Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Комсомольская Правда

  Все выпуски  

Комсомольская Правда - Материал с обложки


Информационный Канал Subscribe.Ru

Комсомольская Правда.

www.kp.ru

Материал с обложки.



Я сделал сериал из «Сибирского цирюльника»

Эти два часа общения замечательного актера и режиссера с читателями «КП» можно назвать одним из самых мужественных поступков Никиты Михалкова. В редакцию большой мастер приехал прямо из больницы, куда он попал накануне с тяжелым отравлением. Рука Никиты Сергеевича белела бинтами - только сняли капельницу. Но, глядя на его обаятельнейшую улыбку и лукавые глаза, никто бы не сказал, что режиссеру тяжело выдерживать нескончаемый поток вопросов. Тем более таких серьезных. Читатели просто требовали от Никиты Сергеевича рецептов подъема культуры страны, личных планов по переустройству России, наставлений молодежи на путь православия - в общем, отдуваться пришлось как видному государственному деятелю сразу за все. И Михалков честно, уважительно и вдохновенно беседовал с каждым. Так что нам остается только пожалеть, что мы можем опубликовать лишь часть его ответов.

Что ж, надеемся, Никита Сергеевич у нас в гостях не последний раз. Тем более мы договорились: на съемки его новых фильмов попадут читатели «КП» - победители наших конкурсов. Но об этом - в следующих выпусках.



О творчестве

- Никита Сергеевич, здравствуйте, Оля из Петербурга. Вы уже начали снимать «Утомленные солнцем-2»? Будет в нем занят Олег Меньшиков?

- Пока я заканчиваю вторую часть сценария. Это очень большой фильм. Надеюсь, что где-то в конце года уже начну работать. Что касается Меньшикова - это уникальное явление для актеров его поколения. И если со съемками все будет в порядке, то он сыграет у меня Митю.



- Елена из Коломны. Как вы относитесь к обилию сериалов на телевидении?

- Лена, понимаете, вот есть устрицы высококлассные, есть замечательный десерт, есть потрясающий коньяк. А есть портвейн, каша, хлеб. Их едят для получения необходимой энергии. Необходимость перерабатывания энергии в определенный продукт присутствует, но это не всегда талантливо. В результате мы получаем то, что получаем. Невозможно сложить ни одного стихотворения, не зная просто азбуки. С другой стороны, даже выучив азбуку, необходимо иметь что-то в душе и в голове, что хотелось бы сформулировать этими буквами. И пропасть заключается именно между тем, что человек хочет сказать и как он это умеет делать. Сегодня технологии сумасшедшие абсолютно. «Антикиллер» возьмите, «Бумер». Нашему поколению не снились такие возможности. Когда наши преподаватели во ВГИКе выясняли, что мы приходим к часу дня, потому что в час дня начинались просмотры иностранных картин, а первые лекции прогуливали, они очень быстро сориентировались и стали устраивать просмотры в семь утра. И мы все в семь утра по морозу приезжали смотреть кино. А потом сидели и слушали скучные лекции. Вот сегодня это абсолютно исключено - ты можешь открыть компьютер в тепле и посмотреть что угодно, правда?

Но это не заменяет, Лена, шелеста перелистываемых страничек в книжке старенькой, понимаете? Информация, ее обилие, они не заменяют ее качество. Фраза, выкинутая Гоголем из «Тараса Бульбы», но гениальная по масштабу мышления: «Голова казака, матерясь, покатилась в кусты». Тут есть все. Но для того чтобы эти буквы сложить в эти слова и в эту фразу, нужно быть Гоголем - вот в чем дело.



- Никита Сергеевич, кто из наших начинающих режиссеров, на ваш взгляд, наиболее талантлив?

- Вы знаете, как-то немножко все спуталось. Молодые режиссеры в 53 года и уже опытные в 28. Считаю, что Филипп Янковский очень талантливый, горячий парень, умеет и хочет работать. Прыгунов-младший замечательный. Его картина «Одиночество крови» на Московском фестивале была унижена прессой ужасно. А она сделана мастером. Другое дело, что мастер научился разговаривать быстро и складно, но пока не очень понятно, что он хочет сказать. Однако я уверен, что все получится, если не отрекаться от своих глубинных культурных корней, не предавать предков только за то, что они не знали, кто такая Мадонна, или не представляли себе, что можно с сибирской каторги позвонить матушке по мобильнику.



- Тамара Васильевна Лаврова из Калининграда. Вы хотели снять фильм по рассказам Бунина. Есть еще эти планы?

- Да, я хотел поставить фильм по рассказу «Солнечный удар». На одиннадцати страницах изложена такая глубина духа, трагедии, счастья, одновременности и бесконечности... Честно вам скажу: если бы я был уверен, что я хотя бы на шестьдесят процентов смогу передать это на экране с последней фразой «Поручик чувствовал себя постаревшим на десять лет», то уже снял бы. Даст Господь, дозрею.



- Никита Сергеевич, поздравляю вас с Высшей государственной наградой Италии и днем ангела.

- Но мой небесный покровитель Никита по святкам - сентябрьский.

- Я слышал, вы хотите снимать фильм по книге Коэльо «Алхимик»?

- Да, хотел и еще хочу. Это очень красивая история о поиске Бога. В ней действует мальчик-испанец, но, если бы это я снимал, я бы перевел все это вообще в кавказскую тему. Может быть, так и сделаю.



- Саша из Москвы. Вы будете играть в фильме по роману Акунина. А лично вы знакомы с Акуниным? Говорят, в общении он человек сдержанный?

- Сдержанный-пресдержанный.

- А какое произведение вам у него больше всего нравится?

- Сейчас с режиссером Филиппом Янковским мы снимаем «Статского советника». Вот этот роман мне больше всего и нравится - он показался самым мускулистым. На картине заняты замечательные актеры: Меньшиков, Хабенский, Миронова. И мой персонаж - очень интересный. А вообще-то хочется сыграть такой образ, в котором зритель тебя еще не видел. После «Неоконченной пьесы для механического пианино» мы с Сашей Адабашьяном могли бы ставить хоть все рассказы Чехова. Но я придерживаюсь той точки зрения, что не следует нещадно эксплуатировать однажды найденное. Можешь встать на рельсы и катить по ним всю жизнь, а потом вдруг понять, что носишься по кругу. Актеру очень важно играть или стараться играть то, что он раньше не пробовал. Это путь более рискованный и затратный, но только он интересен.



- Никита Сергеевич, насколько вы свободны в своем творчестве?

- При всей простоте вопроса ответ на него очень труден. Есть такая правильная мысль: полжизни работаешь на имя и полжизни имя должно работать на тебя. Господь так управил, что мне никогда не приходилось делать что-то только ради денег. У меня была возможность делать то, что мне нравится, и отвечать за то, что я делаю. Это совершенно не значит, что надо осуждать тех, которые вынуждены делать заказные картины. Это, к сожалению, необходимость. Но все равно есть тот порог, через который переступать нельзя. Знаете, всегда легче быть лучше другого. И очень трудно быть лучше себя, согласны со мной?

У нас была такая притча маленькая в кино: если сняли хороший фильм - его снял министр Ермаш, а если плохой - то режиссер такой-то. Но как бы ни складывались обстоятельства, все равно ты обязан сказать: я делаю так, потому что я за это отвечаю. И никто за это, кроме меня, отвечать не будет. Это трудно, но это единственный выход.



- Никита Сергеевич, Коняева Светлана, Калач-на-Дону. Есть у вас замысел, о котором еще никто не знает?

- «Русский выбор» - телевизионный цикл про русскую эмиграцию - меня заставил подумать о глобальном фильме на эту тему. Это может быть знаменитый «Ледяной поход», это может быть Колчак - фантастическая фигура с потрясающей историей. Задумка есть, но она пока бродит. И сериал по Грибоедову, надеюсь, тоже где-то маячит.

- Это будет первый сериал?

- Нет. Об этом почти никто не знает, но у меня уже есть готовый сериал «Сибирский цирюльник». Много отснятого материала не вошло в картину, и мы смонтировали пятисерийный фильм. Но французский продюсер не отдает нам пока права на показ. Надеюсь, что его все же смогут увидеть зрители.

О государстве

- Здравствуйте, москвич Владимир Николаевич. Не было у вас мысли баллотироваться в президенты? Политологи дают хороший процент голосов?

- Мне кажется, что нынешнее президентство у нас будет долгим, и слава Богу. А во-вторых, я свято убежден в том, что каждый человек должен занимать свое место на земле. Я своим доволен.

- А заниматься всякой общественной и политической работой-возней не надоело? Жаль вашего времени, вы же прекрасный актер и режиссер!

- Еще как надоело! Но у меня есть еще одно дело, которое я обещал себе выполнить. Вот выполню - и уйду отовсюду к чертовой матери!



- Соколова Наталья из Альметьевска. Могут ли современные дворяне сделать российскую жизнь культурней?

- Не вернувшись к причинно-следственным связям, это все абсолютно бессмысленно. Ряженые казаки с вермишелью в бороде, с хоругвями и с чужими орденами. Или князья великие и невеликие с гербами на своих визитных карточках, а посмотреть на лицо, так Господь над ним работал минуты полторы... Вся эта внешняя атрибутика благородства требует только жертв со стороны других ради себя. А раньше дворяне жертвовали сами ради других. И император свои сбережения во время первой мировой войны перевел в Россию, а не прятал их за границей.

Главное заключается в культуре места человека во времени и пространстве. Если я потрясающе рублю дрова и никто, кроме меня, не делает это так ювелирно, я должен подписываться под каждым поленышком и зарабатывать ровно столько, чтобы мне не было унизительно жить на белом свете. И тогда я не буду хотеть стать министром культуры, понимаете? Мой дед, Петр Петрович Кончаловский, говорил так: «Верный цвет на верное место». Гармония заключается в том, чтобы желание человека совпадало с тем, что он может. Если у кого-то в родне были дворяне, это не значит, что он должен приносить в жертву чужие интересы ради своих. Хорошо, когда «мужики действительно при господах, а господа действительно при мужиках». А когда мужики при господах, а господа сами по себе - так не бывает. Тогда начинается революция.



- Наталья Николаевна из Самары. У вас нет в планах снять «Русский выбор» современный?

- Как сказал великий, лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии. То, о чем вы сейчас говорите, это публицистика, мы об этом слышим и видим по телевидению практически через день. Глубоко это оценить и ощутить можно только через время, к сожалению, а может быть, и к счастью.

- Никита Сергеевич, вы верите в будущее России?

- Не обижайте меня...

О себе

- Никита Сергеевич, у вас большая семья. Будут ли ваши дети и внуки двигать культуру?

- Человек, который говорит «я буду двигать большую культуру», представляет узкомедицинский интерес... Допустим, у моего сына Степана рестораны в Москве. Он их сделал сам, своими рукам, он сам искал деньги, он работает в этом бизнесе. И этот бизнес - часть общей культуры. Большой культуры. А «Войну и мир» должен ставить другой молодой человек. Может быть, это будет Федя Бондарчук, не знаю. Невозможно отделить креативное представление о культуре от культуры бытовой. Я не имею в виду правильно держать вилку с ложкой. Что такое сила без культуры? Что такое власть без культуры? Что такое возможности без культуры? Что такое богатство без культуры? Все это сегодня перед нашими глазами. Поэтому, когда я говорю вам о человеке, который рубит дрова, а другой человек содержит ресторан, а третий снимает документальные сериалы об истории - как мой второй сын Тёма, - они каждый на своем месте. И слава Богу.



- Скоро время Великого поста, вы его соблюдаете?

- Не по самому строгому монастырскому чину, но соблюдаю. Хотя работа иногда преподносит сюрпризы. Помню, мы снимали сцены Масленицы для «Сибирского цирюльника» под стенами Новодевичьего монастыря в «чистый понедельник». В монастыре колокола звонят, а у нас - фейерверки, музыка, гулянья. Неудобно. Пошел к владыке. Он мудрый и понимающий человек. Простил, ведь кино - это мое послушание. А один из самых мною почитаемых русских святых Серафим Саровский говорил: «Паче поста и молитвы - есть послушание, то есть труд».



- Тиканов Юрий, я служил на Камчатке и вас там видел. Вспоминаете это время?

- Это одно из самых счастливых времен моей жизни. Знаете, многие будут смеяться и пожимать плечами, но в ответственной несвободе есть тоже какая-то прелесть. Я научился терпению, научился доходить до конца в том, что начинаю. А потом, я думаю, что масштаб страны нужно ощущать физиологически, а не только глядя на карту или сидя в самолете.



- Валентин Постников, мой отец сказочник, автор книги о Карандаше и Самоделкине. Я пошел по его стопам. Почему вы не стали сказочником?

- Я отвечу сказочной фразой: в семье не без урода. Вся моя жизнь в творчестве настолько сказочна сама по себе, что мне хватает этого абсолютно. Но сказки я очень люблю и очень ценю. У меня внуков шесть человек, может быть, в ком-то и проснется «зов крови».



- Никита Сергеевич, если бы вам представилась фантастическая возможность пообщаться с кем-либо из исторических личностей, кто бы это был?

- ...

- Алло?

- Я думаю... Страшно сказать, но, наверное, Спаситель.

- Спасибо, я так и знал!

Марина САФОНОВА и Анна СЕЛИВАНОВА.


Комсомольская Правда. Обсудить этот материал и прочитать другие статьи и новости Вы можете на нашем сайте www.kp.ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное