Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Комсомольская Правда

  Все выпуски  

Комсомольская Правда - Материал с обложки


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Комсомольская Правда.

www.kp.ru

Материал с обложки.



1 сентября уроки отменяются!
В этом году каникулы продлятся еще на 2 дня, потому что День города совпадает с Днем знаний. И вместо учебы московским детям устроят праздник

СЕМЬ НАИВНЫХ ВОПРОСОВ К ШКОЛЕ
Московских первоклашек учат по трем системам


Обычно первый раз в первый класс дети идут лет через 20 с лишним после того, как туда же ходили их родители. И про современную начальную школу мама с папой мало чего могут поведать своему повзрослевшему чаду. А так хочется узнать побольше, подготовиться. Чтобы помочь в этом нашим читателям, мы и попытались ответить на самые наболевшие вопросы первоклассников.

1. Какие предметы преподают в 1-м классе?
Есть базисный учебный план, состоящий из обязательных предметов: чтения и русского языка, математики, окружающего мира, музыки (или искусства), рисования, труда (технологии, конструирования - название может быть разным), физкультуры. В некоторых школах, например, с углубленным изучением иностранного языка, предусмотрены дополнительные часы на уроки иностранного или эти занятия проводятся в счет сокращения учебных часов на один из базисных предметов.

Первоклассник должен проводить за партой не более двадцати учебных часов в неделю. Плюс два часа - на дополнительные занятия. Учебная неделя длится пять дней. В 1-м классе домашние задания (кроме чтения) детям не задают.

Раньше было проще. Если, допустим, московские школьники проходили букву «А», то и в Сибири, и на Дальнем Востоке в этот же день детвора изучала первую букву алфавита. Когда родители решали, перевести ребенка в другую школу или переехать в другой город, у школьника не было проблем, учебные планы и учебники во всей стране были одинаковыми.

Сейчас, несмотря на общий базисный учебный план, в Москве приняты три системы обучения в начальной школе. Причем в каждой системе есть разные комплекты учебников. Но, как говорят специалисты, несмотря на разные подходы, все три системы в результате дают одни и те же знания. Просто эти знания дети получают разными путями. Поэтому, дорогие родители, если вы надумаете переводить ребенка в другую школу, заранее поинтересуйтесь, какая система практикуется в новой школе. И попросите «первого учителя» подготовить ребенка к переходу в другую систему обучения.

2. На что имеют право собирать деньги в школе?
Если у школы есть лицензия на дополнительное образование и возможность давать это образование, например, открыть секцию конного спорта, фехтования, бальных танцев или оригами, родители могут записать своего ребенка на дополнительные занятия. И оплачивать их из своего кармана. Но помните: дополнительное образование - дело добровольное, каждый родитель решает, стоит ему раскошелиться на лошадок, на бальные танцы или у него такой возможности нет. Брать деньги за уроки математики, чтения, русского языка, окружающего мира и другие, которые входят в обязательный план, строго запрещено.

Кроме того, в некоторых школах по решению попечительского совета можно уменьшить количество учеников в классе, разделив этот класс пополам. Для этого придется принимать на работу еще одного учителя. Оплачивать его труд должны родители, поскольку в государственных школах класс считается укомплектованным, если в нем не меньше 25 учеников.

3. Каких детей зачисляют в школу в первую очередь?
Преимуществом пользуются дети, которые живут рядом со школой. Если безалаберные родители придут записывать ребенка в школу только 1 сентября, его обязаны принять даже при условии укомплектованности первых классов. Кроме того, преимуществом пользуются дети, у которых есть старшие братья и сестры - ученики этой школы. А также дети, которые посещали занятия дошкольной подготовки при той школе, в которую они записываются. Всех остальных детей принимают в порядке общей очереди.

4. Сколько стоит устроиться в престижную школу?
По слухам, записать ребенка в престижную школу, которая находится в другом микрорайоне, можно за $2000. Иногда на эти деньги директор школы покупает компьютеры или делает ремонт в школе. Поэтому некоторые учителя считают, что подобное спонсорство со стороны родителей оправдано. Ведь платят за то, чтобы ребенок учился в лучших условиях, тем более что деньги, как известно, не определяют успеха в учебе. Тем не менее любые поборы с родителей и так называемые спонсорские услуги считаются грубейшим нарушением. Грань, где заканчивается спонсорство и начинается взяточничество, установить невозможно. Поэтому родители обязаны сообщать о любых вымогательствах со стороны администрации школы в Комитет или в окружное управление образования. Существует приказ Комитета образования Москвы № 521 (от 30.12.1996 года) «О мерах по предупреждению незаконного сбора денежных средств с родителей обучающихся».

В школах существуют попечительские советы, которые принимают помощь от родителей учеников (если у них есть такая возможность), а не дошколят, которые пришли записываться в 1-й класс.

5. Когда у первоклашек бывают каникулы?
Осенние, зимние и весенние каникулы продолжаются не меньше 30 дней в году. Кроме того, в первом классе есть еще дополнительные каникулы, которые приходятся на третью неделю февраля. Первый в жизни учебный год заканчивается примерно 15 или 16 мая. А потом наступают настоящие летние каникулы, когда можно ехать в деревню к бабушке.

6. Нужна ли первоклашке школьная форма?
В некоторых школах по обоюдному решению учителей, родителей и детей есть своя «фирменная» школьная форма. Но если родители не могут или не хотят покупать «спецодежду» для своего ребенка, они имеют на это право.

7. Стоит ли отдавать ребенка в частную школу?
В столице около 200 частных школ (для сравнения: государственных общеобразовательных школ - полторы тысячи). Классы в таких школах небольшие, примерно по десять человек, поэтому и методика обучения в них иная, чем в государственной общеобразовательной школе, где за партами сидят по тридцать человек. Обучение в частных школах стоит порой до десяти тысяч долларов за один учебный год. В некоторых школах только вступительный взнос для первоклашек составляет $20 000. За эти деньги детям привозят обеды из ресторана, на каникулы отправляют за границу. В среднем месяц обучения в частной школе стоит от 400 до 700 «зеленых». Тем не менее, по оценкам самих же преподавателей этих школ, уровень образования в них довольной низкий и далек от требований, которые предъявляют к ученикам элитной школы. Почему это происходит? Скорее всего, из-за крайней социальной незащищенности учителей. Основной принцип частной школы - не учить детей, а угождать их родителям. Рассказывают, что учительница одной частной школы, которую посещают дочки очень крупного московского чиновника, была уволена только за то, что посмела поставить «высокопоставленному» ребенку «двойку». Посадить на экзаменах за одну парту выпускника школы и доктора филологических наук в качестве «консультанта» в частной школе в порядке вещей.
Анастасия ПЛЕШАКОВА.

СЛУЧАЙ ИЗ ЖИЗНИ
Легче стать студентом, чем первоклассником
К такому выводу пришел наш корреспондент, пытаясь устроить ребенка в 1-й класс


Недавно у моей дочери было собеседование в английской спецшколе. В кабинете директора собрались шесть членов приемной комиссии: директор, медсестра, логопед и три преподавателя начальных классов. Соня - так зовут дочку - стояла перед экзаменаторами. Первым делом ребенка попросили прочитать и пересказать текст. Соня хорошо прочесть текст не смогла. Члены комиссии констатировали: «Девочка слог не берет. Читает по буквам, без осмысления». Следующее задание было таким: составить рассказ по картинкам. Соня правильно выстроила последовательность картинок, но рассказ начала издалека. Комиссия посчитала, что Соня не владеет способностью к составлению рассказа по картинкам. Но главный провал случился на математике. Девочка не решила ни одной задачи, кроме счета парами.

Приговор ребенку вынес директор школы: «Ваш ребенок нашу программу не потянет».

Комментирует главный специалист Управления дошкольного и общего среднего образования Наталья ШЕЛАХИНА:
- Во многих школах, преимущественно с углубленным изучением иностранного языка, конкурсы для первоклассников серьезнее, чем вступительные экзамены в вуз. Школа может открыть только два первых класса по 25 человек в каждом, а заявлений от желающих попасть в эту школу несколько сотен. Вот директора и устраивают «вступительные экзамены», хотя они знают, что подобные экзекуции - грубейшее нарушение установленных правил. Требовать, чтобы ребенок, поступающий в школу, умел читать, писать и считать, не имеют права. Тестировать ребенка можно после того, как он будет зачислен в первый класс. Такое тестирование помогает определить программу обучения, соответствующую уровню развития, способностям и здоровью ребенка.

Комментирует случай кандидат психологических наук Н. В. ЗВЕРЕВА:
- Проводить тестирование, экзамен или даже собеседование с ребенком при приеме в школу психологически неправильно. У каждого ребенка психическое созревание и овладение навыками чтения и счета происходят в разное время, индивидуально. Кроме того, ребенок-дошкольник при всей детской доверчивости часто стесняется незнакомых взрослых, ему требуется время для того, чтобы привыкнуть к новым людям и проникнуться доверием к ним. В описанном случае после такого «тестирования» потребуется много любви и доброго отношения со стороны близких, чтобы Соня смогла преодолеть стресс.


ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
В Древнем Риме школы открывали «на перекрестке трех дорог»
В Древних Афинах дети до 7 лет получали традиционное семейное воспитание. Затем обучались в частных школах. В мусических школах их обучали чтению, письму, счету, поэзии, музыке, танцам. В гимнастических школах - палестрах - упражнялись в беге, борьбе, прыжках, метании диска и копья. Школу оканчивали в 16 - 18 лет.

В Древнем Риме воспитанием и обучением детей занимался их родной отец и нес за это ответственность перед обществом. Со II в. до н. э. в элитарные, богатые семьи стали приглашать учителей-греков. Юноши изучали законы, обучались верховой езде, фехтованию, плаванью. Родители, которые не могли нанять своим отпрыскам домашнего учителя, отправляли детей в частные тривиальные школы, в которых учителя-греки обучали грамматике, риторике, диалектике (отсюда и общее название курса: «тривиум» - перекресток трех дорог). Учителем мог стать любой, кто умел читать и писать. Обучение было платным. В школах более высокого уровня обучались мальчики 12 - 16 лет. Учителя в этих так называемых грамматических школах иногда состояли на государственной службе и получали жалованье.

ВОЙНА ПОЛОВ
Девчачий ум - сплошное подхалимство


Большинство девочек учатся хорошо лишь для того, чтобы завоевать расположение учителей. К такому выводу пришли британские ученые, пытаясь найти объяснение тому, что обычно девочки учатся лучше, чем мальчики. По мнению психологов, девочки хотят понравиться преподавателям, тогда как для мальчиков гораздо более важно мнение их друзей. А товарищи по играм, как правило, не высоко ценят достижения в школе. С другой стороны, мальчики опережают девочек, когда дело касается самостоятельных решений или же когда дело доходит до соперничества, утверждают специалисты. Исходя из этого, мальчишек и девчонок по-разному надо завлекать учебой.


ПАРАДОКС
Почти каждый гений - трудный ребенок

Психологи утверждают, что больше хлопот и неудобств доставляют учителям одаренные дети

По подсчетам социологов, треть «самых умных» ребят отчисляются из отечественных школ за неуспеваемость. Остальные две трети наиболее одаренных детей скрываются под личиной интеллектуальных саботажников. Процент самоубийств среди них выше в два раза. Педагоги считают, что в школе одаренные дети обычно отличаются от сверстников богатством своих эмоциональных состояний, неуправляемостью, повышенной любознательностью, неусидчивостью и бунтарством, независимостью поведения, честолюбием и усиленной потребностью в самовыражении.

Чтобы сохранить их природные способности, необходимо разрушить миф о «равенстве», «одинаковости» всех детей и строить образование с учетом разных стартовых возможностей ребятишек. Для них нужны индивидуальные учебные программы, специально подготовленные учителя, квалифицированные психологи. Возможный выход из создавшегося положения специалисты также видят в развитии системы вариативного образования, включающего в себя наряду с базовым образовательным стандартом предметы свободного выбора.


77 тысяч москвичей станут ПЕРВОКЛАШКАМИ-2001

Какие новшества поджидают их в грядущем учебном году

Недавно у московской детворы была альтернатива. Хочешь - сиди в начальной школе три года, а хочешь - четыре. Смотря по готовности ребенка к школе и желанию родителей. С этого года все московские первоклашки будут учиться в начальной школе четыре года. Правда, сдать свое чадо в школу можно не с 7 лет, а пораньше, если к 1 сентября ему исполнится 6 лет. И тогда аттестат о среднем образовании ребенок все равно получит к семнадцати годам.

Чем объясняется переход к четырехлетней начальной школе? Увы, плохим здоровьем наших детей. Абсолютно здоровых детишек в возрасте 6 - 7 лет в Москве всего десять процентов. До 20% первоклассников страдают не очень тяжелыми (так сказать, пограничными) нарушениями психики. Учиться по ускоренной, перегруженной программе этим деткам ой как непросто.

К школе нужно привыкнуть. Забыть свое детсадовское или домашнее прошлое и плавно войти во «взрослую» жизнь. Раньше на адаптацию отводилось всего две недели. Теперь на знакомство со школой первоклашкам подарили целую четверть. В течение этого времени у них будет по три урока в день. После занятий - прогулки, экскурсии, игры. Продолжительность урока - 35 минут с обязательным проведением физкультминуток. В каждом классе должна быть зона отдыха. Устал ребенок - ступай в игровой загончик к игрушкам. По-научному это называется развивающей средой, которая приближает обстановку в учебном классе к детскому саду. Уроки у первоклассников проходят только в первую смену. Со второй четверти ежедневно станет на один урок больше.

Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает разгрузочный день - четверг, свободный от урока математики. Вместо нее - экскурсии, рисование, физкультура.

Современная школа стала намного либеральнее, чем она была десять лет назад. Требования учителей старой закваски - «Дети, руки на парту! Все глазки на меня» - теперь считаются запрещенными приемами, которые подвергаются жесткой критике психологов. При неправильном ответе учитель не должен говорить ученику: «Ты, Петя, не подумал», или «Не старался», или «Ответ неверный». Надо мягким спокойным голосом спросить у Пети: «Ты так думаешь? Давай послушаем и другие ответы». Теперь разрешается во время урока вставать, подбегать к доске, отвечать хором и коллективно решать задачи. Детям позволяется не только слушать учителя, но и запросто с ним разговаривать и даже обращаться к учителю по имени.

В первом классе отметки не ставят и заводить дневник не требуют. Успехи (или неуспехи) учитель может оценить словами, например, похвалой.

Режим дня в школе тоже стал более свободным. Хочешь - оставайся в школе до вечера на продленку. Тогда тебя будут кормить три раза в день горячими завтраками, обедами и полдниками. К слову, завтраки для учеников начальной школы бесплатные. Обедами за счет государства кормят детей из малоимущих, многодетных семей. Не хочешь проводить в школе целый день - ради Бога. У многих современных деток есть гувернантки и бонны, которые и накормят, и отведут на теннис или в музыкальную школу.

В начальной школе нынче не жизнь, а лафа. Я даже позавидовала своей дочери, у которой школа еще в будущем.

Кстати, к сведению родителей первоклассников следующего «призыва». В январе в каждом округе проводится родительский «всеобуч», где психологи, логопеды рассуждают на тему, что такое готовность ребенка к школе. На этих же встречах можно ознакомиться со всеми школами вашего района. Еще много полезного можно узнать из книжки «Энциклопедия для родителей первоклассника».
Анастасия ПЛЕШАКОВА.


КАК ОТЧЕ НАШ...
Тринадцать заповедей первоклассника

Писатель Симон Соловейчик в своей книге о воспитании детей назвал правила детского общежития. Вот они.

Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.

Не дерись без обиды.

Не обижайся без дела.

Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. Играй честно, а если выпало водить, то отваживайся.

Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никогда не проси ни о чем дважды.

Из-за отметки не плачь, с учителем из-за отметки не спорь и на него не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.

Не ябедничай за спиной у товарищей.

Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.

Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водить, давай вместе домой пойдем.

И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись.



50% московских детей больны вегетососудистой дистонией
Эта болезнь (ВСД) - сугубо русская печаль.
В Европе она неизвестна. Однако российские специалисты такой диагноз ставят часто


ВСД - страшный зверь

Помните, как вы заболевали гриппом? Головокружение, ломота во всем теле, озноб, слабость. И только через несколько часов - высокая температура. Так вот похожие неприятные ощущения, как при гриппе, испытывают люди, страдающие вегетососудистой дистонией. Особенно ей подвержены подростки.

Симптомы ВСД не опасны для жизни, но могут быть чрезвычайно тягостными:

- месяцами держится повышенная температура (иногда выше 40оС);

- усиленное потоотделение;

- скачки артериального давления;

- нарушения сердечных ритмов;

- одышка с ощущением нехватки воздуха;

- нарушение функции желудочно-кишечного тракта;

- возможны обмороки, нарушенный сон, потеря аппетита, падение работоспособности (в особенности умственной).

- Само название «вегетососудистая дистония» означает, что разладилась регуляция деятельности сосудов, внутренних органов, за которую отвечает головной мозг, - говорит Ирина КИРЕЕВА, член Ассоциации детских психиатров и психологов. - Такие нарушения называют функциональными. Симптомы ВСД передаются по наследству, чаще обнаруживаются в отрочестве и обостряются при смене погоды, поздней осенью и ранней весной.

У студентов недолеченная ВСД нередко приводит к отчислению из учебного заведения, а малышей ошибочно переводят в школы для умственно отсталых. Поэтому, если у вас появились симптомы ВСД, не затягивайте с визитом к врачу, а пройдите обследование. Необязательно ложиться в больницу, можно и в поликлинике обследоваться у терапевта и невропатолога. Если не выявлено какого-то хронического заболевания, то, скорее всего, имеет место «невроз» или «стертая депрессия», лечить которые могут только психиатр и психотерапевт.

Что еще можно успеть поправить в последние дни лета

Елена Басаргина, кардиолог Научного центра здоровья детей, считает, что летом, когда ребенок свободен от занятий в школе, можно нормализовать режим дня и наладить питание. Несмотря на длинный световой день, ребенок с нарушениями вегетатики, особенно младшего школьного возраста, должен ложиться спать в 21.00. А вставать не позднее 6 - 7 часов утра. Такого распорядка следует придерживаться круглый год. И подросткам тоже. Подростки должны спать не меньше 7 часов в сутки, и не поздним утром или днем, а именно ночью. Сон под утро поверхностный и не дает нужного отдыха. К дисциплинарным нововведениям дети привыкают очень скоро, поскольку они соответствуют внутренним биоритмам детей. Вспомните своих детей, когда они были младенцами: все они просыпались с восходом солнца.

Кушать дети должны не менее 5 раз в день, причем «налегать» советуем на супчики, овощи и фрукты. Никаких бутербродов! Только соки и витамины.

Позволительны и желательны умеренные физические нагрузки. Не возбраняется копать огород и делать гимнастику утром, очень полезно обливаться холодной водой. Правило такое: максимум свежего воздуха и минимум компьютера (компьютер серьезно нарушает сон и психику).

Напоследок о единственном запрете для страдающих ВСД - не коптиться на солнце, чрезмерное солнечное облучение может привести к тому, что несколько месяцев спустя обострится не только ВСД, но и возникнут серьезные душевные проблемы.
Марина АНИКЕЕВА. К сожалению, поверье, что умник-ботаник - это всегда полудохлый хиляк, все чаще верное. Но все в наших руках.


Комсомольская Правда. Обсудить этот материал и прочитать другие статьи и новости Вы можете на нашем сайте www.kp.ru
Лучший Движок Вашего Бизнеса

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное