Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русские новости и аналитика

  Все выпуски  

Образцовая семья на церковный манер



Образцовая семья на церковный манер
2013-07-19 18:00 РУНА

В городе Муроме уже целых 5 лет в июле празднуют «День семьи, любви и верности». Ибо «около 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности». Какая она – идеальная любовь по-церковному?

 Вслед за Бабой-Ягой

На сайте, специально созданном для пропаганды образов Петра и Февронии Муромских, кое-что говорится и о том, как появился в современном российском календаре «День семьи, любви и верности». «В 2008 году 8 июля в России появился замечательный праздник – Всероссийский день семьи, любви и верности. Идея возродить древнюю традицию отмечать День Петра и Февронии возникла у жителей города Мурома, где в XIII веке княжили святые супруги Пётр и Феврония, были они образцом супружеской любви и верности. Инициатива жителей Мурома об учреждении праздника была единогласно одобрена в Совете Федерации России».

На том же сайте есть и сведения о том, как создавалась «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – главный источник сведений о жизни этой идеальной (с точки зрения церкви) семейной пары. «Это литературная обработка любимой русским народом легенды, выполненная по распоряжению митрополита Макария писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом к московскому церковному собору 1547 года». Проще говоря: по заказу тогдашнего главы РПЦ писатель Ермолай собрал несколько народных сказок и на их основе сочинил некий текст, позже позволивший заказчику сочинения пополнить списки православных святых ещё парой имён.

А мы по такому случаю вспомним ещё две сказки и ещё две инициативы, очень похожие на идею жителей Мурома. Во-первых, заглянем в село Кукобой Ярославской области – там местные жители устроили «резиденцию Бабы-Яги» (русские народные сказки о которой, пожалуй, будут подревнее, чем история о княжеской чете из XIII века). Во-вторых, напомним, что даже сталинский агитпроп не смог победить веру в Деда Мороза – так что шлём наш привет жителям Великого Устюга – «официальной резиденции» новогоднего дедушки.

Ну а вслед за Дедом Морозом и Бабой-Ягой – и в Муроме подсуетились. Что, впрочем, местным жителям не в укор: если есть возможность привлечь к себе туристов, то почему бы ею не воспользоваться?

 В борьбе с нехристями

Всё на том же сайте можно найти и перевод текста сочинения Ермолая-Еразма со старославянского на современный русский язык. Он довольно длинный, поэтому выделим ключевые моменты.

Муромский князь Пётр «покрылся струпьями, и появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь. И пытался он у многих врачей найти исцеление, но ни один не вылечил его». Поэтому князь в поисках исцеления кинулся к соседям: в селе Ласкове Рязанского княжества нашлась девушка-целительница Феврония. К ней Пётр послал гонца, но тот, видать, умом не блистал, поэтому выложил всю подноготную о шефе: «В своём княжестве искал он исцеления у многих врачей, но никто не смог вылечить его». Проще говоря, гонец проболтался, что ради выздоровления князь готов на всё. Феврония оценила: «Она же без обиняков ответила: я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово моё: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его».

…Если Вы, дорогой читатель, думаете, что я сейчас начну возмущаться действиями шантажистки, то это Вы зря. Ибо Ермолай-Еразм не случайно уже в заголовке своего сочинения называет Февронию «благоверной и преподобной и достойной похвалы», т.е. примерной христианкой. Вполне логично, что ей вовсе не к лицу было вести себя так, как завещал врачам древний грек (с точки зрения особо ретивых христиан – язычник, или, проще говоря, нехристь) Гиппократ: «В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами». Вот и поступила Феврония – ровно наоборот.

 Особенности народной памяти

Добившись столь оригинальным способом руки князя Петра, Феврония поселилась у него в тереме, и…. Впрочем, давайте сначала ещё раз вспомним: «Повесть о Петре и Февронии» Ермолай-Еразм сочинил, обработав народные легенды. Что же запомнил народ о «благоверной и преподобной и достойной похвалы» княгине? А вот что: «Каждый раз, окончив трапезу, перед тем, как встать, собирает в руку крошки, будто голодная». Этакая средневековая вариация на тему «Легко выгнать Люську из колхоза, попробуй выгнать колхоз из Люськи». А вот факта рождения в «образцовой семье» детей почему-то не припомнил ни один из тех, кого расспрашивал Еразм. То есть, по всей видимости, пара была бездетной.

Правили Муромом Пётр с Февронией своеобразно: «Молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали». В общем, вместо того, чтобы решать государственные дела, устроили нечто среднее между церковью и богадельней. Неизвестно, насколько сильно такой стиль правления допёк тех жителей Мурома, которые предпочитали работать, а не попрошайничать (и явно были не в восторге от того, что их налоги идут на прокорм разного рода люмпенов) – но однажды Пётр и Феврония были вынуждены отречься от престола и уйти в монастырь. «В одно время приняли они монашество и облачились в иноческие одежды». Это, помимо прочего, означало ещё и факт развода супругов.

Вот такой символ семьи, любви и верности – пара бездетных разведёнцев, сошедшаяся вследствие шантажа. А впрочем…. Когда Виктор Шендерович ещё умел смешно шутить, то заметил по поводу десятидневных новогодних выходных: «Нам бы Рождество от Хануки до Рамадана». Так что пусть будет – «Всероссийский день семьи, любви и верности». Не хуже ведь, чем именины гранёного стакана. Да и Муром явно не хуже Великого Устюга и села Кукобой – не всё же туристам ездить в гости к Деду Морозу да к Бабе-Яге.

http://echo.msk.ru



В избранное