Пора вводить персональную ответственность для разработчиков указов
Продолжают поступать ответы на обращение Валерия Левоневского по
поводу его несогласия с Указом Президента Республики Беларусь от 29
декабря 2006 г. № 760 « О внесении дополнений и изменений в Указ
Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285», который
вводит ограничения в отношении наемных лиц индивидуальных
предпринимателей. Пришел ответ из министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь за подписью заместителя министра Дорошенко А.А, из
которого следует, что определенную роль в принятии скандального Указа №
760 сыграли обращения юридических лиц.
Причем, юридические лица в своих обращениях ссылаются на статью 13
Конституции Республики Беларусь о равных условиях хозяйствования и
защите интересов субъектов предпринимательской деятельности.
По мнению лидера предпринимателей Валерия Левоневского, ссылка на
статью 13 Конституции Республики Беларусь - это очень неуклюжая попытка
оправдать лоббирование интересов крупного бизнеса отдельными
чиновниками министерства экономики в ущерб развитию мелкого бизнеса и
бюджету государства. Во всех ответах по данному указу нет главного –
экономической целесообразности данного указа и конкретных цифр. Что
получат в результате бюджет государства, граждане, экономика, кроме
протестных настроений предпринимателей и увеличения негативного
отношения к Беларуси. Кто будет отвечать за те миллионы долларов
упущенной выгоды, которая будет потеряна государством в результате
нововведения.
В.Левоневский считает, что пора вводить методы
«кнута и пряника» для чиновников, плодящих различные указы, декреты и
другие законодательные акты в сфере экономики. Получили положительный
эффект – получи премию, не получили – отвечай по закону.
Понятно, что так называемые предпринимательские структуры
предпринимателей при президенте и правительстве лоббируют интересы
среднего и крупного бизнеса. В основе их идей лежит получение прибыли
для собственных предприятий, даже в ущерб интересам государства и
населения. Можно красиво все обосновать. Но все-таки нужны цифры
прогноза, чтобы можно было сравнить, что будет в результате исполнения
нового указа или закона, и что - если не принимать данный
законодательный акт. И персональная ответственность за прогнозные
показатели.
Что касается ссылок на статью 13 Конституции
Республики Беларусь о равных условиях хозяйствования и защите интересов
субъектов предпринимательской деятельности, на что ссылаются чиновники
министерств, то они безосновательны. Такого в данной статье нет и быть
не может. В данной статье речь идет о равных условиях для развития всех
форм собственности (государственной и частной), что не одно и то же.
Трактовка Конституции по своему усмотрению, тем более под заказ, часто
приводит к печальным итогам.
Что касается одинаковых условий
для малого и крупного бизнеса, то этого нет нигде в мире. Не может быть
одинаковых условий в принципе для крупного продавца нефтепродуктов,
оборот у которого измеряется сотнями миллионов долларов в год и для
предпринимателя, торгующего нефтепродуктами в торговой точке с оборотом
в несколько тысяч долларов в год. Государство всегда создает льготные
условия для развития определенного направления бизнеса с целью его
стимулирования.
Валерий Левоневский продолжает переписку по
этому вопросу с различными министерствами и ведомствами, призывает
чиновников не изобретать «велосипед», использовать послевоенный опыт
передовых стран Европы, где развитие малого бизнеса привело к реальному
экономическом росту и процветанию. В противном случае, предприниматели будут вынуждены инициировать протестные мероприятия осенью 2007 года.
Приводим полный текст ответа Валерию Левоневскому за подписью заместителя министра по налогам и сборам А.А.Дорошенко:
Левоневскому В.С.
О рассмотрении обращения
В
Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь рассмотрено Ваше
обращение от 13 марта 2007 г., поступившее из Аппарата Совета Министров
Республики Беларусь и в пределах своей компетенции сообщается.
Введение Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. №
760 « О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики
Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285» (далее - Указ № 760) ограничения в
отношении наемных лиц индивидуальных предпринимателей направлено на
переход индивидуальных предпринимателей на более высокий уровень
экономических взаимоотношений.
На состоявшемся 14 февраля 2007
г. расширенном заседании Совета по развитию предпринимательства в
Республике Беларусь, в работе которого приняли участие Глава и иные
должностные лица Администрации Президента Республики Беларусь, члены
правительства, представители делового сообщества страны, еще раз была
обоснована правомерность и необходимость введения такого ограничения.
Это одна из мер по поэтапному переводу индивидуальных предпринимателей
из неорганизованного рынка в организованный сектор экономики,
нормальный эволюционный шаг в сторону ведения бизнеса в цивилизованной
форме.
Деятельность субъектов хозяйствования, независимо от
организационно-правовой формы должна вестись в единых формах, по единым
правилам и требованиям. Все должны работать и конкурировать в
одинаковых условиях. Именно поэтому определенную роль в принятии Указа
№ 760 сыграли обращения юридических лиц, ссылающихся на статью 13
Конституции Республики Беларусь о равных условиях хозяйствования и
защите интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Одним из последствий реализации Указа № 760 будет являться
необходимость создания юридических лиц индивидуальными
предпринимателями, желающими продолжать свою хозяйственную деятельность.
Для упрощения процедуры перехода индивидуальных предпринимателей к
осуществлению своей деятельности в форме юридического лица
Минэкономики, Минюстом, Нацбанком совместно с другими заинтересованными
органами государственного управления подготавливается проект Указа
Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах создания и
деятельности частных унитарных предприятий».
В целях адаптации
индивидуальных предпринимателей в новых условиях работы и упрощения
перехода к осуществлению своей деятельности в других
организационно-правовых формах (унитарные предприятия, малые
предприятия и др.), а также в целях существенного сокращения затрат по
ведению бухгалтерского и налогового учета индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами предусматривается
совершенствование и дальнейшее упрощение системы налогообложения для
субъектов малого предпринимательства.
Так, Президентом
Республики Беларусь подписан Указ № 119 от 9 марта 2007 г. «Об
упрощенной системе налогообложения», который в частности
предусматривает упрощенный порядок ведения статистической отчетности, а
вместо бухгалтерского учета введена книга по учету доходов и расходов в
упрощенной форме.
Также, необходимо отметить, что для
разрешения проблемных вопросов деятельности индивидуальных
предпринимателей при Минэкономики создана и проводит на постоянной
основе заседания рабочая группа, с участием представителей министерств,
ведомств, представителей общественных объединений предпринимателей,
советов индивидуальных предпринимателей. Органами государственного
управления постоянно проводятся встречи с членами советов
индивидуальных предпринимателей рынков и иных торговых объектов,
индивидуальными предпринимателями по разъяснению норм налогового и
иного законодательства.
Доведение до сведения плательщиков
информации по вопросам, связанным с уплатой налогов (сборов),
заполнения форм налоговых деклараций и других документов (с образцами
их заполнения), производятся путем её размещения на информационных
стендах, оборудованных в помещениях инспекций МНС. Кроме того, любой
индивидуальный предприниматель при возникновении вопросов, связанных с
осуществлением своей деятельности, может обратиться в налоговую
инспекцию, где ему будут разъяснены нормы действующего законодательства
и правильность заполнения необходимых документов.
Что касается
книги учета движения товаров, то обязательность её ведения установлена
Указом Президента Республики Беларусь от 24.03.2005 № 148 «О неотложных
мерах по поддержке предпринимательства».
В связи с обращениями
индивидуальных предпринимателей и по согласованию с представителями
советов индивидуальных предпринимателей г. Минска постановлением
Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам от 27.12.2005
г. № 164/132 максимально упрощен порядок ведения книги учета движения
товаров.
Вопрос об установлении ставок единого налога находится в компетенции областных и Минского городского Советов депутатов.
Одновременно разъясняем, что в соответствии с частью 5 пункта 3 Указа
Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах
по регулированию предпринимательской деятельности» при наличии
документов на все реализуемые товары индивидуальный предприниматель
вправе отказаться от уплаты единого налога, а уплачивать налоги, сборы
(пошлины) в соответствии с законодательными актами по всем реализуемым
товарам на основании заявления, представляемого индивидуальным
предпринимателем в налоговый орган по месту постановки на учет до
начала месяца, с которого будут уплачиваться налоги, сборы (пошлины).