых, эта форма правления способна восстановить справедливость. Фергана.Ру: - Ваши утверждения основываются на каких-то конкретных примерах других государств? У.Абдусаломов: - В качестве примера можно привести новейшую историю Малайзии. 15-20 лет назад Малайзия была отсталой страной. Междоусобных конфликтов и правительственных кризисов там было предостаточно. Затем она стала парламентской страной, и начала развиваться по программе Объединенной национальной организации Малайзии – UMNO. Председатель UMNO Абдулла Ахмад Бадави, который с 2003 года работает премьер-министром и министром внутренних дел и финансов, принял 23 сентября 2004 года новую программу «Концепции культурного и прогрессивного ислама». Тогда он утверждал, что развивающееся малазийское общество имеет материальную и духовную основу для дальнейшего достижения благосостояния. Сегодня Малайзия - сильное государство с развитой экономикой, с высоким уровнем жизни населения. Фергана.Ру: - Вы уверены, что с переходом к парламентскому правлению Киргизия начнет развиваться? У.Абдусаломов: - Как гражданин и патриот моей страны, я искренне желаю, чтобы она поскорее вышла из этой сложной ситуации, процветала. Я также понимаю, что одними желаниями ничего не добьешься. Для этого нужно разработать и осуществлять программу, которая защитит права граждан страны. Об этом говорилось и в резолюции митинга, который мы провели 27 мая 2006 года в Джалалабаде. На верный путь простой народ должна направить элита, то есть интеллигенция. Мы считаем, что изменение системы управления государством - правильный путь, и давно предлагаем парламенту рассмотреть этот вопрос. Я не сомневаюсь, что парламентская форма правления способна изменить общество. А высказывания людей против этой формы правления не что иное, как «научные выводы», сделанные с целью понравиться «хозяину». * * * Нур Омаров и Досмир Узбеков: Отток трудоспособных граждан из Кыргызстана - прямая угроза национальной безопасности страныФергана.Ру, 31.10.2006 13:24 msk Дня не проходит, чтобы в российской прессе не поднимался вопрос о миграции. Огромная Россия испытывает демографический кризис и превращается в страну-реципиент, которой не хватает собственных рабочих рук. Обнищавшее после развала СССР «ближнее зарубежье» со своей увязшей в кризисе экономикой, к сожалению, еще долго будет оставаться донором трудовых мигрантов. Среди стран-доноров есть и Киргизия. Поток киргизстанцев, желающих найти работу в Казахстане и России, растет с каждым годом. И если, в данной ситуации, одна страна получает дополнительный источник решения экономических и демографических проблем, то другой остается лишь сожалеть об опустевших приграничных территориях, уменьшении численности активных граждан трудоспособного возраста, оттоке из страны квалифицированных специалистов... Есть ли альтернатива трудовой миграции в Россию и можно ли остановить поток уезжающих на заработки граждан Кыргызстана? Об этом специальный корреспондент ИА «Фергана.Ру» беседует с заместителем председателя Госкомитета по миграции и занятости Кыргызстана Досмиром Узбековым и доктором политических наук Нуром Омаровым. Фергана.Ру: - Трудовая миграция в Кыргызстане стала красноречивым показателем как экономического состояния страны, так и социальной защищенности граждан. Что страна приобретает или теряет в результате внешней трудовой миграции? Досмир Узбеков: - Миграционный процесс сложен и неоднозначен. Люди выезжают за рубеж не в туристических целях, а в поисках работы. Все потому, что в нашей стране уровень безработицы достаточно высок. По официальным данным, в 2006 году он достиг 10 процентов, в прошлом году он был немножко ниже - 9,7 процентов. Люди вынуждены искать себе работу за пределами нашей страны. В настоящее время до полумиллиона граждан Кыргызстана, по нашим данным, находятся за рубежом, в первую очередь, - в России, в Казахстане, есть и в странах дальнего зарубежья. Госкомитет в своей работе старается, по возможности, легализовать этот процесс, сделать его законным с тем, чтобы наши граждане, работая за рубежом, имели трудовые контракты, работали легально, были зарегистрированы в местных органах правопорядка и имели возможность получать заработанные деньги законно, при этом были защищены в своих правах и свободах. Важно, чтобы они имели нормальные условия для жизни – коммунальные, жилищные и так далее. Это целый комплекс проблем, над которым работает правительство в лице Комитета по миграции и занятости. В этом плане в рамках ЕврАзЭС, СНГ, ОДКБ, то есть международных сообществ, в которые входят Кыргызстан, Казахстан и Россия, мы заключаем соглашения по защите прав и свобод трудовых мигрантов. Кроме этого, мы заключаем соответствующие двусторонние межгосударственные договора, в частности, с Россией и Казахстаном. Так, во время недавнего визита президента Курманбека Бакиева в Казахстан был подписано соглашение о социальной защите трудовых мигрантов. Те же процессы происходят и в отношениях с Россией. По нашей просьбе третьего сентября сего года президент России Владимир Путин подписал дополнительный протокол к соглашению между нашими странами о защите трудовых мигрантов, который отменяет депозит со стороны работодателя за въезд мигранта, что значительно облегчит процедуру регистрации киргизских трудовых мигрантов. Более того, недавно Госдумой России в третьем чтении принято два закона об упрощении процедуры регистрации трудовых мигрантов, которые, я надеюсь, вступят в силу с 15 января следующего года и значительно облегчат легализацию приезжим. Мы долгое время этого добивались, потому что сейчас регистрация возможна только по месту жительства, а, как вы сами понимаете, не многие граждане согласны прописать у себя гостя из другой страны. Этот момент был практически непреодолим для наших мигрантов. Теперь же, я надеюсь, пункт о возможности регистрации по месту пребывания, будь то строительный вагончик или общежитие, принципиально изменит саму ситуацию с трудовой миграцией из Кыргызстана. А в настоящее время, к сожалению, только порядка 7,5 процентов трудовых мигрантов из нашей страны официально зарегистрированы, остальные работают нелегально. Но надо заметить, что невозможно с налета сделать всех трудовых мигрантов в России легальными: процесс этот нарастал в течение 10-15 лет, и трудовые мигранты, живут там не по киргизским законам, а по российским. А менять российские законы нам не под силу. Если там сказано, что человека надо зарегистрировать в квартире, значит, он должен быть зарегистрирован в чьей-то квартире и с этим мы ничего не можем сделать. И человек не может зарегистрироваться в силу объективных причин: он работает на стройке и живет в вагончике. И всё. До сих пор система регистрации трудовых мигрантов в России была практически непреодолимой. Правда, некоторым удалось получить регистрацию в результате проведенного федеральной миграционной службой (ФМС) России эксперимента по так называемой миграционной амнистии. Но такая легализация проводилась короткое время, не во всех в областях, и, соответственно, не многие получили эту возможность. Но в России сегодня наблюдается демографический кризис, а экономика развивается, стране нужны рабочие руки, поэтому были приняты два закона в области миграционной политики. Но механизма реализации этих законов пока нет, правительство России еще их не выработало. Только после принятия соответствующих решений мы сможем сказать, кто конкретно сможет легализоваться в России, а кто нет. К сожалению, в настоящее время получить российский паспорт легче, чем зарегистрироваться как трудовой мигрант. Поэтому могу сказать точно, что в прошлом году Кыргызстан потерял 39 тысяч граждан, которые получили российское гражданство. В этом году желание выехать связано еще и с принятой в России Программой по возвращению соотечественников и оказываемой в ее рамках помощи переселенцам, которые хотят остаться в России навсегда. Но этих людей я хочу предостеречь – один переезд равен двум пожарам. Прежде чем переехать, надо хорошо подумать. Да, там зарплата выше, но и зима - полгода. Тем более что, как правило, эта переселенческая стратегия охватывает отдаленные, северные районы России. Фергана.Ру: - Тем не менее, в прошлом году в Россию выехало около 25000 граждан Кыргызстана, а в этом году заявки подали более 60000 граждан... Нур Омаров: - Да, это действительно серьезная проблема. И здесь, разумеется, есть не только позитивные моменты. Кстати, высокие чины, на мой взгляд, необоснованно восхищались этим феноменом, заявляя, что существует масса плюсов: снимается социальная напряженность, в бюджет вливаются финансовые средства и так далее. Но я думаю, что это носит кратковременный эффект. На самом деле, проблема гораздо серьезнее. Отток трудоспособных граждан за рубеж - это прямая угроза нашей национальной безопасности и, вообще, будущему республики. Есть официальные данные - 500 тысяч граждан работают за пределами Кыргызстана, но реальная цифра гораздо весомее - на выезде находятся порядка миллиона людей. То есть 500 тысяч в России, примерно 200 тысяч в Казахстане и в других странах. Существует серьезная опасность, что этот миллион из наших пяти с небольшим миллионов человек навсегда останется в этих странах, поскольку там им лучше, да и благодаря нашему Госкомитету по миграции для них создаются идеальные условия, чтобы остаться за рубежом. Я думаю, что через 10-15 лет в Кыргызстане будет серьезный кризис трудовых ресурсов. Это во-первых. Появится серьезная проблема в социальной сфере, потому что практически все эти люди будут оставлять свои средства в странах пребывания, а в нашу республику в этом смысле будет поступать мало денег. Проблема есть еще и в том, что отток преимущественно идет с юга республики, там идет практическое опустение приграничных районов. Благодаря тому, что в соседних странах, в частности, в Узбекистане и Таджикистане, налицо серьезный демографический дисбаланс, и их население все активнее перемещается на территорию Кыргызстана, каждый год мы теряем десятки квадратных километров нашей страны. В общем, возникает огромное количество разного рода угроз. И правительство должно направлять усилия не на поощрение этого процесса миграции, как это происходит сейчас, а на сдерживание его путем создания в кризисных регионах новых рабочих мест и практической реализации программ социально-экономического развития. Фергана.Ру: - С какими странами у нас сегодня существуют соглашения по предоставлению рабочих мест для граждан Кыргызстана? Досмир Узбеков: - Пока только с Россией и Казахстаном. Мы ведем переговоры с Канадой и Южной Кореей, но переговорный процесс пока находится на начальной стадии. Фергана.Ру: - Ведется ли учет нелегальных трудовых мигрантов, выезжающих за пределы Киргизской Республики? Досмир Узбеков: - Всего трудоспособного населения у нас около 2,5 миллиона человек, из них 1,8 миллиона трудятся на территории Кыргызстана. Хочу заметить, что сам термин «нелегальный мигрант» - неправильный. Нелегальный мигрант – тот, кто въехал нелегально - либо без паспорта, либо без визы. Поскольку между Кыргызстаном и нашими партнерами по миграции действует безвизовый въезд, то трудящиеся граждане въезжают совершенно легально и легально находятся на территории этих стран. Многие просто работают, не будучи зарегистрированными в качестве трудовых мигрантов, поэтому их труд является незаконным. Но находятся они там совершенно легально. Нур Омаров: - Что касается их статуса, тут, конечно, можно многое оспорить. Потому что, законно пересекая границу, они потом уже становятся нелегалами фактически, выпадая из правового поля, поскольку не регистрируются. Даже из официально выехавших на заработки в Россию около 300 тысяч киргизстанцев только порядка 42 тысяч зарегистрированы. Вот и все комментарии к деятельности наших чиновников. Фергана.Ру: - Каковы основные причины выезда граждан Кыргызстана в поисках работы за рубеж и что государство должно сделать для регулирования внешней трудовой миграции? Досмир Узбеков: - Причины совершенно очевидны. Это, прежде всего, упадок сельского хозяйства из-за развала колхозов, на месте которых не были созданы конкурентоспособные частные фермы. Я говорю об этом в первую очередь, потому что наши трудовые мигранты, в основном, из сельской местности. Есть небольшие семейно-земельные участки, но поскольку семьи, как правило, многодетные, то они не могут прокормить себя на этих полях. Добавьте к этому ликвидацию после развала Советского Союза многих тысяч предприятий, мы потеряли огромное количество рабочих мест. Естественно, главная причина - незанятость, безработица и низкий уровень жизни. Сейчас мы проводим переговоры с Южной Корей о предоставлении квоты для трудовых мигрантов из Кыргызстана. Всего восемь лет назад Южная Корея была поставщиком трудовых мигрантов для других стран, а сегодня наоборот - мигранты едут туда трудиться. Все потому, что экономика этой страны заметно выросла. Мы стараемся направить миграционный процесс в законное русло. Стремимся развивать конкурентное поле для частных компаний, которые отправляют трудовых мигрантов за рубеж. Чтобы человек не сам ехал за границу вслепую и искал себе рабочее место, а чтобы некая фирма заранее договаривалась с работодателями, заранее готовила им жилье, нормальные условия для жизни, подписывала контракты, когда мигрант находится еще на территории Кыргызстана, и лишь после этого вывозила людей за рубеж. Опыт работы с такими контрактами уже есть. В 2005 году более 3000 трудовых мигрантов было отправлено работать через подобные компании в Казахстан, Россию, Саудовскую Аравию, Турцию. Я всегда сравниваю в этом смысле миграцию с туризмом. Государство же не занимается вопросами отправки туристов, это делают частные компании. Поэтому в вопросах трудовой миграции мы развиваем компании, которые профессионально занимаются отправкой трудовых ресурсов. Нур Омаров: - Разумеется, этот процесс можно и нужно регулировать. Причины резкого оттока населения рождены, в первую очередь, системными проблемами в нашем управлении. В немалой степени в этом повинна коррупция, высокий уровень которой, в конечном счете, приводит к деградации экономики. Что касается непосредственного регулирования процесса миграции - оно возможно. Но здесь, опять же, вопрос надо ставить шире того уровня, на котором он рассматривается чиновниками Комитета по миграции. Понятно, что у них одна функция - обеспечить правовое пребывание трудовых мигрантов за границей. И все. Мне кажется, тут нужен комплексный подход, потому что трудовая миграция, и вообще внешняя миграция - это широкое явление, которое вызывается социально-экономическими, политическими, правовыми причинами, здесь необходима целенаправленная работа по созданию рабочих мест в депрессивных регионах. К примеру, месторождение Джеруй, цементный комбинат на юге республики, - работа по их организации практически свернута, по крайней мере, затруднена, а ведь это действительно реальные рабочие места, которые могли бы остановить отток трудовых мигрантов из страны. Фергана.Ру: - Насколько наши граждане конкурентоспособны на внешнем трудовом рынке и какие профессии там наиболее востребованы? Досмир Узбеков: - Я замечу, что образовательный уровень наших мигрантов в большинстве своем недостаточен. К сожалению, это уровень средних школ сельской местности. Некоторые практически не знают русский язык и им в России вообще делать нечего. Поэтому наша трудовая миграция и занимает самые низкие слои трудовой иерархии. Комитет по миграции и занятости собирается обратить внимание на образование и заняться профессионально-техническим обучением наших трудовых мигрантов с учетом вакансий, которые нужны в России или Казахстане. Потому что квалифицированный, имеющий профессию мигрант получает в три-четыре раза больше, нежели неграмотные рабочие. Нур Омаров: - Я считаю, наши мигранты действительно конкурентоспособны. В первую очередь за счет своих трудовых навыков, за счет трудолюбия. Я думаю, что наша киргизская диаспора за рубежом не росла бы из года в год, если бы люди не были конкурентоспособными. Они вполне образованны, прекрасно владеют, в большинстве своем, русским языком, и в этом смысле они ничем не уступают представителям других национальностей. В Казахстан, в основном, выезжают трудящиеся в области сельского хозяйства и строительства, в Россию - более широкого охвата: в сфере общественного питания, услуг, строительства, науки, образования и так далее. Но нужно учитывать, что России и Казахстану, по большому счету, не нужны высокооплачиваемые мигранты. Необходимы разнорабочие, строители, то есть люди со средним и профессионально-техническим образованием. Фергана.Ру: - Какова стратегия государства в сфере внешней трудовой миграции и какие шаги им предпринимаются для легализации наших граждан за рубежом? Досмир Узбеков: - Шаги, прямо скажем, недостаточные. Прежде всего, из-за процедуры регистрации. В Казахстане этот процесс проходит намного легче: с этой страной у нас есть соглашение по защите работающих в сельском хозяйстве, недавно подписано соглашение о защите трудовых мигрантов. Но частные предприниматели никак не защищены, потому что казахская сторона не пошла нам навстречу в подписании договора, касающегося индивидуальных трудовых мигрантов –предпринимателей. В России же основная проблема сегодня - это процедура регистрации. Мы просим эту страну разрешить нашим гражданам находиться там 90 дней без регистрации, чтобы человек мог оглядеться, найти работу. С Казахстаном эта проблема решена: с пересечением границы наш гражданин может в течение трех дней находиться там без регистрации, а вот Россия на такой шаг не идет. Мы неоднократно ставили этот вопрос перед Россией, но пока утвердительного ответа не последовало. Напомню, что такая процедура вводилась для граждан Украины, но Россия посчитала этот опыт неудачным. Фергана.Ру: - Какие меры предпринимаются для возвращения трудовых мигрантов на родину? Нур Омаров: - Я думаю, что нам нужно, в первую очередь, развивать социально-экономические сферы. Должны быть созданы условия для возвращения трудовых мигрантов в виде создания преференций, преимуществ при создании малого и среднего бизнеса на те средства, которые они зарабатывают за рубежом, а также в виде физической, юридической и моральной поддержки наших граждан, работающих за рубежом. Я тесно работаю по миграции уже более 10 лет, и могу утверждать, что есть ситуации, когда человек, три года живущий и работающий в России или Казахстане, адаптируется там и у него пропадает всякое желание возвращаться на родину. Поэтому необходимы действенные механизмы привлечения выехавших людей на родину. Той же возможностью создания малого и среднего бизнеса. Но есть серьезная проблема – коррупция, которая всему мешает и тормозит этот процесс. Пока она не будет искоренена, ничего не сдвинется с места. Досмир Узбеков: - Сложная процедура регистрации, а точнее, условия, на которых трудовой мигрант имеет право зарегистрироваться в России, сегодня вынуждают многих мигрантов искать более простые пути. Один из таких путей - получение российского гражданства. В связи с этим правительство Кыргызстана разрабатывает законопроект о сохранении гражданства Киргизской Республики за трудовыми мигрантами, получившими иное гражданство. А в настоящее время наше законодательство не позволяет иметь двойное гражданство. Что еще можно предпринять? Наверное, призывы к патриотизму не помогут, потому что экономика и жизнь диктуют свои условия. * * * Миссия невыполнима или Где и как в Ташкенте можно расплатиться кредиткой?Олли Райтер, 30.10.2006 16:25 msk
Кредитными
карточками давно и активно пользуются жители всех цивилизованных стран. А как с
этим обстоят дела в Узбекистане? Желание найти ясный ответ на этот вопрос вызвал
приезд в узбекскую столицу знакомого туриста с кредиткой в кармане - скромного
парня из маленького городка Красноярской области, который нигде, кроме своей
Сибири, еще не бывал. Забегая вперёд, скажу, что на его месте американец или
японец перенёс бы поход за деньгами с кредиткой наперевес намного хуже, чем наш
друг-сибиряк...
Итак, перед нами задача. Дано: валютная кредитная карточка Visa Electron. Найти: банкомат, который обналичит нам 100 американских долларов. Доказать: столица Узбекистана не уступает в развитости маленькому сибирскому городку, а, может быть, она и более продвинута. Для решения этой задачи мы попытались сначала как можно больше узнать о том, где и как в Ташкенте можно расплатиться кредиткой. Увы, сведений оказалось крайне мало, удалось раздобыть только список из десяти банкоматов (девять из которых находились в отелях), где можно снять деньги с данного типа карты. В принципе, логично, - стали мы успокаивать сами себя, - ведь подобные кредитки есть только у иностранных туристов, которым, теоретически, очень удобно брать деньги, не выходя из отеля. Вооружившись этим списком, мы отправились за деньгами. Первым на нашем пути оказался «Интерконтиненталь» – самый дорогой и престижный отель узбекской столицы. Любезный портье попросил нас подождать немного, так как банкомат был занят: возле него, пытаясь получить деньги, нервно приплясывали некий иностранец и его переводчик. Денег им банкомат так и не дал, а расстроенный турист уступил место нам. Банкомат принял нашу карточку, сообщил сведения о балансе, заверив, что деньги на ней есть, но денег не дал и нам. Мы позвали на помощь портье и пару человек из администрации, однако никто из работников отеля даже не знал, как пользоваться этой хитроумной машиной. Им только было известно, что банкоматы во всех отелях не валютные, а сумовые. А за валютой нам посоветовали обратиться в обменный пункт, находящийся тут же в отеле. Правда, предупредили, что «обменник» возьмёт свои комиссионные проценты за операцию. Однако в пункте обмена валюты нам отказали, заявив, что "с таким типом карты не работают". Мы с гостем переглянулись, вздохнули и решили попытать счастья в другом месте. В двух шагах от «Интерконтиненталя» находится высотка Национального банка Узбекистана (НБУ), он тоже был в нашем списке. Но охрана на входе объяснила нам, что имеющийся у них банкомат - только для работников этого финансового учреждения. А потому нас к нему не допустили. Неудача ждала нас и в отеле «Рэдиссон САС», расположенном через дорогу от НБУ. Тамошний банкомат, несмотря на эмблему Visa Electron на сверкающем боку, «заявил», что он не работает с таким типом карточки. Но мы пока еще не унывали, благо, гостиниц у нас много и все они находятся недалеко друг от друга. Следующим на нашем пути оказался отель «Дедеман Силк Роуд». Здесь банкомат кредитку принял. Для начала мы попросили всего-то 50 сумов (четыре цента США). В банкомате быстро промелькнула длиннющая надпись, которую проходящий мимо портье расшифровал как «у него нет денег». Но поскольку мы уже сделали запрос, с карточки за несовершённую сделку «изъяли» целый доллар. Перейдя дорогу, мы оказались в отеле «Марказий» (в переводе с узбекского – «Центральный», бывший «Шератон»). Здесь нам даже не удалось вставить кредитку в банкомат: он «выплёвывал» карту с завидным упорством... Зато нас порадовала гостиница «Узбекистан». Правда, недолго. Банкомат кредитку принял и спросил, сколько денег мы хотим снять. Окрыленный неожиданной удачей, наш российский друг скромно попросил одну тысячу сумов, для пробы, так сказать. Банкомат задумчиво пожужжал и выдал нам тысячу сумов вместе с квитанцией. Вникнув в ее смысл, мы поняли: за то, что мы получили 81 цент, у нас изымают 2 доллара. Тогда наш гость решил снять сразу 50 тысяч сумов, чтобы не мелочиться и не терять деньги на обналичивании. Опять вставили кредитку, запросили 50 тысяч и… получили ответ, что превышен лимит суммы, однако за невыполненный запрос аппарат забрал у нас ещё один доллар. Начавшие вскипать, мы исследовали все надписи на банкомате и вокруг него, но уведомления о наличии какого-то ограничения на выдачу средств не увидели. А портье смог только припомнить, что «кажется, он может выдавать не больше двадцати тысяч сумов за раз», то есть, не больше 15 долларов. И вот тут моего туриста захлестнули эмоции. Он закричал, что ради 81 цента потратил уже четыре доллара, что в своём городе он даже стипендию получал по кредитке, а тут для того, чтобы нормально сходить за покупками, надо вставить карточку в банкомат минимум два раза и терять кровные на каждом запросе, что в маленьком городке Красноярской области (с населением в десятки раз меньше, чем в Ташкенте) банкоматов гораздо больше, чем в столице Узбекистана, и все они работают… В злополучном списке осталось еще три не опробованных нами банкомата - в отелях «Ле Гранде Плаза» (бывш. «Буми»), «Ташкент Палас» и «Гранд Мир». Но наш гость столицы отказался продолжать эксперимент, сославшись на уже порядком потрепанные нервы. Так что задача наша осталась нерешённой: не удалось доказать россиянину, что столица Узбекистана не менее продвинута, чем маленький сибирский городок. Миссия оказалась невыполнимой, однако… * * * Комиссия парламента Узбекистана завершила работу по расследованию андижанских событийСоб. инф., 30.10.2006 13:09 msk По сведениям из неофициальных источников, на днях парламентская комиссия по расследованию известных событий в Андижане в мае 2005 года завершила свою работу и передала отчет о ней в парламент Узбекистана. Это событие окутано завесой полной секретности: о нем не обмолвилось ни одно должностное лицо, ни один депутат, ни одно средство массовой информации. Напомним, что парламентская комиссия была образована вскоре после андижанских событий, когда Запад потребовал проведения независимого расследования. В этом Ислам Каримов отказал, зато распорядился о проведении расследования внутреннего, силами специально созданной парламентской комиссии, в которую вошли представители пяти «карманных» партий. Представителям дипломатических миссий было предложено войти в группу мониторинга за расследованием, где их периодически знакомили не с первоисточниками, а с промежуточными итогами расследования. По мнению независимых наблюдателей, перед комиссией парламента Узбекистана изначально ставилась не задача установления истины, а подтверждения официальной версии произошедшего, призванной обелить действия властей. Комиссии надлежало удостоверить, что огонь на поражение войсками велся только по вооруженным мятежникам, а вовсе не по гражданскому населению, как утверждали многочисленные очевидцы, правозащитники и журналисты. В связи с окончанием полуторагодичного расследования узбекистанская правозащитная группа «Veritas» распространила заявление, призывающее парламент республики немедленно обнародовать в СМИ основные выводы и заключения подготовленного отчета, а сам отчет сделать доступным для всех желающих с ним ознакомиться. «Мы с огромным интересом наблюдаем некоторые изменения в официальной трактовке событий мая 2005 года в Андижанской области, - говорится в заявлении «Veritas». - Такая измененная риторика была, в основном, озвучена в выступлении главы государства И.Каримова на последней сессии Андижанского Кенгаша (Совета – ред.) народных депутатов 13 октября сего года. Выступая перед андижанскими депутатами, президент И.Каримов, может быть, впервые после трагических событий в Андижанской области, косвенно признал то, на что зарубежные наблюдатели давно указывали, как на основную причину акции протеста в Андижане, - на тяжелое социально-экономическое положение. Президент также признал, что у молодежи Ферганской долины имеются ограниченные возможности для саморазвития и достижения успеха в жизни, следовательно, это негативно влияет на ее настроения и подталкивает в ряды различных религиозных групп, таких как «Хизб ут-Тахрир» и «Акромия». По мнению «Veritas», эти высказывания косвенно свидетельствуют о том, что официальный Ташкент решил несколько смягчить свою позицию в отношении прошлогодних событий в Андижанской области. 13 октября Ислам Каримов снял Сайдулло Бегалиева с поста руководителя Андижанской области, обвинив его, в частности, в провоцировании акции протеста в Андижане в мае прошлого года. Прошла информация о том, что начался уголовный процесс в отношении его предшественника - Кобилжона Обидова, который в бытность руководителем Андижанской области также немало сделал для углубления массового недовольства местного населения. Несмотря на это, «Veritas» считает, что «принесение хокимов и других отдельных руководителей в жертву» не может устранить основные причины массового недовольства населения Ферганской долины. Власти республики должны приложить все усилия для разрешения накопившихся социально-экономических проблем и облегчения общего положения людей. Отметим, что завершение парламентского расследования вселяет надежду, что
список погибших 13-14 мая 2005 года все же будет опубликован. Ранее
проправительственные СМИ приводили ответ Генпрокуратуры о том, что этот список
входит в материалы уголовного дела, поэтому в качестве следственной тайны должен
храниться до окончания следствия и судебных дел. Окончание расследования
позволяет надеяться, что список погибших станет доступен не только
правительственным чиновникам и депутатам, но и широкой общественности - хотя бы
через полтора года после трагедии. |
В избранное | ||