Уважаемые господа священники, прошу вас разъяснить мне такую вещь.
Лет 15 назад у меня засела в голове вот какая идея. Я озаботился тем, что между наукой и религией существует, в некотором роде, раскол. На примитивном уровне можно обозначить его так: некоторые говорят: "Гагарин в космос летал, и никакого Бога там не видел". А другие отвечают: "Вся эта ваша наука и техника - ерунда, она ничего не дает человеку". Повторяю, это на примитивном уровне.
И вот какая идея мне пришла в голову: почему бы не вернуться к тому положению вещей, какое было до эпохи Возрождения, то есть когда технические науки развивались и преподавались в религиозных институтах. Ярчайшие примеры: Славяно-греко-латинская академия, Сорбонна (изначально - богословский институт). То есть почему бы не организовать курсы лекций по физике и высшей математике в наших духовных училищах?
Всё – просто.
Просто в изложении;
когда сложность
сердцем пережита,
умом просеяна,
горечью просмеяна,
да жизнью изжита…
В чём различие учёного и схоласта? По сути, по отношению к жизни, по способу мышления, по отношению к предмету изучения… Учёный пытается постичь предмет в его связях с миром в целом, он не наделяет объект или понятие неким самосущим значением (содержанием), не абсолютизирует понятия, не ищет «философский камень». Он – нацеленный на пользу, на адекватность, на практику – ищет глубинные свойства и связи в конкретных проявлениях феномена; то есть не абсолютизирует вещь и понятия вне их конкретного значения. Схоласт пытается оживить, наполнить самостоятельным содержанием, сверх-значением некие понятия. Он упрощает, «спрямляет» некие связи и ставит себя (!), как посредника, проводника; он наполняет…