Дефолт Греции - это просто «план Б». Но возможна и финансовая катастрофа глобального масштаба.
Выдающиеся эксперты и мыслители с мировыми именами теперь постоянно на страницах «Новой газеты». Мы вместе с Project Syndicate будем регулярно предоставлять слово о важнейших событиях и проблемах, волнующих человечество, признанным авторитетам: ученым, лауреатам Нобелевской премии, бывшим и действующим лидерам государств и корпораций.
Нуриель Рубини - профессор экономики в Школе бизнеса Стерн при Нью-Йоркском университете и председатель глобальной экономической консалтинговой службы Roubini Global Economics.
Греческая финансовая сага - это лишь вершина айсберга проблем устойчивости государственного долга для многих передовых экономик, а не только для сегодняшних стран PIIGS: Португалии, Ирландии, Италии, Греции и Испании. По последним оценкам ОЭСР, соотношение государственного долга к ВВП в развитых странах повысится в среднем примерно до 100% от ВВП. МВФ недавно опубликовал аналогичные прогнозы.
В странах PIIGS проблемы заключаются не только в избыточной доле бюджетного дефицита и государственного долга (в разной степени и мере в указанных пяти странах). Это также проблемы дефицита платежного баланса, потери конкурентоспособности и, следовательно, вялого экономического роста.
Эти экономики еще десять лет назад теряли свои доли на рынке в пользу Китая и Азии из-за высокой трудоемкости и малой добавленной стоимости своего экспорта. Спустя десятилетие, в течение которого заработная плата росла быстрее производительности, стоимость единицы рабочей силы резко возросла (как и основанный на ней реальный курс валют). В результате потеря конкурентоспособности проявилась в увеличенных и постоянно растущих платежных дефицитах и замедлении экономического роста. Последним гвоздем в этот гроб
стало повышение курса евро с 2002 по 2008 г.
Так что даже если у Греции и других стран PIIGS появится политическая решимость значительно снизить свой огромный бюджетный дефицит (а это - довольно большое «если», учитывая политическое сопротивление урезанию расходов и повышению налогов), то снижение бюджетного дефицита может, по крайней мере в краткосрочной перспективе, усугубить экономический спад по мере сокращения совокупного спроса из-за повышения налогов и сокращения расходов. Если ВВП будет падать, станет невозможным добиться поставленных
целей по дефициту и долгу (как доли от ВВП). Как раз в эту смертельную ловушку долгов в 1998- 2001 гг. попала Аргентина.
Восстановление устойчивого роста требует реального обесценивания валюты. Есть лишь три варианта. Первый - это дефляция, которая снизит цены и зарплаты на 20- 30%. Но дефляция ассоциируется с устойчивым спадом (вспомним ту же Аргентину), а никакой народ и никакая политическая система не согласятся на годы рецессии и ужесточения фискальной политики для реального обесценивания валюты. Задолго до этого произойдут дефолт и выход страны из зоны евро.
Второй путь - это следовать модели Германии, то есть ускорить структурные реформы и корпоративную реструктуризацию для повышения производительности при поддержании умеренного роста зарплаты. Но Германии потребовался с десяток лет, чтобы сократить таким способом стоимость единицы рабочей силы. Если бы Греция или Испания начали сегодня, то краткосрочные затраты на перераспределение ресурсов оказались бы огромными, в то время как для достижения выгод в смысле ускорения роста потребовалось бы слишком много лет.
Наконец, евро может сильно потерять в цене. Но больше всего от этого выиграет Германия. А для достаточного падения курса евро риск дефолта в Греции должен быть настолько сильным и его заразительное влияние на спрэды по гособлигациям стран PIIGS таким серьезным, что расширение этих спрэдов вызовет двузначный экономический спад в зоне евро, прежде чем обесценивание валюты даст какие-то выгоды.
Если не произойдет чуда, Греция близка к рубежу неплатежеспособности. В начале кризиса в Аргентине дефицит ее бюджета, государственный долг и дефицит текущих статей платежного баланса составляли, соответственно, 3%, 50% и 2% от ВВП. Аналогичные показатели в Греции куда хуже: 12,9%, 120% и 10%. Так что нужны геркулесовские усилия, везение, поддержка ЕС и МВФ, чтобы уменьшить вероятность дефолта и выхода из зоны евро.
Греция сегодня слишком интегрирована в ЕС, чтобы позволить ей «рухнуть». Ее государственный долг составляет примерно 400 млрд долларов (3/4 которого причитается внешним кредиторам, в основном европейским финансовым учреждениям). Поэтому беспорядочный дефолт привел бы к огромным убыткам и риску системного кризиса. К тому же заразительное влияние на суверенные спрэды других PIIGS было бы слишком сильным и опрокинуло бы экономику некоторых из этих стран.
Поэтому, несмотря на неприятие Германией и ЕЦБ идеи массированного «выкупа», в этом году Греции нужна мощная официальная финансовая поддержка на уровне, который сможет предотвратить немедленное превращение ее нынешней неликвидности в неплатежеспособность. Но официальная поддержка спасет ситуацию только до конца следующего года. Волшебный тройной выигрыш в виде устойчивости долга и дефицита, реального обесценивания денег и восстановления экономического роста маловероятен даже при официальной финансовой
поддержке.
Все случаи успешного спасения стран из финансовой катастрофы (Мексики, Южной Кореи, Таиланда, Бразилии, Турции) требовали двух условий: убедительного желания страны ужесточить фискальную политику и структурные реформы, необходимые для восстановления устойчивости и роста; а также массированной официальной кредитной поддержки, способной остановить снежный ком кризиса утраты веры в выплату краткосрочных государственных и частных долгов. Реформы без реальных денег «на бочке» не работают, поскольку нервные
и торопливые инвесторы предпочтут вывести свои деньги из страны, если в ней не хватает валютных запасов, чтобы предотвратить штурм банков, не выполняющих краткосрочные обязательства.
И вот после провального плана, который предусматривал дать Греции деньги, только если она столкнется с кризисом рефинансирования, то есть слишком поздно, и по рыночным ставкам, которые сделали бы ее долг неустойчивым, ЕС очнулся и разработал новую схему, приближенную к типовым условиям МВФ: давать деньги траншами с первоначальным массированным вливанием и под полульготный процент.
Только время покажет, сработает ли такой план, т.е. окажется ли Греция неликвидной, но платежеспособной, готовой к убедительному ужесточению фискальной политики и структурным реформам при наличии значительной финансовой помощи. Но, как и в случае с Аргентиной, Россией и Эквадором, Греция может также оказаться неплатежеспособной, если корректировка не сможет восстановить устойчивость долга и экономического роста. Пока что официальное сообщество решило держаться плана «А». В случае его провала остается
план «Б», дефолт для освобождения от безнадежных долгов и выход Греции из зоны евро, позволяющий обесценить деньги и восстановить конкурентоспособность и экономический рост.
НОВАЯ ГАЗЕТА - Нуриель Рубини
В конце прошлой недели Госдума приняла в окончательном чтении закон, который может многое изменить в здравоохранении и образовании.
БОЛЬНИЦАМ И ШКОЛАМ ДАЛИ СВОБОДУ
Речь идет о документе с труднопроизносимым названием: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Если же сказать по-простому, то новый закон коснется, в частности, школ, детсадов, поликлиник и больниц - тех самых учреждений, которые регулярно посещаем мы и наши дети.
Как поясняют специалисты, изменятся правовое положение этих учреждений и принципы их финансирования. Понять, в чем именно будут заключаться изменения, под силу скорее экономистам и финансистам, а для большинства граждан важно то, что упомянутым учреждениям дается бОльшая свобода. А именно: разрешается заниматься деятельностью, приносящей доход (читай - оказывать платные услуги), и распоряжаться им по своему усмотрению.
Сторонники нового закона уверяют, что за счет этих изменений школы и больницы, вечно страдающие из-за нехватки средств, смогут «сократить внутренние издержки» и «повысится эффективность их работы».
ЧТО ЖДЕТ ПАЦИЕНТОВ?
Тем временем юристы, занимающиеся защитой прав пациентов, считают, что новый закон - это «начало конца бесплатной медицины».
На самом же деле новые правила фактически узаконивают платные медицинские услуги в районных поликлиниках и больницах, говорят эксперты. Эти учреждения, изначально предназначенные для бесплатного лечения пациентов, благодаря принятому закону получают право свободно оказывать платные медуслуги. Бесплатным останется разве что прием у терапевта...
При этом, конечно, пока никто не отменяет Программу госгарантий оказания гражданам бесплатной медпомощи, но новый закон позволит больницам и поликлиникам сокращать бесплатные услуги. Происходить это будет хорошо знакомым нам способом - он часто применяется и сейчас, но до сих пор был вне закона, и пациенты имели возможность отстаивать свои права. Лечебные учреждения будут попросту вынуждать пациентов пользоваться именно платными услугами: скажем, бесплатно к нужному врачу или на обследование вы попадете по записи
через месяц, а платно - хоть сейчас и без очереди...
КСТАТИ
Принятый Госдумой в трех чтениях закон еще должен быть утвержден Советом Федерации и затем поступит на подпись президенту. Если все пройдет гладко, то закон вступит в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июня 2012 года будет установлен переходный период, т. е. новые правила станут вводить в жизнь постепенно.
КОММЕНТАРИЙ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ
«Для граждан никакого ухудшения не произойдет!»
Специалисты Минздравсоцразвития уже подготовили ответы на самые больные вопросы, которые возникают в связи с принятием нового закона.
Так, в частности, подчеркивается, что основное новшество будет заключаться все-таки не в автономизации учреждений, т. е. расширении их прав на «внебюджетную деятельность» (в том числе оказание платных медуслуг).
Главным же, как поясняют в Минздравсоцразвития, будет новый принцип финансирования больниц и поликлиник: исходя из реального объема их деятельности, а не по формальному признаку - статьям затрат, как сейчас. Лечебные учреждения будут получать государственные и муниципальные задания на бесплатную медпомощь и необходимые для этого средства из региональных и местных бюджетов.
Таким образом, никакое «урезание» объемов бесплатной медпомощи не грозит, «никакого ухудшения для граждан не произойдет», - заверяют в Минздравсоцразвития.
Spb.kp.ru