Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Комсомольская Правда

  Все выпуски  

Комсомольская Правда - Материал с обложки


Информационный Канал Subscribe.Ru

Комсомольская Правда.

www.kp.ru

Материал с обложки.



На границе деньги ходят хмуро

Российско-китайские приграничные переходы в Приморье стали прибыльным местом

ЧП вблизи КПП

На государственной границе в Приморском крае сильно пахнет придорожной «Закусочной». Это и неудивительно - «точка общепита» буквально рядом с пограничным КПП, колючей проволокой и контрольно-следовой полосой. Это - владение жителя села Покровка Приморского края, некоего Данила Кима. Проворный и хозяйственный, он получил харчевню по наследству от родственника пять лет назад, в самый апогей «челночной» и бартерной торговли с Китаем.

Место доходное, людное. Тут ведь не просто граница, а один из крупнейших на Дальнем Востоке автопереходов - «Полтавка». В сутки проезжают до тысячи российских и китайских «туристов», а также около сотни грузовых автомашин. Частенько весь этот поток простаивает в многочасовых пробках, так что клиентура у «Закусочной» стабильная. Шопники, водители плюс «коллектив постоянно питающихся» - пограничники, таможня, ЗАО «Импульс»...

Этот «Импульс» сегодня - главный хозяин на границе. Оно не только владеет приграничными гектарами, автопереходом со всеми его постройками, но и мебелью, оргтехникой и прочей «начинкой» служебных кабинетов и помещений, куда, как обозначено в документе, «в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта» фирма пустила для исполнения важных государственных функций погранслужбу, таможню и прочих суровых людей в погонах и без. Заметим, что государство охраняет свои дальние рубежи практически на халяву, потому что «Импульсу» за его услуги, во всяком случае официально, оно ничего не платит.

Дробь на важную птицу

Пограничных конфликтов здесь не было давно. Но начиная с августа сего года что-то явно стало назревать. Руководство «Импульса», пожелав зарабатывать не только на сборах с «челноков», но и на общепите, рядом с «Закусочной» принялось возводить свое кафе. Понятно, что договор аренды с конкурирующей фирмой Кима было решено не продлевать.

Как напишет потом Данил Петрович в своей объяснительной, «Импульс» объявил его бизнесу настоящую войну: уничтожил бульдозером огород, а потом стер с лица земли другую ценную собственность - «металлический трехочковый туалет». Ким тем не менее терпел и «отстреливался» лишь заявлениями в районную прокуратуру. Но вскоре хозяин границы «Импульс» нанес удар ниже пояса: обесточил «Закусочную». А это уже конкретный повод для реальной разборки.

Ясным утром в Покровке, беды не чуя, генеральный директор ЗАО «Импульс» Николай Литвинов вышел из офиса. «Увидев меня, - пояснит позже Ким, - Литвинов цинично засмеялся и жестом руки, согнутой в локтях, показал - вот тебе! Обида на оскорбление в мой адрес, что я, мол, не человек, переполнила меня, и я схватил ружье».

Бывший полковник милиции, ныне пенсионер, Данил Ким произвел три прицельных выстрела дробью и картечью. Заряд, как выяснится, пошел кучно, и сраженный противник рухнул на землю. Общий переполох. Подоспевшая «Скорая» умчала Литвинова к хирургам. Раненому очень даже повезло: два десятка дробинок прошили только кожу, не повредив ни одного органа или сосуда.

А потрясенный своими же решительными действиями Ким прямо с места происшествия отправился с повинной в родную милицию.

«От гвоздя до государственного флага - тут все мое!»

На первый взгляд странно, но факт: местная районная администрация заняла в этом локальном приграничном конфликте сторону предпринимателя Кима. Его недолго держали под стражей и, возбудив уголовное дело, отпустили под подписку о невыезде.

- Это был акт отчаяния, - выступил адвокатом «покровского снайпера» глава Октябрьского района Игорь Евпак.

Альянс «Районная администрация - предприниматель Ким» имеет под собой почву. Власти тоже воюют с «Импульсом» за кусок границы, только тихо, без выстрелов, под шелест бумаг. Фирма Литвинова берет с проезжающих через автопереход пограничный сбор - 150 рублей с человека и около 2 тысяч рублей с транспортного средства. Администрация района, создав внебюджетный фонд для решения коммунальных и прочих проблем территории, делает ответный ход - вводит свои поборы. Литвинов не дремлет, пишет заявление в прокуратуру, та выносит протест, дает тем самым районным властям по рукам - не жирно ль вам будет? Администрация молча глотает пилюлю, выжидает и выносит свеженькое постановление, согласно которому в автобусы с «челноками» устремляются «гостеприимные» муниципальные кассиры в сопровождении угрюмых сержантов милиции.

Эта канитель длится десять лет. Прокурорские протесты выносятся где-то раз в два месяца, итого на сегодня их - не поверите - 70!

«Импульс» всепобеждающ. Он - хозяин. Стратегические объекты - приграничные мосты - тоже на балансе у фирмы: не отремонтирует - рухнут.

Как гордо сказал мне раненый гендиректор Литвинов, лежа на больничной койке в отдельной, охраняемой вооруженным секьюрити, палате: «Начиная от гвоздей, кончая государственным флагом - тут все мое!»

- Мы ничего не имеем против нашего спонсора и ничем ему не обязаны, - слегка огорошил меня государственный человек - начальник отдела пограничного контроля Тихоокеанского регионального погрануправления ФСБ РФ, полковник Хайдар Бадрутдинов. - А хозяин на границе, конечно же, пограничник!

- Тогда, - спросила я, - что, кроме старых столбов и колючей проволоки, остается сегодня на границе в собственности у государства?

- Речка, - как-то виновато улыбнулся полковник и заговорил о более приятных вещах - пробелах в нашем законодательстве.

Сказать, что дележка границы свершилась, все же пока нельзя. Какой там «свершилась», когда даже районная прокуратура не может определить, кому принадлежит участок дороги сразу до и сразу после пограничной «колючки»? По закону-то такие направления должны быть трассами международного значения. Но грунтовку в колдобинах назвать гордым словом «трасса» язык не поворачивается. В общем, теоретически - кобыла, а практически - не везет.

Зато на последние 660 метров дороги при самом что ни на есть выезде из России в Китай - аж два хозяина. Землей под дорожным полотном владеет районная администрация, а асфальтовым покрытием - некое ООО. Кроме того, автопереход «Полтавка» облепили своими складами и прочей собственностью другие частные конторы.

- На границе сегодня правила игры устанавливает капитал, - горестно констатирует получивший очередной прокурорский протест глава администрации Октябрьского района Игорь Евпак. - Мы живем в приграничье и понимаем: какой-то другой здесь должен быть вид, другая атмосфера...

- Мы - не коммерческие, а полугосударственные люди, - не согласен гендиректор «Импульса» Николай Литвинов. - Не мешайте нам работать, и мы закроем позорную страницу наших отношений с Китаем.

Понятно, что он имеет в виду? Ну да, челночную стихию, бартер, когда мы поставляли соседу легированную сталь, а он нам в ответ - белые тапочки. Забавно то, что не кто иной, как Литвинов, будучи в 90-х годах сам при власти (начинал с комсомола, затем руководил райисполкомом и краевой думой), эту позорную страницу и открывал. Неужели он и закроет?

С виду картина на наших рубежах сегодня такая, как всегда. Почерневшие от времени столбы с колючей проволокой да невзрачные заставы. Убогие пункты пропуска «челночников» и «КамАЗов» - у нас, и кичливые современные строения с сияющими иероглифами - у Китая, как, например, при въезде в Мекку российского «челночного» бизнеса, город-герой Суйфыньхе.

...Заезжий китайский турист, проходя наших пограничников и таможню, сплевывает себе под ноги. Дома, где государство себя уважает, он так не делает.



ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Всего на территории Приморского края действуют 5 автопереходов - пограничных пунктов пропуска из России в Китай и обратно. Все они установлены по инициативе администрации Приморского края в соответствии с решениями правительства РФ. Ни один (!) из этих автопереходов не был открыт в соответствии с действующим законодательством, все они работают по так называемой временной схеме, законодательные параметры которой не определены. Поэтому не определен и юридический статус самих пограничных пунктов пропуска.

По мнению компетентных источников в Приморье, пункт пропуска как элемент экономической безопасности государства должен иметь специального субъекта права собственности, выступающего от лица государства. Однако что это может быть за субъект, действующим законодательством также не установлено.

Результат: все приморские пограничные автопереходы находятся в руках различных ЗАО и ООО, ни один «форпост» не соответствует современным требованиям.

Последствия: экономически проигрываем Китаю по всем статьям. Растет курс юаня к рублю. За несколько последних лет российские деньги в соотношении с китайскими подешевели вдвое: сегодня за 1 юань дают 4 рубля. Китайский поселок Суйфыньхе превратился в современный город и имеет годовой доход от приграничной торговли порядка 100 млн. юаней. Наши собирают в десятки раз меньше и как были, так и остаются бедными приграничными поселками.



МНЕНИЕ ЭКОНОМИСТА

Директор Института проблем глобализации Михаил ДЕЛЯГИН:
Так у нас и рождается коррупция

- Ситуация - как в анекдоте: не надо мне денег, лучше дайте метр государственной границы, я буду пользоваться ею на льготных условиях.

На самом деле смешного мало, впечатление шоковое. Если даже здание и компьютеры, на которых работает погранслужба, принадлежат частнику, то, по сути, граница может быть закрыта или отрыта по его воле. Необходимо четкое разделение: сопутствующую инфраструктуру, например, кафе, гостиницы и т. п. эффективнее отдать частникам. А вот все, что касается непосредственно перехода, должно быть в руках государства. Иначе это ведет к подрыву эффективности госуправления и коррупции.



ЗВОНОК В ГТК

Сотрудник Государственного таможенного комитета РФ, попросивший остаться не названным:
Мы этой фирмой займемся!

- Речь идет о так называемых околотаможенных коммерческих организациях (пример - таможенные брокеры), которые по своему статусу являются частными. Такие структуры существуют практически на каждом участке границы России. К ГТК, который взимает налоги с перевозимых товаров, они никакого отношения не имеют, хотя их часто путают с нами или с нами отождествляют. Правда состоит в том, что в силу своей нищеты таможенная служба вынуждена пользоваться их услугами, арендуя у них помещения.

Импортерам и экспортерам без них обойтись также сложно, поскольку для перевода товаров за границу требуется огромное количество документов. Со временем нужда в таможенных брокерах, которые занимаются их оформлением, отпадет, поскольку планируется перевод всего документооборота в электронный вид.

«Околотаможенные» структуры устанавливают свои тарифы на те или иные услуги - за оформление документов, временное хранение или складирование вещей и денег. Однако они не имеют права устанавливать какие-либо поборы с людей за пересечение границы. Если фирма, о которой вы говорите, действительно занимается противоправной деятельностью, беря с «челноков» деньги, мы обязательно ею займемся.

Валерий БУТАЕВ. Константин ГОРОХОВ. Наталья ОСТРОВСКАЯ. (Наш спец. корр.). Приморский край.


Комсомольская Правда. Обсудить этот материал и прочитать другие статьи и новости Вы можете на нашем сайте www.kp.ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное