← Сентябрь 2011 → | ||||||
3
|
4
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
11
|
||||||
18
|
||||||
25
|
||||||
За последние 60 дней 20 выпусков (2-3 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://https://www.arminfo.info
Открыта:
22-08-2001
Адрес
автора: media.today.arminfo-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Ереванский коньячный завод увеличил продажи, но сократил прибыль
Ереванский коньячный завод увеличил продажи, но сократил прибыль 2011-09-14 20:30 В 2010/2011 финансовом году (июль 2010 - июнь 2011) чистая прибыль Ереванского коньячного завода (ЕКЗ) сократилась в сравнении с сопоставимым периодом прошлого года на 25% 1-8 октября в Ереване пройдет IX Международный театральный фестиваль HighFest 2011-09-14 20:56 1-8 октября в Ереване пройдет IX Международный театральный фестиваль HighFest. Армия обороны НКР сообщает подробности уничтожения азербайджанского беспилотника 2011-09-15 01:53 Отдел Информации и пропаганды Армии обороны Нагорно-Карабахской Республики представил подробности относительно уничтожения в воздушном пространстве НКР азербайджанского беспилотника. Французские актеры представили карабахскому зрителю спектакль на тему ностальгии 2011-09-15 01:57 Актеры коллектива <Карманы, полные звезд> из французского города Лион выступили во Дворце культуры и молодежи столицы Нагорно- Карабахской Республики со спектаклем <Вы оставайтесь>. В Минске представители стран ОДКБ обсудят незаконную миграцию 2011-09-15 02:07 15 сентября в Минске пройдет заседание Координационного совета руководителей компетентных органов государств-членов Организации Договора коллективной безопасности по вопросам борьбы с незаконной миграцией. Об этом АрмИнфо сообщил пресс-секретарь ОДКБ Владимир Зайнетдинов. Британский Совет учредил специальный приз на III фестивале анимационных фильмов ReAnimania 2011-09-15 15:38 Британский Совет учредил специальный приз на III фестивале анимационных фильмов ReAnimania. Обменный курс драма к доллару США и евро 2011-09-15 15:48 По данным полученным агентством АрмИнфо из комбанков Еревана, в банковских обменных пунктах сегодня максимальный курс покупки доллара США составил 375 драмов $1, евро - 512 драмов за евро, российского рубля (за 1 RUR) - 12,3 драма. Минимальный курс продажи доллара США составил 376,5 драма $1, евро - 518 драмов евро, российского рубля (за 1 RUR) - 12,4 драма. Замдиректора Нацпарка "Аревик" может стать браконьер?! 2011-09-15 17:15 Похоже, что замдиректора Национального парка "Аревик" может стать браконьер. Армянская палитра от III фестиваля анимационных фильмов ReAnimania 2011-09-15 17:20 III фестиваль анимационных фильмов ReAnimania подготовил специальную программу, посвященную армянской мультипликации. Победители конкурса компании "АрменТел" в Facebook получили призы 2011-09-15 17:40 Компания "АрменТел" (торговая марка Beeline) наградила победителей конкурса идей, проведенного на официальной странице компании в социальной сети Facebook. Эксперт: Азербайджанский беспилотник был сбит оружием армянского производства 2011-09-15 17:47 Беспилотник азербайджанских вооруженных сил был уничтожен оружием армянского производства, что является наглядной демонстрацией колоссального потенциала, имеющегося у отечественной оборонной промышленности. Об этом заявил сегодня на пресс-конференции военный эксперт Арцрун Ованнисян. При этом, согласно эксперту, беспилотник был сбит мобильным средством, исходя из этого, есть все предпосылки того, что в ближайшем будущем научно-технические достижения Армении в военной сфере достигнут новых высот. Минская группа ОБСЕ - наиболее подходящий формат для мирного урегулирования конфликта в Карабахе 2011-09-15 18:10 В: Довольны ли Вы уровнем взаимоотношений между Арменией и Швейцарией? Какие сферы взаимоотношений дали, на Ваш взгляд, наиболее удачные плоды? Какие меры необходимо предпринять, чтобы укрепить сотрудничество и контакты между народами, предпринимателями и правительствами сторон?
У Армении и Швейцарии очень дружественные отношения, которые еще больше укрепились в последние несколько лет. Постоянные частные контакты между лидерами двух стран способствовали укреплению отношений. С 2009 года Швейцария поддерживает дипломатическое присутствие в Ереване. 31 марта 2011 года Федеральный Канцлер Швейцарии Мишель Калми-Рей открыла посольство Швейцарии в присутствии президента республики Армении Сержа Саргсяна. С 1988 года Швейцария осуществляла в Армению гуманитарную помощь и принимала участие в развитии сотрудничества. Тем не менее, существует потенциал для дальнейшего укрепления отношений, в частности, в сфере экономики, а объем товарооборота остается пока достаточно скромным.
Общественная дипломатия может быть одной из полезных средств для привлечения потенциальных инвесторов. Соответственно, тот факт, что в этом году Армения была почетным гостем самой большой культурной ярмарки в Швейцарии – “Женевской международной ярмарки книг и прессы” - подняло рейтинг Армении в стране.
В: Швейцария выступила посредником в российско-грузинском конфликте, и там, несмотря на все сложности, есть какая-то динамика, чего не скажешь об армяно-турецких отношениях. Что Вы думаете о возможности возобновления усилий международного сообщества и Швейцарии, в частности, в вопросе возобновления диалога между Арменией и Турцией? Есть ли у Вашего правительства желание помочь сторонам?
Мы не участвуем в Женевских переговорах напрямую. Переговоры проходят под эгидой ООН, ЕС, ОБСЕ и США. Это именно тот формат, в котором обсуждается возможное мирное урегулирование проблемы. Швейцария, однако, представляла интересы Грузии в России и наоборот, тогда, когда страны прервали свои отношения в сентябре 2008 года. Основная причина мандата страны-покровительницы – это гарантировать коммуникацию на дипломатическом уровне между Россией и Грузией
Мы убеждены, что должно быть сделано все возможное, чтобы путь диалога и сотрудничества, который Армения и Турция наметили в последние годы, продолжился. Стороны проявили большую долю храбрости для налаживания диалога, и мы надеемся, что процесс нормализации между двумя странами будет продолжен. Швейцария готова поддерживать этот процесс.
В: Что Вы думаете о последнем развитии процесса переговоров по урегулированию конфликта в Карабахе, провале на переговорах и росте напряжения на Линии Соприкосновения?
Швейцария надеется на скорое мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта посредством переговоров.
Швейцария поддерживает усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ, поскольку считает, что этот процесс, который ведет ОБСЕ – наиболее подходящий формат для мирного урегулирования конфликта.
В: Какова позиция Швейцарии в отношении возможного соглашения, которое обсуждается сторонами нагорно-карабахского конфликта?
Швейцарии не вовлечена в процесс переговоров.
В: Швейцария – центр туризма, как Вы расцениваете усилия властей Армении по превращению страны в туристический центр?
Изобилие красот природы в Армении, исторические памятники и разнообразие культурных мероприятий в течение всего года делают Армению идеальным туристическим местом. Разумеется, здесь есть огромный потенциал, который можно развивать.
Год назад была открыта канатная дорога в монастырь Татев, и это было чудесное мероприятие. Канатная дорога была построена швейцарской компанией (Garaventa AG). Я очень надеюсь, что это будет способствовать большим инвестициям в туризм.
В: Чем, на Ваш взгляд, привлекательна может быть Армения для швейцарских инвестиций?
Правительства, конечно же, обеспечивают правовой системой для развития наших экономических отношений и поддерживают предпринимателей из Армении и Швейцарии предпринять инициативы в развитии отношений и использовании существующего потенциала.
С нашей точки зрения, были заключены три основных соглашения в сфере экономики. Мы заключили соглашение по торгово-экономическому сотрудничеству, соглашение по защите инвестирования и для избежание двойного налогообложения. Теперь все зависит от локальной экономики.
В: Наш посол в Вашей стране знаменитый французский шансонье Шарль Азнавур. Как этот факт влияет на отношения и сотрудничество в работе посольства Армении и правительства Швейцарии?
Назначение такой популярной и харизматичной личности как Шарль Азнавур, разумеется, способствовало повышению рейтинга Армении в нашей стране.
Армянское посольство активно работает в Швейцарии под руководством посла Азнавура, с которым у меня была честь встретится в мае во время официального визита президента Армении в Швейцарию. Я считаю превосходным фактом как для Армении, так и для Швейцарии иметь посольства в двух странах. Рубен Шугарян представляет Армению на вашингтонской конференции, посвященной конфликтам на Кавказе 2011-09-15 18:23 Сегодня в Вашингтоне пройдет конференция, посвященная территориальным конфликтам на Южном Кавказе с лозунгом "20 лет независимости на Южном Кавказе: достижения и проблемы", - сообщает информационное агентство "Грузия Online", ссылаясь на агентство АПА. На конференции примут участие официальные лица и аналитики США. "Безопасность для нас в Карабахе, является ключевым вопросом". 2011-09-15 18:29 Сформулируйте, пожалуйста, свою общую позицию по карабахскому конфликту и процессу его урегулирования. Мы полагаем, что конфликт между НКР и Азербайджаном имеет глубокие корни, еще со времен возникновения Республики Азербайджан в восточном Закавказье в 1918 году. Конфликт развивался в разной степени сложности в годы советской власти.Протесты и нежелеание армянского большинства населения Арцаха в советское время были направлены против того, чтобы Арцах входил в соста Азербайджана даже в качетве автономной области.Вопрос передачи НКАО Армянской ССР поднимался неоднократно. В эпоху горбачевской перестройки этот вопрос опять возник, то есть были созданы условия для того, чтоб население Карабаха встало на защиту своих прав. В 1987 году де-факто был проведен референдум, и под документом (петицией) были собраны десятки тысяч подписей с требованием передать НКАО из состава Азербайджана в состав Армянской ССР.Вскоре после развала Советского Союза общество Нагорного Карабаха самоорганизовалось и начало строить собственное государство. Как известно, для любого народа высшей формой абсолютной самоорганизации является создание собственного государства и государственных институтов.В ходе войны в начале 1990-х народ НКР прочно встал на защиту своей независимости. Сейчас, когда параллельно идет мирный процесс, я считаю, что дипломатические ресурсы Армении, Арцаха и даже Диаспоры должны усердно работать на достижение признания нашей независимости. Международное признание нашей независимости видится мне эффективным механизмом национальной безопасности, хотя это само по себе еще не все. Эффективность подобного механизма была доказана в Косово, Южной Осетии, Абхазии, Южном Судане и в других местах.Практика показывает, что международное признание обеспечивает новорожденным государствам большую безопасность и процветание. Для нас в Карабахе безопасность - это основной вопрос. В конечном итоге, Вы хотели бы видеть Нагорный Карабах в качестве (а) независимого государства (б) часть Армении (в) часть Азербайджана (г) ничего из перечисленного, еще неопределенный статус? Я действительно полагаю, что независимость НКР должна быть признана международно,НКР должна существовать как независимое государство с тесными связями с Республикой Арменией. В будущем, возможно, определенные полномочия могут быть переданы Республике Армения, поскольку, вероятно, не будет смысла в существовании институтов с дублирующими друг дурга функциями, такими, как печатание валюты, финансовая политика,таможня и т.д. Но это - вопросы будущего. До этого, разумеется, НКР должна быть признана как независимое государство. Это создаст важную правовую базу и условия для подписания необходимых договоров или соглашений с остальными странами, включая Республику Армения. Возможность вхождения в состав Азербайджана полностью исключена. Меня удивляет то, что в вашем опроснике есть подобный вариант. Многие вопросники, которые я видел с начала 2000-х годов, не включали подобный сценарий,поскольку авторы вопросов сами исключают такую возможность. В чем заключается Ваше самое серьезное возражение относительно того, чтобы Нагорный Карабах был частью Азербайджана? Как я подчеркнул ранее, одна из главных проблем - это вопрос безопасности. Причина кроется в том, что все сменяющие друг друга режимы в Азербайджане - в 1918-1920 годах, в период советской власти и после получения независимости в 1991 году - все они всегда массово и систематически нарушали права армян в НК и всегда предпринимали попытки изменить демографический состав НК, аннексировать его территорию. Если в советское время это делалось деликатно - имею в виду Кремль, 1918-20 годы, то когда Азербайджан стал независимым государством и после 1991 года, он постоянно пытался "решить" этот вопрос силой, военной силой. Так вот, главная проблема - это угроза нашей безопасности. Опыт прошедших ста лет убеждает нас в том, что эти опасения актуальны. Вот почему я исключаю подобный сценарий. Удовлетворены ли вы политикой властей де факто Нагорно-Карабахской Республики по отношению к конфликту и его разрешению? Власти НКР с 1997 года не участвуют в нынешнем формате переговоров (я в то время был членом нашей делегации). После 1997 года НКР выбыл из процесса.Я не думаю, что сейчас проходят переговоры; скорее идет процесс консультаций между президентами Армении и Азербайджана, а также между министрами иностранных дел. Сопредседатели Минской группы время от времени, разумеется, посещают регион,включая Карабах, однако этого явно недостаточно. НКР должна быть полноценной стороной переговоров, поскольку НК - признанный предмет конфликта: в документах ОБСЕ, в одной из четырех резолюций Совета Безопасности ООН, также как и в лругих международных документах. Следовательно,статус НК в качестве участника переговоров и полноценной стороны конфликта должен быть восстановлен. В этом отношении очень мало сделано со стороны властей как Армении, так и НКР. Были ли Вы напрямую вовлечены в вооруженные действия между 1989 и 1994 годами? Я не участвовал в военных действиях, но в те годы я, разумеется, жил в НКР - и с 1992 года работал в правительстве (как я уже отметил ранее),а в 1989-91 годах я еще был студентом. После 1992 года я работал в Государственном комитете обороны, который в то время служил исполнительным органом НКР, в отделе информациии СМИ. Как Вы оцениваете работу Минского процесса ОБСЕ? В целом, я полагаю, что формат МГ ОБСЕ наиболее оптимален при том, что страны-со-председатели являются постоянными членами СБ ООН, тем самым обеспечивая баланс интересов среди тех стран, у которых есть свои интересы в нашем регионе. Этот формат может привести к окончательному урегулированию конфликта. Однако проблема заключается не в формате. Методология разрешения конфликта, применяемая со-председателями, устарела. Необходимо пересмотреть эти подходы.Этот самый ложный (странный) подход в отношении конфликта был принят в 1991 году (я имею в виду позицию ОБСЕ в то время), был устаревшим.Необходимо признать то, что в 1991 году, после развала СССР, на территории советского Азербайджана образовалось два государства - Азербайджанская Республика и НКР. Однако международное сообщество проигнорировало этот факт, факт правового и легитимного образования НКР, даже несмотря на то, что это было сделано в соответствии с нормами международного права и законодательства, дейстовавшего в то время. Только потому, что в то время был признан только Азербайджан, власти в Баку решили, что у них есть карт-бланш на решение вопроса силой. Таким образом, непризнание НКР международным сообществом было воспринято Азербайджаном в качестве карт-бланша, и они попытались вести войну против народа НКР. И так называемые Мадридские принципы - еще одна попытка откинуть нас назад к статусу-кво 1991 года. Так вот, методологически этот подход неверен,и его необходимо изменить. Минская группа не пытается решить вопрос путем учета новых норм международных отношений и права, но, как это видится мне, пытается повернуть время назад - к статусу-кво 1991 года. Есть ли у Вас озвученная публично позиция по Мадридским принципам? Моя позиция в отношении Мадридских документов, в особенности шести опубликованных принципов,была озвучена множество раз (ссылки приведены ниже). Вкратце, главная ошибка - это «промежуточный статус» НКР, а также методологическая ошибка попытки разрешить последствия конфликта без учета источников и причин проблемы. Основная причина конфликта - это известное противоречие между НКР и Азербайджаном относительно статуса НКР. Нам предлагают согласиться с «промежуточным статусом», который является откатом назад по сравнению с тем, что у нас есть сегодня - того, чего мы добились в течение последних 20 лет, а это - наша независимость, основанная на Конституции, которую наш народ принял по итогам Референдума. Когда говорят только о последствиях - беженцы, территории и т.д., не принимая во внимание причины конфликта, то это, я считаю, очень опасно. Мы не приветствуем такой подход. Подобный подход больше принесет конфронтацию, чем построит мир. http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=2929 (in Russian) Считаете
ли Вы важным или уместным, чтобы власти де факто Нагорно-Карабахской
Республики были частью мирного процесса, осуществляемого Минской
группой? Если да, то должны ли они сменить там армянское правительство? Я считаю, что официальная делегация НКР - правительства НКР - должна принимать участие, и являться полноценной стороной мирного процесса, поскольку НКР и Азербайджан - основные участники конфликта. Армения, думаю, является лишь вовлеченной стороной.Однако нет необходимости в присутствии властей НКР за столом переговоров только путем замены Армении, поскольку у Армении есть свои интересы в конфликте, и она пострадала от него. Тем не менее участие НКР в мирном процессе обязательно, поскольку она является главным участником, конфликт вокруг будущего и судьбы НКР и его народа. Что касается Армении, то думаю, что существуют и вопросы между Арменией и Азербайджаном, к примеру, вопрос анклавов, таких как Арцвашен и другие, а также вопрос границы и безопасности. Если мы говорим о полноценном урегулировании конфликта, то не думаю, что оно возможно без участия Армении. Тем не менее есть вопросы, которые необходимо решать исключительно в рамках переговорных полномочий правительства НКР. В отношении этих вопросов Армения будет более пассивным игроком - в таких вопросах, как окончательный статус НКР, вопрос территорий, безопасности, демаркации и делимитации границы между НКР и Азербайджаном и т.д. Между тем, все эти игроки должны принимать участие в мирном процессе по вопросам региональной безопасности и вместе нести ответственность за свои решения как перед своим народом, так и перед международным сообществом. Иногда называют возможность того, что территории вокруг Нагорного Карабаха , которые находятся под контролем Армении с 1994 года, необходимо вернуть Азербайджану как часть промежуточного мирного соглашения, а вопрос статуса Нагорного Карабаха будет отложен на более поздний срок. Есть ли у Вас мнение на этот счет? Мы
снова здесь видим вопрос, который я подчернкул ранее - причины и
следствия. Это звучит как попытка разрешить последствия конфликта без
учета его корней, причин. НКР должна быть признана международно.Нет
вопроса конкретных территорий - вопрос необходимо понимать уточнением
линии границ. Такова международная практика.Когда возникает новое
государство, его границы с непосредственными соседями устанавливаются
либо межправительственной демаркационной комиссией, либо это право
передается третьей стороне, с тем, чтобы «честный посредник» принял
решение. В нашем случае такой комиссии еще нет, а она может быть создана
только когда НКР будет признана международно, а также после того, как
НКР и Азербайджан признают друг друга. У Азербайджана есть такие
двусторонние комиссии с Грузией, Россией и Ираном (среди прикаспийских
стран). Такова международная практика! То, что нам предлагают, лишено
смысла - это язык предусловий. В нашем регионе мы недавно увидели еще
одно доказательство того, что подобный стиль -не лучший способ
разрешения проблем: неудача с армяно-турецким сближением. То же самое
касается и НКР -предусловия не пройдут. Вместо этого нам нужно, в первую
очередь, международное признание, а затем - применение международной
практики с тем, чтобы двигаться вперед. Нет такого понятия, как
«признаннные границы Азербайджана», это блеф. ООН признала независимость
государства Азербайджан, в то время как вопрос границ необходимо
решать с непосредственными соседями. Каково
Ваше мнение относительно роли Турции, России, Ирана, Соединенных
Штатов, Европейского Союза или любой другой страны или международной
организации, либо международного сообщества в целом, относительно
Карабахского конфликта и его урегулирования? Во-первых, США, Россия и Франция (и в более широком смысле- ЕС), являются со-председателями Минской группы ОБСЕ- с ними все ясно, как я отметил ранее. Другое дело- Турция, она играет двойную и противоречивую роли. Формально Турция - член Минской группы, однако неофициально главные игроки в МГ - со-председатели - докладывают членам МГ о прогрессе. Но в своей другой роли Турция- это близкий, стратегический союзник Азербайджана, они заявляли о формуле "два государства, одна нация". Понятно, что Турция всегда помогала Азербайджану чем только могла, включая период войны 1990-х. Даже если мы посмотрим на корни конфликта в 1918 году, тогда Турция выступала за создание государства Азербайджан. Де-факто, я бы сказал, Турция является прямым участником конфликта, поскольку она активно поддерживает Азербайджан против Армении. К примеру, с 1993 года Турция проводит блокаду против Армении. В международном праве блокада рассматривается как мера агрессивной политики. Роль Турции в этом конфликте полностью негативна. Иран
- это единственная страна из перечисленных, у которой общая граница и с
Азербайджаном, и с НКР, и с Арменией. Несмотря на то, что Иран
присоединяется к анти-армянским декларациям Организации исламских
государств, эти декларации не отражают реального отношения Ирана к
конфликту. Иран однажды даже был посредником в конфликте, это было в
феврале-мае 1992 года. Недавно, с прошлого года, руководство Ирана
вновь подчеркнуло готовность стать посредником в конфликте. Однако
Армения и НКР предпочитают, чтобы работа велась в рамках Минской группы. ЕС не вовлечен в урегулирование конфликта напрямую, но предполагается, что Франция играет роль ЕС в со-председательствовании. Примечательно, что ЕС постоянно упоминает о том, что он готов предоставить миротворцев и финансовую помощь в случае полноценного соглашения. Проект ЕПГО сам по себе показывает, что ЕС заинтересован в участии в урегулировании конфликтавокруг НК по крайней мере на уровне дипломатии «второго эшелона». Даже в свете скромного содействия ЕС, общественное мнение довольно положительно оценивает готовность ЕС играть более активную роль. Я
также хотел бы коснуться подкомитета ПАСЕ по Карабаху. Этот формат
может быть эффективным и положительным, поскольку в урегулирование
конфликта должна быть вовлечена не только исполнительная власть, но и
законодательная - избранные представители народа. Этот формат мог бы
иметь смысл, если бы все три стороны конфликта были представлены в
комитете, с тем, чтобы он не превратился в еще одну площадку для встреч
армянских и азербайджанских депутатов и обмена взаимными обвинениями и
пропаганды. Более того, я полагаю, что это проводилось Азербайджаном в
одностороннем порядке, используя этническое происхождение Председателя
ПАСЕ Мевлута Чавушоглу. Как
Вы оцениваете роль неформального содействия мирному процессу, на уровне
НПО? Верите ли вы, что неформальные контакты могут сыграть полезную
роль до или после официального соглашения? Оба общества сегодня недостаточно вовлечены, недостаточно информированы (о мирном процессе), по крайней мере - до того, как со-председатель Минской группы от США Мэттью Брайза стал делиться информацией о том, что обсуждалось в ходе регулярных встреч президентов и министров иностранных дел Армении и Азербайджана. До этого население было абсолютно не в курсе содержания переговоров, и общество не присутствовало в рамках мирного процесса. Однако ситуация постепенно меняется, сегодня мы наблюдаем большую открытость.Определенные заявления президентов Армении и Азербайджана, а затем - частичная публикация Мадридских принципов содействовали открытости. Разумеется, я уже отметил, что лично я отрицательно отношусь к этим принципам, но сам факт того, что благодаря этой открытости общества больше информированы об этом процессе,само по себе служит очень позитивным явлением. Таким
образом, моим первым аргументом было бы то, что обществам необходимо
быть информированными для того, чтобы вовлекаться в любой процесс. Как я
отметил, сегодня ситуация менятся к лучшему. Если это произойдет, то
общества, пострадавшие от конфликта, могут начать диалог и содействовать
посредством диалога установлению жизнеспособного мира в регионе. Я
искренне верю, что у этих обществ есть потенциал для продолжения
мирного процесса. Конечно, не следует ожидать, что все будет
открыто.Есть уровни, которые безусловно должны оставаться
конфиденциальными. Их можно раскрыть только после того, как стороны
достигнут полноценного соглашения по вопросу. В противном случае, что бы
ни было подписано, будет невозможно обеспечить исполнение. Вот почему
необходимо вовлекать те общества, которые до 2008 года игнорировались. Есть ли у Вас позиция относительно желательности свободного передвижения армян и азербайджанцев между двумя странами до окончательного мирного соглашения? В первую очередь, в этом конфликте присутствуют не два, а три состоявшихя государства, включая Нагорно-Карабахскую Республику. Я полагаю, что до окончательного решения статуса и других вопросов необходимо открыть границы для тех же торговых отношений, с тем, чтобы могла работать экономика, что, в конечном итоге, облегчит решение трудных политических вопросов. Азербайджан, как вы знаете, принял противоположную позицию. Моя позиция - снова - состоит в том,что до окончательного урегулирования двусторонние и многосторонние контакты между упомянутыми сторонами - гуманитарные, образовательные, экономические, торговые и так далее - вполне естественны и всячески приветствуются. Считаете ли Вы, что армяне и азербайджанцы когда-либо в будущем опять смогут мирно жить вместе в Карабахе? Все
упирается в политику. Я уже отмечал, что все режимы в Азербайджане -
будь то независимые или советский - проводили курс в ранге
государственной политики по аннексии территорий и изменения
демографического состава НКР, включая политику начала 1990-х по
применению силы против народа Карабаха. До тех пор, пока эта политика
остается актуальной, совместное проживание не будет возможным.И
наоборот, если Азербайджан откажется от этой политики, возможно, что
совместное проживание станет возможным. Кроме того, все должно рассматриваться на паритетной основе: у всех сторон есть проблема беженцев - и у Армении, и у НКР, и у Азербайджана. Вопрос состоит в том, могут ли армяне и азербайджанцы жить вместе в одной стране. Если мы обсуждаем это, то необходимо и рассмотреть вопрос армянских беженцев из Азербайджана, поскольку, согласно различным оценкам, от 350,000 до 500,000 человек были насильно изгнаны. Таким образом, на основе паритета, если мы обсуждаем вопрос беженцев, то мы должны думать обо всех беженцах и внутренне перемещенных лицах, а не только о тех, которые оказались в Азербайджане. Каково Ваше мнение относительно статуса возврата беженцев и перемещенных лиц в Нагорный Карабах? Я уже ответил на этот вопрос ранее. Добавлю к этому, что когда мы участвовали в переговорах, и это очевидно и из международных документов, мы подчеркивали, что вопрос беженцев необходимо решать, опираясь на принципы взаимности, безопасности, достоинства и т.д. Таким образом, восстановление прав беженцев следует осуществлять на всех уровнях, и ни одна группа не должна быть забыта. Никакие односторонние действия в этом вопросе не приемлемы. Кроме того, международное законодательство также говорит, что для решения этих вопросов существуют политические процессы,есть способы реституции и компенсаций этим людям (что, к примеру, считается средством разрешения подобных вопросов), даже если безопасность человека под угрозой. Это просто другой способ решения вопроса. Турецкий гамбит Эрдогана 2011-09-15 18:51 Проходящее в эти дни турне премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана по странам “арабской весны”: Египту, Тунису и Ливии, безусловно, является событием экстраординарным. Представляется, что тем самым Эрдоган в лучших традициях турецкой политики предпринял очередную попытку загрести жар чужими руками, пытаясь утвердить позиции Турции как новой региональной державы в арабских странах, в последнее время сменивших правящие режимы. При этом очевидно, что Анкара строит свою очередную геополитическую комбинацию на разрыве отношений со своим долгоиграющим союзником Израилем, принеся их в жертву новым региональным амбициям в духе идей и пантюркистских мечтаний о Великом Туране. Это же никак не может оставлять равнодушной небольшую Армению, тем не менее, являющейся одним из довольно больших препятствием на пути реализации честолюбивых планов турецких идеологов пантюркизма…
Примечательно, что в случае если Эрдогану рано или поздно удастся укрепить влияние Турции в Египте, являющимся сердцем арабского мира, можно будет говорить о реальном начале восстановлении величия современной Новой Турции на территориях некогда являвшихся частью Османской империи. Отметим, что с началом визита турецкого премьера в Каир турецкие СМИ и эксперты определенной идеологической направленности не преминули вспомнить славные времена существования Османской империи, заговорив об “историческом шансе Турции по перехвату геополитической инициативы в регионе”. Однако, шансы шансами, но уже сегодня стало ясно, что Эрдоган в ходе визита в Каир оказался не в окружении местных демократов из числа бывших завсегдатаев площади Тахрир, а военных из числа экс-соратников опального Хосни Мубарака. Соответственно, удивляться тому, что подписанное между Турцией и Египтом соглашение о стратегическом партнерстве не содержит и намека на военный союз. Между тем, для Израиля именно военный союз Турции и Египта является наихудшим из возможных вариантов развития событий. Долгое время Мубарак подавлял экстремистов, поддерживая хорошие отношения с Тель-Авивом, что позволяло Израилю концентрировать силы исключительно на своих северных и северо-восточных границах. Если же Египет вдруг отвернется от Израиля, то ситуация в регионе может коренным образом измениться.
Представляется, что Эрдогану при подготовке египетского визита было настоятельно рекомендовано апеллировать к воле египетского народа как источника власти в аудитории египетских военных, весьма настороженно воспринимающих "арабскую весну". Именно поэтому Эрдоган в своих расчетах сделал ставку на антиизраильские настроения масс, а не на реальную готовность руководства Египта к заключению военного союза. Именно поэтому, турецкий премьер намеревался выступить на площади Тахрир, поскольку добившись поддержки населения, он уже не оставил бы возможности официальному Каиру уклониться от антиизраильского сотрудничества с Анкарой. Однако, в Каире, быстро смекнув, к чему может привести выступление турецкого премьера перед широкими массами свободолюбивых египтян, намекнули Эрдогану, что это не очень хорошая идея. После чего Эрдоган был вынужден отменить выступление, запланированное на площади. Высший военный совет Египта вполне справедливо опасается, что Эрдоган своими антиизраильскими заявлениями вполне может спровоцировать в Каире новую волну беспорядков, которые и без того доставляют не мало хлопот египетским властям. Более того, новые стратегические каирские партнеры Анкары настоятельно ей порекомендовали не строить из себя эмиссара демократии в странах некогда входивших в состав Османской империи. Таким образом, пытаясь сыграть на настроениях арабской весны в своих геополитических расчетах, Эрдоган пока что заручился разве что лишь народной любовью египтян и, разумеется, палестинцев. В секторе Газа эрдоганомания дошла до того, что первенца дочери главы хамасовского правительства нарекли Эрдоганом. Однако, крики “Эрдоган – лидер мусульманского мира” явно стали не слишком сильным утешением для бескомпромиссного противника Израиля. Таким образом, единственной площадкой, на которой турецкий премьер получил возможность себя проявить, стало заседание глав МИД членов Лиги арабских государств, где он заявил, что Анкара поддержит заявку Палестинской автономии на членство в ООН. Тем самым стало окончательно ясно, что Турция слишком уж поторопилась принести в жертву свои отношения с Израилем в попытке позиционировать себя как лидера исламского мира. Представляется, что Анкара считает, что подобный подход вполне вписывается в концепцию США по перезагрузке отношений с исламским миром. Однако, уж от чего-чего, а от членства в НАТО Турция отказываться явно не собирается. Вследствие чего она воспринимается как форпост НАТО и преданный союзник США, как в Северной Африке, так и на Ближнем Востоке. И одной антиизраильской риторики для изменения этого восприятия тут явно недостаточно. Меж тем, Администрация США и руководство НАТО уже выразили резкое недовольство антиизральской позицией Турции. Так последние милитаристские заявления Эрдогана вызвали вначале недоумение, а затем резкое недовольство в США. В частности, Вашингтон уже порекомендовал Эрдогану "немедленно успокоиться". Параллельно подобные послания поступили в турецкий генштаб из НАТО. В свою очередь военно-политический кабинет Израиля решил вообще никак не реагировать на заявления Эрдогана, чтобы не усугублять ситуацию, предложив ему “продолжить беситься".
В целом, анализируя попытку Эрдогана, становится ясно, что его турне по странам, по которым прошлась “арабская весна”, вполне укладывается во внешнеполитическую концепцию неоосманизма в недавнем прошлом озвученную ее идеологом главой МИД Турции Ахмедом Давудоглу. Тем более, что сейчас в регионе складывается новая расстановка сил, что скоро станет определять в нем главные направления событий. Не секрет, что неоосманизм является ничем иным как прикрытием политики пантюркизма, о которой в Турции грезят со времен Сулеймана Демиреля и Тургута Озала. Но сегодня возможностей Турции для его реализации, к счастью, явно недостаточно, поскольку Турция, к примеру, практически не играет особой роли в процессе становления системы региональной безопасности. И становление это возможно лишь при участии всех крупных региональных и глобальных игроков и в первую очередь России, Ирана и США. При этом, касательно той же Армении, расположенной на стыке геополитических интересов всех вышеупомянутых держав, Турция продолжает оставаться, мягко говоря, настроенной не очень миролюбиво. Свидетельством этого является стратегическое партнерство Турции с Азербайджаном, направленное в первую очередь против Армении. Еще в начале прошлого века Турция и та же Англия сделали все, для того чтобы увидеть рядом с пророссийски настроенной Арменией более крупное антироссийское государственное образование в лице Азербайджана. Будучи гениальным творением английской и турецкой дипломатии, именно искусственно созданный на территории СССР Азербайджан придал далекому призраку Великого Турана реальные очертания.
Для Армении же главным во всех последних перипетиях региональной политики, остается то, что растущая конфронтация с Турцией все больше вовлекает Израиль в дебри противостояния Азербайджана с Арменией, Армении с Турцией и Азербайджана с Ираном. При этом, сегодня бесспорно, что влияние Ирана и России в регионе практически не оставляет пространства для маневра не только Израилю, но и Азербайджану с Арменией. Данное утверждение обосновывается одной из ключевых ролей, которую Турция традиционно играет не только на Ближнем Востоке, но и на Южном Кавказе, имея там давних союзников и противников. Тем самым, любая ответная реакция Тель-Авива на агрессивные действия Анкары автоматически превращает израильтян в актор кавказской политики. При этом, и тут ситуация довольно деликатна, так как армяне, столетиями враждующие с турками, в то же время служат главной опорой Ирана на Кавказе. Более того, основной региональный союзник Турции – мусульманский Азербайджан после смены власти в Египте и переориентировки интересов Анкары одновременно остался единственным стратегическим партнером Израиля в мусульманском мире, к тому же находящимся в конфронтации с Тегераном. Однако, тем не менее, глава МИД Израиля Авигдор Либерман уже поручил своему ведомству разработать максимально жесткие меры по противодействию Турции на международной арене. К ним относится призыв к израильтянам, служившим в армии, не посещать Турцию, укрепление союза с курдами, включая поставки оружия, признание Геноцида армян и кампания осуждения турецкого правительства за нарушения прав меньшинств. Меж тем, Иран, оказавшись в фактической, хотя и частичной геополитической и геоэкономической блокаде, как никогда заинтересован в сотрудничестве с Арменией по ряду направлений, что включает и вопросы региональной безопасности. В иранской стратегии Армения рассмоатривается как часть объективно складывающегося альянса, который противостоит намерениям других государств региона. При этом Иран интересует и то обстоятельство, что Армения располагает достаточно развернутыми отношениями с Западным сообществом и Россией. Вместе с тем, Армения должна понимать, что отношения с Ираном, так или иначе, приводит ее к положению страны, которая, со временем, окажется партнером всего иранского мира.
Таким образом, на Южном Кавказе складывается куда более туманная и запутанная ситуация, которая формируется с началом “арабской весны” на Ближнем Востоке. Израиль, являясь союзником Азербайджана, продолжает находиться в конфронтации с Ираном, который в свою очередь, поддерживает Армению против Азербайджана. Для режима Алиева, находящегося под прессом экспорта исламского фундаментализма из Ирана и даже Турции, Израиль является незаменимым союзником в поставках информации, современных вооружений, и нефтедолларов. Именно в силу этих соображений, руководствуясь собственными стратегическими интересами, Азербайджан явно не решится разорвать отношения с Израилем даже, если это уж очень сильно пожелает его “старший брат” – Турция, делающая первые шаги в направлении заветного Турана. Правительство Армении поддерживает инвестиции в легкую промышленность 2011-09-15 19:07 В легкой промышленности Армении ожидаются новые инвестиции, сказал в четверг на заседании правительства министр экономики РА Тигран Давтян. По его словам, новые инвестпрограммы в этой области будут представлены министерством в ближайшее время. Он добавил, что в легкой промышленности наблюдается активность благодаря поддержки государства. Армения и Аргентина подписали соглашение об отмене визового режима 2011-09-15 20:49 Соглашение между Арменией и Аргентиной об отмене визового режима, подписанное 15 сентября, откроет новые возможности для развития всестороннего сотрудничества. Об этом заявил 15 сентября глава МИД Армении Эдвард Налбандян во время встречи с заместителем министра иностранных дел Аргентины Альберто де Алото. Арам Манукян: АНК готов продолжить диалог с властями Армении 2011-09-15 20:54 Оппозиционный Армянский национальный конгресс готов продолжить диалог с властями Армении, но только после освобождения Тиграна Аракеляна. Об этом сегодня на пресс-конференции в Ереване сообщил глава правления "Армянское Общенациональное Движение" Арам Манукян. |
Ереванский коньячный завод увеличил продажи, но сократил прибыль 2011-09-14 20:30 В 2010/2011 финансовом году (июль 2010 - июнь 2011) чистая прибыль Ереванского коньячного завода (ЕКЗ) сократилась в сравнении с сопоставимым периодом прошлого года на 25% 1-8 октября в Ереване пройдет IX Международный театральный фестиваль HighFest 2011-09-14 20:56 1-8 октября в Ереване пройдет IX Международный театральный фестиваль HighFest. Армия обороны НКР сообщает подробности уничтожения азербайджанского беспилотника 2011-09-15 01:53 Отдел Информации и пропаганды Армии обороны Нагорно-Карабахской Республики представил подробности относительно уничтожения в воздушном пространстве НКР азербайджанского беспилотника. Французские актеры представили карабахскому зрителю спектакль на тему ностальгии 2011-09-15 01:57 Актеры коллектива <Карманы, полные звезд> из французского города Лион выступили во Дворце культуры и молодежи столицы Нагорно- Карабахской Республики со спектаклем <Вы оставайтесь>. В Минске представители стран ОДКБ обсудят незаконную миграцию 2011-09-15 02:07 15 сентября в Минске пройдет заседание Координационного совета руководителей компетентных органов государств-членов Организации Договора коллективной безопасности по вопросам борьбы с незаконной миграцией. Об этом АрмИнфо сообщил пресс-секретарь ОДКБ Владимир Зайнетдинов. Британский Совет учредил специальный приз на III фестивале анимационных фильмов ReAnimania 2011-09-15 15:38 Британский Совет учредил специальный приз на III фестивале анимационных фильмов ReAnimania. Обменный курс драма к доллару США и евро 2011-09-15 15:48 По данным полученным агентством АрмИнфо из комбанков Еревана, в банковских обменных пунктах сегодня максимальный курс покупки доллара США составил 375 драмов $1, евро - 512 драмов за евро, российского рубля (за 1 RUR) - 12,3 драма. Минимальный курс продажи доллара США составил 376,5 драма $1, евро - 518 драмов евро, российского рубля (за 1 RUR) - 12,4 драма. Замдиректора Нацпарка "Аревик" может стать браконьер?! 2011-09-15 17:15 Похоже, что замдиректора Национального парка "Аревик" может стать браконьер. Армянская палитра от III фестиваля анимационных фильмов ReAnimania 2011-09-15 17:20 III фестиваль анимационных фильмов ReAnimania подготовил специальную программу, посвященную армянской мультипликации. Победители конкурса компании "АрменТел" в Facebook получили призы 2011-09-15 17:40 Компания "АрменТел" (торговая марка Beeline) наградила победителей конкурса идей, проведенного на официальной странице компании в социальной сети Facebook. Эксперт: Азербайджанский беспилотник был сбит оружием армянского производства 2011-09-15 17:47 Беспилотник азербайджанских вооруженных сил был уничтожен оружием армянского производства, что является наглядной демонстрацией колоссального потенциала, имеющегося у отечественной оборонной промышленности. Об этом заявил сегодня на пресс-конференции военный эксперт Арцрун Ованнисян. При этом, согласно эксперту, беспилотник был сбит мобильным средством, исходя из этого, есть все предпосылки того, что в ближайшем будущем научно-технические достижения Армении в военной сфере достигнут новых высот. Минская группа ОБСЕ - наиболее подходящий формат для мирного урегулирования конфликта в Карабахе 2011-09-15 18:10 В: Довольны ли Вы уровнем взаимоотношений между Арменией и Швейцарией? Какие сферы взаимоотношений дали, на Ваш взгляд, наиболее удачные плоды? Какие меры необходимо предпринять, чтобы укрепить сотрудничество и контакты между народами, предпринимателями и правительствами сторон?
У Армении и Швейцарии очень дружественные отношения, которые еще больше укрепились в последние несколько лет. Постоянные частные контакты между лидерами двух стран способствовали укреплению отношений. С 2009 года Швейцария поддерживает дипломатическое присутствие в Ереване. 31 марта 2011 года Федеральный Канцлер Швейцарии Мишель Калми-Рей открыла посольство Швейцарии в присутствии президента республики Армении Сержа Саргсяна. С 1988 года Швейцария осуществляла в Армению гуманитарную помощь и принимала участие в развитии сотрудничества. Тем не менее, существует потенциал для дальнейшего укрепления отношений, в частности, в сфере экономики, а объем товарооборота остается пока достаточно скромным.
Общественная дипломатия может быть одной из полезных средств для привлечения потенциальных инвесторов. Соответственно, тот факт, что в этом году Армения была почетным гостем самой большой культурной ярмарки в Швейцарии – “Женевской международной ярмарки книг и прессы” - подняло рейтинг Армении в стране.
В: Швейцария выступила посредником в российско-грузинском конфликте, и там, несмотря на все сложности, есть какая-то динамика, чего не скажешь об армяно-турецких отношениях. Что Вы думаете о возможности возобновления усилий международного сообщества и Швейцарии, в частности, в вопросе возобновления диалога между Арменией и Турцией? Есть ли у Вашего правительства желание помочь сторонам?
Мы не участвуем в Женевских переговорах напрямую. Переговоры проходят под эгидой ООН, ЕС, ОБСЕ и США. Это именно тот формат, в котором обсуждается возможное мирное урегулирование проблемы. Швейцария, однако, представляла интересы Грузии в России и наоборот, тогда, когда страны прервали свои отношения в сентябре 2008 года. Основная причина мандата страны-покровительницы – это гарантировать коммуникацию на дипломатическом уровне между Россией и Грузией
Мы убеждены, что должно быть сделано все возможное, чтобы путь диалога и сотрудничества, который Армения и Турция наметили в последние годы, продолжился. Стороны проявили большую долю храбрости для налаживания диалога, и мы надеемся, что процесс нормализации между двумя странами будет продолжен. Швейцария готова поддерживать этот процесс.
В: Что Вы думаете о последнем развитии процесса переговоров по урегулированию конфликта в Карабахе, провале на переговорах и росте напряжения на Линии Соприкосновения?
Швейцария надеется на скорое мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта посредством переговоров.
Швейцария поддерживает усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ, поскольку считает, что этот процесс, который ведет ОБСЕ – наиболее подходящий формат для мирного урегулирования конфликта.
В: Какова позиция Швейцарии в отношении возможного соглашения, которое обсуждается сторонами нагорно-карабахского конфликта?
Швейцарии не вовлечена в процесс переговоров.
В: Швейцария – центр туризма, как Вы расцениваете усилия властей Армении по превращению страны в туристический центр?
Изобилие красот природы в Армении, исторические памятники и разнообразие культурных мероприятий в течение всего года делают Армению идеальным туристическим местом. Разумеется, здесь есть огромный потенциал, который можно развивать.
Год назад была открыта канатная дорога в монастырь Татев, и это было чудесное мероприятие. Канатная дорога была построена швейцарской компанией (Garaventa AG). Я очень надеюсь, что это будет способствовать большим инвестициям в туризм.
В: Чем, на Ваш взгляд, привлекательна может быть Армения для швейцарских инвестиций?
Правительства, конечно же, обеспечивают правовой системой для развития наших экономических отношений и поддерживают предпринимателей из Армении и Швейцарии предпринять инициативы в развитии отношений и использовании существующего потенциала.
С нашей точки зрения, были заключены три основных соглашения в сфере экономики. Мы заключили соглашение по торгово-экономическому сотрудничеству, соглашение по защите инвестирования и для избежание двойного налогообложения. Теперь все зависит от локальной экономики.
В: Наш посол в Вашей стране знаменитый французский шансонье Шарль Азнавур. Как этот факт влияет на отношения и сотрудничество в работе посольства Армении и правительства Швейцарии?
Назначение такой популярной и харизматичной личности как Шарль Азнавур, разумеется, способствовало повышению рейтинга Армении в нашей стране.
Армянское посольство активно работает в Швейцарии под руководством посла Азнавура, с которым у меня была честь встретится в мае во время официального визита президента Армении в Швейцарию. Я считаю превосходным фактом как для Армении, так и для Швейцарии иметь посольства в двух странах. Рубен Шугарян представляет Армению на вашингтонской конференции, посвященной конфликтам на Кавказе 2011-09-15 18:23 Сегодня в Вашингтоне пройдет конференция, посвященная территориальным конфликтам на Южном Кавказе с лозунгом "20 лет независимости на Южном Кавказе: достижения и проблемы", - сообщает информационное агентство "Грузия Online", ссылаясь на агентство АПА. На конференции примут участие официальные лица и аналитики США. "Безопасность для нас в Карабахе, является ключевым вопросом". 2011-09-15 18:29 Сформулируйте, пожалуйста, свою общую позицию по карабахскому конфликту и процессу его урегулирования. Мы полагаем, что конфликт между НКР и Азербайджаном имеет глубокие корни, еще со времен возникновения Республики Азербайджан в восточном Закавказье в 1918 году. Конфликт развивался в разной степени сложности в годы советской власти.Протесты и нежелеание армянского большинства населения Арцаха в советское время были направлены против того, чтобы Арцах входил в соста Азербайджана даже в качетве автономной области.Вопрос передачи НКАО Армянской ССР поднимался неоднократно. В эпоху горбачевской перестройки этот вопрос опять возник, то есть были созданы условия для того, чтоб население Карабаха встало на защиту своих прав. В 1987 году де-факто был проведен референдум, и под документом (петицией) были собраны десятки тысяч подписей с требованием передать НКАО из состава Азербайджана в состав Армянской ССР.Вскоре после развала Советского Союза общество Нагорного Карабаха самоорганизовалось и начало строить собственное государство. Как известно, для любого народа высшей формой абсолютной самоорганизации является создание собственного государства и государственных институтов.В ходе войны в начале 1990-х народ НКР прочно встал на защиту своей независимости. Сейчас, когда параллельно идет мирный процесс, я считаю, что дипломатические ресурсы Армении, Арцаха и даже Диаспоры должны усердно работать на достижение признания нашей независимости. Международное признание нашей независимости видится мне эффективным механизмом национальной безопасности, хотя это само по себе еще не все. Эффективность подобного механизма была доказана в Косово, Южной Осетии, Абхазии, Южном Судане и в других местах.Практика показывает, что международное признание обеспечивает новорожденным государствам большую безопасность и процветание. Для нас в Карабахе безопасность - это основной вопрос. В конечном итоге, Вы хотели бы видеть Нагорный Карабах в качестве (а) независимого государства (б) часть Армении (в) часть Азербайджана (г) ничего из перечисленного, еще неопределенный статус? Я действительно полагаю, что независимость НКР должна быть признана международно,НКР должна существовать как независимое государство с тесными связями с Республикой Арменией. В будущем, возможно, определенные полномочия могут быть переданы Республике Армения, поскольку, вероятно, не будет смысла в существовании институтов с дублирующими друг дурга функциями, такими, как печатание валюты, финансовая политика,таможня и т.д. Но это - вопросы будущего. До этого, разумеется, НКР должна быть признана как независимое государство. Это создаст важную правовую базу и условия для подписания необходимых договоров или соглашений с остальными странами, включая Республику Армения. Возможность вхождения в состав Азербайджана полностью исключена. Меня удивляет то, что в вашем опроснике есть подобный вариант. Многие вопросники, которые я видел с начала 2000-х годов, не включали подобный сценарий,поскольку авторы вопросов сами исключают такую возможность. В чем заключается Ваше самое серьезное возражение относительно того, чтобы Нагорный Карабах был частью Азербайджана? Как я подчеркнул ранее, одна из главных проблем - это вопрос безопасности. Причина кроется в том, что все сменяющие друг друга режимы в Азербайджане - в 1918-1920 годах, в период советской власти и после получения независимости в 1991 году - все они всегда массово и систематически нарушали права армян в НК и всегда предпринимали попытки изменить демографический состав НК, аннексировать его территорию. Если в советское время это делалось деликатно - имею в виду Кремль, 1918-20 годы, то когда Азербайджан стал независимым государством и после 1991 года, он постоянно пытался "решить" этот вопрос силой, военной силой. Так вот, главная проблема - это угроза нашей безопасности. Опыт прошедших ста лет убеждает нас в том, что эти опасения актуальны. Вот почему я исключаю подобный сценарий. Удовлетворены ли вы политикой властей де факто Нагорно-Карабахской Республики по отношению к конфликту и его разрешению? Власти НКР с 1997 года не участвуют в нынешнем формате переговоров (я в то время был членом нашей делегации). После 1997 года НКР выбыл из процесса.Я не думаю, что сейчас проходят переговоры; скорее идет процесс консультаций между президентами Армении и Азербайджана, а также между министрами иностранных дел. Сопредседатели Минской группы время от времени, разумеется, посещают регион,включая Карабах, однако этого явно недостаточно. НКР должна быть полноценной стороной переговоров, поскольку НК - признанный предмет конфликта: в документах ОБСЕ, в одной из четырех резолюций Совета Безопасности ООН, также как и в лругих международных документах. Следовательно,статус НК в качестве участника переговоров и полноценной стороны конфликта должен быть восстановлен. В этом отношении очень мало сделано со стороны властей как Армении, так и НКР. Были ли Вы напрямую вовлечены в вооруженные действия между 1989 и 1994 годами? Я не участвовал в военных действиях, но в те годы я, разумеется, жил в НКР - и с 1992 года работал в правительстве (как я уже отметил ранее),а в 1989-91 годах я еще был студентом. После 1992 года я работал в Государственном комитете обороны, который в то время служил исполнительным органом НКР, в отделе информациии СМИ. Как Вы оцениваете работу Минского процесса ОБСЕ? В целом, я полагаю, что формат МГ ОБСЕ наиболее оптимален при том, что страны-со-председатели являются постоянными членами СБ ООН, тем самым обеспечивая баланс интересов среди тех стран, у которых есть свои интересы в нашем регионе. Этот формат может привести к окончательному урегулированию конфликта. Однако проблема заключается не в формате. Методология разрешения конфликта, применяемая со-председателями, устарела. Необходимо пересмотреть эти подходы.Этот самый ложный (странный) подход в отношении конфликта был принят в 1991 году (я имею в виду позицию ОБСЕ в то время), был устаревшим.Необходимо признать то, что в 1991 году, после развала СССР, на территории советского Азербайджана образовалось два государства - Азербайджанская Республика и НКР. Однако международное сообщество проигнорировало этот факт, факт правового и легитимного образования НКР, даже несмотря на то, что это было сделано в соответствии с нормами международного права и законодательства, дейстовавшего в то время. Только потому, что в то время был признан только Азербайджан, власти в Баку решили, что у них есть карт-бланш на решение вопроса силой. Таким образом, непризнание НКР международным сообществом было воспринято Азербайджаном в качестве карт-бланша, и они попытались вести войну против народа НКР. И так называемые Мадридские принципы - еще одна попытка откинуть нас назад к статусу-кво 1991 года. Так вот, методологически этот подход неверен,и его необходимо изменить. Минская группа не пытается решить вопрос путем учета новых норм международных отношений и права, но, как это видится мне, пытается повернуть время назад - к статусу-кво 1991 года. Есть ли у Вас озвученная публично позиция по Мадридским принципам? Моя позиция в отношении Мадридских документов, в особенности шести опубликованных принципов,была озвучена множество раз (ссылки приведены ниже). Вкратце, главная ошибка - это «промежуточный статус» НКР, а также методологическая ошибка попытки разрешить последствия конфликта без учета источников и причин проблемы. Основная причина конфликта - это известное противоречие между НКР и Азербайджаном относительно статуса НКР. Нам предлагают согласиться с «промежуточным статусом», который является откатом назад по сравнению с тем, что у нас есть сегодня - того, чего мы добились в течение последних 20 лет, а это - наша независимость, основанная на Конституции, которую наш народ принял по итогам Референдума. Когда говорят только о последствиях - беженцы, территории и т.д., не принимая во внимание причины конфликта, то это, я считаю, очень опасно. Мы не приветствуем такой подход. Подобный подход больше принесет конфронтацию, чем построит мир. http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=2929 (in Russian) Считаете
ли Вы важным или уместным, чтобы власти де факто Нагорно-Карабахской
Республики были частью мирного процесса, осуществляемого Минской
группой? Если да, то должны ли они сменить там армянское правительство? Я считаю, что официальная делегация НКР - правительства НКР - должна принимать участие, и являться полноценной стороной мирного процесса, поскольку НКР и Азербайджан - основные участники конфликта. Армения, думаю, является лишь вовлеченной стороной.Однако нет необходимости в присутствии властей НКР за столом переговоров только путем замены Армении, поскольку у Армении есть свои интересы в конфликте, и она пострадала от него. Тем не менее участие НКР в мирном процессе обязательно, поскольку она является главным участником, конфликт вокруг будущего и судьбы НКР и его народа. Что касается Армении, то думаю, что существуют и вопросы между Арменией и Азербайджаном, к примеру, вопрос анклавов, таких как Арцвашен и другие, а также вопрос границы и безопасности. Если мы говорим о полноценном урегулировании конфликта, то не думаю, что оно возможно без участия Армении. Тем не менее есть вопросы, которые необходимо решать исключительно в рамках переговорных полномочий правительства НКР. В отношении этих вопросов Армения будет более пассивным игроком - в таких вопросах, как окончательный статус НКР, вопрос территорий, безопасности, демаркации и делимитации границы между НКР и Азербайджаном и т.д. Между тем, все эти игроки должны принимать участие в мирном процессе по вопросам региональной безопасности и вместе нести ответственность за свои решения как перед своим народом, так и перед международным сообществом. Иногда называют возможность того, что территории вокруг Нагорного Карабаха , которые находятся под контролем Армении с 1994 года, необходимо вернуть Азербайджану как часть промежуточного мирного соглашения, а вопрос статуса Нагорного Карабаха будет отложен на более поздний срок. Есть ли у Вас мнение на этот счет? Мы
снова здесь видим вопрос, который я подчернкул ранее - причины и
следствия. Это звучит как попытка разрешить последствия конфликта без
учета его корней, причин. НКР должна быть признана международно.Нет
вопроса конкретных территорий - вопрос необходимо понимать уточнением
линии границ. Такова международная практика.Когда возникает новое
государство, его границы с непосредственными соседями устанавливаются
либо межправительственной демаркационной комиссией, либо это право
передается третьей стороне, с тем, чтобы «честный посредник» принял
решение. В нашем случае такой комиссии еще нет, а она может быть создана
только когда НКР будет признана международно, а также после того, как
НКР и Азербайджан признают друг друга. У Азербайджана есть такие
двусторонние комиссии с Грузией, Россией и Ираном (среди прикаспийских
стран). Такова международная практика! То, что нам предлагают, лишено
смысла - это язык предусловий. В нашем регионе мы недавно увидели еще
одно доказательство того, что подобный стиль -не лучший способ
разрешения проблем: неудача с армяно-турецким сближением. То же самое
касается и НКР -предусловия не пройдут. Вместо этого нам нужно, в первую
очередь, международное признание, а затем - применение международной
практики с тем, чтобы двигаться вперед. Нет такого понятия, как
«признаннные границы Азербайджана», это блеф. ООН признала независимость
государства Азербайджан, в то время как вопрос границ необходимо
решать с непосредственными соседями. Каково
Ваше мнение относительно роли Турции, России, Ирана, Соединенных
Штатов, Европейского Союза или любой другой страны или международной
организации, либо международного сообщества в целом, относительно
Карабахского конфликта и его урегулирования? Во-первых, США, Россия и Франция (и в более широком смысле- ЕС), являются со-председателями Минской группы ОБСЕ- с ними все ясно, как я отметил ранее. Другое дело- Турция, она играет двойную и противоречивую роли. Формально Турция - член Минской группы, однако неофициально главные игроки в МГ - со-председатели - докладывают членам МГ о прогрессе. Но в своей другой роли Турция- это близкий, стратегический союзник Азербайджана, они заявляли о формуле "два государства, одна нация". Понятно, что Турция всегда помогала Азербайджану чем только могла, включая период войны 1990-х. Даже если мы посмотрим на корни конфликта в 1918 году, тогда Турция выступала за создание государства Азербайджан. Де-факто, я бы сказал, Турция является прямым участником конфликта, поскольку она активно поддерживает Азербайджан против Армении. К примеру, с 1993 года Турция проводит блокаду против Армении. В международном праве блокада рассматривается как мера агрессивной политики. Роль Турции в этом конфликте полностью негативна. Иран
- это единственная страна из перечисленных, у которой общая граница и с
Азербайджаном, и с НКР, и с Арменией. Несмотря на то, что Иран
присоединяется к анти-армянским декларациям Организации исламских
государств, эти декларации не отражают реального отношения Ирана к
конфликту. Иран однажды даже был посредником в конфликте, это было в
феврале-мае 1992 года. Недавно, с прошлого года, руководство Ирана
вновь подчеркнуло готовность стать посредником в конфликте. Однако
Армения и НКР предпочитают, чтобы работа велась в рамках Минской группы. ЕС не вовлечен в урегулирование конфликта напрямую, но предполагается, что Франция играет роль ЕС в со-председательствовании. Примечательно, что ЕС постоянно упоминает о том, что он готов предоставить миротворцев и финансовую помощь в случае полноценного соглашения. Проект ЕПГО сам по себе показывает, что ЕС заинтересован в участии в урегулировании конфликтавокруг НК по крайней мере на уровне дипломатии «второго эшелона». Даже в свете скромного содействия ЕС, общественное мнение довольно положительно оценивает готовность ЕС играть более активную роль. Я
также хотел бы коснуться подкомитета ПАСЕ по Карабаху. Этот формат
может быть эффективным и положительным, поскольку в урегулирование
конфликта должна быть вовлечена не только исполнительная власть, но и
законодательная - избранные представители народа. Этот формат мог бы
иметь смысл, если бы все три стороны конфликта были представлены в
комитете, с тем, чтобы он не превратился в еще одну площадку для встреч
армянских и азербайджанских депутатов и обмена взаимными обвинениями и
пропаганды. Более того, я полагаю, что это проводилось Азербайджаном в
одностороннем порядке, используя этническое происхождение Председателя
ПАСЕ Мевлута Чавушоглу. Как
Вы оцениваете роль неформального содействия мирному процессу, на уровне
НПО? Верите ли вы, что неформальные контакты могут сыграть полезную
роль до или после официального соглашения? Оба общества сегодня недостаточно вовлечены, недостаточно информированы (о мирном процессе), по крайней мере - до того, как со-председатель Минской группы от США Мэттью Брайза стал делиться информацией о том, что обсуждалось в ходе регулярных встреч президентов и министров иностранных дел Армении и Азербайджана. До этого население было абсолютно не в курсе содержания переговоров, и общество не присутствовало в рамках мирного процесса. Однако ситуация постепенно меняется, сегодня мы наблюдаем большую открытость.Определенные заявления президентов Армении и Азербайджана, а затем - частичная публикация Мадридских принципов содействовали открытости. Разумеется, я уже отметил, что лично я отрицательно отношусь к этим принципам, но сам факт того, что благодаря этой открытости общества больше информированы об этом процессе,само по себе служит очень позитивным явлением. Таким
образом, моим первым аргументом было бы то, что обществам необходимо
быть информированными для того, чтобы вовлекаться в любой процесс. Как я
отметил, сегодня ситуация менятся к лучшему. Если это произойдет, то
общества, пострадавшие от конфликта, могут начать диалог и содействовать
посредством диалога установлению жизнеспособного мира в регионе. Я
искренне верю, что у этих обществ есть потенциал для продолжения
мирного процесса. Конечно, не следует ожидать, что все будет
открыто.Есть уровни, которые безусловно должны оставаться
конфиденциальными. Их можно раскрыть только после того, как стороны
достигнут полноценного соглашения по вопросу. В противном случае, что бы
ни было подписано, будет невозможно обеспечить исполнение. Вот почему
необходимо вовлекать те общества, которые до 2008 года игнорировались. Есть ли у Вас позиция относительно желательности свободного передвижения армян и азербайджанцев между двумя странами до окончательного мирного соглашения? В первую очередь, в этом конфликте присутствуют не два, а три состоявшихя государства, включая Нагорно-Карабахскую Республику. Я полагаю, что до окончательного решения статуса и других вопросов необходимо открыть границы для тех же торговых отношений, с тем, чтобы могла работать экономика, что, в конечном итоге, облегчит решение трудных политических вопросов. Азербайджан, как вы знаете, принял противоположную позицию. Моя позиция - снова - состоит в том,что до окончательного урегулирования двусторонние и многосторонние контакты между упомянутыми сторонами - гуманитарные, образовательные, экономические, торговые и так далее - вполне естественны и всячески приветствуются. Считаете ли Вы, что армяне и азербайджанцы когда-либо в будущем опять смогут мирно жить вместе в Карабахе? Все
упирается в политику. Я уже отмечал, что все режимы в Азербайджане -
будь то независимые или советский - проводили курс в ранге
государственной политики по аннексии территорий и изменения
демографического состава НКР, включая политику начала 1990-х по
применению силы против народа Карабаха. До тех пор, пока эта политика
остается актуальной, совместное проживание не будет возможным.И
наоборот, если Азербайджан откажется от этой политики, возможно, что
совместное проживание станет возможным. Кроме того, все должно рассматриваться на паритетной основе: у всех сторон есть проблема беженцев - и у Армении, и у НКР, и у Азербайджана. Вопрос состоит в том, могут ли армяне и азербайджанцы жить вместе в одной стране. Если мы обсуждаем это, то необходимо и рассмотреть вопрос армянских беженцев из Азербайджана, поскольку, согласно различным оценкам, от 350,000 до 500,000 человек были насильно изгнаны. Таким образом, на основе паритета, если мы обсуждаем вопрос беженцев, то мы должны думать обо всех беженцах и внутренне перемещенных лицах, а не только о тех, которые оказались в Азербайджане. Каково Ваше мнение относительно статуса возврата беженцев и перемещенных лиц в Нагорный Карабах? Я уже ответил на этот вопрос ранее. Добавлю к этому, что когда мы участвовали в переговорах, и это очевидно и из международных документов, мы подчеркивали, что вопрос беженцев необходимо решать, опираясь на принципы взаимности, безопасности, достоинства и т.д. Таким образом, восстановление прав беженцев следует осуществлять на всех уровнях, и ни одна группа не должна быть забыта. Никакие односторонние действия в этом вопросе не приемлемы. Кроме того, международное законодательство также говорит, что для решения этих вопросов существуют политические процессы,есть способы реституции и компенсаций этим людям (что, к примеру, считается средством разрешения подобных вопросов), даже если безопасность человека под угрозой. Это просто другой способ решения вопроса. Турецкий гамбит Эрдогана 2011-09-15 18:51 Проходящее в эти дни турне премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана по странам “арабской весны”: Египту, Тунису и Ливии, безусловно, является событием экстраординарным. Представляется, что тем самым Эрдоган в лучших традициях турецкой политики предпринял очередную попытку загрести жар чужими руками, пытаясь утвердить позиции Турции как новой региональной державы в арабских странах, в последнее время сменивших правящие режимы. При этом очевидно, что Анкара строит свою очередную геополитическую комбинацию на разрыве отношений со своим долгоиграющим союзником Израилем, принеся их в жертву новым региональным амбициям в духе идей и пантюркистских мечтаний о Великом Туране. Это же никак не может оставлять равнодушной небольшую Армению, тем не менее, являющейся одним из довольно больших препятствием на пути реализации честолюбивых планов турецких идеологов пантюркизма…
Примечательно, что в случае если Эрдогану рано или поздно удастся укрепить влияние Турции в Египте, являющимся сердцем арабского мира, можно будет говорить о реальном начале восстановлении величия современной Новой Турции на территориях некогда являвшихся частью Османской империи. Отметим, что с началом визита турецкого премьера в Каир турецкие СМИ и эксперты определенной идеологической направленности не преминули вспомнить славные времена существования Османской империи, заговорив об “историческом шансе Турции по перехвату геополитической инициативы в регионе”. Однако, шансы шансами, но уже сегодня стало ясно, что Эрдоган в ходе визита в Каир оказался не в окружении местных демократов из числа бывших завсегдатаев площади Тахрир, а военных из числа экс-соратников опального Хосни Мубарака. Соответственно, удивляться тому, что подписанное между Турцией и Египтом соглашение о стратегическом партнерстве не содержит и намека на военный союз. Между тем, для Израиля именно военный союз Турции и Египта является наихудшим из возможных вариантов развития событий. Долгое время Мубарак подавлял экстремистов, поддерживая хорошие отношения с Тель-Авивом, что позволяло Израилю концентрировать силы исключительно на своих северных и северо-восточных границах. Если же Египет вдруг отвернется от Израиля, то ситуация в регионе может коренным образом измениться.
Представляется, что Эрдогану при подготовке египетского визита было настоятельно рекомендовано апеллировать к воле египетского народа как источника власти в аудитории египетских военных, весьма настороженно воспринимающих "арабскую весну". Именно поэтому Эрдоган в своих расчетах сделал ставку на антиизраильские настроения масс, а не на реальную готовность руководства Египта к заключению военного союза. Именно поэтому, турецкий премьер намеревался выступить на площади Тахрир, поскольку добившись поддержки населения, он уже не оставил бы возможности официальному Каиру уклониться от антиизраильского сотрудничества с Анкарой. Однако, в Каире, быстро смекнув, к чему может привести выступление турецкого премьера перед широкими массами свободолюбивых египтян, намекнули Эрдогану, что это не очень хорошая идея. После чего Эрдоган был вынужден отменить выступление, запланированное на площади. Высший военный совет Египта вполне справедливо опасается, что Эрдоган своими антиизраильскими заявлениями вполне может спровоцировать в Каире новую волну беспорядков, которые и без того доставляют не мало хлопот египетским властям. Более того, новые стратегические каирские партнеры Анкары настоятельно ей порекомендовали не строить из себя эмиссара демократии в странах некогда входивших в состав Османской империи. Таким образом, пытаясь сыграть на настроениях арабской весны в своих геополитических расчетах, Эрдоган пока что заручился разве что лишь народной любовью египтян и, разумеется, палестинцев. В секторе Газа эрдоганомания дошла до того, что первенца дочери главы хамасовского правительства нарекли Эрдоганом. Однако, крики “Эрдоган – лидер мусульманского мира” явно стали не слишком сильным утешением для бескомпромиссного противника Израиля. Таким образом, единственной площадкой, на которой турецкий премьер получил возможность себя проявить, стало заседание глав МИД членов Лиги арабских государств, где он заявил, что Анкара поддержит заявку Палестинской автономии на членство в ООН. Тем самым стало окончательно ясно, что Турция слишком уж поторопилась принести в жертву свои отношения с Израилем в попытке позиционировать себя как лидера исламского мира. Представляется, что Анкара считает, что подобный подход вполне вписывается в концепцию США по перезагрузке отношений с исламским миром. Однако, уж от чего-чего, а от членства в НАТО Турция отказываться явно не собирается. Вследствие чего она воспринимается как форпост НАТО и преданный союзник США, как в Северной Африке, так и на Ближнем Востоке. И одной антиизраильской риторики для изменения этого восприятия тут явно недостаточно. Меж тем, Администрация США и руководство НАТО уже выразили резкое недовольство антиизральской позицией Турции. Так последние милитаристские заявления Эрдогана вызвали вначале недоумение, а затем резкое недовольство в США. В частности, Вашингтон уже порекомендовал Эрдогану "немедленно успокоиться". Параллельно подобные послания поступили в турецкий генштаб из НАТО. В свою очередь военно-политический кабинет Израиля решил вообще никак не реагировать на заявления Эрдогана, чтобы не усугублять ситуацию, предложив ему “продолжить беситься".
В целом, анализируя попытку Эрдогана, становится ясно, что его турне по странам, по которым прошлась “арабская весна”, вполне укладывается во внешнеполитическую концепцию неоосманизма в недавнем прошлом озвученную ее идеологом главой МИД Турции Ахмедом Давудоглу. Тем более, что сейчас в регионе складывается новая расстановка сил, что скоро станет определять в нем главные направления событий. Не секрет, что неоосманизм является ничем иным как прикрытием политики пантюркизма, о которой в Турции грезят со времен Сулеймана Демиреля и Тургута Озала. Но сегодня возможностей Турции для его реализации, к счастью, явно недостаточно, поскольку Турция, к примеру, практически не играет особой роли в процессе становления системы региональной безопасности. И становление это возможно лишь при участии всех крупных региональных и глобальных игроков и в первую очередь России, Ирана и США. При этом, касательно той же Армении, расположенной на стыке геополитических интересов всех вышеупомянутых держав, Турция продолжает оставаться, мягко говоря, настроенной не очень миролюбиво. Свидетельством этого является стратегическое партнерство Турции с Азербайджаном, направленное в первую очередь против Армении. Еще в начале прошлого века Турция и та же Англия сделали все, для того чтобы увидеть рядом с пророссийски настроенной Арменией более крупное антироссийское государственное образование в лице Азербайджана. Будучи гениальным творением английской и турецкой дипломатии, именно искусственно созданный на территории СССР Азербайджан придал далекому призраку Великого Турана реальные очертания.
Для Армении же главным во всех последних перипетиях региональной политики, остается то, что растущая конфронтация с Турцией все больше вовлекает Израиль в дебри противостояния Азербайджана с Арменией, Армении с Турцией и Азербайджана с Ираном. При этом, сегодня бесспорно, что влияние Ирана и России в регионе практически не оставляет пространства для маневра не только Израилю, но и Азербайджану с Арменией. Данное утверждение обосновывается одной из ключевых ролей, которую Турция традиционно играет не только на Ближнем Востоке, но и на Южном Кавказе, имея там давних союзников и противников. Тем самым, любая ответная реакция Тель-Авива на агрессивные действия Анкары автоматически превращает израильтян в актор кавказской политики. При этом, и тут ситуация довольно деликатна, так как армяне, столетиями враждующие с турками, в то же время служат главной опорой Ирана на Кавказе. Более того, основной региональный союзник Турции – мусульманский Азербайджан после смены власти в Египте и переориентировки интересов Анкары одновременно остался единственным стратегическим партнером Израиля в мусульманском мире, к тому же находящимся в конфронтации с Тегераном. Однако, тем не менее, глава МИД Израиля Авигдор Либерман уже поручил своему ведомству разработать максимально жесткие меры по противодействию Турции на международной арене. К ним относится призыв к израильтянам, служившим в армии, не посещать Турцию, укрепление союза с курдами, включая поставки оружия, признание Геноцида армян и кампания осуждения турецкого правительства за нарушения прав меньшинств. Меж тем, Иран, оказавшись в фактической, хотя и частичной геополитической и геоэкономической блокаде, как никогда заинтересован в сотрудничестве с Арменией по ряду направлений, что включает и вопросы региональной безопасности. В иранской стратегии Армения рассмоатривается как часть объективно складывающегося альянса, который противостоит намерениям других государств региона. При этом Иран интересует и то обстоятельство, что Армения располагает достаточно развернутыми отношениями с Западным сообществом и Россией. Вместе с тем, Армения должна понимать, что отношения с Ираном, так или иначе, приводит ее к положению страны, которая, со временем, окажется партнером всего иранского мира.
Таким образом, на Южном Кавказе складывается куда более туманная и запутанная ситуация, которая формируется с началом “арабской весны” на Ближнем Востоке. Израиль, являясь союзником Азербайджана, продолжает находиться в конфронтации с Ираном, который в свою очередь, поддерживает Армению против Азербайджана. Для режима Алиева, находящегося под прессом экспорта исламского фундаментализма из Ирана и даже Турции, Израиль является незаменимым союзником в поставках информации, современных вооружений, и нефтедолларов. Именно в силу этих соображений, руководствуясь собственными стратегическими интересами, Азербайджан явно не решится разорвать отношения с Израилем даже, если это уж очень сильно пожелает его “старший брат” – Турция, делающая первые шаги в направлении заветного Турана. Правительство Армении поддерживает инвестиции в легкую промышленность 2011-09-15 19:07 В легкой промышленности Армении ожидаются новые инвестиции, сказал в четверг на заседании правительства министр экономики РА Тигран Давтян. По его словам, новые инвестпрограммы в этой области будут представлены министерством в ближайшее время. Он добавил, что в легкой промышленности наблюдается активность благодаря поддержки государства. Армения и Аргентина подписали соглашение об отмене визового режима 2011-09-15 20:49 Соглашение между Арменией и Аргентиной об отмене визового режима, подписанное 15 сентября, откроет новые возможности для развития всестороннего сотрудничества. Об этом заявил 15 сентября глава МИД Армении Эдвард Налбандян во время встречи с заместителем министра иностранных дел Аргентины Альберто де Алото. Арам Манукян: АНК готов продолжить диалог с властями Армении 2011-09-15 20:54 Оппозиционный Армянский национальный конгресс готов продолжить диалог с властями Армении, но только после освобождения Тиграна Аракеляна. Об этом сегодня на пресс-конференции в Ереване сообщил глава правления "Армянское Общенациональное Движение" Арам Манукян. |
В избранное | ||