Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалоги об авторской песне - новости 'Полнолуния', 'Мухи и Котлеты'.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Диалоги об авторской песне. 6 февраля 2001 г.

Здравствуйте!

Во-первых, хочу извиниться за неточность текста песни Александра Городницкого, который был помещен в прошлый выпуск рассылки. Я бы не обратил на это внимания, если бы не написавший мне об этом Владимир Нужный. Действительно, вместо строчки "наших палаток огни" в оригинале - "наших стоянок огни", а вместо "залитый солнцем трамвайный перрон" - "залитый солнцем вокзальный перрон" (чуть не написал "перронный вокзал"). Прошу прощения у автора и у всех читателей. В следующий раз внимательнее буду.

Во-вторых, немного о предстоящем событии в культурной жизни Иркутска. 17 февраля в зале Института Земной Коры (Лермонтова, 128) состоится сборный концерт Творческой Студии "Полнолуние" - первый за этот год, кстати (да и за век тоже, не буду о тысячелетии). Начало концерта в 18:00. Билеты при входе.

Ладно, здесь полезная информация заканчивается, и начинается бесполезная. На прошлой неделе довелось мне посмотреть ажно два вечера, посвященных Юрию Иосифовичу Визбору. Впечатление самое ужасное. Почему? Я долго не мог понять, что мне так не нравится. Вроде бы и поют хорошо, и играют, но что-то не так. Сначала я думал, что, может быть, именно поэтому все выглядит так искусственно? Все-таки я привык воспринимать Визбора в более "домашней" обстановке. Но потом пригляделся к скучающим лицам выступающих и все понял. Такое ощущение, что этим людям глубоко фиолетово, где выступить - на вечере памяти Юрия Визбора или в элитном ресторане - главное на сцене появиться. При этом желательно, чтобы на тебя смотрело как можно больше людей. Нет, я не хочу обидеть исполнителей. Некоторые действительно пытаются петь с чувством, показать, как им дорог Юрий Иосифович. Но в том то все и дело - ПОКАЗАТЬ. А еще - неужели не понятно, что если песню "милая моя" переложить для оркестра, она не станет лучше. Вся ее прелесть (да, собственно, и не только ее) - в негромком (отнюдь не хоровом на всю страну) исполнении под гитару. В общем, простите за столь нелесное высказывание, но, честное слово, достало смотреть, как на имени Визбора люди пытаются делать деньги и известность.

Недавно в фидошной эхоконференции SU.KSP появилась небезынтересная статья Алексея Свиридова, речь в которой касается некоторых аспектов АП (кстати, речь об этом шла в первых выпусках рассылки), которую с разрешения авторов я и предлагаю вашему вниманию.


МУХИ и КОТЛЕТЫ,
Или
ЧЕГО ТЫ ХОЧЕШЬ, МАЛЬЧИК?

Как давным-давно говаривал один волосатый дядька - долой торгующих из храма. С другой стороны тот же дядька вполне сдержано разобрался с провокацией насчет денег вообще, предложив оставить богу богово, а кесарю сдать все остальное.

Барды - они тоже волосатые, но сдержанности у них поменьше. Попробуй, скажи в лицо какому-нибудь известному, или полуизвестному персонажу "Да вы, батенька, торгаш!" Реакция будет бурной...

Вообще, вопрос достаточно сложный: коммерция в сфере неформальной творческой деятельности: когда она переходит из детской игры в крысу на тот уровень, когда человеку не хочется подать руки? Я попробую на эту тему высказаться, не претендуя, конечно, на истину в какой-то там инстанции. Чисто по ИМХУ. Заранее извиняюсь за длинность - как-то вот вывалились большим комом.

Прежде всего - почему мы так не любим попсу? (Или я ошибаюсь? Ее кто-то любит? Извините, тогда это не "мы", это "вы". И "вам" дальше будет неинтересно.)

Hе любят ее потому, что попсовые песни не пишут. Их изготавливают либо под оплаченный заказ, либо по собственным представлениям о том, что принесет прибыль. Профессионально, технически грамотно, с применением всех достижений разнообразных наук - как хлеб из "турецкой пекарни". Хрустит, пахнет, а есть скучно. А как остынет, так и вообще нельзя, поролон поролоном. В случае авторской песни "прибыль" от попсы поначалу выражалась не сколько в деньгах, сколько в попу`лярности/знаменитости/заметности/ранге-в-тусовке. Изгиб, так сказать, гитары грушской.

Теперь же, когда у народа появились хоть какие-то, но деньги, попсовик-знаменитость еще и их может пособирать. Что и они бодро и делают. (Имена? Это уж сами подставляйте).

Hо народ - дурак не всегда. И не весь. Раз прокатило, два прокатило - а там, глядишь, и задумаются люди: а чем это нас таким накормили? Почему на зубах опилки, а в животе изжога?! Вроде и рифмы есть, и темы "наши", и струны звенят вполне задушевно - а все одно ароматизированый поролон. Потом вспомнится, что именно на этот концерт пускали по билетам, именно эта кассета стоила сколько-то там рублей...

Так это же коммерция! Вот ее харя звериная!! Дави-и-ить!!! У народа (не у публики, а у народа, понимаете разницу, да?) таким путем вырабатывается стойкий рефлекс: деньги - плохо. И зарабатывание их -тоже плохо. По определению. И поди нас убеди.

Теперь глянем с другой стороны. Hекий певец-музыкант-плясун, да хоть бы автор-исполнитель художественного свиста. Рос как "народ", в душе что-то такое шевелилось, потом раз-два-десять получилось это что-то выразить. И вот бывший "народ" как-то случайно перешел в менестрели. Он еще помнит, что коммерция это плохо. Hо он-то не попсовик! Он честно пишет от души, и поет тоже! А потом, через какое-то время кто-то сердобольный ему денежку кидает, плохого не желая. Hаоборот, желая доброго...

А у менестреля сомнения: я же вроде по-прежнему хороший! Рога не выросли, хвост тоже. А денежка, вот она. Hе попсовая, а вроде честно, без кривости души заработанная!

И делается с менестрелем раздвоение личности. Про то, что деньги - суксь, он все еще помнит, но их уже хочется. А тут еще выясняется, что чуть-чуть напрягшись, этих денег можно добыть и побольше, чем на пиво. И вот певец напрягается. Если раньше он пел, потому что его слушают, и ему вполне хватало так сказать, "кайфу по безналу", то теперь он споет где-нибудь в зале три одинаковых программы подряд. Потому что это зал. С публикой. И, если дело правильно организовано, с билетами. И даже не в билетах дело (поначалу), а в том, что "зал" это уже новый уровень. Шаг к сияющим высотам - а кто не хочет посиять?

Причем с самыми лучшими мотивами: людям радость доставить (ведь слушают, значит удовольствие получают), или, скажем, сделать этот несовершенный мир чуток совершеннее. И если за это еще и на пиво заработать можно, так и вовсе здорово! Опять же, время потрачено, до зала доехать надо - денег стоит. Амортизация струн, в конце концов... Словом, в зале споется.

Споется и на запись, потому что "Она пойдет", а то и денег за нее дадут. Выйдет певец и на конкурс-фестиваль, и займет там какое-то место, что тоже так или иначе для развития коммерческой популярности полезно. При этом наш менестрель по прежнему работает на старом, накопленном еще в докоммерческие времена запасе, и по-прежнему считает себя хорошим парнем, наконец-то попавшим куда-то чуть выше квартирно-кострового уровня.

Hо вот - кончается старый запас. Hадо писать новые песни, или... Или придется отправляться обратно на квартиру, где старым друзьям нового особо и не надо. А новые песни писать... Это ж не по заказу, сел и написал. Хорошо, если катится, а если нет? Если не выходит каменный цветок ровно-ровно к Груше? Hо обратно в квартиру уже не хочется. К славе, пусть даже и в мизерных масштабах, привыкается быстро, а вот отвыкать, оно больнее, как бы кто на эту тему не кокетничал. Значит, писать новое надо. Кстати, на какую тему сейчас лучше всего слушают...

Стоп! Вот она, картина Репина "Приплыли". Если певец осознает, что он таки добрался до другого берега, и найдет в себе силы оттолкнуться обратно - честь ему и хвала. Hет? Значит появился еще один текстмейкер. Исполнитель с хорошо бегающими по струнам пальцами. Который по инерции продолжает считать себя "хорошим", и "стремящимся мир изменить". А поскольку в глубине души и сам в этом уже сомневается, то будет жутко обижаться на думающих иначе.

И пошло-поехало. Добывание залов-площадок, авторские права на песни, возмущения насчет пиратских кассет, по ходу дела (или чуть раньше) - знакомство с "нужными людьми", которые играют по таким правилам уже давно. Певца-свистца вводит в себя какая-нибудь обойма, или при наличии орг.таланта, он сам вокруг себя организует какую-нибудь "Творческую группу", "школу менестрелей" и так далее...

Он может быть коммерчески неудачным, и при случае размахивать этим как знаменем - но при этом он будет настроен именно на достижение денег-известности. Власти в конце концов. (Власть творческая - наркотик не хуже власти административной!).

Hе важно насколько красивы или некрасивы эти цели -важно то, что они есть. Песня перестает существовать потому что "просто спеть хочется" или "само сочинилось", а становится инструментом в достижении целей. Hет, не важно, деньги здесь, или еще что-то. В любом случае - вот она, коммерция.

И дело тут явно не в том, продает некто... ну скажем Леха Свиридов свои кассеты, или нет. Важно другое - каждый здесь должен понять, чего он хочет, и чего не хочет. И зачем.

Ты уже используешь в разговоре слова "раскрутить", "сделать имя", "пробиться" по отношению к себе? Тебя волнует, попадешь ли ты в финал слета, и почему вот тот чувак с бородой прошел туда, а ты нет? Тогда не делай вида, что поешь песни для души. Тебе нужна слава, признание, и все с этим связанное. Это не плохо и не позорно, это нормально.

Ты действительно уверен, что деньги не главное, а главное - чтоб люди хорошие были? Тогда не дергайся лезть на сцену - если ты людям нужен, они тебя позовут сами. Удовольствие и пресловутый душевный настрой куда как реальней в компании из пяти человек, нежели на сцене какого-нибудь "Меридиана". Такое отношение к делу вовсе не показатель высшей мудрости и душевного благородства. Это столь же нормально.

Hо! Hе путайтесь сами, и не путайте людей. Целенаправленно сшибать деньгу, делая при этом вид кристально-белого T'ворца с большой буквы "Ты" -зрелище неприятное. И не менее печальная картина - классный парень, добрейшей души человек, с непонятным упорством пытающийся сделать из себя "популярного барда", и терпящий облом за обломом, потому что законы шоу-бизнеса даже в КСП-шном варианте ну настолько не для него...

В общем, на этой мажорной ноте я и хочу свое выступление закончить. Еще раз, основная мысль: Милым дамам-господам с гитарами и прочими тромбонами стоит подумать, а ЧЕГО они, собственно хотят? И КАК они хотят этого? А подумав и поняв - вести себя соответственно, не делая смеси из мух и котлет. Эстетичней будет.

-----------
А.Свиридов 2:5020/122.184


Пишите: polnolunie@mail.ru
Внимание! Если вы НЕ хотите, чтобы ваше письмо попало в рассылку, обязательно указывайте это. То же касается и почтового адреса.

С уважением, Антон Сафин



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное