Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Центральноазиатские новости от Фергана.Ру (дайджест)


Служба Рассылок Городского Кота

Центральноазиатские новости от Ferghana.Ru (дайджест)
Выпуск N96, 02/08/2000


В АЛМА-АТЕ НАЧАЛА ВЫХОДИТЬ НОВАЯ ГАЗЕТА "МИР ТЮРКОВ"

Transcaspian.ru, 01.08.2000

Среди изданий, выходящих в Казахстане на казахском языке, - пополнение. В Алма-Ате начала выходить новая газета "Мир Тюрков".

Издание ставит своей целью публиковать материалы о прошлом и настоящем тюркских народов, общее число которых достигло 250 млн. человек, о выдающихся личностях. Газета с первого номера призывает руководителей тюркских государств не жалеть усилий для укрепления тесных связей в таких сферах, как культура и экономика. Как сказал главный редактор издания Жумаш Кенебай, газета будет служит развитию и процветанию тюркской общественности. Иллюстрированную цветными фотографиями газету выпускает Алма-Атинский культурный фонд тюркских народов.


НАСТУПЛЕНИЕ ГЕРОИНОВЫХ ГЕРОЕВ ТАЛИБАНА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Журнал "Континент" (Казахстан), N15, июль 2000 г. Алексей Иконников, Алматы. http://www.eurasia.org.ru, 01.08.2000

Представители ООН констатируют, что с начала 1990-х годов наркотрафик через Центральную Азию возрос многократно. Перед Казахстаном, который является удобным коридором для транзита афгано-таджикского опия, в этом аспекте стоят две актуальные проблемы: прогрессирующая наркотизация населения и недостаточная способность правоохранительных структур серьезно противостоять интересам наркосиндикатов в регионе.

Угроза с юга

Уже в 1992 году, сразу же после краха Советского Союза, в Западной Европе возникли резонные опасения относительно "наркоугрозы с юга". Ослабление рубежей экс-СССР, который долгие годы был естественным буфером на трансевразийских маршрутах афганского опия-сырца, быстро скорректировало эти маршруты. Бывшие советские республики Центральной Азии, занимавшиеся в те годы в основном самоопределением, стали весьма удобным и относительно безопасным для наркокурьеров путем переброски афганского зелья в Россию и, главным образом, в Европу. А война в Таджикистане, одной из основных причин которой была именно наркоэкспансия, надолго похоронила надежды восстановить былые заслоны на пути афганского опия.

Лишь в последние годы страны Центральной и Западной Азии начали адекватно реагировать на ситуацию. В качестве примера можно упомянуть о намерении (по инициативе ООН) создать вокруг Афганистана буферный "пояс безопасности". Уже в нынешнем году управление ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности (UNODCCP) организовало в рамках этой инициативы встречу представителей шести граничащих с Афганистаном государств (Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Ирана, Пакистана, Китая) с участием России и США "6+2". Но, хотя сам факт этой встречи говорит о серьезных подвижках в восприятии проблемы, об эффективной реализации проекта пока говорить рано: слишком уж разнятся позиции непосредственных соседей талибов. Казахстанцев в этом раскладе, конечно, интересует прежде всего ситуация на северной дуге предполагаемого "пояса", то есть в граничащих с Афганистаном бывших советских республиках.

Не секрет, что воюющий уже более 20 лет Афганистан живет за счет производства наркотиков, которое талибы давно узаконили и с которого даже собирают официальные налоги. Афганский феномен ныне приобрел очертания глобальной угрозы: по оценкам международных экспертов, 1999 год принес наркодельцам этой страны невиданный доселе урожай опия - 4600 тонн, что позволило им занять 75% всего мирового рынка производства опиатов. Прогнозы нынешнего года с учетом расширения посевов еще более "оптимистичны": теперь Афганистан, по оценкам экспертов ООН, может выбросить на мировые рынки до 7000 тонн зелья. Значительная часть его будет транспортироваться в Европу и осядет на территории СНГ, пройдя через Казахстан, который удобен и в плане транспортной инфраструктуры (развитой сети железных и автодорог, авиалиний), и с точки зрения достаточно либерального законодательства (за распространение наркотиков УК РК предусматривает 4-7 лет лишения свободы, в то время как в Киргизии за это дают 25 лет, а в Узбекистане казнят).

Относительно перспектив, связанных с наркотизацией Казахстана, сегодня высказывается много тревожных мнений. Объективно ответить на вопрос, насколько реальна угроза его генофонду в связи с обвальным ростом наркотрафика, можно, оценив процессы как внутри республики, так и у тех ее соседей, которые должны войти в "пояс безопасности". Такие исследования недавно были проведены экспертами UNODCCP, и их результаты весьма любопытны.

Центральная Азия: лицом к проблеме

О масштабах наркотрафика в Центрально-Азиатском регионе можно судить не только по статистике, часто противоречивой и неполной, но и по отдельным характерным деталям "околоафганского" быта. В Таджикистане сегодня является нормой приобретение домов, автомобилей или скота не за деньги, а за определенный "опийный эквивалент". Показательно, что традиции употребления наркотиков в этой республике уходят далеко в прошлое, и лояльность к ним тут скорее правило, чем исключение. В 1997 году таджикская Госкомиссия по контролю за наркотиками направила 5000 анкет в школы Душанбе. Выяснилось, что 28% 16-17-летних учащихся либо пробовали, либо уже употребляют наркотики, для 15% наркотики - часть повседневной жизни, половина подростков не осознают серьезности проблемы наркомании, а 25% даже не знают, что наркомания считается преступлением. Комментарии здесь излишни.

В результате затяжной войны здравоохранение Таджикистана пришло в упадок, и здесь не регистрируется количество наркоманов. Госкомиссия, однако, утверждала, что их число в республике достигает 120 000 человек. Спросом пользуются в основном опий, вводимый внутривенно, каннабис (анаша, гашиш) и самодельный героин.

Официальная позиция властей Таджикистана в борьбе с наркотиками выглядит решительно. В конце прошлого года президент Рахмонов подписал указ о создании Агентства по борьбе с наркобизнесом. Кроме того, в стране заработал совместный проект с ООН по борьбе с наркотиками. В рамках создания "пояса безопасности" отрабатывается идея предоставления целевой помощи Таджикистану в укреплении южных границ. Но все это пока никак не затронуло внутреннюю ситуацию в стране: миновав границу с Афганистаном, наркокурьеры все еще чувствуют себя здесь практически свободно. Хотя законодательство по отношению к ним довольно сурово, оно в силу нестабильной обстановки здесь почти не работает.

Иная ситуация в Узбекистане. Власти этой страны проводят исключительно жесткую по сравнению с соседями репрессивную практику по преступлениям, связанным с наркотиками: за их распространение, в частности, предусмотрен расстрел. Узбекская официальная статистика утверждает, что уровень наркомании в республике остается средним (это 44 000 зарегистрированных Минздравом республики наркозависимых лиц); ООН на основе своих данных делает предположение, что их порядка 200 000. Очевидно, результатом крайне жесткой карательной политики стало то, что основными потребляемыми в стране наркотиками являются производные каннабиса - наиболее легкие по своему действию и последствиям марихуана и гашиш.

В Киргизии за постсоветский период отмечен чрезвычайно высокий рост наркомании. Уже в 1995 году ее коэффициент составлял 47,4 человека на 100 тысяч населения, что в 12,5 раза превысило уровень 1991 года. Наиболее подверженная этому пороку социальная группа - молодежь в возрасте от 16 до 24 лет. Киргизское уголовное законодательство достаточно жестко карает за распространение наркотиков, однако эффективность оперативных мероприятий и профессионализм правоохранительных ор-ганов республики оставляют желать лучшего. Фактически Киргизия остается свободным коридором наркотранзита, хотя здесь ситуация уже значительно более контролируема, нежели на таджикских территориях.

Наконец, в ряду наших ближайших соседей особо выделяется позиция Туркменистана. Выразив официальную готовность присоединиться к "поясу безопасности" и другим мерам по борьбе с наркотрафиком, туркменские власти на деле почти ничего не предпринимают в этом направлении. Их участие во всех совместных акциях по сдерживанию распространения наркотиков, по мнению ООН, зачастую номинально. Высокий уровень транзита наркотиков через Туркменистан в Западный Казахстан и далее в Россию, как и обратного движения прекурсоров (уксусного ангидрида), тоже можно считать показателем отношения к проблеме внутри страны. В самой Туркмении количество наркоманов в 1997 году составляло 42 человека на 100 000, однако это - официальные данные, которые могут быть неточными. Показательно также распределение спроса, резко контрастирующее с ситуацией, скажем, в соседнем Узбекистане: порядка 80% туркменских наркоманов отдают предпочтение "тяжелым" средствам опийного ряда.

Итак, ситуация в сопредельных с Казахстаном государствах предполагаемого "пояса безопасности" выглядит неоднозначно. Будет ли их политика по противостоянию афганской "наркоэкспансии" согласованной и продуктивной, говорить сложно. Во всяком случае, пока казахстанским властям не приходится рассчитывать на кордоны южных соседей. Мало кем сдерживаемый наркопоток интенсивно движется через нашу страну: если еще недавно специалисты говорили о нескольких отработанных маршрутах наркотрафика, то сегодня почти вся территория республики стала его зоной. Этому способствовали недостаточная защищенность наших границ, налаженная транспортная сеть с минимальным контролем и достаточно либеральное законодательство.

Казахстанский феномен

Возрастающее употребление наркотиков в Казахстане - явление, как и у наших соседей, объективно связанное с "афганским фактором" и растущим наркотрафиком, однако имеющее определенную специфику. Казахстан выделяется, в частности, тем, что, несмотря на мягкость законодательства и широкую доступность наркотиков, их здешний потребитель в большинстве - не героинщик или морфинист, а "любитель" гораздо более легких производных каннабиса (таких - 75% от общего числа употребляющих наркотики). Каннабис же, по оценке экспертов UNODCCP, не оказывает столь отрицательного влияния на генофонд, как, например, опиаты. Однако тенденция перехода к более "тяжелым" наркотикам ныне весьма характерна для отечественного рынка: героин, который еще несколько лет назад был в Казахстане достаточно экзотичным препаратом, ныне прочно занимает одно из ведущих мест.

Выполненные при содействии ООН социологические исследования показали, что одна пятая населения страны в возрасте 15-49 лет хотя бы раз пробовала наркотики. Время от времени их употребляют 4,5% опрошенных казахстанцев, а 2,1% делают это систематически. Обобщенный портрет казахстанского наркомана таков: мужчина, безработный, 27 лет. При этом психолого-социологические исследования говорят о том, что в казахстанском массовом сознании, в том числе и в молодежной среде, почти отсутствуют убеждения или стереотипы, одобряющие употребление наркотиков. "Средний" казахстанский наркоман пришел к решению "уколоться и забыться" чаще всего уже в зрелом возрасте (25-27 лет), и не от любопытства, а скорее от безысходности.

Однако высокая толерантность общества к наркотическим соблазнам - еще не барьер на их пути. Возрастающий транзит афгано-таджикского опия и отечественного чуйского каннабиса через регионы республики привел к появлению зон, где наркотизация значительно (иногда в пять и более раз) превышает отмеченные выше средние показатели. Абсолютными лидерами здесь являются Карагандинская область, в особенности города Караганда и Темиртау, Алматы, отдельные районы Южного региона, Восточно-Казахстанская область. В Темиртау, например, на медицинском учете состоят даже семилетние героинщики. Тенденция возникновения все новых наркозон внутри областей и мегаполисов поддерживается как коммерческими интересами распространителей зелья, так и относительно слабым уровнем работы правоохранительных органов.

Объективно, как отмечают эксперты UNODCCP, карательная практика по наркопреступлениям в Казахстане значительно более либеральна, чем в соседних государствах. Мягкость законодательства, с одной стороны, и определенная степень коррумпированности следственно-судебного механизма, с другой, позволяют перевозчикам и распространителям зелья чувствовать себя в Казахстане значительно свободнее, чем, скажем, в Узбекистане или даже Киргизии. Главное же - уровень оперативной работы силовых структур, который оставляет желать лучшего. Хотя МВД работает практически на пределе возможностей (98% всех преступлений, связанных с наркотиками, раскрываются его силами), в круг его операций попадают главным образом мелкие уличные распространители и собственно наркоманы. Этот вывод можно проиллюстрировать официальной статистикой: за I полугодие 1999 года было раскрыто 106 00 преступлений, связанных с наркотиками, за I полугодие 2000 - уже 12 000. Но при этом объем изъятых наркотиков и прекурсоров, наоборот, сократился: в прошлом году их было порядка 15 тонн, в нынешнем - 11. Очевидно, статистика раскрываемости повышается в МВД за счет все более "мелких" дел.

Наконец, еще один, пожалуй самый опасный, фактор роста наркотизации населения Казахстана, выделяемый исследователями, - распространение заинтересованными лицами особой псевдокультуры, поощряющей и оправдывающей употребление наркотиков. В "прицеле" здесь молодежь, однако тон часто задают серьезные и уважаемые организации. В качестве примера можно привести дискуссии о возможности легализации некоторых видов наркотиков, и здесь уместна историческая параллель. В конце семидесятых годов аналогичные диспуты захлестнули Голландию, очень свободную страну, где любители марихуаны практично выращивали ее для себя в горшочках. Призывы "разрешить горшочки" переросли в узаконивание легких наркотиков. Число магазинов, торговавших гашишем, выросло в Амстердаме с 20 в 1980 году до 400 в 1991 году. С 1984 по 1988-й количество курильщиков гашиша старше 15 лет удвоилось, а за следующие два года это число удвоилось среди подростков 14-17 лет и утроилось среди 12-13-летних. Криминальная обстановка в Голландии - одна из худших в Европе. Так что очень может быть, что за спиной авторитетных пропагандистов легализации наркотиков стоят наркосиндикаты.

Итак, в Казахстане, внешне достаточно открытом для наркотрафика и производящем в год до 6 тонн собственного каннабиса, складывается благоприятная ситуация для широкого распространения наркомании. Самым мощным сдерживающим фактором остается менталитет населения, и в этом, собственно, заключается наш феномен. (Кстати, показательно исследование UNODCCP о национальном составе употребляющих наркотики: среди лиц европейских национальностей их оказалось в 1,5 раза больше, чем среди этнических казахов.) Показательно также, что наибольшую роль в обуздании наркотизации казахстанцы придают правоохранительным органам, ожидая от них решительного ужесточения карательной практики. Силовым мерам отдают предпочтение в своих рекомендациях и эксперты ООН, опираясь на богатую практику.

"Закручивать гайки"? Непопулярно. Но ситуация оставляет небольшой выбор.


НА ОТАРСКОМ ПОЛИГОНЕ ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОШЛИ ПОЛНОМАСШТАБНЫЕ УЧЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ КАЗАХСТАНА

ИА "Хабар", 01.08.2000

В их составе и недавно сформированная мотострелковая бригада Южного военного округа. За ходом учений наблюдал Верховный главнокомандующий Нурсултан Назарбаев.

Группировки террористов, с юга прорвавшиеся на территорию республики несколькими группами и захватившие два небольших поселка, пытаются блокировать станцию Отар. Исходя из опыта боевых действий на Северном Кавказе, огневые удары наносятся только по хорошо разведанным объектам, чтобы избежать потерь мирного населения. С центрального командного пункта хорошо видно как слаженно работает авиация, артиллерия, танки, десантно-штурмовая бригада. Но, прежде всего, это экзамен вновь созданной 5 мотострелковой бригаде. Бригада станет основой Южного военного округа, что формируется в эти дни и получит постоянное место дислокации в городе Таразе. Верховный Главнокомандующий Нурсултан Назарбаев, лично вручил боевое знамя части командиру бригады мотострелков.

- Если раньше мы не придавали особого значения южным рубежам, то в связи с тем, что экстремистские силы, которые хотят прорваться через Центральную Азию - вы знаете, события прошлого года в Кыргызстане и Узбекистане, вы знаете, что исламское движение пытается дестабилизировать это наше соседние дружественное государство изнутри. В связи с этим мы обязаны принимать меры, - сказал президент.

Нурсултан Назарбаев заявил, что фактически создан Южный военный округ, на днях будет назначен его командующий. Задача округа - прежде всего, противостоять возможным вылазкам сепаратистов на южных рубежах республики. Параллельно создаются еще три военных округа - Центральный Западный и Восточный. Вооруженные Силы Казахстана должны быть немногочисленны, мобильны, маневренны и хорошо обучены. К этому стремились военные и на сегодняшних учениях.


ИСЛАМ КАРИМОВ НЕ УДОВЛЕТВОРЕН ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРИВАТИЗАЦИИ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ

Юрий Егоров, Независимая Газета N 142 (2204) 02.08.2000,

С большими трудностями - маловодьем и засухой - столкнулись в нынешнем году декхане Узбекистана. Особенно напряженная обстановка сложилась в низовьях Амударьи. Водосток реки по контрольным замерам составил 36% к среднегодовым значениям за последние пять лет, и в ряде районов полив осуществляется всего на 60% площадей. Уже на сегодняшний день имеются большие потери - на значительных площадях погибли посевы зерновых и хлопчатника.

В связи с маловодьем серьезную тревогу вызывает положение с обеспечением населения питьевой водой, особенно в сельских районах Республики Каракалпакстан и Хорезмской области.

Эти данные привел в своем докладе президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, выступивший на заседании кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития и реформирования экономики за первое полугодие нынешнего года.

В докладе дана оценка хода выполнения программы по дальнейшему углублению и либерализации реформ, и прежде всего, в экономической сфере. Реализация этой программы, принятой Олий мажлисом - парламентом страны, - призвана заложить прочный фундамент устойчивого и последовательного продвижения Узбекистана по пути демократизации, рыночных реформ, широкой интеграции страны в мировое сообщество.

Говоря об итогах работы в первом полугодии 2000 г., президент Ислам Каримов подчеркнул, что основная задача, стоящая перед Узбекистаном, - это достижение макроэкономической и финансовой стабильности как главного условия для обеспечения устойчивого экономического роста, осуществления глубоких структурных преобразований, модернизации и технологического перевооружения производства.

С 1966 г. республика имеет ежегодный устойчивый прирост валового внутреннего продукта. И в текущем году ВВП возрос на 3,8%. Это достигнуто за счет дальнейшего прироста промышленного производства (6,2%), увеличения выпуска потребительских товаров (7,1%), роста розничного товарооборота (5,3%), объема реализации платных услуг (14,7%), объема производства сельскохозяйственной продукции (7,1%).

Положительные результаты, считает президент Узбекистана, приносит и денежно-кредитная политика. По итогам полугодия среднемесячная инфляция снизилась до 1,5% против 1,9% в прошлом году, уменьшилась ставка рефинансирования Центрального банка с 36 до 24%.

Впервые на протяжении двух кварталов государственный бюджет исполнен с профицитом в размере 1% к ВВП. Другими словами, было достигнуто превышение доходов бюджета над его расходами в размере 0,8 млрд. сумов.

Как считает президент Узбекистана, это прежде всего результат не только совершенствования и улучшения системы налогообложения, укрепления дисциплины платежей, расширения налогооблагаемой базы, но и введения с 1 января 2000 г. нормативного метода прогнозирования и финансирования бюджетных расходов, поскольку они стимулируют более рачительное и экономное использование предприятиями и организациями выделяемых им средств.

И хотя наблюдалась некоторая активизация работы по разгосударствлению и акционированию предприятий, однако ход реализации программы приватизации с привлечением иностранных инвесторов ни в коей мере, считает президент, нельзя назвать удовлетворительным. Несмотря на наличие интереса со стороны иностранных инвесторов, пока ни один объект из 13, намеченных к приватизации по индивидуальной схеме, еще не приватизирован. За полугодие не реализовано иностранным инвесторам ни одной акции акционерных обществ, расположенных в Республике Каракалпакстан, Джизакской, Сурхандарьинской, Наманганской, Сырдарьинской, Бухарской, Хорезмской и Навоийской областях.

Среди важнейших проблем, стоящих перед экономикой Узбекистана, - формирование в республике здоровой конкурентной среды. Назрела необходимость внедрить цивилизованную систему товарно-денежных отношений, исключающую возможность, а главное, заинтересованность многократно перепродавать товар, пока он дойдет от производителя до потребителя. Именно это служит в настоящее время одной из основных причин искусственного роста цен в Узбекистане. Несоответствие заработной платы и цен на потребительские товары - главный бич, мешающий узбекистанцам чувствовать себя экономически независимыми. По признанию большинства жителей республики, жизненный уровень здесь продолжает оставаться низким.


Полнотекстовые версии данных материалов читайте на ═http://www.ferghana.ru/news /kirgizia.html
http://www.ferghana.ru
ferghana@ferghana.ru

Центральноазиатские новости от Фергана.Ру

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное