Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вестник Прогрессивного Рока

  Все выпуски  

Вестник Прогрессивного Рока


Информационный Канал Subscribe.Ru

ВЕСТНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА
Выпуск 9 / 2002
Страничка 5

NEARFest-2002

От Составляющего: Один из бывших контрибуторов в Вестник (тот, что «рапортовал»
о старом концерте King Crimson – 2000 в Германии) чрезвычайно на меня разозлился,
что я внес кое-какие исправления в его текст и убрал все жаргонизмы, многие из
которых звучат если и не «до конца» непристойно, то идиотски, по меньшей мере.
Ни я, ни большинство из вас, дорогие читатели (уверен (!) - у меня сохранился
«оригинал»), и слыхом не слыхали таких. Говорил, что подобными исправлениями
(особенно в отношении жаргонизмов (!): его письмо также осталось)
я «нарываюсь» на закон о нарушении «авторских прав», итд, итп – представляете?
И хотя с автором данного материала у меня сложились нормальные взаимоотношения,
я зарекаюсь, все же, «править» контрибуторов вообще. За грамматику и проч., само
собой, как это принято указывать повсюду, ответственности не беру.  С уважением,
ВМ

NEARFest-2002: Специальный репортаж Е. Бычкова

Посещение этим летом <крупнейшего на Северо-Востоке США
прогрессив-рок-фестиваля> (как он гордо именуется на своем сайте) было
преисполнено поглощением хорошей музыки.

Местом проведение фестиваля была выбрана столица штата Нью-Джерси, город
Трентон, прославившийся в прошлом году тем, что оттуда по всей стране
какой-то козел рассылал в письмах споры антракса. Больше в Трентоне ничего
нет.

Сам фестиваль располагался в Patriots Theater at the War Memorial :
затрудняюсь перевести адекватно. Что-то типа областного Дома культуры
<Патриот> ветеранов войны. Он и выглядит так же - мощное здание в стиле
сталинского ампира, построенное на века. Но несмотря на столь далекий от
прогрессив-рока имидж, <точка>, как говорят у нас, вполне раскрученная -
перед самым фестивалем там прошли концерты Бадди Гая, а сразу после
фестиваля, как обещали афиши, ожидались Pat Metheny, Jethro Tull, не
говоря уж о массе классических концертов - короче, не принято в Штатах,
чтобы помещение пустовало. О самом фестивале я был к тому времени уже
начитан и имейлов от организаторов (вплоть до подробного меню в ресторане
соседнего отеля Marriott) наполучаем, и событие ожидалось очень
интересным. Естественно, возбуждающе бросалось в глаза присутствие в
программе ветеранов Nektar и Caravan оригинального созыва, что звучало
отчасти даже сюрреалистично, а за два месяца до фестиваля свое
хедлайнерство подтвердил Стив Хакетт, и это еще больше подогрело интерес.
Хотя в реальности, конечно, имело смысл большее внимание обратить на
лошадок более темных, типа шведов Isildurs Bane, пенсильванцев Echolyn,
или моих частичных сограждан Miriodor -  потому что новую музыку интересно
открывать, а ветеранов - просто уважать, упиваясь ностальгией.

Итак, полный line-up двух дней:

29 июня, суббота:
La Torre dell'Alchimista (Италия)
Miriodor (Канада)
Isildurs Bane (Швеция)
Echolyn (США)
Nektar (фиг их знает, откуда)

30 июня, воскресенье:
Spaced Out (Канада)
Gerard (Япония)
Enchant (США)
Caravan (Великобритания)
Steve Hackett (Великобритания)

По моему разумению, состав участников вполне отвечает состоянию
сегодняшнего прога. Стилистический баланс выдержан - от классиков жанра до
почти экстрима. И над всем этим гордо развевалось (на самом деле
проецировалось на задник сцены), переливаясь всеми цветами радуги (на
самом деле, видимое только в темноте),  гордое лого (на самом деле, явно
маловатое для такого большого задника) одного из крестных жанра - мистера
Роджера Дина (на самом деле, милого интеллигентного седого джентльмена -
но об этом чуть позже).

Итак, событие открылось симпатичной итальянской группой La Torre dell
'Alchimista. Что-то вроде <Башни алхимика>. Я никогда не слышал
итальянских прог-групп <живьем>, и был немало заинтригован: всяческие
Banco, PFM и Le Orme и прочие произвели на меня в свое время очень
приятное впечатление, и я с нетерпением ждал встречи с настоящими
итальянскими прогмэнами, открывающими к тому же такой представительный
фестиваль.

Группа оказалась живописной, в цветастых кафтанах, балахонах
ярковыраженного европейского покроя и <дракульих> плащах. Лучше всех
выглядели дамы: одна на авансцене, играющая на флейте, оказалась
визуальным центром, да и двигалась получше остальных. Точнее, просто
двигалась, потому что остальные присохли к своим местам, включая и вторую
даму, которая не просто не двигалась, но и, похоже, вообще ничего на сцене
не делала, кроме как стояла за клавишными и изредка придвигала к себе
микрофон - без всяких, впрочем, последствий для окружающих. Зато она была
хороша собой - этакая итальянская, томно дремлющая, принцесса, вздумавшая
немного помузицировать поутру

музыка <Алхимистов> походила на все сразу, слушанное задолго до нашего
оседания в Новом Свете, но сыграна была вяло, малоинтересно и однообразно.
При этом ребята явно старались, а публика, как могла, их поддерживала -
все-таки в полуторатысячный зал набились любители прога со всего
континента. Впрочем, должен признать, что в записи <алхимисты> звучат
гораздо убедительнее: роскошные клавишные, муг-меллотрон-синкопы-флейта,
то есть все, как в проге положено. Видно, тяжела планида открывающего
NEARfest:

Следующая порция состояла из квебекской группы Miriodor, и на них стоит
остановиться подробнее. К сожалению, я практически ничего не знал о них до
Nearfest'а (кроме сграбленных в инете случайных мпегов), а между тем они
стали настоящим и, пожалуй, самым ярким открытием. Стоит порассуждать,
почему такую музыку привечают именно в Квебеке (не представляю, чтобы они
собрали хоть какую-нибудь аудиторию в Онтарио) - конечно,  франкофонские
корни берут свое, но ведь и Flower Kings не так давно поехали именно туда,
дав по концерту в Квебек-сити и Монреале, а в Торонто даже не смогли найти
подходящей площадки (читай: не вызвали интереса у промоутеров). Звучит
обидно, но реальность такова, что любители прога в основной своей массе -
не столько ред-неки, сколько эгг-хеды, что бы это не значило. А за этим -
в Монреаль, s'il vous plait:

С первых же звуков Miriodor'а на нас повеяло добротным коктейлем
фри-джаза, полиритмии и буквально осязаемой образности. Лысый человек по
имени Паскаль Глобенски, один из основателей группы (между прочим, ей уже
более 20 лет!), вел концерт, и даже временами типа шутил, но музыка на
веселье не очень-то настраивала, наоборот, количеством <событий> на
единицу времени требовала большой работы мозгов. А может, у них в Квебеке
так и веселятся. Из буклета выходило, что группа лишь недавно стала
секстетом, а раньше  они вполне управлялись втроем - не знаю уж, чего они
играли тогда, но сегодня чувство ансамбля и сыгранность просто потрясающи.

Без дам и здесь не обошлось. И почему-то опять же одна из них дула в дуду
(причем, очень классно!), зато вторая играла на скрипке - к сожалению,
эпизодически, но очень старательно. В отличие от les femmes мужчины были
заняты более серьезным делом - они работали. И какая же превосходная это
была работа! Я искренне желаю всем сочувствующим, включая и себя,
родимого, поискать альбомы Miriodor (кстати, это слово озарило французские
мозги вышеупомянутого Паскаля еще в детстве, хотя он, по его словам, до
сих пор не может понять, что же оно означает). Энергетика 21 века в
сочетании с почти готическими образами: слушать такое <живьем> ужасно
интересно, хоть и нелегко (см. выше).

Словом, сэт впечатлил. Следом шли Isildurs Bane. Когда-то,  с четверть
века назад, когда в мире царил сплошной панк-рок, эти загадочные шведы с
толкиеновским названием собрались, чтобы поиграть какую-то странную смесь
легкого джаза, шведского фолка и нео-классических камерных наигрышей. Со
временем их музыкальная концепция вбирала в себя все попутное и вылилась в
уникальный стиль. Неоклассицизм в композициях отчетливо присутствует и
сегодня, что роднит шведов с венграми After Crying (к слову, звездами
прошлогоднего NEARfest'a). Ставить их вслед за Miriodor - я считаю, была
одна из главных ошибок организаторов фестиваля. Две лучшие в музыкальном
отношении и самые сложные для восприятия команды шли друг за другом  сразу
после субботнего полдня. Может, на прог-фестивалях это в порядке вещей. По
крайней мере, как сообщили организаторы в последующих имейлах, и Miriodor,
и Isildurs Bane практически полностью распродали привезенные на фестиваль
запасы компактов, что, безусловно, свидетельствует о полном приятии их
музыки определенной частью населения Соединенных Штатов Америки. Иронию
обосную чуть ниже, пока же - о музыке <исильдуров>. На сайте NEARfest'а
она официально была обозначена как "combination of symphonic rock, jazz,
classical music, and a hint of a Frank Zappa influence". Ну, думается,
Заппу мы хотя бы здесь на время оставим в покое, а все остальное вполне
присутствовало. Абсолютно виртуозные, демонические музыканты, совершенно
не озабоченные показом своей техничности. Музыка малоимпровизационнна, и
при невероятной динамичности в целом отстраненно холодна, все довольно
трезво и тщательно продумано, сплошной симфонизм мышления, трубач,
вибрафонист и скрипач ошеломили, и единственный слабый момент был связан с
появлением вокалиста, чего раньше у <исилдуров> не наблюдалось вообще.
Боюсь, они хотели подкупить американскую аудиторию и сделать свою музыку
более удобоваримой, но добились обратного эффекта. Isildurs Bane,
безусловно - инструментальная группа, и таковой она, по-моему, просто
обязана оставаться. Во всем остальном, Isildurs Bane - одна из наиболее
ярких современных прог-команд, а кому не нравится - слушайте Заппу. И
возвращайтесь в свою Америку.

Пенсильванскую группу Echolyn я сватал своим друзьям еще с год назад,
когда послушал их As The World - классную драйвовую вещичку с хорошим
текстом, вокалом в духе раннего Yes и крепким инструменталом. Echolyn на
самом деле называли в пресс-релизах NEARfest'a чуть ли не легендарными, и
публика на фестивале была воодушевлена донельзя, но думаю, это скорее
результаты происков каких-нибудь бен-ладенов, спровоцировавших
исступленный рост американской патриотической истерии. Ибо, по моему
скромному разумению, Echolyn - вполне рядовая группа с чисто американским
прямолинейным звучанием, отсутствием мелодичности, не страдающая
изобретательностью, к тому же, играющая громко и поющая плохо. Будем
считать все это следствием моих опыленных мозгов. В результате мы с
друзьями двинулись по направлению к припаркованной неподалеку машине,
значительно и не торопясь опустошили содержимое ее багажника, вернулись в
зал и обнаружили, что Echolyn по-прежнему на сцене, и даже, кажется, с той
же самой песней. Мы погуляли еще минут десять, вернулись снова - картина
та же. К тому же к музыкантам группы подсели скрипачи-виолончелисты, что,
видимо, являлось признаком какой-то особой крутизны, но принципиальных
изменений в звукоряде заметно по-прежнему не было. Публика при этом
прыгала до небес и радовалась жизни на одной планете с легендарными
Echolyn. Наверное, мы поздно приехали в эту страну.

Справедливости ради нужно отметить, что Echolyn на самом деле в течение 50
минут тянули одну и ту же резину - оказывается, они полностью исполнили
свой последний на сегодняшний день альбом Mei, целиком состоящий из этой
самой песни. Но тогда мы еще не знали, иначе я хотя бы попытался
проследить за развитием самой длинной на моей памяти песни прог-рока. Но -
не сподобился, о чем не пожалел, признаться, ни на минуту.

Первый день фестиваля подходил к концу, ждали хедлайнеров Nektar.
Возвращение легендарных прог-мэнов на американскую землю после
четвертьвекового отсутствия (Боже!!!..) было обставлено с огромной
пышностью - тут и там мелькали приближенные личности, одетые в специальные
футболки, группу поддержки составляли многочисленные детишки, и вообще
семейство Nektar представляло собой хорошо организованную цыганскую
общину, дружно кочующую из конца в конец Дома культуры <Патриот>.

В середине 70-х Nektar были довольно уважаемой, но малокультовой
прогрессивной рок-бэндой. Их музыка была мелодична, без откровений свыше,
в меру технична - о такой говорят, что слушать ее приятно, свою порцию
гармонических, вокальных и ритмических трюков она в себе несла, но когда в
77 году группа фактически распалась, на это особо даже никто не обратил
внимания - вспомните, что творилось тогда на рок-дворе - и не столь
скромные сметались в небытие в считанные месяцы:

По прошествии десятилетий пришла пора собирать камни. На волне реюньюнов
Nektar выглядит вполне логично: их музыка хоть и была умеренно
психоделичной, но не настолько при этом кислотной, чтобы искать имена
участников группы в разделах некрологов. И дай им Бог здоровья, потому что
их почти 2-часовое выступление прошло на высочайшем художественном и
творческом уровне. Я сам довольно слабо знаком с деталями их музыки 70-х,
но сегодня, по прошествии стольких лет, они звучат как свежие мальчишки,
только что закончившие хай-скул - и долго и прилежно учившиеся музыке.
Nektar выступил в оригинальном составе начале 70-х: гитарист Рой
Элбрайтон, басист Дерек Мур, клавишник Аллан Фриман, барабанщик Рон Хауден
и Ларри Фаст на синтезаторах, который, впрочем, присоединился к ним только
в 1976 году, а потому может считаться новичком. Между прочим,
лайт-дизайнер Мик Броккет тоже отвечает за их световые шоу с того еще
времени (что отчасти его оправдывает:) Были исполнены практически все хиты
классического периода группы - полная definitive collection. Особенно
трогательной в сэте была песня Nellie The Elephant с альбома Down To
Earth: именно она сохранилась в полном видеоварианте 74 года, и была
исполнена возмужавшими <нектаровцами> под собственный визуальный плэй-бэк.
В-общем, все было трогательно, мощно, громко и красиво. Весь концерт
записывался на DVD известной компанией Classic Rock Legends, уже
выпустившей обновленные концерты Gong, Caravan, Hatfield And The North и
прочих прогрессиных ветеранов 70-х, и зал даже попросили попозировать -
задрать кверху руки - чтобы потом использовать этот кадр для обложки.

Словом, очень сильное завершение первого дня NEARfest'a.

Первой была объявлена канадская команда Space Out. Я сразу понял, что они
из Квебека. В Онтарио они с такой музыкой быстро бы побежали на заработки
в ближайший фаст-фуд. В отличие от своих земляков, вчерашнего Miriodor'a,
Space Out не обременили себя поисками собственного <я>, а с первых же нот
погнали добрый старый <фьюжн> с мощным пятиструнным басом, гитарой,
клавишными и барабанами. Как деликатно отметил потом один из обозревателей
фестиваля, такая музыка, как правило, доставляет больше удовольствия самим
музыкантам, чем слушателям. В общем, нужно отдать квебекцам должное -
играть они умеют, быстро, виртуозно, легко переходя от контрапункта к
солирующим эпизодам: но после классических Weather Report и Mahavishnu
Orchestra в этой музыке уже трудно что-то изобрести. Разве что добавить
апокалиптического драматизма в духе XXI века: кажется, этим вклад Space
Out в развитии мирового fusion и ограничилось.

Следом шли японцы Gerard. Эти полагают себя ветеранами японского прога,
рока, нео-металла и черт-те чего еще, а заодно - и наставниками Ars Nova,
типа самураев при гейшах. Выглядят, ясно дело, как 15-летние пацаны, хоть
им и хорошенько за сорок каждому. Вдарили - чертям тошно стало: шуму от
троих язиатов было в тысячу раз больше, чем от целой толпы шведов
накануне. Оголтелый драйв без тени мысли - хотя рубили мощно. Главный
"джерард" Тошио Егава носился за грудой клавишных, только ручонки
мелькали. Басист буквально потряс воображение огненно-красными волосами и
естественными "героическими" позами, отработанными многими поколениями
басистов до него: Барабанщик был просто демон, и это не преувеличение - я
редко видел таких динамичных азиатов. Причем, молотя палочками, он даже не
старался сдержать зверской мимики камикадзе - видно, Пирл-Харбор
вспоминал. Играли все, язви их, в миноре, так что все с их музыкой стало
ясно довольно быстро: минор, быстро, шумно, клавишно, и барабанщик -
демон.

Душа рвалась на волю, в нью-джерсийские пампасы, и, взбрыкивая головой,
как после глубокого ныряния, в надежде выбить звуковую пробку, я пошел
бродить по <Патриоту> в поисках свежих впечатлений. Снаружи пекло, поэтому
основная масса прогрессивного населения толпилась на ступеньках, хоть
как-то прикрытых козырьком. Я бродил и разглядывал галерею футболок,
потрепанных и не очень, передвигающихся вокруг меня. Обнаружилось, что это
отдельная суб-культура фестиваля, люди, напяливая на себя что-либо
тряпичное, следуют определенному ритуалу. Скажем, мордочку самой красивой
девушки мира Бритни Спирс грешно было бы разыскивать на посетителях
<Патриота>, но точно так же весьма затруднительно было бы подсчитать,
сколько маек с логотипами, расписаниями гастролей и просто физиономиями от
Yes, ELP, Rush и другими десятками классиков прога нацепила на себя
NEARfestовская братия.

Разглядев на майке одного из прогманов лого Flower Kings, я радостно
сообщил ему, что мне тоже они нравятся, на что получил уверения, что
<Цветочные короли> выступят на NEARfest'e '2003. И знаете что? не прошло и
3 месяцев, как информация подтвердилась. Если попаду на NEARfest в будущем
году, буду попристальнее приглядываться, кто у кого на маечках:

Обсуждать футболки - дело не очень к теме относящееся, но не могу не
вспомнить двух, особо поразивших. На одной, большими белыми буквами на
черном фоне было написано BABA YAGA. Как выяснилось, это то ли песня, то
ли название альбома какой-то норвежской певицы, чей бой-френд эту майку и
натянул. За другой майкой я ходил кругами, пока не прочитал целиком - а
это, верите ли, нет, была афиша выступления Льва Термина то ли в
Политехническом, то ли в каком-то техучилище в Москве в 1921 году. То есть
полностью переведенная на выцветшую розоватую футболку русская афиша,
причем, владелец майки явно ни слова по-русски не понимал. Пожалуй, это
одна из самых крутых маек, которые мне попадались.

К слову сказать, эти размышления на темы футболок мне бы, может, и не
пришли в голову, если бы она была занята чем-нибудь более позитивным.
Право, если бы не ожидания хедлайнеров Caravan и Стива Хаккета, я бы
сильно загрустил. Поскольку следующая порядковая единица NEARfest'а
Enchant даже априори не вызывала у меня никакого желания, кроме как пойти
и хорошенько покушать в буфете соседнего отеля Marriott. В буклете
фестиваля Enchant были торжественно объявлены <выходцами из района залива
Сан-Франциско>, что само по себе, учитывая количество и качество вышедших
оттуда в прошлом творческих единиц, должно вызывать у любого уважающего
себя меломана дрожь в коленках. Правда, уже вторая строчка буклетной
статьи звучала более кисло - <:находящиеся под влиянием Marillion, Rush,
Queensryche, Kansas, Dream Theater and Yes>. Боже. Вот именно такой компот
они и намешали, причем от каждого взяли самое поверхностное, что, впрочем,
вполне возможно, воспринималось ими как лучшее и передовое. Кстати, если
уж на то пошло, даже с оригинального Kansas я год назад ушел уже после
третьей песни. Наряду со вчерашним Echolyn'ом, выступление Enchant
заставило пожалеть о бесцельно прожитых годах, а заодно поразмышлять на
тему, почему прог-мейнстрим США и Канады так безнадежно нуден. И при этом
столь в этих же странах популярен. В самом деле, совершенно непонятно, как
на земле, давшей миру классический джаз, Боба Дилана и тех же
сан-францисских психоделиков, включая искомого дедушку Заппу, может столь
пышно и тупо расцветать убожище так называемого AORa. Чтобы не быть
голословным, приведу в подтверждение своей сентенции абсолютное отсутствие
мало-мальски приличных мелодий, заезженные донельзя аранжировки,
достаточно скромные технические данные (не говоря уж о внешних!)
музыкантов и полное нежелание выйти за пределы схем, набитых за последние
четверть века.

Должен уточнить - мои критические замечания относятся только к части
американского прог-мейнстрима, развившегося в 80-х под вывеской
Album/Adult Oriented Rock, aka AOR, и, учитывая, что то десятилетие вообще
прошло под знаком Майкла Джексона и Мадонны, то чего с них вообще взять.
К тому же я не претендую на истину в последней инстанции, так что ребята,
возбуждающиеся от Rush, могут расслабиться. И уж тем более парни из
Enchant должны начихать на мои эмоции - зал <Патриота> их очень тепло
поддержал. Я просто стараюсь быть объективным в своих рассуждениях, и мне
наплевать на пресловутую политкорректность. Может, еще и оттого, что я
достаточно хорошо знаю и люблю НАСТОЯЩУЮ американскую музыку. Но если кому
все-таки по нраву мои нынешние земляки Rush - я пойму и отойду в сторонку.

Все эти рассуждения получили логическое развитие, когда на сцену вышли
легендарные Caravan. Вопросы о настоящей культуре, традициях и музыкальных
мозгах автоматически отпали сам собой. И дело даже не в том, что Caravan -
хорошая группа, а, скажем, Enchant - плохая, а в том, что их музыки - из
разных измерений.

Поначалу Caravan произвел даже странное впечатление - после двух дней
серьезной <работы> уши не сразу перестроились к мелодиям в духе Moody
Blues или Procol Harum и вокалу, родственному America. Кентерберийская
сцены никогда особо не отличалась динамизмом, но мелодическое начало (даже
у безумного Уайатта) всегда присутствовало. Равно как и  другое -
свободная форма, неизменно сохраняющая строгую логичность, тонкое
исполнение и бережное отношение к эстетике звука. Все это присутствовало у
Caravan в полной мере, и если даже далеко не все их песни (а они, как и
Nektar накануне, представили фактически свою definitive collection) до сих
пор <на слуху>, среди мелодий сэта не было ни одной, о которой можно было
бы сказать, что она банальна, или что стилистически устарела, или что
оркестровка жидковата (хотя вот здесь я как раз не могу удержаться от
ложки дегтя - великолепный во всех отношениях Дэвид Синклер, многолетний
клавишник и один из основных авторов группы, проявил какую-то непонятную
слабость к одному конкретному - довольно противному - тембру своего
инструмента, напоминающему дурацкую дребезжащую и пронзительную помесь
муга с меллотроном, и умудрился именно на этом тембре проиграть большую
часть своих незамысловатых соло. Может, это был его коронный <фирменный>
звук, но что-то я его раньше у Caravan не слышал, по крайней мере, в таком
объеме. Впрочем, это единственный повод уязвить мэтров). Перед нами были
представители уходящей эпохи, причем сами они соверщенно не чувствовали
себя чужими на празднике жизни. Они играли музыку, которую знали, любили,
и научили любить целые поколнения. Назвать ее примитивной язык не
поворачивается - скорее примитивными были потуги на всеобъемлющую
философичность большей части других исполнителей NEARfest'а. А Caravanщики
играли ПЕСНИ, и пели нормальными красивыми голосами, и не чурались
слаженного многоголосия, и соло все были в рамках, заданных законами
построения ПЕСНИ, а не безумными сновидениями двоюродной прабабушки
третьей реинкарнации предыдущего басиста: из Иокагамы или Квебека: И у них
было чувство юмора, и теплое отношение друг к другу, и даже в развернутых
классических опусах For Richard and Nine Feet Underground им не изменяло
чувство меры, и дуэт Джеффри Ричардсона и гитариста Дага Бойла стал,
помимо музыкальной, еще и визуальной частью шоу.

И я поймал себя на мысли, что пытаюсь ухватить за хвост ту ушедшую эпоху,
на которую мы опоздали. Мы никогда уже не увидим молодого Питера с молодым
и кудрявым еще Филом за ударной установкой за спиной, никогда не посмотрим
концерт Soft Machine и не узнаем, как же это они такое исполняли, никогда
не услышим дребезжащего трехголосия братьев Джибб (они и сейчас дребезжат,
но уже совершенно по другой причине:) и, похоже, никогда уже не увидим,
как улыбаются друг другу Роджер и Дэвид:  Мы многого уже не увидим и не
услышим, зато Caravan, хоть и изрядно постаревший,  мы увидели и услышали,
и он оказался в превосходной форме, и басист Джим Левертон, улыбаясь,
шутил и заигрывал с гитаристом и основателем бэнда Паем Хастингсом, и
Джефф Ричардсон, пританцовывая, играл на альте, а потом, шутя, на
<электро-ложках> (!!!), и звук был чистым и прозрачным, как вся музыка
легендарной кентерберийской сцены,  и это был настоящий рок-н-ролл,
веселый, легкий, даже когда играли несимметричные ритмы, даже когда
композиции за счет jamming растягивались минут на 10, все равно все это
было без напряжения и вздувания вен. Является ли сегодня эта музыка столь
уж <прогрессивной>? ровно настолько, насколько была ею 30 с небольшим лет
назад. И если уж говорить об этимологии, то битловский I'm The Walrus до
сих пор куда <прогрессивней> всех совместных дискографий эхолинов и
эншантов:

Однако, Beatles-то, конечно, Forever, но Caravan'ом фестиваль еще не
кончался, и это было самое приятное. Рискую оказаться в числе старых
перцев, для которых возможность увидеть любимых героев молодости
оказывается чуть ли не важнее собственно хорошей музыки, но в данном
случае прятное явно соседствовало с полезным. Хедлайнеров в тот вечер было
двое и, восторженно поорав на выступлении Caravan, и даже отчасти
потанцевав (а атмосфера была располагающая, вполне душевная и
праздничная), публика, долго хлопая кентерберийцам, уже предвкушала
финальный аккорд.

И он не заставил себя ждать. Выход Стива Хаккета был обставлен с
подобающей настоящему мэтру торжественностью. Могло даже показаться, что
все предыдущее было всего-навсего лишь подготовкой единственного стоящего
события - что, конечно, не так. Первые же звуки, раздавшиеся с затемненной
сцены, понесли не просто мощью - высокотехничным профессионализмом.
Завсегдатаи концертов меня поймут - с первых аккордов можно определить, в
какой форме находится исполнитель. Аккорды команды Стива Хаккета
свидетельствовали, что состояние on the road является для нее рабочим,
саунд спаянным, а лидер - не просто иконой, но Музыкантом, находящимся в
расцвете творческой и, похоже, физической формы (буквально через пару
недель, наблюдая на концерте его ровесников- Yes классического созыва, я
не мог поверить, что это музыканты того же поколения -  по внешнему виду
все они Хаккету в отцы годились).

Сочинитель и исполнитель лучших гитарных партий лучшей прог-группы всех
времен и народов был подчеркнуто корректен, одет в черное, и лишь, вежливо
улыбаясь, кивал в ответ на восторженный прием публики. В течении полутора
часов мистер Хаккет провел с нами обстоятельную музыкальную беседу,
затрагивающую разнообразные аспекты и этапы его творческого пути - от
классических номеров времен Genesis до музыки Эрика Сати, которую он
давеча записал вместе со своим братом Джоном. ДА НЕТ ЖЕ!!! Все было
гораздо динамичнее - профессионализм сопровождающего Хаккета бэнда (из
которого особо стоит выделить саксофониста Роба Таунсенда) был столь
высок, что показавшаяся поначалу прохладной музыка на поверку вышла почти
совершенным образчиком концертно-исполнительского искусства. Звук был
совершенен и воспринимался как нереальность, особенно после двухдневных
прог-упражнений других участников NEARfeast'а. Конечно, альбомы Стива
Хаккета, будем откровенны, не всегда дотягивают до уровня репутации их
автора, и если бы его дискографию подредактировать процентов на 50, она бы
от этого только улучшилась: но то, что мы услышали на NEARfest'е лично
меня утвердило в убежденности:  Хаккет - во плоти один из краеугольных
камней того самого прога, в поисках которого мы оказались в Трентоне,
каждый своим путем, совращенные некогда трехаккордовой магией:

:Отыграв примерно пол-сэта, интеллигентный и скромный мистер Стив
заговорил. То есть, какие-то неизбежные вещи он говорил и до этого,
предаваряя номера, но тут он вспомнил недавнюю встречу с Питом Таунсендом
в клубе Би Би Кинга в Нью-Йорке, которая состоялась как раз незадолго до
начала очередного турне The Who: и, конечно, все поняли, о чем - точнее, о
ком - идет речь: всего два дня назад рок-н-ролл лишился очередной своей
знаковой фигуры Джона Энтвайстла. И при полном молчании зала бэнд Хаккета
исполнил пронзительную In Memoriam из Darktown.

Были и классические вещи Genesis, причем, Хаккету достало такта и вкуса,
чтобы обойтись без вокала - Los Endos, Watcher of the Skies и Firth of
Fifth были сыграны инструментально, и в обновленной аранжировке. Были и
испытанные сольные коронки, причем, в концертном виде они мне показались
куда убедительнее, чем в записи. Кроме того, мне подумалось, что, может, и
не стоит так уж строго придерживаться терминологии - Хаккетовский <прог>,
как и Caravan'овский до него, и вчерашний Nektar'овский, полностью
проистекает из лучшего, что эту музыку всегда питало - динамизм и
революционность 60-х в сочетании с интеллектом, развившимся со временем. И
если отбросить свойственную многим <меломанам> спесь и фрондерство, а
заодно посмотреть на музыкантов не как на <легенд>, а как на обычных
людей, которые окружают нас ежедневно - то пресловутый <прог> (как и любые
другие ярлыки, придуманные бездельниками-музыкальными критиками)
перестанет мерещиться какими-то вершинами, доступ к которым открыт только
избранным.

И уже позже, переслушивая массу незнакомых мне доселе исполнителей,
которых прогмэны активно сватают на будущие NEARfest'ы, я подумал, что на
сегодняшний день, пожалуй, ни один из рок-н-ролльных стилей не
эволюционирует так убедительно и последовательно, охватывая огромное
количество стран, континентов и различных музыкальных культур, как тот,
что по-простому зовется <прогрессивным роком>. Пуристы от музыки могут
сколько угодно воротить нос, оставаясь приверженцами рок-класиков
30-летней давности - организм развивается. А любое движение, как известно
- свидетельство жизни.

Вот многоточием и закончу…

Евгений Бычков
bychkov@sympatico.ca


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное