← Май 2000 → | ||||||
2
|
4
|
5
|
6
|
7
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
9
|
10
|
12
|
14
|
|||
16
|
17
|
18
|
20
|
21
|
||
22
|
25
|
26
|
||||
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://aquarium.lipetsk.ru/MESTA/
Открыта:
02-11-1999
Адрес
автора: music.aquarium-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Служба Рассылок Городского Кота
Пустые места группы "Аквариум" (69)
8 маяНОВОСТИ
Все новости разбежались по рубрикам
этого выпуска. :-)
Ближайшие концерты АКВАРИУМа:
9 мая, вторник - Минск
10 мая, среда - Вильнюс
11 мая, четверг - Клайпеда
12 мая, пятница - Калининград
20 мая, суббота - Москва, ДК "Меридиан"
1-2 июня, четверг-пятница - СПб, ДК Ленсовета
5 июня, понедельник - Комсомольск-на-Амуре
6 июня, вторник - Хабаровск
8 июня, четверг - Владивосток
10 июня, суббота - Южно-Сахалинск
Во всех вышеперечисленных городах совершенно
точно есть подписчики "Пустых Мест" - откликнитесь,
пожалуйста. :-)
СЛУХИ
Ходят слухи, что БГ вездесущ и 9-го мая выступит сразу с двумя концертами, причем примерно в одно и то же время - соло в московском клубе "Метелица" и с АКВАРИУМом в городе Минске. А вот в Лондон, по слухам, Борис Гребенщиков 6-го мая так и не добрался.
АКЦИЯ
Есть безумная идея (пока в
зародышевом состоянии) собраться сетевым
слушателям АКВАРИУМа в Питере 1-2 июня во время
концертов в ДК им. Ленсовета и организовать...
Впрочем, что именно организовать - это вопрос,
который обсуждается в аквариумной конференции
aquarium.talks на news.atom.ru. Ваши предложения и согласие
принять участие в Акции можете присылать мне. Идея включает в себя в том числе что-то
вроде послеконцертной неформальной
пресс-конференции с музыкантами АКВАРИУМа -
Борис Гребенщиков перед концертами в Рязани и
Туле сам выступил инициатором подобного
"общения с поклонниками", посетителями www.aquarium.ru, так почему бы не устроить это в СПб? :-) Предварительно
на концерте и т.д. (не)точно будут следующие
товарищи: :-)
Алексей Захаров alx@mts.kis.ru, г. Нижний Новгород, ICQ 61513156
Shaposhnikov, sisam@farlep.net
Борис Сагайдак, boris@telegraph.spb.ru, СПб, ICQ 356271
Вадим Шестериков аkа VVS, vvs_49@chat.ru, СПб,
ICQ 9845331
Евгений Гапеев, music@ilm.net, г. Москва, ICQ 65655476
Сергей Варюшкин, varyushkin@mail.ru, г. Тольятти, ICQ 7837257
Присоединяйтесь! :)
Внимание: требуется
житель (жители) Санкт-Петербурга, готовый
(готовые) взять на себя функции организатора
тусовки и веселого времяпровождения.
ТЕРРИТОРИЯ
Как известно, вскоре выходит первый общемировой
авторизированный "THE BEST OF AQUARIUM" c
максимальным количеством добавленных треков.
Специально для этого альбома (предварительное
название - "Территория")
записаны и перезаписаны многие неожиданные
песни. Читатели рассылки первыми узнают, какие
именно песни и в каком варианте войдут в этот
CD. Начиная с 68-го выпуска, "Пустые Места"
совместно с звукозаписывающей компанией RuBel Records
публикуют рассказ о каждой песне в отдельности.
ВЕЛИКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СИМФОНИЯ
Я учился быть ребенком, я искал себе
причал,
Я разбил свой доб в щебенку об начало всех начал.
Ох нехило быть духовным - в голове одни кресты,
А по свету мчится поезд, и в вагоне едешь ты.
Молодым на небе нудно, да не влезешь,
если стар.
По Голгофе бродит Будда и кричит "Аллах
Акбар".
Неизвестно где мне место, раз я в этоя стороне,
Машинист и сам не знает, что везет тебя ко мне.
Есть края, где нет печали, есть края, где
нет тоски.
Гроб хрустальный со свечами заколочен в три
доски
Да порою серафимы раскричатся по весне.
Машинист и сам не знает, что везет тебя ко мне.
В мире все непостоянно, все истлеет - вот
те крест.
Я б любил всю флору-фауну - в сердце нет свободных
мест.
Паровоз твой мчит по кругу, рельсы тают как во
сне,
Машинист и сам не знает, что везет тебя ко мне.
Второй песней из CD "Территория", которой сегодня посвящен этот раздел рассылки, является "Великая Железнодорожная Симфония", прописанная в альбоме АКВАРИУМа 1996 года под названием "Снежный Лев". Борис Гребенщиков обычно всячески уклоняется от вопросов типа: "Какие, по вашему мнению, песни отражают "Аквариум, как он есть"? Есть ли песни, которые вам лично нравятся больше всего?" :-) Но один раз БГ таки "прокололся", и произошло это в программе Дмитрия Диброва "Антропология" (1997 год), где у него вырвалась фраза о том, что главная песня по его ощущению, которую он написал с АКВАРИУМом, - это как раз эта самая "Великая Железнодорожная Симфония". Вот. :)
Борис Гребенщиков
(из "Краткого отчета о 16-ти годах
зкукозаписи"):
Приступ писания песен, давший "Навигатора",
им совсем не исчерпался (все та же деревня
принесла мне в подоле "Истребителя", а
прогулки по неземной жаре и тишине Долины Царей
отлились в "Древнерусскую Тоску"). Поначалу
казалось, что нужно сделать хулиганское lo-fi
продолжение "Навигатора" и, естественно,
назвать его "Аллигатор". Но демо показали,
что дело обстоит гораздо серьезнее и пора снова
снимать Livingston Studio. А тут, к тому же, в самолете
Петербург-Москва ко мне подошел симпатичный
бородатый поэт и подарил книжку своих стихов.
Обычно я испытываю сильнейшую аллергию на почти
любую поэзию - но тут книжка раскрылась сама, и
мне на глаза попались две строчки. Через неделю я
понял, что мне от них никуда не деться. Я позвонил
по записанному в книжке телефону и признался, что
строчки попали в цель и, похоже, стали песней.
Совершенно дурацкая ситуация. Но он, похоже,
понял и дал свое согласие. Поэта звали Андрей
Чернов. Строчки были: "Машинист и сам не
знает, Что везет тебя ко мне". Короче, мы
снова оказались в Лондоне. А Меллотрон (это то
самое, что играет в самом начале
"Железнодорожной Симфонии") ждал нас в
студии еще со времен "Навигатора".
Внимательно слушая происходящее, Джерри сказал:
"Я, кажется, понимаю, как это должно звучать",
- и где-то разыскал старинные аппараты
звукообработки, покрытые пылью с конца 68-го года.
Пришла семья индусов с ситарами и танпурами;
пришла женщина с кельтской арфой, хихикавшая
характерным ведьминским смешком; пришел
немолодой спокойный бородач с Uillean pipes (древняя
ирландская волынка), послушал записанное и
спросил: "Здесь нужно сыграть что-то
специально написанное, или то, что я слышу?" Я
сказал: "Музыку богов". "Я знаю", - сказал
он, сыграл и ушел... (издательство "Леан", 1997
год, стр. 524-525).
АЛЬБОМЫ: |
Снежный Лев Легенды Русского Рока. "Аквариум" Сезон Для Змей |
ПЕРЕВОДЫ: | The Great Railroad Symphony |
ЦИТАТА ПО ПОВОДУ
Артемий Троицкий о песне
АКВАРИУМа "Сакэ" (в контексте хит-парада
"Нашего Радио"):
Ну, это совсем печальный случай. У Бориса
Гребенщикова на альбоме "Пси" довольно
много интересных текстов, и я считаю, что с точки
зрения его обычного словоблудия, тут Боря
напрягся и сфокусировал все, и сочинил некоторое
количество впечатляющих образов и метафор. В
частности, песня "Маша и Медведь" мне очень
нравится, если говорить о ее стихотворной
стороне. Но, конечно, полный пролет по музыке. Там
есть первые две песни на альбоме, кажется,
"Луна, Успокой Меня" и еще что-то, которые
слушать интересно. А потом идет практически
неотличимые клоны старых песен. В частности,
песня "Сакэ" - это уже, наверное, третий или
четвертый клон песни "Мальчик Евграф" с
альбома "Радио Африка".
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Владимир Шинкарев МАКСИМ И ФЕДОР (...продолжение)
ТУДА-ОБРАТНО (дзен-буддистские притчи и коаны)
* * *
Как-то утром Максим, будучи в сильном похмелье,
сидел, обхватив голову руками и раскачиваясь из
стороны в сторону.
К нему подошел Федор и обратился с вопросом:
- В чем смысл буддизма?
- Да иди ты в жопу со своим буддизмом! - слабо
закричал Максим. Федор, пораженныи, отошел.
* * *
Один юноша, Петр, наслышавшись о философских
достижениях Максима, пришел к нему домой и
обратился к Федору, которого по ошибке принял за
Максима, с вопросом:
- В чем смысл прихода боддисатвы с юга?
Подумав немного, Федор спокоино ответил:
- А @#$% его знает.
В это время в разговор вмешался Максим и сказал:
- А пошел ты в жопу со своим боддисатвой!
Пораженный Петр, славя Максима и Федора, ушел.
* * *
Ученик Василий подарил Федору книгу Даисецу
Судзуки "Жизнь по дзену". Федор спросил
Максима, как бы ему поступить с подарком.
- Хоть в сортир вешай! - отвечал Максим.
Просветленный Федор так и поступил.
* * *
Однажды Федор осведомился у Максима:
- В чем смысл дзен-буддизма?
Тот исподлобья глянул на Федора и звезданул его
по больному уху. Федор, не утерпев, ответил ударом
в поддыхало. Максим, превозмогая боль, продолжил
урок - дал Федору в глаз, сделал ему шмазь и
напоследок, когда Федор уже повернулся, чтобы
уйти, дал ему поджопник. Просветленныи Федор
вышел.
* * *
Как-то ночью, проснувшись с сильного похмелья,
Федор очень захотел пить. Не зажигая света, он
вышел на кухню, нащупал на полке бутыль и начал
пить. Сделав глоток, он понял, что ошибся, и в
бутылке не вода, а керосин. Однако Федор с такой
силой овладел дзен-буддизмом, что нашел в себе
мужество не исправлять ошибку, и спокойно допил
бутылку до конца.
* * *
Федор, когда бывал пьян, любил поиграть с котом.
Однажды утром, проснувшись с сильного похмелья,
он обнаружил, что вчера, играючи, засунул кота в
бутылку, откуда извлечь последнего нет никакой
возможности. Разбивать же бутылку, конечно,
жалко.
Однако, уроки дзен-буддизма не прошли даром -
Федор нашел правильное решение и сдал бутылку
вместе с котом.
* * *
Федор , когда испытывал просветление , сильно
радовался и кричал. Соседи часто упрекали его за
это, а однажды написали заявление куда следует.
Федору пришло приглашение явиться в нарсуд.
Федор осведомился у Максима, что делать с
повесткой.
- Хоть задницу вытирай! - был ответ Максима.
Федор так и сделал.
* * *
При входе в дом Максима и Федора лежала
деревянная калабаха. Федор, проходя мимо, всякии
раз говорил:
- Во, калабаха!
Петр, ученик Максима, однажды вскричал:
- Да что ты каждый раз говоришь? Я давно знаю, что
это калабаха!
Шедший рядом Максим поднес кулак к носу Петра и
сказал:
- А это ты видел?
Пораженный Петр все видел и отчалил.
* * *
Петр заметил, что у Федора есть странная
привычка: отстояв длинную очередь у пивного
ларька, тот в последнии момент не брал пиво, а
отходил, правда, с заметным усилием. Петр
заинтересовался, зачем Федор это делает, если
через пять минут все равно возвращается и встает
в очередь. Федор твердо ответил:
- Чтобы творение оставалось в вечности, не нужно
доводить его до конца.
Петр хлопнул себя по лбу и удалился, славя Федора.
* * *
Один раз Максим спросил, в чем, по мнению Петра,
заключается смысл дзена.
- Дзен, - сказал Петр, любивший сравнения изящные,
но недалекие, - это умение разлить два полных
стакана водки из однои четвертинки.
- Из пустой, - добавил Василий.
Максим перевел взгляд на Федора.
- И водку не выпить, - молвил Федор.
Максим удовлетворенно кивнул головой, сказав:
- И в стаканы не разливать.
Продолжение следует...
НОВАЯ ПЛАСТИНКА (представляет Триарий)
Для коллекционеров и сумасшедших...
АКВАРИУМ
: ФИЛЬМОГРАФИЯ
Взаимопроникновение БГ и кинематографа
АССА
01. Здравстуй мальчик Бананан
02. Иду на ты
03. ВВС
04. Мочалкин Блюз
05. Плоскость
06. Старик Козлодоев
07. Город
08. Чудесная страна
09. Хочу перемен
О соловьевских фильмах можно
судить как угодно, но нельзя не согласиться с тем,
что а) сотрудничество с этим режиссером является
неотъемлемой частью последней эпохи
Аквариума , и б) это было удивительное время.
Сюжет Ассы во многом традиционен по своему
жанру, но роль этого фильма в истории русской
культуры второй половины 80-х невозможно
переоценить. Не просто потому, что под небом
голубым есть город золотой - над задумчивым
пейзажем зимней Ялты, где пальмы в снегу и
заснеженное море (не бред, а впечатление именно
такое). Сейчас мы с улыбкой вспоминаем о
конфликте папика Крымова (С.Говорухин) и
молодого музыканта без определенных занятий
( Африка Бугаев, легендарный в своем роде
персонаж для тусовки), сраженного рукой
подкупленной мафии - нечего было отказываться от
рубля, данного по ошибке на чай . Кстати, герой,
собственно, и не отказывался, напротив - в этом
моменте фильма очень четко отражена честная
богемная логика: Вы что, хотите, чтобы я его Вам
вернул? Фильм все-таки не совсем о том, что,
простите за банальность, нечто подлинно
человеческое, любовь - не продается и не
покупается ( Сколько тебе дать, чтобы ты
отвалил? ); а девушка, чувствующая, наверное, в
этот момент уже слишком многое, чтобы в словах
это определять, под конец пытается восстановить
справедливость и попадает (уже за кадром) в
тюрьму. Кстати, подобного свойства устройство
сюжета повторится еще в нескольких фильмах того
периода времени.
Сегодня гостила в чудесной стране, там плещутся
рифы в янтарной волне - это все далеко, за кадром;
но, по замыслу героя, должно было прозвучать в
конце, когда тебе будет очень плохо . Финальный
вывод - закадровый и недосягаемый.
Проще - меня ты поймешь становится лейтмотивом
фильма и времени.
С улыбкой поглядывали на увлекшегося
молодежной культурой известного режиссера,
занимавшего какой-то пост в Союзе
кинематографистов. Но, между прочим, Асса
является абсолютно естественным продолжением
всей предыдущей деятельности Сергея Соловьева.
Если отбросить словарик тусовочных слов и
краткую биографию Гребенщикова, титрами
пробегающие временами по кадру, убрать наносной
слой Мочалкина блюза и якобы перестроечной Мы
ждем перемен , ставшей гимном времени, останется
то же самое, что в Ста днях после детства ,
немного по-другому - в Спасателе . Так что Асса
- это абсолютный Соловьев; фильм очень
показательно соединяет прежнюю и грядущую (на
тот момент) части творческого пути режиссера.
Поскольку мы все же пытаемся говорить об
Аквариуме , следует, видимо, более всего
вспоминать эпоху. О роли Соловьева есть и должно
быть множество неоднозначных мнений, но на этапе
Ассы это было одной из характеристик времени.
Справка. В фильме Асса звучат песни Мочалкин
блюз , Старик Козлодоев , Иду на ты - в
исполнении героев фильма (голосовая дорожка в
первых двух - Сергей Рыженко), Город золотой - в
исполнении Б.Гребенщикова и звуковая дорожка (на
протяжении всей картины), записанная
Аквариумом . Для пластинки все вещи записаны в
исполнении группы. Период записи музыки к фильму
- лето 1987 года. О своем решении снимать фильм с
Африкой в главной роли и Гребенщиковым в роли
композитора Сергей Соловьев объявил где-то
весной 1986 года. Уже через год идея была
претворена в жизнь. Очевидцы помнят шумные
съемки ассовского финала в июне 1987 года в Зеленом
театре ЦПКиО им.Горького. Самую пеструю и дикую
публику размещали в первых рядах, а съемочная
группа велела зрителям жечь на местах спички и
факелы из газет, в результате чего
суперперестроечное мероприятие чуть было не
закончилось пожаром.
Несколько поколений советских людей всегда
будут плакать, видя одну из эпох своей жизни в
финале Ассы .
Этого - уже не отнять. А прочее - тема для совсем
другого разговора.
Черная Роза - Эмблема
Печали, Красная Роза - Эмблема Любви
01. Ангел и два ее козла
02. Марш
03. На горной тропе Далай Лама встречает Кама
Сутру
04. Сарданапал
05. Тайна КПСС 3
06. Капитан Воронин
07. Орел, телец и лев
08. Пленение И.В.Сталина ирландским героем Фер
Диадом
09. К друзьям
10. Легенда о падшей пионерке Насте
11. Комиссар
12. Народный герой думает об основании династии
13. Рыбаки обсуждают закат солнца
14. Король уродов
15. Поезд в огне
16. Проснувшись, друид идет за пивом
17. Серебро Господа моего
18. Лой
быканах
Роза видится страницей
более сумбурной и печальной. Альянс Сергея
Александровича и Бориса Борисовича достиг
выпендрежного апогея.
После премьеры спорили: что это - новое слово или
тупой фарс в жанре студенческого капустника? Что
являет собой главный герой - традиционного
сумасшедшего советской эпохи или собирательный
образ нескольких поколений наших людей времен
застоя? Было замечено, что коммунальная квартира,
на территории которой происходит все действие
фильма, собирает в себе (в буквальном смысле
слова) все типы - социальные и психологические -
людей этого места и времени (в широком понятии).
Ощущение было таким: мы прожили эпоху. Вот -
краткий вывод, схематичное обобщение: В
Мухосранске работать некому! - шутка, анекдот,
как и было в жизни. Пятнадцатилетний пионер,
наследник абстрактных миллионов, сумасшедший
сосед Толик - пародия на диссидента: утро
начинается (утро нашей, то есть той, эпохи) с
выстрела Авроры , потом - сообщение о смерти
товарища Сталина (этапы жизни), потом - банка
самогона, машущая в сновидениях резиновой
перчаткой с трибуны мавзолея с надписью ТОЛИК ,
потом - разговоры на кухне с чужими гостями,
видение падшей пионерки (в обнаженном виде): - Ой,
ты кто? - Кто-кто? Конь в пальто! И - полет на связке
воздушных шариков по коридору под национальную
ушельскую музыку ( Русско-Абиссинский Оркестр -
самое его начало, видимо). Состоятельный
модельер, скрывающий от жены и двух детей свои
приключения в коммунальной квартире, куда
случайно попадает его любовница - молодая особа
по имени Александра, которая не хочет учиться и
поступать в мединститут (с коей целью и посажена
под замок), а, нарядившись в фуражку, ордена и
медали, влезает, пройдя по крыше, в окно квартиры
напротив - я только на минуточку, позвонить -
поскольку телефонный провод в апартаментах, где
заперта она, обрезан традиционным отцом - Как Вы
намерены поступить с моей дочерью? - в следующий
раз появляющийся в паре с матерью-балериной ( Ах!
- и в обморок упала )
Кстати! Видение загадочной соседки на гребне
крыши, являющееся пионеру-миллионеру, есть не что
иное, как абсолютно такая же сцена из уже
упоминавшегося фильма Сто дней после детства .
Та же Татьяна Друбич. Так что все не так просто,
опять же - Роза для Соловьева - не просто
сумасшедший дом, как было воспринято многими.
Опекун юного наследника миллионов - дядя Кока из
Люберец, и даже его супруга, в конце фильма
ощущающие необходимость креститься в
православие (время такое) - короче, полная чума,
тем более, что это - еще не все.
Кому достанутся миллионы покойного белого
генерала, неясно, так как пионер женится на
беременной Александре, дабы не поставить под
удар модельера Володю. Но на самом деле пионер-то
хочет поступить в нахимовское училище, и ему
снится, что сам Сталин зачисляет его туда, а рядом
- молодой Брежнев и секретарша в образе
булгаковской Геллы. Неужели такой гений как
Сталин тоже какает?! - все еще не могут решить для
себя герои фильма, а режиссер помогает им своей
версией (положа руку на сердце - в духе тогдашней
моды); но в сборе еще не все, и под конец, когда все
вроде хорошо, приезжает зять Володи, уговаривает
его вернуться в семью, не позорить - генерал с
орденами и медалями (или посол? Кто-то их них
точно посол чего-то где-то, но, бьюсь об заклад, ни
один зритель этого не запомнил) - Батя, а в
Мухосранске-то работать некому, а мы тут - пьет
водку на кухне с Толиком, и кажется, очередным
дружественным негром (см. Ассу ).
Вообще, если бы не Толик, пионер, наверное, сошел
бы с ума, или вообще непонятно, что было бы - Толик
нейтрализует все действующие силы.
Вдруг Толик умирает - судя по всему, уходит вместе
с эпохой. В первом варианте фильма была сцена,
исключенная впоследствии - похороны Толика:
шутовская процессия из дюжины растерянных
собутыльников и знакомых шла по безмолвному
кладбищу за гробом, к которому были привязаны
воздушные шарики, стремившиеся куда-то в небо.
Этот эпизод не вошел в Розу , но стал (по идее)
лейтмотивом следующей, заключительной части
трилогии - Дома под звездным небом .
Справка. С точки зрения Аквариума .
В фильме Черная роза - эмблема печали, красная
роза - эмблема любви звучат в исполнении группы
Аквариум песни Марш ( Хочу я стать совсем
слепым ), Сарданапал (играющая здесь, если
присмотреться, такую же роль, как Город золотой
в Ассе , только она менее выражена), и - в финале -
Лой быкканах (в исполнении
Русско-Абиссинского Оркестра ), а также большое
количество закадровых инструменталов, которым
на пластинке музыки к фильму даны замысловатые
названия. Некоторые из фигурирующих на двойном
альбоме вещей в фильме не звучат вовсе. Заглавная
песня фильма (народная) в альбом не вошла. По
сюжету Ах черная роза, эмблеме печали, а красная
роза - эмблема любви, про черную розу нам черти
кричали, про красную розу поют соловьи - опять
же, то же самое, что в сюжете Ассы - аквариумная
Иду на ты .
На первый взгляд, выбиваются из картины
исторического маразма (соловьеское
определение жанра данного фильма и всей
трилогии) Капитан Воронин , Орел, телец и лев ,
Комиссар (говорят, планировавшийся для
нахимовского финала фильма), Поезд в огне и
Серебро Господа моего . Но это - другая сторона
истории, если можно так выразиться. Возможно,
этот период студийной работы Аквариума может
быть назван одним их самых плодотворных в
истории группы. Если бы этих записей не было, это,
вероятно, весьма обеднило бы историю русского
рок-н-ролла. Во всем этом, в частности, большая
заслуга звукорежиссера Владимира Венгеровскго,
работавшего с Аквариумом .
Черная роза сама по себе и эта пластинка -
своего рода кульминация сотрудничества
Гребенщикова и Соловьева, и все возможности
этого сотрудничества были, в общем-то, исчерпаны
именно на этом этапе.
На развороте первого издания диска помещены
объяснения самих Соловьева и Гребенщикова.
Первое - весьма лирично:
Да это наше с ним облако, ребята! Это именно оно
плыло над нашими головами, пока мы работали: и в
беспечальные полдни удач, и в дни, когда оно
перилось и завихрялось, пугая исчезновением под
силой ветреных и вечных российских вопросов, а то
вдруг внезапно чернело и набухало в предчувствии
неминуемых ночных грез. А мы, с его стороны
кажущиеся такими маленькими, полураскрыв рты,
всего лишь следили, как оно там меняется, мается,
но все-таки плывет, плывет Потом оно рассеялось,
а память осталась .
Кульминация Розы - Корабль уродов . Корабль
уродов - что ты готовишь мне, гибель в морской
волне или свободу? - на самом деле, наиболее
точное отражение тогдашней российской ситуации
и наиболее точная формулировка повисшего в тот
момент в воздухе вопроса. Этот музыкальный номер
- как бы центральная часть композиции фильма,
доведенного до полного сумасшедшего дома, и уже
не измыслить другой, хотя бы частичной, развязки,
чем фарсовый мюзикл с конфетти, серпантином,
льющимся рекой шампанским, танцами на столах,
летающими тортами, и, вдобавок к пестрому
собранию героев эпохи фильма - группой
Аквариум , вылезающей из платяного шкафа (хотя
герои, заметит внимательный зритель, и пытаются
снаружи удержать дверь). Это не потому, что группу
Аквариум тоже надо было куда-то присобачить -
какая же эпоха застоя без рок-н-рольщиков,
помилуйте? Где-то на момент, когда работа над
фильмом была завершена, в 89-м, Россия находилась
именно в такой стадии и в таком состоянии, как
этот отрывок Черной розы .
Тогда фильм воспринимался иначе. А Корабль
уродов - продолжение снов Бананана, главного
героя Ассы - да и художники те же, и тот же
Африка картинки рисовал.
Было ощущение, что некая заданная идея выражена в
картине не полностью, недостаточно, и фильм
получился каким-то не то, чтобы кустарным, но
именно капустником. Он был каким-то ненастоящим,
и это отталкивало. Наверное, этакая утрированная
притча. Но реальным это все не чувствовалось, и
Розу из-за этого полюбило куда меньше людей,
чем Ассу .
Зато там очень красивый финал - вполне
соловьевский, но лишь первая его часть похожа на
весь фильм.
Сначала - рождественская елка с теплыми
огоньками в окне, и нам уже не заглянуть туда
(хотя заглянуть-то хочется именно в этот момент),
там - уже другая, внутренняя жизнь. А мы видим
черно-белый парусник, и недавний герой фильма,
ныне нахимовец, на ветру привязывает что-то на
бешеной высоте одной их верхних перекладин
мачты. Немного, кажется нам, оступается - ничего
не случилось, но - взгляд вниз, где в сотне метров
возможного падения уже не крохотная палуба, а
глухая и бесконечная бездна темной, черной воды.
И нам начинает казаться, что не нужен перевод
финальной песни, и каким-то внутренним чувством
мы хорошо понимаем и знаем, что значит вышли
хлаи, лои быкканах . Конечно, понимаем.
Дом Под Звездным Небом
01. Святой князь Герман
02. Утро в сосновом лесу
03. Мир, как
мы его знали
04. Америка
05. Не стой на пути у высоких чувств
06. На полпути к горе к горе Серияпеть
07. О лебеде
08. Городская птица
09. Голубой дворник
10. Реквием
11. Бонус трек: Горный хрусталь
Черная роза будет забыта быстрее,
чем Асса . Третья часть обещанной забойной
трилогии Дом под звездным небом , можно
сказать, уже забыта. Кажется даже, что фильм
должен был быть забыт заранее -
подобру-поздорову, из какого-то суеверия. Немного
живодерски задуманный в 1989 году как
триллер-боевик с рэкетом, где всех убивают и все
выжигают дотла, спустя год-два фильм вообще не
состоялся. Уже в 90-м не получилось того, что могло
бы быть в 89-м, потому что было, проще говоря, уже не
до шуток, а зимой 91-92-го, когда фильм появился, он
уже вызвал просто недоумение. Неплохо обойдясь с
эпохой застоя и начала перестройки, Серей
Соловьев явно махнулся с попыткой отразить
текущий момент времени, не укладывавшийся в
обозначенный жанр исторического маразма . Как
пророчество фильм тоже не очень проканал ,
однако оказалось, что такие вещи способны
производить мистический эффект.
К тому же, в первоначальном варианте сценария
некая темная сила была скорее
сверхъестественным собирательным образом,
воплощенным во вполне приземленную банду
диковатых рэкетиров, а в фильме получилось
какое-то всесильное КГБ-ЦРУ, почему-то
совершающее естественным образом
десятиминутные перемещения между континентами
(как будто это шутка, детская фантастика). Кстати,
герои улетали в Америку как в некое далекое и
безопасное место, поскольку речь шла о проблемах
нынешней ситуации в России и попытках бежать от
них, а окончательный вариант фильма начинается с
того, что оборотень Компостеров, переодетый в
навязчивую проститутку, гонится по вечернему
Нью-Йорку за еще ничего не подозревающей будущей
жертвой.
Что-то у Соловьева - то аллегорическая квартира,
то - просто дом. Да нет, имеется в виду
обыкновенный дом, дача. Где люди живут.
Почему-то казалось, что фильм этот делать не
следует.
Казалось бы, чума - героине в ногу впивается
подаренная недоброжелателем статуэтка
Циолковского, вытащить которую, извините за
натурализм, невозможно.
10 ноября 1991 года, в Москве, на премьере фильма,
гости еще не знали о том, что Дом под звездным
небом продолжается - перед кинотеатром Россия
происходило уличное действо с запуском
воздушного шара; за час до начала премьеры от
воздушного шара оторвалась какая-то деталь, при
падении вниз сбила кусок барельефа с одного из
фонарей перед кинотеатром, а именно - массивный
лепной серп и молот. Серп и молот упал на голову
кому-то из зрителей, пострадавший был доставлен с
проломленным черепом в реанимацию, где скончался
через несколько часов - пока в зале кинотеатра
шел фильм, публике это еще не было известно.
Журналисты на пресс-коференции надрывались:
Скажите, где этот дом? Он настоящий?
Право, бросьте - все мы под звездным небом.
Е.Литовцева
Постскриптум.
Это еще не все, и не одна премьера была у этого
фильма. Разбирать его не имеет смысла - конечно,
фильм слабоват, музыка скорее, никакой особой
музыки там и нет. Альянс Гребенщиков - Соловьев
исчерпал себя. Нет, что-то там звучит - Голубой
дворник , О лебеде исчезнувшем с кришнаитской
концовкой (вместо нагорной проповеди,
предполагавшейся в финале фильма), даже еще
что-то звучит, но
Что до Розы и до того, что этот период
сотрудничества с Соловьевым многие критики
считали застойным для Гребенщикова, то - я
понимаю Сергея Соловьева, по крайней мере - в двух
первых фильмах.
Пусть не соглашаюсь - но понимаю. Математически я
даже понимаю третий фильм - но не соглашаюсь еще
больше.
Три песни о Родине не удались режиссеру - не о
разных аспектах жизни этой Родины, не о разных
временах, а как-то все невыразительно. Пусть меня
простит Сергей Александрович и все, кто не
согласится - о третьем фильме стоит забыть.
Пусть сохранятся навсегда у каждого из нас
где-нибудь на-сто-лет-не-надеванных куртках и
старых записных книжках значки и наклейки Я
люблю АССУ - еще можно временами встретить людей
в футболках с эмблемой объединения Круг , и
вспомнить, как различались в недавнем 88-м году
настоящие майки, купленные на премьере в ДК
МЭЛЗ, и поддельные , кооперативные. Это было
удивительное время. Время Черной Розы - время
внутреннее. И я хочу знать, что времени Дома под
звездным небом никогда не было. Я хочу верить,
что это время никогда не наступит.
Архив Джоанны Стингрей
Джоанна Стингрей - диковинная фигура в
истории российского рока. Энергичная американка,
пытавшаяся доказать что в Союзе тоже есть рок,
снимала на редкое в конце 80-х видео практически
всех, кого мы сейчас называем легендами - от Цоя
до Странных Игр. В еe: архиве, конечно, оказалось
много записей Аквариума - квартирники, репетиции,
концерты в рок-клубе. Сохранились многочисленные
интервью с Гребенщиковым - к сожалению ,они на
английском, и мы решили не включать их в этот
сборник.
Всего
на диске можно увидеть (и услышать!) :
* квартирник, май 1986
* квартирник, май 1986
* 10 стрел, май 1986
* Горный Хрусталь -
репетиция с Куссулем, Титовым и
* Дядюшка Томсон -
концерт в ЛДМ
* Rock'n'roll is dead
Предупреждаем - качество записи не соответствует
современным стандартам! Нужно учесть, что
записям скоро 15 лет, а для нашего времени в
технике это несколько поколений. В конце концов,
мы обсуждаем не достоинства магнитной ленты, а
пытаемся донести до зрителей дух прошедшей
эпохи, определившей музыкальные пристрастия не
одного поколения.
Я ЗНАЮ МЕСТА
Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||