26.07.2002 15:59 Комментарий к правительственному Плану по выполнению Программы инвестдеятельности Комментарий к проекту Плана мероприятий по выполнению Программы развития инвестиционной деятельности (далее План) Кабинета министров Украины на 2002-2010 гг. Документ был представлен Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции 11 июля 2002 г. Программа развития инвестиционной деятельности в Украине на 2002-2010
гг. (далее Программа) принята Кабинетом Министров в декабре 2001 г.
Маркиян !
Дацишин, заместитель директора негосударственного аналитического центра "Институт Реформ".
Правительственная риторика на тему "развития инвестиционной деятельности", к сожалению, не ограничились проектом Программы деятельности КМУ. На рассмотрение был предложен еще и План мероприятий по выполнению Программы развития инвестиционной деятельности написанный в аналогичном, декларативном стиле.
Слабость Плана мероприятий в первую очередь проявляется в задачах инвестиционной политики. Отсутствие четко расставленных приоритетов и институциональной основы их реализации является наиболее заметными. Практически полностью проигнорированы мероприятия по эффективному продвижению инвестиционных возможностей Украины на международных рынках. Создание агентства содействия инвестициям отложено аж на 2004 г. Удивляет также и то, что в проекте не упоминается про Консультативный совет по вопросу
иностранных инвестиций при Президенте Украины и недавно созданные советы по вопро!
сам привлечения иностранных инвестиций при Совете министров А!
Р Крым, областной, Киевской и Севастопольской городской государственной администрации.
Кроме того, проект не содержит критериев успешности выполнения его пунктов. А ожидаемые результаты от реализации мероприятий плана, как правило, абсолютно не связаны с самими мероприятиями. Например, в пункте 91 трудно проследить причинно-следственные связи между "проведением форумов по вопросам инвестиций" и "введением методов эффективного корпоративного управления".
Можно также заметить, что план мероприятий, очевидно, компилировался из разных источников. Трудно, например, поверить, что на правительственном уровне еще живо убеждение, что "увеличение инвестиций в основной капитал в 2005 г. до 16,3%, в 2010 г. - до 18,8% ВВП" можно обеспечить мерами Минэкономики и других, не менее уважаемых, центральных органов власти (п.65).
Среди позитивов документа стоит отметить попытку комплексно
подойти инвестиционной политике государства и стремление к повышению прозрачно!
сти процесса принятия решений исполнительной властью, как фактора инвестиционной политики. Однако, формулировка соответствующего пункта плана (п.15) оставляет открытыми несколько вопросов. Например, почему это задание откладывается на 2003 г.? Почему "обеспечение прозрачности процедуры принятия решений органами исполнительной власти" предлагается реализовать путем принятия Верховной Радой специального закона, а не путем подписания Указа Президента? Почему прозрачной должна стать процедура подготовки и обработки только законопроектов, а не всех нормативно-правовых актов?". Логика правительства, приведенная в упомянутом выше разделе Плана мероприятий, только усиливает ощущение декларативности заявлений исполнительной власти о готовности сотрудничества с общественностью.
То есть можно с высокой степенью вероятности прогнозировать стандартную для подобных государственных программ развития
разных секторов экономики документов (а их было более 210) судьбу: "библиотека - а!
рхив - целюлозно-бумажный завод".
Для справки.!
Согласно Программе, при ее реализации инвестиции в основной капитал до 2005 г. составят 55,8 млрд.грн. (15% ВВП) против 23,6 млрд.грн. (13,7% ВВП) в 2000 г. При этом инвестиции в основной капитал в 2010 г. могут достигнуть 82,6 млрд.грн., что составит 16,5% ВВП.
По данным Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции в 1 квартале 2002 г. объем инвестиций в основной капитал составил 5523,2 млн. грн. при ВВП 42 416 млн. грн.
По данным Государственного комитета статистики Украины на 1 апреля 2002 г. общий объем прямых иностранных инвестиций в Украину составил $4,53 млрд. или $93 в расчете на душу населения. Наибольшие объемы инвестиций были осуществлены нерезидентами из США - $763,3 млн. (16,8% общего объема), Кипра - $48,5 млн. (10,7%), Великобритании - $426,3 млн. (9,4%), Нидерландов - $383,8 млн. (8,5%), России - $317,7 (7,0%) и Виргинских островов - $277,8
млн. (6,1%).
Прямые инвестици!
и в экономику Украины в течение 1 квартала 2002 г. выросли на 41,4% в сравнении с аналогичным периодом 2001 г. ($237,9 млн.). Величина чистого прироста иностранного капитала в 1 квартале 2002 г. составила $115,8 млн., что на 14,3% больше прироста инвестиций за аналогичный период 2001 г. При этом нерезиденты изъяли капитала на $116,9 млн., или почти половину всего прошлогоднего объема изъятий (в 2001 г. иностранцы изъяли $267,4 млн.).