Десять лет назад ушел из жизни гений отечественной комедии
О режиссере вспоминает Яков Костюковский, сценарист знаменитых фильмов Гайдая «Кавказская пленница», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука».
Печенка - друг комедии
- Яков Аронович, как же зарождались сценарии популярных комедий?
- Мы работали втроем: Морис Слободской, я и Леонид Гайдай, который жил в доме напротив. Встречались каждый день, и Гайдай в шутку называл себя «приходящим сценаристом».
- Спорили часто?
- Очень. До ссор доходило. Помню, никак не могли прийти к общему мнению по поводу одного эпизода, и я сказал: «Лень, я печенкой чувствую, что надо сделать так». Гайдай удивился: «Печенка - дело серьезное, давайте еще раз обсудим». И согласился. Слободской часто шутил во время споров: «Скажи, что печенкой свою правоту чувствуешь, Леня нам все простит»...
- Для веселья употребляли злодейку с наклейкой?
- Очень-очень редко, сжалившись над нами, моя жена Фира выносила Гайдаю коньячку. Ну и нам с Морисом по чуть-чуть доставалось. Зато после выхода фильма втроем собирались у Гайдая и отмечали событие вполне достойно. Но в попойку наши застолья, поверьте, никогда не превращались.
- Зато, говорят, на съемках царила атмосфера безудержного веселья.
- Нет, он был слишком серьезным режиссером, чтобы превращать съемки в балаган. Его вдова Нина Павловна Гребешкова недавно была вынуждена в печати ответить этим выдумщикам, что Леня не любил веселья на съемках.
- И шампанское за придуманные реплики он актерам не вручал?
- Тоже анекдот. Леонид Иович был человеком очень не- богатым и шампанским не разбрасывался. Я недавно узнал в архивах «Мосфильма», что за «Бриллиантовую руку» он получил всего четыре тысячи девятьсот сорок девять рублей.
- Сумма не такая уж и маленькая для советских времен.
- Да, но на этот гонорар он должен был содержать семью в течение двух с лишним лет до запуска очередного фильма. Вот и получается в итоге, что знаменитый режиссер получал зарплату простого советского инженера. Поверьте, что Гайдай жил очень скромно. Ездил на обычных «Жигулях» отдыхать на скромную деревянную дачку. Которая, кстати, сгорела.
Вместо Никулина падал Каневский
- Вы хотите сказать, что экспромтов на съемках у Гайдая вообще не было?
- Конечно, экспромты были. К примеру, фраза Вицина «Как пройти в библиотеку?» в нашем сценарии отсутствовала. Когда Папанова снимали на рыбалке, у оператора закончилась пленка. Анатолий Дмитриевич в сердцах закричал на него: «Идиот!!!» Так что первоначально этот эпитет относился к вполне реальному человеку, а вовсе не к герою Миронова.
В «Бриллиантовой руке» Юрий Никулин никак не мог поскользнуться на банановой кожуре. Продемонстрировать, как нужно падать, вызвался Леонид Каневский. Он надел ботинки Никулина и с первого же дубля презабавно грохнулся. Именно этот кадр и вошел в окончательный вариант.
- Бытует мнение, что цензура в советские времена запрещала все маломальские крамольные фразы. Как же чиновники пропустили реплику Вицина про «самый гуманный в мире суд»?
- Эту фразу нам категорически запретили. Но я случайно выяснил, что во фразе «Да здравствует советский суд, самый гуманный суд в мире» чиновников смущало то, что суд советский. Поменяли слово «советский» на «наш». По существу же это ничего не меняло, но поправка в итоге была принята.
Триста грамм для души
- Не раскроете ли секрет, кто написал для «Кавказской пленницы» песню «Если б я был султан...»?
- Я и Морис Слободской. Гайдай сначала был категорически против, считая, что она «останавливает действие», и нам с трудом удалось его убедить включить песню в фильм. Но последний куплет был вырезан. А звучал он так: «Если все три жены мне нальют по сто. Итого триста грамм - это кое-что! Но когда на бровях я вернусь домой, мне скандал предстоит с каждою женой!»
Кстати, о поэзии. Гайдай очень любил Михаила Светлова. Когда снимали «Бриллиантовую руку» , то решили, что Андрей Миронов споет «Остров невезения» на теплоходе, носящем имя поэта. Гайдай придумал чудную вещь. В порт пришел теплоход с туристами «Победа». Мы пошли к капитану и уговорили его на день переименовать судно (даже спасательные круги переподписали!). Фильм вышел на экраны. Начальник морского флота, узнав, что «Михаил Светлов» в его ведомстве не числится, распорядился исправить упущение. Первый же спущенный со стапелей теплоход был назван в честь поэта.
- Из-за чего ваше сотрудничество прервалось?
- Гайдай решил снимать «12 стульев», а нам работать над экранизацией классики было неинтересно.
- В чем, на ваш взгляд, заключается секрет успеха гайдаевских комедий?
- Леонид Иович часто говорил, что он снимает свои картины так, чтобы они были понятны и интеллигентному профессору, и бабушке в Йошкар-Оле. Как-то Гайдая обвинили в том, что он опускается до уровня простоватой бабушки из провинции. Режиссер резко ответил: «Критики не понимают, что до бабушки в Йошкар-Оле нельзя опуститься, до нее можно только подняться». Он был народным артистом не по званию, а по существу.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года. В 1941 году был призван в армию. Воевал разведчиком. Комиссовался после тяжелого ранения.
В 1949-м поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Там познакомился с актрисой Ниной Гребешковой, на которой женился. В 1961 году снял короткометражку «Пес Барбос и необычный кросс». Здесь впервые появилась знаменитая троица: Бывалый - Трус - Балбес.
Комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» считаются классикой советского кинематографа. Ушел из жизни 19 ноября 1993 года.