12.03.2017
ИСТОРИЯ КОРАБЛЕЙ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО МИННО-ТРАЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ
Первое появление и дальнейшее успешное применение во второй половине ХIХ века минного оружия (МО) обусловило необходимость срочного поиска средств борьбы с ним. До русско-турецкой войны для борьбы с минами, соединявшимися посредством кабеля и проводников с береговыми минными станциями (инженерные мины), применялись кошки и дреки, буксировавшиеся за кормой корабля или шлюпки.
Первым средством для обнаружения и уничтожения якорных мин явился так называемый минопротектор, который представлял собою два длинных шеста, наклонно опущенных в воду на глубину 3 м и отстоящих от форштевня корабля на 6 м. Свободные концы шестов под водой соединялись цепью, предназначавшейся для затраливания и взрыва мин.
С началом Первой Мировой войны началось интенсивное строительство кораблей, предназначенных для борьбы с минами (выделенных в 1915 году в специальный класс — «тральщиков») а также переоборудование под них мобилизованных судов.
Проектирование тральщиков в начале 1930-х годов было поручено ЦКБС-1 (ЦКБ-17), где были последовательно разработаны проект 3 и его модификации (проекты 53, 53У, 58). В план военного кораблестроения на 1937-1943 гг. было включено строительство эскадренных тральщиков по проекту 59, которое планировалось в Ленинграде (заложено 14 кораблей) и в Севастополе (9 кораблей).
В 1966 году приказом Главкома ВМФ была введена новая классификация корабельного состава, согласно которой ПМК водоизмещением свыше 500 т относились к МТЩ, водоизмещением 100-500 т — к БТЩ и водоизмещением менее 100 т — к РТЩ. В соответствии с этой классификацией упомянутые выше БТЩ по проектам 3, 53, 58, 53у, 59, 73к, 254к, 254м, 254А,264, 264А и 266 причислялись к МТ Щ, РЩ по проектам 253Л, 255, 255К, Т388, 265, 265К, 265А, 265И, 257Д, 257ДМ, 699, 1253 и 1252 — к БТЩ, а КТЩ по проектам
Т351,Т361,И376 и Т39 и 1258 — к РТЩ.
В 1969 году был принят десятилетний план военного кораблестроения на 1971-1980 годы, согласно которому намечалось строительство кораблей по проектам 264М (МТЩ), 923 (МТЩ-вертолетоносец), 1265 (БТЩ), 1256 (ТЩ-волновой охранитель), 1262 (БТЩ на воздушной подушке), 1253 (ТЩ-шнуроукладчик), 1258 (РТЩ), 1259 (РеТЩ), а также транспортабельного противоминного комплекса в составе 2-4 самоходных телеуправляемых неконтактных тралов проекта 1300 (называемых РПМ -речными ПМЗ), используемых в строях и катера их
водителя проекта 12255, приспособленные также для контактного траления.
Современная концепция противоминных действий, известная под названием «охота за минами», базируется на активном использовании гидроакустического вооружения минно-тральных кораблей для поиска, обнаружения и обследования всех неподвижных подводных миноподобных предметов, обнаруживаемых в заданных границах акваторий.
По результатам обследования миноподобные предметы, отнесённые к минам, должны быть нанесены на электронную карту (занесены в банк данных) и уничтожены, а информация о посторонних объектах (затонувших судах, промышленном мусоре, крупных камнях, приметных складках дна и т.п.) должна быть также занесена в банк данных для идентификации акустических контактов при последующих поисковых действиях в этих акваториях.
Основу противоминного вооружения современных кораблей этого направления составляют гидроакустические станции миноискания, противоминные телеуправляемые аппараты и автоматизированные системы управления противоминными действиями.
Стремясь не отставать от ведущих морских держав, в 1990-х годах предприятия оборонного комплекса России подготовили предложения по модернизации противоминных кораблей, тогда для поставки на экспорт на российские тральщики типа 10750Э и 266МЭ предлагалось устанавливать подкильные станции миноискания МГ-89М, МГ-991, МГ-992М и МГ-993М, самоходные телеуправляемые подводные аппараты допоиска и уничтожения мин (ROV) «Ропан-ПМ», «Маршрут».
26 мая 2006 года на Средне-Невском судостроительном заводе в поселке Понтонный под Санкт-Петербургом состоялся спуск на воду первого российского корабля противоминной обороны (ПМО) в XXI веке. Им стал морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин» проекта 02668.
Головной корабль противоминной обороны нового поколения «Александр Обухов», построенный на Средне-Невском судостроительном заводе (входит в ОСК) вошел в состав Военно-морских сил России. Торжественная церемония подъема Андреевского флага и передачи тральщика ВМФ России состоялась 9 декабря 2016 года на территории Ленинградской военно-морской базы в Кронштадте. ВМФ РФ заключил контракт на строительство еще семи стеклопластиковых тральщиков проекта 12700 «Александрит», сообщил главком ВМФ
адмирал Владимир Королев. «Мы однозначно спланировали и уже законтрактовали семь кораблей этого проекта, ну а в дальнейшем планируем заказать более 40 таких кораблей», – сказал он. По словам Королева, семь кораблей проекта будут построены в период с 2016 по 2018 год.
ВТС «БАСТИОН»
ЛИВИЯ ОПРОВЕРГЛА ДАННЫЕ О КОНТРАКТАХ С ЧАСТНЫМИ ВОЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ ИЗ РФ
12.03.2017
Командующий оперативным штабом ливийских ВВС и авиабазой Бенина бригадный генерал Мохаммед аль-Манфур заявил, что власти Ливии не заключают контрактов с частными военными компаниями из РФ. (далее…)
«НАТОВСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ» НЕ ПОЗВОЛИЛА ЛАТВИИ ПОСЕТИТЬ ВОЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ В РФ
12.03.2017
Латвия не стала направлять своих представителей на военные объекты в Псковской области, по поводу которых ранее высказывала опасения, сообщили в российском Минобороны. (далее…)