Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лесные новости

  Все выпуски  

Лесные новости # 5 (121)


Информационный Канал Subscribe.Ru

  Л Е С Н Ы Е    Н О В О С Т И
Издается Лесным клубом российских неправительственных организаций
и Центром координации и информации Международного социально-экологического союза
_________________________________________________________________
  N 5 (121)                                      февраль 2004 г.

 Экологи обратились к губернатору Московской области
 Реформа лесного законодательства Казахстана продолжается
 Власти  Республики  Адыгея  "в  содружестве"  с руководством МПР РФ
  спешат   оформить  отторжение  Лагонакского  нагорья  от  Кавказского
  заповедника
 В Хабаровском крае нет средств на тушение лесных пожаров 
 Минприроды занялось проверкой ИКЕА
 Лесопромышленники и экологи соберутся на конференцию 


ЭКОЛОГИ ОБРАТИЛИСЬ К ГУБЕРНАТОРУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Международный  социально-экологический  союз  обратился  к губернатору
Московской  области  Борису  Громову  в  связи  с  возможным введением
частной собственности на леса:  

"Не   отрицая   частной   собственности  как  права,  закреплённого  в
Конституции   РФ,   мы   выражаем   свою  озабоченность  поспешными  и
непродуманными  шагами, предпринимаемыми разработчиками проекта нового
Лесного кодекса РФ.   

Мы  опасаемся,  что  после  принятия  этого законопроекта будет начато
интенсивное  строительство  коттеджей и иных построек в лесах, имеющих
стратегически важное водоохранное и средообразующее значение для всего
столичного  региона.  Расплывчатость  формулировок  закона  открывает
возможности  для произвольного их толкования, что будет способствовать
ещё большей криминализации этой сферы.     

Массовая  неконтролируемая  раздача  лесов  Подмосковья в частные руки
способна  спровоцировать  рост  социальной  напряжённости в Московской
области.  Именно  использованием  лесов  зелёных  зон  под  коттеджное
строительство  стало  причиной  большинства  выступлений  граждан и их
конфликтов с органами власти.    

Введение  частной  собственности на леса требует широкого обсуждения с
участием   общественности  и  лесных  профессионалов  и  установления
прозрачных  схем  передачи  участков  в собственность и контроля за их
использованием.   

Огромный  общественный  резонанс,  который  вызвало  недавнее принятие
поправок  в  действующий  Лесной  кодекс,  показал, что решение судьбы
российских   лесов   гражданам   небезразлично.   Сохранение  лесов  в
государственной  собственности и возможность общественного контроля за
их  использованием,  безусловно,  создадут  предпосылки  к улучшению и
социальной и экологической обстановки не только в Подмосковье, но и на
всей территории нашей страны.      

Просим  Вас  использовать  своё  влияние одного из уважаемых политиков
России,  чтобы  не  допустить  приватизации  лесов России и обеспечить
открытость  процесса  разработки  нового Лесного кодекса для граждан и
общественных организаций."   

С   аналогичными   обращениями   к   региональным  властям  выступили
общественные организации в различных областях России.

Владимир Захаров, Лесная кампания МСоЭС

Подробнее о новом Лесном кодексе России:
http://www.forest.ru/rus/legislation/newcode 


РЕФОРМА ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАЗАХСТАНА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

На  прошлой  неделе  в   Павлодаре   прошло  совещание  по разъяснению
нормативных  правовых  актов,  принятых  в  целях  реализации  Лесного
кодекса Республики Казахстан и норм Административного кодекса с учетом
новых  изменений,  по  вопросам  введения  моратория на рубки леса, об
организации  взаимодействия  наземной  и  авиационной  служб по охране
лесов от пожаров.     

Подобные  кустовые  совещания  прошли  не  только  в Павлодаре, но и в
Актюбинске  и Алматы. Его участниками стали  весьма высокопоставленные
лица:  первый  вице-министр  сельского  хозяйства  -  А.И.Мырзахметов,
председатель  Комитета  по  экологии  и  природопользованию  Мажилиса
Парламента  РК  - т. У. Сыздыков, замакима Павлодарской области, акимы
районов  Восточно-Казахстанской  области   и  другие  официальные лица
структурных  подразделений лесного хозяйства. Возможно, именно поэтому
к   нему  проявили  интерес  и  лесопользователи  -предприниматели,  и
представители  экологических  общественных  объединений,  "Кампании  в
защиту леса" ЭкоФорума НПО РК.         

В частности, выступая перед собравшимися, г-н Сыздыков подчеркнул, что
депутаты  уделяют достаточно внимания  состоянию лесов Прииртышья, где
пожарами  нанесен  наибольший  ущерб  лесу,  потому  обсуждение нового
Лесного  Кодекса  шло  долго и  тщательно. В течение нескольких лет не
находили   решений   вопросы,   связанные  с  использованием  средств
государственных  учреждений  лесного хозяйства;  устарели нормативы по
охране, защите и воспроизводству лесов; не работали условия проведения
тендеров по представлению лесных ресурсов на участках государственного
лесного фонда в долгосрочное пользование;  нарушались правила  отпуска
древесины на корню.         

И  многое другое, о чем иногда приходилось умалчивать чиновникам. Но о
чем  с  завидным  постоянством информировали население и правительство
общественные  экологические  организации.  Например,  экологи сообщили
Правительству  и  президенту,  что  наблюдаются    попытках передачи в
долгосрочное  пользование  на 49 лет ряда ценных лесных участков ВКО в
районе  г.  Риддер  медеплавильной  корпорации  "Казахмыс",  которая ,
якобы,  взамен  будет не только восстанавливать леса и создавать новые
рабочие  места,  но и станет инвестировать деньги в развитие дорожной,
социальной  инфраструктуры.  Многочисленны,  хотя  и  менее масштабны,
примеры  не  прекращающихся   рубок для промышленных, топливных и иных
целей  и  в  других областях республики. Именно поэтому по ходу работы
над Кодексом в него было  внесено более 800 предложений.           

Изменит ли резко новый Лесной Кодекс ситуацию вокруг лесных массивов -
сказать  трудно.  Но  для  его реализации  уже разработаны 16 проектов
Постановлений   правительства,   регулирующих   экономико-финансовые
вопросы,   а  также  организацию  и  управление  лесным  хозяйством  и
лесопользования.  Из  них  12   утверждены правительством, остальные в
стадии  утверждения.  Так,  например,  Административный  Кодекс теперь
предусматривает  конфискацию  имущества   браконьеров,  чего  не  было
раньше:  транспортных средств, бензопил, оружия, срубленных деревьев и
ли  убитого  животного. Увеличены в 2 и боле раза штрафы за незаконную
порубку деревьев и нарушения требований пожарных и санитарных правил .
Внесены  дополнения  по  порядку  досмотра  и  задержания транспортных
средств.  Игорь  Коваль,  первый  зам. председателя Комитета лесного и
охотничьего  хозяйства  заявил, что с принятием нового Лесного Кодекса
ситуация  в  лесном  хозяйстве  меняется кардинальным образом: сегодня
состояние  дел  в  лесных  хозяйствах   напрямую  зависит от позиций и
первого руководителя, и рядового лесника.               

Что касается активистов "Кампании в защиту леса" Экологического Форума
НПО   Казахстана,   то   и   они   должны  быть  довольны.  Обращение
предпринимателей к Правительству РК с просьбой  отменить  мораторий на
вырубку  леса   не нашло поддержки. Напротив, на совещании в Павлодаре
было  подчеркнуто,  что  Комитет  лесного  и охотничьего хозяйства уже
подготовил  проект Постановления Правительства РК о введении моратория
на рубки главного пользования в хвойных лесах республики. А 10 февраля
текущего  года  все  территориальные  управления лесного и охотничьего
хозяйства   обязаны  были  представить  в  Комитет  план   совместных
мероприятий  как с контрольно-инспекционными так и правоохранительными
и природоохранными органами.          

С  2002  года в соответствии с приказом Комитета лесного и охотничьего
хозяйства  #  7  от 21 января указанного года запрещены рубки главного
пользования  в  хвойных  лесах  горной  части Алматинской области.  По
предложению  межведомственной  рабочей  группы,   Комитетом  лесного и
охотничьего  хозяйства  при  утверждении лесосечного фонда на 2003 год
были  введены  ограничения  на  рубки главного пользования в сосновых,
еловых  и  пихтовых насаждениях. Для решения проблемы сохранения лесов
за  последние  3  года  значительно  расширилась сеть особо охраняемых
природных   территорий.   Причем,  государственные  лесные  природные
резерваты  в  ленточных  борах  Прииртышья  "Семей  орманы"  и  "Ертыс
орманы",  наравне  с  Катон-Карагайским  государственным  национальным
природным  парком,  считаются   самыми  крупными  в  республике  особо
охраняемыми  природными  территориями,  на   которых  проведение рубок
главного пользования запрещено.             

НПО "Исток", Надежда Рублева, runa@relcom.kz


ВЛАСТИ  РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ "В СОДРУЖЕСТВЕ" С РУКОВОДСТВОМ МПР РФ СПЕШАТ
ОФОРМИТЬ ОТТОРЖЕНИЕ ЛАГОНАКСКОГО НАГОРЬЯ ОТ КАВКАЗСКОГО ЗАПОВЕДНИКА 

4  февраля  2004  года  в  столице  Адыгеи Майкопе состоялось закрытое
совещание  по  вопросу  согласования  границ Кавказского заповедника в
пределах  Республики  Адыгея (РА). В нем приняли участие представители
различных  адыгейских государственных структур, Министерства природных
ресурсов  РФ  и Кавказского заповедника. В повестке дня заседания были
вопросы   о  том,  как  урегулировать  возникший  конфликт  интересов
адыгейских   республиканских   властей   и  Кавказского  заповедника,
возникший  вследствие  принятия  8  декабря  2004  года  Постановления
Кабинета  Министров  РА  N  343  "О  мерах  по  созданию на территории
Республики  Адыгея  природного парка". Этим Постановлением, принятым в
грубое  нарушение  федерального законодательства, Кабинет Министров РА
изымает из состава Кавказского заповедника около 18 тыс. га заповедных
территорий  в  пределах  плато  Лагонаки  и  Фишт-Оштенского  горного
массива.             

Совещанию,  состоявшемуся 4 февраля, предшествовали некоторые события,
ставшие  его  причиной.  13  января  2004  года  Майкопская  городская
организация  ВООП  подала  в  Арбитражный  суд  РА исковое заявление к
Кабинету Министров РА с требованием признать недействительным изданное
им  Постановление  N  343. По ходатайству этой организации Арбитражный
суд  РА  принял  меры  по  обеспечению  иска  и  приостановил действие
оспариваемого  Постановления.  29  января  состоялось  предварительное
заседание  суда  и  позиция  участвовавших  в заседании представителей
Кабинета   Министров   РА  была  откровенно  слабой.  Они  не  смогли
предоставить никаких документов, подтверждающих право собственности РА
на эти земли. В то время как у Кавказского заповедника такие документы
есть.  Почувствовав,  что  они снова, как и после протеста Прокуратуры
РА,  начинают  проигрывать  в  этом  территориальном  споре,  властные
структуры Адыгеи предприняли меры, чтобы к следующему заседанию суда у
них  уже  имелся  документ,  обосновывающий их претензии на территорию
Кавказского  заповедника.  Как  это  ни парадоксально, ключевую роль в
этой  попытке  отторжения  земель  от заповедника играет представитель
именно  федерального  ведомства  -  руководитель  Управления природных
ресурсов  и  охраны  окружающей  природной  среды МПР РФ по РА Георгий
Козменко.  Используя свои близкие связи с руководством МПР РФ, которое
в  последние  годы  под  руководством  В.  Артюхова действует в полном
противоречии  со  своими  обязанностями  по  обеспечению благоприятной
окружающей  среды,  он  добился того, что МПР РФ прислало в Кавказский
заповедник  письмо  с  приказом в кратчайшие сроки согласовать границы
заповедника   с   территорией  Адыгеи.  Подтекст  приказа  очевиден  -
отдавайте  земли Лагонакского нагорья и не рыпайтесь. Если подходить к
этому  вопросу  не  просто  с  природоохранных  позиций,  а  с позиций
государственных,  то  эти  действия  Козменко и МПР РФ являются просто
предательством  государственных  интересов  России.  И  интересы  эти
проходится  отстаивать простым людям - вот в какие странные времена мы
живем.                              

На   заседании  самым  активным  поборником  полного  изъятия  земель
Лагонакского   нагорья  из  заповедника  без  каких  бы  то  ни  было
компромиссов  выступил  опять  Георгий  Козменко,  даже  представители
Кабинета  Министров  были  более  умеренны.  Было  принято  решение  в
10-дневный  срок границы Адыгеи и Кавказского заповедника согласовать.
Каким  образом  оно, скорее всего, в таком порядке будет "согласовано"
не   трудно   догадаться,  учитывая  полную  зависимость  руководства
Кавказского  заповедника  от  МПР РФ. Директор Кавказского заповедника
Сергей   Шевелев,   который   несет  основную  ответственность  перед
государством   за   сохранность   природных  комплексов  заповедника,
предпочел  в  этом  заседании  и вообще в этой критической ситуации не
участвовать.  Он  -  "в  отпуске".  Его  обязанности  исполняет  зам.
директора по науке Борис Туниев.            

В  эти  дни  решается  судьба плато Лагонаки и Фишт-Оштенского горного
массива.  Эти уникальнейшие природные комплексы обладают самым высоким
уровнем  биоразнообразия  на Западном Кавказе и, как и весь Кавказский
заповедник, являются объектом Всемирного Природного Наследия. Если эти
территории сейчас будут от заповедника отторгнуты со всеми вытекающими
из  этого последствиями - это будет колоссальной утратой не только для
России, но и для всего мирового сообщества.      

Просьба  ко  всем обеспокоенным организациям в ближайшие дни направить
официальные письма Президенту РФ Путину, в Генеральную Прокуратуру РФ,
в Правительство РФ с просьбой предотвратить предстоящее так называемое
"согласование"   границ  Кавказского  заповедника  и  вообще  пресечь
посягательства Адыгеи на территорию Кавказского заповедника. Просьба к
заинтересованным средствам массовой информации как можно шире осветить
эту проблему.      

По всем вопросам, связанным с этой проблемой,
обращайтесь по адресу ies@hotbox.ru

Независимая Экологическая Вахта по Северному Кавказу, ies@nc.ru 


В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ НЕТ СРЕДСТВ НА ТУШЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ 

По  причине большой кредиторской задолженности со стороны министерства
природных ресурсов РФ в Хабаровском крае может быть сорвана подготовка
к пожароопасному сезону.  

Продолжается  порочная практика финансирования противопожарных работ в
лесном   фонде   Российской   Федерации  по  факту  тушения  пожаров.
Министерством   природных   ресурсов  России  и  Минфином  России  не
выполняется  распоряжение  Правительства  Российской  Федерации  от  6
февраля 2003 года  N 146-р по упреждающему финансированию в 1 квартале
мероприятий  по  профилактике и подготовке к тушению лесных пожаров за
счет  средств,  предусмотренных  МПР  России на эти цели в федеральном
бюджете.       

Как  сообщает  информационное агентство "Восток-Медиа", из необходимых
средств в сумме 25 млн. рублей на подготовку к пожароопасному сезону в
2003 году из федерального бюджета было своевременно перечислено только
6,2  млн.  рублей,  или  25  процентов,  остальные  средства составили
внебюджетные источники (собственные средства) лесхозов края.    

Хуже,  чем  в  предыдущие  годы,  складывается положение с возмещением
понесенных  затрат  по  тушению  пожаров. В 2003 году общие затраты по
тушению лесных пожаров в Хабаровском крае составили 215,3 млн. рублей,
в  том числе по наземной охране 82,5 млн. рублей, по авиационной 132,8
млн.  рублей.  На  1  января  2004 года кредиторская задолженность МПР
России  составляет  77,6  млн.  рублей, в том числе по Дальневосточной
базе  авиационной  охраны  лесов  36,9 млн. рублей, по наземной охране
40,7  млн.  рублей  (из  них  88  процентов  составляют  долги  перед
привлекаемыми  органами  власти  Хабаровского  края  предприятиями,  в
основном  арендаторами  лесного  фонда). Кроме этого, не финансируются
противопожарные работы в заповедниках края.          

Все  это  может  привести к срыву в подготовке к новому пожароопасному
сезону  2004 года, поскольку будет сложно заключить договоры по аренде
воздушных   судов,  закупить  топливо  и  противопожарный  инвентарь,
привлечь  тяжелую  бульдозерную  технику  и людские ресурсы, а значит,
пожароопасная  ситуация  может  стать  неуправляемой,  а экологический
ущерб для животного мира и людей - невосполнимым.     

Информационное агентство "Восток-Медиа"
http://www.forest.ru/rus/problems/fires/


МИНПРИРОДЫ ЗАНЯЛОСЬ ПРОВЕРКОЙ ИКЕА 

Министерство   природных   ресурсов  решило  провести  проверку  всех
магазинов фирмы ИКЕА. Поводом для этого стала ситуация, сложившаяся со
строительством   магазина   этой   фирмы   в   поселке   Кудрово  под
Санкт-Петербургом.   

В  процессе  внеплановой проверки строительства кольцевой автодороги и
прилегающих  к  ней объектов в ноябре 2003 года министерские чиновники
обнаружили,  что  уже  заканчивающееся  строительство магазина ИКЕА не
имеет  положительного заключения экологической экспертизы. Департамент
госконтроля   выдал   предписание  остановить  строительство.  Однако
останавливать  было уже нечего - магазин был фактически построен, а 12
декабря  2003  года  было  отпраздновано  начало  его работы. Это стал
третий  торговый  центр  ИКЕА  в  дополнение к двум, построенным ранее
около Москвы в Химках и Теплом стане.        

За неделю до сдачи объекта фирма каким-то образом в ускоренном порядке
смогла  добыть  и  представить  заключение экологической экспертизы по
магазину   под  Санкт-Петербургом.  Однако  руководство  департамента
госконтроля  МПР  считает,  что  заключение  "выдано задним числом", а
потому  неизвестно,  вреден  для  окружающей  природной среды торговый
комплекс площадью 20 га или нет.     

Департамент   госконтроля   договорился   с  руководством  компании  о
проведении   новой  экологической  экспертизы,  которую  должны  были
выполнить новые независимые эксперты до 15 января 2004 года. Но в этот
срок  фирма ИКЕА даже не подписала контракта ни с одной из независимых
аудиторских фирм.    

В  итоге  Минприроды  пообещало  приостановить  работу  петербуржского
магазина,   если   до   26   января  ИКЕА  не  представит  договора  с
экологическим  аудитором.  А директор экологической аудиторской палаты
господин  А.  Комаров  заявил журналистам, что МПР теперь проверит все
магазины ИКЕА на территории России.    

В  итоге  договор на проведение "независимого" аудита в соответствии с
требованиями   министерских  чиновников  был  подписан.  Относительно
проверок остальных магазинов пока официальных документов не поступало.

Хорошо  информированные  источники высказывают предположения, что весь
этот скандал вызван отнюдь не бизнесом компании ИКЕА, а борьбой внутри
самого  МПР.  Дело  в  том,  что  экологическую  экспертизу производит
департамент  государственной  экологической  экспертизы,  а наличие ее
положительного заключения проверяет департамент госконтроля. Вот они и
выясняют,   кто   главный  в  этом  весьма  кормном  занятии.  Сейчас
Департамент  госконтроля  инициирует  внутреннее  расследование  столь
быстрого   получения   ИКЕА   предыдущего  положительного  заключения
экологической экспертизы.        

Проверка  экологических  экспертиз  торговых  комплексов компании ИКЕА
конечно  необходима. Эта компания позиционирует себя как "экологически
ответственную",  поэтому  здесь  необходимо установить, что может быть
очередным "наездом" голодных чиновников, а с чем действительно имеются
проблемы.  По  крайней  мере, хотелось бы услышать ответы на некоторые
вопросы  по  строительству компанией ИКЕА торгового комплекса "Мега" в
Теплом стане.      

Однако  есть  интересные  вопросы и к самим проверяющим. Собираются ли
они  проверять только торговый комплекс ИКЕА или будет рассматриваться
оформление  документации  на  строительство окружной автодороги вокруг
Санкт-Петербурга  в  целом.  Помнится,  эта "стройка века" была начата
после  очередного  визита  В.В. Путина в Санкт-Петербург не только без
экологической  экспертизы,  но  и  вообще без утвержденного проекта. К
началу всей этой вакханалии нарушений, похоже, весьма непосредственное
отношение  имел  г-н  В.  Артюхов  (в  то  время  главный  российский
дорожник),   который   после  этого  был  переброшен  на  руководство
Минприроды.         

Впрочем,  по  сравнению с другими подвигами Минприроды, история с ИКЕА
пока является примером вменяемости и адекватного поведения.

"Лесное обозрение" по материалам "Коммерсантъ"
http://info.forest.ru/


ЛЕСОПРОМЫШЛЕННИКИ И ЭКОЛОГИ СОБЕРУТСЯ НА КОНФЕРЕНЦИЮ 

12-13 февраля в Архангельске пройдёт международная конференция "Лесной
сектор  Северо-Запада  России  -  на  пути  к ответственному бизнесу и
устойчивому  управлению  лесами". Организаторами конференции выступают
администрация  Архангельской  области,  WWF,  ГУПР  по  Архангельской
области, СевНИИЛХ и ассоциация "Промышленники Поморья".    

В  работе  конференции примут участие представители всех ветвей власти
Архангельской   области,   представители   крупных   лесопромышленных
предприятий,  лесоэкспортных  предприятий,  вузов  и зарубежных лесных
компаний.   

На  конференции  будут  рассмотрены  вопросы развития лесного бизнеса,
экологической   политики  лесопромышленных  компаний  применительно  к
требованиям  Европейского  Союза,  а также проблемы незаконных рубок и
создание  систем  отслеживания  древесины по цепи поставок и множество
других  вопросов.  Как ожидается, в ходе конференции будет разработана
система   подхода   к   ответственному   лесопользованию,   обсуждены
практические пути его внедрения в лесах Архангельской области, а также
основные направления региональной лесной политики.       

Региональная газета "Лесные новости", lesnov@sanet.ru 

Экологические аспекты деятельности лесопромышленных кампаний в России:
http://www.forest.ru/rus/problems/companies-list.html

________________________________________________________________
Над выпуском работали: В. Захаров, zakharov@forest.ru,
                       Т. Саксина, saksina@seu.ru

Развитие событий и новые сообщения: http://www.forest.ru/rus/news

Архивы "Лесных новостей" за 1997-2002 гг. доступны на
http://www.forest.ru/rus/periodics/f-news

При использовании материалов просим ссылаться на бюллетень "Лесные новости"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное