Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

* * *




2012-09-29 12:23 Дмитрий ШЕРИХ
Новости иногда звучат в унисон друг другу, а иногда и вразрез – причем настолько, что у неподготовленного гражданина голова кругом. На прошлой неделе, скажем, обнародованы были результаты соцопроса, проведенного исследовательским холдингом "Ромир". Выяснилось, что почти треть (31%) жителей российских городов не прочь сегодня покинуть свою страну, эмигрировав куда поспокойней – желательно в страны европейские. Характерно при этом – напомнили нам социологи, – что за семь лет с момента предыдущего такого опроса число потенциальных эмигрантов выросло на 12 процентов. И ведь не обвинишь социологов в искажении реальности: старались, как могли, опросили тысячу респондентов в возрасте от 18 лет, причем по выборке, которая "репрезентирует взрослое, экономически активное городское население России". Все, как полагается. Если и просятся на язык выводы, то больше обобщающего свойства: о растущем разочаровании россиян в состоянии наших общих дел, в утрате жизненного оптимизма и веры в счастливое будущее. В самом деле, если уж задерганная кризисом Европа кажется соотечественникам тихой гаванью, то времена у нас с вами вправду нельзя назвать спокойными. Несмотря на всю политическую стабильность последних лет. Несложно также предположить, что стало причиной разочарования. Не только слабое благоустройство отечественной жизни и разгульные масштабы коррупции. Также и бурная деятельность нашего высшего чиновничества, легко громоздящего масштабные планы и столь же легко их проваливающего. Умеют же отечественные вершители судеб поскользнуться на самых, казалось бы, проходных вещах. "Сколкова" толком не случилось, да и ладно, не больно хотелось. Но вот выяснилось на прошлой неделе, что с переводом стрелок власть наша тоже дала маху, что скоро может вернуться "зимнее" время – и зачем тогда, спрашивается, стоило всю эту кашу заваривать? Полный раздрай и с пенсионной реформой: сегодня люди среднего возраста и не знают уже толком, светит ли им пенсия вовсе. У государства, кажется, однозначного ответа на этот вопрос нет. Но при всем том Пенсионный фонд России энергично проводит в школах и вузах страны уроки пенсионного просвещения – чтобы разъяснять, видимо, то, чего может не быть вовсе. Странная такая жизнь. Сплошной (как сказали бы культурные люди) когнитивный диссонанс, недвусмысленно отразившийся в данных "Ромира". Однако свои новости подкидывают нам и другие социологи, и тут уже когнитивность становится диссонанснее прежнего: заглянув на официальный сайт фонда "Общественное мнение", еще одной крупной и вполне уважаемой ученой организации, обнаруживаем там "индекс социального спокойствия". Своего рода интегральный показатель, который складывается из трех составляющих: "индекса спокойствия в стране", "индекса спокойствия окружающих" (по оценке опрошенных, разумеется) и "индекса личного спокойствия". Методика тоже понятна: регулярные опросы населения городов и сел (по большей части городов), репрезентативная выборка, строго научный анализ и добросовестная интерпретация. Зная данные "Ромира", можно было бы предположить динамику всех трех составляющих: вниз, вниз и еще раз вниз, – однако же специалисты ФОМ утверждают ровно противоположное. По их сведениям, за последние годы все эти индексы выросли, причем серьезно. Одно лишь сопоставление: если весной 2011 года общий "индекс социального спокойствия" составлял 40,2%, то по самым последним данным 2012 года – 61,5%. Прирост в полтора раза, несомненное свидетельство растущего жизненного благополучия. И того, что стабильность стране идет все-таки на пользу. А также тупик для тех, кто в случае с опросом "Ромира" уже сделал далеко идущие выводы, а теперь думает о том, как скрестить ежа и ужа. Не являясь при этом дипломированным специалистом в области скрещивания. И в самом деле, как совместить центробежные тенденции с растущим социальным спокойствием? Не напутал ли чего кто-то из социологов, не поставил ли галочку или запятую в неправильном месте? Впрочем, выбраться из тупика, если хорошенько поразмыслить, не так уж сложно. Социологи двух компаний просто зафиксировали наше общественное состояние с принципиально разных ракурсов. Вот спросите себя сами: благополучно ли идут дела в стране? Не слишком, всем это уже ясно. Хотелось бы зажить комфортно, без неурядиц, бардака и коррупции? Разумеется. Возможно ли это в нашей с вами стране? Ответ ключевой, причем скептический: вряд ли. Минимум задорного оптимизма, максимум реализма. Россия сегодня – словно любимый ребенок, от которого уже не ждешь ошеломляющих успехов. Родительская любовь не уходит, только к ней прибавляется реальный взгляд на вещи. Житейская мудрость, если хотите. Мудрость, которая (кстати сказать) всегда была востребована в нашей с вами стране. Еще несомненнейший патриот Карамзин отмечал, что в России "воруют", а шедшие за ним декабристы ощутили всю силу российского беспорядка на себе. Читал недавно документы, связанные с одним из самых драматических событий петербургской истории, казнью пяти руководителей декабристского восстания на Кронверке: вначале вместо шести подвод с деталями эшафота прибыли на место пять, а главный, "где находилась перекладина с железными кольцами", пропал; затем сколотили сооружение из подручных материалов и изрядно напутали с высотой столбов; после всего оборвались веревки и трое приговоренных рухнули на помост. Думали было послать за новыми веревками, да только ночь стояла на дворе, ближайшие лавки были закрыты... Говорят, именно тогда Сергей Муравьев-Апостол произнес: "Бедная Россия! И повесить-то порядочно у нас не умеют!". Сергей Иванович Муравьев-Апостол все знал о своей стране, любил ее, жил в ней и старался изменить к лучшему. Хоть понимал, должно быть, насколько это непросто. Подполковника Муравьева-Апостола сегодня не грех вспомнить лишний раз: он родился 28 сентября 1796 года. ...Что же касается тех самых потенциальных эмигрантов в количестве 31%, о которых сообщили нам социологи, то более чем уверен: по большей части они тоже реалисты, а потому на деле покинут нашу страну считанные проценты, если не доли их. Одно дело отвечать на абстрактный вопрос социологов про воображаемые перспективы, а совсем другое – жить. Жить все-таки лучше в своей стране, это факт.


2012-09-29 12:24 Михаил РУТМАН
Когда я наблюдаю за все нарастающим дрейфом нашего светского (по Конституции!) государства в сторону "религиозной толерантности", сразу вспоминаю регулярно посещаемую мною общественную баню. В кабинке банщика есть специальный гвоздик, на который вешают потерянные нательные крестики. Их много – целая гроздь, и она все увеличивается. Рядом, в щелочку между досок, суют те же крестики, у которых нет цепочки или она оборвана. "Приходит кто-нибудь за этим добром?" – спрашиваю я у банщика. "Нет, никто", – вздыхает он. Не уверен, конечно, что баня дает репрезентативную выборку (по понятным причинам, например, в "социсследовании" не участвуют женщины), но некую оценку истинной религиозности нашего общества, думаю, она показывает. Право слово, не хотелось мне, не верящему ни в бога, ни в черта, лезть в этот щекотливый разговор. Конечно, меня занимала мысль о том, куда партийные функционеры советских времен, а ныне руководители разных рангов, благостно стоящие со свечками в церквах, в свое время прятали нательные крестики. Как они сидели на комсомольских и партийных собраниях, штудировали марксизм, клеймивший религию как "опиум для народа", а сами тайком крестили своих детей и по вечерам читали молитвы. Теперь, слава Богу (именно так, с большой буквы!), можно не скрываться, о своих убеждениях говорить открыто. И даже, прямо скажем, используя свои немалые возможности, сближать общество с религией (формально, напомним, они "разведены", но, похоже, это ненадолго). Несколько пугает, правда, та истовость, с которой вышедшие "из подполья" бросаются защищать религиозные идеалы. Комплекс вины перед церковью за понесенные ею мучения при большевиках, похоже, уже больше, чем перед жертвами ГУЛАГа. То мы отдаем в некий безвестный (а на самом деле, конечно, опекаемый кем-то из сильных мира сего) храм бесценную икону из музея. То вводим в школах курс "религиозного ликбеза". То задаром передаем церкви земли под храмами и вокруг них. А уж как ополчились на несчастных дурочек – "пусек"! Бездарные девки неожиданно для себя получили ранг разрушителей традиционной морали, представляющих реальную угрозу для общества. Хорошо же, прямо скажем, это общество, если оно затряслось от срамных плясок на амвоне! Далее ревнители морали от счастья должны были разбить в кровь ладоши. Дурочкам в назидание всем охальникам дали по два года реального срока! Служители Фемиды явно напомнили того, хм-м... не очень умного человека, которого заставь Богу молиться, он и лоб расшибет. Хотя, по моему разумению, руководство страны должно было дать девушкам по ордену. Ведь, не пошевелив буквально пальцем, оно с их помощью опустило "ниже плинтуса" оппозицию, сделавшую "пусек" своим знаменем. А в виде "бонуса" получило раскол только было объединившихся "болотных" по признаку "за" и "против" "пусек". Никакому политтехнологу такой результат и не снился! Но расшибать лоб в борьбе с разрушителями морали, кажется, становится нашей любимой национальной забавой. Теперь этим с усердием, достойным лучшего применения, занялись наши многоуважаемые думцы. Подвигли их на это уже другие "героини" – гарные украинские дивчины, заведшие моду спиливать поклонные кресты. Чаша терпения депутатов переполнилась, и они в срочном порядке поставили вопрос о введении уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих и покушение на их святыни, обряды и т. д. И – о чудо – в борьбе за "святую веру" оказались едины представители всех думских фракций! Последний раз, кажется, такое было при ужесточении ответственности для педофилов и террористов. Более того, мгновенно проведенный соцопрос показал, что "охоту на ведьм" поддерживают и 82% россиян! Неужели наконец найдена долгожданная национальная идея?! Признаюсь, даже в благословенные советские времена, когда нас всех "ломали через колено", я не считал, что большинство всегда право. А сейчас и подавно. Тем более что, помня гвоздик с крестиками в своей бане, испытываю сомнения в качестве указанного соцопроса. Не верю, что Россия столь оскудела на мыслящих людей! Одних юристов у нас – сотни тысяч. И каждый прекрасно знает, что в нашем Уголовном кодексе есть и "Хулиганство по мотивам религиозной ненависти" (по которой и были осуждены несчастные "пуськи"), и "Вандализм". Какая есть насущная необходимость принимать еще специальные "религиозные" статьи? И почему, собственно, верующих нужно выделять в какую-то особую категорию, нуждающуюся в специальной охране? Разве у нас не все равны перед законом, независимо от вероисповедания? И почему государству чувства и права верующего дороже, чем неверующего? Может быть, кому-то интересно, что я, ни к одной конфессии не принадлежащий, не хотел бы мучиться в пробке, создавшейся по причине выноса священных мощей? Или хотел бы в пасхальную ночь смотреть по государственному телеканалу что-нибудь кроме молитв? И потом, кто и по каким критериям определяет оскорбление чувств? Вот придет к нам завтра в баню святой отец (а ходят они туда регулярно) и "наедет" на банщика: "Это почему ты, охальник, наши крестики в щелочку запихал?! А не хочешь ли, извиняюсь, тюремной баланды поесть?". И что, реально пойдет несчастный под суд? Но дело станет еще более сложным, если вспомнить, сколько у нас в России разных религиозных конфессий и что может показаться их представителям оскорбительным. Теперь уже в мусульманский праздник любителей резать баранов на улице так просто не прогонишь! Как раз на уголовную статью нарвешься. А ведь есть еще и межконфессиональные раздражающие факторы. В Италии, к примеру, прошла волна протестов против распятий, висящих в школах и больницах. Они оскорбляли чувства мусульман! А в Англии по тем же мотивам оштрафовали тетеньку, выставившую у себя в окошке игрушечную свинку. У нас, боюсь, если выпустить этого джинна из бутылки, все будет гораздо круче. Думают ли об этом наши законодатели? Не верю! Думают они, похоже, лишь о сиюминутном политическом успехе. О том, что их борьба за "святое дело" может буквально взорвать страну, как будто не догадываются. Религиозную карту разыгрывают с единственной целью: прикрыть свой срам – полное отсутствие какой-либо внятной идеи, способной объединить общество. Судя по всему, "крестовый поход" против "пусек" для нынешних идеологов – это потолок возможностей.


2012-09-29 12:27 Маргарита РОСЕНКО, доктор философских наук
Причиной многих бед сегодняшней России является неолиберальная идеология. В ее основе – отсутствие какой-либо внятной государственной идеологической платформы, бездумное копирование западных буржуазных теорий, а также откровенный примитивный антисоветизм.


2012-09-29 12:34
Этим вопросом озадачились недавно социологи Левада-центра, организовав свое инициативное исследование в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. В качестве ответа участникам опроса предлагалось выбрать не более шести возможных вариантов. Как выяснилось, наибольшую тревогу у опрошенных россиян вызывает непрекращающийся рост цен (67% всех зафиксированных ответов). Второй – 48% – наиболее острой российской проблемой были обозначены бедность и обнищание населения. 35% ответов набрали коррупция и взяточничество. Далее по убывающей в качестве главных тревог назывались рост безработицы (33%), кризис в экономике, плохое состояние промышленности и сельского хозяйства (32%), кризис морали и культуры (31%), резкое расслоение населения на богатых и бедных (28%). По 24% набрали в ходе опроса такие варианты ответа, как рост наркомании и недоступность многих видов медицинского обслуживания. В 21% ответов фигурировало ухудшение состояния окружающей среды, почти столько же – 20% – набрал рост платности образования. По 16% в активе у таких вариантов, как наплыв мигрантов и рост уголовной преступности. В 13% ответов в качестве острой проблемы были обозначены засилье и произвол чиновников. Заметно реже в качестве главных причин беспокойства назывались слабость государственной власти (8%), жестокость полиции и ухудшение межнациональных отношений (по 7%), угроза терактов в месте проживания респондента (6%), невозможность добиться правды в суде (5%), ограничение таких гражданских прав, как свобода слова, печати, и задержки в выплате зарплат, пенсий или пособий (по 4%), рост заболеваемости СПИДом и теракты на Северном Кавказе (по 3%), конфликты между ветвями власти на различных уровнях (2%). Всего по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения социологи опросили 1601 человека в возрасте 18 лет и старше. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных, статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.


2012-09-29 12:39
Совет Федерации одобрил сегодня закон о введении в России единого дня голосования, которым теперь будет второе воскресенье сентября. В случае, если выборы будут приходиться на год, когда должен избираться и президент страны, и депутаты Государственной думы, голосование также будет проходить в один день, сообщает РБК. По мнению авторов закона, установление единого дня голосования существенно сократит расходы из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов. Данный закон не вносит никаких изменений в нормы законодательства, которые касаются проведения досрочных или иных выборов. Кроме того, его действие не распространяется на те выборы, дата голосования на которых была назначена до его вступления в силу. Таким образом, ближайшие выборы состоятся в октябре 2012 г., а все последующие будут проходить в сентябре. Закон о введении единого дня голосования был одобрен со второй попытки. Ранее, 18 июля, Сов­Фед РФ отклонил его после того, как документы в предыдущей редакции не прошли обсуждения в субъектах РФ, поскольку те были лишены возможности высказать свою позицию. До настоящего момента в России всегда устанавливалось два дня голосования в году. Это были второе воскресенье марта и второе воскресенье октября. Впрочем, у этого правила было несколько исключений - в частности, если выборы назначались для избрания органа власти, чьи полномочия были прекращены по тем или иным причинам досрочно, или же если выборы проводились во вновь созданные органы. Думская оппозиция ранее выступала против введения единого дня голосования в сентябре, предлагая перенести его на октябрь. Свою позицию она объясняла тем, что лето является не самым удачным периодом для ведения предвыборной агитации. В свою очередь, спикер СовФеда Валентина Матвиенко уже после принятия закона заявила, что в России теперь должны повыситься явка избирателей на участки и общий интерес населения к выборам, пишет РИА "Новости".

В избранное