Православие и Государство.
Взаимоотношение православных верующих и Государства базируется на нескольких принципах. Главный формулируется так:
«…отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». (Матф.22:21, Мар.12:17, Лук.20:25)
Это было ответом на вопрос фарисеев о том, позволительно ли давать подать кесарю или нет?
Но нужно знать контекст, в котором это было сказано. Итак:
Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
К тому времени государство евреев пришло в упадок и попало в зависимость сначала от восточных держав, а затем и от Римской империи. В Ветхом Завете об этом достаточно подробно написано, причём, сами евреи написали о том, что это случилось из-за отпадения еврейского народа от заповедей Божиих.
Далее.
Иисус Христос пришёл к народу еврейскому, чтобы дать евреям последний шанс на спасение. Об этом написано так: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Матф.15:24) В чём же было спасение евреев?
Ответ: в более строгом следовании Божьим заповедям. Например:
«27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». (Матф.5:27-28)
И вот исторический контекст: страна иудеев оккупирована, с иудеев взимают налоги в пользу Рима, но главный еврейский дискурс крутится вокруг вопроса – позволительно ли давать подать кесарю или нет?
Иными словами, евреями в данном случае движет корысть и жадность, а не размышления на тему «как мы докатились до жизни такой?».
Речь не идёт о том, чтобы отдать Риму последнюю рубаху, у евреев денег много, и этих денег вполне хватило бы на создание мощной армии с современным на то время вооружением, чтобы обрести прежнюю независимость.
Однако евреи отдавать деньги на создание своей собственной армии не хотят, да и становиться воинами не хотят тоже. Они просто не хотят платить налоги Риму, который содержит своё собственное войско и защищает евреев от разграбления восточными соседями. И ради того, чтобы не платить налоги, евреи время от времени устраивают восстания против римлян.
К слову, когда Рим принимает решение об изгнании евреев из Израиля, конфискованного у евреев имущества хватает на постройку грандиознейшего сооружения того времени, где будут проходить бои гладиаторов. По иронии судьбы, деньги, погубившие государство евреев, и отнятые у них на постройку Колизея, погубили и Рим, превратив римлян из бесстрашных воинов в беспечных зрителей – обывателей.
Последний же шанс на спасение евреев, погрязших в служении маммоне, заключалось в том, чтобы смирить свою жадность, и платить налоги Риму. Евреи этот шанс отвергли, Христа в Иисусе не признали, и потребовали Его убить.
Поэтому, благоволение Божье было отнято у евреев, и передано другому народу – христианскому, о чём Иисус говорит так:
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. (Матф.21:42-44)
Теперь вопрос: должны ли православные держаться того же принципа, которые предлагал Иисус Христос для спасения евреев? То есть, ограничиваться уплатой налогов государству?
Ответ зависит от того, что это за государство.
Если это государство светское, или языческое, или даже монотеистическое, но не православное – то да, именно принципом «…отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» православные и должны руководствоваться.
Если же это государство православное, то этот принцип уже не подходит, потому что сами православные в православном государстве и есть тот самый «кесарь».
Вот вам аналогия: есть такое маленькое государство с маленьким населением – Ватикан. Это государство католиков, глава государства в нём – Папа Римский. Он одновременно является и главой католической церкви.
У православных тоже было такое, что глава Государства одновременно был и главой Церкви. Например Пётр Первый Великий был одновременно и императором, и главой Церкви. Для такого государства уместен иной принцип:
Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками.
Это из Откровений:26 Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками,
27 и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил [власть] от Отца Моего;
28 и дам ему звезду утреннюю.
29 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам. (Откр.2:26-29)
Это были слова утешения в дни преследования язычниками христиан, и это обещание, как мы теперь видим, сбылось в полной мере.
Напомню, как христиане обрели своё государство. Римский император Константин перенёс столицу из Рима на берег пролива, который по итогам Первой Мировой Войны, не случись революции в 1917-ом году, должен был стать русским. В те далёкие времена, о которых речь в Писании, там ещё не было даже турок, а жили древние греки. Город этот впоследствии стал зваться по имени этого императора – Константинополем. Одновременно с этим, Константин сделал христианство государственной религией Римской империи. Таким образом, Константинополь, а вовсе не Рим – первая столица первого в истории человечества христианского государства.
Итальянцам это, разумеется, не понравилось, и религиозные деятели Рима попытались перетянуть одеяло на себя. Стоит сказать попутно о том, что сразу же по мере распространения христианства возникла проблема, как называть священников. Народ упорно называл их то «учитель», то «отец», тогда как Иисус Христос делать так запретил:
8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;
9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.
11 Больший из вас да будет вам слуга:
12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. (Матф.23:8-12)
Иначе говоря, если строго по букве учения Христа, то и друг-друга, и священника нужно называть «брат». Однако это не прижилось, и, в конце концов, установилось обращение «отец», или «батюшка». А у итальянцев – «падрэ» или «папа». Так вот римский эпископ вначале поименовал себя «Папой римским», а затем провозгласил себя главою всех христиан. При этом, не получив ни от кого из иерархов согласия. На том лишь основании, что раз империя именуется «Римской», а он – епископ Рима – то, следовательно, он и должен быть главным.
Греки в столичном Константинополе имели, на сей счёт, иное мнение. Раз столица Римской империи в Константинополе, следовательно, епископ Константинополя и должен быть главою всех христиан Империи.
Спор кто главный поначалу попытались решить тихо-мирно, путём увещеваний, и даже согласились считать общеимперскую юрисдикцию епископа Нового Рима (Константинополя) как второго после Римского. Однако римский эпископ мало того, что не внял увещеваниям, он ещё и начал процесс реформации Церкви, и в частности, приступил к латинизации богослужений.
Тут нужно пояснить, что латинский к тому времени уже не был ничьим родным языком, это было нечто подобное эсперанто – язык для того, чтобы могли общаться между собой разные народы империи. В результате всего этого возник раскол единой до того христианской Церкви на католическую и православную. И это – суть раскола. На поверхности же оказался «заячий вопрос».
Поскольку простому народу было не понять, чего же там не поделили церковные иерархи, то греки обвинили итальянцев в том, что те едят удавленных зайцев. Мол, на зайцев ставят силки, зайцы туда попадаются, и умирают, а католики едят эту мертвую зайчатину, которая не была, как положено, зарезана и обескровлена.
Кстати говоря, согласно Ветхому Завету зайца вообще есть нельзя, потому что во времена написания Ветхого Завета заяц был животным жвачным, но непарнокопытным (Лев.11:6). Ну а сейчас, слава Богу, у зайцев копыта исчезли, следовательно, их мясо есть можно. Хотя, с другой стороны, у зайцев исчезла и жвачность… Там ещё верблюда со свиньей есть нельзя, но как нам объяснили, свинью нельзя только для евреев и мусульман, а для христиан запрет не действует… Но мы отвлеклись.
Поскольку мы ведём концептуальный разговор, то для нас важно выделить различие в принципе, по которому произошёл раскол на православных и католиков, а позже и разделилась Римская империя.
Для православных глава Церкви там, где столица Православного Государства. Если столица Православного Государства переносится в другой город, то и глава Церкви переезжает вместе со столичными властями. Например, при падении Константинополя столицей Православного Государства стала Москва. Затем столицу перенесли в Петербург. Затем этот принцип был нарушен – и Российская империя пала.
Для католиков глава Церкви всегда в Риме. А чтобы катаклизмы итальянского государства не отражались на высшем католическом духовенстве, то для Папы Римского выделен отдельный квартал на правах отдельного государства: Ватикан.
У каждого из подходов есть свои плюсы и свои минусы, как католичество, так и православие переживало периоды подъёма и упадка, поэтому, сказать однозначно, что одни были правы, а другие ошиблись – пока что нельзя. Проверка на истинность выбранного пути ещё продолжается. На сегодняшний день католичество находится не в лучшем своём состоянии, а православие вообще лишено Православного Государства.
Православие и Государство в век второй Смуты.
В настоящее время у православных всего мира нет своего православного государства. В этих условиях споры о том, кто из церковных иерархов главнее – выглядят дурно. Например, Патриарх Константинопольский Акакий (472-489) принял титул «Вселенский», и это в те времена имело свой смысл. После завоевания Константинополя турками в 1453 году сохранение епископом Константинополя титула «Вселенский», никакого разумного смысла не имело.Вселенским Патриархом Православной Церкви следует считать Патриарха Российской империи – как единственного Православного Государства планеты.
Пока Российская империя не восстановлена, всякий, кто называет себя «Вселенским Патриархом» – есть вор и самозванец.
Справедливость сказанного мы могли наблюдать на примере Стамбульского Патриарха, который сначала назвался «Вселенским Патриархом», а потом стал вносить раскол в Русскую Православную Церковь (РПЦ).
Существует Византия либо Российская империя – у православных есть Вселенский Патриарх.
Византия или Российская империя перестала существовать – значит, у православных и нет Вселенского Патриарха.
Государство православных должно быть восстановлено.
Если это не сделают русские, то Божье благоволение у русских будет отнято – как было оно отнято у евреев, – и будет передано какому-то другому православному (или католическому) народу.