Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Диалоги об авторской песне. 12 апреля 2000 г.

Ответ Валерия на гневную критику, посыпавшуюся в адрес его статьи (смотрите выпуски за 9 и 10 апреля):


--------------------
Бог мой!

А куда же деваться тем, кто не вписывается в
прокрустово ложе Вашей классификации? Повеситься?
Так ведь по большому счету сегодня не вписывается
никто. Да и раньше не вписывался. Никогда.
Давненько я не читывал такой апологетики догматизма,
чуть ли не с застойных времен, (тогда, кстати, и барды
не вписывались).
Вы кого-то конкретного имеете в виду, ну как образец?
А может быть столбите место по новым "Солнцем"? Для
будущих "искусствоведов в штатском".
Тогда извините за резкость, но уж больно круто
заворачиваете.

Алекс.
 --------------------
На концертах бардов бывает, что после часа выступления из зала приходит записка: "Ну наконец спойте хоть что-нибудь". С какой целью они пишутся? Наверное, чтобы почувствовать свое превосходство, почувствовать себя лучше выступающего. Посмотреть, как автор начнет оправдываться, как он начнет доказывать, что он тут уже целый час поет. Письмо Алекса из этой же области. Ничего конкретного. "Апологетика догматизма", "никто никуда никогда не вписывается"...
-------------------- День добрый! Прочитал статью Валерия... Здорово! Такого глубокого анализа я еще не видел. Приведены цитаты из словарей, книг и т.д. Огромный труд, за что очень благодарен. Я не буду спорить с терминами и с их определениям (против энциклопедии "не попрешь" :) ). Но нужно ли такое расчленение термина "бардовская (авторская) песня"?! По-моему это чем-то похоже на попытку аналитически (посредством различных формул) математика разложить понятие "любовь". Да, конечно, здорово построить модель (теорию), а за тем на нее опираться (ссылаться) и получать новые данные... Но... Ведь это все чувства... От того что вам скажут из чего состоит ваш любимый деликатес он не станет вкуснее (в некоторых случая даже наоборот). Может не стоит? Каждый кто любит авторскую песню, любит ее по-своему, и я сомневаюсь что его интересует вопрос почему ему нравиться бардовская песня. Она нравится и все. Я люблю запах сирени, я люблю ночевать на берегу реки, я люблю слушать Окуджаву, я люблю... Но меня (думаю что не только меня) интересует состав ферментов (или чего там еще) которые выделяет в воздух сирень. Не надо... На этом пока все. Сергей Лукин P.S. Если вы подозреваете меня в подмене терминов "бардовской песни" на "любовь к бардовской песне", то извините. Как мне кажется к бардовской песне нельзя относиться равнодушно (либо нравиться, либо нет). Вот теперь точно все. --------------------
Вопрос - нужно ли расчленение термина "бардовская песня" должен быть адресован автору рассылки. Если он считают нужным его обсуждать, то я изложил свою точку зрения. То что я написал - это я не из головы выдумал. Это была попытка обобщить мнения многих людей, в том числе и искусствоведов, которые пишут умные книжки. А определения можно давать только понятиям "вообще". Например. Поэт - это то, кто пишет стихи. Композитор - это тот, кто пишет музыку. Художник - это тот, кто пишет картины. Пои этом в "поэты" автоматически попадают все - от Незнайки до Пушкина. Попытки разделить поэтов на хороших и плохих ни к чему не приводят, потому что понятия "хороший" и "плохой" относительны. То же самое относится к терминам "песня", "авторская песня", "бард" и т.д. Можно дать определения вообще, но нельзя дать определения "хорошая песня", "хорошая авторская песня", "хороший бард". А это как раз те самые "чувства", про которые пишет Сергей. Чужое мнение мне очень интересно, но критика должна быть конструктивной. Не нравится какое-то определение - процитируйте мое, объясните что не нравится, предложите свое. Валерий "Уральская Бард-Афиша" chudin@mail.ru http://ksp.edison.ru/poster

Напомню, что год назад, когда начинался этот разговор, я сказал, что не призываю давать определение авторской песне, а предлагаю лишь как-то охарактеризовать музыку, которая вам нравиться. Но, раз уж разговор перешел к формальным определениям, то выскажусь по этому поводу.

Во-первых, я благодарен Валерию за статью. Дело в том, что часто, употребляя какие-либо слова или фразы, мы даже не подозреваем, что они на самом деле значат. И бывает очень полезно все-таки узнать первоначальное значение таких, ставших стандартными, словосочетаний. Например, Ланцберг, насколько мне известно, очень осторожно относиться к подобного рода фразам. Впрочем, наверное, будет лучше, если он сам выскажется по этому поводу.

Для чего создаются определения? Мне кажется, дело в том, что человеку всегда хочется все классифицировать, упорядочить, разделить на стили и направления: "Вот это - рок, это - фолк, это - авторская песня, а все остальное - попса". На самом деле, к музыке (к любой музыке, а не только к той, которую называют "авторской песней") нельзя подходить так однозначно. Можно до хрипоты спорить о том, относится ли Розембаум к бардовской культуре, как и о том, относится ли Земфира к року. В любом случае эти споры ни к чему не приведут, так как можно найти сотню аргументов как за, так и против.

Так, нельзя сказать, что человек исполняет бардовские песни только за то, что он исполняет их под аккомпанемент гитары. Поэтому мало того, что не существует формального определения авторской песни, в последнее время я начал склонятся к мысли, что и понятия авторской песни как такового не существует. Есть, во-первых, группа людей, которых относят к этой категории, хотя часто люди эти абсолютно разные и исполняют абсолютно различную музыку. Во-вторых, есть чисто формальное определение - это песни, которые исполняются в акустике (то есть на инструментах типа гитары, флейты и т.д.). И в третьих, есть песни, которые нравятся людям, называемым "бардами" и определенному кругу людей, называющих себя любителями авторской песни. Поэтому, если мне, например, нравятся песни Андрея Макаревича (это так, для примера), я вполне могу назвать его песни авторскими. А если не нравятся, я их так называть не буду. Правда, как я уже говорил, есть некоторые люди, которых уже определили "навечно" в отряд исполнителей "авторской песни". Например, Митяев, Мищуки, Иващенко и Васильев... Этот список можно продолжать достаточно долго. И поэтому сейчас я не могу сказать, что я люблю авторскую песню, - именно потому, что это словосочетание ассоциируется у многих именно с этими людьми.

Кстати, кроме всего вышесказанного, само словосочетание "авторская песня" в настоящее время является еще и некоторым кодом. Например, я уверен, что люди, читающие эту рассылку, увидев где-нибудь такую надпись, невольно заинтересуются. Поэтому, когда я называл рассылку "Диалоги об авторской песне", у меня была и такая цель - привлечь определенных людей, которых заинтересует то, о чем пойдет речь в рассылке.

Прошу прощения за некоторую сумбурность в рассуждениях. Надеюсь, что у меня еще появиться время оформить все эти мысли в надлежащий вид.

Напоминаю, что архив рассылки находится по адресу dialogs.da.ru

Пишите: polnolunie@mail.ru, FidoNet: 2:5070/136.27
Внимание! Если вы не хотите, чтобы ваше письмо попало в рассылку, обязательно указывайте это. То же касается и почтового адреса.

С уважением, Антон Сафин



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное