Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Диалоги об авторской песне. 3 апреля 2000 г.

Добрый вечер!

Хочется надеяться, что некоторая эпоха застоя в рассылке закончилась. Такое "затишье" было связано прежде всего тем, что за последние два месяца я появлялся возле компьютера очень редко. Причин этого очень много, но одна из главных - это бесконечные поездки. А так как я не имею привычки всюду таскать с собой ноутбук, как, например, это делает небезызвестный в некоторых кругах околокомпьютерной публики Алекс Экслер, рассылка на это время "заморозилась". Сейчас, я надеюсь, все это позади.

В ближайшее время многое должно измениться. Впрочем, вы, наверное, сами все увидите. Пока же предлагаю вам статью, которая должна была появиться в рассылке еще в прошлом году. Сразу хочу предупредить, что, как любят выражаться многие печатные органы, "мнение редакции не обязательно совпадает с мнением авторов".


"...Можно (когда наберется достаточное количество определений и будет сказано достаточно слов об этом, можно провести подобие мини-референдума, по определению авторской песни. Цель - не установление формального определения, а выяснения к чему больше склоняется народ)."

Попытка дать определение авторской песни заведомо обречена на провал по той простой причине, что авторская песня (как, впрочем, и многие другие течения) может рассматриваться как минимум с трех позиций. Во-первых, можно попытаться проанализировать песни, как продукт творчества. Во-вторых, можно начать с определения множества авторов, которые олицетворяют это направление. В-третьих, можно сделать попытку создать групповой портрет слушателей. Во всех трех случаях мы придем к разве что к разным проекциям целого, что в общем-то и нет так уж и плохо.

(Я уже не говорю о том, что можно до хрипоты спорить о том, чем может быть авторская песня в идеале и чем она является на самом деле. Но я, пожалуй, оставлю эту тему для иступленных фанатиков жанра и их не менее безглазых оппонентов).

Даже самый беглый взгляд на "авторские песни" приводит к двум взаимно исключающим чувствам. Первое выражается в восклицании "насколько же все похоже и предсказуемо!", второе - это удивление по поводу того, насколько разнообразными бывают отклонения от мэйнстрима. На фоне засилья традиционными дворовыми техниками и оскорбительно предсказуемыми гармониями - редкие образчики незаурядного подхода к звуку. На фоне бесконечных текстов на избитые темы - еще более редкие Слова, которые стоят того, чтобы быть высказанными. Ну и конечно же исполнение, невыразительность которого направлена скорее на сокрытие недостатков, чем на проявление достоинств.

К счастью, не все так плохо. Упомянутые выше отклонения от нормы, хотя и обеспечивают право на существование тысяч неуклюжих эпигонов, но никак не позволяют определиться с тем, что же такое авторская песня. Попытка дальнейшего углубления в анализ сходств результатов творческих процессов опять-таки рисует беспросветные картинки...

Неудачное название направления (авторская песня) как бы заранее превозносит метод - саму идею исполнения автором своих произведений, отодвигая в сторону цель, ради которой он этим занимается. Вспоминаются поклонники автоматического письма, для которых самодостаточную ценность представлял способ получения результата, чего нельзя сказать о самом результате творчества.

В данном случае в роли метода выступает сам автор. Или, если постараться быть более точным, - его участие в исполнении. Казалось бы, вот же оно, это самое искомое определение! Ан нет. Тогда любая мамаша, напевающая над ребенком, будет сродни Веронике Долиной, а всякий мычащий под забором алкаш окажется коллегой Окуджавы. Ведь они тоже авторы!

С другой стороны, толпы исполнителей чужих песен уже давно стали нормой в наших клубах авторской песни. Иногда просто оторопь берет, когда на сцену выходит очередной бард, и начинает бодро лабать чужие песни. Хотя, ежели разобраться, что в этом такого авторского? Филармония, да и только. :-)

Если же вернуться к настоящим авторам, то наблюдая за их поведением на сцене, возникает чувство дискомфорта уже совсем по другой причине. Для выступления требуются не только поэтический талант да способности композитора, но и адекватные вокальные данные, актерское мастерство, знание основ режиссуры и многого, многого другого, чему мало кто из авторов учился или хотя бы пытался.

Так что перед нами на сцене один за другим проходят в чем-то талантливые, но все равно - дилетанты. Которые радуют публику, которая в большинстве своем состоит из таких же самых авторов, разве что - лишенных таланта...

Вот и получается, что авторская песня - это не более чем многоликий компромисс между желанием и неумением.

* Оригиналы этой и других статей можно почитать на http://www.alfacom.net/~black/articles/articles.htm

--
         Black George           //
  the Dark Side of the Earth   //
   http://i.am/Black_George     //
  (044)2908121, ICQ#:3454820   


Напоминаю, что архив рассылки находится по адресу dialogs.da.ru

Пишите: polnolunie@mail.ru
Внимание! Если вы не хотите, чтобы ваше письмо попало в рассылку, обязательно указывайте это. То же касается и почтового адреса.

С уважением, Антон Сафин



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное