Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Комсомольская Правда

  Все выпуски  

Комсомольская Правда - Материал с обложки


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Комсомольская Правда.

www.kp.ru

Материал с обложки.


Внимание! ОЛИМПИАДА-2002. Итоги...

Режиссер фильма Александр Адабашьян: Чичериной и Витасув ход в «Азазель»запрещен
Сериал про Эраста Фандорина, который 10 марта покажет ОРТ, стал короче на одну серию и на несколько акунинских персонажей


Накануне премьеры самого ожидаемого телесериала года его постановщик Александр Адабашьян дал откровенное интервью «Комсомольской правде». Как выяснилось, ажиотаж вокруг фильма сильно настораживает режиссера.

- Роман имел успех, это подогрело температуру ожидания, а сейчас, к сожалению, ажиотаж все больше усиливается. К сожалению - потому что зрителю сделано столько намеков на то, что он увидит нечто никогда им не виданное, что это ведет к неминуемому разочарованию. Так происходит с любой картиной, которую сильно ждут.

- Будет ли фильм сильно отличаться от книги?

- Автор переписал некоторые сцены с целью их сокращения, какие-то мелкие второстепенные персонажи исчезли, но в принципе все очень близко к тексту романа. Никаких неожиданностей, в том числе в финале, вы не обнаружите.

- «Азазель», несомненно, будет сильно отличаться от прочих отечественных сериалов...

- К этому проекту ОРТ относилось как к престижному, поэтому смета была значительно выше, чем у остальных сериалов, оставаясь при этом минимально возможной для такого рода работы. Нужно ведь было шить огромное количество костюмов XIX века, строить декорации, кареты. У меня была возможность хоть чуть-чуть репетировать до съемок, а у актеров была возможность знать текст. Не все, правда, ею пользовались, многие по старой памяти учили его прямо на площадке, но все это - издержки отношения к сериалам.

Одну серию зрителям не покажут

Съемки «Азазеля» продолжались 53 дня. Группа работала по 12 часов в день с одним выходным. Часть картины снималась в Чехии. Сцены романа, разворачивавшиеся в Лондоне, Акунин и Адабашьян перенесли в выдуманный город Рулеттенбург. На чешских курортах его и снимали. Затем группа Адабашьяна вернулась в Москву. Монтировали фильм долго, около трех месяцев. Были сокращения, поправки, изменения со стороны продюсеров ОРТ.

- Какого плана были пожелания заказчиков?

- Коммерческого, скажем так. Чтобы картина была динамичнее, чтобы сюжет катился быстрее. В результате серий стало четыре вместо планировавшихся пяти. Вырезаны целые 52 минуты экранного времени. Какие-то вещи мне удалось отстоять, но от многого пришлось отказаться.

- Например?

- «Азазель» привлек меня еще и тем, что его персонажи как бы приходятся дальними родственниками литературным персонажам XIX века. Амалия, например, вполне могла бы быть прапраправнучкой Настасьи Филипповны, Пыжов - потомком Порфирия Петровича, Зуров - Ноздрева и Долохова... В фильме было много цитат, культурных отсылок. Тлеющая пачка денег у камина пришла из «Идиота», сломанная оконная рама с валяющейся на подоконнике пустой бутылкой - из сцены с Долоховым в «Войне и мире» Толстого. Я отдавал себе отчет в том, что эти цитаты оценит процента два зрителей. И пожертвовал именно ими, а не удачными актерскими сценами.

- А как отреагировал на сокращения Акунин?

- Он был на стороне ОРТ.

При моем имени музыка смолкнет

- Кому пришла в голову идея выпустить компакт-диск с романсами в исполнении отечественных поп- и рок-звезд в рамках рекламной кампании к фильму?

- Идея саундтрека «вокруг» фильма тоже принадлежала Акунину. Вначале он и вовсе предлагал, чтобы записи современных певцов звучали внутри фильма. Я от этой идеи сразу же отказался. Акунин всегда считался с моим мнением, никогда не давил.

- В результате услышим ли мы в фильме «неземной» голос Витаса?

- Разве что на финальных титрах. Но я попросил продюсеров, чтобы, когда будет появляться моя фамилия, эта «музыка» прерывалась. Я не хочу, чтобы мое имя как-то связывалось с этими звукоизвлекателями. А то где-то уже написали, что я сам звоню Чичериной, о существовании которой и не подозревал! Может быть, в своем жанре они - уважаемые люди, но я-то здесь при чем? У меня есть замечательная музыка Владимира Дашкевича - композитора, сочинившего партитуру к «Шерлоку Холмсу» и массе других фильмов.

Носков был похож на счастливого щенка

- Сколько актеров вы пересмотрели на роль Фандорина?

- Больше сотни. В результате в Петербурге нашелся Илья Носков.

- Один режиссер сказал, что у всех молодых актеров в глазах «доллары бегают». У Носкова не бегали?

- Нет. Он, конечно, отнюдь не блаженненький, знает, сколько стоит его труд, прекрасно понимает, что эта роль может стать началом его карьеры, причем весьма удачным. Но никакой столичности, долларового налета в нем нет, а есть как раз то, что нужно для этой роли. Он похож на счастливого щенка, с любопытством озирающегося в новом, очень забавном для него мире. У него хорошие актерские данные. По-моему, из него получится артист.

Меньшиков для мальчишки уже староват

- Установки на звездность актерского состава у вас не было?

- Если бы мы экранизировали не «Азазеля», на Фандорина, конечно, нужно было бы брать звезду, и был намечен Олег Меньшиков. Но в «Азазеле» он - мальчишка, а в этом возрасте у нас звезд пока нет. Поэтому большой борьбы вокруг кандидатуры Ильи не было.

- А насчет других актеров? Лариса Борушко, сыгравшая у вас Амалию, или Сергей Чонишвили (Зуров) - не самые раскрученные актеры...

- Шероховатости были. Продюсеры хотели видеть в фильме актеров из сериально-телевизионной обоймы. А мне были нужны лица, за которыми не тащился бы шлейф того, что они изображают в это же время на другой кнопке... Своими актерами я доволен абсолютно, всеми. Вот, например, Сергей Безруков играет у нас Бриллинга - персонажа, в которого влюбляется Фандорин...

- ???

- Ну, не в современном, конечно, смысле. Боже упаси! По-настоящему он влюбляется в Лизаньку, хотя и чары Амалии тоже на него действуют. Из Бриллинга он сотворяет себе кумира, которому иступленно поклоняется. Тем больше его потрясение, когда он узнает, что этот идеал - на самом деле враг и предатель. Безруков очень хорош в этой роли.

Неелова сама вызвалась играть леди Эстер

- Вы рассматривали кандидатуру Безрукова на роль Фандорина?

- Нет. Сразу на Бриллинга.

- Из широко известных актеров у вас снимались только Марина Неелова и Олег Басилашвили...

- Марина Мстиславовна сама позвонила мне и предложила себя на роль леди Эстер: ей очень нравился роман. А с Басилашвили мы знакомы еще по «Рабе любви»... Ехали как-то в поезде в Петербург, зашел разговор о работе, и Олег сказал: «Будет что интересное, зови». В «Азазеле» была небольшая роль старого заслуженного генерала, и он оказался совершенно на месте.

- Сами вы в «Азазеле» не снимались?

- Нет, только в одном кадре «сыграла» моя рука в рукаве безруковского мундира и его перчатках. Забыли снять укрупнение, а Сережа уже уехал, пришлось мне его дублировать.

Диарее и кариесу в «Азазеле» свое время

Художник до мозга костей, Адабашьян не мог не придумать несколько фенечек. Скажем, титры в начале фильма будут идти на фоне специально отобранных им картин XIX века, персонажи на них будут двигаться. А последняя картина в титрах будет плавно перетекать в первый кадр каждой серии. Эти картины пишет сам Адабашьян. Но это еще не все.

- Совместно с ОРТ мы распределили места, где будут стоять рекламные блоки. Последняя картинка перед рекламным блоком превратится в некую выдуманную газетную рекламу продукта XIX века, а уж после начнутся современные кариес, диарея и себорея...

- Если вам предложат снять продолжение «Азазеля», согласитесь ли вы?

- Изготовление этого сериала оказалось настолько нервозатратным, что мне придется крепко подумать, прежде чем соглашаться на продолжение. Но пока никто ничего не предлагал.


Носков лазает к возлюбленным в окно
У «Фандорина» спросили, хочет ли он стать «миллионером»

Как известно, Эрасту Петровичу Фандорину страшно везло в азартных играх. Чтобы узнать, так ли везет в играх на деньги первому Фандорину всея Руси Илье Носкову, актера пригласили в программу «Кто хочет стать миллионером?»

Пока Максим Галкин выяснял, как относится к Носкову Фортуна, съемочной группе удалось обнаружить в актере другие «наследственные» черты. Например, в романе сыщики говорили о Фандорине: «Не будет из мальчишки проку – больно нежен, больно тонкого воспитания, с белой кожей и неистребимым румянцем на щеках». Оказалось, что и у Ильи румянец на щеках появляется без всякой помощи гримеров. Романтичность акунинского героя Носкову тоже не чужда. На съемках «Миллионера» актер, к примеру, сообщил, что не раз взбирался с розой на балкон к возлюбленной по водосточной трубе и для съемок подобной сцены в фильме дублер ему не понадобился.

Естественно, не один «Фандорин» бился в игре за миллион. Конкуренцию ему составили Бриллинг и Зуров - Сергей Безруков и Сергей Чонишвили. Вопросы актерам подкинули по теме. Например: «Как в конце ХIХ века называлась легкая рессорная повозка для одного человека?» или «Как переводится с японского Акунин – псевдоним Григория Чхартишвили?» Тут-то и стало ясно, кто хорошо знаком с творчеством родителя Эраста Петровича, а кто не очень. Сергей Безруков, как выяснилось, - не очень. «Из «Азазеля» я помню только те сцены, в которых снимался», - сделал чистосердечное признание «Бриллинг».

Фандоринского «Миллионера» покажут прямо перед началом фильма, 10 марта в 18.15. Кстати, все деньги, заработанные актерами на знании текстов Акунина, будут отправлены в Екатеринбург, в детский дом для одаренных детей.
Ника АРДОВА.


Борис АКУНИН:
Я готов к тому, что фильм мне не понравится
Накануне премьеры создатель Фандорина ответил на вопросы «КП»

- Вы утверждали режиссера «Азазеля». Как вам работа Адабашьяна?

- Я был очень рад, когда Александр Артемьевич согласился работать с моим романом. Мы с ним люди разного склада, разных вкусов, по-разному относимся к массовой культуре. Но он талантливый художник с особенным киновидением, и я рассчитывал на то, что с таким режиссером моя история обретет новый объем и новое качество. Произошло это или нет, мне судить трудно. Я пока видел только рабочий материал, в котором, разумеется, многое далеко от совершенства и в фильм не попадет, но некоторые сцены впечатлили меня даже в неозвученном, наскоро склеенном виде. Внутренне я готов к тому, что фильм мне не понравится, потому что авторов, которые в восторге от экранизации своих произведений, на свете еще меньше, чем отцов, которым нравятся женихи их дочерей.

- Как вы отнеслись к тому, что фильм сократили на целую серию?

- Собственно, это была моя инициатива. Просмотрев рабочий материал, я испугался, что фильм получается недостаточно динамичным. Все-таки это по жанру триллер, а не психологическое кино, тут существуют свои композиционные законы. Вместо четырех серий, предусмотренных сценарием, набралось пять, а ведь разделение именно на четыре сюжетных звена было сделано мною не случайно - в каждом из них есть собственный цикл: кульминация, развязка, ритмика. Другое дело, что я бы сейчас, если б писал сценарий заново, убрал бы оттуда половину разговоров и заменил их действием - тогда можно было бы оставлять и пятисерийный формат.

- Вас разочаровал отказ режиссера от песен в фильме?

- Да. Несостоявшийся саундтрек мне очень нравится. В большинстве этих песен ощутимо то самое, что я хотел бы продемонстрировать своими книжками: преемственность и вечная жизнь русской культуры. Музыка и тексты, написанные сто или полтораста лет назад, оказываются не музейно-формалиновыми экспонатами, а частью сегодняшней культуры. Мне жаль, что я не сумел убедить Александра Артемьевича вставить романсы в ткань картины. Там есть фрагменты, будто специально предназначенные для семи или восьми исполняемых на диске романсов. Допустим, входят Фандорин с Ахтырцевым в дом Бежецкой, и доносятся звуки романса «Мы странно встретились и странно разойдемся» в исполнении Шахрина. Ахтырцев и Фандорин сидят в кабаке, и фоном - голос Сукачева, поющий про то, что «Кончилось счастье». Съезд гостей на свадьбу - и вступают «Ночные снайперы» с «Подъехала к церкви карета». Сон Фандорина - и Гребенщиков поет «Снился мне сад»...

Не знаю, может быть, это дилетантское суждение. И все же романсов мне очень жаль.

- Пол Верхувен предложил вам американскую экранизацию «Азазеля». Правда ли, что Фандорина сыграет Кайл Маклахлан - агент Купер из «Твин Пикс»?

- Верхувен с продюсером и художником приезжали в сентябре. Я им показывал фандоринскую Москву, и мы разговаривали о фильме. С тех пор, вот уже полгода, идут переговоры по контракту. Сначала мне давали понять, что я выдвигаю слишком много условий для автора, совершенно не известного в Америке. Потом дело потихоньку сдвинулось. На сегодня дела обстоят так: адвокаты дорабатывают контракт, Верхувен заканчивает работу над сценарием, потом сценарий будет переводиться с голландского на английский. Так что до кастинга пока еще далеко.


Сергей Безруков отблагодарил Акунина, загримировавшись в грузина

- Читали ли вы книжку Акунина до того, как вас пригласил на пробы Адабашьян?

- Нет, но много слышал хорошего и о ней, и об авторе. А уж когда прочел, понял, насколько шикарную роль мне предложили!..

- Фандорина сыграть не хотелось?

- С одной стороны, играть героя намного приятнее... Но в «Азазеле» Бриллинг - роль куда более выигрышная. К тому же Фандорин ведь в романе еще совсем щенок, а молодых героев я наигрался вдоволь в Театре у Табакова. Восемь лет только этим и занимался.

- Кто для вас Бриллинг?

- Безусловный профессионал, яркий, блестящий, умный, очень артистичный человек. Суперсыщик. Обаятелен, может расположить к себе любого. Но непрост, совсем непрост. Как любой сыщик или разведчик, он человек с двойным дном.

- Вы считаете его отрицательным персонажем?

- Нет, я являюсь адвокатом своего героя. Он просто попал в тяжелую, безвыходную ситуацию. Он симпатизирует Эрасту, ему нравится, что он во всем подражает ему, своему шефу. Он видит в нем себя в юности, он учит этого щенка уму-разуму. И он пытается спасти Фандорина, но не может избежать финальной расправы. Я пытался сыграть человека, который испытывает невероятные нравственные мучения...

- Адабашьян импровизировать позволял?

- Он это всячески приветствовал. Например, я придумал, что мой Бриллинг постоянно гримируется. В одной сцене я прихожу к Фандорину в образе грузина, потом с ходу снимаю усы и сразу же начинаю превращаться в почтенного старца с окладистой бородой. Адабашьяну понравилось. Причем когда меня загримировали под грузина, на съемочной площадке меня действительно никто не узнал! А сделал я это в знак признательности Акунину. Он ведь тоже грузин. Когда после проб он сказал мне: «Сергей, я Бриллинга таким себе и представлял», - мне это было страшно приятно. Вот я Акунина и отблагодарил.
Стас ТЫРКИН.


Комсомольская Правда. Обсудить этот материал и прочитать другие статьи и новости Вы можете на нашем сайте www.kp.ru
Лучший Движок Вашего Бизнеса

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное