Законы в Беларуси часто принимают, а потом их обосновывают.
Напомним, что в конце прошлого года был издан очередной указ президента
в сфере предпринимательской деятельности № 760, который вызвал
протестные настроения среди индивидуальных предпринимателей.
Экономическое обоснование принятия данного указа до сих пор
отсутствует. Чиновники различных министерств, участвующих в разработке
указа, по-разному пытались «выкрутиться» из данной ситуации, когда им
задавали простые вопросы: «Кому нужен этот указ и какая польза для
малого бизнеса? Что от этого выиграет население и государство?».
В начале года предпринимателей пытались убедить, что это выгодно,
прежде всего, им самим. После акций протеста предпринимателей появилась
новая версия издания этого указа о том, что юридические лица требуют
равных условий для ведения бизнеса с ИП, причем это, по мнению
чиновников, написано в Конституции. Почитали Конституцию. Разобрались.
Не написано. И вот появилась новая версия: почему указ был подписан.
Как следует из ответа заместителя министра А.Н. Тура, разработка указа
вызвана требованиями Президента Республики Беларусь, высказанными в
ежегодном Послании к белорусскому народу и Парламенту. Правда, указ
вышел в декабре 2006 года, а послание президента было озвучено в апреле
2007 года. Вот такой парадокс. Но белорусам к этому не привыкать.
Естественно чиновники взяли только ту часть послания, которая им была выгодна, забыв о других, как в случае и с Конституцией.
Забыли
чиновники о том, что в том же послании говорится: «Надо незамедлительно
решить вопрос об упрощенном и безболезненном преобразовании
индивидуальных предпринимателей в малые формы бизнеса. Чтобы не
пострадали ни предприниматели, ни работающие у них люди,
премьер–министру в первом полугодии этот вопрос следует урегулировать».
А что мы видим. Принимаются новые указы, где ИП с одним
работником вынужден регистрировать свою деятельность по домашнему
адресу, куда толпами будут ходить проверяющие без санкции прокурора?
Естественно, что нормальный предприниматель на это не пойдет, т.к. дом
для любого человека это святое. Аренда даже небольшого помещения для
юридического адреса очень накладна. ИП будут искать обходные пути, что
приведет к росту цен на продукцию, к увеличению теневого оборота, к
регистрации деятельности на подставных лиц.
А пока переписка по данному вопросу будет продолжена.
Текст ответа от 19.07.2007 №01-01-07-192/Л из министерства экономики приводим ниже:
Министерство экономики по Вашему обращению, ...., в пределах компетенции сообщает следующее.
Установление
ограничений в отношении наемных работников индивидуальных
предпринимателей в полной мере согласуется с требованиями Президента
Республики Беларусь, высказанными в ежегодном Послании к белорусскому
народу и Парламенту. Глава государства подчеркнул, что "деятельность
субъектов хозяйствования, независимо от организационно-правовой формы
должна вестись в единых формах, по единым правилам и требованиям. Все
субъекты хозяйствования имеют равные права на существование и развитие
и должны работать и конкурировать в одинаковых условиях. При этом
необходимо стремиться к цивилизованным формам предпринимательства".
Также Глава государства отметил, что "индивидуальный предприниматель -
это тот, кто работает один или со своей семьей. Все остальные должны
работать, им никто не запрещает, но преобразоваться в иные формы малого
предпринимательства".
В целях создания благоприятных условий
для перехода индивидуальных предпринимателей в частные унитарные
предприятия 28 июня 2007 года Глава государства своим Указом утвердил
Положение о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного
унитарного предприятия и его деятельности.
Нормы, заложенные в
данном Указе позволят индивидуальным предпринимателям с минимальными
временными и финансовыми затратами перейти в унитарное предприятие.
Подписание
этого документа свидетельствует о системности подходов государства по
формированию в экономике цивилизованных, принятых в развитых странах
форм предпринимательства.