Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Экономист: Антимонопольный орган в Армении - отдел девственности в публичном доме



Экономист: Антимонопольный орган в Армении - отдел девственности в публичном доме
2013-08-16 16:15

В Армении есть множество государственных органов с красивыми названиями, например, Государственная комиссия по защите экономической конкуренции(ГКЗЭК), но если экономика страны монополизирована, и бизнес сращен с властью и госчиновниками, говорить о конкуренции в этой стране - как минимум святотатство. Такое мнение на пресс-конференции 16 августа выразил армянский эксперт в области управления, экономист Арутюн Месробян.

Экономист с сарказмом отметил, что основать антимонопольный орган в Армении - это все равно, что открыть отдел девственности в публичном доме.

По словам Месробяна, данная структура не играет никакой роли в искоренении монополии или нездоровой конкуренции. Эти органы, по мению эксперта, необходимы лишь для "показухи" на международной арене, "дескать вот какие мы цивилизованные и демократичные"

"В общем, наше государство, и в частности, экономика нашего государства, не конкурентоспособны. Об этом свидетельствует "бегство" капитала в соседнюю Грузию",- подчеркнул А. Месробян. Поскольку бизнес и государство сращены, олигархическая прослойка через парламентские и префектурные нормативно- правовые акты создает для себя благоприятные условия для ведения своего бизнеса "Государство и олигархия в одном лице выступают против свободного бизнеса",- заключил Месробян.

Присутствующий на пресс-конфенеции председатель Республиканского союза работодателей Армении (РСРА) Гагик Макарян со своей стороны отметил, что роль государственных органов в обеспечении равных конкурентных условий для бизнеса должна быть высока, а не искусственна. "В условиях неравной конкуренции предприниматели с целью не потерять свой бизнес, или чтобы не отдать его "крупнякам", вынуждены работать "в тени", находить себе "крыши", неоправданно повышать цены и совершать различные нелегетимные поступки, поскольку в нашей стране есть "острый дефицит законности", в том числе обеспечение равных конкурентных условий для ведения бизнеса.",- отметил Макарян. Бизнесмены, продолжил он,  среди своих основных проблем, в особенности подчеркивают непостоянство законодательства и налогового администрирования, а также неравномерные или преднамеренные проверки. 



Фестиваль вина в Арени впервые растянется на 3 дня
2013-08-16 16:16

 Фестиваль вина в Арени впервые растянется на 3 дня.

Как рассказала в беседе с АрмИнфо директор фонда "Фестиваль в Арени" Нуне Манукян, в этом году фестиваль пройдет 4-6 октября, в области Вайоц Дзор. Первый фестивальный день пройдет в селе Ринд: здесь будет организован конкурс домашних вин 5-и сел - Хачик, Арени, Ринд, Арпа и Малишка, причем дегустировать их будут французские сомелье и виноделы.  В числе интересных мероприятий первого дня - лотерея и розыгрыш живого барашка.

5 октября мероприятия фестиваля будут проходить в Арени, причем будут представлены как домашние вина, так и вина от заводов-производителей. Завершится фестиваль 6 октября праздником плодородия и вина в Ехегнадзоре. В этот день можно будет насладиться выступлением бардов, народными песнями и танцами.

Фестиваль вина пройдет в этом году уже в пятый раз. В 2012-ом его посетило порядка 12 тысяч человек. 



Грант Багратян: Нарисуем - будем жить?
2013-08-17 03:51

 

Если до финансово-экономического кризиса основным локомотивом экономического роста в Армении являлась строительная отрасль, то теперь, судя по последним статистическим данным, рост ВВП страны в основном обеспечивается благодаря увеличению сельскохозяйственного производства. Это, безусловно, существенный прогресс, путь к диверсификации структуры экономики, обеспечения продовольственной безопасности, низкой инфляции. Однако некоторые цифры, которыми оперирует национальная статистика, подвергается критики за сомнительность, а порой, как некоторые считают, откровенную необъективность. Главным оппонентом здесь  выступает экс-премьер Армении, депутат парламента Грант Багратян, который в беседе с корреспондентом АрмИнфо вновь поделился своим беспокойством по поводу “шоу с жонглированием” .         

 

Грант Араратович, вы нередко выступаете в парламенте с критикой данных, предоставляемых Национальной статистической службой Армении. Некоторые воспринимают эту критику как естественную поведенческую линию оппозиционного деятеля, некоторые напротив – согласны с вашими выкладками. Статистика за 2012 год и первую половину 2013 явно дает понять, что экономическая активность в стране имеет стабильный тренд и во главе этого тренда находится сельскохозяйственное производство. Вы, по прежнему,  не доверяете этим цифрам, считаете их неубедительными?

 

Я уже не раз поднимал тему 7%-го экономического роста в стране по итогам прошлого года и опять хочу к ней возвратиться, потому что так и не получил в своих депутатских запросах вразумительного ответа на то, по каким конкретно методикам был сделан этот подсчет и как конкретно этот показатель был рассчитан НСС. На мою просьбу предоставить все материалы по расчету показателя НСС отвечает письмами “методического” характера. Напомню, что статистики получили 7% рост при росте абсолютного значения ВВП с 3,8 трл драмов в 2011 году до 3,9 трл драмов по итогам 2012 года. Этот 7% рост, как утверждает НСС, имел место быть в связи с отрицательным значением дефлятора ВВП на уровне 5%, тогда как индекс роста цен в стране составил более 4%. Такой огромной разницы в этих показателях быть не может, в принципе. Попросил показать мне конкретный расчет, а не заваливать меня бумагами о применении различных методик. Расчета так и не получил. Не кажется ли вам странным такое поведение статистиков? Если все чисто, если экономика страны уникальна, как собственно и методики ее оценки, то что мешает статуправлению с ними поделиться? При этом они обязаны мне как депутату предоставить эту информацию!

 

Вы думаете, цифры рисуются?

 

Теперь уже я в этом не сомневаюсь! А иначе, зачем скрывать конкретику подсчетов? Наверное, потому что результаты этих подсчетов, как я уже сказал, находятся в прямом абсурдном противоречии с базовыми данными и экономической закономерностью. Между прочим, этим рисованием грешит не только наша статслужба. Недавно я столкнулся с не меньшей несуразицей уже в данных Всемирного Банка по Армении. А суть вопроса в следующем. Наша страна в среднем за последние 20 лет росла на 7-8%, то есть более высокими темпами нежели Россия, или, к примеру, та же Грузия. В 1990-ом году нацдоход на душу населения в стране составлял 2.9 тыс советских рублей, в России 4.5 тыс, то есть почти на 40% выше. А сегодня, то есть как говорят “на выходе”, ВВП на душу населения в Армении составляет немногим выше 3 тыс долларов США, а в России более 12 тыс, то есть в 4 раза выше. И при этом, повторюсь, мы растем более высокими темпами. В прошлом году по этому показателю мы на 62% превысили 1990 год, тогда как Россия – всего на 8%. Я написал об этой несуразице во Всемирный Банк. На сайте ВБ, оказывается, Армения была чуть ли не самой отсталой республикой СССР с ВВП на душу населения, равному… 660 долларов. Представляете!? Будучи премьером в 1993 году я владел огромным массивом статистической информации и с такой, простите, откровенной глупостью не сталкивался. Это оказывается итог ретроспективного перерасчета экспертов ВБ – ведь тогда ВВП не считали, а считали НД (национальный доход). ВБ сделал перерасчет от НД к ВВП! И вот оказывается на одного жителя РСФСР приходилось тогда 3.6 тыс долларов, то есть в 6 раза больше, чем в Армении,  в Советской Грузии – 1800 долларов, то есть Грузия жила лучше Армении в три раза. Смешно то, что по НД Армения с 2950 рублями на человека тогда опережала Грузию с ее 2730 рублями. И Азербайджан оказывается жил тогда в 2.5 раза лучше нас. Вы представляете абсурдность подобных цифр? Я не могу понять, где здесь, как говорится, “собака зарыта”, зачем ВБ понадобилось сегодня идти на подобный, мягко говоря, откровенный подлог? Это театр абсурда, это просто неприемлемо.                 

 

Как я помню из ваших выступлений в парламенте, и по сельскохозяйственным цифрам у нас абракадабра получается.

 

Получается. Так, в 2012 году в стране по статистике произведено было 812 тыс тонн овощей – это 812 млн кг. Простая математика бросает в пот. Если разделить эту цифру на 3 млн жителей страны, то получим 240 кг на человека. То есть, практически, каждый из нас, от мала до велика, ежедневно поглощает почти килограмм овощей. Экспорта овощей же при этом, согласно той же статистике,  было незначительно. Произвели мы в прошлом году 645 тыс тонн картофеля, то есть 645 млн кг. В пересчете на душу населения получается 212 кг картошки. Вы что едите столько картошки? Причем повторюсь как такового значительного вывоза ни овощей, ни картошки нет – это чистый привес. Или, пожалуйста, в стране произвели винограда на 241 млн кг. 100 млн ушло на переработку и еще 141 млн осталось и мы его, оказывается, съели в течение одного месяца – почти 47 кг каждый. Зачем министру сельского хозяйства понадобилось так грубо врать, можно только догадываться. Причем в том же министерстве все знают, какое управление над какой цифрой усидчиво “кряхтит”. НСС же заявляет, что не отвечает за эту статистику, ее предоставляет ведомство и марзпетараны. Разве это правильно? Я все же непосредственно участвовал в аграрной реформе, и, поверьте, что-то в этом понимаю и не перестаю удивляться циничности “приписок”, приобретшие масштабы брежневских времен. У нас в структуре ВВП в 2012 году уровень производства в сельском хозяйстве превысил 240% от уровня 1990 года. Я должен бы радоваться, ведь вот он результат моих аграрных реформ! Но я так не считаю, потому что осознаю и ошибки своего правительства и знаю все проблемы нынешней аграрной отрасли. Да, рост есть, безусловно, но таким он быть в принципе не может. Не может, хотя бы потому, что не может один Армавирский марз дать по растениеводству столько продукции, сколько вся Армения давала ее в 1990-м году. Это просто исторический мировой рекорд! И официальная статистика этот абсурд проглатывает с удовольствием. Что за очковтирательство? Это как в детской песне: “нарисуем – будем жить”. 

 

Не могу не спросить Вас об оценке состояния дел в промышленности Армении. Будучи сравнительно молодым журналистом в начале 90-х я “громил” МВФ и ВБ на страницах газет за то, что они успешно убеждали правительство страны в том, что нам ни к чему вообще иметь промышленное производство, что Армения прекрасно проживет и будет благоухать на ниве сервиса, туризма и сельхозпереработки. А ведь промышленность имела колоссальный мультипликационный эффект, и сама Армения по праву считалась развитой наукоемкой индустриальной республикой. Не хочу бросать камни в ваш огород, но наша близорукость тогда дорого нам обошлась. И теперь делаются попытки создать хоть что-то новое, однако признайтесь, нельзя построить крепкий дом без фундамента и без профессиональных мастеровых.

 

Мы тогда осознавали то, о чем вы говорите, но шли по непроторенному пути в условиях жесточайшего транспортно-энергетического кризиса и войны. Кое что удалось спасти, но к сожалению очень немного. Спасали “Строммашину” и химкомбмнат в Ванадзоре,  пытались уберечь “Наирит” от полного растаскивания. Было много ошибок, много отдавалось в жертву ради обеспечения столь необходимой тогда макростабильности. Мне об этом приходилось не раз говорить, и повторятся не стоит. Мы были, не скрою, идеалистами. Однако болезни сегодняшней экономики лишь частично идут из того, образно говоря “далекого прошлого”. Промышленность, безусловно, нужно восстанавливать, но по новой схеме, делать ее наукоемкой, вкладывая большую “маржу” добавочной стоимости посредством расширения внутренней кооперации. Это очень трудоемкая, достаточно серьезная работа. Об этом много говорится в течение последних нескольких лет, но на самом деле пока мы не стали очевидцами хоть каких-то ощутимых подвижек. Почему, да потому что достижению реального результата препятствуют острые хронические болезни нашей экономики. Они всем известны. Это в первую очередь высокий уровень консолидации экономики, ее монополизации, концентрации ее в руках нескольких кланов, представители которых занимают министерские и депутатские посты. Эти кланы конкурируют межу собой и не способны в принципе к кооперации, столь необходимой для реализации более или менее крупных индустриальных проектов с высокой добавочной стоимостью. Клановая олигархическая система экономики, которая начала складываться в стране с легкой руки второго президента Кочаряна в конце 90-х – начале 2000-х годов, в свою очередь,  душит средний и малый бизнес. Армянские миллиардеры, находящиеся в списке Forbes, занимаются изготовлением и продажей пиццы, лимонадов, роз, так, как будто этим не могут заняться предприниматели средней руки. Более того, эти миллиардеры выбивают у правительства определенные налоговые льготы под, простите меня, смешные для их возможностей социальные программы. У многих олигархов структурированный высоко диверсифицированный бизнес – заводик, банк, гостиница, ресторан, уличные кафе. Среднему предпринимателю возможность вхождения на эти сегменты рынка как правило заказана, ему будут мешать все те, кто так или иначе задействован на этом поле – ведь кому хочется терпеть конкурентов? Поэтому мы и не видим почти ни одного поистине индустриального предприятия, кроме наверное тех, что принадлежат крупным иностранным институциональным инвесторам, где бы была хоть какая-то добавленная стоимость, куда бы вкладывался качественный труд, где была бы нужда в высокотехнологичном производстве.

 

Но надо признать, что куда лучше идут дела в промышленной области, связанной с переработкой сельскохозяйственного сырья – мясопереработка, производство цельномолочной продукции, переработка фруктов и овощей. Они не только не отстают от мировых стандартов качества, но и зачастую превосходят их. Производство яиц, курятины – все это очень неплохо поставлено. Ереванский коньячный завод, где я некоторое время работал, и по объемам, и по технологиям, и по качеству давно вышел на уровень, превышающий уровень СССР. Но если честно, есть отрасли, плохое состояние которых труднообъяснимо. Это резкий спад в обувной и легкой промышленности. Мы все-таки имеем здесь хорошие традиции и правительству просто необходимо очень серьезно подумать над возрождением этой отрасли, тем более, что времена потребительских предпочтений, направленных на приобретение дешевой турецкой и китайской продукции сомнительного качества, уже прошли и ниша фактически открыта. Даже в трудном 93-м году эта отрасль работала и давала продукцию в несколько раз превышающую нынешние объемы. Надо с умом и в срочном порядке помочь занять отечественным производителям освободившийся сегмент. Что касается машиностроения, особенно станкостроения – тут почти ноль. Хотя кое-что есть. К примеру, завод по производству аккумуляторов. Интересный проект, высокотехнологичный, но насколько мне известно, его душат импортеры – монополисты. Им очень невыгодно зреть на рынке местного конкурента с явными преимуществами если не по качеству, то по цене. Государство, считаю, обязано помогать таким проектам не на словах, а на деле, ограждать их от агрессивных нападок “импортной мафии”, мягко говоря, недобросовестной конкуренции.

 

Каким Вы видите путь раздробления этой окаменевшей спайки крупного бизнеса и политики, то есть олигархии? Правительство говорит, что ставит перед собой эту цель, а на деле мы становимся свидетелями обратного - новых сделок по слиянию и поглощению крупными олигархическими структурами более мелких. Образовывающийся на сверхприбылях избыточный олигархический капитал, тем самым, ищет новые области применения и буквально заглатывает средние и  мелкие предприятия, причем не всегда рыночными путями, а, порой, с применением административных рычагов. Примеров много, ведь “шила в мешке не утаишь”.

 

 Есть такая опасная тенденция, верно. Я не раз предлагал приступить к разработке и внедрению крепких основ так называемого “народного капитализма” с применением жестких регулятивных мер по “мирному сосуществованию” крупного, среднего и мелкого бизнеса. В первую очередь посредством нового режима налогообложения. А иначе, с одной стороны мы создаем 40 тыс новых рабочих мест, а следствием их создания становится потеря других уже 50 тысяч мест.  Помните, сколько у нас было мелких и средних гранильных предприятий? Все они позакрывались, а вслед за ними, из-за неграмотной и недальновидной фискальной и денежной политики, повесили засовы уже сравнительно крупные гранильные производства. Мы потеряли целую отрасль, хотя были по ней на передовых позициях в мире. По тем же причинам, я думаю, нам не удалось сохранить и легкую промышленность. Результат - количество активного работающего населения становится все меньше и меньше. Идет имитация процесса роста.

 

Нет у нас в стране и серьезной экономической инфраструктуры, фактически нет ни фондовой, ни товарно-сырьевой бирж. Нет успешно функционирующих инвестиционных компаний и фондов, то есть всего того, без чего не может существовать рыночная экономика.   

 

В середине 90-х вся эта инфраструктура была, слабая, но была, и биржи были и ростки будущих инвестиционно-брокерских компаний, фондов. Но по мере концентрации рынка, формирования олигархии, необходимость в функционировании подобной классической рыночной экономической инфраструктуры сама собой отпала. Но я хочу сказать еще об одной серьезной проблеме, препятствующей развитию малого и среднего, да и крупного бизнеса тоже – это неоправданно высокие издержки производства, заключающиеся в постоянном росте цен на энергоносители. Посмотрите, что у нас с газом творится – россияне подняли цену газа на 15%, но для потребителей внутри страны его повысили на 18%, а электроэнергия вообще взлетела на 27%. У нас только треть энергогенерирующих мощностей работает на газе, треть – атомная энергия и треть – ГЭСы. Это значит, что тарифы на электроэнергию должны были повыситься максимум на 5-6%, не более того. Результат для экономки будет очень плачевным, и мы скоро станем тому свидетелями. При таких ценах наши товары станут еще более неконкурентоспособными на мировых рынках. Вопрос - зачем надо было создавать монополии в области энергетики? Зачем? Не было никакой необходимости в этом в такой маленькой как Армения стране. Теперь мы охотно сваливаем все беды на россиян. У меня есть близкие люди в России, которые непосредственно, или руководят, или координируют эти процессы и они говорят мне откровенно: “Господа армяне, давайте, не стройте из себя девочек и нечего переводить стрелки на Россию, разберитесь лучше в том, что у вас творится”. А мы армяне как сербы – нам почему-то кажется, что в Москве и Санкт-Петербурге каждый житель перед сном обязательно, хоть на минутку, призадумывается над трудной судьбой этих братских народов. Я конечно утрирую, но по сути мы становимся настолько навязчивыми со своими претензиями, что начинаем нервировать и надоедать. Во всех наших бедах оказывается виноваты кто угодно, но не мы сами!

 

Финансовый анализ крупнейших предприятий Армении, который проделывают специалисты нашего агентства, свидетельствует о существенном снижении доходов и прибылей, особенно если речь идет не о естественных и искусственных монополиях, а о рядовых производителях или торгово-сервисных предприятиях.

 

Эта проблема будет усугубляться. Во-первых, как я уже отметил, повышение энергетических расходов приведет к росту внутренних цен. Предприятия начнут сталкиваться, и уже сталкиваются с сжимающимся как шагреневая кожа платежеспособным спросом. Итог – сокращение производства, рост безработицы, новые проблемы в фискальной политике. Центробанк уже был вынужден, во избежание инфляции, повысить базовую ставку до 8.5%, тогда как, напротив, ситуация в экономике велит смягчить денежно-кредитные условия, сделав доступнее банковский кредит. Вот такой заколдованный круг получается, очень походящий на глубокую воронку, грозящую втянуть как в бездну всю нашу экономику. Проблема усугубляется и тем, что растет миграция населения. Из-за этого параллельно со снижением потребительского спроса и ростом цен, сохраняется потребность в профессиональной рабочей силе. Смешно говорить, хотя в Армении довольно низкие зарплаты, статистика, как ни странно, фиксирует ее средний показатель, превышающий на 15% показатель Украины и на 30% - Грузии.

 

Да я заметил, и мне это тоже показалось забавным.

 

Тому есть причины, которыя затронул выше. У нас в том же сельском хозяйстве люди не соглашаются работать на 5 тыс драмов в день. А я встречал грузинку в Ноемберяне, которая ежедневно пересекала границу для работы официанткой в ресторане. А почему у нас сравнительно, именно сравнительно, высокий уровень зарплат? Да просто потому, что у нас люди уезжают по 50 тыс человек в год. Даже если спрос остается прежним, предложение на рабочую силу сокращается от 2 до 3% в год. Это глубинная проблема. Получилось так, что всем наплевать, сколько и почему уезжают. А ведь опустошаются квартиры и дома, остается необработанной земля, падает спрос на продукцию, на транспорт. Спрос падает повсеместно. С другой стороны по мере концентрации экономики, острее встает вопрос, а для кого производить. В результате идет отток капитала из страны. Он пока не принял катастрофических масштабов, но если несколько лет назад отток составлял порядка полумиллиарда долларов, то в прошлом году достиг цифры уже в 700 млн.

 

Кстати, в отличие от многих стран наша статистика показатели оттока капитала не публикует.

 

Она показывает, сколько денег пришло, но не показывает, сколько ушло. Но есть счета распределения первичных доходов, вторичного распределения доходов и операций с капиталом в системе нацсчетов, где профессионалу четко видно, сколько реально уходит денег из страны. А зачем, позвольте спросить, вкладывать излишек капитала в экономику, когда нет роста потребительского рынка, когда поле монополизировано?

 

Есть еще одна больная тема, вокруг которой много говорится, но фактически ничего не делается. Речь идет о возможностях привлечения в страну национального армянского мирового капитала. В связи с этим создали Всеармянский Банк, который оказался слабеньким никчемным проектом. Пропиарили идею, затем ее девальвировали, выхолащили, на том и успокоились.

 

Не нужно было вообще создавать никакого Всеармянского Банка – это был изначально абсолютно мертворожденный проект. Речь должна идти о всеармянском инвестиционном фонде. Вы вкладываете деньги – армянское государство гарантирует вам, к примеру, 5% доходности. Причем схема приблизительно должна быть таковой – или вы вкладываете через фонд в покупку акций конкретного проекта, или покупаете долю или пай самого ивестфонда. Это можно рассматривать как идею демократизации инвестиций. Кто у нас способен вкладывать инвестиции? Только  олигархи и люди богатые. Но есть множество людей и особенно наших соотечественников за рубежом, у которых есть свободные ресурсы. Я не раз озвучивал данные о том, что активы мирового армянства в лице порядка 10 млн трудоспособных граждан разных государств составляют порядка 700 млрд долларов США. Годовой размер прибыли от этих активов составляет около 100 млрд. Несомненно, средний доход представителя армянской диаспоры, благодаря его генетической активной жизненной и деловой активности, а также тому, что армяне в странах проживания не обремены государственными или оборогительными обязанностями,  выше среднего дохода в стране проживания. Подавляющее большинство наших соотечественников хотели бы принять участие в возрождении матери-Родины, но не знают, как это сделать, как обойти множество подводных камней, как оказаться не кинутыми теми же олигархами, правительством, ведь случаев подобного отношения к ним мы знаем множество. Да и вообще, они живут в своих странах, денно и нощно работают, и у них нет ни времени, ни возможностей самим ставить бизнес в Армении. Эту посредническую миссию как раз может взять на себя Всеармянский национальный инвестиционный фонд, где самому государству должно принадлежать не более 10% учредительского капитала, где была бы создана классическая система корпоративного управления. Продумать эффективный механизм работы фонда можно, в мировой практике он есть и изобретать что-то новое ни к чему. Всеармянский фонд “Айастан”, как показывает время, себя изживает, и хотя собираемые им пожертвования важны, но направлены они на решение неотложных социальных и стратегических задач. Нам же нужно поднимать экономику. Дадим людям гарантии возврата инвестиций, выстроим реально работающий, демократический механизм управления и функционирования данной структуры и, не сомневайтесь, фонд станет важнейшей составной частью экономической реабилитации страны.

 

Спасибо за интервью.



На плохое состояние мостовых и тротуаров активисты ответят фотосессией
2013-08-17 03:59

 Активисты решили обратить внимание властей на неутешительное состояние многих мостовых и тротуаров, которые упорно игнорируются в ходе реализации программ асфальтирования дорог.

С этой целью в социальной сети Facebook открыта страничка, на которой каждый желающий может разместить фотографии плохих дорог с точным указанием их местоположения. Как отмечают активисты, на этот шаг их сподвигло то, что власти асфальтируют дороги, которые и без того находятся в хорошем состоянии. В итоге под прицел фотокамер попали улица Севака (близ школы №127) с маленькими островками чудом сохранившегося асфальта, 47-ая улица Арабкира, где "компанию" плохим дорогам составляют свалки мусора и отсутствие освещения, улица Ширванзаде с лоскутами из старого и нового асфальта, и находящаяся в аналогичном состоянии улица Агароняна.

Участники акции выразили надежду на то, что акция поможет заострить внимание властей на проблеме улиц, которые действительно нуждаются в срочном ремонте. 



ЗАО "Электрические сети Армении" предупреждает о планово-восстановительных работах
2013-08-17 04:01

ЗАО "Электрические сети Армении" предупреждает о планово-восстановительных работах. В связи с чем 20 августа будут обесточены

в городе Ереван: 10:30-13:30 - в Сари Таге частично собственные дома на  3-8 улицах, на 5-9 рядах и прилегающие к ним общественные абоненты; 14:00-17:00 - жилые дома 67 на ул.  Когбаци, 38, 40, 40А на просп. Маштоца и прилегающие к ним общественные абоненты; 10:00-17:00

- подьезд жилого дома 4 на ул. Агатангегоси и прилегающие к ним общественные абоненты.

11:00-15:00 - собственные дома в Ареше 15-42 на 22-ой улице, 75-82 и жилые  дома 87, 89 на ул. Димитрова, подьезды 1-3 жилых домов 21, 21/1, 23; 10:00-15:00 - жилой дом 24/3 на просп. Комитаса; 11:00-13:00 - жилые дома 13, 15, 15/4 и собственные дома 44А-64А на ул. Сундукян и прилегающие к ним общественные абоненты, жилой дом 3 на ул.Малхасян, собственные дома 1-9 на ул. Эмина и прилегающие к ним общественные абоненты, 7, 9, 10 на ул. Лепсуса, 19-24 на 2-ой улице Лепсуса и прилегающие к ним общественные абоненты; 10:30-13:30 - в 1-ом массиве Нор Норка жилые дома 1, 1А, 3, 5, 5/1, 5/2, 5/3, 7  на улице Нансен, 2, 4 на ул. Сафарян и прилегающие к ним общественные абоненты; 14:00-17:00 - в 1-ом массиве Нор Норка жилые дома 5/2, 5/3 на ул. Нансен, 10 на ул. Сафарян, здания гимназии номер 1, детского сада 247, средней школы номер 106 и прилегающие к ним общественные абоненты; 10:00-17:00 - жилые дома 25, 27, 27/1 на ул.  Фучика, 16 на ул. Маргарян, 8, 10 на 1-ом переулке Маргарян, 1, 3, 5, 7 на 2-ом переулке Маргарян, 5, 6, 10, 12 на ул. Овнатани.

В Араратском марзе: 10:00-13:00 - жилые дома в городе Веди 45, 46, 47 на ул. Араратян, 10:00-15:00 - частично села Ванашен, Армаш,

10:30-16:00 - частично село Зовашен, село Бардзрашен, 10:00-13:00 - частично улица Сарибека Варданяна в Веди. В Ширакском марзе:

11:00-16:30 - в районе Амасии общины Вохджи, Меградашт, Айакерт, Геташен, Камхут, Арегнадем, офисы компаний "ВиваСелл",

"Оранж-Армения".

В Котайкском марзе: 10:00-17:00 - частично село Ариндж; в Тавушском марзе: 10:00- 12:00 - села Варагаван, Цахкаван, Паравакар, консервный завод, станции сотовых операторов " ВиваСелл МТС", "Арментел", ГЭС-ии "Сирарпи" и "Паравакар", газозаправочная станция; 11:30-13:00  - села Бергабер, Цахкаван, Саригюх, Киранц, Ачаркут, Севкар, газозаправочная станция, станции сотовых операторов "ВиваСелл", "Арментел", "Оранж-Армения", а также Воинские части; 12:00-15:00  - село Цахкаван, 13:00-16:00  - частично села Мовсес, Верин Кармир ахбюр, станции сотовых операторов "ВиваСелл", "Арментел", "Оранж-Армения".

Компания приносит свои извинения за причиненные неудобства и одновременно информирует, что по любым вопросам, связанным с плановыми, аварийными, ремонтно- восстановительными работами, можете звонить по действующим круглосуточно следующим номерам 1-80 и 0 8000 0 180.



Вице-спикер НС: Более логично бы было организовать саммит тюркоязычных государств на территориях их исторической родины от Алтая до Средней Азии
2013-08-17 14:29

 На мой взгляд, более логично бы было организовать саммит тюркоязычных государств на территориях их исторической родины от Алтая до Средней Азии. Подобное мнение выразил АрмИнфо вице-спикер Национального собрания Армении Эдуард Шармазанов, комментируя заявление президента Турции Абдуллы Гюля.

"Что касается заявления господина Гюля, если он его, конечно, сделал, то для мирового сообщества, безусловно, было бы намного более приемлемо, если бы власти Турции, выступили с инициативой проведения Саммита коренных, христианских народов подвергшихся геноциду в Османской и кемалистской Турции в Константинополе", - подчеркнул вице-спикер.

16 августа, выступая на саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств в Габале (армянский Куткашен), президент Турции Абдулла Гюль выразил пожелание, чтобы саммит в будущем был проведен в Нагорном Карабахе. Гюль привычно посетовал на "оккупацию азербайджанских земель", заверив азербайджанских меньших братьев, что карабахская проблема "стоит во главе всех значимых вопросов тюркского мира и потому должна быть решена в кратчайшие сроки". 



Лариса Алавердян: Отношения России и Армении зависят от тандема Турция- Азербайджан
2013-08-17 14:34

Осуществляемая в настоящее время достаточно проработанная и глубинная политика азербайджано-турецкого тандема позволяет предположить, что отношения России и Армении уже зависят от тандема Турция- Азербайджан. Подобное мнение 17 августа выразил журналистам первый омбудсмен Армении, экс-депутат Лариса Алавердян.

"При этом, достаточно мощное воздействие будет оказывать и иное внешнее влияние.  Тем не менее, в любом случае, если действия Баку или Анкары будут противоречить интересам Москвы, последняя в любое время будет в состоянии поднять вопросы неправомерности их действий. Пока же своим визитом в Баку президент России Владимир Путин сделал самый большой подарок коллеге Алиеву, особенно учитывая предстоящие в этой стране осенью выборы президента", - отметила Алавердян.

С сожалением отметив, что Ереван продолжает оставаться реагирующей стороной во внешней политике, в том числе в прямо касающихся Армении вопросах, Алавердян отметила необходимость проведения республикой инициативной политики. В то же время она подчеркнула, что в этом случае со временем Армения станет самостоятельным субъектом международного сообщества. В этом контексте, Алавердян придала особое значение растущему фактору Нагорного Карабаха, его роли в безопасности и стабильности на Южном Кавказе. По мнению политика, это объясняется не только фактом наличия у НКР состоявшихся и боеспособных вооруженных сил, но и экономическим ростом в республике. 



Левон Аронян вышел в третий тур Кубка мира по шахматам
2013-08-17 14:36

 После победы одержанной с общим счетом 3:1 над россиянином Игорем Лысым, армянский шахматист Левон Аронян вышел в третий тур проходящего в норвежском Тромсе Второго тура Кубка мира по шахматам.

Ранее Аронян одержал в двух партиях победу над представителем Кыргызстана Михаилом Марковым.

Поединки третьего круга пройдут 17-19 августа. Кубок мира по шахматам проходит в Норвегии с 10 августа по 5 сентября. Победитель и финалист получат право участвовать в турнире претендентов 2014 года.



Экономист: Антимонопольный орган в Армении - отдел девственности в публичном доме
2013-08-16 16:15

В Армении есть множество государственных органов с красивыми названиями, например, Государственная комиссия по защите экономической конкуренции(ГКЗЭК), но если экономика страны монополизирована, и бизнес сращен с властью и госчиновниками, говорить о конкуренции в этой стране - как минимум святотатство. Такое мнение на пресс-конференции 16 августа выразил армянский эксперт в области управления, экономист Арутюн Месробян.

Экономист с сарказмом отметил, что основать антимонопольный орган в Армении - это все равно, что открыть отдел девственности в публичном доме.

По словам Месробяна, данная структура не играет никакой роли в искоренении монополии или нездоровой конкуренции. Эти органы, по мению эксперта, необходимы лишь для "показухи" на международной арене, "дескать вот какие мы цивилизованные и демократичные"

"В общем, наше государство, и в частности, экономика нашего государства, не конкурентоспособны. Об этом свидетельствует "бегство" капитала в соседнюю Грузию",- подчеркнул А. Месробян. Поскольку бизнес и государство сращены, олигархическая прослойка через парламентские и префектурные нормативно- правовые акты создает для себя благоприятные условия для ведения своего бизнеса "Государство и олигархия в одном лице выступают против свободного бизнеса",- заключил Месробян.

Присутствующий на пресс-конфенеции председатель Республиканского союза работодателей Армении (РСРА) Гагик Макарян со своей стороны отметил, что роль государственных органов в обеспечении равных конкурентных условий для бизнеса должна быть высока, а не искусственна. "В условиях неравной конкуренции предприниматели с целью не потерять свой бизнес, или чтобы не отдать его "крупнякам", вынуждены работать "в тени", находить себе "крыши", неоправданно повышать цены и совершать различные нелегетимные поступки, поскольку в нашей стране есть "острый дефицит законности", в том числе обеспечение равных конкурентных условий для ведения бизнеса.",- отметил Макарян. Бизнесмены, продолжил он,  среди своих основных проблем, в особенности подчеркивают непостоянство законодательства и налогового администрирования, а также неравномерные или преднамеренные проверки. 



Фестиваль вина в Арени впервые растянется на 3 дня
2013-08-16 16:16

 Фестиваль вина в Арени впервые растянется на 3 дня.

Как рассказала в беседе с АрмИнфо директор фонда "Фестиваль в Арени" Нуне Манукян, в этом году фестиваль пройдет 4-6 октября, в области Вайоц Дзор. Первый фестивальный день пройдет в селе Ринд: здесь будет организован конкурс домашних вин 5-и сел - Хачик, Арени, Ринд, Арпа и Малишка, причем дегустировать их будут французские сомелье и виноделы.  В числе интересных мероприятий первого дня - лотерея и розыгрыш живого барашка.

5 октября мероприятия фестиваля будут проходить в Арени, причем будут представлены как домашние вина, так и вина от заводов-производителей. Завершится фестиваль 6 октября праздником плодородия и вина в Ехегнадзоре. В этот день можно будет насладиться выступлением бардов, народными песнями и танцами.

Фестиваль вина пройдет в этом году уже в пятый раз. В 2012-ом его посетило порядка 12 тысяч человек. 



Грант Багратян: Нарисуем - будем жить?
2013-08-17 03:51

 

Если до финансово-экономического кризиса основным локомотивом экономического роста в Армении являлась строительная отрасль, то теперь, судя по последним статистическим данным, рост ВВП страны в основном обеспечивается благодаря увеличению сельскохозяйственного производства. Это, безусловно, существенный прогресс, путь к диверсификации структуры экономики, обеспечения продовольственной безопасности, низкой инфляции. Однако некоторые цифры, которыми оперирует национальная статистика, подвергается критики за сомнительность, а порой, как некоторые считают, откровенную необъективность. Главным оппонентом здесь  выступает экс-премьер Армении, депутат парламента Грант Багратян, который в беседе с корреспондентом АрмИнфо вновь поделился своим беспокойством по поводу “шоу с жонглированием” .         

 

Грант Араратович, вы нередко выступаете в парламенте с критикой данных, предоставляемых Национальной статистической службой Армении. Некоторые воспринимают эту критику как естественную поведенческую линию оппозиционного деятеля, некоторые напротив – согласны с вашими выкладками. Статистика за 2012 год и первую половину 2013 явно дает понять, что экономическая активность в стране имеет стабильный тренд и во главе этого тренда находится сельскохозяйственное производство. Вы, по прежнему,  не доверяете этим цифрам, считаете их неубедительными?

 

Я уже не раз поднимал тему 7%-го экономического роста в стране по итогам прошлого года и опять хочу к ней возвратиться, потому что так и не получил в своих депутатских запросах вразумительного ответа на то, по каким конкретно методикам был сделан этот подсчет и как конкретно этот показатель был рассчитан НСС. На мою просьбу предоставить все материалы по расчету показателя НСС отвечает письмами “методического” характера. Напомню, что статистики получили 7% рост при росте абсолютного значения ВВП с 3,8 трл драмов в 2011 году до 3,9 трл драмов по итогам 2012 года. Этот 7% рост, как утверждает НСС, имел место быть в связи с отрицательным значением дефлятора ВВП на уровне 5%, тогда как индекс роста цен в стране составил более 4%. Такой огромной разницы в этих показателях быть не может, в принципе. Попросил показать мне конкретный расчет, а не заваливать меня бумагами о применении различных методик. Расчета так и не получил. Не кажется ли вам странным такое поведение статистиков? Если все чисто, если экономика страны уникальна, как собственно и методики ее оценки, то что мешает статуправлению с ними поделиться? При этом они обязаны мне как депутату предоставить эту информацию!

 

Вы думаете, цифры рисуются?

 

Теперь уже я в этом не сомневаюсь! А иначе, зачем скрывать конкретику подсчетов? Наверное, потому что результаты этих подсчетов, как я уже сказал, находятся в прямом абсурдном противоречии с базовыми данными и экономической закономерностью. Между прочим, этим рисованием грешит не только наша статслужба. Недавно я столкнулся с не меньшей несуразицей уже в данных Всемирного Банка по Армении. А суть вопроса в следующем. Наша страна в среднем за последние 20 лет росла на 7-8%, то есть более высокими темпами нежели Россия, или, к примеру, та же Грузия. В 1990-ом году нацдоход на душу населения в стране составлял 2.9 тыс советских рублей, в России 4.5 тыс, то есть почти на 40% выше. А сегодня, то есть как говорят “на выходе”, ВВП на душу населения в Армении составляет немногим выше 3 тыс долларов США, а в России более 12 тыс, то есть в 4 раза выше. И при этом, повторюсь, мы растем более высокими темпами. В прошлом году по этому показателю мы на 62% превысили 1990 год, тогда как Россия – всего на 8%. Я написал об этой несуразице во Всемирный Банк. На сайте ВБ, оказывается, Армения была чуть ли не самой отсталой республикой СССР с ВВП на душу населения, равному… 660 долларов. Представляете!? Будучи премьером в 1993 году я владел огромным массивом статистической информации и с такой, простите, откровенной глупостью не сталкивался. Это оказывается итог ретроспективного перерасчета экспертов ВБ – ведь тогда ВВП не считали, а считали НД (национальный доход). ВБ сделал перерасчет от НД к ВВП! И вот оказывается на одного жителя РСФСР приходилось тогда 3.6 тыс долларов, то есть в 6 раза больше, чем в Армении,  в Советской Грузии – 1800 долларов, то есть Грузия жила лучше Армении в три раза. Смешно то, что по НД Армения с 2950 рублями на человека тогда опережала Грузию с ее 2730 рублями. И Азербайджан оказывается жил тогда в 2.5 раза лучше нас. Вы представляете абсурдность подобных цифр? Я не могу понять, где здесь, как говорится, “собака зарыта”, зачем ВБ понадобилось сегодня идти на подобный, мягко говоря, откровенный подлог? Это театр абсурда, это просто неприемлемо.                 

 

Как я помню из ваших выступлений в парламенте, и по сельскохозяйственным цифрам у нас абракадабра получается.

 

Получается. Так, в 2012 году в стране по статистике произведено было 812 тыс тонн овощей – это 812 млн кг. Простая математика бросает в пот. Если разделить эту цифру на 3 млн жителей страны, то получим 240 кг на человека. То есть, практически, каждый из нас, от мала до велика, ежедневно поглощает почти килограмм овощей. Экспорта овощей же при этом, согласно той же статистике,  было незначительно. Произвели мы в прошлом году 645 тыс тонн картофеля, то есть 645 млн кг. В пересчете на душу населения получается 212 кг картошки. Вы что едите столько картошки? Причем повторюсь как такового значительного вывоза ни овощей, ни картошки нет – это чистый привес. Или, пожалуйста, в стране произвели винограда на 241 млн кг. 100 млн ушло на переработку и еще 141 млн осталось и мы его, оказывается, съели в течение одного месяца – почти 47 кг каждый. Зачем министру сельского хозяйства понадобилось так грубо врать, можно только догадываться. Причем в том же министерстве все знают, какое управление над какой цифрой усидчиво “кряхтит”. НСС же заявляет, что не отвечает за эту статистику, ее предоставляет ведомство и марзпетараны. Разве это правильно? Я все же непосредственно участвовал в аграрной реформе, и, поверьте, что-то в этом понимаю и не перестаю удивляться циничности “приписок”, приобретшие масштабы брежневских времен. У нас в структуре ВВП в 2012 году уровень производства в сельском хозяйстве превысил 240% от уровня 1990 года. Я должен бы радоваться, ведь вот он результат моих аграрных реформ! Но я так не считаю, потому что осознаю и ошибки своего правительства и знаю все проблемы нынешней аграрной отрасли. Да, рост есть, безусловно, но таким он быть в принципе не может. Не может, хотя бы потому, что не может один Армавирский марз дать по растениеводству столько продукции, сколько вся Армения давала ее в 1990-м году. Это просто исторический мировой рекорд! И официальная статистика этот абсурд проглатывает с удовольствием. Что за очковтирательство? Это как в детской песне: “нарисуем – будем жить”. 

 

Не могу не спросить Вас об оценке состояния дел в промышленности Армении. Будучи сравнительно молодым журналистом в начале 90-х я “громил” МВФ и ВБ на страницах газет за то, что они успешно убеждали правительство страны в том, что нам ни к чему вообще иметь промышленное производство, что Армения прекрасно проживет и будет благоухать на ниве сервиса, туризма и сельхозпереработки. А ведь промышленность имела колоссальный мультипликационный эффект, и сама Армения по праву считалась развитой наукоемкой индустриальной республикой. Не хочу бросать камни в ваш огород, но наша близорукость тогда дорого нам обошлась. И теперь делаются попытки создать хоть что-то новое, однако признайтесь, нельзя построить крепкий дом без фундамента и без профессиональных мастеровых.

 

Мы тогда осознавали то, о чем вы говорите, но шли по непроторенному пути в условиях жесточайшего транспортно-энергетического кризиса и войны. Кое что удалось спасти, но к сожалению очень немного. Спасали “Строммашину” и химкомбмнат в Ванадзоре,  пытались уберечь “Наирит” от полного растаскивания. Было много ошибок, много отдавалось в жертву ради обеспечения столь необходимой тогда макростабильности. Мне об этом приходилось не раз говорить, и повторятся не стоит. Мы были, не скрою, идеалистами. Однако болезни сегодняшней экономики лишь частично идут из того, образно говоря “далекого прошлого”. Промышленность, безусловно, нужно восстанавливать, но по новой схеме, делать ее наукоемкой, вкладывая большую “маржу” добавочной стоимости посредством расширения внутренней кооперации. Это очень трудоемкая, достаточно серьезная работа. Об этом много говорится в течение последних нескольких лет, но на самом деле пока мы не стали очевидцами хоть каких-то ощутимых подвижек. Почему, да потому что достижению реального результата препятствуют острые хронические болезни нашей экономики. Они всем известны. Это в первую очередь высокий уровень консолидации экономики, ее монополизации, концентрации ее в руках нескольких кланов, представители которых занимают министерские и депутатские посты. Эти кланы конкурируют межу собой и не способны в принципе к кооперации, столь необходимой для реализации более или менее крупных индустриальных проектов с высокой добавочной стоимостью. Клановая олигархическая система экономики, которая начала складываться в стране с легкой руки второго президента Кочаряна в конце 90-х – начале 2000-х годов, в свою очередь,  душит средний и малый бизнес. Армянские миллиардеры, находящиеся в списке Forbes, занимаются изготовлением и продажей пиццы, лимонадов, роз, так, как будто этим не могут заняться предприниматели средней руки. Более того, эти миллиардеры выбивают у правительства определенные налоговые льготы под, простите меня, смешные для их возможностей социальные программы. У многих олигархов структурированный высоко диверсифицированный бизнес – заводик, банк, гостиница, ресторан, уличные кафе. Среднему предпринимателю возможность вхождения на эти сегменты рынка как правило заказана, ему будут мешать все те, кто так или иначе задействован на этом поле – ведь кому хочется терпеть конкурентов? Поэтому мы и не видим почти ни одного поистине индустриального предприятия, кроме наверное тех, что принадлежат крупным иностранным институциональным инвесторам, где бы была хоть какая-то добавленная стоимость, куда бы вкладывался качественный труд, где была бы нужда в высокотехнологичном производстве.

 

Но надо признать, что куда лучше идут дела в промышленной области, связанной с переработкой сельскохозяйственного сырья – мясопереработка, производство цельномолочной продукции, переработка фруктов и овощей. Они не только не отстают от мировых стандартов качества, но и зачастую превосходят их. Производство яиц, курятины – все это очень неплохо поставлено. Ереванский коньячный завод, где я некоторое время работал, и по объемам, и по технологиям, и по качеству давно вышел на уровень, превышающий уровень СССР. Но если честно, есть отрасли, плохое состояние которых труднообъяснимо. Это резкий спад в обувной и легкой промышленности. Мы все-таки имеем здесь хорошие традиции и правительству просто необходимо очень серьезно подумать над возрождением этой отрасли, тем более, что времена потребительских предпочтений, направленных на приобретение дешевой турецкой и китайской продукции сомнительного качества, уже прошли и ниша фактически открыта. Даже в трудном 93-м году эта отрасль работала и давала продукцию в несколько раз превышающую нынешние объемы. Надо с умом и в срочном порядке помочь занять отечественным производителям освободившийся сегмент. Что касается машиностроения, особенно станкостроения – тут почти ноль. Хотя кое-что есть. К примеру, завод по производству аккумуляторов. Интересный проект, высокотехнологичный, но насколько мне известно, его душат импортеры – монополисты. Им очень невыгодно зреть на рынке местного конкурента с явными преимуществами если не по качеству, то по цене. Государство, считаю, обязано помогать таким проектам не на словах, а на деле, ограждать их от агрессивных нападок “импортной мафии”, мягко говоря, недобросовестной конкуренции.

 

Каким Вы видите путь раздробления этой окаменевшей спайки крупного бизнеса и политики, то есть олигархии? Правительство говорит, что ставит перед собой эту цель, а на деле мы становимся свидетелями обратного - новых сделок по слиянию и поглощению крупными олигархическими структурами более мелких. Образовывающийся на сверхприбылях избыточный олигархический капитал, тем самым, ищет новые области применения и буквально заглатывает средние и  мелкие предприятия, причем не всегда рыночными путями, а, порой, с применением административных рычагов. Примеров много, ведь “шила в мешке не утаишь”.

 

 Есть такая опасная тенденция, верно. Я не раз предлагал приступить к разработке и внедрению крепких основ так называемого “народного капитализма” с применением жестких регулятивных мер по “мирному сосуществованию” крупного, среднего и мелкого бизнеса. В первую очередь посредством нового режима налогообложения. А иначе, с одной стороны мы создаем 40 тыс новых рабочих мест, а следствием их создания становится потеря других уже 50 тысяч мест.  Помните, сколько у нас было мелких и средних гранильных предприятий? Все они позакрывались, а вслед за ними, из-за неграмотной и недальновидной фискальной и денежной политики, повесили засовы уже сравнительно крупные гранильные производства. Мы потеряли целую отрасль, хотя были по ней на передовых позициях в мире. По тем же причинам, я думаю, нам не удалось сохранить и легкую промышленность. Результат - количество активного работающего населения становится все меньше и меньше. Идет имитация процесса роста.

 

Нет у нас в стране и серьезной экономической инфраструктуры, фактически нет ни фондовой, ни товарно-сырьевой бирж. Нет успешно функционирующих инвестиционных компаний и фондов, то есть всего того, без чего не может существовать рыночная экономика.   

 

В середине 90-х вся эта инфраструктура была, слабая, но была, и биржи были и ростки будущих инвестиционно-брокерских компаний, фондов. Но по мере концентрации рынка, формирования олигархии, необходимость в функционировании подобной классической рыночной экономической инфраструктуры сама собой отпала. Но я хочу сказать еще об одной серьезной проблеме, препятствующей развитию малого и среднего, да и крупного бизнеса тоже – это неоправданно высокие издержки производства, заключающиеся в постоянном росте цен на энергоносители. Посмотрите, что у нас с газом творится – россияне подняли цену газа на 15%, но для потребителей внутри страны его повысили на 18%, а электроэнергия вообще взлетела на 27%. У нас только треть энергогенерирующих мощностей работает на газе, треть – атомная энергия и треть – ГЭСы. Это значит, что тарифы на электроэнергию должны были повыситься максимум на 5-6%, не более того. Результат для экономки будет очень плачевным, и мы скоро станем тому свидетелями. При таких ценах наши товары станут еще более неконкурентоспособными на мировых рынках. Вопрос - зачем надо было создавать монополии в области энергетики? Зачем? Не было никакой необходимости в этом в такой маленькой как Армения стране. Теперь мы охотно сваливаем все беды на россиян. У меня есть близкие люди в России, которые непосредственно, или руководят, или координируют эти процессы и они говорят мне откровенно: “Господа армяне, давайте, не стройте из себя девочек и нечего переводить стрелки на Россию, разберитесь лучше в том, что у вас творится”. А мы армяне как сербы – нам почему-то кажется, что в Москве и Санкт-Петербурге каждый житель перед сном обязательно, хоть на минутку, призадумывается над трудной судьбой этих братских народов. Я конечно утрирую, но по сути мы становимся настолько навязчивыми со своими претензиями, что начинаем нервировать и надоедать. Во всех наших бедах оказывается виноваты кто угодно, но не мы сами!

 

Финансовый анализ крупнейших предприятий Армении, который проделывают специалисты нашего агентства, свидетельствует о существенном снижении доходов и прибылей, особенно если речь идет не о естественных и искусственных монополиях, а о рядовых производителях или торгово-сервисных предприятиях.

 

Эта проблема будет усугубляться. Во-первых, как я уже отметил, повышение энергетических расходов приведет к росту внутренних цен. Предприятия начнут сталкиваться, и уже сталкиваются с сжимающимся как шагреневая кожа платежеспособным спросом. Итог – сокращение производства, рост безработицы, новые проблемы в фискальной политике. Центробанк уже был вынужден, во избежание инфляции, повысить базовую ставку до 8.5%, тогда как, напротив, ситуация в экономике велит смягчить денежно-кредитные условия, сделав доступнее банковский кредит. Вот такой заколдованный круг получается, очень походящий на глубокую воронку, грозящую втянуть как в бездну всю нашу экономику. Проблема усугубляется и тем, что растет миграция населения. Из-за этого параллельно со снижением потребительского спроса и ростом цен, сохраняется потребность в профессиональной рабочей силе. Смешно говорить, хотя в Армении довольно низкие зарплаты, статистика, как ни странно, фиксирует ее средний показатель, превышающий на 15% показатель Украины и на 30% - Грузии.

 

Да я заметил, и мне это тоже показалось забавным.

 

Тому есть причины, которыя затронул выше. У нас в том же сельском хозяйстве люди не соглашаются работать на 5 тыс драмов в день. А я встречал грузинку в Ноемберяне, которая ежедневно пересекала границу для работы официанткой в ресторане. А почему у нас сравнительно, именно сравнительно, высокий уровень зарплат? Да просто потому, что у нас люди уезжают по 50 тыс человек в год. Даже если спрос остается прежним, предложение на рабочую силу сокращается от 2 до 3% в год. Это глубинная проблема. Получилось так, что всем наплевать, сколько и почему уезжают. А ведь опустошаются квартиры и дома, остается необработанной земля, падает спрос на продукцию, на транспорт. Спрос падает повсеместно. С другой стороны по мере концентрации экономики, острее встает вопрос, а для кого производить. В результате идет отток капитала из страны. Он пока не принял катастрофических масштабов, но если несколько лет назад отток составлял порядка полумиллиарда долларов, то в прошлом году достиг цифры уже в 700 млн.

 

Кстати, в отличие от многих стран наша статистика показатели оттока капитала не публикует.

 

Она показывает, сколько денег пришло, но не показывает, сколько ушло. Но есть счета распределения первичных доходов, вторичного распределения доходов и операций с капиталом в системе нацсчетов, где профессионалу четко видно, сколько реально уходит денег из страны. А зачем, позвольте спросить, вкладывать излишек капитала в экономику, когда нет роста потребительского рынка, когда поле монополизировано?

 

Есть еще одна больная тема, вокруг которой много говорится, но фактически ничего не делается. Речь идет о возможностях привлечения в страну национального армянского мирового капитала. В связи с этим создали Всеармянский Банк, который оказался слабеньким никчемным проектом. Пропиарили идею, затем ее девальвировали, выхолащили, на том и успокоились.

 

Не нужно было вообще создавать никакого Всеармянского Банка – это был изначально абсолютно мертворожденный проект. Речь должна идти о всеармянском инвестиционном фонде. Вы вкладываете деньги – армянское государство гарантирует вам, к примеру, 5% доходности. Причем схема приблизительно должна быть таковой – или вы вкладываете через фонд в покупку акций конкретного проекта, или покупаете долю или пай самого ивестфонда. Это можно рассматривать как идею демократизации инвестиций. Кто у нас способен вкладывать инвестиции? Только  олигархи и люди богатые. Но есть множество людей и особенно наших соотечественников за рубежом, у которых есть свободные ресурсы. Я не раз озвучивал данные о том, что активы мирового армянства в лице порядка 10 млн трудоспособных граждан разных государств составляют порядка 700 млрд долларов США. Годовой размер прибыли от этих активов составляет около 100 млрд. Несомненно, средний доход представителя армянской диаспоры, благодаря его генетической активной жизненной и деловой активности, а также тому, что армяне в странах проживания не обремены государственными или оборогительными обязанностями,  выше среднего дохода в стране проживания. Подавляющее большинство наших соотечественников хотели бы принять участие в возрождении матери-Родины, но не знают, как это сделать, как обойти множество подводных камней, как оказаться не кинутыми теми же олигархами, правительством, ведь случаев подобного отношения к ним мы знаем множество. Да и вообще, они живут в своих странах, денно и нощно работают, и у них нет ни времени, ни возможностей самим ставить бизнес в Армении. Эту посредническую миссию как раз может взять на себя Всеармянский национальный инвестиционный фонд, где самому государству должно принадлежать не более 10% учредительского капитала, где была бы создана классическая система корпоративного управления. Продумать эффективный механизм работы фонда можно, в мировой практике он есть и изобретать что-то новое ни к чему. Всеармянский фонд “Айастан”, как показывает время, себя изживает, и хотя собираемые им пожертвования важны, но направлены они на решение неотложных социальных и стратегических задач. Нам же нужно поднимать экономику. Дадим людям гарантии возврата инвестиций, выстроим реально работающий, демократический механизм управления и функционирования данной структуры и, не сомневайтесь, фонд станет важнейшей составной частью экономической реабилитации страны.

 

Спасибо за интервью.



На плохое состояние мостовых и тротуаров активисты ответят фотосессией
2013-08-17 03:59

 Активисты решили обратить внимание властей на неутешительное состояние многих мостовых и тротуаров, которые упорно игнорируются в ходе реализации программ асфальтирования дорог.

С этой целью в социальной сети Facebook открыта страничка, на которой каждый желающий может разместить фотографии плохих дорог с точным указанием их местоположения. Как отмечают активисты, на этот шаг их сподвигло то, что власти асфальтируют дороги, которые и без того находятся в хорошем состоянии. В итоге под прицел фотокамер попали улица Севака (близ школы №127) с маленькими островками чудом сохранившегося асфальта, 47-ая улица Арабкира, где "компанию" плохим дорогам составляют свалки мусора и отсутствие освещения, улица Ширванзаде с лоскутами из старого и нового асфальта, и находящаяся в аналогичном состоянии улица Агароняна.

Участники акции выразили надежду на то, что акция поможет заострить внимание властей на проблеме улиц, которые действительно нуждаются в срочном ремонте. 



ЗАО "Электрические сети Армении" предупреждает о планово-восстановительных работах
2013-08-17 04:01

ЗАО "Электрические сети Армении" предупреждает о планово-восстановительных работах. В связи с чем 20 августа будут обесточены

в городе Ереван: 10:30-13:30 - в Сари Таге частично собственные дома на  3-8 улицах, на 5-9 рядах и прилегающие к ним общественные абоненты; 14:00-17:00 - жилые дома 67 на ул.  Когбаци, 38, 40, 40А на просп. Маштоца и прилегающие к ним общественные абоненты; 10:00-17:00

- подьезд жилого дома 4 на ул. Агатангегоси и прилегающие к ним общественные абоненты.

11:00-15:00 - собственные дома в Ареше 15-42 на 22-ой улице, 75-82 и жилые  дома 87, 89 на ул. Димитрова, подьезды 1-3 жилых домов 21, 21/1, 23; 10:00-15:00 - жилой дом 24/3 на просп. Комитаса; 11:00-13:00 - жилые дома 13, 15, 15/4 и собственные дома 44А-64А на ул. Сундукян и прилегающие к ним общественные абоненты, жилой дом 3 на ул.Малхасян, собственные дома 1-9 на ул. Эмина и прилегающие к ним общественные абоненты, 7, 9, 10 на ул. Лепсуса, 19-24 на 2-ой улице Лепсуса и прилегающие к ним общественные абоненты; 10:30-13:30 - в 1-ом массиве Нор Норка жилые дома 1, 1А, 3, 5, 5/1, 5/2, 5/3, 7  на улице Нансен, 2, 4 на ул. Сафарян и прилегающие к ним общественные абоненты; 14:00-17:00 - в 1-ом массиве Нор Норка жилые дома 5/2, 5/3 на ул. Нансен, 10 на ул. Сафарян, здания гимназии номер 1, детского сада 247, средней школы номер 106 и прилегающие к ним общественные абоненты; 10:00-17:00 - жилые дома 25, 27, 27/1 на ул.  Фучика, 16 на ул. Маргарян, 8, 10 на 1-ом переулке Маргарян, 1, 3, 5, 7 на 2-ом переулке Маргарян, 5, 6, 10, 12 на ул. Овнатани.

В Араратском марзе: 10:00-13:00 - жилые дома в городе Веди 45, 46, 47 на ул. Араратян, 10:00-15:00 - частично села Ванашен, Армаш,

10:30-16:00 - частично село Зовашен, село Бардзрашен, 10:00-13:00 - частично улица Сарибека Варданяна в Веди. В Ширакском марзе:

11:00-16:30 - в районе Амасии общины Вохджи, Меградашт, Айакерт, Геташен, Камхут, Арегнадем, офисы компаний "ВиваСелл",

"Оранж-Армения".

В Котайкском марзе: 10:00-17:00 - частично село Ариндж; в Тавушском марзе: 10:00- 12:00 - села Варагаван, Цахкаван, Паравакар, консервный завод, станции сотовых операторов " ВиваСелл МТС", "Арментел", ГЭС-ии "Сирарпи" и "Паравакар", газозаправочная станция; 11:30-13:00  - села Бергабер, Цахкаван, Саригюх, Киранц, Ачаркут, Севкар, газозаправочная станция, станции сотовых операторов "ВиваСелл", "Арментел", "Оранж-Армения", а также Воинские части; 12:00-15:00  - село Цахкаван, 13:00-16:00  - частично села Мовсес, Верин Кармир ахбюр, станции сотовых операторов "ВиваСелл", "Арментел", "Оранж-Армения".

Компания приносит свои извинения за причиненные неудобства и одновременно информирует, что по любым вопросам, связанным с плановыми, аварийными, ремонтно- восстановительными работами, можете звонить по действующим круглосуточно следующим номерам 1-80 и 0 8000 0 180.



Вице-спикер НС: Более логично бы было организовать саммит тюркоязычных государств на территориях их исторической родины от Алтая до Средней Азии
2013-08-17 14:29

 На мой взгляд, более логично бы было организовать саммит тюркоязычных государств на территориях их исторической родины от Алтая до Средней Азии. Подобное мнение выразил АрмИнфо вице-спикер Национального собрания Армении Эдуард Шармазанов, комментируя заявление президента Турции Абдуллы Гюля.

"Что касается заявления господина Гюля, если он его, конечно, сделал, то для мирового сообщества, безусловно, было бы намного более приемлемо, если бы власти Турции, выступили с инициативой проведения Саммита коренных, христианских народов подвергшихся геноциду в Османской и кемалистской Турции в Константинополе", - подчеркнул вице-спикер.

16 августа, выступая на саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств в Габале (армянский Куткашен), президент Турции Абдулла Гюль выразил пожелание, чтобы саммит в будущем был проведен в Нагорном Карабахе. Гюль привычно посетовал на "оккупацию азербайджанских земель", заверив азербайджанских меньших братьев, что карабахская проблема "стоит во главе всех значимых вопросов тюркского мира и потому должна быть решена в кратчайшие сроки". 



Лариса Алавердян: Отношения России и Армении зависят от тандема Турция- Азербайджан
2013-08-17 14:34

Осуществляемая в настоящее время достаточно проработанная и глубинная политика азербайджано-турецкого тандема позволяет предположить, что отношения России и Армении уже зависят от тандема Турция- Азербайджан. Подобное мнение 17 августа выразил журналистам первый омбудсмен Армении, экс-депутат Лариса Алавердян.

"При этом, достаточно мощное воздействие будет оказывать и иное внешнее влияние.  Тем не менее, в любом случае, если действия Баку или Анкары будут противоречить интересам Москвы, последняя в любое время будет в состоянии поднять вопросы неправомерности их действий. Пока же своим визитом в Баку президент России Владимир Путин сделал самый большой подарок коллеге Алиеву, особенно учитывая предстоящие в этой стране осенью выборы президента", - отметила Алавердян.

С сожалением отметив, что Ереван продолжает оставаться реагирующей стороной во внешней политике, в том числе в прямо касающихся Армении вопросах, Алавердян отметила необходимость проведения республикой инициативной политики. В то же время она подчеркнула, что в этом случае со временем Армения станет самостоятельным субъектом международного сообщества. В этом контексте, Алавердян придала особое значение растущему фактору Нагорного Карабаха, его роли в безопасности и стабильности на Южном Кавказе. По мнению политика, это объясняется не только фактом наличия у НКР состоявшихся и боеспособных вооруженных сил, но и экономическим ростом в республике. 



Левон Аронян вышел в третий тур Кубка мира по шахматам
2013-08-17 14:36

 После победы одержанной с общим счетом 3:1 над россиянином Игорем Лысым, армянский шахматист Левон Аронян вышел в третий тур проходящего в норвежском Тромсе Второго тура Кубка мира по шахматам.

Ранее Аронян одержал в двух партиях победу над представителем Кыргызстана Михаилом Марковым.

Поединки третьего круга пройдут 17-19 августа. Кубок мира по шахматам проходит в Норвегии с 10 августа по 5 сентября. Победитель и финалист получат право участвовать в турнире претендентов 2014 года.



В избранное