Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лесные новости

  Все выпуски  

Лесные новости # 4 (120)


Информационный Канал Subscribe.Ru

  Л Е С Н Ы Е    Н О В О С Т И
Издается Лесным клубом российских неправительственных организаций
и Центром координации и информации Международного социально-экологического союза
_________________________________________________________________
  N 4 (120)                                      февраль 2004 г.

 Неправительственные   организации  представили  Минэкономразвития
  замечания к проекту Лесного кодекса
 Общественность Читинской области требует от губернатора и депутатов
  выйти с инициативой решения проблем сохранения природного наследия
 Кабинет  Министров  Адыгеи  игнорирует решения федеральных судебных
  органов  и  считает  часть  Кавказского  заповедника  собственностью
  Республики
 О сертификации - преподавателям лесных вузов 


НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ    ОРГАНИЗАЦИИ   ПРЕДСТАВИЛИ   МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ
ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ ЛЕСНОГО КОДЕКСА 

Не так давно Минприроды и Минэкономразвития подготовили новую редакцию
проекта   Лесного   кодекса  РФ.  2  февраля  специалисты  российских
неправительственных  организаций  представили в Минэкономразвития свои
замечания к данному проекту Кодекса.   

В   подготовке   замечаний   к   Лесному  кодексу  принимали  участие
представители   Всемирного   фонда   охраны   дикой   природы  (WWF),
Международного социально-экологического союза (MСoЭС), Гринпис России,
Центра  охраны  дикой  природы  и  Всемирного союза охраны природы для
стран  СНГ.  По  мнению  российских  НПО  -  подготовивших замечания к
Лесному  кодексу,  в  его  новом  остается множество недоработок. Если
будет   принят   любой   из   предлагаемых  сегодня  вариантов  этого
законопроекта, ведение лесного хозяйства неминуемо приведет к быстрому
истощению лесных богатств нашей страны.        

Текст    замечаний   можно   найти   на   интернет-сайте   Forest.RU
(http://www.forest.ru/rus/legislation/newcode/comments040129.html) или
запросить в одной из перечисленных организаций.  

В  частности,  по  мнению  экологов,  в  новой  версии Лесного кодекса
осталась  незавершенной  реформа  лесного сектора. В случае введения в
действие  Кодекса  в  его  нынешнем  варианте,  вполне  вероятна такая
ситуация,  когда  нынешняя система лесного хозяйства и лесопользования
уже будет развалена, а новая еще не заработает. К сожалению, в текущей
версии Кодекса этот переходный период описан крайне скупо.     

В  результате  этого  деятельность  законопослушных  и  ответственных
лесопользователей может оказаться надолго парализованной. Одновременно
в  такой ситуации возможна вспышка нелегальных и полулегальных рубок и
усиление хищнического отношения к лесу.   

Обеспокоенность   вызывает   и   облегчение   кодексом   возможности
строительства  и  добычи  полезных  ископаемых  в  лесах. Также кодекс
оставляет  возможность  застройки  лесных  территорий  коттеджами  при
сохранении  земель  в  составе  лесного  фонда. Ничто не препятствует,
например,  построить коттеджный поселок на территории, взятой в аренду
с    целью   "пользования   лесом   для   культурно-оздоровительных,
туристических и спортивных целей".      

Принятие  нового  проекта  Лесного  кодекса не оставило равнодушным не
только  неправительственные организации, но и простых граждан. Впервые
ежегодное  массовое  спортивное  мероприятие  "Московская лыжня-2004",
состоявшееся  1  февраля  в  Химкинском  районе  Московской  области,
приобрело экологический характер.    

Члены Дружины охраны природы биологического факультета МГУ и активисты
Гринпис  обратились  к  лыжникам  с  просьбой подписаться под Открытым
письмом к Ю.М. Лужкову. В этом письме содержится просьба к мэру Москвы
препятствовать  принятию  нового  Лесного кодекса, допускающего, в том
числе, и приватизацию лесов России.    

Свои подписи под Обращением поставили более 400 человек, в том числе и
вице-мэр Москвы Валерий Шанцев, также поддержавший инициативу экологов
не допустить приватизации российских лесов.  

Почему  экологи  решили  обратиться  за  поддержкой именно к лыжникам?
Согласно    новому    законопроекту,   собственник   или   арендатор
приватизированных  лесных  участков  может запретить обычным гражданам
посещать  свои  лесные  владения.  В  случае  принятия такого варианта
Лесного кодекса, лыжники будут одними из первых, на ком это отразится.
Не  исключено,  что  следующую "Московскую лыжню" спортсменам придется
прокладывать вдоль шоссейных дорог.      

Дополнительная информация:
Лесная кампания МСоЭС, Дмитрий Аксенов, Владимир Захаров, 
Центр охраны дикой природы, Михаил Карпачевский,
тел. (095) 124-79-34

Дружина охраны природы МГУ, Наталия Курбатова
тел. 8-903-555-97-09, dopmgu@mail.ru

Дополнительную информацию по проблеме можно найти также на сайте:
http://www.forest.ru/rus/legislation/newcode/


ОБЩЕСТВЕННОСТЬ  ЧИТИНСКОЙ  ОБЛАСТИ  ТРЕБУЕТ ОТ ГУБЕРНАТОРА И ДЕПУТАТОВ
ВЫЙТИ С ИНИЦИАТИВОЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОХРАНЕНИЯ ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ 

Представители  общественных  экологических  организаций и политических
партий  Читинской  области,  ученые,  преподаватели вузов и сотрудники
заповедников  обратились  с  открытым  письмом  к губернатору, депутам
Государственной Думы от Читинской области и членам Совета Федерации. В
письме  выражена  обеспокоенность  политикой  Министерства  природных
ресурсов  и  решениями  Государственной  Думы  в  отношении природного
наследия России.      

В  декабре 2003 года Государственная Дума, Совет Федерации и Президент
РФ  одобрили  Федеральный  закон  "О внесении изменений и дополнений в
Лесной  кодекс  Российской  Федерации".  Этот  закон  создает коллизию
правовых  норм  Лесного  и  Земельного законодательства, и узаконивает
благоприятные   условия   для   нецелевого   использования  основного
национального  богатства  -  лесов  1-ой  группы. Авторитетные ученые,
экологи,    юристы    и    политики    указывают    на    серьёзные
социально-экономические последствия этих поправок.       

Вносимые   изменения   имеют  главной  целью  облегчить  коммерческое
строительство  объектов  "элитной"  недвижимости,  а  также  узаконить
фактически  криминальную  застройку  лесных земель прошлых лет. Первый
заместитель  председатель  комиссии  Совета  Федерации  по методологии
реализации  Конституционных  полномочий  Вишняков  В.Е.  отметил общую
ненормальную  обстановку,  в  которой  проходило  голосование по этому
законопроекту  в  Совете Федерации, заявив: "К сожалению, рассмотрение
этого вопроса проходило при отсутствии текста утверждаемого документа,
в  связи  с  поздним  его  поступлением  в  Совет  Федераций...  Опыт
показывает,  что попытки принятия скоропалительных решений по Законам,
поступающим в Совет Федерации накануне дня голосования, часто скрывают
недобросовестное лоббирование".

Принятие  поправок  к Лесному кодексу прочно связано с наступлением на
особо  охраняемые  природные  территории  (ООПТ).  За  последние три с
лишним  года   в  Российской  Федерации  не  создано  ни  одной  новой
охраняемой  территории,  такого  за  последние 50 лет не было ни разу.
Настоящим  потрясением  для  заповедников  и национальных парков стали
телеграммы,  полученные  от  Министра природных ресурсов В. Артюхова и
его  заместителей,  содержащие  противоречивые и неоправданные приказы
относительно  регламентации  деятельности  ООПТ.  В  2003  г. появился
чрезвычайно   опасный  законопроект,  согласно  которому  может  быть
ликвидирована фактически вся система российских охраняемых территорий,
складывающаяся    десятилетиями.    Законопроект    предусматривает
существование  фактически  только  охраняемых  территорий федерального
значения,  а  15  тысяч  региональных  заказников,  природных парков и
других  типов  охраняемых  территорий  станут  в случае принятия этого
закона нелегитимными.              

Ослабление   государственного   экологического   контроля  и  системы
охраняемых природных территорий России при полном молчании центральных
СМИ  представляется умышленным: открывается возможность приватизации и
разграбления природных ресурсов (лесных, водных, биологических и др.),
обеспечивающих   экологическую   безопасность   и   будущее   страны.
Легализуется  преимущественное право "толстых  кошельков"  эксклюзивно
пользоваться  красивейшими  и  богатейшими  уголками  природы  в ущерб
остальному населению. Кроме экологических и экономических последствий,
все  это  приведет к снижению духовности  народа, для которого природа
всегда   была  символом  Родины.  На  это  направлена  и  откровенная
фальсификация МПР резолюции  Третьего съезда охраны природы, в которой
делегатами  со  всей  России  отмечены  явные  негативные  тенденции к
ухудшению экологической обстановки в стране.

Еще   в   2000  г.  было  ликвидировано  независимое  государственное
природоохранное  ведомство  -  Государственный комитет по экологии. Он
был   упразднен  в  соответствии  с  идеей  повышения  инвестиционной
привлекательности  экономики  России  за  счет  снижения экологических
требований.  Прошедшие  три  с  половиной  года  показали,  что  такая
идеология  привела  к развалу системы экологического контроля и лесной
службы,   к   избирательности   и   ангажированности  при  проведении
экологической   экспертизы,   многочисленным   фактам  деэкологизации
федерального   законодательства.   Многие   годы  мы  наблюдаем  рост
незаконных рубок и вывоза за пределы страны делового леса, в том числе
-  особо  ценных  пород.  Реальными  и  многочисленными  стали  случаи
самовольного  захвата  земель   водоохранных  зон,  впервые  за многие
десятилетия   мы  имеем  факты  отторжения  земель  особо  охраняемых
природных  территорий  (Сочинский  национальный  парк и др.). В России
ухудшилась  экологическая  обстановка.  Впервые  с 1998 г. стали расти
выбросы   вредных   веществ  в  атмосферный  воздух  от  стационарных
источников,  снижение сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные
водоемы прекратилось с 2001 г.                 

Авторы письма предлагают губернатору и депутатам:

        Инициировать  проведение  расширенных  депутатских слушаний в
Государственной  Думе  с  приглашением  специалистов  и  экологической
общественности регионов для обсуждения деятельности Правительства РФ и
МПР в области охраны природы   
        Региональным  депутатам  и  депутатам Государственной Думы от
регионов   выйти   с   инициативой  реорганизации  МПР  с  выделением
самостоятельного  федерального  ведомства  в области охраны окружающей
природной среды   
        Инициировать проведение Всероссийского референдума по вопросу
приватизации земель государственного   лесного фонда
        Выйти  с  инициативой  в  Государственную Думу с целью отмены
Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс
Российской Федерации".  
         Выйти   с   инициативой  в  Государственную  Думу  с  целью
законодательного    закрепления     невозможности   изъятия   земель
заповедников   и  национальных  парков,  как  объектов  национального
достояния России   
         Выйти   с   инициативой  в  Государственную  Думу  с  целью
законодательного   закрепления   процедуры   проведения  общественных
слушаний  проектов новых и поправок к существующим федеральным законам
в сфере использования, охраны и регулирования природных ресурсов перед
слушаниями в Государственной Думе    

Открытое письмо подготовили и подписали 03 февраля 2004 г.:

1.     Директор    Общественного   экологического
центра   "Даурия"                                      И.Г.Зиновьева

2. Президент Общественного
благотворительного экологического фонда "Байкал"       Т.А. Стрижова

3. Директор Забайкальского Центра эколого-экономических 
исследований и программ,                               И.П.Глазырина

4. Исполнительный секретарь Читинского Регионального
отделения РДП "ЯБЛОКО"                               Н.А. Махарамова

5. Государственный природный биосферный
заповедник "Даурский"                                   О.К. Кирилюк

6. Государственный природный биосферный
заповедник "Даурский"                                   В.Е. Кирилюк

7. Проректор Читинского государственного
университета                                            В.В.Глазырин

8. Доцент кафедры зоологии Забайкальского 
Государственного педагогического университета            О.В. Корсун

Начался  сбор подписей организаций и граждан, готовых присоединиться к
обращению. 

Подробности: И. Зиновьева, personal@ecology.chita.ru


КАБИНЕТ  МИНИСТРОВ  АДЫГЕИ  ИГНОРИРУЕТ  РЕШЕНИЯ  ФЕДЕРАЛЬНЫХ  СУДЕБНЫХ
ОРГАНОВ И СЧИТАЕТ ЧАСТЬ КАВКАЗСКОГО ЗАПОВЕДНИКА СОБСТВЕННОСТЬЮ АДЫГЕИ 

29   января   в   Арбитражном   суде   Республики  Адыгея  состоялось
предварительное  судебное  заседание  по  иску  Майкопской  городской
организации  Всероссийского  общества охраны природы (ВООП) к Кабинету
Министров  Республики Адыгея с требованием признать недействительным и
не  имеющим  правовых  последствий  постановление  Кабинета  Министров
Республики Адыгея от 8 декабря 2003 года N 343 "О мерах по созданию на
территории Республики Адыгея природного парка".      

На  заседании лица, представляющие Кабинет Министров Республики Адыгея
заявили,  что плато Лагонаки не входит в федеральный заповедный фонд и
является собственностью Республики Адыгея. Судья попросил предоставить
документы,  подтверждающие  право  собственности.  У заповедника таким
документом  является  "Временное  свидетельство  на  право бессрочного
(постоянного)  пользования  землей",  выданное  Комитетом по земельной
реформе  Майкопского  района  Кавказскому Государственному биосферному
заповеднику   04.01.1993   г.   в   соответствии   с   Постановлением
Правительства  Республики  Адыгея  от  13.08.1992 г. N 234 "О передаче
Кавказскому  государственному  биосферному  заповеднику  высокогорного
пастбища  Лагонаки".  И хотя процедура оформления земли не завершена и
данные  изменения  не  зафиксированы  в  Земельном кадастре - эти акты
являются  действительными  и  не  утратившими свою юридическую силу. У
Кабинета Министров на данный момент никаких документов, подтверждающих
"право  собственности"  на территорию заповедника нет, и представители
Кабинета  Министров  попросили  назначить  следующее  заседание  через
месяц, чтобы "успеть найти" необходимые бумаги…                

Что  они  "найдут"  -  неизвестно, однако в этом же Арбитражном суде 6
августа  2001  года  плато  Лагонаки  уже было "изъято" из заповедного
фонда  Российской  Федерации. Но уже 3 декабря 2001 года после сложных
судебных  тяжб, которые вел уже "бывший" директор КГПБЗ Валерий Бриних
(уволенный  министром  природных  ресурсов Артюховым за принципиальную
позицию  и  природоохранные  взгляды),  Федеральный  Арбитражный  суд
Северо-Кавказского округа признал необоснованность претензий Адыгеи на
право владения уникальной территорией биосферного полигона Лагонаки.       

13  августа  2001  года  Кабинет  Министров  Республики  Адыгея принял
аналогичное  постановление  (о  создании  Природного  парка  на  плато
Лагонаки), которое было опротестовано прокуратурой Республики Адыгея и
3  декабря  2003 года действие этого постановления судебным путем было
аннулировано. Но ненадолго: через 5 дней (8 декабря) Кабинет Министров
принял  новое  постановление  N 343 "О мерах по созданию на территории
Республики  Адыгея  природного парка". Данное постановление игнорирует
прежние  решения  органов  исполнительной  власти  Адыгеи  по передаче
Кавказскому  заповеднику Лагонакского нагорья, Фишт-Оштенского горного
массива и хребта Джигурсан. Создание природного парка, декларируемое в
постановлении,  прикрывает  расчеты  Правительства  Адыгеи реализовать
проект строительства дороги на Черноморское побережье через заповедное
плато  (Майкоп-Лагонаки-Дагомыс),  который  уже  много лет лоббируется
Правительством  Республики  Адыгея.  Развитие туризма, подразумевающее
строительство  индустриальных туристических горно-лыжных комплексов на
плато   Лагонаки  (с  канатным  дорогами  и  многоэтажными  отелями),
противоречит   концепции   устойчивого   развития   Адыгеи,   которую
разработали  для  Республики ученые Адыгеи и Германии. А с юридической
точки  зрения  Постановление  Кабинета  Министров  Республики  Адыгея,
понижающее природоохранный статус Лагонакского нагорья и его иммунитет
от  интенсивной  хозяйственной  и  иной  деятельности, квалифицируется
Уголовным  Кодексом, как "приготовление к преступлению". Строительство
крупных  хозяйственных объектов на территории Кавказского заповедника,
во  всей совокупности неизбежных сопутствующих факторов и последствий,
согласно   Уголовному   Кодексу   РФ,   относимо   к   экологическим
преступлениям.                         

Интересно,   что   Кабинет   Министров   Республики   Адыгея,  приняв
оспариваемое постановление, вышел за пределы своей компетенции, приняв
решение  по предмету ведения Российской Федерации, так как в настоящее
время все участки Лагонакского нагорья являются частью ФГУ "Кавказский
государственный   природный   биосферный   заповедник"   со  статусом
территории  Всемирного  природного наследия ЮНЕСКО. То есть совершенно
открыто Правительство Адыгеи распоряжается федеральной собственностью,
имеющей ко всему прочему международный природоохранный статус.       

И  в заключение - характерная деталь: на предварительном заседании суд
и  Валерий  Бриних  (снова  защищающий  интересы заповедника) получили
положенный по закону Отзыв Кабинета Министров Республики Адыгея на иск
Майкопской городской организации ВООП, а третьему лицу, участвующему в
деле  и  интересы  которого  затрагивает  оспариваемое  постановление,
самому  Кавказскому  заповеднику,  забыли  даже  сделать копию Отзыва.
Словно  бы  и  нет вовсе заповедника и его прав, прописанных во многих
законах.       

Дмитрий Болотников, bolotnikov_di@mail.ru


О СЕРТИФИКАЦИИ - ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ЛЕСНЫХ ВУЗОВ 

22-23  января 2004 года в Московском государственном университете леса
прошел  второй  семинар  "Добровольная  лесная сертификация по системе
FSC".  

Организаторами  семинара были сотрудники университета леса и проектный
офис   "Партнерство   WWF/ИКЕА"  Российского  представительства  WWF.
Участники  семинара  -  профессорско-преподавательский  состав  лесных
вузов  России.  Цель семинара - популяризация идей добровольной лесной
сертификации.    

Основными  докладчиками семинара были координаторы направлений проекта
WWF/ИКЕА  (А.Рыжков,  А.Котлобай, Е.Черненькова). Они в своих докладах
коснулись  наиболее  острых  вопросов проведения лесной сертификации в
нашей  стране:  лесная  сертификация  в  России  -  проблемы и пути их
решения,  нелегальные  лесозаготовки,  леса  высокой  природоохранной
ценности,  социальные аспекты лесопользования. Интерес вызвали доклады
представителя  проекта  WWF  "Псковский  модельный лес" А.Кудряшовой о
природоохранном  планировании,  а  также  методике  выявления редких и
исчезающих  видов  флоры  и  фауны,  основанной  на результатах работы
технической группы по выявлению лесов высокой природоохранной ценности
в Архангельской области.          

Оживление в работе семинара вызвало практическое занятие по разработке
стандартов  лесоуправления. Результатом работы стали проверочные листы
для  оценки лесопользования, которые участники семинара апробировали в
интервью с представителями Щелковского учебно-опытного лесхоза.   

Организация  подобного  семинара  служит делу распространения знаний о
добровольной   лесной   сертификации,  включению  данного  предмета  в
программы  вузовского  обучения  и  подготовки специалистов для лесной
отрасли.   

Дополнительная  информация:  Полина  Герасимова,  пресc-cекретарь  WWF
России, PGerasimova@wwf.ru 
________________________________________________________________
Над выпуском работали: В. Захаров, zakharov@forest.ru,
                       Т. Саксина, saksina@seu.ru

Развитие событий и новые сообщения: http://www.forest.ru/rus/news

Архивы "Лесных новостей" за 1997-2002 гг. доступны на
http://www.forest.ru/rus/periodics/f-news

При  использовании  материалов  просим  ссылаться на бюллетень "Лесные
новости"      


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное