В «Шереметьево-2» арестовали диспетчера-наркомана
Авиаторы успокаивают: его действия (или бездействие) не могли сказаться на безопасности полетов. Но кому из пассажиров, и так напуганных последними авиакатастрофами, от этого легче?
Диспетчера Рузакова взяли «без шума и пыли». Операция по захвату продолжалась десять минут: «корочки» под нос бедолаге, руки за спину и вежливая просьба выложить содержимое карманов на стол. На свет Божий извлекаются шприц с инсулином, вафельное пирожное и самодельная капсула с «винтом» - очень уважаемым среди наркоманов препаратом. Для «прихода» рядовому наркоману необходимо два миллилитра этой дряни. Человека со стажем берет двойная доза. На запястьях диспетчера защелкнули милицейские «браслеты»...
Если суд признает задержанного виновным, то «век воли не видать» герою протокола Рузакову Сергею Анатольевичу, уроженцу Московской области, 43 лет от роду. А упрятать за решетку Рузакова есть за что. При обыске на квартире у диспетчера были обнаружены спортивный пистолет Марголина (его еще называют киллерским оружием) со 154 патронами и газовый пистолет вальтер с 17 патронами. На вопрос оперативников «Откуда такой боевой арсенал?» он невозмутимо ответил: «Подарок друга-наркомана».
По имеющейся у оперативников информации, «подарок» - расплата клиентов за очередную дозу. Наркотики изготавливались здесь же. В углу красовалась настоящая мини-лаборатория для производства «винта». Оперативникам Рузаков признался, что колется уже около пяти лет и зачастую делает это прямо на рабочем месте. Чуть меньше занимается изготовлением смертоносного зелья на дому.
Обязательный медицинский контроль в аэропорту в тот день диспетчер прошел без особых проблем: измерили пульс, дыхание, погладили по голове, попросили оскалить зубы, нежно посмотрели в глаза и отправили на рабочее место. То, что у мужика ни одной вены живой не было, медиков не настораживало. С середины 90-х Рузаков страдает сахарным диабетом и регулярно колет инсулин. Кто виноват в том, что на работу выходил человек в состоянии наркотического опьянения, медики-ротозеи или сам Рузаков, искусно обводивший охрану и медиков вокруг пальца, сейчас разбираются на высшем уровне. В «Шереметьево» работает комиссия госслужбы гражданской авиации РФ под руководством первого заместителя министра транспорта Александра Нерадько.
Комментирует один из участников операции по задержанию Рузакова:
- Когда к нам поступила информация о том, что Рузаков может употреблять наркотики на рабочем месте, мы были обескуражены и озадачены одновременно. Очень часто в аэропорт забредают окрестные наркоманы «под кайфом». Но чтобы свой сотрудник... Нам диспетчер сознался, что хотел принять наркотик сразу после начала рабочего дня. С собой у него была его средняя суточная доза. Не отрицал Рузаков и того, что изготавливал наркотики для продажи. Сейчас в отношении него возбуждено уголовное дело по 222-й и 228-й статьям Уголовного кодекса РФ.
Аэропорт «Шереметьево», самый разгар рабочего дня. При упоминании фамилии Рузакова люди в летной форме шарахаются от меня как черт от ладана. Любая информация о диспетчере - тайна за семью печатями.
- Обет молчания - приказ начальства? - спрашиваю одного из мужчин в форме у кофейного автомата.
- Да нет, молчат из соображений личной безопасности. Слух пошел, что его могут на днях под подписку о невыезде выпустить. А кто его знает, что у «нарика» со стажем в голове творится. Вот народ и побаивается.
В столовой вполголоса шушукаются две стюардессы.
- Вчера Галка прилетала, ну та, что на международных линиях, говорит, что у них в «Дельте» настоящий аврал. Наверное, всю команду с международных линий от нас будут на «Домодедово» перебрасывать. Начальство якобы теперь не может гарантировать иностранцам безопасность полетов.
У служебного выхода ловлю одного из диспетчеров, возвращающегося после смены:
- Рузаков, Серега? Ну да, знакомы. Его у нас еще «причудой» или «хомой» называли за то, что из-за своего инсулина постоянно с пряниками да вафлями ходит. Какой из себя? Нормальный мужик. Но, как и все мы, со своими «тараканами» в голове.
К разговору подключается другой диспетчер:
- Из-за этой «канцелярской крысы» нам сейчас проходу не дают. Должность-то его совсем пустяковая была. А нас теперь мучают, врачей в два раза больше понагнали, досмотр доскональный.
Но те из авиаторов, кому дорога честь мундира, считают, что теперь порядка будет больше:
- Руководство аэропорта еще спасибо милиции и прессе должно сказать за то, что устроили всю эту шумиху. Бог с ним, с Рузаковым. От того, что он бумажки не так в стопку сложил, трагедии не произойдет. А вот если кто-то из летных диспетчеров что-нибудь подобное вытворит?
Пока в порту гадают, какие последствия ждут виновника скандала, в дирекции его судьбу решает государственная комиссия. Начальник отдела по связям с общественными организациями и СМИ Владислав Лебедев сообщил лишь, что она обнародует свое заключение через несколько дней, да, сославшись на начальника медико-санитарной части Льва Васильева, добавил, что по результатам регулярной диспансеризации от 20 июня 2001 года Рузаков допущен к работе, а в воскресенье перед задержанием благополучно прошел предсменный контроль. В милиции на это возразили:
- Насколько был благополучен тот контроль, покажут результаты анализов, взятые у Рузакова сразу после задержания в наркодиспансере. Александра МАЯНЦЕВА.
Причина катастроф - «человеческий фактор» 23 марта 1994 года под Междуреченском разбился А-310 компании «Аэрофлот». Причина - пилот дал «порулить» лайнером своему 15-летнему сыну.
29 августа 1996 года в Норвегии самолет Ту-154 «Внуковских авиалиний» врезался в гору на подлете к аэропорту Шпицбергена. После расшифровки «черных ящиков» специалисты были в шоке. Командир экипажа и штурман до последнего спорили, в какой стороне аэропорт. Штурман неправильно понял английскую речь. Погиб 141 человек.
4 июля 2001 года под Иркутском из-за ошибок пилотов при заходе на посадку разбился Ту-154. Погибли 145 человек.
Управляющий делами ОАО «Международный аэропорт «Шереметьево» Павел ВАСИН:
- Моя первая реакция - настоящий шок. Ведь информация, растиражированная СМИ, о том, что у нас полетами управляет наркоман, это серьезный удар по репутации компании. Когда начали в дирекции разбираться что к чему, вздохнули с облегчением. Этот человек не имеет к управлению полетами и их безопасности никакого отношения! У нас очень много служб, отвечающих за безопасность работы, все они действуют автономно. Кто-то следит за техническим состоянием самолета, кто-то запрашивает погоду в аэропорту, откуда уходят борта, и в порту назначения. Смею вас заверить: требования, предъявляемые нашим сотрудникам, сродни тем, что у космонавтов. Перед любым рейсом каждая служба готовит доскональный отчет и отдает его диспетчеру. Задача Сергея Рузакова была - собрать все эти бумажки, скрепить и отдать экипажу под роспись и пожелать счастливого полета. Все! Обычная рутинная канцелярская работа, мы ее еще называем подсобной. Для нас это повод утроить контроль за безопасностью. Но все опять упирается в скудное финансирование. Может, и рады с иным сотрудником распрощаться, да на его место взять некого.
КОММЕНТАРИЙ ВРАЧА
Сергей БЕЛОГУРОВ, врач-нарколог, автор книги «Популярно о наркотиках и наркоманиях»:
- Наркотик первитин, что нашли у авиадиспетчера, относится к классу психостимуляторов. Он улучшает реакцию, поднимает общий тонус, ускоряет обмен веществ. Человеку начинает казаться, что ему все по плечу. Он очень быстро принимает решения, иногда правильные, иногда неправильные. Такое состояние наркоманы называют «шустряк». Психостимуляторы действуют очень недолго, спустя считанные часы наркомана накрывает такой «откат», что жить не хочется - наступает депрессия и полный упадок сил. Время от времени у них бывают тяжелые болезненные галлюцинации, им кажется, что их преследуют, хотят убить или ограбить. Наркоманы могут начать драться, бросаться с ножом на собственную тень. А могут и просто забиться в самый дальний угол и дрожать - это называется «быть на измене».
Только у зависимых от первитина и ему подобных бывают «запои», когда дозы вливаются в вены с перерывом в полчаса несколько суток подряд.
Насчет душевного и физического здоровья задержанного авиадиспетчера ничего сказать не могу - я ведь его лично не обследовал. Если он «запойный» - тогда он должен быть истощен, вымотан и жить под угрозой внезапной остановки сердца. Впрочем, если у Рузакова такой тяжелый диабет, что он вынужден постоянно колоть себе инсулин, он и так может каждую секунду умереть. От диабетической комы.
Комсомольская Правда.
Обсудить этот материал и прочитать другие статьи и новости Вы можете
на нашем сайте www.kp.ru