Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пустые места группы "Аквариум" (207, часть 1)


Информационный Канал Subscribe.Ru

ПУСТЫЕ МЕСТА
207 выпуск, 21 октября 2002, часть 1-я

 [ новости ] [ цитаты ] [ отчеты ] [ история ] [ книги ] [ mp3 ] [ архив]


в "Пустых Местах"
в Интернете

Лозунг момента:
"Я пришёл на этот концерт не за тем,
чтобы здесь скучать!"
(и далее по тексту)

НОВОСТИ

* По сообщениям студии "Союз", новые четыре тома антологии "Аквариума" - "Дети декабря", "Десять стрел", "Равноденствие" и "Русский альбом" - должны появиться в продаже 14 ноября.
А буквально на днях (23 октября) выходит видеоверсия (VHS) концерта "Аквариума", который состоялся 24 февраля 2002 г. в Лужниках. В качестве бонусов на видеокассете обещают дописать клипы на песни "Брод" и "Поезд в огне".

* Обновления на официальном сайте:

* В ноябре, по слухам, ожидается концертный тур по Уралу, 23 ноября - концерт в ленинградском ДК Ленсовета, а в декабре - снова тур по США. Точные даты скоро будут тут.

* Сообщает журнал "Афиша":
Бхагаван Шри Сатья Саи Баба - Bhagavan Sri Sathya Sai Baba"Празднования в честь высокочтимого святого пройдут 23 ноября в Индии.
Индийский святой Саи Баба отметит в этом году 75-летие. Одни считают его факиром, другие воплощением бога в человеческой форме. Сам Саи Баба говорит, что пришел ради всего человечества и принес весть любви. За полвека существования его ашрама крошечная деревня Путтапарти на юге Индии превратилась в город со своими аэропортом, университетом, гостиницами и суперсовременным госпиталем, где бесплатно лечат людей со всего мира. Среди его преданных - президент Индии, Стивен Сигал, Борис Гребенщиков и основатель сети Hard Rock Cafe - Айзек Тайгерт. На прошлый юбилей в Путтапарти собралось около двух миллионов человек". Конец цитаты. Оставив без комментариев "неточности" в сообщении "Афишы", обращу внимание на слухи о том, что "празднование" дня рождения Бориса Гребенщикова в этом году состоится там же - в Индии.

Кстати, в одном из недавних интервью Владимир Шахрин (группа "Чайф") в числе прочего упомянул о своём разговоре с Борисом Гребенщиковым, в котором последний (по утверждению первого :)) заявил, что сейчас занят тем, что подыскивает студию в Индии для записи нового альбома "Аквариума".

 

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ О РЕЛИГИИ: 
      Вопрос: По вашему мнению, мировые религии в силе сделать добро, перевернуть мир, в том числе в умах политиков изменить взгляды на людей своей страны? 
      Ответ: Религии сегодня, к сожалению, используются политиками в политических и военных целях. Все без исключения. Это очень грустно. Не нужно объяснять, как ислам сегодня используется. Например, что такое Аль-Каеда и какое оно сегодня имеет отношение к настоящему исламу? Что такое "Бей жидов - спасай Россию!" и какое отношение это имеет к православию? Это как-то удобно. И что-то наша православная церковь от этого не очень открещивается! Вот это неприятно. 
Я бывал с Борей Гребенщиковым в Тибете пару раз. Мы общались с ламами. Немного. Но это удивительно светлые люди. Это видно, это ощущается физически (глубоко задумался)... Но что-то я не вижу, чтобы мир с их помощью активно менял своё лицо.
(Из интервью на сайте rockmusic.ru.)

КАК ЭТО БЫЛО

Из неизвестного источника...

Известность Брайана Ино

        Несколько лет назад известный иностранный музыкант Брайан Ино решил купить квартиру в Санкт-Петербурге. И пришел за советом к Борису Гребенщикову.
       Гребенщиков сидел под православными иконами в позе лотоса и ел сникерс. Увидев Ино, Гребенщиков сначала подумал, что к нему приехали долгожданные зарубежные корреспонденты. Но вскоре, разобравшись в ситуации, он просветленно выслушал гостя и направил его к знакомой девушке-риэлтеру.
       Этой девушке нужно отдать полную справедливость - она никогда не слышала о Брайане Ино. О Гребенщикове она, правда, что-то слышала, но что, вспомнить не могла. И вот Ино пришел к ней в гости и целый час рассказывал о том, какая ему нужна квартира. Смущенная довольно скромным внешним видом гостя, девушка весьма удивилась его запросам и даже тайно усомнилась в его платежеспособности.
       Когда Ино, наконец, наговорился и куда-то ушел, девушка решила собрать о нем сведения через мировую информационную сеть. Она сделала запрос по взятым с визитки словам "Brian Eno". Запрос вернул 36.000 ссылок. Поскольку девушка отлично знала, что запрос по слову "хуй" возвращает только около 10.000 ссылок, она сразу же поняла, что Брайан Ино известней, чем хуй, и с тех пор прониклась к маститому музыканту должным уважением.

Максим Колосов, "АиФ Суббота-воскресенье", 24/10/2000

БГ пьет, поет и снимается одновременно

"КОГДА ЖЕ вы наконец угомонитесь? Все-таки возраст уже, сердечко, поди, пошаливает". Борис Гребенщиков отвечает: "Не дождетесь!" Он все такой же моторный и заводной. Неизвестно, что БГ делает лучше: пьет виски или пишет песни. Головокружительные треки способны раскачать любую аудиторию. Надо полагать, что и созданный фильм об истории группы "Аквариум" не заставит музыкантов выйти на пенсию. События развивались следующим образом. Рассказывает Борис Борисович: 

- Основная часть фильма - болтовня. Осознав тщетность намерений снять что-то конкретное, режиссеру пришлось фиксировать все, что могло уместиться в объективе видеокамеры. Помню момент, когда неизвестным науке способом ему удалось вытащить меня на Балеарские острова. Именно там мне предстояло сделать что-то осмысленное. Интересно, а не там нельзя? В любом случае он добился своего. Точнее, того, что вывел меня из себя. И вот в дождливый день на острове Ивиса я повел его в кабак, где и изложил суть вечной жизни. Заключается она в том, чтобы поймать ускользающий "Аквариум". Один человек сказал: "Аквариум" - это ответ, но никто не помнит, каким был вопрос". 

Во время съемок мы заново полюбили Крым. Опять начали пить массандровские вина, которыми в свое время жестоко пренебрегали. Как истинный пьяница, с полной ответственностью заявляю, что новосветское шампанское ничуть не хуже французского. 

А еще я понял, что не могу не петь. Оператор оказался пронырой. В фильм вошел кадр, где я играю для друзей в номере гостиницы. Вообще, впервые в жизни я решился поддаться и посмотреть, что из всего этого получится. Естественно, не нарушая при этом каких-то своих внутренних эстетических норм. 

Но, чтобы понять, о чем кино, стоит в жопу обкуриться и только тогда приступать к приятному просмотру. Пойми, я не ставил задачи внятно, а главное - понятно говорить. Тем более если это касается закулисной жизни. Считаю, что музыканты не должны раскрываться перед кем-то. Смертельно! Надо тихо сидеть и заниматься музыкой. Возьми, к примеру, группы "Chemical Brothers" или "Radiohead", что известно о них? Да ничего. А их музыка давно стала частью нашей жизни. 

 

НОВОСТИ "Пустых Мест"

  • Бумажные фотографии (в отличие от цифровых) требуют времени, чтобы их отсканировать, а только затем выложить на всеобщее обозрение. Качество при этом получается не очень, чтобы очень. Добавьте сюда ещё наличие отсутствия навыков фотографирования... В общем, строго не судите! :) Фотоотчет о путешествии в Тибет в мае 2002 года - тут. Высказываться по поводу - тут :) Индия и Непал, а также некоторые комментарии-впечатления -  coming soon.

  • Концерт в The Elbow Room, New York, 5 июня 2002. Запись примечательна прежде всего тем, что в ней наличествуют мамоновский "Шуба-Дуба Блюз" и майковский "Пригородный Блюз". Спасибо KVE.

  • Стараниями Хамдама Закирова альбомы Eels - "Daisies Of The Galaxy"; Flaming Lips - "Yosimi Battles The Pink Robots" и Beck - "Sea Change" теперь можно укачать тут.  Помимо того факта, что названные исполнители и группы в той или иной степени безумности нравятся автору рассылки и Хамдаму Закирову, они присутствовали или присутствуют в так называемом БГ PLAYLIST TODAY. Да! Имена директорий исковерканы для того, чтобы поборники авторских прав сразу не догадались. Тссс!

  • Записи, имеющие весьма косвенное отношение к Аквариуму (хотя, в принципе, всё - касаемо Музыки - тем или иным способом можно привязать к А ;)):
    - совместный концерт Майка Науменко и Юрия Наумова в Новосибирске, 1989 год. , 10-х Борису Сагайдаку;
    - концертный бутлег "Радиохед" - August 05, 2002, Palacio de Congresos, Salamanca, Spain - в довольно неплохом качестве. 10-х KVE.

ТЕЛЕГА

Источник: газета "Пятое измерение"

О чувстве юмора

      И был день седьмой. И создал Бог чувство юмора. 
      А так как многие в тот день отдыхали, то оставшихся пришлось наделить вдвойне. Вот такой вот получился в мире перекос. Остальные конечно очень обиделись. Где это видано? У всех по пять чувств, а у этих целых шесть. Мутанты. Стали они это чувство юмора всячески чмырить и принижать. Они придумали массу всяких гунявых лозунгов и поговорок:
- Шутки в сторону.
- Дело-то не шуточное.
- С огнем шутишь.
А также презрительное - "шшшутник".
      И конечно они же придумали серьезное лицо для фотографии на паспорт. Особенно на заграничный. Поэтому там мы все на одно лицо. Лет 10 назад я 40 минут искал свою фотографию на стенде у фотографа. Еще трое с таким же озабоченным видом делали то же. Один даже пытался забрать женскую фотокарточку. Но вовремя увидел, что у человека на фото сережки в ушах.
      Вымирают. Вымирают шутники. Как когда-то вымерли кентавры и драконы. Древнее мистическое искусство шутки понемногу уходит в небытие, уступая место американским кинокомедиям и брошюрам "Как стать богатым на ровном месте". И только в некоторых людных местах уединенно живут великие маги шуток (ничего общего не имеющие с кубиками Магги), храня свои знания для будущих поколений. 
Великой силой и безмятежностью веет от них. Ослепительно и элегантно носят они свои улыбки. И если, читатель, ты собрался в поход за силой шутки, то прежде всего навести стоматолога. 
--
В добрый путь.
777

      P.S. Несколько практических советов для начинающих:
1. Шутка должна быть короткой и быстрой, как удар под дых. Тогда и эффект от нее будет такой же: "Ххххха.Хха.Ха ха ха ха".
2. Кстати, насчет краткости. В словесных баталиях или письменных дискуссиях тот, кто выражается длинно, оставляет много брешей для оппонента. Это как очень широкая линия фронта.
И еще один аспект. Кто пишет (говорит) кратко и метко, тратит меньше энергии. Основной принцип стратегии. Меньшим - большее. А если у него еще и чувство юмора есть. О! О-о-о-о! Он тогда вообще непобедим.
3. Шутка должна отделяться с обеих сторон серьезным поведением (как диэлектриком). Непрерывно шутящий гораздо хуже чем простой зануда.
4. Самые удачные шутки получаются, когда вы говорите с серьезным лицом. Вершина мастерства - это когда окружающие уже не понимают, шутите ли вы или говорите серьезно. (Борис Гребенщиков в этом смысле - пример типичный).
5. Пять драгоценных жемчужин, над которыми нельзя шутить. 
1. Никогда. Ни-ког-да! Не шутите с милиционерами. Их чувство юмора - лишь на расстоянии вытянутой руки от резиновой дубинки.
2. Не шутите со стюардессами про "Олвейс" с крылышками. Холодный обед будете есть в последнюю очередь, а сока вам не хватит.
3. Если вы в гостях. Не шутите над хозяином раньше, чем съедят торт. Очень неожиданная штука - этот торт.
4. Не шутите в ванной перед зеркалом больше 40 минут в день. Уважайте ваших ближних. Они тоже хотят принять душ и почистить зубы.
5. Шутка с пожиманием руки и электрошокером уже устарела. Для своего соседа повторяю. Устарела она. Пожалуйста, я вас очень прошу. Напечатайте это для него.

Гена 777

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

Одесса, 13 октября 2002

From: Vi <violetaj@nt.gamta.lt
To: Аквариум ВНЕ

      А я вот думаю, что концерты у БГ получаются такими, как в Одессе (или весной в Вильнюсе), оттого, что самому БГ уже осточертел заезженный репертуар. И давно. Этот (или на 90% этот) репертуар я вижу уже второй год. Причем, была на 2 концертах, где исполнялось почти все тоже. Заметила разницу: прошлой осенью БГ перед каждой песней заглядывал в бумажку-репертуарчик, а исполняя песни, явно получал удовольствие; весной же бумажка ему уже была не нужна, а то, что видела на сцене, походило на работу, которую делает очень усталый человек. БГ – человек настроения. Заезженный репертуар настроения, конечно, не прибавляет. И уж не дай Бог, попасть на конец концертного тура! Тьфу, тьфу, тьфу, нет, нет, нет… только не это, только не это… 

Тбилиси, 2-3 Октября 2002

From: "Andriy Radchenko" <andriy.radchenko@emcos.ge>
To: Пустые Места <varyushkin@mail.ru>
Sent: Tuesday, October 17, 2000 12:00 PM
Subject: Тбилиси. Небольшой отчет. 

Тбилиси является не часто (примерно раз лет в 10-12) посещаемым БГ и компанией, но от того не утратившим огромной Любви к Аквариуму, городом. Поэтому новость о том, что БГ приезжает взбудоражила значительную часть здешнего народу и меня не в последнюю очередь. 

Моё пристрастие к Аквариуму началось в начале 19YY года, когда оставленные мне уехавшей подругой кассеты "Треугольник / Снежный Лев" и "Русский Альбом / Навигатор" уже успели пропылиться на полочке более года и не вызывали у меня особого интереса. Я слушал Мальмстина, Блэкмора и Vоплi Viдоплясова, на фоне которых в юном возрасте "Марш" и "Муравей" абсолютно не воспринимались. Но ("ищите женщину!") - я влюбился, а амурные переживания с моей основной фонотекой входили в сильную дисгармонию, и я поставил, что помягче - лишь бы тихонечко играло. Оказался - "Навигатор". Услышав "Самый Быстрый Самолет" и осознав детальнейшее совпадение состояния души, я прослушал её раз пять и уже не смог оторваться. Каждая песня теперь слушалась по-новому (!) и каждая следующая выводила на новый виток восторга. С этого всё началось. Потом были поиски текстов и аккордов в Интернете и скупка всего, на чем было написано "Аквариум". Помнится, когда купил "День Серебра", увидел сквозь кассету часть надписей и среди них "Дело Мастера Бо" - закончил предложение до "Дело Мастера Боится", а потом попав на какое-то хитроумное обсуждение в сети происхождения названия этой песни, подумал: "Ну какую чушь пишут эти ребята! Просто также и БГ увидев реально незаконченную фразу (перенос там, аль обрыв) был вдохновлен ею и родилась Песня" :) Потом HomePC, all mp3, Пустые Места и все новости из рассылки. 

Так что ждал я этого концерта с замираньем сердца :) Знающие люди сообщили мне о предстоящем визите БГ еще в июле, но верилось в это с трудом. И вот пришел сентябрь - весь город заполнили афиши фестиваля "Виват, Санкт-Петербург!" с "Концертом Бориса Гребенщикова" 2-3 октября. Возможно я невнимательно читал даты концертов в отчетах из рассылки, но я не смог припомнить случая, когда БГ давал несколько концертов подряд в одном месте... Билеты мы решили брать заранее - кажется, недели за две-три, о чем потом не пожалели. Я свято верил, что программа будет абсолютно разной и убеждал в этом друзей, дабы и они взяли билеты на оба концерта - для меня же сам факт Свершившейся Радости был достаточен для похода на Неё хоть в течении недели подряд. 

И Был День Первый.

Зал (850 человек по справке с сайта) переполнен - все лица счастливы :) Задержка с началом небольшая - минут 15. Мы - в третьем ряду. Со мной девушка, спросившая меня уже в зале: "А как его зовут?" :)) - всё это неважно. Щас Начнется. Выходят - шквал оваций (повторяется после каждой песни, под конец уходит в бесконечность). БГ немногословен: "Здравствуйте, мы рады вас видеть!" (+-) С ним Андрей Суротдинов и Борис Рубекин. НАЧАЛОСЬ!!! Примерно: " Из Калинина в Тверь", "Дорога 21", "Я - змея" (не узнал - эмоции разбили цепочки в мозгу - глаза квадратные, уши рупором, руки в пляске :)), "Серебро Господа Моего", "10 стрел", "Аделаида" (проступают слёзы, девушка в восторге от Суротдинова и в некоторый промежуток времени, кажется, замечает только его), "Брат Никотин", "Брод", "Нога Судьбы", "Железнодорожная Вода" (абсолютная неожиданность для меня), "Хилый Закос Под Любовь", "Растаманы из Глубинки", "Псалом 151" (зал танцует сидя), "Боже, храни полярников" (иступленная радость зала, на удивление) - БГ вообще не говорит, кроме "спасибо", изредка возводит руки вверх в знак благодарности, 'Дубровский' (что тут желать еще?! Время остановись!!!), "Чай", "Рыба" (ОООоо, этого я ждал!), 'Три сестры", "Если бы не ты"' (!) еще что-то драйвовое и "Город" (+-) - зал встал и бушует. БГи Co встают тоже и кланяются - УХОДЯТ! Я так и не понял, так и было задумано, или когда зал встал и аплодировал минут 5 продолжать было не в тему? Я не верю - ощущение как будто минут 30-40, максимум 45. Ан нет - закончено. Я скандирую - "Анархия - Анархия!!!" - голос сам еле слышу. Народ привалил к сцене. Выходят (даже почти выбегают!) и играют "Партизаны Полной Луны" - аплодисменты по всей песне. Всё - ушли... Пиплы расходятся - часть лезет на сцену - за кулисы, за автографами. Репортеров - море. Куда они весь материал дели (?!) - перерыл весь грузинский И-нет - Пустые Места! Но обломись - никого не пускают (не пустили даже Первый Канал телевидения) - предлог: "Они устали. Им кушать надо! Через полчаса прямой эфир на ТВ". По пути со сцены резко заметилась аппаратура - УРРРААА!!! На этой гитаре играл БГ!!! Здесь сидел Рубекин - айда фотографировать!!! Один мужичок подошел и поцеловал гитару БГ. Эйфория... На улице - Счастье - Happy End - пиплы гуляют и веселятся. 

 

По мудрому совету знакомого журналиста идем к заднему выходу из театра - там уже собралась группа фанатов - ждём. Является БГ. Вспышки фотоаппаратов и частокол рук за автографами. Я беру автограф на диск с mp3 скачанными с Пустых Мест (всякое разное концертное редкое) - БГ садится в "Мэрс" и отключается. Я сижу на лестнице и смотрю сквозь стекло на БГ. Умиление настолько полное, что не замечаю вышедшего Андрея, который также раздает автографы. Очнувшись к нему уже не успеваю. "Мэрс" уезжает, ребятки разбредаются. Мы чего-то стоим - выходит Рубекин - скромный такой... хе-хе... Ты не уйдешь так просто!!! :)) Подписывает всем и тоже уезжает. Расходимся и мы.

Дома - эфир (через 2 часа). Только БГ. Самая слабая передача ведущей "Ночного Курьера". Она всё клонит в политику, на что БГ в который раз объясняет, что если политик хорош, то о нем недолжны вспоминать. Про "Город" сказал, что эту песню всегда ждут, но петь её часто нельзя, чтобы не петь потом автоматически. Была пара звонков от телезрителей - женщина в возрасте: "Борис, Вы такой симпатичный и очаровательный, но объясните мне к чему Вам эта дурацкая бородка?!" "Спасибо, я приму это за комплимент", - умиротворенно улыбается. Всё заканчивается записью "Города" с концерта. Финал хорош.

День Второй

Эээх, Первый Концерт Аквариума бывает только раз в жизни! Второй день тоже шикарен, но эмоции уже не те. Наверное, в основном из-за того, что программа второго дня процентов так на 80 повторяет предыдущий день. Жаль. 500 песен, и нечего петь?! :( Но где-то после середины драйв всё же резко набирает обороты и Источаемая Аквариумом Любовь крепчает - c заднего ряда выносят орущего в истерике мальца лет 3-х ;)) PlusPack Песен: "Платан" (первая песня), "Сталь", "Ключи от моих дверей", Вертинский. Людей еще больше чем вчера. Стоят в проходах, часть ребят сидит прямо на сцене. Подпевают тоже активнее. Требуют "Электрический Пес", "Козлодоева", "Гарсон N2". Всё заканчивается снова "Городом". Браво-Бис-ные шумы в течении минут пяти и выходит Рубекин. Начинает играть что-то такое непонятное полуклассическое (он умеет :)), меня переклинивает, что это выльется в "Подмогу", во что верится с большим трудом, точнее не верится вовсе. Народ похоже вообще в неопределенке - равномерно шумят. Начинаю истошно вопить "Подмога!!!" - минуты через 2 на подмогу Борису выходят и остальные, но вылилось это во что-то с "Русского Альбома" или "Навигатора" (убей - не помню во что). К счастью сегодня играется не одна песня на бис, а штук 5! Радость! Все - отличнейшие!!! Вообще-то, принято заканчивать концерты крупными хитами, но правила на то и правила, чтобы их нарушать - "Мария"! Действительно нечастая вешЧь! Прощаются, уходят. 

Мы знаем куда идти :)) Людей у выхода больше, чем было вчера. Рубекин - расписался, поблагодарил и спрятался в посольскую маршрутку. Но можно подойти - поговорить, спросить. Хороший мужик! Появляется Андрей Суротдинов - раздав автографы скидывает какую-то аппаратуру в маршрутку. Стоит рядом на лестнице! Аж не верится. Фотографируемся. Немного поговорили. На вопрос, почему не было "Северного Цвета", которого я Очень ждал после отчетов в рассылке о великолепии скрипки в партии дудука, говорит, что они попробовали её на репетиции, но без ударных и баса это было не то. Интересуется как давно приезжала группа KISS :)) - просто чтобы узнать, что у нас тут вообще с концертами творится. 
Я: "Я никогда раньше не был на концерте Аквариума..."
Он: ''Я тоже ;) Надо бы посмотреть, что играют ребята" :)
Сказал, что собираются приехать полным составом - вот тогда будет Сансара-Нирвана! Может слукавил? Аудитория ему понравилась - хорошие ребята, мол. Очень Хороший Мужик! Выходит БГ. "Так, человек уставший - вас много - становитесь все вокруг, пусть один снимет, потом разберетесь". Чик. "Ага, а теперь только девочки :)". Чик-Чик-Чик. Все прощаются, благодарят, ждут в гости везде - в Тбилиси, в Батуми, в Молдавии :) БГ уезжает в "Мэрсе", протягивая руку фанам для рукопожатия. Остальные ребята из группы загружаются в маршрутку и тоже отчаливают. Кончилось всё. ...Please Wait...

Потом по телевидению показали - БГ отметился в Тбилисском Beathles-Клубе еще перед концертами. Послушал грузинскую группу "Vakis Parki", "Всем привет. Мы приехали, сейчас попьём грузинского вина и начнем общаться"... Похвалил гитариста и слабал некий англоязычный рок-н-ролл. Нехилый Мужик :)

Фотографии и линки по теме доступны по адресу http://andriyko.by.ru/Aquarium.html 

P.S. Я не журналист - физик. Красиво писать не умею. Сорри.

ИНТЕРВЬЮ

10 октября 2002,  ДМ "Юность" г. Донецк

From: "таня ибрис" <ibbris@mail.ru>
To: Пустые Места <varyushkin@mail.ru>
Sent: Monday, October 14, 2002 1:33 PM
Subject: Донецк

Самое лучшее выступление, из видимых мною (4-е). Кроме многочисленных "Спасибо, милые" получили комплимент: "Мне нравится эта непринужденная атмосфера детского утренника!" В конце одна девушка подарила БГ маленькую статуэтку Будды.
Беспорядочно:
Ж/д вода
Аделаида
Учусь быть Таней
Нога судьбы
Таможенный блюз - the BEST!!!
Северный цвет
500
Псалом 151
Растаманы из глубинки
Брод
Пока несут саке
12 Стучаться в двери травы
Дубровский
"Я не знаю, зачем ты вошла в этот дом"
Я - змея
Брат Никотин
Кардиограмма
Партизаны полной луны
Боже, храни полярников
Русская нирвана
Мария
Если бы не ты
Хилый закос под любовь
Не стой на пути у высоких чувств
Немного солнца в холодной воде
Из Вертинского
Из Окуджавы
Рыба
+ еще 2-3 песни могла забыть.

Фрагменты прямого эфира 10.10.2002г. 14:50
на "12" телеканале (г.Донецк), программа "Клiптоманiя"

[ В студии находятся Б. Гребенщиков и два VJ. ]

VJ: Вопрос простой. На афишах в Донецке "30 лет на сцене". Не устали?
БГ: Нет, чем дальше, тем - интереснее. Это то же самое, что плавать на яхте. Поначалу не умеешь и очень интересно, а потом учишься, и становится все интереснее, можно дальше заплыть.

VJ: А заплыв... не тяжело, т.е. постоянная смена музыкантов происходит?
БГ: Музыканты меняются, когда они больше не хотят играть. Когда они хотят играть - они не меняются.

VJ: Донецк изменился за то время, когда вас не было?
БГ: Царь-пушка. Отлично! [Есть такая дура - точная копия московской - прим. автора]
VJ: Элемент кича, по-моему, присутствует?
БГ: Элемент кича делает города городами. Ведь Эйфелева башня была элементом кича, когда ее поставили в Париже.
VJ: А если заговорили о киче, в Аквариуме есть элемент кича?
БГ: Естественно... Дело в том, что если рок-н-ролл будет ассоциироваться с хорошим вкусом, то ему придет конец. Т.е. даже, если это называть рок-н-роллом.
VJ: Т.е. сейчас уже рок-н-ролл не мертв?
БГ: Он мертв! Он мертв! Он как зомби уже пляшет! :)

VJ: Вопрос стандартный. Вы на этот вопрос с каждым годом отвечали по-разному. Пришла ли молодая шпана, которая сотрет с лица земли? Или нет?
БГ: Честно говорю, пришла и вместо того, чтобы нас стирать с лица земли, к нам присоединилась.

...
БГ: Мы с Анни Ленокс на этот новый год, вместо того чтобы бухать под елкой, записали на Ямайке песню вместе, но выпускать ее не собираемся.
VJ: Как Ямайка, вообще?
БГ: Отлично! Траву там курить хорошо. Не, серьезно, я нигде в мире не могу курить траву, а там могу.
VJ: Т.е. наркотический опыт получается теперь только на Ямайке?
БГ: Ну, трава - это не единственный наркотик, который существует. А водка? Чача... - тоже наркотики. Никотин.

VJ: Недавно прозвучала фраза, не буду говорить кого, - одного из молодых музыкантов, который в интервью сказал, что у нас никогда не запишут нормальный звук, т.е. у нас нет хороших звукорежиссеров - все только там.
БГ: Для "Сестры Хаос" мы пробовали ряд вещей дописывать и микшировать в Лондоне и, в итоге, все это выкинули и сделали сами в Ленинграде... Нужно учиться - пока мы не научимся сами, то будем ждать подачек со стороны - это бессмысленно. Мы обрекаем себя на несчастную жизнь.

VJ: Если уж о Ямайке речь зашла, о траве, о реггей. Вы ехали туда с целью работать Энни Ленокс?
БГ: Нет! Это просто нам было нечего делать.

VJ: Вы знаете, в последнее время популярен такой человек, как Монгол...
БГ: Да, знаю. Его писал мой приятель на Ямайке - Брайан Джобсон.
VJ: Правда, что он работал с бывшими музыкантами Боба Марли?
БГ: Ну... я не знаю всех, с кем он работал. Но Брайан Джобсон - это лучший басист Ямайки на данный момент... Дело в том, что бывшие музыканты Боба Марли - это старые негры, очень хорошо играющие музыку, которых можно просто попросить приехать на запись, потому что им жрать-то тоже чего-то надо. Т.е. сыграть с музыкантами Марли - это не проблема.

...

VJ: ...а, вообще, религиозные моменты к творчеству имеют отношение, насколько я понимаю, непосредственно?
БГ: Не, абсолютно непосредственно. Вчера мы были у Песчанской иконы - сегодня я написал песню. Эта связь мне нравится.
VJ: А процитируйте, если можно?
БГ: Нет, еще рано.
VJ: Т.е. всегда влияют какие-то религиозные символы или что угодно?
БГ: Нет. Влияет все, что угодно. Просто в религиозных символах, как правило, собирается энергия такого количества людей и энергия такой любви, что они реально могут помочь в жизни, если эта помощь нужна.

VJ: А любви может быть слишком много?
БГ: Только у меня в песне, а в жизни - нет :)
VJ: А вы не боитесь...
БГ: Нет. Чего? :)
VJ: Ну, есть символы, которые многие считают страшными, которыми вы играли.
БГ: Это какие?
VJ: Допустим - Лилит.
БГ: Это - вопрос отношения.
VJ: Т.е. в любом вы находите, в любом религиозном символе что-то хорошее?
БГ: Ну, Лилит - первая жена Адама, все-таки. Приличная девушка была :)

...

VJ: ...вот недавно совсем один наш коллега вбежал буквально в студию и воскликнул: "Да, наконец-то, наконец-то, я понял, что это значит!", - процитировав одну из строчек вашей песни... т.е. глаза его светились, он решил там какую-то жизненную ситуацию, в тот момент сложившуюся как-то именно так, а не иначе, благодаря вашим текстам. Ответственность чувствуете? Ведь людей же таких полно, которые понимают и понимают, может быть, не совсем так, как все-таки вначале было вложено?
БГ: По этому поводу у меня в новых песнях кое-что сказано :) Нет, ответственность у меня перед русским языком.
VJ: Не больше?
БГ: Но и не меньше. Мне нужно написать честно. Я отвечаю перед самим собой, перед Богом, перед русским языком. И поэтому песня - правильная. Как их люди интерпретируют - это не мое дело. Я не могу отвечать за содержание голов людей, которых я не знаю. Хотя за содержание голов людей, которых я знаю, я тоже не могу отвечать :-)
VJ: Ну, тем не менее, доверяют же вам?
БГ: Потому что я честен. В песнях я честен на 100%.

VJ: А будет продолжение какой-то прозы?
БГ: Нет.
VJ: Т.е. прозы не будет никогда больше?
БГ: Ну, я не могу ручаться, но в данный момент я ничего не планирую. Это должно само написаться.
VJ: Все само происходит?
БГ: За меня пишет Пелевин. Хватит :)
VJ: Вы, вообще, общаетесь?
БГ: У меня к нему очень хорошее отношение.
VJ: А общаетесь?
БГ: Ну, мы очень редко встречаемся. Когда встречаемся - тогда общаемся.

VJ: В продолжение творчества - может быть, по какой-то другой ветви вы собираетесь пойти - если не проза, то, может быть, кинематограф или что-нибудь еще?
БГ: Я хочу договориться с Церетели, чтобы он позволил мне, вместе с ним поставить пару 200-метровых статуй. Хорошая мысль! Надо об этом подумать! :)

VJ: Не жалко, что потерялся дух раннего Аквариума, когда вы, все-таки, были командой? Потому что сейчас, если честно судить, так остался один Борис Гребенщиков, а не группа Аквариум.
БГ: А дело в том, что поскольку я это все вижу изнутри, а не со стороны. А со стороны... Во-первых, хочу напомнить, раннего Аквариума, о духе которого говорят, никто никогда не видел. Эта группа не играла на сцене, эта группа сидела в студии. Есть воспоминания по поводу студии только со слов тех, кто там был. Поэтому я лучше не буду рассказывать, что там было... Я скажу так - тогда был дух один, потом, в 90-е, - другой, сейчас - третий. Но ощущение общения между людьми всегда одни и те же.
VJ: Т.е. Аквариум сохранился в общении?
БГ: Он поэтому и существует.
VJ: Т.е. это не группа, а скажем так - сообщество?
БГ: Шайка :)

VJ: А эксперименты с новой музыкой? Допустим эксперимент с DeadУшками был очень удачен.
БГ: А мы сейчас перевыпускаем DeadУшек тоже по просьбе фирмы Фили и делаем два новых бонуса.

...
VJ: ...просто я ходил под впечатлением сначала того, что они сделали с вами, потом, что они сделали с Бутусовым, потом я послушал сольный "Порно", и я понял, что этот эксперимент мне понравился. Хотя возникло очень много шума... ходили такие статьи, что БГ теряет популярность - использует DeadУшек для раскруток.
БГ: Это хорошо. Чем больше пишут говна, тем лучше.
VJ: В то время это была дань моде или же желание экспериментировать?
БГ: Ну, просто еще раз объясню, потому что тогда уже рассказывал. Когда мы писали, скажем, в конце 80-х какие-то вещи, мы с Курехиным ориентировались на тот звук, который мы слушали - от "Ультра Вокса" до всего остального. Мы ориентировались на хороший набор техники. У нас был сраный KORG 600 или... я не помню какой, совсем плохой, который едва-едва играл... нет,конечно - не 600, а какой-то был - жестяночка. Были единственные клавиши, которые мы могли достать в Ленинграде. Поэтому все делали одним пальцем. И мне, естественно, хотелось когда-нибудь эти песни услышать так, как мы хотели их сделать... А ребята, (я имею в виду Рахова и Сологуба), очень хорошо делают, то что они делают. И я долго искал кого-то, с кем можно было попробовать такую штуку сделать. Потом обнаружил, что самые лучшие у меня под боком сидят, и я их знаю 20 лет. Сошлись и сделали.

VJ: Если в 80-х годах - "Ультра Вокс" и еще много чего, то сейчас это что?
БГ: Ой, сейчас огромное количество групп.
VJ: Но все-таки 2-3 названия.
БГ: Из того, что мы сейчас слушаем: Beck - новый, только что вышел... скучный, правда, но хороший; Flaming lips, знаете такое?
VJ: Угу.
БГ: Смешной, смешной альбом; Филтэр, опять таки мне интересно то, что они делают.
VJ: Да, Филтэр - 100%. На 12 телеканале Клiптоманiя появится скоро новый...
БГ: Нет, на самом деле, я каждый день скачиваю по 3-4 группы.

VJ: Можно немного личный вопрос?
БГ: Да, естественно.
VJ: Я вот за последние дней 10 во второй раз - ну, я очень любил этого человека - слышу упоминание о Сергее Курехине. К нам просто приезжал еще Федоров с "Волков-трио"... И вот "Волков-трио" сказали, что они собрались вместе благодаря Сергею Курехину. Для меня он остался одним из лучших композиторов... Фильм "2 Капитана-2" - большего стебалова я просто не видел за всю свою жизнь. У нас же просто не знают, кто такой Сергей Курехин, т.е. очень мало людей помнят "Поп-механику". "2 Капитана-2" купить почти нереально, есть один человек в Донецке, который торгует... там Куросавой, всевозможными режиссерами... и только у него есть "2 Капитана-2". Чуть-чуть больше о Курехине? Как он повлиял?
БГ: Без Курехина не было бы Аквариума 80-х годов - такого, который мы знаем. Все, что мы делали - мы делали вместе, начиная от "Треугольника" и заканчивая "Детьми Декабря".

...
VJ: Читаете много?
БГ: Когда есть к этому склонность, читаю очень много.
VJ: Из любимых авторов кого бы могли назвать?
БГ: Теперь... Майкл Муркок. В последнее время перечитываю серию детективов про средневекового китайского судью Ди голландского дипломата Роберта Ван Гулика. Очень всем рекомендую - гениальные книги.
VJ: Очень напоминает Бориса Акунина чем-то.
БГ: Да, но Акунин очень ориентируется на судью Ди... Т.е. к Акунину тоже хорошо отношусь.
VJ: Многие говорят, что Гребенщиков в свое время ориентировался на Брайана Ино, на Дэвида Боуи?
БГ: Да, я ориентируюсь на всех, кто умеет то, чего я не умею.
VJ: Т.е. заимствование все равно есть, и вы этого не отрицаете?
БГ: Естественно. Рок-н-ролл - это перетекание из одного сосуда в другой.

...
VJ: Борис Борисович, не было предложений с какой-нибудь поп-певицей, рок-певицей сделать дуэт?
БГ: Нет. Были от певцов и от групп предложения. Смешные и очень абсурдные. Но если у меня будет время...
VJ: А Галанин не приходил к вам с таким предложением?
БГ: Я ему до сих пор должен песню делать, но пока я не знаю, какая там ситуация... Я перед ним очень виноват. Нет, предложения были, но я исхожу из того, что, если будет песня, которую я захочу спеть - я ее спою. Если мне кто-то для этого будет нужен - очень здорово. Но для меня песни и музыка - это главное, а коммерческое дело - это меня гораздо меньше интересует. Ну, петь дуэтом ради того, чтобы спеть дуэтом - на фиг надо.

VJ: А в последнее время было записано что-нибудь такое, что, скажем, в "Сестру Хаос" не вошло?
БГ: Было несколько вещей, которые могли бы войти, но туда не вошли, и пока их судьба не известна... Одну из них мы играем на концертах иногда - песня под названием "Мария". И она может войти в новый альбом, может не войти - я пока не знаю.
VJ: Критерий?
БГ: Что-то внутри.

Фрагменты эфира Радио "Точка" 10.10.2002 15:30

DJ: Есть ли роль, которую вы бы хотели сыграть действительно на сцене?
БГ: Упаси Господь, мне нечего делать на сцене.
DJ: Это правда, что намеченный следующий альбом будет называться "Брат Порядок"? (Ой, купились! Хе-хе :) - прим. СВ)
БГ: Ходят такие слухи, но неужели же я могу позволить себе быть таким предсказуемым.
DJ: Когда же, наконец, выйдет эта всенародно любимая песня "Афанасий Никитин буги"?
БГ: Честно скажу, она у нас в студии наполовину записана. Просто пока мы сейчас в гастролях. Когда мы вернемся, я предполагаю, что мы ее будем доделывать.
DJ: Придется пока послушать Бориса Борисовича с песней "Никита Рязанский".
БГ: Why not?

DJ: Вспомним дни былые. По-моему, это был замечательный отрезок пути. В какой-то момент мне казалось, что "Русский альбом" - есть та вершина абсолютная.
БГ: А дело в том, что Аквариум - это горная цепь, там много вершин :)
DJ: А вы - снежный лев?
БГ: Ну... вполне возможно.

DJ: Я заметил одну такую странную особенность, в последнее время те фотографии Бориса Борисовича, которые попадаются в СМИ, начинают излучать какую-то позитивную энергию.
БГ: А если на них поставить бутылку водки, они повышают еще градусность и качество очистки и... продлевают жизнь :)

DJ: Был ли такой момент, когда просто захотелось послушать такую музыку, под которую можно заниматься любовью или, там, пить водку?
БГ: Ну, вы знаете, когда я пью водку, не говоря уж про любовь, мне музыка может только помешать. Потому что музыку нужно слушать. Если я ее слушаю, значит уже ни с кем общаться не буду - я ее слушаю.
DJ: Ну, наверное, трудно об этом говорить с музыкантом. Для слушателя есть музыка, в воспроизведении которой хорошо участвовать, а есть музыка, которая просто есть, она создает просто какую-то атмосферу вокруг тебя.
БГ: В этом смысле я использую старинный джаз.
DJ: В исполнении?
БГ: От Глена Миллера до, скажем, Майлза Дэвиса конца 50-х годов; Майлз Милиган. А так я в основном слушаю индийскую классическую музыку.
DJ: Рави Шанкар?
БГ: Шанкар как самая известная фигура. Там их очень много.
DJ: Вы что-нибудь сейчас слушаете? Что-нибудь наиболее любимое.
БГ: Честно говоря, я 4-5 часов в день слушаю именно индийскую классическую музыку.
DJ: Я знаю, что она даже звучит перед концертами иногда.
БГ: Перед концертами у нас сейчас играет Глен Миллер.

[ Могу ошибаться в восприятии на слух имен - прим. Автора ]

Сергей Варюшкин (ведущий рассылки):  varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"Включен 21 августа 2000 года



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное