Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Пустые места группы "Аквариум" (69)

8 мая

НОВОСТИ

Все новости разбежались по рубрикам этого выпуска. :-)
Ближайшие концерты АКВАРИУМа:
9 мая, вторник - Минск
10 мая, среда - Вильнюс
11 мая, четверг - Клайпеда
12 мая, пятница - Калининград
20 мая, суббота - Москва, ДК "Меридиан"
1-2 июня, четверг-пятница - СПб, ДК Ленсовета
5 июня, понедельник - Комсомольск-на-Амуре
6 июня, вторник - Хабаровск
8 июня, четверг - Владивосток
10 июня, суббота - Южно-Сахалинск 
Во всех вышеперечисленных городах совершенно точно есть подписчики "Пустых Мест" - откликнитесь, пожалуйста. :-)

СЛУХИ

Ходят слухи, что БГ вездесущ и 9-го мая выступит сразу с двумя концертами, причем примерно в одно и то же время - соло в московском клубе "Метелица" и с АКВАРИУМом в городе Минске. А вот в Лондон, по слухам, Борис Гребенщиков 6-го мая так и не добрался.

АКЦИЯ

Есть безумная идея (пока в зародышевом состоянии) собраться сетевым слушателям АКВАРИУМа в Питере 1-2 июня во время концертов в ДК им. Ленсовета и организовать... Впрочем, что именно организовать - это вопрос, который обсуждается в аквариумной конференции aquarium.talks на news.atom.ru. Ваши предложения и согласие принять участие в Акции можете присылать мне. Идея включает в себя в том числе что-то вроде послеконцертной неформальной пресс-конференции с музыкантами АКВАРИУМа - Борис Гребенщиков перед концертами в Рязани и Туле сам выступил инициатором подобного "общения с поклонниками", посетителями www.aquarium.ru, так почему бы не устроить это в СПб? :-) Предварительно на концерте и т.д. (не)точно будут следующие товарищи:   :-)
Алексей Захаров alx@mts.kis.ru, г. Нижний Новгород, ICQ 61513156
Shaposhnikov, sisam@farlep.net   
Борис Сагайдак, boris@telegraph.spb.ru, СПб, ICQ 356271
Вадим Шестериков аkа VVS, vvs_49@chat.ru, СПб,   ICQ 9845331
Евгений Гапеев, music@ilm.net, г. Москва, ICQ 65655476
Сергей Варюшкин, varyushkin@mail.ru, г. Тольятти, ICQ 7837257
Присоединяйтесь! :)
Внимание: требуется житель (жители) Санкт-Петербурга, готовый (готовые) взять на себя функции организатора тусовки и веселого времяпровождения.

ТЕРРИТОРИЯ

Как известно, вскоре выходит первый общемировой авторизированный "THE BEST OF AQUARIUM" c максимальным количеством добавленных треков. Специально для этого альбома (предварительное название - "Территория") записаны и перезаписаны многие неожиданные песни. Читатели рассылки первыми узнают, какие именно песни и в каком варианте войдут в этот CD.  Начиная с 68-го выпуска, "Пустые Места" совместно с звукозаписывающей компанией RuBel Records публикуют рассказ о каждой песне в отдельности.

ВЕЛИКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СИМФОНИЯ   mp3.gif (198 bytes)

Я учился быть ребенком, я искал себе причал,
Я разбил свой доб в щебенку об начало всех начал.
Ох нехило быть духовным - в голове одни кресты,
А по свету мчится поезд, и в вагоне едешь ты.

Молодым на небе нудно, да не влезешь, если стар.
По Голгофе бродит Будда и кричит "Аллах Акбар".
Неизвестно где мне место, раз я в этоя стороне,
Машинист и сам не знает, что везет тебя ко мне.

Есть края, где нет печали, есть края, где нет тоски.
Гроб хрустальный со свечами заколочен в три доски
Да порою серафимы раскричатся по весне.
Машинист и сам не знает, что везет тебя ко мне.

В мире все непостоянно, все истлеет - вот те крест.
Я б любил всю флору-фауну - в сердце нет свободных мест.
Паровоз твой мчит по кругу, рельсы тают как во сне,
Машинист и сам не знает, что везет тебя ко мне.

Второй песней из CD "Территория", которой сегодня посвящен этот раздел рассылки, является "Великая Железнодорожная Симфония", прописанная в альбоме АКВАРИУМа 1996 года под названием "Снежный Лев". Борис Гребенщиков обычно всячески уклоняется от вопросов типа: "Какие, по вашему мнению, песни отражают "Аквариум, как он есть"? Есть ли песни, которые вам лично нравятся больше всего?" :-) Но один раз БГ таки "прокололся", и произошло это в программе Дмитрия Диброва "Антропология" (1997 год), где у него вырвалась фраза о том, что главная песня по его ощущению, которую он написал с АКВАРИУМом, - это как раз эта самая "Великая Железнодорожная Симфония". Вот. :)

Борис Гребенщиков (из "Краткого отчета о 16-ти годах зкукозаписи"):
Приступ писания песен, давший "Навигатора", им совсем не исчерпался (все та же деревня принесла мне в подоле "Истребителя", а прогулки по неземной жаре и тишине Долины Царей отлились в "Древнерусскую Тоску"). Поначалу казалось, что нужно сделать хулиганское lo-fi продолжение "Навигатора" и, естественно, назвать его "Аллигатор". Но демо показали, что дело обстоит гораздо серьезнее и пора снова снимать Livingston Studio. А тут, к тому же, в самолете Петербург-Москва ко мне подошел симпатичный бородатый поэт и подарил книжку своих стихов. Обычно я испытываю сильнейшую аллергию на почти любую поэзию - но тут книжка раскрылась сама, и мне на глаза попались две строчки. Через неделю я понял, что мне от них никуда не деться. Я позвонил по записанному в книжке телефону и признался, что строчки попали в цель и, похоже, стали песней. Совершенно дурацкая ситуация. Но он, похоже, понял и дал свое согласие. Поэта звали Андрей Чернов. Строчки были: "Машинист и сам не знает, Что везет тебя ко мне". Короче, мы снова оказались в Лондоне. А Меллотрон (это то самое, что играет в самом начале "Железнодорожной Симфонии") ждал нас в студии еще со времен "Навигатора".
Внимательно слушая происходящее, Джерри сказал: "Я, кажется, понимаю, как это должно звучать", - и где-то разыскал старинные аппараты звукообработки, покрытые пылью с конца 68-го года. Пришла семья индусов с ситарами и танпурами; пришла женщина с кельтской арфой, хихикавшая характерным ведьминским смешком; пришел немолодой спокойный бородач с Uillean pipes (древняя ирландская волынка), послушал записанное и спросил: "Здесь нужно сыграть что-то специально написанное, или то, что я слышу?" Я сказал: "Музыку богов". "Я знаю", - сказал он, сыграл и ушел... (издательство "Леан", 1997 год, стр. 524-525).

АЛЬБОМЫ:

Снежный Лев
Легенды Русского Рока. "Аквариум"
Сезон Для Змей
ПЕРЕВОДЫ: The Great Railroad Symphony

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

Артемий Троицкий о песне АКВАРИУМа "Сакэ" (в контексте хит-парада "Нашего Радио"):
Ну, это совсем печальный случай. У Бориса Гребенщикова на альбоме "Пси" довольно много интересных текстов, и я считаю, что с точки зрения его обычного словоблудия, тут Боря напрягся и сфокусировал все, и сочинил некоторое количество впечатляющих образов и метафор. В частности, песня "Маша и Медведь" мне очень нравится, если говорить о ее стихотворной стороне. Но, конечно, полный пролет по музыке. Там есть первые две песни на альбоме, кажется, "Луна, Успокой Меня" и еще что-то, которые слушать интересно. А потом идет практически неотличимые клоны старых песен. В частности, песня "Сакэ" - это уже, наверное, третий или четвертый клон песни "Мальчик Евграф" с альбома "Радио Африка".

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Владимир Шинкарев МАКСИМ И ФЕДОР (...продолжение)

ТУДА-ОБРАТНО (дзен-буддистские притчи и коаны)

* * *
Как-то утром Максим, будучи в сильном похмелье, сидел, обхватив голову руками и раскачиваясь из стороны в сторону.
К нему подошел Федор и обратился с вопросом:
- В чем смысл буддизма?
- Да иди ты в жопу со своим буддизмом! - слабо закричал Максим. Федор, пораженныи, отошел.
* * *
Один юноша, Петр, наслышавшись о философских достижениях Максима, пришел к нему домой и обратился к Федору, которого по ошибке принял за Максима, с вопросом:
- В чем смысл прихода боддисатвы с юга?
Подумав немного, Федор спокоино ответил:
- А @#$% его знает.
В это время в разговор вмешался Максим и сказал:
- А пошел ты в жопу со своим боддисатвой!
Пораженный Петр, славя Максима и Федора, ушел. 
* * *
Ученик Василий подарил Федору книгу Даисецу Судзуки "Жизнь по дзену". Федор спросил Максима, как бы ему поступить с подарком.
- Хоть в сортир вешай! - отвечал Максим.
Просветленный Федор так и поступил.
* * *
Однажды Федор осведомился у Максима:
- В чем смысл дзен-буддизма?
Тот исподлобья глянул на Федора и звезданул его по больному уху. Федор, не утерпев, ответил ударом в поддыхало. Максим, превозмогая боль, продолжил урок - дал Федору в глаз, сделал ему шмазь и напоследок, когда Федор уже повернулся, чтобы уйти, дал ему поджопник. Просветленныи Федор вышел.
* * *
Как-то ночью, проснувшись с сильного похмелья, Федор очень захотел пить. Не зажигая света, он вышел на кухню, нащупал на полке бутыль и начал пить. Сделав глоток, он понял, что ошибся, и в бутылке не вода, а керосин. Однако Федор с такой силой овладел дзен-буддизмом, что нашел в себе мужество не исправлять ошибку, и спокойно допил бутылку до конца. 
* * *
Федор, когда бывал пьян, любил поиграть с котом. Однажды утром, проснувшись с сильного похмелья, он обнаружил, что вчера, играючи, засунул кота в бутылку, откуда извлечь последнего нет никакой возможности. Разбивать же бутылку, конечно, жалко.
Однако, уроки дзен-буддизма не прошли даром - Федор нашел правильное решение и сдал бутылку вместе с котом.
* * *
Федор , когда испытывал просветление , сильно радовался и кричал. Соседи часто упрекали его за это, а однажды написали заявление куда следует. Федору пришло приглашение явиться в нарсуд. Федор осведомился у Максима, что делать с повесткой.
- Хоть задницу вытирай! - был ответ Максима.
Федор так и сделал. 
* * *
При входе в дом Максима и Федора лежала деревянная калабаха. Федор, проходя мимо, всякии раз говорил:
- Во, калабаха!
Петр, ученик Максима, однажды вскричал:
- Да что ты каждый раз говоришь? Я давно знаю, что это калабаха!
Шедший рядом Максим поднес кулак к носу Петра и сказал:
- А это ты видел?
Пораженный Петр все видел и отчалил.
* * *
Петр заметил, что у Федора есть странная привычка: отстояв длинную очередь у пивного ларька, тот в последнии момент не брал пиво, а отходил, правда, с заметным усилием. Петр заинтересовался, зачем Федор это делает, если через пять минут все равно возвращается и встает в очередь. Федор твердо ответил:
- Чтобы творение оставалось в вечности, не нужно доводить его до конца.
Петр хлопнул себя по лбу и удалился, славя Федора.
* * *
Один раз Максим спросил, в чем, по мнению Петра, заключается смысл дзена.
- Дзен, - сказал Петр, любивший сравнения изящные, но недалекие, - это умение разлить два полных стакана водки из однои четвертинки.
- Из пустой, - добавил Василий.
Максим перевел взгляд на Федора.
- И водку не выпить, - молвил Федор.
Максим удовлетворенно кивнул головой, сказав:
- И в стаканы не разливать.

Продолжение следует...

НОВАЯ ПЛАСТИНКА (представляет Триарий)

Для коллекционеров и сумасшедших...

АКВАРИУМ : ФИЛЬМОГРАФИЯ

Взаимопроникновение БГ и кинематографа

Купить

 

 

АССА
01. Здравстуй мальчик Бананан
02. Иду на ты
03. ВВС
04. Мочалкин Блюз
05. Плоскость
06. Старик Козлодоев
07. Город    mp3.gif (198 bytes)
08. Чудесная страна
09. Хочу перемен

О соловьевских фильмах можно судить как угодно, но нельзя не согласиться с тем, что а) сотрудничество с этим режиссером является неотъемлемой частью последней эпохи Аквариума , и б) это было удивительное время.
Сюжет Ассы во многом традиционен по своему жанру, но роль этого фильма в истории русской культуры второй половины 80-х невозможно переоценить. Не просто потому, что под небом голубым есть город золотой - над задумчивым пейзажем зимней Ялты, где пальмы в снегу и заснеженное море (не бред, а впечатление именно такое). Сейчас мы с улыбкой вспоминаем о конфликте папика Крымова (С.Говорухин) и молодого музыканта без определенных занятий ( Африка Бугаев, легендарный в своем роде персонаж для тусовки), сраженного рукой подкупленной мафии - нечего было отказываться от рубля, данного по ошибке на чай . Кстати, герой, собственно, и не отказывался, напротив - в этом моменте фильма очень четко отражена честная богемная логика: Вы что, хотите, чтобы я его Вам вернул? Фильм все-таки не совсем о том, что, простите за банальность, нечто подлинно человеческое, любовь - не продается и не покупается ( Сколько тебе дать, чтобы ты отвалил? ); а девушка, чувствующая, наверное, в этот момент уже слишком многое, чтобы в словах это определять, под конец пытается восстановить справедливость и попадает (уже за кадром) в тюрьму. Кстати, подобного свойства устройство сюжета повторится еще в нескольких фильмах того периода времени.
Сегодня гостила в чудесной стране, там плещутся рифы в янтарной волне - это все далеко, за кадром; но, по замыслу героя, должно было прозвучать в конце, когда тебе будет очень плохо . Финальный вывод - закадровый и недосягаемый.
Проще - меня ты поймешь становится лейтмотивом фильма и времени.
С улыбкой поглядывали на увлекшегося молодежной культурой известного режиссера, занимавшего какой-то пост в Союзе кинематографистов. Но, между прочим, Асса является абсолютно естественным продолжением всей предыдущей деятельности Сергея Соловьева. Если отбросить словарик тусовочных слов и краткую биографию Гребенщикова, титрами пробегающие временами по кадру, убрать наносной слой Мочалкина блюза и якобы перестроечной Мы ждем перемен , ставшей гимном времени, останется то же самое, что в Ста днях после детства , немного по-другому - в Спасателе . Так что Асса - это абсолютный Соловьев; фильм очень показательно соединяет прежнюю и грядущую (на тот момент) части творческого пути режиссера.
Поскольку мы все же пытаемся говорить об Аквариуме , следует, видимо, более всего вспоминать эпоху. О роли Соловьева есть и должно быть множество неоднозначных мнений, но на этапе Ассы это было одной из характеристик времени.
Справка. В фильме Асса звучат песни Мочалкин блюз , Старик Козлодоев , Иду на ты - в исполнении героев фильма (голосовая дорожка в первых двух - Сергей Рыженко), Город золотой - в исполнении Б.Гребенщикова и звуковая дорожка (на протяжении всей картины), записанная Аквариумом . Для пластинки все вещи записаны в исполнении группы. Период записи музыки к фильму - лето 1987 года. О своем решении снимать фильм с Африкой в главной роли и Гребенщиковым в роли композитора Сергей Соловьев объявил где-то весной 1986 года. Уже через год идея была претворена в жизнь. Очевидцы помнят шумные съемки ассовского финала в июне 1987 года в Зеленом театре ЦПКиО им.Горького. Самую пеструю и дикую публику размещали в первых рядах, а съемочная группа велела зрителям жечь на местах спички и факелы из газет, в результате чего суперперестроечное мероприятие чуть было не закончилось пожаром.
Несколько поколений советских людей всегда будут плакать, видя одну из эпох своей жизни в финале Ассы .
Этого - уже не отнять. А прочее - тема для совсем другого разговора.

Черная Роза - Эмблема Печали, Красная Роза - Эмблема Любви
01. Ангел и два ее козла
02. Марш
03. На горной тропе Далай Лама встречает Кама Сутру
04. Сарданапал
05. Тайна КПСС 3
06. Капитан Воронин
07. Орел, телец и лев
08. Пленение И.В.Сталина ирландским героем Фер Диадом
09. К друзьям
10. Легенда о падшей пионерке Насте
11. Комиссар
12. Народный герой думает об основании династии
13. Рыбаки обсуждают закат солнца
14. Король уродов
15. Поезд в огне
16. Проснувшись, друид идет за пивом
17. Серебро Господа моего
18. Лой быканах  mp3.gif (198 bytes)

Роза видится страницей более сумбурной и печальной. Альянс Сергея Александровича и Бориса Борисовича достиг выпендрежного апогея.
После премьеры спорили: что это - новое слово или тупой фарс в жанре студенческого капустника? Что являет собой главный герой - традиционного сумасшедшего советской эпохи или собирательный образ нескольких поколений наших людей времен застоя? Было замечено, что коммунальная квартира, на территории которой происходит все действие фильма, собирает в себе (в буквальном смысле слова) все типы - социальные и психологические - людей этого места и времени (в широком понятии). Ощущение было таким: мы прожили эпоху. Вот - краткий вывод, схематичное обобщение: В Мухосранске работать некому! - шутка, анекдот, как и было в жизни. Пятнадцатилетний пионер, наследник абстрактных миллионов, сумасшедший сосед Толик - пародия на диссидента: утро начинается (утро нашей, то есть той, эпохи) с выстрела Авроры , потом - сообщение о смерти товарища Сталина (этапы жизни), потом - банка самогона, машущая в сновидениях резиновой перчаткой с трибуны мавзолея с надписью ТОЛИК , потом - разговоры на кухне с чужими гостями, видение падшей пионерки (в обнаженном виде): - Ой, ты кто? - Кто-кто? Конь в пальто! И - полет на связке воздушных шариков по коридору под национальную ушельскую музыку ( Русско-Абиссинский Оркестр - самое его начало, видимо). Состоятельный модельер, скрывающий от жены и двух детей свои приключения в коммунальной квартире, куда случайно попадает его любовница - молодая особа по имени Александра, которая не хочет учиться и поступать в мединститут (с коей целью и посажена под замок), а, нарядившись в фуражку, ордена и медали, влезает, пройдя по крыше, в окно квартиры напротив - я только на минуточку, позвонить - поскольку телефонный провод в апартаментах, где заперта она, обрезан традиционным отцом - Как Вы намерены поступить с моей дочерью? - в следующий раз появляющийся в паре с матерью-балериной ( Ах! - и в обморок упала )
Кстати! Видение загадочной соседки на гребне крыши, являющееся пионеру-миллионеру, есть не что иное, как абсолютно такая же сцена из уже упоминавшегося фильма Сто дней после детства . Та же Татьяна Друбич. Так что все не так просто, опять же - Роза для Соловьева - не просто сумасшедший дом, как было воспринято многими.
Опекун юного наследника миллионов - дядя Кока из Люберец, и даже его супруга, в конце фильма ощущающие необходимость креститься в православие (время такое) - короче, полная чума, тем более, что это - еще не все.
Кому достанутся миллионы покойного белого генерала, неясно, так как пионер женится на беременной Александре, дабы не поставить под удар модельера Володю. Но на самом деле пионер-то хочет поступить в нахимовское училище, и ему снится, что сам Сталин зачисляет его туда, а рядом - молодой Брежнев и секретарша в образе булгаковской Геллы. Неужели такой гений как Сталин тоже какает?! - все еще не могут решить для себя герои фильма, а режиссер помогает им своей версией (положа руку на сердце - в духе тогдашней моды); но в сборе еще не все, и под конец, когда все вроде хорошо, приезжает зять Володи, уговаривает его вернуться в семью, не позорить - генерал с орденами и медалями (или посол? Кто-то их них точно посол чего-то где-то, но, бьюсь об заклад, ни один зритель этого не запомнил) - Батя, а в Мухосранске-то работать некому, а мы тут - пьет водку на кухне с Толиком, и кажется, очередным дружественным негром (см. Ассу ).
Вообще, если бы не Толик, пионер, наверное, сошел бы с ума, или вообще непонятно, что было бы - Толик нейтрализует все действующие силы.
Вдруг Толик умирает - судя по всему, уходит вместе с эпохой. В первом варианте фильма была сцена, исключенная впоследствии - похороны Толика: шутовская процессия из дюжины растерянных собутыльников и знакомых шла по безмолвному кладбищу за гробом, к которому были привязаны воздушные шарики, стремившиеся куда-то в небо.
Этот эпизод не вошел в Розу , но стал (по идее) лейтмотивом следующей, заключительной части трилогии - Дома под звездным небом .
Справка. С точки зрения Аквариума .
В фильме Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви звучат в исполнении группы Аквариум песни Марш ( Хочу я стать совсем слепым ), Сарданапал (играющая здесь, если присмотреться, такую же роль, как Город золотой в Ассе , только она менее выражена), и - в финале - Лой быкканах (в исполнении Русско-Абиссинского Оркестра ), а также большое количество закадровых инструменталов, которым на пластинке музыки к фильму даны замысловатые названия. Некоторые из фигурирующих на двойном альбоме вещей в фильме не звучат вовсе. Заглавная песня фильма (народная) в альбом не вошла. По сюжету Ах черная роза, эмблеме печали, а красная роза - эмблема любви, про черную розу нам черти кричали, про красную розу поют соловьи - опять же, то же самое, что в сюжете Ассы - аквариумная Иду на ты .
На первый взгляд, выбиваются из картины исторического маразма (соловьеское определение жанра данного фильма и всей трилогии) Капитан Воронин , Орел, телец и лев , Комиссар (говорят, планировавшийся для нахимовского финала фильма), Поезд в огне и Серебро Господа моего . Но это - другая сторона истории, если можно так выразиться. Возможно, этот период студийной работы Аквариума может быть назван одним их самых плодотворных в истории группы. Если бы этих записей не было, это, вероятно, весьма обеднило бы историю русского рок-н-ролла. Во всем этом, в частности, большая заслуга звукорежиссера Владимира Венгеровскго, работавшего с Аквариумом .
Черная роза сама по себе и эта пластинка - своего рода кульминация сотрудничества Гребенщикова и Соловьева, и все возможности этого сотрудничества были, в общем-то, исчерпаны именно на этом этапе.
На развороте первого издания диска помещены объяснения самих Соловьева и Гребенщикова. Первое - весьма лирично:
Да это наше с ним облако, ребята! Это именно оно плыло над нашими головами, пока мы работали: и в беспечальные полдни удач, и в дни, когда оно перилось и завихрялось, пугая исчезновением под силой ветреных и вечных российских вопросов, а то вдруг внезапно чернело и набухало в предчувствии неминуемых ночных грез. А мы, с его стороны кажущиеся такими маленькими, полураскрыв рты, всего лишь следили, как оно там меняется, мается, но все-таки плывет, плывет Потом оно рассеялось, а память осталась .
Кульминация Розы - Корабль уродов . Корабль уродов - что ты готовишь мне, гибель в морской волне или свободу? - на самом деле, наиболее точное отражение тогдашней российской ситуации и наиболее точная формулировка повисшего в тот момент в воздухе вопроса. Этот музыкальный номер - как бы центральная часть композиции фильма, доведенного до полного сумасшедшего дома, и уже не измыслить другой, хотя бы частичной, развязки, чем фарсовый мюзикл с конфетти, серпантином, льющимся рекой шампанским, танцами на столах, летающими тортами, и, вдобавок к пестрому собранию героев эпохи фильма - группой Аквариум , вылезающей из платяного шкафа (хотя герои, заметит внимательный зритель, и пытаются снаружи удержать дверь). Это не потому, что группу Аквариум тоже надо было куда-то присобачить - какая же эпоха застоя без рок-н-рольщиков, помилуйте? Где-то на момент, когда работа над фильмом была завершена, в 89-м, Россия находилась именно в такой стадии и в таком состоянии, как этот отрывок Черной розы .
Тогда фильм воспринимался иначе. А Корабль уродов - продолжение снов Бананана, главного героя Ассы - да и художники те же, и тот же Африка картинки рисовал.
Было ощущение, что некая заданная идея выражена в картине не полностью, недостаточно, и фильм получился каким-то не то, чтобы кустарным, но именно капустником. Он был каким-то ненастоящим, и это отталкивало. Наверное, этакая утрированная притча. Но реальным это все не чувствовалось, и Розу из-за этого полюбило куда меньше людей, чем Ассу .
Зато там очень красивый финал - вполне соловьевский, но лишь первая его часть похожа на весь фильм.
Сначала - рождественская елка с теплыми огоньками в окне, и нам уже не заглянуть туда (хотя заглянуть-то хочется именно в этот момент), там - уже другая, внутренняя жизнь. А мы видим черно-белый парусник, и недавний герой фильма, ныне нахимовец, на ветру привязывает что-то на бешеной высоте одной их верхних перекладин мачты. Немного, кажется нам, оступается - ничего не случилось, но - взгляд вниз, где в сотне метров возможного падения уже не крохотная палуба, а глухая и бесконечная бездна темной, черной воды.
И нам начинает казаться, что не нужен перевод финальной песни, и каким-то внутренним чувством мы хорошо понимаем и знаем, что значит вышли хлаи, лои быкканах . Конечно, понимаем.

Дом Под Звездным Небом
01. Святой князь Герман
02. Утро в сосновом лесу
03. Мир, как мы его знали    mp3.gif (198 bytes)
04. Америка
05. Не стой на пути у высоких чувств
06. На полпути к горе к горе Серияпеть
07. О лебеде
08. Городская птица
09. Голубой дворник
10. Реквием
11. Бонус трек: Горный хрусталь

Черная роза будет забыта быстрее, чем Асса . Третья часть обещанной забойной трилогии Дом под звездным небом , можно сказать, уже забыта. Кажется даже, что фильм должен был быть забыт заранее - подобру-поздорову, из какого-то суеверия. Немного живодерски задуманный в 1989 году как триллер-боевик с рэкетом, где всех убивают и все выжигают дотла, спустя год-два фильм вообще не состоялся. Уже в 90-м не получилось того, что могло бы быть в 89-м, потому что было, проще говоря, уже не до шуток, а зимой 91-92-го, когда фильм появился, он уже вызвал просто недоумение. Неплохо обойдясь с эпохой застоя и начала перестройки, Серей Соловьев явно махнулся с попыткой отразить текущий момент времени, не укладывавшийся в обозначенный жанр исторического маразма . Как пророчество фильм тоже не очень проканал , однако оказалось, что такие вещи способны производить мистический эффект.
К тому же, в первоначальном варианте сценария некая темная сила была скорее сверхъестественным собирательным образом, воплощенным во вполне приземленную банду диковатых рэкетиров, а в фильме получилось какое-то всесильное КГБ-ЦРУ, почему-то совершающее естественным образом десятиминутные перемещения между континентами (как будто это шутка, детская фантастика). Кстати, герои улетали в Америку как в некое далекое и безопасное место, поскольку речь шла о проблемах нынешней ситуации в России и попытках бежать от них, а окончательный вариант фильма начинается с того, что оборотень Компостеров, переодетый в навязчивую проститутку, гонится по вечернему Нью-Йорку за еще ничего не подозревающей будущей жертвой.
Что-то у Соловьева - то аллегорическая квартира, то - просто дом. Да нет, имеется в виду обыкновенный дом, дача. Где люди живут.
Почему-то казалось, что фильм этот делать не следует.
Казалось бы, чума - героине в ногу впивается подаренная недоброжелателем статуэтка Циолковского, вытащить которую, извините за натурализм, невозможно.
10 ноября 1991 года, в Москве, на премьере фильма, гости еще не знали о том, что Дом под звездным небом продолжается - перед кинотеатром Россия происходило уличное действо с запуском воздушного шара; за час до начала премьеры от воздушного шара оторвалась какая-то деталь, при падении вниз сбила кусок барельефа с одного из фонарей перед кинотеатром, а именно - массивный лепной серп и молот. Серп и молот упал на голову кому-то из зрителей, пострадавший был доставлен с проломленным черепом в реанимацию, где скончался через несколько часов - пока в зале кинотеатра шел фильм, публике это еще не было известно.
Журналисты на пресс-коференции надрывались: Скажите, где этот дом? Он настоящий?
Право, бросьте - все мы под звездным небом.
Е.Литовцева
Постскриптум.
Это еще не все, и не одна премьера была у этого фильма. Разбирать его не имеет смысла - конечно, фильм слабоват, музыка скорее, никакой особой музыки там и нет. Альянс Гребенщиков - Соловьев исчерпал себя. Нет, что-то там звучит - Голубой дворник , О лебеде исчезнувшем с кришнаитской концовкой (вместо нагорной проповеди, предполагавшейся в финале фильма), даже еще что-то звучит, но
Что до Розы и до того, что этот период сотрудничества с Соловьевым многие критики считали застойным для Гребенщикова, то - я понимаю Сергея Соловьева, по крайней мере - в двух первых фильмах.
Пусть не соглашаюсь - но понимаю. Математически я даже понимаю третий фильм - но не соглашаюсь еще больше.
Три песни о Родине не удались режиссеру - не о разных аспектах жизни этой Родины, не о разных временах, а как-то все невыразительно. Пусть меня простит Сергей Александрович и все, кто не согласится - о третьем фильме стоит забыть.
Пусть сохранятся навсегда у каждого из нас где-нибудь на-сто-лет-не-надеванных куртках и старых записных книжках значки и наклейки Я люблю АССУ - еще можно временами встретить людей в футболках с эмблемой объединения Круг , и вспомнить, как различались в недавнем 88-м году настоящие майки, купленные на премьере в ДК МЭЛЗ, и поддельные , кооперативные. Это было удивительное время. Время Черной Розы - время внутреннее. И я хочу знать, что времени Дома под звездным небом никогда не было. Я хочу верить, что это время никогда не наступит.

Архив Джоанны Стингрей
Джоанна Стингрей - диковинная фигура в истории российского рока. Энергичная американка, пытавшаяся доказать что в Союзе тоже есть рок, снимала на редкое в конце 80-х видео практически всех, кого мы сейчас называем легендами - от Цоя до Странных Игр. В еe: архиве, конечно, оказалось много записей Аквариума - квартирники, репетиции, концерты в рок-клубе. Сохранились многочисленные интервью с Гребенщиковым - к сожалению ,они на английском, и мы решили не включать их в этот сборник.
Всего на диске можно увидеть (и услышать!) :
   *  квартирник, май 1986
   *  квартирник, май 1986
   *  10 стрел, май 1986
   *  Горный Хрусталь - репетиция с Куссулем, Титовым и
   *  Дядюшка Томсон - концерт в ЛДМ
   *  Rock'n'roll is dead
Предупреждаем - качество записи не соответствует современным стандартам! Нужно учесть, что записям скоро 15 лет, а для нашего времени в технике это несколько поколений. В конце концов, мы обсуждаем не достоинства магнитной ленты, а пытаемся донести до зрителей дух прошедшей эпохи, определившей музыкальные пристрастия не одного поколения.

Я ЗНАЮ МЕСТА

СПб: Старая квартира БГ (подворотня Софьи Перовской 5)

я знаю места...
Старая квартира БГ (подворотня)
Что такое старая квартира БГ? У каждого ценителя творчества Аквариума собственные представлени о ней и ее значимости. И, надеюсь, никто из них не скажет, что это совершенно не имеющее ценности место Санкт-Петербурга.
Маршрут: от метро "Невский проспект" (выход на канал Грибоедова) идете по Невскому 5 минут на запад (в сторону Адмиралтейства). Поворачиваете направо на Малую Конюшенную (бывшая ул. Софьи Перовской). Улица пешеходная. Идете до дома #5. Заодно, раз уж все равно рядом, осмотрите ступени Казанского собора. ("Казань" - одно из хипповых мест Питера). Классно получается - поехал в Питер, взглянуть на старое парадное БГ, заодно и на Казанский собор посмотрел! Указал путь: Вениамин Славицкий.
фото:
Митрич, апрель 1998

 

Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное